Статья 1. Основные понятия
Федеральным законом от 21 декабря 2013 г. N 372-ФЗ в статью 1 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Статья 1. Основные понятия
Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
внешнеэкономическая деятельность — внешнеторговая, инвестиционная и иная деятельность, включая производственную кооперацию, в области международного обмена товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности (правами на них);
экспортный контроль — комплекс мер, обеспечивающих реализацию установленного настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации порядка осуществления внешнеэкономической деятельности в отношении товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности (прав на них), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники либо при подготовке и (или) совершении террористических актов;
внутренняя программа экспортного контроля — мероприятия организационного, административного, информационного и иного характера, осуществляемые российскими участниками внешнеэкономической деятельности в целях соблюдения правил экспортного контроля;
оружие массового поражения — ядерное, химическое, бактериологическое (биологическое) и токсинное оружие;
средства доставки — ракеты и беспилотные летательные аппараты, способные доставлять оружие массового поражения;
продукция, являющаяся особо опасной в части подготовки и (или) совершения террористических актов , — технические устройства либо ядовитые, отравляющие, взрывчатые, радиоактивные или другие вещества, которые в случае их использования при подготовке и (или) совершении террористических актов создают реальную угрозу жизни или здоровью людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, в том числе тяжких последствий, сопоставимых с последствиями применения оружия массового поражения. К указанной продукции могут относиться только объекты гражданских прав, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации ограничены в обороте либо получены в результате научно-технической, производственной или иной экономической деятельности, для осуществления которой требуется специальное разрешение (лицензия);
контролируемые товары и технологии — сырье, материалы, оборудование, научно-техническая информация, работы, услуги, результаты интеллектуальной деятельности (права на них), которые в силу своих особенностей и свойств могут внести существенный вклад в создание оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники, а также продукция, являющаяся особо опасной в части подготовки и (или) совершения террористических актов;
российские участники внешнеэкономической деятельности (российские лица) — осуществляющие внешнеэкономическую деятельность или осуществляющие ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации товаров, информации, результатов интеллектуальной деятельности (прав на них) юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, и физические лица, являющиеся гражданами Российской Федерации или получившими вид на жительство в Российской Федерации иностранными гражданами, в том числе физические лица, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей в соответствии с законодательством Российской Федерации;
иностранные лица — юридические лица и организации в иной организационно-правовой форме, гражданская правоспособность которых определяется по праву иностранного государства, в котором они учреждены; физические лица, гражданская правоспособность и гражданская дееспособность которых определяются по праву иностранного государства, гражданами которого они являются, и лица без гражданства, гражданская дееспособность которых определяется по праву иностранного государства, в котором данные лица имеют постоянное место жительства;
режим безлицензионного экспорта отдельных видов контролируемых товаров — форма осуществления внешнеэкономической деятельности, при которой для вывоза из Российской Федерации определенной группы или номенклатуры контролируемых товаров российского происхождения не требуется получение предусмотренных настоящим Федеральным законом лицензий.
Внешнеэкономическая деятельность — ВЭД
Внешнеэкономическая деятельность – это отрасль, ориентированная на международный рынок сбыта. Она может осуществляться как органами государственной власти, так и частными субъектами. Это не только торговля товарами, но и осуществление международных проектов в сфере инвестиций и кредитования.
«Канавара Групп» предлагает получить максимум от вашего бизнеса, применив нашу услугу в формате Экономического агента ВЭД. Вы снизите свои трудозатраты, получите возможность сосредоточиться на основной деятельности и избежите массы ошибок, начиная от расчетов себестоимости проекта до осуществления операций по таможенным платежам.
Мы возьмем на себя получение разрешительных документов государственных органов, согласуем планы закупок, рассчитаем и оптимизируем затраты по доставке. После завершения комплекса услуг предоставим прозрачный отчет для вашей бухгалтерии.
Классификация участников ВЭД
Деятельность в сфере ВЭД регламентирована таможенным законодательством и все задействованные в ней лица называются участниками ВЭД. Субъектов международной торговли можно классифицировать по разным признакам:
- по характеру внешней торговли;
- по организационно-правовой форме;
- по профилю ВЭД;
- по численности;
- по принадлежности.
Их деятельность обусловлена международным разделением труда. Страны с сырьевой спецификой, производящие более дешевый товар, предлагают его к продаже за рубеж, побуждая, тем самым, новые предприятия присоединяться к армии международных предпринимателей.
Виды ВЭД
- Внешняя торговля;
- Международные валютно-финансовые и кредитные отношения;
- Международная производственная специализация и кооперирование.
Мы предлагаем аутсорсинг по любому из указанных видов. Вплоть до заключения контрактов от вашего имени.
Тарифное и нетарифное регулирование ВЭД
Это методы воздействия государственных органов на международную торговлю. С помощью законодательных актов в сфере ВЭД государство может поддержать приоритетные направления торговли, снижая таможенные пошлины и ослабляя барьеры на этапе таможенного оформления.
Точно также может ужесточить меры регулирования, установив дополнительные пошлины на тот перечень товаров, импорт которых ставит под угрозу собственное производство. Гибкая система таможенно–тарифной политики позволяет укреплять российскую экономику и защищать экономический суверенитет страны.
Государственное регулирование основано на установлении специальных ставок таможенных пошлин и состоит из следующих элементов:
- Таможенный тариф, единообразно применяемый на территории ЕАЭС. Это свод ставок таможенных пошлин, являющийся главным инструментом воздействия на объемы импорта и экспорта.
- Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности. Она позволяет однозначно классифицировать любой товар и в зависимости от кода применять необходимую ставку пошлины.
- Обязательное декларирование товаров, перемещаемых через границу с применением установленных таможенных процедур.
Услуги в сфере ВЭД
Компания «Канавара Групп» оказывает полный спектр услуг по осуществлению ВЭД. Мы работаем со всеми участниками ВЭД, налаживаем процессы изнутри и представляем интересы во внешних организациях, включая таможенный орган.
Время таможенного оформления займет несколько часов, если наши специалисты проведут предварительную работу с документами. Звоните или пишите и мы возьмем на себя всю заботу о вашем грузе.
Как стать участником ВЭД и получить конкурентные преимущества
Для беспрепятственного перемещения товаров через границу и осуществления другой внешнеэкономической деятельности необходимо соблюдение законодательных норм. Одна из них касается статуса участника ВЭД. Его могут получить юридические или физические лица, зарегистрированные в качестве ИП. Согласно действующему законодательству РФ никого нельзя принудительно лишить или ограничить возможности заниматься ввозом или вывозом грузов из страны. Участники ВЭД вправе заниматься внешнеторговыми операциями на равных основаниях. Однако предпосылки должны быть законными.
Как стать участником внешнеэкономической деятельности
В настоящее время не все лица, осуществляющие внешнеторговые операции, проходят регистрацию участника ВЭД. К получению такого статуса обычно стремятся компании или ИП, занимающиеся экспортно-импортной деятельностью систематически. Наличие учетной карты и контракта значительно облегчает взаимодействие с таможней. Если вам необходимо ускорить осуществление таможенных процедур, рекомендуем стать участником ВЭД.
Для регистрации требуется предоставить паспорт с актуальной пропиской и ИНН (для физ. лиц), копии уставных и других документов (для предпринимателей и юр. лиц). Полный перечень документации можно скачать на сайте ФТС. Они подаются при первом таможенном оформлении товаров. По завершении регистрационной процедуры участник ВЭД получает учетную карту, которая значительно упрощает взаимодействие с таможенными органами. Сотрудничая с компанией «Импортэкс», вы гарантировано получите помощь при прохождении регистрации в таможне.
О субъектах, которые не являются участниками ВЭД
Ограничения в праве получения статуса предусмотрены для узкого круга предпринимателей. К субъектам, не являющимся участниками ВЭД, относятся риэлторы. Это юридические лица или ИП, которые специализируются на операциях с недвижимостью:
- сделках купли-продажи;
- аренде жилья или коммерческих площадей;
- обороте соответствующей документации;
- обеспечении юридической чистоты сделок;
- поисках потенциальных продавцов или покупателей.
Риэлтерские компании не могут стать субъектами ВЭД. Все остальные организации, включая государство, его органы, Центральный банк, импортеров, экспортеров и посредников в бизнесе, являются участниками ВЭД и имеют право заниматься внешнеэкономической деятельностью.
Принципы категорирования
В 2011 году возникла потребность обеспечить действенную выборочность таможенного контроля. С этой целью таможенные органы ввели практику категорирование участников ВЭД. Оно было призвано помочь в дифференциации субъектов по уровням риска. В результате общая масса предпринимателей во внешнеэкономической деятельности разделилась на 3 категории: низкой, средней и высокой степени риска. Для каждой из них предусмотрены разные подходы в таможенном контроле.
Для отнесения к категории низкой степени риска субъекту необходимо подать заявление в таможенное ведомство. К заявлению должен прилагаться пакет документов, удостоверяющих соответствие критериям с установленными контрольными значениями. До июня 2020 г. принципы дифференциации базировались на приказах ФТС по отраслевому и автоматизированному категорированию.
Таблица. Виды категорирования и их отличия
Вид категорирования | Отраслевое | Автоматизированное |
---|---|---|
Условия определения категории низкого риска | Обусловлено отраслевой направленностью субъекта ВЭД | Возможно в отношении всех субъектов, соответствующих критериям |
Порядок включения | По заявлению | Автоматизированный, основанный на сведениях базы данных ТО и НО |
Проверка соответствия установленным критериям | Проводится «вручную» 1 раз в квартал | Итоговая оценка определяется на основании автоматических расчетов |
После внесения изменений в нормативную базу действующим остался лишь один вид категорирования – автоматизированный. Это послужило стимулом для субъектов из разных отраслей стремиться к получению положительной оценки своей внешнеторговой деятельности.
Преимущества участников с низким риском
Изначально дифференциация на категории должна была уменьшить количество процедур таможенного контроля для субъектов с низкой степенью риска. Поэтому данную категорию нередко называют «зеленым сектором». Таможенный контроль таких грузов передается на этап после выпуска таможней. Товары «зеленого сектора» могут быть подвергнуты контролю в течение 3 лет после выпуска.
Выборочность таможенного контроля дает конкурентные преимущества для добросовестных участников ВЭД:
- существенное уменьшение количества и частоты применяемых форм таможенного контроля;
- снижение терминальных расходов, оплаты простоя и других издержек;
- сокращение сроков поставки, что всегда является важнейшим конкурентным преимуществом.
Таким образом, «зеленый сектор» служит мотивирующим инструментом развития страны и благосостояния граждан. Поэтому в его развитии заинтересована не только ФТС, но и Правительство РФ.
Специалисты компании «Импортэкс» знают, каким критериям должен соответствовать субъект ВЭД для получения членства в «зеленом секторе». Обращайтесь к нам и получите преимущества, которыми пользуются субъекты с положительной оценкой внешнеэкономической деятельности.
ВЭД — Внешнеэкономическая деятельность
Внешнеэкономическая деятельность или ВЭД – это экономическая деятельность, связанная с экспортом или импортом товаров и услуг. Иными словами, это торговля национального представителя с заграничным. Под торговлей в данном случае можно понимать не только покупку и продажу товаров, но и осуществление международных проектов, а также связанную с инвестициями и кредитами деятельность. Участниками ВЭД могут быть как органы государственной власти, коммерческие и государственные предприятия, так и физические лица.
Осуществление внешнеэкономической деятельности производится в соответствии с таможенным законодательством.
В условиях роста экономики все больше российских предприятий как крупного, так и малого бизнеса выходят на мировой рынок. С каждым годом заключается множество международных контрактов, закупаются не только товары, но и оборудование, а предметом экспорта стало не только сырье, но и продукты собственного производства. Осуществляя подобную деятельность, российские компании становятся участниками ВЭД.
Особенности внешнеэкономической деятельности — ВЭД
Главной особенностью ВЭД является необходимость постоянного совершенствования нормативно-правовой базы, регулирующей вопросы ВЭД в сложных политических и экономических условиях.
Внешнеэкономическая деятельность российских предпринимателей осложняется тем, что действующие в отношении России санкции со стороны множества зарубежных стран, приводят к постоянному росту цен на импортируемые товары, сырье и оборудование. В свою очередь такое внешнее давление требует ответного комплексного применения всего спектра внешнеэкономических инструментов.
Участники внешнеэкономической деятельности — ВЭД
Существует ряд признаков, позволяющих классифицировать участников ВЭД – место регистрации, направление деятельности, организационно-правовая форма и т.д.
Если главным критерием принять род деятельности компании, то участники ВЭД делятся на три группы:
- Производители;
- Посредники;
- Содействующие организации.
В первую группу входят компании, работающие без привлечения посредников – это производственные объединения, консорциумы, транспортные компании (вне зависимости вида используемого транспорта), производственные кооперативы.
Ко второй группе относятся торговые дома, смешанные общества и специализированные организации Минпромторга РФ.
К третьей группе относятся таможенные брокеры, оказывающие услуги по таможенному оформлению ВЭД. К таким организациям относится и наша компания «Универсальные Грузовые Решения», оказывающая услуги ВЭД более 10 лет.
Если рассматривать участников ВЭД по численности, то они разделяются на индивидуальных и коллективных, которые могут быть лицами с ограниченной правоспособностью и юридическими лицами, делящимися на коммерческие и некоммерческие организации.
Для российской экономики характерно разделение участников ВЭД на резидентов и нерезидентов нашей страны.
Резидентами являются физические лица – граждане, постоянно проживающие на территории страны, юридические лица – отечественные компании, зарегистрированные в России, а так же филиалы зарубежных компаний, российские дипломатические миссии, расположенные за границей.
Нерезиденты – это физические лица, являющиеся гражданами иностранных государств, юридические лица, зарегистрированные за границей, дипломатические миссии иностранных государств, расположенные на территории России.
Виды внешнеэкономической деятельности — ВЭД
Несмотря на то, что внешнеэкономическая деятельность это в первую очередь торговля, существует несколько видов ВЭД, каждый из которых отвечает за определенную направленность взаимодействия объектов на внешних рынках.
Внешняя торговля — это экспорт (вывоз товара), и ВЭД импорт (ввоз товара). В данном виде внешнеэкономической деятельности поставки осуществляются исключительно путем перемещения грузов через таможенную границу.
Производственная кооперация – это организация товаропроизводителей, изготавливающих совместную продукцию. Основной принцип международной кооперации – увеличение прибыли за счет минимизации издержек путем рассредоточения производства в разных странах с учетом разницы стоимости используемого сырья, налоговых ставок и оплаты труда рабочих.
Финансово-кредитные и валютные операции – осуществляются путем кредитования или приобретения акций зарубежных предприятий. В данном случае кредиты предоставляются как в виде денежных средств, так и в виде поставки оборудования или покупки долговых обязательств. Возможно осуществление подобных операций путем создания совместных предприятий или при осуществлении проектного финансирования.
Международное инвестиционное сотрудничество – заключается в объединении усилий для роста конкурентоспособности и облегчения реализации продукции на внешнем рынке. В качестве примера международного инвестиционного сотрудничества можно привести деятельность различных международных неправительственных организаций, консорциумов, акционерных компаний и концессий.
Документы необходимые для осуществления внешнеэкономической деятельности — ВЭД
Документальное оформление ВЭД осуществляется в соответствии с таможенным законодательством, согласно которому все участники обязаны представлять сведения о товарах, перемещаемых через таможенную границу России.
Комплекты документов, предъявляемых владельцем груза на таможне, могут различаться в зависимости от нескольких факторов:
- Экспортируется или импортируется товар;
- В каких условиях перевозится груз;
- Таможенной процедуры;
- Цели перемещения и т.д.
Документы необходимые
для осуществления ВЭД
- Список документов для регистрации Физического лица в таможне (Смотреть)
- Список документов для регистрации Юридического лица в таможне (Смотреть)
- Список документов для регистрации Индивидуального предпринимателя в таможне (Смотреть)
- Список документов для таможенного оформления «Импорт» (Смотреть)
- Список документов для таможенного оформления «Экспорт» (Смотреть)
Кроме документов, которые требуются для таможенного оформления, каждый, кто принимает участие во внешнеэкономической деятельности, обязан зарегистрироваться в органах таможни, как участник ВЭД.
Для регистрации потребуется однократно представить в таможню пакет документов, свидетельствующих о праве совершения таможенных операций. Это могут быть учредительные документы компании, выписка из госреестра юридических лиц, справки об открытии счетов и другие. При этом важно знать, что об изменениях, вносимых в учредительные документы, участник ВЭД обязан сообщать в таможенные органы.
Таможенно-тарифное регулирование ВЭД
Внешнеэкономическая деятельность регулируется международными договорами. Они организуют все многообразие внешнеторговых операций, карают за нарушение правил международной торговли и предоставляют защиту законопослушным участникам ВЭД. Сегодня международные правовые акты, регулирующие деятельность государств в области ВЭД, принимаются и утверждаются Всемирной торговой организацией (ВТО), Высшим Евразийским экономическим советом (высший руководящий орган Евразийского экономического союза), Всемирной таможенной организацией (ВТО или CTC) и другими организациями.
С целью стимулирования собственного производства, развития и укрепления собственной экономики, защиты интересов граждан каждое государство проводит гибкую таможенно-тарифную политику — смягчает или ужесточает меры нетарифного регулирования, совершенствует методы контроля, сокращает документооборот. Например, для развития тех или иных производств, стимулирование которых считается приоритетным и целесообразным, государство может устанавливать низкие таможенные пошлины (вплоть до 0%). В то же время для других отраслей экономики такие пошлины, напротив, могут быть повышены. Гибкая таможенно-тарифная политика является серьезным инструментом реализации деятельности государства в области ВЭД.
В любой стране внешнеэкономическая деятельность тщательно регулируется государственными органами, цель любого государства в вопросах ВЭД – защита экономического суверенитета и экономических интересов страны и ее граждан, обеспечение соблюдения законности внешнеэкономических операций, поддержка собственных товаропроизводителей. Государственное регулирование ВЭД включает в себя такие элементы, как:
- Таможенный тариф (пошлины, акцизы, налог и т.д.);
- Обязательное декларирование товаров, перевозимых через границу;
- Таможенные процедуры;
- Номенклатура товаров;
Главным инструментом государственного воздействия на товаропотоки ввоза и вывоза являются меры тарифного и нетарифного регулирования.
Меры тарифного регулирования выполняют фискальную либо протекционистскую функцию. Первая обеспечивает регулярное поступление средств в государственный бюджет, вторая – защищает национальных производителей товаров и услуг от конкуренции с зарубежными.
Меры тарифного регулирования – это ввозные и вывозные пошлины, взимаемые с участников ВЭД при перемещении груза через таможню. Применяемые при ВЭД таможенные пошлины устанавливаются в размерах, определенных органами законодательной власти и закрепляются в ТН ВЭД ЕАЭС. Декларант определяет размер таможенной пошлины, исходя из кода товара согласно Единой товарной номенклатуре. Контроль за ВЭД платежи возложен на ФТС России, именно сотрудники таможни проверяют правильность начисления таможенных налогов, сборов и пошлин.
Нетарифные меры применяются в качестве исключения из правил свободной торговли в определенных случаях:
- При необходимости защитить национальный рынок;
- Чтобы обеспечить безопасность государства, его жителей, имущества и окружающей среды;
- В целях поддержания правопорядка и защиты общественной морали;
- Для защиты культурных ценностей;
- Для обеспечения национальной безопасности;
- При выполнении международных обязательств;
Меры нетарифного регулирования, в основном, носят запретительный характер, это санкции, квотирование, лицензирование, ограничение ввоза и вывоза определенной продукции. Помимо запретов, к нетарифным мерам регулирования относятся меры по стимулированию внешней торговли, сертификация, валютные ограничения и валютный контроль.
В качестве примера подобных мер регулирования ВЭД государственными органами можно привести ветеринарный и фитосанитарный контроль, который должны проходить на границе все грузы растительного и животного происхождения, поступающие из-за рубежа.
Услуги в сфере внешнеэкономической деятельности — ВЭД
Наша компания «Универсальные Грузовые Решения» оказывает всем участникам внешнеэкономической деятельности широкий спектр услуг в сфере ВЭД:
Мы работаем с юридическими и физическими лицами, а так же с индивидуальными предпринимателями, оформляя грузы под любыми таможенными процедурами на всех таможнях страны. Если Вам необходимо оформить товары на таможне для осуществления ВЭД мы с радостью поможем — стоимость наших услуг будет минимальной по рынку.
Обратившись к нам, Вы сможете сэкономить деньги, сохранить нервы и не тратить время на таможне.