Расходы на обеспечение нормальных условий труда что входит
Перейти к содержимому

Расходы на обеспечение нормальных условий труда что входит

  • автор:

Учет расходов на обеспечение нормальных условий труда в 1С

Приобретение инвентаря (микроволновая печь, обогреватель)

Нормативное регулирование

БУ

ФСБУ 5/2019 технику для офиса не признает запасами. Организация в соответствии со своей учетной политикой отнести приобретенную технику в состав:

  • основных средств;
  • расходов на момент приобретения.

Единовременное признание стоимости техники в расходах можно обосновать требованием рациональности ведения бухучета при условии, что данные о ней несущественны в соответствии с критериями, установленными в организации (п. 7.4 ПБУ 1/2008).

НУ

Налогоплательщик может учесть расходы на обеспечение нормальных условий труда и мер по технике безопасности, предусмотренных законодательством (пп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ). Конкретный перечень таких расходов в НК РФ отсутствует, поэтому можно учесть любые расходы, соответствующие данному определению, в том числе на:

  • приобретение питьевой воды и установку кулеров (Письмо Минфина РФ от 17.07.2017 N 03-03-06/1/45286);
  • покупку климатической техники (Письма Минфина РФ от 02.10.2015 N 03-03-06/56359, от 03.10.2012 N 03-03-06/2/112);
  • оборудование мест для приема пищи (п. 5.52 СНиП 2.09.04-87, Письмо Минфина РФ от 26.09.2011 N 03-03-06/2/149).

НДС по расходам на обеспечение нормальных условий труда и мер по технике безопасности принимается к вычету в обычном порядке (п. 1 ст. 172 НК РФ).

Учет в 1С

Отразите поступление инвентаря документом Поступление (акты, накладные, УПД) вид документа Накладная, УПД ( Покупки — Поступление (акты, накладные, УПД) ).

  • Номенклатура — элемент из справочника Номенклатура:
    • Вид номенклатурыИнвентарь и хозяйственные принадлежности;
    Проводки по документу

    Документ формирует проводки:

    • Дт 10.09 Кт 60.01 — хозяйственный инвентарь принят к учету;
    • Дт 19.03 Кт 60.01 — НДС принят к учету.

    Регистрация СФ поставщика

    Для регистрации входящего счета-фактуры укажите его номер и дату внизу формы документа Поступление (акты, накладные, УПД) — Накладная, УПД и нажмите кнопку Зарегистрировать .

    Документ Счет-фактура полученный автоматически заполняется данными Поступление (акты, накладные, УПД) — Накладная, УПД :

    • Код вида операции — 01 «Получение товаров, работ, услуг».

    Если в документе установлен флажок Отразить вычет НДС в книге покупок датой получения , то при его проведении будут сделаны проводки по принятию НДС к вычету.

    Проводки по документу

    Документ формирует проводку:

    • Дт 68.02 Кт 19.03 — НДС принят к вычету.

    Декларация по НДС

    В декларации по НДС сумма вычета отражается:

    • В Разделе 3 стр. 120 «Сумма НДС, подлежащая вычету»: PDF
      • сумма НДС, принятая к вычету;
      • счет-фактура полученный, код вида операции «01».

      Списание (передача в эксплуатацию) хозяйственного инвентаря

      Списание (передачу в эксплуатацию) хозяйственного инвентаря оформите документом Передача материалов в эксплуатацию в разделе Склад — Передача материалов в эксплуатацию .

      На вкладке Инвентарь и хозяйственные принадлежности укажите:

      • Номенклатура — передаваемый в эксплуатацию инвентарь;
      • Физическое лицо — материально-ответственное лицо за инвентарь в эксплуатации;
      • Способ отражения расходов — способ учета затрат на приобретение инвентаря, выбирается из справочника Способ отражения расходов:
        • Счет затрат — 26 «Общехозяйственные расходы»;
        • Субконто — статья затрат по которой будут накапливаться расходы. Выбирается из справочника Статьи затрат, Вид расходаПрочие расходы.

        Проводки по документу

        Документ формирует проводки:

        • Дт 26 Кт 10.09 — стоимость инвентаря списана в прочие расходы;
        • МЦ.04 — стоимость инвентаря в эксплуатации отражена за балансом.

        Отчет о финансовых результатах

        В отчете о финансовых результатах стоимость техники отражается:

        • стр. 2220 «Управленческие расходы». PDF

        Декларация по налогу на прибыль

        В декларации по налогу на прибыль стоимость техники отражается в составе косвенных доходов:

        • Лист 02 Приложение N 2:
          • стр. 040 «Косвенные расходы — всего». PDF
          См. также:

          Подписывайтесь на наши YouTube и Telegram чтобы не пропустить
          важные изменения 1С и законодательства

          Помогла статья?

          Получите еще секретный бонус и полный доступ к справочной системе БухЭксперт8 на 14 дней бесплатно

          Похожие публикации

            .Многие работодатели приобретают для своих работников питьевую воду в офис..В 1С:Бухгалтерия 8.3 КОРП (с релиза 3.0.89) предусмотрено автоматическое списание.

          (2 оценок, среднее: 5,00 из 5)

          Условия труда и налоговые расходы

          Трудовое законодательство обязывает работодателей организовать для своих работников нормальные условия труда. В свою очередь и Налоговый кодекс позволяет компаниям за счет издержек, вызванных такой заботой о персонале, уменьшить налог на прибыль. Проблема только в том, что далеко не всегда удается убедить инспекторов: затраты направлены именно на улучшение рабочей обстановки.

          Среди норм Трудового кодекса, обязывающих работодателя заботиться о создании нормальных условий для выполнения работниками своих трудовых обязанностей, можно выделить несколько положений. Во-первых, это статья 163 ТК, согласно которой фирма, в частности, должна обеспечить сотрудникам:

          • исправное состояние помещений, сооружений, машин, технологической оснастки и оборудования;
          • своевременное обеспечение технической и иной необходимой для работы документацией;
          • надлежащее качество материалов, инструментов, иных средств и предметов, необходимых для выполнения работы, их своевременное предоставление работнику;
          • условия труда, соответствующие требованиям охраны труда и безопасности производства.

          Во-вторых, среди основных прав и обязанностей работодателя упомянута и такая: обеспечение бытовых нужд работников, связанных с исполнением ими трудовых обязанностей (ст. 22 ТК). И, конечно же, не стоит забывать и о статье 223 Трудового кодекса, которой предусмотрено, что в соответствии с требованиями охраны труда работодателем по установленным нормам должны быть оборудованы:

          • санитарно-бытовые помещения;
          • помещения для приема пищи;
          • комнаты для отдыха и психологической разгрузки в рабочее время и т. д.

          В свою очередь согласно подпункту 7 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса затраты на обеспечение нормальных условий труда включаются в состав прочих расходов по налогу на прибыль. Однако, к сожалению, а может быть и к счастью, главный налоговый закон не уточняет, какие именно затраты относятся к обеспечению нормальных условий труда. Отсюда и произрастают многочисленные споры компаний и налоговых инспекторов, разрешать которые, как правило, приходится в суде. Справедливости ради стоит отметить, что решения арбитров в подобных ситуациях гораздо чаще оказываются в пользу налогоплательщиков, а не налоговиков. Примером тому может служить, в частности, постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 2 апреля 2008 г. № Ф04-2260/2008(3201-А45-40).

          Интерьер или нормальные условия?

          Предметом спора в данном случае стала покупка фирмой удобрений и почвогрунта для цветов и горшечных растений. Дело в том, что стоимость подобных приобретений компания отнесла на расходы по налогу на прибыль. Инспекции же, проведшей выездную проверку организации, данный факт пришелся очень не по душе. Ревизоры указали, что такие расходы не связаны с профильной деятельностью компании и не направлены на извлечение дохода. Оно и понятно. Еще в 2007 году старшие коллеги налоговиков в письме от 25 мая № 03-03-06/1/311 указывали, что приобретение подставок и горшков под комнатные растения предназначено лишь для оформления интерьера в офисе. Следовательно, резюмировали представители Минфина, затраты на их покупку не связаны с осуществляемой фирмой деятельностью и не могут уменьшать базу по налогу на прибыль. Тем не менее в суде фирме удалось доказать, что комнатные растения и средства по уходу за ними приобретались ею исключительно в целях обеспечения нормальных условий труда и здоровья сотрудников. Представители общества указали, что работникам компании приходится изо дня в день находиться в офисах, оборудованных компьютерной и оргтехникой. Для повышения влажности в таких помещениях компании и понадобились комнатные растения. И судьи полностью поддержали позицию фирмы, тем более что самого факта понесенных обществом расходов налоговики не оспаривали.

          Однако далеко не одни комнатные растения могут стать причиной разногласий между фирмой и налоговиками, когда речь идет о расходах на обеспечение нормальных условий труда.

          Утоляем жажду

          По мнению специалистов главного финансового ведомства, расходы на приобретение для работников питьевой воды или специальных очищающих фильтров могут уменьшать базу по налогу на прибыль лишь в том случае, если водопроводная вода непригодна для употребления. При этом данное обстоятельство еще необходимо подтвердить заключением Госсанэпиднадзора (письмо Минфина от 2 декабря 2005 г. № 03-03-04/1/408). Той же точки зрения придерживаются и налоговики (письмо ФНС от 10 марта 2005 г. № 2-1-08/46@). Тем не менее арбитражная практика насчитывает немало решений, согласно которым затраты на приобретение питьевой воды включаются в расходы по налогу на прибыль в любом случае. Как правило, основным аргументом судей в данном случае является именно тот факт, что подобные затраты относятся к расходам на обеспечение нормальных условия труда. Подтверждением тому служат постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 13 марта 2008 г. № А33-9419/07-Ф02-902/08, ФАС Волго-Вятского округа от 19 ноября 2007 г. по делу № А29-549/2007, ФАС Московского округа от 20 февраля 2008 г. № КА-А40/580-08 по делу № А40-13131/07-111-56. А в постановлении от 13 июня 2006 года судьи ФАС Поволжского округа напомнили налоговикам положения постановления Минтруда от 27 февраля 1995 г. № 11 «Об утверждении Рекомендаций по планированию мероприятий по охране труда». Согласно пункту 2.19 данного документа приобретение оборудования для подачи к рабочим местам питьевой и газированной воды, чая и других тонизирующих напитков относится к числу мероприятий по охране труда.

          Создаем прохладу и тепло

          Пожалуй, мало кто может оспорить тот факт, что если в офисе стоит жара и духота, то ожидать высокой работоспособности от сотрудников достаточно проблематично. Однако среди такого меньшинства оказались и налоговики. Об этом опять же свидетельствует огромное число налоговых споров. Причем чаша весов в руках Фемиды в данном случае чаще склоняется в сторону налогоплательщиков. К примеру, в постановлении ФАС Поволжского округа от 21 августа 2007 г. по делу № А57-10229/06-33 судьи указали, что расходы на приобретение бытового кондиционера прямо подпадают под действие статьи 22 Трудового кодекса, обязывающей работодателя обеспечить сотрудникам нормальные рабочие условия. Не в пользу ревизоров были приняты и постановления ФАС Поволжского округа от 26 июля 2006 г. по делу № А55-32558/2005 и ФАС Западно-Сибирского округа от 22 марта 2006 г. № Ф04-1851/2006(20801-А45-40).

          Если кондиционер — это, можно сказать, летняя история, то зимой компании может понадобиться уже обогревательное оборудование. И в данном случае судьи опять не видят препятствия для списания затрат на его приобретения в расходы. Главное, чтобы обогреватель использовался непосредственно для обеспечения нормальных трудовых условий для работников. К таким выводам, в частности, судьи пришли в постановлениях ФАС Поволжского округа от 21 августа 2007 г. по делу № А57-10229/06-33, ФАС Северо-Западного округа от 28 ноября 2006 г. по делу № А56-34718/2005, ФАС Поволжского округа от 2 ноября 2004 г. № А55-17257/03-29.

          О. Привольнова, эксперт «Федерального агентства финансовой информации»

          Красиво жить не запретишь: как обосновать расходы на обустройство "богатого" офиса

          Красиво жить не запретишь: как обосновать расходы на обустройство "богатого" офиса

          Какие расходы на офис могут повлечь претензии налоговой

          Покупка организациями недвижимости, транспортных средств, промышленного оборудования, офисной мебели, ККТ, рабочих компьютеров, ПО и оргтехники по большей части не вызывает у налоговиков никаких претензий.

          Такие расходы изначально воспринимаются как экономически оправданные и целесообразные. И поскольку все перечисленные объекты так или иначе используются для решения производственных или управленческих задач организаций, то проблем с отнесением их в состав расходов, как правило, не возникает.

          Но все меняется, когда речь заходит о расходах на благоустройство рабочих мест и создание для сотрудников комфортных условий труда. К спорным с точки зрения экономической оправданности и целесообразности зачастую относят расходы на приобретение в офисы:

          • кондиционеров, увлажнителей/осушителей воздуха, ионизаторов и другой климатической техники;
          • холодильников, бытовых морозильных установок;
          • телевизоров, игровых приставок;
          • газовых и электроплит, микроволновок, грилей, электрочайников, кофемашин, кофеварок;
          • диванов, кресел, кроватей и другой подобной мебели;
          • бассейнов, саун, бань;
          • аквариумов, террариумов, вольеров и других средств содержания животных, птиц и рыб;
          • бильярдных столов и т.д.

          По таким расходам позиции налогоплательщиков и налоговиков могут кардинальным образом расходиться. И что одним кажется вполне естественным и обоснованным, для других – непозволительная роскошь и расточительство, компенсировать которые за счет увеличения бюджетных потерь нельзя.

          Что думают налогоплательщики о расходах на благоустройство офисов

          Обустройство офисов, оборудование обеденных помещений, создание комнат отдыха и приобретение дорогой современной бытовой техники – далеко не всегда добрая инициатива самих работодателей. Зачастую они попросту выполняют возложенные на них законные обязанности.

          Напомним, в соответствии со ст. ст. 22 и 212 ТК РФ работодатель обязан обеспечивать бытовые нужды работников, связанные с исполнением ими трудовых обязанностей, а также санитарно-бытовое и медицинское обслуживание работников.

          Согласно же ст. 223 ТК РФ работодатели обязаны оборудовать на своих предприятиях санитарно-бытовые помещения, помещения для приема пищи, помещения для оказания медицинской помощи, а также комнаты для отдыха и психологической разгрузки работников.

          Помимо ТК РФ существуют еще и многочисленные санитарные нормы и правила, которые также обязательны для организаций и ИП. Например, СанПиН 2.2.4.548-96, утв. постановлением Госкомсанэпиднадзора РФ от 01.10.1996 № 21. Данный акт устанавливает, что в холодный период года температура в офисах должна быть на уровне 22–24 °C с влажностью воздуха 60–40%, а в теплое время года – 23–25°C с такой же влажностью воздуха. Разумеется, добиться таких значений можно только при приобретении и установке соответствующей климатической техники.

          В связи с этим оборудование офисов кондиционерами, кулерами, комнатами отдыха, холодильниками, диванами, креслами, телевизорами, газовыми и электроплитами и другой бытовой техникой представляется уже не как прихоть работодателя, а как производственная необходимость.

          В противном случае работодатель рискует нарушить целый ряд законных требований. И экономия на диванах и кулерах может обернуться целой чередой штрафов от ГИТ.

          Само собой, что все расходы на благоустройство офисов и комфорт работников организации стремятся учесть в расходах, уменьшив тем самым налогооблагаемую прибыль. Тем более, что пп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ прямо позволяет относить к прочим расходам затраты организаций на обеспечение нормальных условий труда работников.

          В зависимости от срока полезного использования приобретенного имущества и его стоимости оно относится либо к основным средствам (если стоимость свыше 100 000 рублей), либо к материально-производственным запасам (если стоимость меньше 100 000 рублей). В первом случае стоимость имущества списывается через начисление амортизации, во втором – путем отнесения к расходам после сдачи в эксплуатацию или после ее полной оплаты.

          Что делают налоговики с расходами на благоустройство офисов

          В отличие от работодателей, при контроле спорных расходов налоговики исходят в первую очередь из интересов экономии бюджетных средств и буквального толкования пп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ.

          Действительно, данная норма не уточняет, что следует понимать под расходами на обеспечение нормальных условий труда и не предусматривает конкретного перечня подобных расходов. Это приводит к спорам и разногласиям относительно того, какие именно расходы можно учесть в целях исчисления налога на прибыль.

          В то время когда организации в обоснование затрат на обеспечение нормальных условий труда указывают на санитарные требования и нормы ТК РФ, налоговики ссылаются на неэффективность и экономическую нецелесообразность этих расходов. Кстати, для этого у них также имеется вполне логичное и законное обоснование.

          shutterstock_790253827.jpg

          По закону для целей налогообложения прибыли организаций учитываются только те расходы, которые отвечают условиям ст. 252 НК РФ. То есть расходы должны быть не только документально подтверждены, но еще и обоснованы с экономической точки зрения и направлены на получение дохода.

          Следовательно, если организация тратится на создание работникам нормальных условий труда, то она должна обосновать, что такие расходы непосредственно связаны с производственной деятельностью работников.

          Иными словами, плательщикам необходимо объяснить, каким именно образом покупка холодильника или дивана связана с деятельностью их работников, занятых, скажем, оказанием консультационных услуг. В свою очередь контролеры должны обосновать, что консультантам не нужен ни холодильник, ни диван.

          Снимая с работодателей подобные расходы, налоговики руководствуются правилом, установленным в соответствии с п. 29 ст. 270 НК РФ. Данная норма гласит, что для целей налогообложения прибыли организаций не должны учитываться расходы на оплату товаров для личного потребления работников, а также другие аналогичные расходы, произведенные в пользу работников.

          И если на списание в расходы стоимости электрочайников, холодильников и СВЧ-печей контролеры зачастую смотрят еще сквозь пальцы, то амортизационные отчисления на телевизоры, игровые приставки, кинотеатры, музыкальные системы и бильярдные столы – это уже выше их сил. Мимо таких затрат контролеры уже не пройдут.

          Кого поддерживают суды

          По большей части судебная практика рассмотрения таких споров складывается в пользу налогоплательщиков. Но для удачного исхода дела мало представить в суд документы, подтверждающие реальное приобретение и принятие на учет спорного имущества. Не менее важно еще и обосновать экономические причины приобретения этого имущества. Если с приобретением ГСМ, спецтехники и строительных материалов все понятно, то необходимость покупки телевизоров, кофемашин и мягких кресел придется доказать.

          При этом организации и ИП вправе ссылаться на нормы трудового и санитарного законодательства, обязывающие создавать для работников достойные и комфортные условия для труда и отдыха. Например, на положения ст. ст. 108 и 223 ТК РФ. Согласно данным нормам, работодатель обязан предоставить работникам обеденный перерыв, а также оборудовать специальное помещение для приема пищи. Это значит, что предоставить отдельное помещение для обеденных перерывов еще недостаточно. Важно оснастить такое помещение всей необходимой техникой, позволяющей хранить, готовить и разогревать пищу и напитки.

          Понятно, что, с точки зрения налоговиков, чай и кофе для сотрудников вполне может заменить вода из-под крана, а горячие обеды – сыроедение и лечебное голодание. Но в ст. 264 НК РФ говорится об обеспечении именно нормальных, а не экстремальных условий труда. Поэтому расходы на чайники, холодильники, кофеварки, электроплиты и СВЧ-печи и даже содержание столовой, в которой питаются сотрудники, суды признают целесообразными и не нуждающимися в дополнительном обосновании (например, см. постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 07.08.2018 № 27-27287/2016, постановление Арбитражного суда Московского округа от 24.06.2014 № А40-54415/13).

          Та же ст. 223 ТК РФ позволяет отнести к расходам на обеспечение нормальных условий труда затраты на приобретение в офис кресел, диванов и телевизоров. Согласно данной статье, в обязанности работодателей входит в том числе обустройство комнат для отдыха сотрудников в рабочее время. Поэтому такие затраты не окажутся лишними и также будут признаны судами обоснованными (постановление Арбитражного суда Московского округа от 28.06.12 № А40-50869/10-129-277).

          То же самое касается и расходов на приобретение разного рода игр, аквариумов, комнатных растений, картин, животных и так далее. Поскольку, помимо всего прочего, на работодателей возлагаются обязанности по оборудованию специальных помещений для психологической разгрузки сотрудников, данные затраты также можно отнести к расходам (постановление Арбитражного суда Московского округа от 23.05.2011 № А40-95142/10-13-451).

          Но стоит учитывать, что приобретенное имущество, обеспечивающее комфорт сотрудников, должно использоваться ими именно в рамках производственного процесса, в пределах территории работодателя и в рабочее время. Если организация построит и оборудует за пределами территории предприятия место для отдыха работников в нерабочее время, такие затраты суды не разрешат учесть в расходах (постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 06.04.2017 № А42-8232/2014).

          Таким образом, организациям разрешается учесть по сути любые затраты на создание комфортных условий в офисах. Главное – обосновать такие затраты нуждами и интересами самих работников. И если даже налоговики снимут с организации такие расходы, шансы отстоять их в суде довольно велики.

          НК РФ Статья 264. Прочие расходы, связанные с производством и (или) реализацией

          1. К прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся следующие расходы налогоплательщика:

          1) суммы налогов и сборов, таможенных пошлин и сборов, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, начисленные в установленном настоящим Кодексом порядке, за исключением перечисленных в статье 270 настоящего Кодекса;

          2) расходы на сертификацию продукции и услуг, а также на декларирование соответствия с участием третьей стороны;

          2.1) расходы по стандартизации с учетом положений пунктов 5 и 6 настоящей статьи;

          3) суммы комиссионных сборов и иных подобных расходов за выполненные сторонними организациями работы (предоставленные услуги);

          4) суммы портовых и аэродромных сборов, расходы на услуги лоцмана и иные аналогичные расходы;

          5) суммы выплаченных подъемных в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации;

          6) расходы на обеспечение пожарной безопасности налогоплательщика в соответствии с законодательством Российской Федерации, расходы на содержание службы газоспасателей, расходы на услуги по охране имущества, обслуживанию охранно-пожарной сигнализации, расходы на приобретение услуг пожарной охраны и иных услуг охранной деятельности, в том числе услуг, оказываемых вневедомственной охраной в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также расходы на содержание собственной службы безопасности по выполнению функций экономической защиты банковских и хозяйственных операций и сохранности материальных ценностей (за исключением расходов на экипировку, приобретение оружия и иных специальных средств защиты);

          7) расходы на обеспечение нормальных условий труда и мер по технике безопасности, предусмотренных законодательством Российской Федерации, расходы на гражданскую оборону в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также расходы на лечение профессиональных заболеваний работников, занятых на работах с вредными или тяжелыми условиями труда, расходы, связанные с содержанием помещений и инвентаря здравпунктов, находящихся непосредственно на территории организации. К таким расходам относятся также расходы на дезинфекцию помещений и приобретение приборов, лабораторного оборудования, спецодежды и других средств индивидуальной и коллективной защиты, не указанных в подпункте 3 пункта 1 статьи 254 настоящего Кодекса, для выполнения санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований органов государственной власти и органов местного самоуправления, их должностных лиц в связи с распространением новой коронавирусной инфекции;

          8) расходы по набору работников, включая расходы на услуги специализированных организаций по подбору персонала;

          9) расходы на оказание услуг по гарантийному ремонту и обслуживанию, включая отчисления в резерв на предстоящие расходы на гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание (с учетом положений статьи 267 настоящего Кодекса);

          10) арендные (лизинговые) платежи за арендуемое (принятое в лизинг) имущество (в том числе земельные участки). В случае, если в состав лизинговых платежей включена выкупная стоимость предмета лизинга, подлежащего по окончании срока действия договора лизинга передаче лизингополучателю в собственность на основании договора купли-продажи, лизинговые платежи учитываются в составе расходов за минусом этой выкупной стоимости;

          10.1) плата, вносимая концессионером концеденту в период использования (эксплуатации) объекта концессионного соглашения (концессионная плата);

          11) расходы на содержание служебного транспорта (автомобильного, железнодорожного, воздушного и иных видов транспорта). Расходы на компенсацию за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов в пределах норм, установленных Правительством Российской Федерации;

          • проезд работника к месту командировки и обратно к месту постоянной работы;
          • наем жилого помещения. По этой статье расходов подлежат возмещению также расходы работника на оплату дополнительных услуг, оказываемых в гостиницах (за исключением расходов на обслуживание в барах и ресторанах, расходов на обслуживание в номере, расходов за пользование рекреационно-оздоровительными объектами);
          • суточные или полевое довольствие;
          • оформление и выдачу виз, паспортов, ваучеров, приглашений и иных аналогичных документов;
          • консульские, аэродромные сборы, сборы за право въезда, прохода, транзита автомобильного и иного транспорта, за пользование морскими каналами, другими подобными сооружениями и иные аналогичные платежи и сборы;
          • выплаты работнику в виде безотчетных сумм, право на выплаты которых установлено актом Президента Российской Федерации и (или) актом Правительства Российской Федерации, в целях возмещения его дополнительных расходов, связанных с командированием на территории, нуждающиеся в обеспечении жизнедеятельности населения и восстановлении объектов инфраструктуры, в размерах, определенных локальными нормативными актами работодателя, но не более 700 рублей за каждый день нахождения в такой командировке;

          12.1) расходы на доставку от места жительства (сбора) до места работы и обратно работников, занятых в организациях, которые осуществляют свою деятельность вахтовым способом или в полевых (экспедиционных) условиях. Указанные расходы должны быть предусмотрены коллективными договорами;

          13) расходы на рацион питания экипажей морских, речных и воздушных судов;

          14) расходы на юридические и информационные услуги;

          15) расходы на консультационные и иные аналогичные услуги;

          16) плата государственному и (или) частному нотариусу за нотариальное оформление. При этом такие расходы принимаются в пределах тарифов, утвержденных в установленном порядке;

          17) расходы на аудиторские услуги;

          18) расходы на управление организацией или отдельными ее подразделениями, а также расходы на приобретение услуг по управлению организацией или ее отдельными подразделениями;

          19) расходы на услуги по предоставлению труда работников (персонала) сторонними организациями для участия в производственной деятельности, в том числе в управлении производством, выполнении иных функций, связанных с производством и (или) реализацией продукции (работ, услуг);

          20) расходы на публикацию бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также публикацию и иное раскрытие другой информации, если законодательством Российской Федерации на налогоплательщика возложена обязанность осуществлять их публикацию (раскрытие);

          21) расходы, связанные с представлением форм и сведений государственного статистического наблюдения, если законодательством Российской Федерации на налогоплательщика возложена обязанность представлять эту информацию;

          22) представительские расходы, связанные с официальным приемом и обслуживанием представителей других организаций, участвующих в переговорах в целях установления и поддержания сотрудничества, в порядке, предусмотренном пунктом 2 настоящей статьи;

          23) расходы на обучение и прохождение независимой оценки квалификации на соответствие требованиям к квалификации работников налогоплательщика в порядке, предусмотренном пунктом 3 настоящей статьи;

          24) расходы на канцелярские товары;

          25) расходы на почтовые, телефонные, телеграфные и другие подобные услуги, расходы на оплату услуг связи, вычислительных центров и банков, включая расходы на услуги факсимильной и спутниковой связи, электронной почты, а также информационных систем (СВИФТ, информационно-телекоммуникационная сеть «Интернет» и иные аналогичные системы);

          26) расходы, связанные с приобретением права на использование программ для ЭВМ и баз данных по договорам с правообладателем (по лицензионным и сублицензионным соглашениям). К указанным расходам также относятся расходы на приобретение исключительных прав на программы для ЭВМ стоимостью менее суммы стоимости амортизируемого имущества, определенной пунктом 1 статьи 256 настоящего Кодекса. Указанные расходы, связанные с приобретением права на использование по договорам с правообладателем (по лицензионным и сублицензионным соглашениям) программ для ЭВМ и баз данных, включенных в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных, относящихся к сфере искусственного интеллекта, могут учитываться в размере фактических затрат с применением коэффициента 1,5;

          27) расходы на текущее изучение (исследование) конъюнктуры рынка, сбор информации, непосредственно связанной с производством и реализацией товаров (работ, услуг);

          28) расходы на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), деятельности налогоплательщика, товарного знака и знака обслуживания, включая участие в выставках и ярмарках, с учетом положений пункта 4 настоящей статьи;

          29) взносы, вклады и иные обязательные платежи, уплачиваемые некоммерческим организациям, если уплата таких взносов, вкладов и иных обязательных платежей является условием для осуществления деятельности налогоплательщиками — плательщиками таких взносов, вкладов или иных обязательных платежей;

          30) взносы, уплачиваемые международным организациям и организациям, предоставляющим платежные системы и электронные системы передачи информации, если уплата таких взносов является обязательным условием для осуществления деятельности налогоплательщиками — плательщиками таких взносов или является условием предоставления международной организацией услуг, необходимых для ведения налогоплательщиком — плательщиком таких взносов указанной деятельности;

          31) расходы, связанные с оплатой услуг сторонним организациям по содержанию и реализации в установленном законодательством Российской Федерации порядке предметов залога и заклада за время нахождения указанных предметов у залогодержателя после передачи залогодателем;

          32) расходы на содержание вахтовых и временных поселков, включая все объекты жилищно-коммунального и социально-бытового назначения, подсобных хозяйств и иных аналогичных служб, в организациях, осуществляющих свою деятельность вахтовым способом или работающих в полевых (экспедиционных) условиях. Указанные расходы для целей налогообложения признаются в пределах нормативов на содержание аналогичных объектов и служб, утвержденных органами местного самоуправления по месту деятельности налогоплательщика. Если такие нормативы органами местного самоуправления не утверждены, налогоплательщик вправе применять порядок определения расходов на содержание этих объектов, действующий для аналогичных объектов, находящихся на данной территории и подведомственных указанным органам;

          33) отчисления предприятий и организаций, эксплуатирующих особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, для формирования резервов, предназначенных для обеспечения безопасности указанных производств и объектов на всех стадиях их жизненного цикла и развития в соответствии с законодательством Российской Федерации об использовании атомной энергии и в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

          34) расходы на подготовку и освоение новых производств, цехов и агрегатов;

          35) расходы, связанные с внедрением технологий производства, а также методов организации производства и управления;

          36) расходы на услуги по ведению бухгалтерского учета, оказываемые сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями;

          37) периодические (текущие) платежи за пользование правами на результаты интеллектуальной деятельности и правами на средства индивидуализации (в частности, правами, возникающими из патентов на изобретения, полезные модели, промышленные образцы);

          38) расходы, осуществленные налогоплательщиком-организацией, использующей труд инвалидов, в виде средств, направленных на цели, обеспечивающие социальную защиту инвалидов, если от общего числа работников такого налогоплательщика инвалиды составляют не менее 50 процентов и доля расходов на оплату труда инвалидов в расходах на оплату труда составляет не менее 25 процентов.

          • улучшение условий и охраны труда инвалидов;
          • создание и сохранение рабочих мест для инвалидов (закупка и монтаж оборудования, в том числе организация труда рабочих-надомников);
          • обучение (в том числе новым профессиям и приемам труда) и трудоустройство инвалидов;
          • изготовление и ремонт протезных изделий;
          • приобретение и обслуживание технических средств реабилитации (включая приобретение собак-проводников);
          • санаторно-курортное обслуживание инвалидов, а также лиц, сопровождающих инвалидов I группы и детей-инвалидов;
          • защита прав и законных интересов инвалидов;
          • мероприятия по интеграции инвалидов в общество (включая культурные, спортивные и иные подобные мероприятия);
          • обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей (включая транспортное обслуживание лиц, сопровождающих инвалидов I группы и детей-инвалидов);
          • приобретение и распространение среди инвалидов печатных изданий общественных организаций инвалидов;
          • приобретение и распространение среди инвалидов видеоматериалов с субтитрами или сурдопереводом;
          • взносы, направленные указанными организациями общественным организациям инвалидов на их содержание.

          При определении общего числа инвалидов в среднесписочную численность работников не включаются инвалиды, работающие по совместительству, договорам подряда и другим договорам гражданско-правового характера;

          39) расходы налогоплательщиков — общественных организаций инвалидов, а также налогоплательщиков-учреждений, единственными собственниками имущества которых являются общественные организации инвалидов, в виде средств, направленных на осуществление деятельности указанных общественных организаций инвалидов и на цели, указанные в подпункте 38 настоящего пункта.

          Получатели средств, предназначенных на осуществление деятельности общественной организации инвалидов и на цели социальной защиты инвалидов, по окончании налогового периода представляют в соответствующие налоговые органы по месту своего учета отчет о целевом использовании полученных средств.

          При нецелевом использовании таких средств с момента, когда их получатель фактически использовал такие средства не по целевому назначению (нарушил условия предоставления этих средств), такие средства признаются доходом у налогоплательщика, получившего эти средства.

          Расходы, указанные в подпункте 38 настоящего пункта и настоящем подпункте, не могут быть включены в расходы, связанные с производством и (или) реализацией подакцизных товаров, минерального сырья, других полезных ископаемых и иных товаров по перечню, определяемому Правительством Российской Федерации по согласованию с общероссийскими организациями инвалидов, а также с оказанием посреднических услуг, связанных с реализацией таких товаров, минерального сырья и полезных ископаемых;

          39.1) расходы налогоплательщиков-организаций, уставный (складочный) капитал которых состоит полностью из вклада религиозных организаций, в виде сумм прибыли, полученной от реализации религиозной литературы и предметов религиозного назначения, при условии перечисления этих сумм на осуществление уставной деятельности указанных религиозных организаций;

          39.2) расходы на формирование в порядке, установленном статьей 267.1 настоящего Кодекса, резервов предстоящих расходов в целях социальной защиты инвалидов, предусмотренных подпунктом 38 настоящего пункта, которые осуществлены налогоплательщиком — общественной организацией инвалидов, а также налогоплательщиком — организацией, использующей труд инвалидов, если от общего числа работников такого налогоплательщика инвалиды составляют не менее 50 процентов и доля расходов на оплату труда инвалидов в расходах на оплату труда составляет не менее 25 процентов;

          39.3) расходы на формирование в порядке, установленном статьей 267.2 настоящего Кодекса, резервов предстоящих расходов на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки;

          40) платежи за регистрацию прав на недвижимое имущество и землю, сделок с указанными объектами, платежи за предоставление информации о зарегистрированных правах, оплата услуг уполномоченных органов и специализированных организаций по оценке имущества, изготовлению документов кадастрового и технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости;

          41) расходы по договорам гражданско-правового характера (включая договоры подряда), заключенным с индивидуальными предпринимателями, не состоящими в штате организации;

          42) расходы налогоплательщиков — сельскохозяйственных организаций на питание работников, занятых на сельскохозяйственных работах;

          43) расходы на замену бракованных, утративших товарный вид в процессе перевозки и (или) реализации и недостающих экземпляров периодических печатных изданий в упаковках, но не более 7 процентов стоимости тиража соответствующего номера периодического печатного издания;

          44) потери в виде стоимости бракованной, утратившей товарный вид, а также не реализованной в пределах сроков, указанных в настоящем подпункте (морально устаревшей) продукции средств массовой информации и книжной продукции, списываемой налогоплательщиками, осуществляющими производство и выпуск продукции средств массовой информации и книжной продукции, в пределах не более 30 процентов стоимости тиража соответствующего номера периодического печатного издания или соответствующего тиража книжной продукции, а также расходы на списание и утилизацию бракованной, утратившей товарный вид и нереализованной продукции средств массовой информации и книжной продукции.

          • для периодических печатных изданий — в пределах срока до выхода следующего номера соответствующего периодического печатного издания;
          • для книг и иных непериодических печатных изданий — в пределах 24 месяцев после выхода их в свет;
          • для календарей (независимо от их вида) — до 1 апреля года, к которому они относятся;

          45) взносы по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, производимые в соответствии с законодательством Российской Федерации;

          46) отчисления налогоплательщиков, осуществляемые на обеспечение предусмотренной законодательством Российской Федерации надзорной деятельности специализированных учреждений в целях осуществления контроля за соблюдением такими налогоплательщиками соответствующих требований и условий, а также отчисления налогоплательщиков в резервы, создаваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность в области связи;

          47) потери от брака;

          48) расходы, связанные с содержанием помещений объектов общественного питания, обслуживающих трудовые коллективы (включая суммы начисленной амортизации, расходы на проведение ремонта помещений, расходы на освещение, отопление, водоснабжение, электроснабжение, а также на топливо для приготовления пищи), если подобные расходы не учитываются в соответствии со статьей 275.1 настоящего Кодекса;

          48.1) расходы работодателя по выплате в соответствии с законодательством Российской Федерации пособия по временной нетрудоспособности (за исключением несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний) за дни временной нетрудоспособности работника, которые оплачиваются за счет средств работодателя и число которых установлено Федеральным законом от 29 декабря 2006 года N 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством», в части, не покрытой страховыми выплатами, произведенными работникам страховыми организациями, имеющими лицензии, выданные в соответствии с законодательством Российской Федерации на осуществление соответствующего вида деятельности, по договорам с работодателями в пользу работников на случай их временной нетрудоспособности (за исключением несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний) за дни временной нетрудоспособности, которые оплачиваются за счет средств работодателя и число которых установлено Федеральным законом от 29 декабря 2006 года N 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»;

          48.2) платежи (взносы) работодателей по договорам добровольного личного страхования, заключенным со страховыми организациями, имеющими лицензии, выданные в соответствии с законодательством Российской Федерации на осуществление соответствующего вида деятельности, в пользу работников на случай их временной нетрудоспособности (за исключением несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний) за дни временной нетрудоспособности, которые оплачиваются за счет средств работодателя и число которых установлено Федеральным законом от 29 декабря 2006 года N 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством». Указанные платежи (взносы) включаются в состав расходов, если сумма страховой выплаты по таким договорам не превышает определяемого в соответствии с законодательством Российской Федерации размера пособия по временной нетрудоспособности (за исключением несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний) за дни временной нетрудоспособности работника, которые оплачиваются за счет средств работодателя и число которых установлено Федеральным законом от 29 декабря 2006 года N 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством». При этом совокупная сумма этих платежей (взносов) работодателей и взносов, указанных в абзаце десятом пункта 16 части второй статьи 255 настоящего Кодекса, включается в состав расходов в размере, не превышающем 3 процентов суммы расходов на оплату труда;

          48.3) расходы налогоплательщиков, связанные с безвозмездным предоставлением эфирного времени и (или) печатной площади в соответствии с законодательством Российской Федерации о выборах и референдумах;

          48.4) расходы налогоплательщиков, связанные с безвозмездным оказанием услуг по изготовлению и (или) распространению социальной рекламы в соответствии с законодательством Российской Федерации о рекламе. Указанные в настоящем подпункте расходы признаются для целей налогообложения при условии соблюдения требований к социальной рекламе, установленных подпунктом 32 пункта 3 статьи 149 настоящего Кодекса;

          48.5) расходы налогоплательщика, в пользу которого в установленном законодательством Российской Федерации порядке переходит право пользования участком недр, в виде компенсации расходов на освоение природных ресурсов, ранее осуществленных прежним владельцем лицензии на пользование этим участком недр в целях ее приобретения, в сумме фактических затрат налогоплательщика;

          48.6) суммы вступительных и гарантийных взносов негосударственных пенсионных фондов, гарантийных взносов Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации, уплаченных в фонд гарантирования пенсионных накоплений в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 422-ФЗ «О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений»;

          48.7) расходы, связанные с предоставлением имущества (работ, услуг) безвозмездно в случаях, если эта обязанность налогоплательщика установлена законодательством Российской Федерации;

          48.8) расходы на оплату услуг клиринговых организаций, связанных с выдачей, обслуживанием обращения и погашением клиринговых сертификатов участия;

          48.9) средства, перечисленные в бюджет субъекта Российской Федерации на основании соглашений (договоров) о безвозмездных целевых взносах, заключенных в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике;

          48.10) расходы унитарной некоммерческой организации, созданной в целях реализации программы реновации жилищного фонда в городе Москве в соответствии со статьей 7.7 Закона Российской Федерации от 15 апреля 1993 года N 4802-1 «О статусе столицы Российской Федерации», на приобретение (создание) объектов недвижимого имущества в рамках реализации программы реновации жилищного фонда в городе Москве, за исключением расходов, произведенных в рамках целевого финансирования и целевых поступлений в соответствии с подпунктом 14 пункта 1 и пунктом 2 статьи 251 настоящего Кодекса. Указанные расходы признаются для целей налогообложения на дату передачи принадлежащих указанной организации на праве собственности объектов недвижимого имущества городу Москве в связи с реализацией программы реновации жилищного фонда в городе Москве;

          48.11) применялся по 31 декабря 2020 года. — Федеральный закон от 26.03.2020 N 68-ФЗ;

          48.12) расходы на приобретение медицинских изделий для диагностики (лечения) новой коронавирусной инфекции по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации, а также на сооружение, изготовление, доставку и доведение указанных медицинских изделий до состояния, в котором они пригодны для использования;

          48.13) расходы, связанные с приобретением газа, поставляемого потребителям, использующим газ для обеспечения постоянного горения Вечного огня и периодического горения Огня памяти на воинских захоронениях и мемориальных сооружениях, находящихся вне воинских захоронений, в соответствии с Законом Российской Федерации от 14 января 1993 года N 4292-I «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества», и (или) оказанием услуг по его транспортировке по газораспределительным сетям до указанных потребителей при условии, что на основании актов Правительства Российской Федерации передача газа и оказание услуг по его транспортировке выполняются без взимания платы с потребителей;

          49) другие расходы, связанные с производством и (или) реализацией.

          2. К представительским расходам относятся расходы налогоплательщика на официальный прием и (или) обслуживание представителей других организаций, участвующих в переговорах в целях установления и (или) поддержания взаимного сотрудничества, а также участников, прибывших на заседания совета директоров (правления) или иного руководящего органа налогоплательщика, независимо от места проведения указанных мероприятий. К представительским расходам относятся расходы на проведение официального приема (завтрака, обеда или иного аналогичного мероприятия) для указанных лиц, а также официальных лиц организации-налогоплательщика, участвующих в переговорах, транспортное обеспечение доставки этих лиц к месту проведения представительского мероприятия и (или) заседания руководящего органа и обратно, буфетное обслуживание во время переговоров, оплата услуг переводчиков, не состоящих в штате налогоплательщика, по обеспечению перевода во время проведения представительских мероприятий.

          К представительским расходам не относятся расходы на организацию развлечений, отдыха, профилактики или лечения заболеваний.

          Представительские расходы в течение отчетного (налогового) периода включаются в состав прочих расходов в размере, не превышающем 4 процента от расходов налогоплательщика на оплату труда за этот отчетный (налоговый) период.

          3. Расходы налогоплательщика на обучение по основным профессиональным образовательным программам, основным программам профессионального обучения и дополнительным профессиональным программам, прохождение независимой оценки квалификации на соответствие требованиям к квалификации работников налогоплательщика включаются в состав прочих расходов, если:

          1) обучение по основным профессиональным образовательным программам, основным программам профессионального обучения и дополнительным профессиональным программам осуществляется на основании договора с российской образовательной организацией, научной организацией либо иностранной образовательной организацией, имеющими право на ведение образовательной деятельности, прохождение независимой оценки квалификации на соответствие требованиям к квалификации работника налогоплательщика осуществляется на основании договора оказания услуг по проведению независимой оценки квалификации на соответствие требованиям к квалификации в соответствии с законодательством Российской Федерации;

          2) обучение по основным профессиональным образовательным программам, основным программам профессионального обучения и дополнительным профессиональным программам проходят работники налогоплательщика, заключившие с налогоплательщиком трудовые договоры, либо физические лица, заключившие с налогоплательщиком договоры, предусматривающие обязанность физического лица не позднее трех месяцев после окончания указанного обучения, оплаченного налогоплательщиком, заключить с ним трудовой договор и отработать у налогоплательщика не менее одного года, независимую оценку квалификации на соответствие требованиям к квалификации в соответствии с законодательством Российской Федерации проходят работники налогоплательщика, заключившие с ним трудовой договор.

          В случае, если трудовой договор между указанным физическим лицом и налогоплательщиком был прекращен до истечения одного года с даты начала его действия, за исключением случаев прекращения трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон (статья 83 Трудового кодекса Российской Федерации), налогоплательщик обязан включить во внереализационные доходы отчетного (налогового) периода, в котором прекратил действие данный трудовой договор, сумму платы за указанное обучение соответствующего физического лица, учтенную ранее при исчислении налоговой базы. В случае, если трудовой договор физического лица с налогоплательщиком не был заключен по истечении трех месяцев после окончания обучения, оплаченного налогоплательщиком, указанные расходы также включаются во внереализационные доходы отчетного (налогового) периода, в котором истек данный срок заключения трудового договора.

          Налогоплательщик обязан хранить документы, подтверждающие расходы на обучение, в течение всего срока действия соответствующего договора обучения и одного года работы физического лица, обучение которого было оплачено налогоплательщиком в соответствии с заключенным с налогоплательщиком трудовым договором, но не менее четырех лет.

          Налогоплательщик обязан хранить документы, подтверждающие расходы на прохождение работником независимой оценки квалификации на соответствие требованиям к квалификации, в течение всего срока действия договора оказания услуг по проведению независимой оценки квалификации на соответствие требованиям к квалификации и одного года работы физического лица, прохождение независимой оценки квалификации на соответствие требованиям к квалификации которого было оплачено налогоплательщиком в соответствии с заключенным с налогоплательщиком трудовым договором, но не менее четырех лет.

          Не признаются расходами на обучение работников налогоплательщика либо физических лиц, предусмотренными настоящим пунктом, расходы, связанные с организацией развлечения, отдыха или лечения.

          4. К расходам организации на рекламу в целях настоящей главы относятся:

          • расходы на рекламные мероприятия через средства массовой информации (в том числе объявления в печати, передача по радио и телевидению), информационно-телекоммуникационные сети, при кино- и видеообслуживании;
          • расходы на световую и иную наружную рекламу, включая изготовление рекламных стендов и рекламных щитов;
          • расходы на участие в выставках, ярмарках, экспозициях, на оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов, изготовление рекламных брошюр и каталогов, содержащих информацию о реализуемых товарах, выполняемых работах, оказываемых услугах, товарных знаках и знаках обслуживания, и (или) о самой организации, на уценку товаров, полностью или частично потерявших свои первоначальные качества при экспонировании.

          Расходы налогоплательщика на приобретение (изготовление) призов, вручаемых победителям розыгрышей таких призов во время проведения массовых рекламных кампаний, а также расходы на иные виды рекламы, не указанные в абзацах втором — четвертом настоящего пункта, осуществленные им в течение отчетного (налогового) периода, для целей налогообложения признаются в размере, не превышающем 1 процента выручки от реализации, определяемой в соответствии со статьей 249 настоящего Кодекса.

          5. Расходами по стандартизации признаются:

          1) расходы на проведение работ по разработке национальных стандартов, включенных в программу национальной стандартизации, утвержденную федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации, а также расходы на проведение работ по разработке региональных стандартов при условии утверждения таких стандартов, введения их в действие на территории Российской Федерации в качестве национальных стандартов федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации и их регистрации в Федеральном информационном фонде стандартов в соответствии с Федеральным законом от 29 июня 2015 года N 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации»;

          2) расходы на проведение работ по разработке документов по стандартизации оборонной продукции, включенных в годовой план стандартизации военной продукции, утвержденный федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о стандартизации, при условии утверждения таких документов федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации;

          3) расходы на проведение работ по разработке документов по стандартизации оборонной продукции, включенных в годовой план стандартизации, утвержденный Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом» в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, при условии утверждения таких документов Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом», а также включения сведений о таких документах в сводный перечень документов по стандартизации оборонной продукции в соответствии с указанным порядком;

          4) расходы на проведение работ по разработке документов по стандартизации, включенных в программы стандартизации, предусматривающие разработку, пересмотр, изменение документов по стандартизации оборонной продукции в отношении отдельных групп продукции или иных объектов стандартизации на определенный срок (среднесрочный и долгосрочный периоды планирования), утвержденные государственными заказчиками государственного оборонного заказа, при условии утверждения таких документов федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере стандартизации, федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации, Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом» и Государственной корпорацией по космической деятельности «Роскосмос» в пределах полномочий, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации.

          6. Расходами по стандартизации не признаются расходы на проведение работ по разработке национальных стандартов, региональных стандартов и документов по стандартизации оборонной продукции организациями, осуществляющими их разработку в качестве исполнителя (подрядчика или субподрядчика).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *