Кто должен убирать мусор вокруг контейнеров
Перейти к содержимому

Кто должен убирать мусор вокруг контейнеров

  • автор:

Кто должен убирать контейнерную площадку на оформленном участке МКД

27 декабря 2018 года вступило в силу постановление Правительства РФ от 15.12.2018 № 1572, которое внесло изменения в распределение обязанностей между региональными операторами по обращению с ТКО и собственниками земли, на которой расположены места для сбора мусора. Попробуем разобраться в новых требованиях законодательства.

За мусор с момента его погрузки отвечает региональный оператор

Согласно ч. 8 ст. 23 № 458-ФЗ, в регионах РФ с 1 января 2019 года должна действовать новая схема по обращению с ТКО: вывоз мусора становится коммунальной услугой, которую исполняет региональный оператор по утверждённым тарифам. Именно регоператор с этого времени отвечает за сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание и захоронение твердых коммунальных отходов, правила которых закреплены в ПП РФ № 1156.

Внедрение этой схемы отложено только в городах федерального значения и регионах, где конкурс по отбору регоператора не состоялся и не нашлось компании, которая бы могла взять на себя эти функции (№ 483-ФЗ). В остальных субъектах РФ региональный оператор по обращению с ТКО уже должен работать в соответствии с нормами ПП РФ № 1156.

Кто такой регоператор по обращению с ТКО и чем он занимается

За содержание контейнерной площадки не всегда отвечает собственник земли

Выбранный региональный оператор отвечает за обращение с ТКО с момента их погрузки в мусоровоз (п. 13 ПП РФ №1156). До ПП РФ № 1572 за накопление и сбор мусора, а также за создание и содержание мест для накопления ТКО, контейнерной площадки всегда отвечал собственник земли, на которой сбор отходов был организован (пп. «д(2)» п. 11 ПП РФ № 491).

То есть собственник земли создавал и содержал контейнерную площадку, на которой накапливались ТКО, а региональный оператор собирал мусор в мусоровозы и с этого момента отвечал за их транспортировку, сортировку, обезвреживание, утилизацию и захоронение.

ПП РФ № 1572 изменило данную схему, признав утратившим силу ч. III типового договора с регоператором, утверждённого ПП РФ № 1156, где была прописана ответственность собственника земли за контейнерные площадки, размещённые на неоформленных участках (пп. «б» п. 5 ПП РФ № 1572). С 27 декабря 2018 года за такие места для накопления ТКО отвечает орган местного самоуправления.

Ранее за уборку места погрузки ТКО отвечал собственник земли

К содержанию контейнерных площадок и мест накопления ТКО, за которое отвечали управляющими организации, относятся установка, обслуживание (покраска, ремонт и др.) и очистка урн, мусоропроводов, мусороприёмных камер и контейнерных площадок (п. 260-1 ПП РФ № 290, пп. «д(2)» п. 11 ПП РФ № 491). Эти работы входят в перечень обязательных, которые должна выполнять УО для надлежащего содержания общего имущества дома.

Своевременная уборка территории и систематическое наблюдение за её санитарным состоянием были отнесены к обязанностям УО по обслуживанию жилищного фонда в соответствии с п. 3.7.1 постановления № 170.

Следовательно, до момента погрузки мусора в мусоровоз и после отъезда спецмашины ответственность за состояние контейнерной площадки, размещённой на оформленной придомовой территории, несла управляющая организация. Именно она убирала территорию и контейнеры, если отходы были разбросаны.

О новых правилах создания и учёта площадок для сбора мусора

С 2019 года уборка места погрузки отходов – обязанность регоператора

Новое ПП РФ № 1572 внесло изменения как ПП РФ № 1156, которое регулирует деятельность региональных операторов, так и в нормативно-правовые акты, которыми руководствуются УО при управлении многоквартирными домами: ПП РФ № 290, ПП РФ № 491, ПП РФ № 354.

1. К содержанию мест и площадок накопления ТКО не относятся работы по уборке мест погрузки отходов в спецмашины (пп. «д(2)» п. 11 ПП РФ № 491 в ред. ПП РФ №1156).

2. Эта обязанность исключена из минимального перечня работ по содержанию общего имущества МКД (п. п. 4, 25 ПП РФ № 290 в ред. ПП РФ № 1156).

Одновременно с этим уборка мест погрузки ТКО отнесена к обязанностям регионального оператора, что с 27 декабря 2018 года закреплено в п. 148(12) ПП РФ № 354 и п. 2 ПП РФ № 1156.

Для разграничения обязанностей собственников земли под контейнерной площадкой, расположенной на оформленной придомовой территории, и регоператора по вопросу содержания и уборки территории, где собираются ТКО, в п. 2 ПП РФ № 1156 введено понятие «уборка места погрузки ТКО».

Под такой уборкой следует понимать действия сотрудников регоператора по подбору и перемещению в мусоровоз отходов, обронённых или рассыпанных во время погрузочных работ. Такие действия включены в погрузку отходов.

Уборка контейнерной площадки в новой схеме обращения с отходами

Казалось бы, ПП РФ № 1572 разграничил обязанности регоператора по обращению с ТКО и управляющих организаций, которые отвечают за содержание общего имущества собственников, и обозначил чёткую схему:

1. УО организует площадку для накопления ТКО и ставит её на учёт в соответствии с ПП РФ № 1039 в случае, если место для сбора отходов размещено на сформированном земельном участке.

2. Жители дома складируют отходы на площадке, аккуратно размещая их в контейнерах.

3. Регоператор один раз в сутки при температуре выше 5°C и раз в трое суток при температуре 5°C и ниже организует погрузку ТКО в мусоровозы и их вывоз, при этом убирая за собой площадку, если в процессе погрузки что-то рассыпалось или разлетелось.

4. Управляющая домом организация следит за прилегающей территорией, за состоянием площадки, проводит её уборку и ремонт, при необходимости – дератизацию и дезинсекцию.

Регоператор, приезжая за мусором, должен начать погрузку на чистой территории контейнерной площадки. За этим следит УО. Уезжая с мусором, сотрудники регионального оператора должны убрать за собой и оставить площадку для накопления отходов опять же чистой.

Но это – в идеале. По факту возможен спор управляющей организации и регоператора, кто виноват в валяющемся в месте накопления ТКО и на прилегающей территории мусоре: не убрал за собой оператор или отходы разбросали жители/бродячие животные уже после их отъезда.

Возникают и другие вопросы: обязан ли региональный оператор убрать место погрузки ТКО, если по прибытии мусоровоза оно уже было загрязнено отходами? И должен ли он вывезти мусор, который не влез в контейнеры и размещён рядом с ними? В законодательстве нет прямой нормы, указывающей на обязанность регоператора это делать.

Действия УО после принятия ПП РФ № 1572

Поскольку ПП РФ № 1572 – новое и сложившейся практики по его применению ещё нет, можно предположить, что в каждом регионе и даже муниципалитете будет складываться собственная ситуация – в зависимости от условий договора с региональным оператором, позиции органа ГЖН, а затем – судебной практики.

Мы же хотим напомнить, что жители многоквартирных домов вряд ли будут разбираться, кто и почему не убирает контейнерную площадку, в чьи обязанности это входит. Скорее всего, они обратятся в орган ГЖН.

Если площадка находится на неоформленном земельном участке, то УО не отвечает за порядок в месте накопления ТКО и не может быть наказана за разбросанный мусор. Иной случай, если контейнерная площадка включена в состав общего имущества дома.

Чтобы не быть привлечёнными к административной ответственности за ненадлежащее исполнение обязанностей по содержанию общего имущества МКД, управляющим организациям необходимо поддерживать чистоту на контейнерной площадке. А если регоператор не убирает после погрузки ТКО – фиксировать эти факты и добиваться исполнения норм ПП РФ № 1572, обратившись напрямую к региональному оператору или через контрольные органы.

Кто и как должен содержать контейнерную площадку.

Контейнерная площадка, как правило, расположена в непосредственной близости от многоквартирного дома, пользователи помещений в котором пользуются ее «услугами», т.е. на придомовой территории.

Контейнерная площадка, как правило, не является самостоятельным объектом – это отгороженная территория, на которой установлены мусорные контейнеры.

Содержание контейнерной площадки включает в себя:

  • содержание (в чистоте) непосредственно площадки;
  • содержание (в чистоте и исправности) ограждения;
  • содержание (в чистоте исправности) мусорных контейнеров.

Очистка от мусора урн, установленных возле подъездов, и их промывка, уборка контейнерных площадок, расположенных на придомовой территории общего имущества МКД, включена в работы по содержанию придомовой территории в теплый период года, а также в холодный период года. Это предусматривают пункты 24 , 25 минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства РФ от 3 апреля 2013 г. № 290 (далее – Минимальный перечень).

Вопрос о содержании контейнерной площадки и сопутствующих элементов лежит в плоскости гражданско-правовых отношений.

В силу ст. 210 ГК РФ бремя содержания имущества несет собственник этого имущества. Соответственно, содержание и контейнерной площадки, и расположенных на ней элементов благоустройства возлагается на их собственников.

Например, если земельный участок, на котором расположена контейнерная площадка, и сами контейнеры для мусора находятся в муниципальной собственности, то содержать их должен муниципалитет.

Зачастую органы местного самоуправления заключают договоры подряда на выполнение работ по содержанию контейнерных площадок с возложением обязанности по установке контейнеров на подрядчика.

В таком случае подрядчик будет содержать в чистоте контейнерную площадку в рамках договора подряда и содержать мусорные контейнеры как собственник этого имущества. При смене подрядчика произойдет смена контейнеров для ТКО.

Кроме того, согласно пункту 15 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. № 491 (далее – Правила № 491), уборка и очистка земельных участков, не входящих в состав общего имущества, а также озеленение территории и уход за элементами озеленения (в т. ч. газонами, цветниками, деревьями и кустарниками), находящимися на земельных участках, не входящих в состав общего имущества, не входит в состав работ и услуг по содержанию общего имущества в МКД.

Таким образом, в случае, если земельный участок, на котором расположена контейнерная площадка, и сам контейнер не являются общим имуществом собственников помещений в МКД, то содержать указанное имущество собственники помещений не обязаны. Указанные действия осуществляются собственником соответствующего земельного участка (и/или контейнера).

Если контейнерная площадка расположена на земельном участке, включенном в состав общего имущества собственников помещений в МКД, то собственники обязаны содержать ее в надлежащем виде (равно как и весь остальной земельный участок, относящийся к общему имуществу в МКД).

Также важно отметить следующее.

В скором времени на смену вывоза мусора в рамках содержания общего имущества придет коммунальная услуга по обращению с ТКО. Такие изменения произойдут:

  • если на территории субъекта РФ утвержден единый тариф на такую услугу и при этом орган исполнительной власти субъекта и региональный оператор по обращению с ТКО заключили между собой соответствующее соглашение, но в любом случае
  • не позднее 1 января 2019 года.

Это устанавливает часть 20 статьи 12 Закона от 29 июня 2015 г. № 176-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

С этого момента региональный оператор по обращению с ТКО будет отвечать за оказание такой коммунальной услуги начиная от места накопления ТКО, если иное не установлено договором ( ч. 15.1 ст. 161 ЖК РФ ).

В свою очередь содержать места накопления ТКО в соответствии с установленными требованиями будет обязана организация, ответственная за содержание общего имущества в МКД. В состав этих работ входит:

  • организация и содержание мест накопления ТКО, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок;
  • организация сбора отходов I–IV классов опасности (отработанных ртутьсодержащих ламп и др.) и их передача в организации, имеющие лицензии на ведение деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению таких отходов.

Такие правила предусматривает подпункт «д(2)» пункта 11 Правил № 491 и пункт 26(1) Минимального перечня.

Ситуация: на каком расстоянии от МКД должна находиться контейнерная площадка для сбора ТБО (ТКО)

Площадки для установки контейнеров должны быть удалены от жилых домов, детских учреждений, спортивных площадок и от мест отдыха населения на расстояние не менее 20 м, но не более 100 м.

Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более пяти.

Размещение мест временного хранения отходов, особенно на жилой территории, необходимо согласовать с районным архитектором и районными санэпидстанциями.

Это предусматривает пункт 2.2.3 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест».

Прокурор разъясняет — Прокуратура Курской области

Отвечает прокурор отдела по надзору за исполнением законов в сфере экономики Евгений Злобин: Обязанности по содержанию контейнерных площадок не всегда возложены на одного участника процесса обращения с отходами.

Так, содержанием контейнерной площадки должен заниматься собственник земельного участка, на котором она находится. В случае, если площадка расположена на территории, находящейся во владении или пользовании собственников многоквартирного дома или садоводческого товарищества, ее содержание возлагается на организацию, осуществляющую управление многоквартирным домом или органы управления садоводческого товарищества.

Если площадка накопления отходов расположена на муниципальной земле или на земле, собственность на которую не разграничена, то содержать ее обязаны уполномоченные органы местного самоуправления.

Кроме того, в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.7.3550-19 хозяйствующие субъекты обязаны обеспечить проведение промывки и дезинфекции контейнеров, а также уборку и дезинфекцию контейнерной площадки.

Вместе с тем, если контейнер находится в частной собственности гражданина или организации, то обязанность по его промывке и дезинфекции возлагается на его собственника.

При наличии фактов бездействия лиц, ответственных за содержание контейнерных площадок, по их содержанию граждане вправе обратиться в Управление Роспотребнадзора по Курской области или в его территориальные отделы.

  • Вконтакте
  • LiveJournal

Прокуратура
Курской области

Прокуратура Курской области

11 ноября 2020, 10:29

Кто отвечает за содержание контейнерной площадки?

Отвечает прокурор отдела по надзору за исполнением законов в сфере экономики Евгений Злобин: Обязанности по содержанию контейнерных площадок не всегда возложены на одного участника процесса обращения с отходами.

Так, содержанием контейнерной площадки должен заниматься собственник земельного участка, на котором она находится. В случае, если площадка расположена на территории, находящейся во владении или пользовании собственников многоквартирного дома или садоводческого товарищества, ее содержание возлагается на организацию, осуществляющую управление многоквартирным домом или органы управления садоводческого товарищества.

Если площадка накопления отходов расположена на муниципальной земле или на земле, собственность на которую не разграничена, то содержать ее обязаны уполномоченные органы местного самоуправления.

Кроме того, в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.7.3550-19 хозяйствующие субъекты обязаны обеспечить проведение промывки и дезинфекции контейнеров, а также уборку и дезинфекцию контейнерной площадки.

Вместе с тем, если контейнер находится в частной собственности гражданина или организации, то обязанность по его промывке и дезинфекции возлагается на его собственника.

При наличии фактов бездействия лиц, ответственных за содержание контейнерных площадок, по их содержанию граждане вправе обратиться в Управление Роспотребнадзора по Курской области или в его территориальные отделы.

Кто отвечает за контейнерные площадки?

Мусор на контейнерных площадках для ТКО, захламление прилегающей территории, сломанное ограждение или недостаточное количество контейнеров – все это вызывает недовольство жителей, а региональный оператор по обращению с ТКО получает множество вопросов и претензий в свой адрес. Давайте вместе разберемся, за что отвечает региональный оператор, а где должны подключаться к работе управляющие организации, собственники земельного участка или органы местного самоуправления.

Согласно федеральному законодательству региональный оператор несет ответственность за обращение с отходами с момента погрузки их в мусоровоз и производит уборку просыпавшегося при погрузке мусора (Постановление Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156).

В многоквартирных домах (МКД) работы по организации и содержанию мест накопления ТКО, уборка прилегающей территории осуществляются в рамках управления общедомовым имуществом управляющими компаниями (УК) или ТСЖ, при этом под «организацией» понимается создание мест (площадок) накопления ТКО в соответствии с установленными требованиями (п. 26(1) Постановления Правительства РФ от 03.04.2013 № 290). Также УК и ТСЖ обязаны обеспечивать установку на обслуживаемой территории контейнеров для сбора ТКО, своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием, содержание в исправном состоянии контейнеров для отходов (кроме контейнеров и бункеров, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории, обеспечивать свободный подъезд и освещение около площадок под установку контейнеров, проведение среди населения широкой разъяснительной работы по организации уборки территории (п. 3.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 г. № 170).

Если же вы проживаете в частном секторе, то за создание и содержание площадок накопления ТКО, а также ведение их реестра отвечают органы местного самоуправления (№ 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Постановление Правительства РФ от 31.08.2018 № 1039) за исключением случаев, когда эта обязанность лежит на других лицах.

Таким образом, если у вас есть вопросы по содержанию или уборке контейнерной площадки, и вы проживаете в многоквартирном доме, то вам необходимо обращаться в вашу управляющую компанию или ТСЖ, если же вы проживаете в частном доме – то в администрацию сельского/городского поселения. В случае, если вы стали свидетелем того, что работник при вывозе мусора не подобрал просыпавшийся при погрузке мусор, то нужно сообщить об этом на «горячую» линию регионального оператора ООО «Экология Т» по номеру 8(800)250-01-85.

Также ООО «Экология Т» информирует жителей о том, что с 1 января 2022 года в соответствии со ст. 155 ЖК РФ за задержку оплаты за услугу по обращению с ТКО будут начисляться пени, в настоящее время уже ведется работа по взысканию задолженности за услугу по обращению с ТКО через суд. Региональный оператор по обращению с ТКО настоятельно просит жителей своевременно оплачивать услугу во избежание образования задолженности. Информацию по начислениям и платежам можно узнать по номеру «горячей» линии абонентского отдела ООО «Экология Т» 8(800)347-90-65 или 8(34782)2-43-38.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *