В чём заключаются основные отличия государственной и муниципальной собственности на землю
Это право собственности Российской Федерации и ее субъектов на землю. К государственной собственности относятся земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований (ст. 16 ЗК РФ, п. 2 ст. 214 ГК РФ). От имени Российской Федерации и ее субъектов права собственника осуществляют органы государственной власти в рамках их компетенции (п. 1 ст. 125 ГК РФ).
В отличие от прежнего земельного законодательства, по которому этот вид собственности был обезличен, ЗК РФ распределил земельную собственность между государственными уровнями.
Государственная собственность состоит из земель, находящихся в собственности Российской Федерации (федеральная собственность) (ст. 16 ЗК РФ), и земель, находящихся в собственности субъектов РФ.
Определены следующие уровни государственной собственности на землю:
а) федеральная собственность (федеральные земли). К ним относятся прежде всего земли, занятые объектами, отнесенными исключительно к федеральной собственности, а также иные земли, необходимые для осуществления задач федерального значения.
В федеральной собственности находятся земельные участки: которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности Российской Федерации, на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством (ст. 17 ЗК РФ).
В состав федеральных земель, в частности, входят:
- – земельные участки для обеспечения нужд обороны и безопасности страны, охраны государственных границ РФ;
- – земельные участки, занятые федеральными энергетическими и космическими системами, объектами ядерной энергетики, оборонной промышленности, информатики и связи, метеорологической службы, добывающей промышленности, топливно-энергетического комплекса, железнодорожного, воздушного, трубопроводного, речного, морского транспорта федерального значения, федеральных автомобильных дорог, объектами федеральных органов власти, земли ЗАТО, земли лесного и водного фондов федерального значения, земли федерального фонда резервных месторождений и других объектов недр, земли запаса федерального значения;
- – земельные участки федеральных государственных природных заповедников, национальных природных парков, государственных природных заказников, памятников природы, объектов историко-культурного наследия общероссийского и всемирного значения, курортных и лечебнооздоровительных зон, других особо охраняемых природных территорий федерального значения, включая прибрежные зоны морей и океанов;
- – земельные участки Российской академии наук, отраслевых академий наук федерального значения, научно-исследовательских учреждений, образовательных учреждений федерального значения, федеральных опытно-производственных хозяйств, сельскохозяйственных научно-исследовательских учреждений, федеральных государственных учебно-опытных и учебно-производственных хозяйств, государственных конных заводов, племенных, элитно-семеноводчсских хозяйств, государственных мелиоративных систем, конкретный перечень которых утверждает Правительство РФ;
- – иные земельные участки, предусмотренные федеральными законами и договорами о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами и органами государственной власти субъектов РФ; в соответствии с Конституцией РФ, нормами ЗК РФ международными договорами за Российской Федерацией признаются суверенные права и юрисдикция на ее континентальном шельфе (Федеральный закон «О континентальном шельфе Российской Федерации») и в исключительной экономической зоне (Федеральный закон «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации»).
Земли, находящиеся в государственной собственности, могут передаваться гражданам и юридическим лицам для застройки, сельскохозяйственного производства и иных целей. В государственную собственность могут приобретаться земельные участки путем выкупа у частных лиц, на основании дарения и в результате прекращения права муниципальной или частной собственности, по другим основаниям, установленным ЗК РФ и другими законами;
б) собственность субъектов РФ. К ней относятся земли в пределах их административно-территориальных границ, за исключением федеральных, муниципальных земель, а также земель, находящихся в собственности граждан и юридических лиц.
К собственности субъектов РФ относятся:
- – земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности субъектов РФ;
- – земельные участки, предоставленные органам государственной власти субъектов РФ, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным органами государственной власти субъектов РФ;
- – иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.
Субъекты РФ в соответствии с гражданским законодательством по предусмотренным им основаниям могут приобретать в собственность земельные участки в результате заключения сделок по приобретению земельных участков, в результате их выкупа для государственных нужд и т.п.
Специфика права государственной собственности на землю заключается в следующем:
- – данный вид права собственности характерен высоким уровнем своих субъектов. В соответствии со ст. 1 Конституции РФ Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ (ч. 1 ст. 3). Таким образом, государство является в правоотношениях собственности представителем народа при осуществлении владения, пользования и распоряжения землей. Оно обязано реализовать свои полномочия собственника не в интересах одного гражданина и отдельных групп лиц, а в совокупном интересе всех проживающих на территории государства народов, с тем чтобы интересы одних народов не удовлетворялись в ущерб другим народам;
- – государственные земли используются только в соответствии со своим целевым назначением. Земли, находящиеся в собственности государства, могут использоваться в таких целях, какие недопустимы для иных, негосударственных организаций и граждан. Например, использование земель иод размещение предприятий, производящих вооружение; под военные полигоны, аэродромы; под выращивание наркосодержащих культур для медицинских целей и других государственных задач. Таким образом, цели использования земель, находящихся в государственной собственности, многообразны и продиктованы интересами функционирования государства;
- – основания возникновения права государственной собственности на землю имеют свои особенности. Если граждане и иные негосударственные организации приобретают землю в собственность в порядке реализации законодательства о земельной реформе и по основаниям, предусмотренным законом, то государство наделено земельной собственностью Декретом «О земле», принятым II Всероссийским съездом Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов 8 ноября (26 октября) 1917 г., а в соответствии с принятым ЗК РФ и федеральными законами государственная собственность на землю была разграничена на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов РФ и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность);
- – правомочия собственности на землю совпадают у государства с правомочиями регулирования землепользования всего земельного фонда, а также осуществлением надзорных функций за использованием земель иными собственниками. Поэтому предусмотрен правовой механизм пресечения управленческих решений, нарушающих права собственников земли. Так, земельное законодательство запрещает вмешательство в хозяйственную деятельность земельных собственников со стороны государственных органов; в случае издания государственным органом акта с нарушением закона или превышением его компетенции собственник земли вправе обратиться в суд с заявлением о признании такого акта недействительным.
Обобщая характеристику государственной собственности па землю, можно сделать следующие выводы:
Формы собственности. Государственная и муниципальная собственность в общей системе права собственности
Для того чтобы правовые нормы стали реальными, должен происходить процесс присвоения собственности. Присвоение — это динамика собственности, форма экономической реализации [1] . Только тогда, когда владелец присваивает ренту, процент или прибыль, происходит преобразование правовых форм собственности в ее экономическую форму — в систему производственных отношений.
Отношения экономической реализации собственности в конечном счете всегда имеют целью удовлетворение материальных и экономических потребностей владельца экономических условий производства и непосредственных производителей, что невозможно без фактического присвоения.
Конституция РФ признает равными все существующие формы собственности, приводя их примерный перечень. Вопросы собственности отмечены в ст. 8, 9, 34—36, 71, 72, 114, 130 Конституции. При этом следует отметить, что конституционно не закреплен исчерпывающий перечень форм собственности: ст. 8 предусматривает признание и защиту частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности. Также в Конституции отсутствуют нормы, которые установили бы основную или ведущую форму собственности.
Статья 212 ГК РФ 1 дублирует перечисленные Конституцией формы собственности — частную, государственную, муниципальную и иные формы собственности, подвергая названные формы собственности дальнейшему членению в зависимости от того, находится имущество в собственности граждан, юридических лиц, Российской Федерации, субъектов РФ или муниципальных образований.
В строго юридическом смысле в Конституция РФ говорится о двух формах собственности: частной и публичной (государственной и муниципальной, сюда же можно отнести и общенародную собственность), иные формы собственности обозначены в качестве отдельной группы, но их содержание не раскрыто.
В рамках общественной (публичной) собственности следует выделить государственную, муниципальную и так называемую общенародную собственность.
Государственная собственность рассматривается как собственность всех членов российского общества. При этом государственная собственность реализуются путем присвоения через отношения владения государственным аппаратом, олицетворяющим социально-экономические интересы всех без исключения слоев населения, профессиональных и социальных групп общества.
Муниципальная собственность — это отношения общего присвоения территориальной общиной населенного пункта имущества, природных объектов, финансовых активов. Этот вид собственности обладает следующими признаками:
- — это общественная собственность населенного пункта;
- — это материальная и финансовая основа местного хозяйства, самоуправления;
- — это негосударственная собственность, принадлежащая населению соответствующих поселений, а не народу в целом или частному владельцу;
- — от имени местной общины права на владение, пользование и распоряжение осуществляют избранные населением местные советы и их исполнительные органы;
- — тесно связан с обеспечением социально-экономических потребностей населения данного территориального образования [2][3] .
Общенародная собственность предусматривает принадлежность общественного достояния каждому в отдельности и одновременно всем, при этом собственность народа выражается прямо (непосредственно).
Мировая практика свидетельствует о том, что приоритетным видом собственности, особенно в рамках формирования рыночной системы, является частная, выступающая в формах единичной, партнерской либо корпоративной частной собственности.
Единичная собственность складывается тогда, когда физическое или юридическое лицо единовластно реализует триаду полномочий собственника. Единичная форма собственности зачастую представлена простыми товаропроизводителями (семейное либо фермерское хозяйство) либо отдельными частными лицами с правом использования наемного труда.
Партнерская собственность выступает объединяющим фактором для слияния капитала нескольких юридических или физических лиц для дальнейшего осуществления ими совместной предпринимательской деятельности (предприятия, образованные на основе паевых взносов учредителей).
Корпоративная собственность возникает при формировании капитала предприятия путем продажи акций как титулов собственности.
В настоящий момент актуальными являются также иные возможности реализации частной собственности, такие как венчурный бизнес, предпринимательские объединения и пр.
К иным формам собственности, обозначенным Конституцией РФ и ГК РФ, но не обоснованным, можно отнести индивидуальную собственность, кооперативную собственность, собственность религиозных организаций, смешанные и иные формы собственности.
Следует отметить, что в таком случае речь фактически идет о выделении субъектного критерия собственности при выделении различных форм собственности. При этом независимо от субъекта права собственности все формы собственности в России равны, что закреплено сг. 212 ГК РФ.
Каждая функциональная форма собственности выражает прежде всего уровень зрелости общественного труда, свидетельствует о развитии общественных отношений в рамках права собственности.
Особое внимание в рамках заданной темы необходимо уделить коллективной собственности, выделяемой ранее законодательно наравне с государственной и частной формами собственности.
Под коллективной собственностью в цивилистике подразумевалась собственность, принадлежащая некоему коллективу и необходимая для его функционирования, это могло быть имущество коллективного предприятия, кооператива, арендного или акционерного предприятия, хозяйственного общества или объединения, политической партии, религиозной общины или организации и пр. [4]
В настоящее время данные формы собственности распределены между частной и иными формами, а коллективная форма собственности цивилистами не выделя-
ется. Конституция РФ и ГК РФ коллективную собственность как форму собственности также не предусматривают, а общая собственность, принадлежащая нескольким лицам, в качестве коллективной именоваться не должна, ибо это ведет к неправильной правовой оценке природы общей собственности.
Помимо традиционной для отечественной цивилистики классификации нрава собственности в зависимости от форм собственности и от субъектов права собственности возможна классификация по иным признакам.
- 1. В зависимости от количества субъектов, имеющих право собственности на один и тот же объект, следует различать:
- — индивидуальное право собственности;
- — право общей собственности (ГК РФ, гл. 16).
Фактически учет различий двух указанных видов права собственности имел место в практике законотворчества, начиная со времен римского права. В отечественной научной и учебной литературе право общей собственности не рассматривалось как имеющее признаки самостоятельного вида, а лишь констатировалось его наличие и давалась (как правило, очень подробная) характеристика [5] . Это можно объяснить тем, что в советском гражданском праве не допускалась общая собственность различных форм, а, следовательно, общая собственность выглядела как разновидность правового режима права собственности в пределах одной формы собственности. В условиях, когда упомянутые ограничения отпали, а принцип равенства всех форм собственности (субъектов права собственности) получил легальное закрепление, не стало никаких препятствий для классификации права собственности на индивидуальную и совместную (с множеством лиц).
- 2. В зависимости от особенностей объекта правоотношений собственности различают:
- — право собственности на общие (обычные) объекты гражданских прав;
- — право собственности на специальные объекты гражданских прав.
К первым можно отнести право собственности на любые вещи частного права, которые свободно находятся в гражданском обороте и не имеют специфики правового режима, связанной с особенностями этого объекта.
Ко вторым можно отнести право собственности на вещи частного права, специально выделенные в актах гражданского законодательства с целью установления особого правового режима. Это, например, право собственности на землю (ГК РФ, гл. 17), право собственности на жилье (ГК РФ, гл. 18), право собственности на вещи, ограниченные в гражданском обороте.
Таким образом, в зависимости от критерия возможны различные варианты классификации права собственности.
Какие уровни государственной собственности на землю существуют
ЗК РФ Статья 16. Государственная собственность на землю
Перспективы и риски арбитражных споров. Ситуации, связанные со ст. 16 ЗК РФ
1. Государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований.
2. Разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом и федеральными законами.
Вопрос 21. Право государственной собственности на землю. Субъекты, объекты и содержание государственной собственности на землю.
Право государственной собственности означает принадлежность правомочий владения, пользования, распоряжения государству. Государство как субъект права государственной собственности представлено не одним ведомством, а целым рядом различных органов государственной власти, между которыми распределяются правомочия собственности.
Учитывая федеративное устройство России и существование двух уровней государственной власти, предусматривается, что право государственной собственности существует в виде:
– собственности субъектов РФ (т.н. субъектной).
Объектом права государственной собственности выступают индивидуально обособленные земельные участки, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц и муниципальных образований (ст. 214 ГК).
Статьи 16-18 ЗК РФ указывают на три вида собственности:
– федеральную собственность на землю,
– также собственность субъектов РФ.
На основании этих статей можно считать, что до тех пор, пока государственная собственность не разграничена между РФ, субъектами РФ и муниципальными образованиями, на нее распространяется право государственной (т.е. той самой «общей», но не разграниченной) собственности с особым правовым режимом.
Предусмотрено, что управление федеральной и субъектной собственностью осуществляется соответственно органами государственной власти РФ (ст. 71 Конституции) и субъектов РФ, хотя пока в большинстве случаев принцип раздельного управления не реализуется.
Государственная собственность на землю включает:
земельные участки, принадлежащие Российской Федерации на праве собственности;
земельные участки, принадлежащие субъектам РФ: республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам на правах собственности.
Следующие виды участков земель могут находиться в государственной собственности:
земли лесного фонда, особо охраняемых природных территорий федерального значения;
водного фонда или занятых водными объектами, находящимися в федеральной собственности, обороны и безопасности;
земли сельскохозяйственного назначения, населенных пунктов, промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения, энергетики и иного назначения.
Земли, находящиеся в государственной собственности, могут предоставляться:
гражданам и юридическим лицам в собственность за плату;
гражданам и юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование, а также в безвозмездное срочное пользование.
Вопрос 22. Право муниципальной собственности на землю. Субъекты, объекты и содержание муниципальной собственности на землю.
Согласно ГК РФ муниципальная собственность на землю — это имущество, принадлежащее муниципальным образованиям, а также городским и сельским поселениям на правах собственности.
Муниципальная собственность на землю не является государственной.
Права собственника от имени муниципального образования осуществляются органами местного самоуправления в соответствии с действующим гражданским законодательством.
Состав территорий муниципальных образований, городов, поселков, станиц, районов, сельских округов и др. устанавливается в соответствии с федеральными законами и законами субъектов РФ, а также с учетом исторических и иных местных традиций.
Территорию муниципального образования составляют городские и сельские поселения, а также прилегающие к ним земли общего пользования, рекреационные зоны, земли, необходимые для развития поселений, и другие земли в границах муниципального образования, независимо от форм собственности и целевого назначения.
Российская Федерация или ее субъекты наделены правом передавать находящиеся в их собственности земельные участки в собственность муниципальных образований для обеспечения их развития, в том числе из числа земель, находящихся за пределами границ муниципальных образований.
Средства местного бюджета или иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, входят в состав муниципальной казны соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования.
Земельные участки из земель, находящихся в муниципальной собственности, могут предоставляться гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование или в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных законом.
Земельные участки из муниципальной собственности предоставляются двумя путями:
1) без предварительного согласования мест размещения объектов;
2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Для жилищного строительства земельные участки из земель, находящихся в муниципальной собственности, предоставляются в собственность или в аренду без предварительного согласования места размещения объекта.
Право муниципальной собственности на землю– правомочия владения, пользования, распоряжения земельными участками, принадлежащие муниципальному образованию. На территории РФ примерно 14,5 тыс. муниципальных образований. От имени муниципального образования полномочия собственника реализуют органы местного самоуправления (ст. 125, 215 ГК). В этом качестве органы местного самоуправления земельные участки во временное и постоянное владение и пользование (бессрочное) физическим и юридическим лицам, аренду, собственность физических и юридических лиц и совершать иные сделки.
Объектами права муниципальной собственности являются земельные участки, переданные РФ или субъектами РФ в муниципальную собственность, либо на основании законов РФ и субъектов РФ, при разграничении государственной собственности на землю. Кроме этого, муниципальная собственность возникает в порядке изъятия (выкупа) земельных участков для муниципальных нужд, изъятия в муниципальную собственность, конфискации земельного участка у граждан и организаций, либо в порядке признания недвижимой вещи бесхозяйной (ст. 53 ЗК, ст. 225 ГК).
В муниципальной собственности могут находиться земельные участки, расположенные как на территории, т.е. в границах, муниципальных образований, так и за их пределами.
Порядок установления и изменения границ муниципальных образований определяется законами соответствующих субъектовРФ. Особый порядок формирования муниципальной собственности установлен для городов федерального значения – Москвы и Санкт-Петербурга.
Основное назначение муниципальных земель– обеспечение проживания, работы и отдыха населения.
Виды государственной собственности на землю
Понятие видов государственной собственности на землю
Виды государственной собственности на землю – это правовые режимы собственности публично-правовых образований в отношении земли, функционирующие в государствах с федеративным устройством.
Государственная собственность на землю признается в отношении земель, которые не находятся в собственности физических и юридических лиц, а также муниципалитетов.
Государственная собственность на землю классифицируются на следующие виды:
- федеральную собственность, то есть собственность всей России в целом;
- государственную собственность регионального уровня.
Муниципальная собственность на землю обособлена от государственной собственности на землю.
В качестве собственника земли права Российской Федерации и ее регионов реализуются через систему органов государственного управления в пределах их компетенции.
В соответствии с ранее действовавшим земельным законодательством государственная собственность на землю носила обезличенный характер, однако в настоящее время земельная собственность распределена между государственными уровнями на федеральную и региональную собственность.
Государственная собственность на земельные участки характеризуется субъектами высокого уровня. В российской практике, обусловленной республиканской формы управления государством, в качестве субъекта государственной собственности на землю выступают Россия и ее регионы. Формально, поскольку органы государственного управления выступают от имени населения страны, в качестве основного собственника федеральных земель выступают граждане России в совокупности.
Использование государственных земель предполагает строгое соблюдение их целевого назначения. Государственные земли допускается использовать в тех формах, которые не могут применяться частными владельцами земель.
Характеристика федерального вида государственной собственности на землю
Федеральная государственная собственность на землю включает в свой состав следующие объекты:
- во-первых, те земли, которые заняты объектами, входящими в состав федеральной собственности исключительного характера;
- во-вторых, те земли, которые необходимы для решения федеральных задач государственного управления.
Федеральными землями считаются земельные участки:
- которые признаются в качестве таковых федеральным законодательством;
- право собственности на которые является результатом разграничения государственной собственности на землю;
- которые были приобретены Россией в соответствии с основаниями, предусмотренными гражданским правом.
К федеральным землям следует отнести:
- Земельные участки, которые обеспечивают нужды безопасности и обороны государства, охрану границы Российской Федерации;
- Земельные участки, которые заняты федеральными системами энергетического и космического назначения, объектами ядерного характера, предприятия оборонной промышленности, связи и информатики, метеорологического назначения, добывающей промышленности, топливно-энергетической отрасли, федерального транспорта, объектами федеральных органов государственного управления, федеральных водного и лесного фондов, резервных месторождений, запаса федерального значения;
- Земельные участки, на которых расположены федеральные государственные природные заповедники, национальные природные парки, государственные природные заказники, памятники природы, объекты наследия историко-культурного характера, имеющие общероссийское и всемирное значение, курортные лечебно-оздоровительные зоны, другие особо охраняемые природные территория федерального уровня;
- Земельные участки, являющееся собственностью Российской академии наук, иных академий наук федерального уровня, учреждений научно-исследовательского, образовательного, опытно-производственного, иного хозяйственно-научно-исследовательского назначения федерального уровня, государственных конных заводов, мелиоративных систем в соответствии с перечнем, утвержденным российским Правительством;
- Прочие земельные участки, которые относятся к таковым в соответствии с федеральным законодательством, содержанием договоров относительно разграничения полномочий и предметов ведения органов государственного управления федерального и регионального уровня, а также с иными нормативными документами.
За государством сохраняется право на передачу юридическим и физическим лицам федеральных земель с целью осуществления на их территории застройки, ведения сельского хозяйства или прочих целей. Государство имеет право на приобретение земельных участков за счет выкупа их у частных лиц, получения на основе договора дарения или по результатам прекращения права частной и муниципальной собственности, а также по иным основаниям.
Характеристика регионального вида государственной собственности на землю
Региональный вид государственной собственности на землю включает в себя земельные участки, которые расположены в рамках административно-территориальных границ конкретного региона, но не включает в себя федеральные муниципальные земли, а также земли, находящиеся в частной собственности.
Региональный вид государственной собственности на землю включает в свой состав земельные участки:
- во-первых, на которых находятся здания, сооружения, строения, являющиеся собственностью регионов России;
- во-вторых, которые предоставлены органам государственного управления регионального уровня, государственным предприятиям и учреждения, некоммерческим организациям, учредителями которых являются региональные власти;
- в-третьих, иного вида в соответствии с федеральным законодательством.
Регионы России в соответствии с гражданским правом страны наделяются возможностью приобретения земельных участков в собственность у частных лиц или государства, а также муниципальных образований.