Кто отвечает за качество воды в многоквартирном доме
Перейти к содержимому

Кто отвечает за качество воды в многоквартирном доме

  • автор:

ВС РФ: управляющая компания, являющаяся исполнителем коммунальных услуг, должна разрабатывать программу производственного контроля качества воды

Управляющая компания обязана разрабатывать и согласовывать с Роспотребнадзором производственную программу контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды, а также осуществлять производственный контроль за качеством воды (Определение Верховного Суда РФ от 7 ноября 2019 г. № 302-ЭС19-21525).

Такие выводы сделаны в деле об оспаривании предписания Роспотребнадзора. Ранее ведомство внепланово проверило УК по жалобам жителей на мутную воду из крана. Проверка выяснила, что:

  • УК не разработала и не представила на согласование в региональное Управление Роспотребнадзора программу производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды;
  • производственный контроль за качеством питьевой воды из внутридомовых распределительных систем питьевого водоснабжения МКД, находящегося на обслуживании УК, не осуществлялся;
  • пробы холодной воды, отобранные в подвальном помещении МКД и в одной из квартир, не соответствовали по органолептическому показателю – мутности (превышение нормы в 1,8 раза и в 1,3 раза).

Роспотребнадзор выдал УК предписание об устранении выявленных нарушений, а именно:

  • провести мероприятия, направленные на установление и устранение причин мутности воды,
  • после чего выполнить повторный отбор и исследования проб питьевой воды с привлечением аккредитованной лаборатории и представить в Роспотребнадзор копии протоколов лабораторных исследований;
  • в течение двух месяцев разработать и представить на согласование программу производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды в спорном МКД, а затем осуществлять производственный контроль по графику программы (периодические отборы проб воды и их исследование в аккредитованной лаборатории по договору);
  • ежеквартально представлять в Роспотребнадзор результаты производственного контроля качества питьевой воды в виде копий протоколов лабораторных исследований питьевой воды с сопроводительным письмом.

Вопреки доводам УК, предписание «устояло» во всех судебных инстанциях:

  • согласно протоколу ОСС помещений в МКД, выбор способа управления МКД определен как управление УК с предоставлением ей права заключения договоров на поставку коммунальных услуг и других хозяйственных договоров, связанных с эксплуатацией дома;
  • значит, применительно к рассматриваемой ситуации именно УК является лицом, ответственным за качество предоставляемых жильцам указанного МКД коммунальных услуг;
  • а в силу п. 2 ст. 19 Закона о санэпидблагополучии, организация, осуществляющая холодное водоснабжение с использованием централизованных систем ХВС, обязана подавать абонентам питьевую воду, соответствующую санэпидтребованиям, не допуская снижения ее качества и показателей безопасности;
  • аналогично, на основании подп. «д» п. 3 Правил № 354 и подп.п. 2, 6 Приложения № 1 к ним, в частности, состав и свойства холодной и горячей воды должны соответствовать требованиям законодательства РФ о техническом регулировании (СанПиН 2.1.4.1074-01, СанПиН 2.1.4.2496-09);
  • в договоре с водоканалом также есть пункт о том, что поставляемая РСО вода должна соответствовать требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01;
  • поскольку исполнитель коммунальных услуг (УК) обязан обслуживать ВДИС, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги, как самостоятельно, так и с привлечением других лиц на основании возмездного договора, постольку ответственность за нарушение качества и порядка предоставления коммунальных услуг возложена на исполнителя, который освобождается от ответственности за ухудшение качества коммунальных услуг, если докажет, что оно произошло вследствие обстоятельств непреодолимой силы;
  • при этом ответственность за действия РСО возлагается на исполнителя, независимо от того, было ли надлежащим поведение самой организации-исполнителя и могла ли она предотвратить нарушение;
  • в связи с этим оспариваемое предписание направлено УК обоснованно;
  • доводы УК об отсутствии у неё обязанности по разработке и утверждению программы производственного контроля качества воды несостоятельны, так как пунктами 1-3 ст. 32 Закона закон от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», пунктами 2.4, 4.2 СанПиН 2.1.4.1074-01 предусмотрено, что на юридических лиц, осуществляющих эксплуатацию системы водоснабжения, возложена обязанность по разработке рабочей программы производственного контроля качества воды и ее согласованию с центром государственного санитарно-эпидемиологического надзора в городе и районе. Лица, осуществляющие производственный контроль, несут ответственность за своевременность, полноту и достоверность его осуществления;
  • а в соответствии с п. 1 ст. 19 Закона о санэпидблагополучии, пунктами 3.1, 4.5 СанПиН 2.1.4.1074-01, пунктами 2.4.1, 4.3 СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий» качество питьевой воды должно соответствовать гигиеническим нормативам перед ее поступлением в распределительную сеть, а также в точках водоразбора наружной и внутренней водопроводной сети. Производственный контроль качества питьевой воды в распределительной водопроводной сети проводится по микробиологическим и органолептическим показателям не менее 2 проб в месяц. Питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства;
  • наконец, согласно ч. 1 ст. 23, ч. 1 ст. 24 и ч. 3 ст. 1 Закона от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», организация, осуществляющая холодное, горячее водоснабжение с использованием централизованных и нецентрализованных (автономных) систем ГВС, обязана подавать абонентам холодную, горячую воду, соответствующую требованиям, установленным санитарным и законодательством о техрегулировании. При этом, согласно ст. 25 упомянутого Закона, производственный контроль качества питьевой воды, горячей воды осуществляется организацией, осуществляющей ХВС или ГВС, программа производственного контроля качества разрабатывается организацией, осуществляющей ХВС или ГВС, согласовывается с территориальным органом Роспотребнадзора и включает в себя: перечень показателей, по которым осуществляется контроль; указание мест отбора проб воды; указание частоты отбора проб воды.

Верховный Суд РФ отказал УК в передаче дела на рассмотрение Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ.

Контроль качества воды и уборка: главное о новых требованиях к УО

Глава Экспертного совета Ассоциации «Р1» Елена Шерешовец продолжает делать обзор новых СанПиН 2.1.3684-21. В очередном выпуске онлайн-журнала «ЖКХ: мечты сбываются» она остановилась на нововведениях, которые касаются уборки мест общего пользования в многоквартирных домах. Узнайте, в чём они заключаются.

Что с 1 марта 2021 изменится для УО в сфере обращения с отходами

Вступили в силу новые СанПиН 2.1.3684-21 по содержанию территорий и зданий

1 марта 2021 года вступили в силу новые СанПиН 2.1.3684-21, которые являются обязательными для исполнения управляющими организациями и ТСЖ. Елена Шерешовец делает обзор этого объёмного документа. В первом видео по теме она рассказала об изменениях в требованиях к местам накопления ТКО и установке урн у подъездов домов. Подробности вы найдёте в этом материале.

Второй выпуск онлайн-журнала «ЖКХ: мечты сбываются» по новым СанПиН эксперт посвятила влажной уборке мест общего пользования в МКД, контролю качества питьевой и горячей воды во внутридомовых инженерных системах, а также вопросу, где управляющим домами брать средства на эти работы:

Ежедневная влажная уборка мест общего пользования в домах

Согласно п. 126 новых СанПиН 2.1.3684-21, влажная уборка мест общего пользования МКД с применением моющих и чистящих средств должна проводиться ежедневно. Ранее требование по частоте этих работ нигде не было прописано. В минимальном перечне работ и услуг, утверждённом ПП РФ № 290, как и в ПП РФ №491, ПП РФ № 416, периодичность проведения влажной уборки также не указана.

В п. 4.8.14 Правил № 170 зафиксировано, что мытьё лестничных клеток должно проводиться не реже одного раза в месяц. В «Методическом пособии по содержанию и ремонту жилищного фонда. МДК 2-04.2004», утверждённом Госстроем России, говорится о ежедневном влажном подметании до второго этажа и еженедельном влажном подметании остальных этажей. Однако это пособие не обязательно к исполнению и носит рекомендательный характер.

Елена Шерешовец уточнила, что п. 126 СанПин 2.1.3684-21 не вступает в противоречие с действующими нормативными актами. Новый СанПиН ничего не нарушил.

В выпуске онлайн-журнала эксперт отметила, что ежедневная влажная уборка дома – очень высокий стандарт содержания жилья, который применяется в МКД бизнес- и премиум-класса. Обычно УО делает это раз в неделю или реже. Теперь же ежедневная влажная уборка в домах – требование ко всем управляющим домами.

Семинары, видео и конкурсы: полезное для УО и ТСЖ от Ассоциации «Р1»

Контроль качества питьевой и горячей воды после устранения аварий в доме

Ещё одно нововведение СанПиН 2.1.3684-21, о котором рассказала Глава Экспертного совета Ассоциации «Р1», касается контроля качества холодного и горячего водоснабжения в домах. Согласно п. 78 новых СанПиН, управляющие организации должны проводить производственный контроль качества питьевой и горячей воды в соответствии с ПП РФ от 06.01.2015 № 10.

Это значит, что после устранения аварий на внутридомовых инженерных сетях дома УО должна промыть и продезинфицировать систему водоснабжения с обязательным лабораторным контролем качества и безопасности воды (п. 82 СанПин 2.1.3684-21). Стоимость такого анализа в регионах может достигать 10 тысяч рублей, а с химическим анализом – 18 тысяч.

Вправе ли ОСС направить экономию за отопление на другие нужды дома

Расходы УО из-за новых требований СанПиН отнесут к предпринимательским рискам

Елена Шерешовец, подводя итоги двум разобранным изменениям в работе УО согласно новым СанПиН, рассмотрела закономерный вопрос о том, а где управляющим домами брать средства на ежедневную влажную уборку в МКД и контроль качества ГВС/ХВС после аварий.

Как отметила эксперт, изменение объёма обязательств не влечёт автоматического изменения утверждённого ранее размера платы за содержание общего имущества. Единственным исключением может стать корректировка размера платы за КР на СОИ: если в регионе пересмотрят соответствующий норматив, ведь расход воды при ежедневной влажной уборке увеличится.

В остальном рост расходов управляющей организации из-за новых требований СанПиН отнесут к предпринимательским рискам. Елена Шерешовец рассмотрела несколько вариантов выхода из этой ситуации, в том числе основания для оспаривания нового документа. Узнайте о том, что могут сделать УО, из видеоролика.

Новые СанПиН 2.1.3684-21 вызывают у управляющих организаций много вопросов: обязательны ли требования, что теперь делать с ТКО, откуда брать деньги на влажную уборку, как проверять качество питьевой воды. На эти и другие вопросы Елена Шерешовец ответит на закрытом мероприятии «Р1» 18 марта. Подробности по ссылке.

Эксперты Ассоциации «Р1» на постоянной основе в онлайн-журналах «ЖКХ: мечты сбываются», «Школа ЖКХ» и «PROПлан» объясняют сложные и неоднозначные вопросы управления домами и предоставления ЖКУ. Подписывайтесь на YouTube-канал объединения и следите за обновлениями.

В связи с вступлением силу новых СанПиН мы планируем сделать ролик на тему «Как убедить жителей поднять размер платы?». В нём мы опишем методы, которые знаем. Помогите нам сделать видео более полным и полезным для всех.

Эксперты рассказали, кто контролирует качество воды в многоквартирных домах

Качество водопроводной воды необходимо контролировать на «входе» в многоквартирный дом. Однако мнения о том, кто должен это делать и кто конечном итоге отвечает за текущую из крана жидкость, расходятся.

От 30 до 40% населения страны регулярно пользуются водой, не соответствующей гигиеническим нормативам, по данным Счетной палаты. Это связано с неблагоприятным качеством воды в местах водозаборов из-за сбросов промышленных и бытовых сточных вод, поверхностных стоков вод с сельскохозяйственных угодий. Из-за загрязнения питьевой воды химическими веществами и микроорганизмами увеличивается риск смертности (в среднем на 11 тысяч случаев ежегодно) и заболеваемости населения (в среднем на 3 млн случаев ежегодно).

Причины некачественной воды могут быть разными, отмечает исполнительный директор Российской ассоциации водоснабжения и водоотведения Елена Довлатова. В некоторых регионах изначально плохая вода в источниках водоснабжения — например, в Калмыкии или в астраханских степях она очень соленая. Тем не менее со станций водоподготовки вода уходит чистой, за этим строго следят надзорные ведомства, говорит Довлатова. Если по какому-то параметру вода все-таки не соответствует нормативам (например, слишком жесткая, превышение содержания магния, брома или других веществ) — у водоканала должен быть план повышения ее качества. Если до крана в квартире вода все же доходит некачественной — причиной могут быть проблемы в магистральных сетях (за них тоже отвечают водоканалы), либо во внутридомовых сетях (если, например, не была сделана промывка этих сетей).

«За состояние внутридомовых сетей водоканал ответственности не несет — это прерогатива управляющих компаний. К сожалению, не всегда вовремя меняются или прочищаются трубы внутри многоквартирных домов, что приводит к вторичному загрязнению воды и её плохому качеству из крана. В свою очередь, в зоне ответственности водоканала: постоянный контроль качества воды на выходе со станции водоподготовки и регулярный отбор проб воды на сетях. Но на «входе» в дома такого оборудования не бывает и это практически невозможно сделать», — говорит Довлатова.

Вопрос о контроле за качеством воды становится все более острым. В прошлом году были приняты поправки в Жилищный кодекс о том, что жители могут требовать перерасчета при некачественном предоставлении коммунальных услуг. Ассоциация компаний, обслуживающих недвижимость (АКОН) зимой отмечала, что практически нигде в домах нет оборудования, которое позволяет отслеживать, какого качества коммунальные услуги на входе в дом. В связи с этим введение перерасчетов позволит поставщикам ресурсов перекладывать на УК любые проблемы с коммунальными услугами, подчеркивали в ассоциации.

Программой производственного контроля должны быть предусмотрены места отбора проб воды, в том числе при поступлении воды в многоквартирный дом, сообщили в Минстрое. Однако управляющие компании (УК), управляя домами и предоставляя коммунальные услуги, не производят воду. По закону о водоснабжении и водоотведении программы производственного контроля качества воды разрабатывают предприятия системы водоснабжения: водоканалы, владельцы сетей водоснабжения. УК к ним не относятся и не эксплуатируют объекты централизованных систем водоснабжения. Следовательно, на них не распространяются требования о необходимости ведения производственного контроля и разработки программ контроля качества, отмечает Минстрой.

Но в последние 2-3 года УК все чаще жалуются на то, что надзорные органы выдают им предписания разрабатывать программы производственного контроля за качеством воды, поступающей в дома. Штраф за отсутствие такой программы — 10-20 тысяч рублей. Такие обращения поступают от УК из Санкт-Петербурга, Забайкальского края, Волгоградской, Вологодской и других областей, сообщает юрист «ЖКХ-Контроль» Бахрам Арбобов. При этом не совсем понятно, за счет каких средств они должны это делать.

В Роспотребнадзоре подчеркивают, что неудовлетворительное состояние водопроводных сетей жилого дома серьезно влияет на качество питьевой воды в квартирах и становится поводом для жалоб населения. «Лабораторные исследования питьевой и горячей воды в рамках производственного контроля позволяют установить место и возможные причины ухудшения качества воды с учетом балансовой принадлежности сетей», — отмечают в ведомстве. Программы производственного контроля воды должны разрабатывать УК, согласовывая с Роспотребнадзором показатели, кратность и точки отбора проб, считают в ведомстве. «Например, можно проводить пять проб два раза в год», — сообщили в Роспотребнадзоре.

За соблюдение требований к питьевой воде отвечают водоканалы, у которых есть специализированные лаборатории, рассказали в компании «Российские коммунальные системы». Специалисты делают сотни анализов в день, проверяя воду по химическим, органолептическим и микробиологическим показателям не только на выходе со станций водоподготовки, но и в распределительной сети по всему городу, в том числе у абонентов. Если УК содержит внутридомовые сети в порядке, вопросов к качеству воды у потребителей возникать не должно. Если же Роспотребнадзор обяжет УК дополнительно контролировать качество, они должны будут устанавливать приборы контроля, обеспечивать их аттестацию и обслуживание. А для более детального контроля — создавать собственные лаборатории или пользоваться услугами сторонних. Это увеличит издержки УК и приведет к росту стоимости услуг для жителей.

Однако водоканалы отвечают за поставку воды только до границы дома, отмечает эксперт тематической площадки ОНФ «Жилье и городская среда» Павел Склянчук. Если же из крана она течет мутная или с запахом, то отвечать за это будет именно УК. «Жильцы для того и нанимали УК, чтобы она следила за качеством коммунальных услуг», — подчеркивает он. По его мнению, программы производственного контроля качества воды обязательны для УК, речь идет о проверке воды на отсутствие радиации, вредных микроорганизмов, неприятных запахов и вкуса. Покупки специального оборудования при этом не требуется — УК может заключить договор с лабораторией, которая два раза в квартал будет отбирать и анализировать пробы. «Это входит в общедомовые нужды и может стоить несколько тысяч рублей в месяц», — считает Склянчук.

УК и сейчас отвечает за качество коммунальных услуг, ее могут оштрафовать за некачественную воду, однако она должна лишь добиваться повышения качества воды от водоканала, а не организовывать и оплачивать проведение лабораторных анализов, считает Арбобов. Денег на разработку программ производственного контроля у УК нет, отмечает он. УК, получая предписания надзорных органов о необходимости такого контроля, оспаривают их в судах, которые принимают противоположные решения. Необходимо более четко указать в законодательстве, должны ли контролировать качество воды именно УК и, если должны, то за счет каких средств, считают в «ЖКХ-Контроль».

Пока средства ищутся, федеральным проектом «Чистая вода» предусмотрено увеличение доли населения, обеспеченного качественной водой, с 85,5% в 2017 году до 88,8% к 2024 году. Среди городского населения — с 92,7% до 97,2%.

Каким образом УК или ТСЖ должны контролировать качество воды?

В последнее время все чаще Роспотребнадзор стал выдавать предписания и привлекать управляющие организации и ТСЖ к административной ответственности за нарушения п. 2.4. СанПиН 2.1.4.1074-01 и п. 3.5 СП 3.1/3.2.3146-13, согласно которым:

— индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию системы водоснабжения, разрабатывает рабочую программу производственного контроля качества воды.

— производственный контроль качества и биологической безопасности питьевой воды проводится в соответствии с программой производственного контроля, которая разрабатывается индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами.

Некоторым (но далеко не всем) удается отбиться от этих претензий контролирующего органа, и убедить суд, что программу производственного контроля должна разрабатывать ресурсоснабжающая организация, а не то лицо, которое управляет домом.

Упомянутый СанПиН 2.1.4.1074-01 устанавливают гигиенические требования к качеству питьевой воды, а также правила контроля качества воды, производимой и подаваемой централизованными системами питьевого водоснабжения.

Согласно ст.2 ФЗ №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»:

централизованная система холодного водоснабжения — комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоподготовки, транспортировки и подачи питьевой и (или) технической воды абонентам (п.29)

абонент — физическое либо юридическое лицо, заключившее или обязанное заключить договор горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения (п. 1)

гарантирующая организация — организация, осуществляющая холодное водоснабжение, определенная решением органа местного самоуправления, которая обязана заключить договор водоснабжения с обратившимся к ней лицом, чьи объекты подключены к централизованной системе холодного водоснабжения (п. 6).

Ключевой момент, к которому суды подходят по-разному, — это является ли управляющая организация, ТСЖ просто абонентом или относится к организациям, эксплуатирующим систему центрального водоснабжения.

В обоснование первой позиции в защиту УК и ТСЖ суды пишут следующее.

Системы централизованного водоснабжения эксплуатирует водоснабжающая организация, а УК или ТСЖ обсуживают внутренние системы, которые являются общедомовым имуществом согласно п. 8 Правил содержания общего имущества №491:

внешней границей сетей водоснабжения входящих в состав общего имущества, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии ОДПУ, если иное не установлено соглашением собственников с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения ОДПУ с инженерной сетью, входящей в дом.

Также согласно п. 32 Правил холодного водоснабжения и водоотведения №644 граница эксплуатационной ответственности по объектам централизованных систем холодного водоснабжения, в том числе водопроводным сетям и сооружениям на них, устанавливается по границе балансовой принадлежности абонента и организации водопроводно-канализационного хозяйства.

То, что ТСЖ или УК не являются лицами, эксплуатирующими централизованную систему водоснабжения, и требования указанного СанПиН к ним не применимы, отражено в судебных решениях о признании предписаний Роспотребнадзора недействительными:

1. Дело №А60-65994/2018, Арбитражный суд Свердловской области:

«Производственный контроль качества питьевой воды, горячей воды осуществляется организацией, осуществляющей соответственно холодное водоснабжение или горячее водоснабжение… обязанность по обеспечению качества питьевой воды, подаваемой абонентам с использованием централизованных систем водоснабжения, возложена законом на водоснабжающие организации. Следовательно, суд соглашается с обществом относительно отсутствия у него обязанности по проведению производственного контроля качества воды…»

2. Дело № А75-1926/2016, Восьмой арбитражный апелляционный суд:

«…управляющие компании не являются «лицом, осуществляющим эксплуатацию системы водоснабжения»… управляющая компания не осуществляет обслуживание централизованных систем питьевого водоснабжения … порядок составления программы производственного контроля неисполним для управляющей компании, которая лишь обслуживает внутридомовые системы подачи воды…

…не распространяются на управляющие компании и требования ст. 25 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении». Согласно этой норме производственный контроль качества питьевой воды, горячей воды, подаваемой абонентам с использованием централизованных систем водоснабжения, включает в себя отбор проб воды, проведение лабораторных исследований и испытаний на соответствие воды установленным требованиям. Указанная норма права регулирует порядок осуществления производственного контроля «питьевой воды, горячей воды, подаваемой абонентам с использованием централизованных систем водоснабжения» «организациями, осуществляющими соответственно холодное водоснабжение или горячее водоснабжение».

…управляющая компания не обязана осуществлять производственный контроль за качеством питьевой или горячей воды, поскольку не осуществляет водоподготовку, транспортировку и подачу воды абонентам (а лишь обслуживание внутридомовых систем) и не имеет никакого отношения к работе централизованной системы водоснабжения как комплексу технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоподготовки, транспортировки и подачи воды абонентам».

3. Дело № А56-149443/2018, Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области:

«…исходя из положений Закона № 416-ФЗ, Правил осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды №10, СанПиН 2.1.4.1074-01 и СанПиН 2.1.4.2496-09 следует, что требования к осуществлению производственного контроля качества питьевой воды, горячей воды установлены в отношении организаций, осуществляющих эксплуатацию централизованных систем холодного водоснабжения или горячего водоснабжения.

Правила предоставления коммунальных услуг № 354 разграничивают понятия «централизованные сети инженерно-технического обеспечения» и «внутридомовые инженерные сети».

Управляющая организация в рамках полномочий, определенных статьями 161 и 162 Жилищного кодекса РФ и договора управления, осуществляет эксплуатацию общего имущества, к которому относятся только внутридомовые инженерные системы. Таким образом, управляющая организация не осуществляет эксплуатацию централизованных систем холодного водоснабжения или горячего водоснабжения и не является организацией, осуществляющей соответственно холодное водоснабжение или горячее водоснабжение, по смыслу Закона № 416-ФЗ. Следовательно, на управляющую организацию не может быть возложена обязанность по осуществлению производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды».

Противоположная практика основывается на том, что ТСЖ и УК как исполнители коммунальной услуги обязаны обеспечивать качество водоснабжения, которое подают жителям, для чего им необходимо выполнять требования СанПиН о разработке программы производственного контроля и ее выполнении.

Довод о том, что такую программу должна разрабатывать водоснабжающая организация, так как именно она эксплуатирует централизованную систему водоснабжения, суды не воспринимают, считая для возложения обязанности достаточным того, что изначально вода поступают именно из централизованных систем водоснабжения.

1. Дело № 72-334/2014 г., Свердловский областной суд.

Постановление о привлечении ТСЖ к административной ответственности по ст.6.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях в виде штрафа 10 000 рублей признали законным:

«на ТСЖ, являющееся исполнителем коммунальных услуг, в силу закона возложена обязанность по осуществлению производственного контроля в сфере его деятельности по исполнению коммунальных услуг. Отсутствие производственного контроля со стороны товарищества может повлечь нарушение законных прав, в том числе, потребителей — граждан, пользующихся коммунальными услугами».

2. Дело № А13-3306/2018, Арбитражный суд Северо-Западного округа

В ходе проверки было установлено, что компания не обеспечила выполнение производственного лабораторного контроля за качеством горячей воды в обслуживаемых жилых домах: при закрытых системах теплоснабжения в местах поступления исходной холодной воды (водопроводной) и после водонагревателей; не разработала и не согласовала установленным порядком программу производственного контроля качества горячей воды, включающую перечень показателей, по которым осуществляется контроль, указание мест отбора проб воды и частоты отбора проб.

Суды также увидели в действиях управляющей компании нарушение требований Закона № 52-ФЗ, Закона № 416-ФЗ и СанПиН 2.1.4.2496-09, и сделали вывод о том, что Предприятие, управляя многоквартирными домами и являясь исполнителем коммунальных услуг, обязано обеспечивать предоставление собственникам помещений коммунальных услуг надлежащего качества, в том числе услуги горячего водоснабжения, отвечающих санитарным и техническим требованиям, и осуществлять контроль, в том числе путем организации производственного контроля качества горячей воды в соответствии с санитарными требованиями.

3. Дело № А40-249574/2016-84-2173, Арбитражный суд г. Москвы.

По аналогичным основаниям суд признал законным предписание территориального органа Роспотребнадзора, адресованное в управляющую организацию.

4. Дело № А40-250367/17, Девятый арбитражный апелляционный суд.

Здесь предписание оспаривало ТСЖ, но также безуспешно.

Последняя позиция о законности предписаний более распространенная, хотя, на наш взгляд, она является спорной. Суды игнорируют разграничение понятий гарантирующего поставщика и абонента, централизованной системы водоснабжения и внутридомовых инженерных систем. Они останавливаются на том, что УК и ТСЖ, по общему правилу, являются исполнителями коммунальных услуг, а поэтому обязаны обеспечивать качество водоснабжения именно путем разработки и реализации программ производственного контроля, проведения лабораторных исследований, что стоит недешево, особенно для небольших товариществ.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *