Участок сельхозназначения зарос лесом что делать
Перейти к содержимому

Участок сельхозназначения зарос лесом что делать

  • автор:

Правительство упростило правила использования заросших лесом полей

«Мы стимулируем вовлечение в оборот земель, которые исторически предназначались для ведения сельскохозяйственной деятельности, но по какой-то причине были заброшены и заросли лесом, — объясняет суть нововведений Виктория Абрамченко. — Сегодня сложилась парадоксальная ситуация: законным образом использовать лес на землях сельхозназначения невозможно, соответствующая деятельность не регламентирована. А если не использовать — то это является нарушением требований по охране земель сельхозназначения».

Теперь этот правовой пробел устранен, считает вице-премьер. Появились четкие правила использования лесов, растущих на сельхозземлях. У владельцев таких участков теперь есть два года, чтобы определиться с тем, как дальше они собираются использовать свою землю и направить в Россельхознадзор соответствующее уведомление. Причем в любой момент можно будет перевести землю обратно из лесного статуса в сельскохозяйственный. Но для это надо будет провести соответствующие мероприятия. При этом Виктория Абрамченко подчеркнула, что речь идет о тех случаях, когда лес уже вырос на участке. Новые правила не стимулируют выращивание лесов на сельхозугодиях, которые должны охраняться как средство производства в сельском хозяйстве и основу обеспечения продовольственной безопасности.

«Если соответствующие земли невозможно вернуть в сельхозоборот или это экономически нецелесообразно, предусмотрена возможность организации ведения на них полноценного лесного хозяйства, — резюмирует Виктория Абрамченко. — Такой подход позволит землепользователям рационально распоряжаться земельными участками в соответствии с выбранным назначением с соблюдением всех необходимых природоохранных требований».

В документе предусмотрены и все необходимые охранные меры — в «полевых лесах» запрещено строительство, не связанное с производственной необходимостью, из-под действия правил выведены ветрозащитные и мелиоративные лесополосы — их рубка по-прежнему возможна только в целях ухода за посадками. Остались в силе и все особенности, предусмотренные для водоохранных и нерестоохранных зон.

Участки смогут использоваться, например, для заготовки древесины при условии ее учета и контроля за оборотом или для заготовки пищевых и недревесных лесных ресурсов, а также для других видов лесопользования. Заготавливать грибы, ягоды, лекарственные растения и другие ресурсы можно без ограничений, но с учетом требований лесного законодательства.

В то же время владельцам запретят проводить профилактическое выжигание хвороста, лесной подстилки, сухой травы и других лесных горючих материалов, добавили в аппарате вице-премьера.

При этом любые рубки возможны будут только на участках с четко установленными границами. Эта норма призвана защитить земли лесного фонда от «случайного» посягательства.

Что делать если земля сельскохозяйственного назначения заросла деревьями?

Если у вас есть земельный участок сельскохозяйственного назначения и он зарос деревьями, то это является нецелевым использованием земли, за которое можно получить крупный штраф.

Чтобы избежать штафа можно воспользоваться Постановлением Правительства РФ от 21.09.2020 N 1509 “Об особенностях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения” и уведомить органы власти об использовании лесов, тем самым можно избежать штрафных санкций и дорогостоящих работ по выкорчевыванию деревьев.

  1. В каких случаях можно применить вышеуказанное постановление.
  • Если земельный участок сельскохозяйственного назначения имеет зарастание 50 и более процентах площади земельного участка древесно-кустарниковой растительностью

С признаками зарастания земельных участков и не использования можно ознакомиться в Постановление Правительства РФ от 18.09.2020 N 1482 “О признаках неиспользования земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения по целевому назначению или использования с нарушением законодательства Российской Федерации”.

  1. Срок направления уведомления об использовании лесов.

Правообладатель вправе направить уведомление об использовании лесов:

  • в течение 2 лет со дня вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 21 сентября 2020 г. N 1509 “Об особенностях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения”, то есть до 01.10.2022г.
  • или в течение 2 лет со дня регистрации права на соответствующий земельный участок.
  1. Куда направляем уведомление?

В орган государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на обеспечение государственного управления агропромышленным комплексом субъекта Российской Федерации, (Министерство сельского хозяйства субъекта);

  • Федеральную службу по ветеринарному и фитосанитарному надзору субъекта;
  • Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии субъекта.

Что указываем в уведомлении?

На каком праве принадлежит участок;

  • Характеристики участка, адрес, площадь, назначение, вид разрешенного использования и т.д.
  • Ваши контактные данные

ВАЖНО: указать вид или виды использования лесов согласно предусмотренных пунктами 1 – 10.1, 13 – 15 части 1 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации.

  1. Что прикладываем к заявлению?

Четко определенного перечня документов в постановлении не указано, по этому можно предоставить следующие документы:

  • Правоустанавливающие документы на земельный участок свидетельство о праве собственности, выписку из ЕГРН;
  • Паспорт физического лица (если собственник физлицо);
  • ОГРНИП если вы индивидуальный предприниматель КФХ;
  • ОГРН и ИНН если вы организация и являетесь собственником;

ВАЖНО:

Если вы направили уведомление, о зарастании земельного участка, то это не будет является признаком неиспользования земельных участков по целевому назначению или использования с нарушением законодательства Российской Федерации, и вас не будут привлекать к административной ответственности.

Воспользуйтесь данной мерой, предоставленной собственникам земельных участков с/х назначения, чтобы не платить штрафы за не целевое использование земельного участка.

Участок сельхозназначения зарос лесом что делать

Земельным кодексом Российской Федерации установлено, что земли должны использоваться в соответствии с установленным для них целевым назначением.

Однако, правообладатели земельных участков категории земель – земли сельскохозяйственного назначения, ранее на которых размещались пашни, пастбища и сенокосы допустили их зарастание древесной и кустарниковой растительностью, что является признаком их неиспользования для сельскохозяйственного производства.

Для правового регулирования наличия деревьев на таких землях, а также для исключения неконтролируемой вырубки и незаконного оборота древесины законодателями приняты следующие нормативно-правовые акты.

Особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов на землях сельскохозяйственного назначения, утверждены Постановлением Правительства РФ № 1509 (в редакции от 08.06.2022) «Об особенностях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения».

В соответствии с Постановлением № 1509 порядок использования лесов на землях сельскохозяйственного назначения носит заявительный характер. При получении Управлением Россельхознадзора такого заявления (по установленной форме) с прилагаемыми к нему документами, такие документы направляются в органы исполнительной власти субъекта уполномоченного в области лесных отношений, для получения экспертного заключения, уведомляется региональное министерство сельского хозяйства. После получения экспертного заключения, все материалы в совокупности рассматриваются на межведомственной комиссии, созданной территориальным управлением Россельхознадзора. В случае получения положительного заключения по заявлению, заинтересованное лицо должно будет разработать проект освоения лесов, получить по нему положительное заключение экспертизы, подать лесную декларацию, и только после этого приступить к вырубке лесных насаждений. До момента прохождения вышеперечисленных процедур вырубка запрещается.

Древесина, заготовленная на землях сельскохозяйственного назначения, подпадает под требования лесного законодательства по учету, транспортировке и декларированию сделок с древесиной.

В случаях, когда правообладатель заросшего деревьями земельного участка сельскохозяйственного назначения планирует вовлечь земельный участок в оборот, т.е. провести вырубку и выкорчевку древесной растительности, затем распашку почвы, нужно руководствоваться Законом «О мелиорации земель» от 10.01.1996 № 4-ФЗ. Данным законом установлено, что расчистка земель от древесной растительности, кочек, пней, мха относится к культуртехнической мелиорации, а мелиорация земель проводится только на основании утвержденных проектов мелиорации.

Пунктом 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 15.12.2022 № 38 «О внесении изменений в некоторые постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации по уголовным делам» установлено, что незаконной признается и рубка лесных насаждений, произрастающих в лесах, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, осуществляемая правообладателями земельных участков при отсутствии утвержденного в установленном порядке проекта культуртехнической мелиорации.

При отсутствии заявления правообладатель земельного участка привлекается к административной ответственности за невыполнение мероприятий по охране сельскохозяйственных угодий от зарастания сорной и древесной растительностью.

Таким образом, на землях сельскохозяйственного назначения на сегодняшний день может произрастать древесная растительность, при соблюдении вышеперечисленных требований законодательства.

Лес рубят щепки летят? 😉

На моих землях сельхоз назначения есть довольно большой участок леса. Такие сороко- двадцатилетние сосенки.
Вопрос. Могу ли я официально пользовать ( рубить) для своих нужд этот лес? Что говорит закон по этому поводу?

почитай статью с выписками из законов:
«Лес» на землях сельскохозяйственного назначения: правовой анализ ситуации.

В связи с «развалом» колхозов и других сельскохозяйственных организаций, обрабатываемые ими ранее земли начали зарастать, закустариваться, что является общеизвестным фактом. Выделяемые в счет земельных долей участки скорее похожи на молодой лес, чем на поле сельскохозяйственного назначения, и не являются пригодными для использования по целевому назначению, а точнее нет такого вида сельскохозяйственной деятельности, который мог бы осуществлять крестьянин на таком участке с учетом его состояния.

Учитывая санкции АПК РФ за неиспользование земельного участка или использование его не в соответствии с его целевым назначением, перед новым собственником земельного участка возникает дилемма: либо оплачивать штрафы за неиспользование и ждать изъятия участка в государственную или муниципальную собственность либо проводить мероприятия по расчистке участка.
Крестьянин скорее выберет вариант расчистки, чем допустит изъятие своей земли государством…возникает вопрос: «Как на законном основании провести расчистку? Если для этого нужна вырубка древесной растительности, то с какими органами необходимо проводить согласование ее проведения?».

В соответствии со ст. 77-78 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. Земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей.

В соответствии со ст. 260-261 ГК РФ лица, имеющие в собственности земельный участок, вправе продавать его, дарить, отдавать в залог или сдавать в аренду и распоряжаться им иным образом (статья 209) постольку, поскольку соответствующие земли на основании закона не исключены из оборота или не ограничены в обороте.

Если иное не установлено законом, право собственности на земельный участок распространяется на находящиеся в границах этого участка поверхностный (почвенный) слой и водные объекты, находящиеся на нем растения.

Собственник земельного участка вправе использовать по своему усмотрению все, что находится над и под поверхностью этого участка, если иное не предусмотрено законами о недрах, об использовании воздушного пространства, иными законами и не нарушает прав других лиц.

В соответствии с п. 2 ст. 132 ГК РФ собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом (статья 129), осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.

Согласно данным положениям ГК РФ собственник земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения имеет право использовать данный участок для ведения сельскохозяйственного производства. С этой целью может произвести вырубку, раскорчевку участка для введения его в сельскохозяйственное производство, если использование деревьев, находящихся на поверхности участка и неразрывно с ним связанных, не запрещено законом.

Таким образом, встает вопрос: имеет ли собственник право использовать находящиеся на его участке деревья?

Согласно положениям ст. 132, 260, 261 ГК РФ – может. Если рассматривать находящиеся на участке деревья, кустарники с точки зрения Лесного кодекса, то согласно ст. 6 леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий.

Использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются в соответствии с целевым назначением земель, на которых эти леса располагаются.

Таким образом, действие лесного законодательства распространяется на все отношения, связанные с оборотом лесных участков и лесных насаждений. В соответствии со ст. 3 ЛК РФ имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков и лесных насаждений, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Понятие леса, приведенное в ст. 5 ЛК РФ дает нам основание рассматривать лес как экологическую систему или как природный ресурс.

Таким образом, для того, чтобы применять к деревьям и кустарникам, растущим на землях сельскохозяйственного назначения, положения лесного законодательства необходимо признать данные деревья и кустарники экологическим комплексом или природным ресурсом – лесом. Такое признание должно быть закреплено компетентным органом в соответствующем акте. На мой взгляд, применение положений лесного законодательства к деревьям и кустарникам, произрастающим на зарегистрированном земельном участке из категории земель сельскохозяйственного назначения возможно только после вступления в силу акта, закрепляющего признание таких деревьев и кустарников лесом. Перевод такого участка из категории «земли сельскохозяйственного назначения» в категорию «земли лесного фонда» возможно только после принятия и вступления в силу такого акта.

Учитывая положение ст. 6 ЛК РФ, после признания деревьев и кустарников, произрастающих на земельном участке из категории земель сельскохозяйственного назначения, лесом, использование леса должно осуществляться в соответствии с категорией и целевым назначением участка, на котором он располагается, т.е. для ведения сельскохозяйственного производства, что нелогично.

В соответствии с положениями ст. 13 ЗК РФ собственник обязан защищать земельный участок от зарастания. Основываясь на положениях ГК РФ и ЗК РФ, в части отсутствия регулирования данного вопроса ЛК РФ (ст. 3 ЛК РФ) собственник земельного участка вправе использовать деревья и кустарники, не отнесенные к защитным и другим категориям лесов, в том числе произвести вырубку, раскорчевку.

При этом рубка деревьев и правила ее проведения регламентированы только лесным законодательством. Так, в соответствии со ст. 16 ЛК РФ рубками лесных насаждений (деревьев, кустарников, лиан в лесах) являются процессы их спиливания, срубания, срезания.

Порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами.

В случае проведения мероприятий, необходимых для ввода в сельхоз производство, нужно проводить вырубку, раскорчевку и распашку всего земельного участка без сохранения отдельных деревьев и кустарников или групп деревьев и кустарников.

В соответствии со ст. 24 ЛК РФ использование лесов осуществляется с предоставлением или без предоставления лесных участков, с изъятием или без изъятия лесных ресурсов, в соответствии со ст. 25 использование лесов может быть для заготовки древесины.

Право собственности на древесину как на лесные ресурсы в соответствии с гражданским законодательством приобретают граждане, юридические лица, которые используют леса в порядке, предусмотренном статьей 25 ЛК РФ.

В соответствии со ст. 29 ЛК РФ заготовка древесины представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с рубкой лесных насаждений, их трелевкой, частичной переработкой, хранением и вывозом из леса древесины.

Заготовка древесины осуществляется в эксплуатационных лесах, защитных лесах, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Граждане, юридические лица осуществляют заготовку древесины на основании договоров аренды лесных участков.

Таким образом, к ситуации, когда необходимо расчистить земельный участок из категории земель сельскохозяйственного назначения от древесной и кустарниковой растительности с целью ввода его в сельскохозяйственный оборот, не могут применяться положения Лесного кодекса РФ о заготовке древесины, так как она может производиться только в эксплуатационных и защитных лесах на основании договоров аренды лесных участков.

Лесным законодательством не предусмотрена возможность заготовки древесины собственником земельного участка из категории земель «земли сельскохозяйственного назначения», на котором она произрастает, что подтверждает вывод о необходимости применения в этом случае положений ГК РФ и ЗК РФ, по аналогии закона, возможность применения которых предусмотренных ст. 3 ЛК РФ.

В соответствии со ст. 38 ЛК РФ леса могут использоваться для ведения сельского хозяйства (сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, пчеловодства, северного оленеводства, выращивания сельскохозяйственных культур и иной сельскохозяйственной деятельности) в случае предоставления лесных участков на основании договоров аренды этих лесных участков.

Существует Постановление Правительства РФ от 26 июня 2007 г. N 406 «О договоре купли-продажи лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности», которое регулирует правила заключения договора купли-продажи только на лесные насаждения и только на те из них, которые расположены на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, что еще раз подтверждает абсурдность ситуации: гражданин на законном основании стал владельцем не только земельного участка, но и древесной растительности, которую в некоторых случаях можно отнести к деловому лесу, но участок по назначению он использовать не может, за что платит штраф, а причину неиспользования устранить не в силах, так как нет предусмотренного законом механизма расчистки участка.

На примере Тверской области можно сказать, что законодатель предполагает, что возможно неиспользование земельного участка вплоть до залесевания и закустаривания (Постановление Администрации Тверской области от 21.12.2009 № 558 «Об утверждении порядка компенсации части затрат сельскохозяйственным товаропроизводителям по вводу в сельскохозяйственный оборот неиспользуемых пахотных земель на 2009 год»).

Оправдано ли с точки зрения юридической техники использование формулировки «залесенность» к неиспользуемым землям сельскохозяйственного назначения? Скорее законодатель имел в виду не образование на сельскохозяйственном участке экологического комплекса (системы) — леса, а зарастание участка древесной растительностью, что делает его похожим на лес, но нормативного акта о признании такого участка лесом не существует.

В таком случае встает вопрос о необходимости законодательной регламентации порядка ввода в сельскохозяйственный оборот неиспользуемых земельных участков, мероприятий, проведение которых необходимо для восстановления продуктивности почв и возможности использования участка в соответствии с его целевым назначением.

В виду отсутствия таких положений, встает вопрос о возможности включения таких участков в Федеральную целевую программу «Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006 — 2010 годы и на период до 2012 года», утвержденную Постановлением Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. N 99.

Но и в этом случае порядок проведения оценки степени зарастания, рассмотрения заявок на включение в программу, механизм самого включения в программу, и дальнейшие мероприятия по сохранению и восстановлению плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения не разработан должным образом.

В ст. 5 ФЗ «О мелиорации» предусмотрен такой тип мелиорации как культуртехническая, которая в соответствии со ст. 8 Закона состоит в проведении комплекса мелиоративных мероприятий по коренному улучшению земель.

Этот тип мелиорации земель подразделяется на следующие виды мелиорации земель:

— расчистка мелиорируемых земель от древесной и травянистой растительности, кочек, пней и мха;

— проведение иных культуртехнических работ.

При этом в данном законе говориться, что мелиорация может проводиться по инициативе граждан-собственников участка, если ее проведение соответствует плану мелиорации и существующим программам по ее проведению.

При планировании мелиорации земель по заказам собственников, владельцев и пользователей земельных участков виды и масштабы применения мелиорации земель определяются на основе стандартов, норм и правил.

В соответствии с положениями закона (ст. 25) мелиорация земель проводится на основе проектов, разработанных в соответствии с технико-экономическими обоснованиями, с учетом строительных, экологических, санитарных и иных стандартов, норм и правил.

Порядок разработки, согласования и утверждения проектов мелиорации земель устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса, включая мелиорацию.

При этом статьей 36 закона предусматривается возможность финансирования культуртехнической мелиорации земель за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств собственников, владельцев и пользователей земельных участков.

В связи с вышеприведенными положениями возникает вопрос: Целесообразно ли проведение культуротехнической мелиорации земельного участка из категории «земли сельскохозяйственного назначения» и каков порядок ее проведения в отношении конкретного земельного участка с целью введения его в сельскохозяйственный оборот?

На запросы в территориальные органы Министерства сельского хозяйства и Управления природными ресурсами и защиты окружающей среды были получены разъяснения, что древесная растительность, произрастающая на землях сельскохозяйственного назначения не относиться к ведению Департаментов лесного комплекса регионов и данные вопросы должны быть разъяснены Министерством сельского хозяйства, от которого ничего конкретного также не было получено.

При этом существует практика, по которой в случае вырубки древесины на землях сельскохозяйственного назначения сельскохозяйственной организации на древесину выдается справка самой организацией о том, что древесина произрастала на землях сельскохозяйственного назначения. Такого рода справка может выдаваться и территориальным подразделением Министерства сельского хозяйства в соответствующем районе. Но юридическая природа данной справки не отражена в законодательстве.

Таким образом, в законодательстве отсутствует регламентация вопросов введения в сельскохозяйственный оборот заросшего земельного участка, проведения его расчистки, рекультивации, использования собственником делового леса, выросшего на его участке, вопросы его реализации с целью получения средств для введения в сельскохозяйственный оборот участков.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *