Порядок приемки нефтепродуктов
Нефтепродукты, поступающие в автоцистернах, принимаются по товарно-транспортной накладной (ТТН). На все принимаемые нефтепродукты должен быть предоставлен паспорт качества (сертификат соответствия). Прием нефтепродуктов в пунктах разгрузки осуществляется в строгом соответствии с требованиями “Правил технической эксплуатации” с соблюдением мер пожарной безопасности и техники безопасности под руководством и контролем вашего уполномоченного представителя, являющимися обязательными для исполнения водителем.
Ваш представитель обязан обеспечить свободный доступ автотранспорта к пунктам слива нефтепродуктов. Для доставки и разгрузки нефтепродуктов вам необходимо содержать подъездные пути в пунктах выгрузки, а также погрузочно-разгрузочные площадки в исправном состоянии, обеспечивающем в любое время осуществление перевозок, беспрепятственное и безопасное маневрирование автоцистерн, иметь устройства для освещения рабочих мест и подъездных путей к ним при работе в вечернее и ночное время, необходимые для разгрузки приспособления и вспомогательные материалы, а также средства пожаротушения.
Доставленные нефтепродукты принимаются в пункте назначения следующим образом:
— перед разгрузкой нефтепродуктов ваш представитель в присутствии водителя проводит осмотр целостности пломбировки автоцистерны (если процедура опломбирования предусмотрена при получении нефтепродуктов)
— ваш представитель в присутствии водителя перед разгрузкой проверяет соответствие уровня нефтепродуктов калибровочной планке в горловине автоцистерны с отметкой в ТТН фактического расстояния между уровнем нефтепродуктов и калибровочной планкой
— ваш представитель проверяет правильность подсоединения сливного шланга к соответствующему резервуару и дает разрешение на слив с внесением в ТТН записи «Слив разрешен»
— в процессе слива ваш представитель должен следить за уровнем нефтепродукта в резервуаре, не допуская переполнения резервуара и разлива нефтепродуктов
— доставленные нефтепродукты, должны быть слиты полностью. Ваш представитель должен лично убедиться в этом путем осмотра цистерны через наливную горловину
— при отсутствии расхождений между фактически принятым количеством нефтепродукта и количеством, указанным в товарно-транспортной накладной, ваш представитель делает на свободном поле накладной запись о количестве и времени приема нефтепродукта, ставит штамп организации (записи, произведенные приемщиком на накладной не должны закрывать данные самой ТТН). Один экземпляр накладной остается у вашего представителя нефтепродуктов. В случае отсутствия штампа, ваш представитель заверяет ТТН личной подписью с указанием фамилии и занимаемой должности.
Производственные операции АЗС: прием, хранение и отпуск нефтепродуктов
Производственные операции, осуществляемые на АЗС, включают комплекс мероприятий по приему, хранению и отпуску топлива и других нефтепродуктов. Технологическая схема их проведения отражается в проектной документации на автозаправочную станцию.
Особенности операций по приему нефтепродуктов на АЗС
Основной транспорт, используемый для доставки нефтепродуктов на АЗС, – автомобильный. Прием привезенного продукта осуществляют как минимум 2 оператора.
Во время данной операции должны быть приняты меры по:
- обеспечению наличия средств для первичного тушения пожара;
- предотвращению пролива нефтепродукта;
- быстрой ликвидации последствий разлива продукта.
Перед началом операции перекачки топлива или масла операторы должны удостовериться в том, что:
- технологическое оборудование, участвующее в приеме продукта, исправно;
- нефтепродукт, который планируется наливать в резервуар (или его отсек), соответствует уже находящемуся там продукту;
- заправка автомобилей прекращена;
- сливное устройство автоцистерны исправно;
- двигатель автомобиля выключен (этот пункт актуален для тех случаев, когда нефтепродукт сливается в ТС самотеком или перекачивается насосом АЗС).
Если автоцистерна не опломбирована, оператор АЗС должен проверить уровень продукта по планке, установленной на горловине, и убедиться с помощью водочувствительной ленты, что в АЦ отсутствует вода. Оператору необходимо проверить соответствие данных, указанных в товаротранспортной накладной, с результатами проведенных измерений.
- Взять пробу нефтепродукта для измерения его температуры. Помимо этого берется арбитражная проба, которая должна храниться еще в течение суток после продажи всего объема продукта.
- Открыть задвижку в аварийный резервуар, в который собирается аварийно или случайно пролитый продукт.
- Закрыть задвижку, которая блокирует возможность отведения поверхностных вод с площадки для АЦ в очистные сооружения.
- Присоединить рукав цистерны к сливному устройству, а саму цистерну заземлить.
- Передавать нефтепродукт из АЦ в резервуар только через фильтрующий элемент.
Технологические процессы хранения нефтепродуктов на АЗС
Чаще всего нефтепродукты на АЗС хранятся в двустенных стальных резервуарах, соответствующих нормативным требованиям, или фасованными в тару. Порядок хранения продуктов в емкостях должен быть организован так, чтобы их загрязнение или смешивание были исключены, потери сведены к минимуму, а качество полностью сохранено. В емкостях с бензином не должно быть подтоварной воды более установленного уровня, который обеспечивается конструкцией устройства для дренажа жидкости. Емкости могут заполняться нефтепродуктом не более чем на 95 % от их объема.
Ответственным за контроль и сохранение качественных характеристик нефтепродуктов является лицо, которое официально назначается распорядительным документом предприятия.
Для сохранения потребительских характеристик нефтепродукта необходимо:
- содержать резервуары, сливные устройства, топливораздаточные колонки исправными и чистыми;
- постоянно контролировать герметичность емкостей для хранения нефтепродуктов, технологических трубопроводных сетей, запорной арматуры, что позволяет исключить проникновение в них атмосферных осадков и грязи;
- придерживаться гарантийного срока хранения;
- соблюдать все требования нормативов.
Производственные операции на АЗС по выдаче нефтепродукта
Выдача и учет нефтепродуктов реализуется через ТРК или продажей фасованной продукции, образцы которой с ценами выставляют на специальных витринах.
Во время заправки автотранспорта необходимо соблюдать следующие условия:
- ТС, ожидающие заправку, должны располагаться так, чтобы в случае необходимости их можно было быстро эвакуировать с площади станции;
- расстояние между автомобилями в очереди – не менее 1 м;
- заправляться вне очереди могут ТС спецназначения – пожарная охрана, полиция, скорая помощь, аварийная служба газового хозяйства;
- двигатель автотранспорта во время заправки должен быть выключен, выключение и включение двигателя осуществляется на расстоянии не менее 15 м от колонки;
- аварийно или случайно пролитые нефтепродукты необходимо удалить в специальные емкости.
Контроль качества продукции, уровня пожарной и экологической безопасности на территории станции упрощает автоматизация этих процессов. Автоматические системы позволяют измерять уровень продукта в резервуаре, его температуру, плотность, давление, определять наличие и количество подтоварной воды.
Как принимать ДТ и бензин с бензовоза?
Как правильно принять топливо с бензовоза на свой ГСМ и понять обманывают тебя или нет? Какие нюансы при этом есть? По возможности объясните весь процесс правильной приемки.
Сперва на приемке авто нужно поставить на ровную горизонтальную площадку и посмотреть уровень принимаемого топлива в цистерне.Можно взять пробы и измерить плотность,От температуры окружающей среды плотность и уровень изменяются.Затем если все нормально нужно на приемке топлива сделать так чтобы перед автомобиля был выше чем задние колеса,бочка должна быть чуть под уклоном для полного слива горючего.Но при любом сливе часть топлива все равно останется в бочке,примерно 30-50 литров в зависимости от обьема цистерны.Лучше конечно через счетчик принимать принимать топливо.Тем более что нефтепродукты легче воды,то есть 1000 литров не будет весить одну тонну.
Тема 11 Приём топлива на судне
Начало подачи топлива, а также возобновление его подачи после какого-либо перерыва должно производиться после обязательного предупреждения судна-приёмщика. При приёме топлива необходимо контролировать порядок заполнения цистерн, давление перед палубными фильтрами, количество и качество принимаемого топлива.
Контроль за качеством принимаемого топлива осуществляется отбором проб из трубопровода. В случае приёма большого количества топлива пробы отбирают через каждые 500 м 3 ; если общий объем топлива менее 1500 м 3 , то в начале, середине и конце приемки. Пробы отбирают с участием представителя бункеровщика с оформлением двухстороннего акта. Отобранные пробы смешивают в чистом эмалированном ведре с последующим отбором двух проб по 0,5 л. После опечатывания одну пробу вручают бункеровщику, другую хранят на судне до полного расхода принятой партии топлива. Пробы сопровождают этикеткой с указанием: названия судна, даты и места отбора; пробы, названия бункеровщика, вида топлива, фамилий и подписей лиц, производящих отбор проб.
В случае невозможности проведения совместного отбора проб, указанную выше процедуру выполняет главный (старший) механик судна в присутствии вахтенного помощника капитана и представителя судового комитета. Отобранные пробы опечатывают, составляют акт в установленном порядке, о чём ставят в известность бункеровщика.
Количество принятого на борт судна топлива устанавливают по данным бункеровщика и контрольным замерам в танках бункеруемого судна. При подсчёте из количества принятого топлива исключают содержание воды, а при переходе от объёмных показателей к массовым плотность топлива рассчитывают в зависимости от температуры топлива при бункеровке.
После приёма топлива необходимо привести средства приема в исходное положение, осмотреть трюмы и топливные системы.
11.1 Основные правила бункеровки
Документы по качеству и количеству топлива, представленные бункеровщиком, должны быть проверены на соответствие заказу.
Все судовые танки должны быть пронумерованы непосредственно перед бункеровкой. Если топливо доставляется баржей, третий механик должен лично проследить за контрольными замерами на барже, используя водочувствительную пасту, проверить наличие в танках отстоявшейся воды. Эта вода должна быть подсчитана и вычтена из общего объема бункера.
Перед пуском насосов третий механик должен согласовать с бункеровщиком план бункеровки в случае возникновения каких-либо затруднений.
Согласованию с бункеровщиком подлежит процедура отбора проб.
В течение всей бункеровки механик должен следить за уровнями в танках и за давлением подачи, которое должно быть заранее оговорено.
По окончании бункеровки необходимо проверить все танки судна и танки бункеровщика. Необходимо также произвести полный подсчёт полученного топлива с учётом поправок на крен, дифферент судна и температуру топлива в танках, необходимую для пересчёта принятого объема в стандартный.
Международный стандарт, требования которого должны выполняться при бункеровках во всех портах мира в настоящее время опубликован в виде технического отчёта «Методы определяющие практические процедуры бункеровок судов». Этот проект международного стандарта устанавливает требования к документации; процедуры перекачки, измерения количества и отбора проб топлива; обязанности грузового офицера бункеровщика и судового механика.
Стандарт ISO8217-2005 устанавливает, что качество топлива должно отвечать требованиям стандарта «во время и в месте передачи опеки над топливом». В техническом отчёте говорится, что пробу можно отбирать у любого конца бункеровочного шланга, но предпочтительным местом отбора пробы является конец бункеровочного шланга на барже-бункеровщике, однако по обоюдному согласию между договаривающимися сторонами может быть использован судовой конец бункеровочного шланга.
В последние годы на судах все чаще возникают проблемы, обусловленные ухудшением качества топлива. Зачастую судовладельцы и поставщики топлива не могут решить проблемы, связанные с поставленным бункером, без привлечения третьей независимой стороны. В 1980 году в классификационном обществе DNVбыл создан отделDetNorskeVeritasPetroleumServices(DNVPS), который выполняет проверку качества бункерного топлива и сюрвейерскую проверку количества топлива.
Программа проверки качества топлива «DNVFuelQualityTestingProgramme» основана на анализе представительной пробы топлива отбираемой судовыми механиками совместно с представителем бункеровщика методом «непрерывного капания». Для непрерывного отбора пробы рекомендуется устройство (рис. 11.1.1), представляющее собой фланец с установленной внутри пробоотборной трубкой с отверстиями, через которую топливо поступает в пластмассовый контейнер.
Рис. 11.1.1 – Устройство для отбора проб топлива
1 – фланец, 2 – перфорированная трубка, 3 – игольчатый клапан, 4 – контейнер.
Подача топлива регулируется игольчатым клапаном. Перед началом отбора пробы необходимо опломбировать клапан и контейнер и записать номер пломбы, чтобы исключить несанкционированное вмешательство. Механики предлагают представителям бункеровщика подписать заявку на проведение освидетельствования отбора пробы топлива. Отобранные 3-5 литров пробы тщательно перемешиваются и разливаются по поставленным DNVPSтрём одинаковым пластмассовым бутылкам. Бутылки должны быть опломбированы, а этикетки заполнены, подписаны и приклеены к бутылкам в присутствии представителей обеих сторон. Все документы, относящиеся к бункеровке, нужно подписывать только после окончания перекачки и урегулирования всех спорных вопросов. Одна бутылка передается представителю бункеровщика, другая остается на судне, третья пересылается авиакурьером в ближайшую лабораториюDNVPS. ОтчетDNVPS. «Результаты анализа топлива» содержит следующую информацию:
Общая информация о бункеровке: место, дата бункеровки, отбора пробы и доставки пробы в лабораторию, поставщик, марка топлива, качество топлива, номер пломбы и её состояние (т.е. пломба целая или поврежденная).
Плотность и вязкость топлива, которые поставщик указал в доставочной квитанции ВДС.
Результаты анализа пробы, которые сравниваются с допустимыми предельными значениями по ISO8217:2005 для данной марки топлива:
— плотность при 15 0 С;
— вязкость при 50/40 0 С;
— содержание в процентах воды, кокса, серы, общего осадка и золы;
— температура застывания и температура вспышки;
— содержание ванадия, алюминия и кремния (мк/кг топлива или ppm);
— содержания натрия, железа, никеля, магния и свинца определяется дополнительно к требованиям стандарта. Кальций, фосфор, цинк могут указать на наличие в топливе отработанного масла.
— теплота сгорания топлива;
— расчётный углеродно-ароматический индекс ССАI;
— содержания Al+Si(максимальное содержание по стандарту – 80 мг/кг топлива)
Вывод о соответствии топлива требованиям стандарта. Если топливо не отвечает требованиям стандарта, то указываются не спецификационные параметры, их влияние на работу двигателей и системы топливоподготовки, рекомендации по уменьшению риска повреждения двигателей и системы.