Неверно что к объектам смежных прав относится
ГК РФ Статья 1304. Объекты смежных прав
1. Объектами смежных прав являются:
1) результаты исполнительской деятельности (исполнения), к которым относятся исполнения артистов-исполнителей и дирижеров, если эти исполнения выражаются в форме, допускающей их воспроизведение и распространение с помощью технических средств, постановки режиссеров-постановщиков спектаклей, если эти постановки выражаются в форме, позволяющей осуществить их повторное публичное исполнение при сохранении узнаваемости конкретной постановки зрителями, а также в форме, допускающей воспроизведение и распространение с помощью технических средств;
(пп. 1 в ред. Федерального закона от 28.03.2017 N 43-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2) фонограммы, то есть любые исключительно звуковые записи исполнений или иных звуков либо их отображений, за исключением звуковой записи, включенной в аудиовизуальное произведение;
3) сообщения передач организаций эфирного или кабельного вещания, в том числе передач, созданных самой организацией эфирного или кабельного вещания либо по ее заказу за счет ее средств другой организацией;
4) базы данных в части их охраны от несанкционированного извлечения и повторного использования составляющих их содержание материалов;
5) произведения науки, литературы и искусства, обнародованные после их перехода в общественное достояние, в части охраны прав публикаторов таких произведений.
2. Для возникновения, осуществления и защиты смежных прав не требуется регистрация их объекта или соблюдение каких-либо иных формальностей.
3. Предоставление на территории Российской Федерации охраны объектам смежных прав в соответствии с международными договорами Российской Федерации осуществляется в отношении исполнений, фонограмм, сообщений передач организаций эфирного или кабельного вещания, не перешедших в общественное достояние в стране их происхождения вследствие истечения установленного в такой стране срока действия исключительного права на эти объекты и не перешедших в общественное достояние в Российской Федерации вследствие истечения предусмотренного настоящим Кодексом срока действия исключительного права.
Нюансы и тонкости прав автора: смежные права
В современном мире при упоминании понятия авторских прав подразумеваются смежные права. Что это такое? Давайте разбираться!
Для обывателя тема сложная, но при желании в ней можно разобраться, если вникнуть в суть. По статье 1303 российского ГК к смежным с авторскими правами относятся:
- Результат фонограммы, исполненный голосом того или иного лица.
- Эфирные трансляции по радио и телевидению.
- Разрешение на содержание информационных баз.
- Права на литературные произведения, учёные работы, достояния искусства, обнародованные первый раз.
К объектам смежных прав относятся по статье 1304 того же Закона:
- Выступления артистов, режиссёрские постановки, выражаемые в форме, которая предусматривает просмотр и распространение их посредством техники.
- Фонограммы.
- Трансляция программ в эфирном времени по радиовещанию и телевидению, разработанных непосредственно предприятием или по его заказу за счёт спонсорских денег.
- Информационные базы в области охраны от незаконного распространения и несанкционированного использования их фрагментов несколько раз.
- Научные труды, разработки в сфере искусства, литературные работы после их перевода в достояние общественности.
Смежные права могут проявляться у певцов, производителей фонограмм, телевизионных каналов, радиостанций, публикаторов, разработчиков баз данных. Также они бывают у произведений, которые до определённого момента не стали достоянием общественности. При возникновении спорных моментов допускается обращение в суд для разрешения спорных ситуаций. Смежные права развиваются при чётком соблюдении правомерных авторских прав. Необходимо научиться разграничивать эти два понятия во избежание проблем с законодательством, действующим сейчас. Следите за актуальными новостями в области юриспруденции или обратитесь к профессионалам за консультацией.
Предположим, что композитор доверил исполнение своего шедевра третьему лицу, предварительно подписав с ним лицензионное соглашение. Тогда смежные права на исполнение единицы творческой деятельности возникают у этого исполнителя.
Для грамотного регулирования перечисленных в предыдущих абзацах объектов смежных прав в российском Гражданском кодексе существует отдельный параграф. Поговорим о самых важных аспектах каждого из них.
Исполнительное право. Второй параграф гл. 71 Исполнителем считается человек, чьим мастерством создавалось исполнение. К таким гражданам относятся актёры, певцы, музыканты, а также лица, играющие роль. Артист декламирует стихотворение, поёт, играет на пианино, всячески участвует в исполнении номера. К таким людям также можно причислить режиссёра спектакля и дирижёра.
Бывает, что исполнитель не один, а целая группа. Как быть в таком случае? Тогда исполнение согласно упомянутому закону считаются совместным исполнением. Каждому участнику коллектива принадлежат права, регламентированные статьёй 1315 российского ГК. Что относится к таким правам? Это право на исполнение в исключительном порядке, право авторства, право на псевдоним, право на обязательную защиту исполнения. Права исполнителя признают независимо от наличия авторских прав на творчески труд.
Предположим, существует гипотетическое музыкальное сочинение, записанное исполнителем с соблюдением норм действующего законодательства. Он исполнил песню, которая в скором времени превратилась в достояние общественности. В таком случае ориентируясь на третий пункт статьи 1315 свода гражданских прав становится понятно, что исполнитель не теряет прав на произведение. Перефразируя на доступный язык: исполнение представляет собой то, как исполнена песня или сыгран спектакль. При каждом новом использовании композиции получается новое исполнение.
Права фонограммы изложены в третьем параграфе.
Права на звуковые сигналы, полученные в результате звукозаписи, содержащиеся на определённом носителе, возникают у изготовителя. Им является лицо, инициирующее пилотную запись звуков исполнения.
Какие права принадлежат ему?
Преобладающее право на фонограмму, возможность записать собственное имя на диске (пластинке, дискете), право защитить объект от искажения, сделать фонограмму доступной для слушателей и зрителей. Фонограммой считается звукозапись, в рамках которой находится исполнение.
В статье 1326 идёт речь об использовании упомянутых выше материалов в коммерческих целях. Потому общедоступное исполнение фонограммы, обнародованной с целью обогащения, трансляция её в эфир или по кабельной сети допустимы без разрешения правообладателя и держателя исключительного права на записанное в ней исполнение. Однако перечисленные действия подразумевают выплату вознаграждения обладателю такого права.
Сбор прибыли находится в компетенции службы, регламентирующей управление авторскими правами на коллективной основе. Во Всемирную организацию интеллектуальной собственности можно обращаться для урегулирования вопросов исполнительских и авторских прав. Если собственник заведения общественного питания использует в своём здании композиции, перешедшие в категорию общественного достояния, следует быть готовым к негативным последствиям в правовом поле. Отличный выход из сложившейся ситуации применяют управляющие больших торговых центров и элитных ресторанов. Они приглашают музыкальные группы, чтобы специально для конкретной организации записать композиции с классической музыкой. В результате можно отлично сэкономить, не нарушив закон. Второй вариант предусматривает взятие в штат музыканта. Его можно посадить за пианино, вручить ноты, с помощью которых он будет живьём исполнять произведения, что перешли в народное достояние. В этом случае ВОИС не придерётся, потому платить ничего не понадобится.
Некоторые правовые нюансы вещания изложены в четвёртом параграфе того же кодекса Предприятием эфирного или кабельного вещания считается юридическое лицо, которое проводит эфирную трансляцию.
Смежные права данных учреждений тесно пересекаются с правовыми нормами трансляции в эфир программ, разработанных ими же. Но такие права передаются в аналогичном порядке другим организациям или физическим лицам. При сообщении ранее зафиксированной на цифровом носителе чужой программы, транслирующее предприятие не получает смежные права. Они возникают при одновременной трансляции программ. При попытке показать зрителям устаревшую чужую программу необходимо юридически подготовиться. Понадобится подписание лицензионного контракта на смежные права с автором объекта первоначальной передачи. Данное положение описано в статье 1308 ГК.
Пятый параграф рассказывает о правах изготовителя информационных баз
Лицо, изготовившее базу данных, может быть индивидуальным предпринимателем или компанией (юридическим лицом). В процессе работы происходит сбор данных, их анализ, мониторинг, оптимизация.
Изготовителю принадлежит исключительное право производителя такой базы, а также возможность указывать на образцах собственное имя или торговую марку.
Стоит разграничить термины «изготовитель базы данных» и «автор базы данных».
Изготовитель обычно несёт значительные материальные затраты при работе с продуктом. Он обладает исключительными правовыми рычагами, чтобы при необходимости извлекать из объекта материалы с дальнейшим использованием. Положения пятого параграфа российского ГК не оставляют составителя без охраны продукта как составной части произведения с использованием положений относительно авторских прав. Период действия такого права для изготовителя возобновляются при каждом последующем её обновлении.
Шестой параграф. Право публикатора Публикатором считается физическое или юридическое лицо, обнародовавшее на правовых основаниях произведение, которое ранее не публиковалось. Такое произведение могло не находиться под охраной закона «Об авторском праве». Публикатору в таком случае принадлежат следующие права:
- Исключительное право на обнародованный объект интеллектуальной или творческой собственности.
- Личное неимущественное право отобразить собственное имя в процессе использовании произведения.
Во время обнародования публикатор обязан учитывать волю автора. При несоблюдении упомянутого условия смежные права не развиваются. В случае нарушения публикатором личных неимущественных авторских прав, действие его исключительного права аннулируется в судебном порядке.
Давайте рассмотрим ситуацию. Предположим, при плановом осмотре экспозиции в исторических апартаментах одного из известных писателей представители коллектива музея нашли тайник. В нём было письмо писателя и рукопись одного из его творческих работ. В письме он попросил друзей опубликовать работу. Однако получилось, что рукопись была надёжно запрятана, а позже и вовсе позабыта. Потому данное произведение не было опубликовано, оставаясь лежать в недрах тайника в течение ста лет. В таком случае сотрудники музея принимают решение о его публикации. Права публикатора приобретает музей.
Что такое смежные права
В наши дни, говоря об авторском праве, мы все чаще сталкиваемся с понятием смежных прав. Что же это такое, какие они бывают, эти смежные права?
В этой статье я постарался разобрать права, смежные с авторскими, для каждого из объектов смежных прав. Постарался сделать это как можно проще, выделив и остановившись лишь на важном.
И хотя тут достаточно много выдержек из текста Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ), я постарался сделать текст максимально простым для восприятия. Потому что на мой взгляд, тема смежных прав одна из тех тем, которые вызывают у обывателя, не являющегося профессиональным юристом, наибольшую путаницу и неразбериху. Даже многие профессиональные юристы, не практикующие постоянно в области авторских и смежных прав, путаются в понятиях этой темы.
Согласно ст.1303 ГК РФ, смежными с авторскими правами (смежными правами) являются права на:
- результаты исполнительской деятельности (исполнения),
- на фонограммы,
- на сообщение в эфир или по кабелю радио- и телепередач (вещание организаций эфирного и кабельного вещания),
- на содержание баз данных,
- на произведения науки, литературы и искусства, впервые обнародованные после их перехода в общественное достояние.
А объектами смежных прав согласно ст.1304 ГК РФ будут:
- исполнения артистов-исполнителей и дирижеров, постановки режиссеров — постановщиков спектаклей (исполнения), если эти исполнения выражаются в форме, допускающей их воспроизведение и распространение с помощью технических средств;
- фонограммы;
- сообщения передач организаций эфирного или кабельного вещания, в том числе передач, созданных самой организацией эфирного или кабельного вещания либо по ее заказу за счет ее средств другой организацией;
- базы данных в части их охраны от несанкционированного извлечения и повторного использования составляющих их содержание материалов;
- произведения науки, литературы и искусства, обнародованные после их перехода в общественное достояние, в части охраны прав публикаторов таких произведений.
Смежные права возникают у исполнителей, изготовителей фонограмм, теле и радио компаний, производителей баз данных и публикаторов, не обнародованных ранее произведений. Стоит заметить, что смежные права возникают при соблюдении изначальных авторских прав. Таким образом, если автор, например, музыки на основании лицензионного договора предоставил право исполнять музыку какому-либо исполнителю, то у исполнителя возникают смежные права на исполнение (как объект).
Для регулирования каждого из перечисленных выше объектов смежных прав в Гражданском кодексе отведен соответствующий параграф. Коротко пройдем по каждому из них, остановимся не на всем, но на мой взгляд на интересном и полезном.
Права на исполнение. § 2 главы 71 ГК РФ.
Исполнителем (автором исполнения) признается гражданин, творческим трудом которого создано исполнение, — артист-исполнитель (актер, певец, музыкант, танцор или другое лицо, которое играет роль, читает, декламирует, поет, играет на музыкальном инструменте или иным образом участвует в исполнении произведения литературы, искусства или народного творчества, в том числе эстрадного, циркового или кукольного номера), а также режиссер-постановщик спектакля (лицо, осуществившее постановку театрального, циркового, кукольного, эстрадного или иного театрально-зрелищного представления) и дирижер. Это цитата из закона.
Если исполнителей несколько (например музыкальный коллектив), то такие исполнения признаются совместными исполнениями.
Каждому исполнителю принадлежат смежные права, установленные ст.1315 ГК РФ: исключительное право на исполнение, право авторства (не на изначальное произведение, а как право признаваться автором исполнения), право на имя, право на неприкосновенность исполнения (т.е. защиту исполнения от всякого искажения).
Есть еще в этой статье положение о том, что права исполнителя признаются и действуют независимо от наличия и действия авторских прав на исполняемое произведение. Эту норму можно расшифровать на примере: Есть музыкальное произведение, исполнитель записал его (законно) в своем исполнении, но вскоре произведение перешло в общественно достояние. Так вот п.3. ст.1315 ГК РФ и говорит о том, что право исполнителя на созданное им исполнение при этом не прекращается.
Простыми словами: исполнение — это то, как исполнено произведение. Каждый раз, когда произведение перепевается, переигрывается или декламируется заново, возникает новое исполнение.
Права на фонограммы. § 3 главы 71 ГК РФ.
Права на фонограмму возникают у изготовителя фонограммы. Изготовителем фонограммы признается лицо (в данном случае не только физическое, но и юридическое), взявшее на себя инициативу и ответственность за первую запись звуков исполнения или других звуков либо отображений этих звуков.
Изготовителю фонограммы принадлежат следующие права: исключительное право на фонограмму, право на указание на экземплярах фонограммы своего имени или наименования, право на защиту фонограммы от искажения, право на обнародование фонограммы (т.е. на осуществление действия, которое впервые делает фонограмму доступной для всеобщего сведения).
То есть фонограмма — это запись, содержащая исполнение.
Пожалуй, самая интересная норма, из содержащихся в данном параграфе, касается использования фонограммы опубликованной в коммерческих целях. В статье 1326 говорится о том, что публичное исполнение фонограммы, опубликованной в коммерческих целях, а также ее сообщение в эфир или по кабелю допускается без разрешения обладателя исключительного права на фонограмму и обладателя исключительного права на зафиксированное в этой фонограмме исполнение, но с выплатой им вознаграждения.
Сбором такого вознаграждения, как Вы уже наверное догадались, занимаются организации по управлению авторскими правами на коллективной основе (например, одна из таких организаций – ВОИС). При этом стоит помнить, что по аналогии с исполнителями, права изготовителя фонограммы признаются и действуют независимо от наличия и действия авторских прав и прав исполнителей. То есть, если Вы у себя в кафе на музыкальном центре ставите диск с записью произведения, перешедшего в общественно достояние, то это совсем не исключает негативных правовых последствий. Хороший выход из этой ситуации нашли руководители крупных торговых центров и дорогих ресторанов. Чтобы не платить отчисления, они нанимают музыкальные коллективы, которые специально для данного заведения записывают треки с классической музыкой в своем исполнении. Это получается дешевле. Можно также посадить прямо в зале музыканта за рояль, дать ему ноты и исполнять произведения, перешедшие в общественное достояние живьем. Тогда никаким организациям ничего платить не нужно.
Простыми словами: фонограмма — это отдельный объект смежных прав, содержащий исполнение. Каждая новая запись — новая фонограмма.
Право организаций эфирного и кабельного вещания. § 4 Главы 71 ГК РФ.
Организацией эфирного или кабельного вещания признается юридическое лицо, осуществляющее сообщение в эфир или по кабелю радио- или телепередач – ст.1329 ГК РФ.
Смежные права таких организаций связаны с правом сообщения в эфир созданных ими же передач. Однако эти права могут также быть переданы и другим лицам. Тут стоит отметить, что в случае трансляции уже записанной чужой передачи, транслирующая компания не становится обладателем смежных прав. Смежные права у такой организации возникают лишь в случае одновременной трансляции передачи. Если же организация транслирует «старую» чужую передачу, то в этом случае заключается отдельный лицензионный договор на объект смежных прав организации-создателя первоначальной передачи по ст.1308 ГК РФ.
Право изготовителя базы данных. § 5 Главы 71 ГК РФ.
Изготовителем базы данных признается лицо (физическое или юридическое), организовавшее создание базы данных и работу по сбору, обработке и расположению составляющих ее материалов.
Изготовителю базы данных принадлежит исключительное право изготовителя базы данных и право на указание на экземплярах базы данных своего имени или наименования.
Следует различать понятия изготовителя базы данных и автора (составителя) базы данных.
Изготовителю базы данных, создание которой требует существенных финансовых, материальных, организационных или иных затрат, принадлежит исключительное право извлекать из базы данных материалы и осуществлять их последующее использование в любой форме и любым способом (исключительное право изготовителя базы данных). При этом положения настоящего параграфа ГК РФ не лишают составителя права охраны базы данных как составного произведения с использованием положений, касающихся авторских (не смежных) прав. Из интересного стоит отметить, что сроки, действия исключительного права изготовителя базы данных возобновляются при каждом ее обновлении.
Право публикатора на произведение науки, литературы или искусства. § 6 Главы 71 ГК РФ.
Публикатором признается гражданин, который правомерно обнародовал или организовал обнародование произведения науки, литературы или искусства, ранее не обнародованного и перешедшего в общественное достояние либо находящегося в общественном достоянии в силу того, что оно не охранялось авторским правом.
Публикатору принадлежат два права: исключительное право на обнародованное произведение и личное неимущественное право на указание своего имени при использовании произведения.
Публикатор при обнародовании произведения должен обязательно соблюдать волю автора, в противном случае смежные права не возникают. Кроме того, в случае если публикатором будут нарушены личные неимущественные права автора, действие исключительного права публикатора может быть прекращено судом.
На примере: Представим ситуацию, что при очередном осмотре экспозиции в музее-квартире одного известного поэта сотрудниками музея был обнаружен тайник. В тайнике содержалось письмо пота и рукопись его произведения. В письме автор просил своих друзей опубликовать произведение. Но так уж случилось, что материалы эти были спрятаны, потом забыты и произведение так и не вышло в свет, оставаясь в том тайнике более 100 лет. В данном случае музей решает опубликовать это произведение. И тогда музей становится публикатором.
© Андрей Макаров 2014г. — 2021г. Эта статья является охраняемым объектом авторских прав! Воспроизведение текста статьи и/или его частей разрешается в сети Интернет с обязательным указанием имени автора и активной гиперссылки на источник.
Отличия авторских прав от смежных
Защита авторства и прав на использование творческого продукта часто становится поводом для судебных разбирательств. Отличие смежных прав от авторских чётко разграничивает их объекты и возможности защиты.
Авторское право
Под ним понимаются права авторов на создание и использование творческих продуктов. К ним относят:
- любые литературные произведения;
- результаты научных изысканий, разработок и исследований;
- музыкальные и музыкально-текстовые композиции;
- театральные и хореографические постановки;
- живописные произведения, графические изображения, фотоснимки;
- дизайнерские проекты;
- электронные базы данных, программное обеспечение;
- иные результаты творческого процесса.
Авторы обладают эксклюзивными полномочиями на перечисленные результаты творческого труда. Они самостоятельно определяют, кто, как и когда может их использовать.
Для тех, кто с Эвотором
Сервис «Книга учёта доходов и расходов» соберёт данные с ваших терминалов и сам заполнит КУДиР. А ещё восстановит вашу КУДиР за 2022 год, если вы пользовались смарт-терминалом.
На правах рекламы ООО “Эвотор” 2RanynaEJNc
Имущественные авторские права
К имущественному относят право непосредственного владения произведением (продуктом), а также его использования автором, в том числе для заработка. Он сам распоряжается результатом своего труда: пользоваться им или нет, продать или предоставить кому-то для дальнейшего использования — это решать только автору. У него придётся не просто запрашивать разрешение на воспроизведение его ролика, фильма, трека, печать статьи или книги, но и оплачивать стоимость такого разрешения.
Автор вправе озвучить возмездные и безвозмездные условия для использования его произведения. Он может продать свой продукт, отказавшись от дальнейших притязаний на него, или разрешить им пользоваться на платной основе с полным сохранением авторства. То есть авторское имущественное право вполне осязаемо и имеет материальное выражение — конкретный продукт, произведённый автором. Оно определяет его основную позицию на обладание и распоряжение результатом своего труда.
К примеру, начинающий дизайнер придумал, сшил и носит костюм оригинального кроя. Если он зарегистрировал право на эту модель, без его согласия отшивать и продавать её больше никто не вправе — он сможет требовать компенсацию за нарушение авторского права. А если он не регистрировал оригинальную идею, то её тиражирование и широкое распространение запретить никто не сможет. Более предприимчивые коллеги получат выгоду от массового пошива и продажи костюмов, а автору останется просто наблюдать за их успехом со стороны.
Неимущественные авторские права
К этой группе относится моральное право на указание имени автора на произведении при его публикации и тиражировании. Это так называемое право на имя. Оно бесспорно в любом случае. Даже если автор продал своё произведение и утратил возможность получать доход с его демонстрации или публикации, то требование об указании имени на нём у него никто отнять не может.
Например, нельзя опубликовать «Даму с собачкой» под своим именем и с другим названием. Нельзя опубликовать то же самое произведение с указанием оригинального названия и имени автора, но с изменениями в тексте, на которые тот не давал разрешения. Запрещается искажать текст или присваивать имя автора чужим высказываниям.
Грань между имущественным и неимущественным авторским правообладанием тонка. Её даже чётко не определяют положения главы 70 ГК РФ . По вопросам защиты имущественных (вещных) и неимущественных (моральных) прав необходимо обращаться к профессиональным юристам.
Для тех, кто с Эвотором
Программа лояльности «ЭвоБонус» поможет превратить случайных покупателей в постоянных и зарабатывать на 20% больше.
На правах рекламы ООО «СМАРТ СОФТ ТЕХНОЛОДЖИ» 2Ranyn66Yue
Смежное право
Им обладают исполнители музыкальных произведений, звукозаписывающие студии, издатели, теле- и радиокомпании, осуществляющие трансляции фильмов, спектаклей и прочих авторских материалов. Они вносят свой творческий вклад в продвижение и популяризацию авторского произведения. Это даёт им полное право получать за это не только своё законное вознаграждение, но и претендовать на эксклюзивность исполнения.
Например, чтобы исполнять песни из репертуара Аллы Пугачёвой, другому исполнителю придётся заручиться не только разрешением непосредственного автора песен, но и самой Примадонны, поскольку она является обладателем смежных прав на них.
По отношению к авторскому смежное право вторично, поскольку реализуется в рамках эксплуатации авторского произведения.
К примеру, композитор создал мелодию и обладает авторским правом на неё. Владелец звукозаписывающей студии предложил записать её для последующей трансляции на радио и телевидении. Он должен получить разрешение автора. После записи произведение обретает форму, позволяющую демонстрировать его широкой общественности. То есть звукозаписывающая студия внесла свой вклад в популяризацию мелодии. В результате вознаграждение за её трансляцию на ТВ и радио могут получать и автор, и студия. Первый — на основании авторского права, вторая — на основании смежного. Но автор может полностью продать права на свою мелодию студии без возможности дальнейшего получения вознаграждения за последующие трансляции — его получателем будет студия, купившая эксклюзивные права. Ещё вариант — студия просто оказала услугу автору без приобретения смежных прав. Всё зависит от того, о каких условиях они договорились. Но без разрешения автора использование результатов его труда противозаконно, поэтому студии, желающей заработать на мелодии, в любом случае придётся договариваться с автором.
Законодательство на страже авторского и смежного прав
Положения ГК РФ предусматривают охрану авторских и смежных прав. Они регламентируются главами 70 и 71 соответственно. Под действие вышеупомянутых норм в одинаковой степени подпадают как физические, так и юридические лица.
Судебная защита авторского и смежного правообладаний возможна только при их официальной регистрации или бесспорном подтверждении авторства.
Регистрация авторских и смежных прав
Регистрацией авторских прав занимается Роспатент (ФСИС) . К заявлению, оформленному на бланке этой организации, необходимо приложить следующие данные:
- Копия произведения. Музыкальный трек с нотной схемой или в виде аудиозаписи, текстовый материал в рукописной, печатной или электронной форме, живописное полотно в виде фото 9х12 сантиметров.
- Доказательства, подтверждающие сам факт и дату публичной презентации.
- Документ об оплате госпошлины за регистрацию.
- Условия использования программного продукта.
- Точное местонахождение и характеристики скульптурного произведения или архитектурного объекта.
Рассмотрение заявления занимает месяц. При его удовлетворении заявитель получает свидетельство или патент. Первое выдаётся на компьютерные игры, программы и изобретения, для остальных форм интеллектуальной собственности предусмотрен патент.
Зафиксировать авторское право также можно через Российское авторское общество или нотариуса. Эти варианты предусмотрены для случаев, не подходящих для регистрации через Роспатент. Они позволяют зафиксировать дату появления произведения и принадлежность авторства.
Как понять, что права зафиксированы
После регистрации авторского и/или смежного права его обладатель может помечать свои произведения соответствующими знаками.
- Авторское право — © .
Пример использования: © Казаков И. И., 2009.
В обозначении использован знак © (copyright), имя или название правообладателя и год первой публикации.
- Смежное право — ℗.
Пример использования: ℗ М-Рекордс, 2012
Расшифровка аналогична ©, только вместо даты первой публикации указывается год первой записанной фонограммы или исполнения авторского произведения.
Уточнить сведения о регистрации прав на объект интеллектуального труда можно и в Роспатенте.
Срок действия прав
Бернская конвенция защищает права поэтов, писателей, публицистов, художников в течение всей их жизни плюс 50 лет после смерти.
ГК РФ пошёл дальше — срок постжизненной защиты для авторов, зарегистрировавших свои права в РФ, составляет 70 лет.
Срок действия смежного права напрямую зависит от типа продукта, характер творческого процесса закреплен в главе 71 ГК РФ.
- Исполнение музыкальных произведений — не менее 50 лет с момента публичного исполнения, записи или трансляции.
- Изготовление фонограммы — в течение всей жизни изготовителя плюс 50 лет после его смерти.
- На телерадиопередачи — 50 лет.
- Изготовление баз данных — 15 лет с момента создания, срок начинается заново с каждым обновлением БД.
- Издание произведений — 25 лет с момента публикации.
По истечении вышеуказанных сроков смежные права прекращают своё действие. По окончании срока авторского права его объект становится общественным достоянием.