Как арендовать землю у администрации города под бизнес
Перейти к содержимому

Как арендовать землю у администрации города под бизнес

  • автор:

Подробная инструкция: как арендовать землю у администрации города под павильон или киоск?

Зачастую при организации собственного дела предприниматели задаются вопросом об аренде помещения. Однако выгоднее воспользоваться земельным участком, разместив на нем коммерческие помещения.

Перед тем как арендовать землю у администрации города под павильон или киоск, нужно пройти несколько последовательных этапов, включающих составление заявления на предоставление участка, подготовку документации, выбор подходящего места, согласование с властями, заключение договора и так далее.

Кто и на каком основании может претендовать на ЗУ?

Земельный участок, подлежащий аренде, может пребывать в собственности у:

Поэтому первым шагом предпринимателя выступает определение, кому принадлежит выбранное место. Для этого рекомендуется обратиться в Департамент имущественных отношений городской администрации. Режим работы представлен на официальном сайте организации.

Непосредственно арендой земли занимаются отдел бытового обслуживания и торговли в администрации города или районный комитет госимущества. Законодательной базой, регламентирующий данный процесс, выступает Земельный кодекс.

Право на аренду земли физическим лицом или организацией отражено в ст. 606 ГК РФ. Полномочия властей в отношении данного вопроса обозначены в ст. 9 ЗК РФ. Согласно ст. 5 ЗК РФ, временным владельцем участка признается лицо, оформившее договор аренды или субаренды.

То есть на основании действующего законодательства получить участок в аренду вправе любой гражданин, заявивший о своем желании и указавший цель приобретения.

Нужно ли регистрировать ИП или Юрлицо для этого?

Для оформления земли в аренду у городской администрации под павильон требуется быть зарегистрированным как ИП или юридическое лицо. При отсутствии такого статуса его необходимо предварительно оформить. Соответствующую документацию и налоговые реквизиты в дальнейшем включают в пакет документов на аренду.

Выбор формы организации предприниматель выбирает самостоятельно: малому и среднему бизнесу целесообразно зарегистрировать ИП, крупным предприятиям — ООО.

Как взять ЗУ под киоск, ларек или коммерческую деятельность?

После уточнения в местном органе власти порядка оформления аренды начинается сбор документации и составление заявления на услугу. После принятия бумаг к рассмотрению возможны 2 пути развития ситуации со стороны администрации:

  1. Предложение об участии в торгах. Обычно выдвигается при наличии двух и более претендентов на участок. В этом случае потребуется оформить заявку на участие. При ее непредоставлении претендент из торгов выбывает.
  2. Составление стандартного договора аренды по согласованию. Более распространенный вариант.

При успешном проведении процедуры со стороны арендатора и администрации между ними заключается договор аренды, который регистрируется в Росреестре.

Выбор участка

Поиск подходящего места для размещения павильона предприниматель осуществляет самостоятельно. Для этого возможно воспользоваться официальными веб-ресурсами муниципальной и государственной власти, различными онлайн-сервисами.

При поиске места размещения следует быть внимательным — не каждая площадь предназначена для павильонов. Если рядом с выбранной территорией располагается много торговых объектов, администрация может отказать в аренде. На региональном уровне возможны ограничения, например, запрет на установку киоска вдоль автомагистралей. Нюансы рекомендуется уточнить в департаменте имущественных отношений.

Составление заявления

Если участок пребывает в собственности муниципалитета, заявление пишется на имя главы района (или населенного пункта). Если место принадлежит государству, бумага адресуется Главному Управлению по земельным ресурсам области. Заявление на аренду участка у администрации обязательно должно включать пункты:

  1. просьбу об аренде;
  2. цель — описание деятельности;
  3. планируемую площадь;
  4. местоположение участка.

Составленное заявление с пакетом сопутствующей документации направляется в администрацию на рассмотрение.

Приложение документов

Помимо заявления, в перечень бумаг для оформления аренды входят:

  • справка из ИФНС об отсутствии задолженностей;
  • для ИП — копия свидетельства о регистрации, паспорта, для юридического лица — копии учредительной документации, устава;
  • копии кодов ОКВЭД;
  • план будущего павильона;
  • если павильон уже установлен, требуются его панорамные фотографии (3 штуки).

Перед сбором документации рекомендуется уточнить действующие требования к ней в уполномоченных органах.

Подача и сроки рассмотрения

Подготовленный перечень документов направляется в администрацию, возможно обращение через МФЦ.

Заявление подается в 2 экземплярах, один из которых секретарь заверяет печатью. Также указывается дата приема — от нее рассчитывается максимальный срок рассмотрения. Период изучения администрацией бумаг и принятия решения насчитывает 1 месяц.

Кадастровые работы

Кадастровые работы осуществляются за счет предпринимателя. После рассмотрения заявления, документов и их одобрения администрация выдает схему местоположения участка на карте или плане. Также предприниматель направляется в кадастровую палату.

Работы на соответствующей территории проводит специалист, далее подготавливается архитектурный проект. Без этой документации оформить землю в аренду невозможно.

Заказ на архитектурный проект торгового помещения

Архитектурный проект формируется на основе данных, полученных при топографической съемке территории. Его изготовление оплачивает непосредственно будущий арендатор. Затем проект согласовывается с отделами по благоустройству, архитектуре, торговле и так далее. Кадастровый паспорт возможно получить только после предоставления архитектурного проекта.

Дополнительные разрешения

Процесс согласования проекта, на основании которого администрация выносит вердикт, считается самым продолжительным. Предпринимателю требуется получить разрешения на использование местности под свой вид деятельности у различных отделов и организаций:

  1. архитектуры;
  2. благоустройства;
  3. ГИБДД;
  4. СЭС;
  5. пожарной инспекции;
  6. водоканала;
  7. экологии.

Только после оформления разрешительной документации и получения кадастрового паспорта властями выносится окончательный вердикт.

Решение о предоставлении участка

Предварительное решение о возможности аренды запрашиваемого участка администрация оглашает через 1 месяц после подачи заявления и сопутствующих бумаг. При их одобрении предпринимателю выдается направление в кадастровую палату и схема участка. Требуется составление и согласование архитектурного проекта.

Заключение договора

При положительном решении вопроса аренды между сторонами заключается договор, выступающий подтверждением сделки. Он составляется в 2 экземплярах для каждого участника. Договор оформляется по установленному образцу и включает обязательные пункты:

  • цель аренды;
  • площадь участка;
  • адрес расположения;
  • вид права на участок (аренда); действия договора; .

Договор также содержит описание условий и порядка расторжения отношений.

Регистрация договора в Росреестре

Заключенное соглашение между сторонами подлежит регистрации.

На региональном уровне возможны отличия в порядке оформления, поэтому этот вопрос уточняется в органе власти. При регистрации к арендному договору прилагается квитанция о внесении госсбора.

Причины отказа и что делать?

При отказе в предоставлении земли во временное пользование администрацией направляется письменное уведомление предпринимателю с указанием причин и оснований вынесения такого решения. К ним относятся:

  1. обилие розничных торговых объектов в районе местоположения выбранного участка;
  2. земля пребывает в резерве для госнужд;
  3. участок изъят из оборота.

Если предприниматель считает отказ в аренде неправомерным, он может обратиться в суд. Также доступно выбрать другой участок земли.

Особенности найма, если площадка принадлежит государству

Передача земли во временное пользование от государства предпринимателю имеет некоторые особенности, в сравнении с арендой иных объектов:

  • Отношения всегда закрепляются договором. Соглашение «на словах» с представителем органа власти недействительно и незаконно.
  • Арендный договор на землю подлежит регистрации в Росреестре. Передача во временное пользование другого имущества не всегда требует официального оформления (например, при сдаче квартиры на срок до года). Но регистрация земли проводится обязательно. В противном случае договор аннулируется.
  • Использование выделенного надела осуществляется строго по назначению, обозначенному в договоре. Иначе он расторгается по инициативе администрации в одностороннем порядке.
  • Если в аренду предоставлена земля, пребывающая в резерве для госнужд, договор подразумевает возможность его расторжения при необходимости до обозначенного срока. При этом арендатор уведомляется за год до принудительного завершения отношений.

Период временного владения наделом определяется, исходя из типа постройки:

  1. для киосков и павильонов он обычно насчитывает 5 лет;
  2. для палаток, лотков — до 1 года.

По истечении периода действия договора предприниматель обязан самостоятельно убрать постройку, благоустроив земельный участок. Перед оформлением участка для павильона во временное пользование рекомендуется оценить все возможные варианты.

Вероятно, арендовать землю у частного собственника будет проще и не потребуется проходить все этапы оформления. Если такой возможности нет, и предприниматель планирует действовать через администрацию, перед подготовкой документации важно уточнить порядок процедуры, поскольку на региональном уровне он может отличаться.

Как арендовать землю у администрации города под бизнес

Ст. 39.6 применяется с учетом особенностей, установленных ст. 9 Федерального закона от 01.04.2020 N 69-ФЗ (Распоряжение Правительства РФ от 21.09.2022 N 2724-р).

ЗК РФ Статья 39.6. Случаи предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду на торгах и без проведения торгов

(введена Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ)

Позиции высших судов по ст. 39.6 ЗК РФ >>>

1. Договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.

В 2023 г. можно арендовать публичную землю без торгов также для производства импортозамещающей продукции по перечню, установленному решением госоргана субъекта РФ (Постановление Правительства РФ от 09.04.2022 N 629).

2. Договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления:

1) земельного участка юридическим лицам в соответствии с указом или распоряжением Президента Российской Федерации;

2) земельного участка юридическим лицам в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации для размещения объектов социально-культурного назначения, реализации масштабных инвестиционных проектов при условии соответствия указанных объектов, инвестиционных проектов критериям, установленным Правительством Российской Федерации;

3) земельного участка юридическим лицам в соответствии с распоряжением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации для размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, реализации масштабных инвестиционных проектов при условии соответствия указанных объектов, инвестиционных проектов критериям, установленным законами субъектов Российской Федерации;

С 01.01.2024 пп. 3.1 п. 2 ст. 39.6 утрачивает силу (ФЗ от 01.07.2018 N 175-ФЗ).

3.1) земельного участка юридическим лицам, принявшим на себя обязательство по завершению строительства объектов незавершенного строительства и исполнению обязательств застройщика перед гражданами, денежные средства которых привлечены для строительства многоквартирных домов и права которых нарушены, которые включены в реестр пострадавших граждан в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», по завершению строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, сведения о которых включены в единый реестр проблемных объектов в соответствии с указанным Федеральным законом, для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) домов блокированной застройки (в случае, если количество таких домов составляет три и более в одном ряду) в соответствии с распоряжением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации;

(пп. 3.1 введен Федеральным законом от 01.07.2018 N 175-ФЗ; в ред. Федеральных законов от 13.07.2020 N 202-ФЗ, от 30.12.2021 N 476-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

П. 3.2 и 3.3 распространяются также на случаи прекращения до 01.05.2021 отношений, связанных с предоставлением в аренду участка застройщику-банкроту, определенные ФЗ от 20.04.2021 N 92-ФЗ.

3.2) земельного участка застройщику, признанному в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» банкротом, для обеспечения исполнения обязательств застройщика перед гражданами, денежные средства которых привлечены для строительства многоквартирных домов в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» и права которых нарушены, в случае принятия арбитражным судом в отношении такого земельного участка мер по обеспечению требований кредиторов и интересов должника в соответствии с пунктом 1 статьи 201.3 Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»;

(пп. 3.2 введен Федеральным законом от 20.04.2021 N 92-ФЗ; в ред. Федерального закона от 01.07.2021 N 273-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3.3) земельного участка застройщику, признанному в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» банкротом, для передачи публично-правовой компании «Фонд развития территорий», принявшей на себя обязательства застройщика перед гражданами по завершению строительства многоквартирных домов или по выплате возмещения гражданам в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 2017 года N 218-ФЗ «О публично-правовой компании «Фонд развития территорий» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;

(пп. 3.3 введен Федеральным законом от 20.04.2021 N 92-ФЗ; в ред. Федерального закона от 30.12.2021 N 436-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4) земельного участка для выполнения международных обязательств Российской Федерации, а также юридическим лицам для размещения объектов, предназначенных для обеспечения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, связи, нефтепроводов, объектов федерального, регионального или местного значения;

5) земельного участка, образованного из земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в том числе предоставленного для комплексного развития территории, лицу, с которым был заключен договор аренды такого земельного участка, если иное не предусмотрено подпунктом 8 настоящего пункта, пунктом 5 статьи 46 настоящего Кодекса;

(в ред. Федеральных законов от 03.08.2018 N 340-ФЗ, от 30.12.2020 N 494-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6) утратил силу. — Федеральный закон от 30.12.2020 N 494-ФЗ;

(см. текст в предыдущей редакции)

7) садового или огородного земельного участка, образованного из земельного участка, предоставленного садоводческому или огородническому некоммерческому товариществу, за исключением земельных участков общего назначения, членам такого товарищества;

(пп. 7 в ред. Федерального закона от 29.07.2017 N 217-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

8) ограниченного в обороте земельного участка, являющегося земельным участком общего назначения, расположенного в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, гражданам, являющимся правообладателями садовых или огородных земельных участков в границах такой территории с множественностью лиц на стороне арендатора (в случае, если необходимость предоставления указанного земельного участка таким гражданам предусмотрена решением общего собрания членов садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества, осуществляющего управление имуществом общего пользования в границах такой территории);

(пп. 8 в ред. Федерального закона от 29.07.2017 N 217-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

8.1) утратил силу. — Федеральный закон от 30.12.2020 N 494-ФЗ;

(см. текст в предыдущей редакции)

8.2) земельного участка участникам долевого строительства в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации»;

(пп. 8.2 введен Федеральным законом от 30.12.2021 N 476-ФЗ)

9) земельного участка, на котором расположены здания, сооружения, собственникам зданий, сооружений, помещений в них и (или) лицам, которым здания, сооружения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставлены в аренду, на праве хозяйственного ведения или в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса, на праве оперативного управления;

(в ред. Федерального закона от 04.08.2023 N 492-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

10) земельного участка, на котором расположены объекты незавершенного строительства, однократно для завершения их строительства собственникам объектов незавершенного строительства в случаях, предусмотренных пунктом 5 настоящей статьи;

С 01.10.2023 в пп. 11 п. 2 ст. 39.6 вносятся изменения (ФЗ от 24.07.2023 N 338-ФЗ). См. будущую редакцию.

11) земельного участка, находящегося в постоянном (бессрочном) пользовании юридических лиц, этим землепользователям, за исключением юридических лиц, указанных в пункте 2 статьи 39.9 настоящего Кодекса;

12) земельного участка крестьянскому (фермерскому) хозяйству или сельскохозяйственной организации в случаях, установленных Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»;

13) земельного участка, образованного в границах территории, лицу, с которым заключен договор о комплексном развитии территории в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, либо юридическому лицу, обеспечивающему в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации реализацию решения о комплексном развитии территории;

(в ред. Федеральных законов от 30.12.2020 N 494-ФЗ, от 07.10.2022 N 385-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

13.1) — 13.3) утратили силу. — Федеральный закон от 30.12.2020 N 494-ФЗ;

(см. текст в предыдущей редакции)

14) земельного участка гражданам, имеющим право на первоочередное или внеочередное приобретение земельных участков в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации;

15) земельного участка гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, ведения гражданами садоводства для собственных нужд, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьей 39.18 настоящего Кодекса;

(в ред. Федеральных законов от 29.07.2017 N 217-ФЗ, от 14.07.2022 N 312-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

16) земельного участка взамен земельного участка, предоставленного гражданину или юридическому лицу на праве аренды и изымаемого для государственных или муниципальных нужд;

17) земельного участка религиозным организациям, казачьим обществам, внесенным в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации (далее — казачьи общества), для осуществления сельскохозяйственного производства, сохранения и развития традиционного образа жизни и хозяйствования казачьих обществ на территории, определенной в соответствии с законами субъектов Российской Федерации;

18) земельного участка лицу, которое в соответствии с настоящим Кодексом имеет право на приобретение в собственность земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, в том числе бесплатно, если такой земельный участок зарезервирован для государственных или муниципальных нужд либо ограничен в обороте;

19) земельного участка гражданину для сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, ведения огородничества или земельного участка, расположенного за границами населенного пункта, гражданину для ведения личного подсобного хозяйства;

20) земельного участка, необходимого для осуществления пользования недрами, недропользователю;

(в ред. Федерального закона от 04.08.2023 N 430-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

21) земельного участка, расположенного в границах особой экономической зоны или на прилегающей к ней территории, резиденту особой экономической зоны или управляющей компании в случае привлечения ее в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об особых экономических зонах, для выполнения функций по созданию за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, внебюджетных источников финансирования объектов недвижимости в границах особой экономической зоны и на прилегающей к ней территории и по управлению этими и ранее созданными объектами недвижимости;

22) земельного участка, расположенного в границах особой экономической зоны любого типа или на прилегающей к ней территории, для строительства и (или) реконструкции объектов инженерной, транспортной, социальной, инновационной и иных инфраструктур этой особой экономической зоны лицу, с которым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, либо органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, либо управляющей компанией в случае принятия уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти решения о привлечении управляющей компании к управлению особой экономической зоной при передаче им полномочий в соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2005 года N 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» заключено соглашение о взаимодействии в сфере развития инфраструктуры особой экономической зоны;

(пп. 22 в ред. Федерального закона от 04.08.2023 N 448-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

23) земельного участка, необходимого для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, соглашением о государственно-частном партнерстве, соглашением о муниципально-частном партнерстве, лицу, с которым заключены указанные соглашения;

(в ред. Федерального закона от 13.07.2015 N 224-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

23.1) земельного участка для освоения территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома коммерческого использования или для освоения территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома социального использования лицу, заключившему договор об освоении территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома коммерческого использования или договор об освоении территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома социального использования, и в случаях, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации, некоммерческой организации, созданной субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для освоения территорий в целях строительства и эксплуатации наемных домов социального использования;

(пп. 23.1 введен Федеральным законом от 21.07.2014 N 217-ФЗ)

23.2) земельного участка, необходимого для осуществления деятельности, предусмотренной специальным инвестиционным контрактом, лицу, с которым заключен специальный инвестиционный контракт;

(пп. 23.2 введен Федеральным законом от 03.07.2016 N 365-ФЗ)

23.3) земельного участка, находящегося в федеральной собственности, расположенного в границах национального парка и необходимого для осуществления деятельности, предусмотренной соглашением об осуществлении рекреационной деятельности в национальном парке, лицу, с которым заключено такое соглашение;

(пп. 23.3 введен Федеральным законом от 18.03.2023 N 77-ФЗ)

24) земельного участка, необходимого для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства, лицу, с которым заключено охотхозяйственное соглашение;

25) земельного участка для размещения водохранилищ и (или) гидротехнических сооружений, если размещение этих объектов предусмотрено документами территориального планирования в качестве объектов федерального, регионального или местного значения;

26) земельного участка для осуществления деятельности Государственной компании «Российские автомобильные дороги» в границах полос отвода и придорожных полос автомобильных дорог;

27) земельного участка для осуществления деятельности открытого акционерного общества «Российские железные дороги» для размещения объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования;

28) земельного участка резиденту зоны территориального развития, включенному в реестр резидентов зоны территориального развития, в границах указанной зоны для реализации инвестиционного проекта в соответствии с инвестиционной декларацией;

29) земельного участка лицу, обладающему правом на добычу (вылов) водных биологических ресурсов на основании решения о предоставлении их в пользование, договора пользования рыболовным участком или договора пользования водными биологическими ресурсами, для осуществления деятельности, предусмотренной указанными решением или договорами;

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 349-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

29.1) земельного участка лицу, осуществляющему товарную аквакультуру (товарное рыбоводство) на основании договора пользования рыбоводным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности (далее — договор пользования рыбоводным участком), для указанных целей;

(пп. 29.1 введен Федеральным законом от 27.12.2019 N 502-ФЗ)

30) земельного участка юридическому лицу для размещения ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, пунктов хранения, хранилищ радиоактивных отходов и пунктов захоронения радиоактивных отходов, решения о сооружении и о месте размещения которых приняты Правительством Российской Федерации;

31) земельного участка, предназначенного для ведения сельскохозяйственного производства, арендатору, в отношении которого у уполномоченного органа отсутствует информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка, при условии, что заявление о заключении нового договора аренды такого земельного участка подано этим арендатором до дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды такого земельного участка;

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 336-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

32) земельного участка арендатору (за исключением арендаторов земельных участков, указанных в подпункте 31 настоящего пункта), если этот арендатор имеет право на заключение нового договора аренды такого земельного участка в соответствии с пунктами 3 и 4 настоящей статьи;

33) утратил силу. — Федеральный закон от 15.10.2020 N 318-ФЗ;

(см. текст в предыдущей редакции)

34) земельного участка гражданину в соответствии с Федеральным законом от 1 мая 2016 года N 119-ФЗ «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных в Арктической зоне Российской Федерации и на других территориях Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;

(пп. 34 в ред. Федерального закона от 28.06.2021 N 226-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

35) земельного участка в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2008 года N 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства»;

(пп. 35 введен Федеральным законом от 23.06.2016 N 221-ФЗ)

36) земельного участка, который находится в собственности субъекта Российской Федерации — города федерального значения Москвы или государственная собственность на который не разграничена, в целях реализации решения о реновации жилищного фонда в субъекте Российской Федерации — городе федерального значения Москве в соответствии с Законом Российской Федерации от 15 апреля 1993 года N 4802-1 «О статусе столицы Российской Федерации», Московскому фонду реновации жилой застройки, созданному субъектом Российской Федерации — городом федерального значения Москвой в соответствии с указанным Законом, в случае, если на таком земельном участке планируется строительство многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости с привлечением денежных средств граждан и юридических лиц по договорам участия в долевом строительстве в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации»;

(пп. 36 введен Федеральным законом от 01.07.2017 N 141-ФЗ)

37) земельного участка, включенного в границы территории инновационного научно-технологического центра, фонду, созданному в соответствии с Федеральным законом «Об инновационных научно-технологических центрах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;

(пп. 37 введен Федеральным законом от 29.07.2017 N 216-ФЗ)

38) земельного участка участнику свободной экономической зоны на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя для реализации договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне, заключенного в соответствии с Федеральным законом от 29 ноября 2014 года N 377-ФЗ «О развитии Республики Крым и города федерального значения Севастополя и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя»;

(пп. 38 введен Федеральным законом от 25.12.2018 N 485-ФЗ)

39) земельного участка для осуществления лицом, получившим статус резидента Арктической зоны Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом «О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации», деятельности, предусмотренной соглашением об осуществлении инвестиционной деятельности в Арктической зоне Российской Федерации;

(пп. 39 введен Федеральным законом от 13.07.2020 N 194-ФЗ)

40) земельного участка для обеспечения выполнения инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, включенных в программу деятельности публично-правовой компании «Единый заказчик в сфере строительства» на текущий год и плановый период в соответствии с Федеральным законом «О публично-правовой компании «Единый заказчик в сфере строительства» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;

(пп. 40 введен Федеральным законом от 22.12.2020 N 435-ФЗ)

41) земельного участка публично-правовой компании «Фонд развития территорий» для осуществления функций и полномочий, предусмотренных Федеральным законом от 29 июля 2017 года N 218-ФЗ «О публично-правовой компании «Фонд развития территорий» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», если завершение строительства объектов незавершенного строительства (строительство объектов капитального строительства) на земельном участке, переданном (который может быть передан) указанной публично-правовой компании по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», невозможно в связи с наличием ограничений, установленных земельным и иным законодательством Российской Федерации, при подтверждении наличия таких ограничений федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления, уполномоченным на выдачу разрешений на строительство в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, а также в случае, если земельные участки (права на них) отсутствуют у застройщика, признанного несостоятельным (банкротом);

(пп. 41 введен Федеральным законом от 01.07.2021 N 273-ФЗ; в ред. Федерального закона от 30.12.2021 N 436-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

42) земельного участка публично-правовой компании «Фонд развития территорий» по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»;

(пп. 42 введен Федеральным законом от 30.12.2021 N 436-ФЗ)

43) земельного участка управляющей компании, указанной в Федеральном законе «О свободной экономической зоне на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области», для целей, предусмотренных указанным Федеральным законом;

(пп. 43 введен Федеральным законом от 24.06.2023 N 267-ФЗ)

44) земельного участка, предназначенного для размещения объектов Единой системы газоснабжения, организации, являющейся в соответствии с Федеральным законом от 31 марта 1999 года N 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» собственником такой системы, в том числе в случае, если земельный участок предназначен для осуществления пользования недрами.

(пп. 44 введен Федеральным законом от 04.08.2023 N 430-ФЗ)

3. Граждане и юридические лица, являющиеся арендаторами находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, имеют право на заключение нового договора аренды таких земельных участков без проведения торгов в следующих случаях:

1) земельный участок предоставлен гражданину или юридическому лицу в аренду без проведения торгов (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 13, 14 или 20 статьи 39.12 настоящего Кодекса);

2) земельный участок предоставлен гражданину на аукционе для ведения садоводства для собственных нужд.

(в ред. Федеральных законов от 29.07.2017 N 217-ФЗ, от 14.07.2022 N 312-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Гражданин или юридическое лицо, являющиеся арендаторами земельного участка, имеют право на заключение нового договора аренды такого земельного участка в указанных в пункте 3 настоящей статьи случаях при наличии в совокупности следующих условий:

1) заявление о заключении нового договора аренды такого земельного участка подано этим гражданином или этим юридическим лицом до дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды земельного участка;

2) исключительным правом на приобретение такого земельного участка в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами, не обладает иное лицо;

3) ранее заключенный договор аренды такого земельного участка не был расторгнут с этим гражданином или этим юридическим лицом по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2 статьи 46 настоящего Кодекса;

4) на момент заключения нового договора аренды такого земельного участка имеются предусмотренные подпунктами 1 — 30 пункта 2 настоящей статьи основания для предоставления без проведения торгов земельного участка, договор аренды которого был заключен без проведения торгов.

5. Предоставление в аренду без проведения торгов земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположен объект незавершенного строительства, осуществляется однократно для завершения строительства этого объекта:

1) собственнику объекта незавершенного строительства, право собственности на который приобретено по результатам публичных торгов по продаже этого объекта, изъятого у предыдущего собственника в связи с прекращением действия договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности;

2) собственнику объекта незавершенного строительства, за исключением указанного в подпункте 1 настоящего пункта, в случае, если уполномоченным органом в течение шести месяцев со дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды земельного участка, на котором расположен этот объект, в суд не заявлено требование об изъятии этого объекта путем продажи с публичных торгов либо судом отказано в удовлетворении данного требования или этот объект не был продан с публичных торгов по причине отсутствия лиц, участвовавших в торгах. Предоставление земельного участка в аренду без аукциона в соответствии с настоящим подпунктом допускается при условии, что такой земельный участок не предоставлялся для завершения строительства этого объекта ни одному из предыдущих собственников этого объекта.

6. Если единственная заявка на участие в аукционе на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, подана лицом, которое соответствует указанным в извещении о проведении аукциона требованиям к участникам аукциона и заявка на участие в аукционе которого соответствует указанным в извещении о проведении аукциона условиям аукциона, либо если только один заявитель признан единственным участником аукциона или в аукционе принял участие только один его участник, договор аренды такого земельного участка заключается с указанным лицом.

Предпринимателям о порядке оформления договоров аренды

Предпринимателям о порядке оформления договоров аренды нежилых помещений

Уважаемые предприниматели! Вас приветствует Управление по распоряжению имуществом муниципальной казны и контроля за его использованием Департамента по управлению муниципальным имуществом

Мы рады, что вы посетили наш раздел на Официальном портале Екатеринбурга. Позвольте ознакомить вас со спецификой нашей деятельности.

В муниципальном образовании «город Екатеринбург» в аренду (возмездное владение и (или) пользование) передаются объекты недвижимости (здания, сооружения, встроенные и пристроенные помещения), находящиеся в собственности муниципального образования «город Екатеринбург», и предназначенные для использования в целях, не связанных с проживанием в них.

Представителем собственника имущества в отношениях с третьими лицами (арендодателем) является Департамент по управлению муниципальным имуществом (ДУМИ).

Назначение объекта аренды

Назначение объектов муниципального нежилого фонда определяется в соответствии с Решением Екатеринбургской городской Думы от 13.11.2007 № 68/48 «Об утверждении Правил землепользования и застройки городского округа — муниципального образования «город Екатеринбург» в соответствии с видами разрешенного использования земельных участков, на которых расположены объекты муниципального нежилого фонда и включается в условия договора аренды.

Арендная плата

Расчет арендной платы осуществляется в соответствии с Решением Екатеринбургской городской Думы от 13.11.2007 № 72/48 «Об утверждении Положения «О передаче в аренду объектов муниципального нежилого фонда муниципального образования «город Екатеринбург» (пункт 18).

Постановлениями Администрации города Екатеринбурга от 24.03.2014 № 808 и от 20.03.2008 № 1007 установлены соответственно, базовая ставка арендной платы за один квадратный метр площади объекта и корректировочные коэффициенты к базовой ставке.

Размер арендной платы определяется путем умножения базовой ставки арендной платы за один квадратный метр площади объекта на площадь объекта и корректировочные коэффициенты к базовой ставке.

В случае аренды отдельно стоящего здания или части отдельно стоящего здания, арендатор обязан заключить договор аренды земельного участка, находящегося под зданием и необходимом для его использования. Арендодателем земельных участков является Администрация города Екатеринбурга в лице Земельного комитета.

Оформление арендных отношений

Передача имущества в аренду оформляется договором, заключаемым между ДУМИ и арендатором имущества. Договор аренды может быть оформлен на основании:

1) торгов (конкурса или аукциона) на право заключения договора аренды объекта муниципального нежилого фонда (порядок проведения торгов определен Приказом Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации от 10.02.2010 № 67);

2) распоряжения начальника Департамента по управлению муниципальным имуществом о предоставлении субъекту предпринимательства муниципальной услуги — предоставление муниципальной преференции в виде передачи во временное владение и пользование муниципального имущества путем заключения с хозяйствующим субъектом договора аренды без применения обязательных процедур проведения торгов, предшествующих заключению таких договоров.

Основания и порядок предоставления муниципальной преференции определен главой 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Порядок принятия решений о предоставлении муниципальных преференций в муниципальном образовании «город Екатеринбург» определен Решением Екатеринбургской городской Думы от 24.11.2009 № 60/13 «Об утверждении Положения «О порядке принятия решений о предоставлении муниципальных преференций в муниципальном образовании «город Екатеринбург», Постановлением Администрации города Екатеринбурга от 09.09.2022 № 2705 «Об утверждении Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Предоставление муниципальной преференции».

Аренда офиса имеет свои очевидные плюсы

  • она позволяет быстро стартовать;
  • аренда позволяет сократить расходы, а деньги, которые можно было бы потратить на покупку собственного офиса, пустить в оборот;
  • менять помещение по мере расширения компании;
  • в случае краха бизнеса — избежать проблем с распределением прав на имущество между учредителями.

Таким образом, аренда позволяет с наименьшими затратами начать бизнес, тем более, что аренда муниципальной собственности дешевле рыночной.

Как арендовать муниципальную собственность?

Для начала необходимо ознакомиться с «Реестром свободных объектов», где Вы найдете информацию о свободных помещениях муниципального нежилого фонда.

Там вы сможете выбрать район расположения и объект, необходимый для Вашей деятельности.

Для аренды муниципальной собственности есть два пути:

  • без проведения торгов в виде муниципальной преференции;
  • через аукцион.

I. Без проведения торгов

1) если на объект претендует только один заявитель;

Порядок действий для заключения договора аренды

1. Письменно обратиться с запросом о предоставлении муниципальной преференции на получение объекта в аренду на имя начальника Департамента по управлению муниципальным имуществом Строшковой Майи Анатольевны (запрос подается по адресу: ул. 8 Марта, 8б, 2-й этаж, кабинет 286)

Форма запроса о предоставлении муниципальной услуги по предоставлению муниципальной преференции в соответствии с муниципальной программой (17Кб) Заполняется заявителем самостоятельно.

В запросе обязательно указываются:

  • организационно-правовая форма и наименование (для юридических лиц), фамилия, имя, отчество (для индивидуальных предпринимателей) заявителя;
  • адрес (юридический, фактический и почтовый), номер телефона, адрес электронной почты;
  • вид деятельности, для которого запрашивается объект;
  • площадь, номера помещений, адрес запрашиваемого объекта;
  • цель предоставления муниципальной преференции;
  • вид муниципальной преференции и ее обоснование;
  • срок предоставления муниципальной преференции.

2. К запросу прилагаются следующие документы:

  • учредительные документы (со всеми изменениями и дополнениями в них на дату предоставления запроса), заверенные нотариально;
  • копия свидетельства о государственной регистрации хозяйствующего субъекта, заверенная хозяйствующим субъектом;
  • перечень видов деятельности, осуществляемых и (или) осуществляющихся заявителем в течение двух лет, предшествующих дате подачи запроса, либо в течение срока осуществления деятельности, если он составляет менее чем два года, а также копии документов, подтверждающих право на осуществление видов деятельности, если в соответствии с законодательством Российской Федерации для их осуществления требуются и (или) требовались специальные разрешения (перечень видов деятельности содержится в учредительных документах субъекта).
    Бланк перечня видов деятельности (26Кб)
  • наименование видов товаров, объем товаров, произведенных и (или) реализованных заявителем в течение двух лет, предшествующих дате подачи запроса, либо в течение срока осуществления деятельности, если он составляет менее чем два года, с указанием кодов видов продукции (наименования видов товаров содержатся в ЕГРЮЛ (ЕГРИП) заявителя и должны соответствовать кодам ОКВЭД).
    Бланк перечня видов товаров работ услуг (33Кб)
  • перечень лиц, входящих в одну группу лиц с заявителем, с указанием оснований для вхождения таких лиц в эту группу.
    Бланк перечня лиц (19Кб) — составляется заявителем по форме, утвержденной Приказом Федеральной антимонопольной службы от 20.11.2006 № 293 «Об утверждении формы представления перечня лиц, входящих в одну группу лиц»;
  • документы, подтверждающие и (или) подтверждающие право заявителя на осуществление видов деятельности, если в соответствии с законодательством Российской Федерации для их осуществления требуются (или) требовались специальные разрешения (в том числе лицензия, квалификационный аттестат, свидетельство о допуске к выполнению работ определенного вида, выданное саморегулируемой организацией, — заверяется подписью руководителя и печатью организации);
  • документ, удостоверяющий личность заявителя (копия и подлинник), копия документа изготавливается заявителем самостоятельно. Подлинник документа предоставляется для сравнения.

3. Некоммерческие организации

Некоммерческие организации, созданные в форме ассоциаций и союзов, религиозных и общественных организаций (объединений) (в том числе политические партии, общественные движения, общественные фонды, общественные учреждения, органы общественной самодеятельности, профессиональные союзы, их объединения (ассоциации), первичные профсоюзные организации), объединения работодателей, товарищества собственников жилья, социально ориентированные некоммерческие организации при условии осуществления ими деятельности, направленной на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации, а также других видов деятельности, предусмотренных статьей 31.1 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», а также

• адвокатские, нотариальные, торгово-промышленные палаты;

• государственные и муниципальные учреждения (за исключением государственных и муниципальных органов и их подразделений);

• медицинские организации и организации, осуществляющие образовательную деятельность;

• индивидуальные предприниматели и юридические лица независимо от их организационно-правовых форм в случаях заключения договоров аренды объектов недвижимости в целях размещения сетей связи или объектов почтовой связи;

• индивидуальные предприниматели и юридические лица независимо от их организационно-правовых форм в случаях заключения договоров аренды объектов на срок не более чем 30 календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев (предоставление указанных прав на такое имущество одному лицу на совокупный срок более чем 30 календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев без проведения конкурсов или аукционов запрещено законодательством Российской Федерации о защите конкуренции);

• индивидуальные предприниматели и юридические лица независимо от их организационно-правовых форм в случаях заключения договоров аренды объектов, являющихся частью или частями помещения, здания, строения или сооружения, если общая площадь передаваемого имущества составляет не более чем 20 квадратных метров и не превышает 10 процентов площади соответствующего помещения, здания, строения или сооружения, права на которые принадлежат лицу, передающему такое имущество.

Постановлением Администрации города Екатеринбурга от 30.04.2013 № 1544 «Об утверждении Административного регламента предоставления муниципальной услуги по предоставлению муниципального имущества в аренду без проведения торгов» (в редакции от 27.07.2018 № 1778) (56Кб) и предоставляют следующие документы:

    Заполняется заявителем самостоятельно;
  • копии учредительных документов (со всеми изменениями и дополнениями в них на дату подачи запроса), заверенные подписью руководителя;
  • копия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, заверенная руководителем организации;
  • копия свидетельства о государственной регистрации, заверенная руководителем организации;
  • документ, удостоверяющий личность заявителя (копия и подлинник), копия документа изготавливается заявителем самостоятельно. Подлинник документа предоставляется для сравнения.

По любому интересующему Вас вопросу дать консультацию, а также организовать показ объекта могут следующие сотрудники Управления:

  • Начальник Управления по распоряжению имуществом муниципальной казны и контроля за его использованием Михайлов Леонид Викторович, телефон +7 (343) 304-18-44;

Заместители начальника Управления:

  • Борцова Мария Вячеславовна – телефон +7 (343) 304-18-45 (ул. Малышева, д. 31а, каб. 514)
  • Борцова Мария Вячеславовна – Верх-Исетский район, Чкаловский район,
    телефон +7 (343) 304-18-53, (ул. Малышева, д. 31а, каб. 514);
  • Перминова Екатерина Сергеевна – Железнодорожный район, Кировский район,
    телефон +7 (343) 304-18-54, (ул. Малышева, д. 31а, каб. 502);
  • Худышкин Вячеслав Вячеславович – Ленинский район, Октябрьский район,
    телефон +7 (343) 304-18-51 (ул. Малышева, д. 31а, каб. 502);
  • Соколова Ольга Александровна – Орджоникидзевский район,
    телефон +7 (343) 304-18-59 (ул. Малышева, д. 31а, каб. 514).

II. Второй путь — через аукцион

Аукцион — способ определения арендатора, при котором победителем становится участник, предложивший наибольшую цену за право заключения договора аренды.

При наличии более одной заявки на один и тот же объект Департамент проводит аукцион на право заключения договора аренды объекта муниципального нежилого фонда муниципального образования «город Екатеринбург».

Порядок действий для заключения договора аренды через аукцион

На Официальном портале Екатеринбурга, на федеральном сайте torgi.gov.ru, а также в газете «Вечерний Екатеринбург» публикуется информационное сообщение об объектах нежилого фонда, выставляемых на аукцион.

Вся необходимая информация о проведении конкурсов или аукционов на право заключения договоров размещается на Официальном портале Екатеринбурга в разделе «Имущественные торги».

За дополнительной информацией следует обращаться в Управление сделок с объектами недвижимости Департамента по адресу: ул. 8 Марта, д. 8б, кабинет 292 к главному специалисту Управления сделок с объектами недвижимости Бормотову Владимиру Анатольевичу, телефон +7 (343) 304-18-43.

Договоры аренды заключаются на срок не менее 5 лет.

Мы используем Интернет-сервис «Яндекс.Метрика» и файлы Cookies. Это позволяет анализировать взаимодействие посетителей с Официальным порталом Екатеринбурга и делать его лучше. Оставаясь на Официальном портале Екатеринбурга, Вы соглашаетесь с использованием Интернет-сервиса «Яндекс.Метрика» и файлов Cookies.

10 копеек за «квадрат»: как арендовать землю у государства

Фото: gan chaonan/shutterstock.com

Взяв у государства земельный участок в аренду, на нем можно построить дом, а после — выкупить землю. Такая схема действует и в Московском регионе. Жители Москвы и области могут получить право аренды на землю по цене, определяемой аукционом. У победителя есть полтора года на то, чтобы построить на участке дом и оформить его в собственность. После этого арендатор может выкупить участок за 40% его кадастровой стоимости. В ряде случаев это можно сделать и без торгов.

На каких условиях можно арендовать землю у государства и сколько придется заплатить — разбираемся вместе с юристами.

Содержание

На каких условиях и на какой срок можно арендовать землю

Арендовать землю у государства могут физические и юридические лица — на разный срок и под разные цели. «Например, участок, выделяемый для постройки дома и проживания или ИЖС, предоставляется на предельный срок в 20 лет, причем регион также может включать в договор условия пролонгации данного договора. Если речь идет об аренде с целью реконструкции зданий, сооружений, то срок варьируется от трех до десяти лет», — рассказывает юрист Никита Тарновский. Всего, по словам юриста, законом предусмотрено более 20 целей использования арендованной у государства земли.

Максимальный срок аренды участка земли, принадлежащего муниципалитету или государству, — 49 лет. В остальных случаях срок зависит от целевого использования земли:

  • для строительства или реконструкции многоэтажного здания — десять лет;
  • для использования надела под ИЖС — 20 лет;
  • для юридического лица, занимающегося сельхозработами, максимальный период составляет пять лет;
  • земля под фермерское хозяйство — три года.

Закон устанавливает требования к использованию арендованной земли. На арендатора, в частности, может быть возложена функция охраны вверенного участка, его также могут обязать соблюдать специфические правила эксплуатации. «Например, участок с лесом запретят расчищать, а участок в прибрежных зонах нельзя застраивать вовсе. Сельскохозяйственную землю не разрешат использовать для возведения капитального жилья, если таковое займет больше места, чем необходимо для сохранения функционала земли», — говорит Никита Тарновский.

Надо ли платить налоги

Если земельный участок получен на праве безвозмездного срочного пользования или аренды, земельный налог пользователю платить не нужно, отмечает юрист адвокатского бюро Asterisk Софья Волкова. «Арендатор не платит налог на землю и НДС за арендные платежи. Но обслуживание, как и в случае с муниципальными квартирами, лежит на том, кто использует участок. Оплата воды, газа, электроэнергии и иных ресурсов, потребляемых на участке, — это обязанность пользователя», — подтвердил Никита Тарновский.

Как формируется цена аренды

Стоимость аренды земли у государства зависит от многих показателей — категории земли, кадастровой стоимости, цели использования, региона и результата торгов (если право аренды участка получено на торгах). Но, как правило, эта стоимость ниже рыночной. «В каждом регионе цены свои, от 0,10 руб. и до 70 руб. за 1 кв. м в зависимости от категории земли и разрешенного использования», — рассказал Никита Тарновский. Например, в Подмосковье базовый размер арендной платы за земельные участки, занятые жилищным фондом (государственным, муниципальным, частным) в границах городов и поселков городского типа (рабочих или дачных), составляет от 0,95 руб. за 1 кв. м.

Размер платы зависит еще и от того, на торгах или без них заключается договор аренды, добавляет Софья Волкова. «Если проводятся торги, арендная плата определяется по результатам аукциона на право заключения договора аренды. На аукционе определяется и размер ежегодной арендной платы», — пояснила она.

Начальная цена устанавливается по выбору уполномоченного органа в размере (п. 14 ст. 39.11 ЗК РФ):

  • ежегодной арендной платы, определенной по результатам рыночной оценки;
  • не менее 1,5% кадастровой стоимости участка, если результаты государственной кадастровой оценки утверждены не ранее чем за пять лет до принятия решения о проведении аукциона.

По договорам аренды, заключаемым без торгов, стоимость аренды можно рассчитать по формуле: К = А * С, где:

  • А — кадастровая цена участка;
  • С — специальный коэффициент. Он зависит от статуса арендатора и целевого назначения земли.

Формула обычно указывается в мотивировочной (описательной) части решения об аренде, если заявитель просит обосновать, почему ему посчитали такую цену, отметил Никита Тарновский. «На практике есть несформированные участки, у которых кадастровая стоимость отсутствует, поэтому расчет производится уже после того, как по факту администрацией принято решение. Человек подает заявление, ему предлагают цену, если он согласен, то заключают договор», — пояснил он.

Земля бесплатно

Некоторые категории граждан могут получить землю бесплатно, причем как в аренду, так и в собственность. Это касается льготников — таких категорий граждан, как многодетные семьи, малоимущие и т. д. Получить землю бесплатно для строительства дома и ведения сельского хозяйства можно по региональной программе развития территорий. Одна из самых известных — «Дальневосточный гектар», действующая с 2016 года. Подробнее о том, как получить земельный участок почти бесплатно, читайте в нашем материале.

Как найти участок под аренду

Информация о сдаче в аренду земельных участков обычно размещается на сайтах администраций, департаментов по земельным и имущественным отношениям и публикуется в местных СМИ. Информацию о сдаче в аренду земельных участков в Москве можно найти на столичном инвестиционном портале. Сейчас там выставлено более десяти участков в аренду с разным назначением.

Список незанятых участков земли для аренды можно запросить в региональном подразделении Росреестра. Также можно обратиться к кадастровым инженерам региона, где планируется поиск участка под аренду. Найти такие земли можно и самостоятельно, используя Публичную кадастровую карту.

Информация о сдаче в аренду земельных участков обычно размещается на сайтах администраций, департаментов по земельным и имущественным отношениям и публикуется в местных СМИ. 

Как взять землю в аренду у государства

Участие в торгах

Есть два основных способа аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности. Основной — это торги. Они проводятся на трех крупных площадках — официальном сайте РФ для размещения информации о проведении торгов (torgi.gov.ru), РТС-тендере и площадке «Дом.РФ». Практически во всех субъектах есть регламенты, которые описывают порядок предоставления земельного участка в аренду на торгах. Этот документ можно запросить у местных властей.

В целом процедура проведения торгов несложна и выглядит следующим образом: участники подают заявки, вносят задаток, назначается дата, проходит аукцион. Землю в аренду получает тот, кто предложил самую высокую цену. Чаще всего, говорят опрошенные «РБК-Недвижимостью» юристы, эта цифра ниже рыночной стоимости. В торгах может участвовать даже один человек, и их все равно признают состоявшимися — в этом случае цена останется на первоначальном уровне, уточняет Софья Волкова. После торгов земельный участок передается в аренду победителю — краткосрочную на три — пять лет или долгосрочную на 49 лет.

«Аукцион проводят почти сразу — при условии, что участок документарно и кадастрово сформирован, поставлен на учет и имеет доступ к ресурсоснабжению (последнее условие не строго обязательно). Если участок не оформлен, до проведения торгов разрабатывают и утверждают схему его расположения, делают межевание, ставят на кадастровый учет. Все это организует тот, кто выступил инициатором аренды земли», — уточнил Никита Тарновский.

Краткая инструкция: основные шаги для получения земли в аренду от государства

1. Выбрать участок для аренды. Можно обратиться напрямую в муниципалитет или посмотреть информацию на сайте (в Москве это investmoscow.ru).
2. Внести задаток и подготовить комплект документов для участия в торгах:

  • заявку, составленную по форме, указанной в лоте;
  • паспорт;
  • документы, подтверждающие оплату обеспечения заявки на участие в торгах.

3. Принять участие в аукционе и выиграть его. Участникам, которые не выиграли, задаток возвращается в течение трех дней.

4. Заключить арендный договор. Победитель торгов заключает договор с уполномоченным органом (например, местной администрацией). Договор выдается в трех экземплярах — арендатору, арендодателю и для госрегистрации.

5. Зарегистрировать договор аренды. Для этого необходимо обратиться в Росреестр, предоставив:

  • заявления на регистрацию — отдельно от арендатора и арендодателя;
  • договор — оригинал и копии;
  • кадастровую документацию на участок;
  • паспорт;
  • документ об уплате госпошлины.

После регистрации документы возвращаются заявителям с отметкой из Росреестра.

Аренда без торгов

Арендовать земельный участок можно и без аукциона. Как рассказывает Софья Волкова, закон предусматривает случаи, когда торги не нужны. Так могут предоставить участок:

  • собственнику объекта незавершенного строительства, чтобы достроить его (однократно);
  • собственнику здания на земельном участке, который принадлежит государству;
  • лицу, с которым заключен договор о комплексном развитии территории;
  • гражданину или юрлицу взамен участка, изъятого для государственных или муниципальных нужд.

Без торгов определяется арендатор участка и в случае, когда границы участка не определены. Процедура такова: заявитель обращается к кадастровому инженеру, который готовит схему кадастрового плана территории, и вместе с документами сдает ее в местную администрацию. «Если администрация принимает положительное решение, она обязана сделать публикацию о выделении участка в аренду. Если после публикации пройдет месяц и никто более не изъявит желание на участок, администрацией выдается распоряжение о предоставлении аренды», — разъясняет Никита Тарновский. Если же за месяц найдутся другие претенденты — потребуется аукцион.

Краткая инструкция для получения участка от государства в аренду без торгов:

1. Определить, к кому обращаться по поводу аренды (обычно это муниципалитет, на территории которого расположен участок).

2. Выбрать участок.

3. Подготовить и подать документы.

4. Заключить и зарегистрировать договор в Росреестре.

Выкуп арендованной земли

Арендованный у государства земельный участок в будущем можно выкупить. Иногда такая возможность прописана в самом договоре найма. Но и без этого пункта возможность есть в ряде случаев. «В случае, когда на участке есть постройки, принадлежащие арендатору, тот вправе выкупить участок в любое время. Арендатор имеет приоритетное право выкупа, если земля под постройкой государственная или муниципальная», — поясняет Никита Тарновский.

Подобная схема действует в Москве с участками под индивидуальное жилищное строительство (ИЖС), которые город регулярно выставляет на торги. Сначала победитель аукциона получает участок в аренду, затем у него есть полтора года на то, чтобы построить на участке дом и оформить его в собственность. После этого арендатор может выкупить участок всего за 40% кадастровой стоимости. В 2020 году на таких торгах было продано 60 земельных участков общей площадью 7,89 гектара на сумму 135,1 млн руб. годовых арендных платежей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *