Кто устанавливает тарифы на электроэнергию
Перейти к содержимому

Кто устанавливает тарифы на электроэнергию

  • автор:

Кто устанавливает тарифы на электроэнергию

(см. текст в предыдущей редакции)

1. Государственный контроль (надзор) за регулируемыми государством ценами (тарифами) в электроэнергетике осуществляется посредством:

федерального государственного контроля (надзора) за регулируемыми государством ценами (тарифами) в электроэнергетике, осуществляемого федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, в соответствии с положением, утверждаемым Правительством Российской Федерации;

регионального государственного контроля (надзора) за регулируемыми государством ценами (тарифами) в электроэнергетике, осуществляемого уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с положениями, утверждаемыми высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

2. Предметом государственного контроля (надзора) за регулируемыми государством ценами (тарифами) в электроэнергетике являются:

для федерального государственного контроля (надзора) за регулируемыми государством ценами (тарифами) в электроэнергетике — соблюдение субъектами электроэнергетики в процессе осуществления своей деятельности обязательных требований, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, к установлению и применению регулируемых цен (тарифов) и платы в электроэнергетике, регулируемых на уровне федеральных органов исполнительной власти, в том числе в части определения достоверности, экономической обоснованности расходов и иных показателей, учитываемых при государственном регулировании цен (тарифов) и платы, экономической обоснованности фактического расходования средств при осуществлении регулируемых видов деятельности в электроэнергетике, экономической обоснованности расходов на проведение мероприятий по технологическому присоединению объектов к электрическим сетям, экономической обоснованности расходов на проведение сетевой организацией мероприятий по обеспечению вывода из эксплуатации объекта по производству электрической энергии (мощности), к правильности применения указанными субъектами регулируемых государством цен (тарифов) в электроэнергетике, платы за технологическое присоединение и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину, платы за реализацию сетевой организацией мероприятий по обеспечению вывода из эксплуатации объектов по производству электрической энергии (мощности), к раздельному учету объема продукции (услуг), доходов и расходов на производство, передачу и сбыт электрической энергии, использования инвестиционных ресурсов, учтенных при установлении регулируемых цен (тарифов) и платы;

для регионального государственного контроля (надзора) за регулируемыми государством ценами (тарифами) в электроэнергетике — соблюдение субъектами электроэнергетики в процессе осуществления регулируемых видов деятельности в электроэнергетике обязательных требований, установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, к установлению и (или) применению цен (тарифов) и платы в электроэнергетике, регулируемых на уровне органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в том числе в части определения достоверности, экономической обоснованности расходов и иных показателей, учитываемых при регулировании цен (тарифов) и платы в электроэнергетике, экономической обоснованности фактического расходования средств при осуществлении регулируемых видов деятельности в сфере электроэнергетики, к правильности применения указанными субъектами регулируемых государством цен (тарифов) в электроэнергетике, платы за технологическое присоединение и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину, платы за реализацию сетевой организацией мероприятий по обеспечению вывода из эксплуатации объектов по производству электрической энергии (мощности), к раздельному учету объема продукции (услуг), доходов и расходов на производство, передачу и сбыт электрической энергии, использования инвестиционных ресурсов, учтенных при установлении регулируемых цен (тарифов) и платы, а также требований к соблюдению стандартов раскрытия информации в сфере электроэнергетики.

3. Организация и осуществление государственного контроля (надзора) за регулируемыми государством ценами (тарифами) в электроэнергетике регулируются Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».

4. Правительство Российской Федерации устанавливает общие требования к осуществлению регионального государственного контроля (надзора) за регулируемыми государством ценами (тарифами) в электроэнергетике.

5. Государственный контроль (надзор) за реализацией органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в соответствии с положениями Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

Правительство Российской Федерации устанавливает порядок осуществления государственного контроля (надзора) за реализацией органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики, в том числе предмет осуществления указанного контроля (надзора).

6. Государственный контроль (надзор) за реализацией органами местного самоуправления полномочий субъекта Российской Федерации в области регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики (в случае наделения указанных органов соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации) осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с положениями Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Ценообразование

На территориях Российской Федерации, объединенных в ценовые зоны оптового рынка, электрическая энергия (мощность) продается по нерегулируемым ценам в рамках их предельных уровней.

  • АО «Петербургская сбытовая компания» публикует в разделе «Раскрытие информации» свободные (нерегулируемые) цены на электрическую энергию (мощность), поставляемую потребителям (покупателям) АО «Петербургская сбытовая компания», и составляющие для их расчета ежемесячно в разрезе ценовых категорий.
  • Стоимость услуг инфраструктурных организаций оптового рынка электроэнергии для определения гарантирующими поставщиками предельных уровней нерегулируемых цен для применения в расчетном периоде ежемесячно публикуются на сайте ОАО «АТС» в подразделе «Параметры для розничных рынков» раздела «Результаты торгов».
  • Определение объема поставки электрической энергии потребителям (покупателям) АО «Петербургская сбытовая компания» за расчетный период производится с учетом фактического объема потребления электрической энергии гарантирующим поставщиком на оптовом рынке и объема покупки электрической энергии гарантирующим поставщиком на розничных рынках суммарно по Санкт-Петербургу и Ленинградской области.

Стоимость электрической энергии (мощности) по договору энергоснабжения включает

  1. стоимость объема покупки электрической энергии (мощности),
  2. стоимость услуг по передаче электрической энергии,
  3. сбытовую надбавку,
  4. стоимость иных услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям.

Стоимость объема покупки электрической энергии

Предельные уровни нерегулируемых цен на электрическую энергию (мощность) за соответствующий расчетный период рассчитываются гарантирующим поставщиком по следующим ценовым категориям:

  • Первая ценовая категория — учет осуществляется в целом за расчетный период;
  • Вторая ценовая категория — учет которых осуществляется по зонам суток расчетного периода;
  • Третья ценовая категория — осуществляется почасовой учет, но не осуществляется почасовое планирование, а стоимость услуг по передаче электрической энергии определяется по тарифу на услуги по передаче электрической энергии в одноставочном выражении;
  • Четвертая ценовая категория — осуществляется почасовой учет, но не осуществляется почасовое планирование, а стоимость услуг по передаче электрической энергии определяется по тарифу на услуги по передаче электрической энергии в двухставочном выражении;
  • Пятая ценовая категория — осуществляются почасовое планирование и учет, а стоимость услуг по передаче электрической энергии определяется по тарифу на услуги по передаче электрической энергии в одноставочном выражении;
  • Шестая ценовая категория — осуществляются почасовое планирование и учет, а стоимость услуг по передаче электрической энергии определяется по тарифу на услуги по передаче электрической энергии в двухставочном выражении.

Предельные уровни нерегулируемых цен дифференцируются по уровням напряжения в соответствии с дифференциацией применяемых при определении предельных уровней тарифов (ставок тарифов) на услуги по передаче электрической энергии, а также предельные уровни нерегулируемых цен дифференцируются по группам (подгруппам) потребителей.

Дифференциация предельных уровней нерегулируемых цен на электрическую энергию (мощность) по высокому первому напряжению (ВН1) применяется только в отношении четвертой и шестой ценовых категорий.

Стоимость услуг по передаче электрической энергии

Оплата услуг по передаче электроэнергии, оказываемых сетевой организацией, осуществляется в соответствии с тарифами установленными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов. Единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям на территории Санкт-Петербурга устанавливает Комитет по тарифам Санкт-Петербурга.

Плата за иные услуги, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям рассчитывается по формуле:

,

— стоимость услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, подлежащая оплате гарантирующим поставщиком за расчетный период (m-1), рублей;

— стоимость услуги по организации оптовой торговли электрической энергией, мощностью и иными допущенными к обращению на оптовом рынке товарами и услугами, оказываемой гарантирующему поставщику коммерческим оператором оптового рынка, подлежащая оплате гарантирующим поставщиком за расчетный период (m-1), рублей;

— стоимость комплексной услуги по расчету требований и обязательств участников оптового рынка, оказываемой гарантирующему поставщику организацией коммерческой инфраструктуры оптового рынка, подлежащая оплате гарантирующим поставщиком за расчетный период (m-1), рублей;

— объем поставки электрической энергии потребителям (покупателям) гарантирующего поставщика за расчетный период (m), МВт·ч.

Нормативная база:

  • Федеральный закон от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике»;
  • Основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 № 442 (далее – Основные положения);
  • Правила определения и применения гарантирующими поставщиками нерегулируемых цен на электрическую энергию (мощность), утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1179;
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике»;
  • Методические указания по расчету сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков и размера доходности продаж гарантирующих поставщиков, утвержденные приказом Федеральной службы по тарифам от 30 октября 2012 № 703-э;
  • Распоряжения Комитета по тарифам Санкт-Петербурга об установлении сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков электрической энергии на территории Санкт-Петербурга;
  • Приказы комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области об установлении сбытовых надбавок гарантирующего поставщика электрической энергии акционерного общества «Петербургская сбытовая компания», поставляющего электрическую энергию на розничном рынке на территории Ленинградской области.
  • Правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861.

Как формируется цена для ИКУ

Кто устанавливает тарифы на электроэнергию

Тарифы на электрическую энергию, поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей, устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов:

  • Комитетом по тарифам и ценовой политике Ленинградской области;
  • Комитетом по тарифам Санкт-Петербурга.

Из чего складывается тариф

Тариф для конечных потребителей складывается из тарифа на покупку (генерацию), услуги транспорта энергии, сбытовой надбавки и стоимости прочих услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса энергоснабжения потребителей.

От чего зависит величина тарифа

Дифференциация тарифов для населения устанавливается органом исполнительной власти соответствующего субъекта РФ в соответствующем документе.

  • Если помещение оборудовано стационарной электроплитой и/или электроотопительными приборами, то к тарифу применяется понижающий коэффициент 0,75.
  • Если установлен многотарифный счетчик электроэнергии, то плата начисляется по тарифам, дифференцированным по зонам суток.

В зависимости от чего меняются тарифы на электроэнергию

Законодательством предусмотрено, что тарифы на электроэнергию должны изменяться один раз в год (как правило, с 1-го июля). Решения об установлении тарифов на очередной плановый период публикуются в официальных печатных и электронных изданиях.

Коэффициент трансформации трансформатора тока

Трансформаторы тока (далее — ТТ) устанавливаются для возможности подключения стандартных приборов измерения, которые не предназначены для подключения к ним больших нагрузок. Электросчетчик считывает показания со вторичной обмотки ТТ, на которой ток понижается до минимальных значений, при которых прибор учета рассчитан на длительную работу.

Используемый в расчетах по договору энергоснабжения коэффициент трансформации определяется путем отношения номинального первичного тока к номинальному вторичному току.

При присоединении прибора учета через понижающие трансформаторы тока счетчик электроэнергии показывает не потребленную электроэнергию, а единицы измерения, которые для определения объема потребленной электроэнергии необходимо умножить на коэффициент трансформации.

Порядок применения тарифов на электрическую энергию

Регулируемые цены (тарифы) для поставки электрической энергии населению и приравненным к нему категориям потребителей устанавливаются регулирующим органом с учетом следующей дифференциации:

  • по месту проживания (городской или сельский населенный пункт),
  • наличие или отсутствие электрических плит и (или) электроотопительных установок.

Регулируемые цены (тарифы) для поставки электрической энергии населению и приравненным к нему категориям потребителей устанавливаются регулирующим органом одновременно в 2 вариантах:

Составляющие цены на электроэнергию на розничном рынке

Клиенты часто спрашивают нас о тарифах на электроэнергию и считают, что цена устанавливается директивно государством. На самом деле конечная цена которую платит предприятие содержит в себе регулируемую и рыночную составляющие. Из-за этого цена каждый месяц меняется.

Предлагаю вместе посмотреть на процесс ценообразования, чтобы понять, за что платит предприятие.

Конечная цена на розничном рынке электроэнергии состоит из 4 частей:

  • Цена услуг по передаче электроэнергии;
  • Цена электроэнергии и мощности на оптовом рынке электроэнергии;
  • Сбытовая надбавка гарантирующего поставщика;
  • Инфраструктурные платежи.

Цена электроэнергии на оптовом рынке электроэнергии

Электроэнергия продается и покупается на оптовом рынке электроэнергии. Про структуру и принципы работы оптового рынка электроэнергии мы писали раньше. Электроэнергия состоит из двух товаров: электрической энергии и электрической мощности.

Электрическая энергия – количество киловатт-часов, которое потребило предприятие за период. Цена на электрическую энергию на оптовом рынке определяется для каждого часа. Все потребители электроэнергии планируют собственное потребление и делают заявки на следующий день об объеме потребления в каждый час суток. Аналогично делают генераторы — сообщают администратору торговой системы в какой час сколько электроэнергии они могут выработать, также генераторы сообщают цену электроэнергию, по которой они готовы продать. Далее происходит определение цены электроэнергии и выбор генерации, которые будут производить электроэнергию.

Первоочередной в продаже стоит электроэнергия, выработанная на атомных и гидроэлектростанциях. Это связано с особенностями технологического процесса – эти станции не могут управлять объемом выработанной электроэнергии. Далее электроэнергию продает “вынужденная генерация” – теплоэлектроцентра́ли (ТЭЦ) которые кроме выработки электроэнергии снабжают население теплом. После этого генерация в порядке возрастания заявленной цены на электроэнергию.

Электрическая мощность – обязательство генерирующей станции поддерживать оборудование для выработки согласованного количества электроэнергии за 1 час.

По сути, когда мы платим за мощность, мы платим за то, что генерирующая станция готова к работе и произведет необходимое количество электроэнергии по сигналу системного оператора.

Цена мощности определяется на конкурентном отборе мощности на период 3 года. До октября месяца текущего года генерирующие компании подают предложения по объему выработанной мощность и цене выработки. Системный оператор делает прогноз спроса на мощность. На основании баланса спроса и предложения определяется максимальная цена мощности. Генераторы, предложившие цену выше, в торговле мощностью, не участвуют.

Размер мощности, который должно оплатить предприятие рассчитывается по схеме:

  • Системный оператор определяет часы максимального потребления электроэнергии в регионе за прошедший месяц
  • По профилю потребления предприятия определяется средняя мощность в часы, определенные системным оператором
  • Объем мощности умножается на цену мощность, определенную по результатам коммерческого отбора мощности на оптовом рынке.

Услуги по передаче электроэнергии

Услуга по передаче электроэнергии – транспортировка электроэнергии по сетям сетевой компании от электростанций до потребителей. За это сетевая компания получает вознаграждение, на которое обслуживает сетевое оборудование и развивает инфраструктуру: строит трансформаторные подстанции, прокладывает новые линии электропередач. Цену на услугу по передаче устанавливают местные власти.

Цена для потребителя зависит от напряжения, по которому он подключен к сетям. Чем выше питающее напряжение, тем дешевле услуга.

Сбытовая надбавка гарантирующего поставщика

До 100% электроэнергии на розничном рынке продает гарантирующий поставщик в зоне своей деятельности.

Гарантирующий поставщик – это статус, который получает энергосбытовая компания в зоне деятельности. Он обязывает заключить договор энергоснабжения с любым потребителем, расположенным в этой зоне. На одной территории работает только один гарантирующий поставщик. Подробнее читайте в статье.

Деятельность гарантирующего поставщика регулируется. Государство устанавливает вознаграждение, которое он получает за услуги – сбытовую надбавку. Она устанавливается как % от цены покупки электроэнергии на оптовом рынке

Инфраструктурные платежи

Это цена услуг Системного оператора, Администратора торговой системы и Центра финансовых расчетов. Эти компании организуют работу всех участников рынка электроэнергии и поддерживают работу единой энергосистемы России.

Общая структура цены

Составляющие цены на электроэнергию для потребителей в г. Москве, рассчитывающихся по 1 ценовой категории по уровню тарифного напряжения СН2.

Это пример составляющих в цене на электроэнергию для потребителей в г. Москве, рассчитывающихся по 1 ценовой категории по уровню тарифного напряжения СН2.

Хотите узнать о работе розничного рынка электроэнергии больше? Мы к вашим услугам! Проконсультируем бесплатно.

Автор: Дмитрий Ларин

Коммерческий директор Энергомарт. Эксперт по вопросам привлечения клиентов и взаимодействия с ними. Ищу возможные проблемы клиентов в энергоснабжении, организую решение и контролирую исполнение обязательств со стороны Энергомарт.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *