Какие формы собственности на землю существовали
Перейти к содержимому

Какие формы собственности на землю существовали

  • автор:

Какие формы собственности на землю существовали в странах Востока?

В государствах Древнего Востока, Китае, Индии, Камбодже, даже в Японии основной формой собственности была государственная собственность на землю. Формально большая часть земель принадлежала монарху, а уж он раздавал земельные наделы угодным ему людям, которые платили ренту, налог на право пользования землей.

Такая форма собственности во многом позволила государствам Востока избежать феодальной разобщенности, поскольку не образовывались крупные феоды и местная знать не имела такой власти и богатства, как феодалы западной Европы.

Однако наряду с государственной собственностью, существовала и общинная собственность на землю, и собственность частная, как правило среди крестьян.

На Древнем Востоке земля была основой богатства и власти. Существовали две основные формы собственности на землю: государственная и общинный сектор.

Конечно, большая часть земли была сосредоточена в руках монархов, которые могли дарить небольшие участки земли избранным — приближенным или тем, кто отличился во время военных действий. Храмы и монастыри также владели небольшими участками земли.

Общинный сектор: к нему относилась земля, которая находилась в пользовании у фермеров. Крестьяне имели право работать на этой земле, чтобы прокормить свою семью, заплатить налоги и/или пожертвовать часть урожая. Эту землю невозможно было передать по наследству, продать или купить. Исключение составляла крайне не значительная часть земли общинного сектора, которая была в частной собственности.

2. Формы и виды земельной собственности

Длительное время в нашей стране существовала только государственная форма собственности на зем­лю. Возникшая на основе национализации земли, она составляла основу всех земельных отношений. Госу­дарство было единым и единственным собственником земли. Теоретические споры затрагивали только вопрос о том, кому конкретно — Союзу ССР или союзным рес­публикам — принадлежит право собственности. Часть представителей науки земельного права лишала союзные республики каких бы то ни было прав собственников земли.

Право государственной собственности на землю было исключительным правом, что закреплялось в Конститу­ции. Из исключительности государственной собственно­сти на землю исходила правовая система: земля была изъята из товарного оборота, земельный фонд не им стоимости и цены, его оценка производилась на основе пространственных измерений и частично — качества. Государство являлось обязательным участником в отношений, связанных с землей. Характер отношений земельной собственности предполагал подчиненное и зависимое от властей положение всех иных его участников, в первую очередь пользователей земли. Единственным титулом, на основе которого осуществляло использование земли, был титул пользователя. Нормы закреплявшие право пользования землей, были зависимы от норм, закреплявших незыблемое, исключительное право государственной собственности на землю. Данная юридическая конструкция: государство пользователь — была весьма удобной для администивно-плановой системы, поскольку государство всего могло лишить пользователя его прав, ограничить и сократить в объеме. Предоставление земельных уча ков нормировалось на одного участника земельных отношений, пользователь оставался ответственным перед государством за соблюдение установленных правил землепользования.

Начало реформированию земельного строя было положено Основами законодательства Союза ССР и союзных республик о земле (от 28 февраля 1990 г.). Основы не содержали понятий права собственности на землю права государственной собственности на землю, но благодаря им от национализации земли к ее приватизации были сделаны три важных шага:

• ликвидирована монополия исключительной собственности союзного государства на землю другие природные ресурсы;

• установлена множественность субъектов права собственности на землю:

• введен новый институт земельного права — право землевладения. На этом компромиссном решении (не собственность граждан на землю, а владение землей) союзная реформа и остановилась.

Основы законодательства Союза ССР и союзных рес­публик о земле не признавали право частной соб­ственности на землю. Земля еще не была включена в гражданский оборот.

Начало новому этапу развития земельного права как права нового государства — Республики Беларусь — поло­жила Декларация о государственном суверенитете, при­нятая Верховным Советом БССР 27 июля 1990 г. В со­ответствии с ее законоположениями субъектом права собственности на землю, ее недра, другие природные ре­сурсы на территории Республики Беларусь был назван белорусский народ. Он осуществляет исключительные права владения, пользования и распоряжения землей.

Кодекс Республики Беларусь о земле от 11 декабря 1990 г. содержал специальную норму — ст. 2 «Земля как объект права собственности». В ней указывалось, что земля является собственностью Республики Беларусь. Было закреплено право каждого гражданина Республи­ки Беларусь на земельный участок, условия и порядок предоставления которого определяются законодатель­ством. Однако в этой статье ничего не говорилось о том, на каких правах (собственности, владения, пользо­вания) возможно использование земельного участка. Бо­лее того. Кодексом о земле 1990 г. не было установлено право собственности на землю ни физических, ни юри­дических лиц.

Кодекс Республики Беларусь о земле, как и Основы земельного законодательства, ввел в юридическую прак­тику новый титул — землевладения, близкий к индивидуальной, частной собственности на землю. Начало формированию института права частной собственное на землю в Республике Беларусь положило постановление Верховного Совета Республики Беларусь от 1 октября 1991 г. «О признании права частной собственности на землю на территории Республики Беларусь». Более подробная регламентация отношений частной собственности на землю содержалась в Законе Республики Беларусь от 16 июня 1993 г. «О праве собственности на землю». В данном нормативном акте были закреплены формы собственности на землю — государственная частная.

В Республике Беларусь земельные участки могут передаваться в собственность иностранным государствам порядке и на условиях, предусмотренных ст. 57 Кодекса о земле.

Государственную собственность образуют все земли за исключением тех, что переданы в частную собственность и в собственность иностранных государств и отчуждены после этого в собственность Республики Беларусь.

В частной собственности находятся земли, приобретенные гражданами. Республики Беларусь, постоянно проживающими на территории Республики Беларусь или приравненными к постоянно проживающим в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Земельные участки могут передаваться в собственность юридическим лицам Республики Беларусь, в том числе и предприятиям с иностранными инвестициями Иностранным государствам земельные участки могут передаваться в собственность в порядке и на условиях, предусмотренных ст. 37 Кодекса о земле. Юридический лицам Республики Беларусь, в том числе предприятиям с иностранными инвестициями, земельные участки могут передаваться в собственность при приватизации объектов государственной собственности. Перечень госу­дарственных объектов, при приватизации которых вместе с объектами в собственность может быть передан земель­ный участок, утверждается Президентом Республики Бе­ларусь. Земельные участки также могут передаваться в собственность юридических лиц Республики Беларусь при осуществлении инвестиционных проектов.

Решение о передаче земельных участков в собствен­ность юридическим лицам Республики Беларусь в на­званных выше случаях принимается Президентом Рес­публики Беларусь.

В зависимости от круга субъектов право частной соб­ственности может быть подразделено на следующие виды:

право частной собственности граждан;

право частной собственности юридических лиц.

В частной собственности граждан Республики Бела­русь могут находиться земельные участки, приобретен­ные для: ведения личного подсобного хозяйства; строи­тельства и обслуживания жилого дома; ведения коллективного садоводства; дачного строительства.

В качестве разновидности права частной собственно­сти юридических лиц могут быть выделены право соб­ственности хозяйственных товариществ, право собствен­ности хозяйственных обществ, право собственности общественных и религиозных организаций, право соб­ственности производственных кооперативов. В рамках государственной формы собственности в Республике Бе­ларусь выделяют республиканскую собственность (соб­ственность Республики Беларусь) и коммунальную соб­ственность (собственность административно-территориальных единиц).

Анализ действующего земельного законодательства Республики Беларусь позволяет прийти к выводу, что административно-территориальными единицами земли на праве собственности не закреплена.

В соответствии с п.2 ст. 213 ГК субъектами права государственной собственности являются Республики Беларусь и административно-территориальные единицы

Подразделение права собственности на формы субъектному составу позволяет провести различия между ними по следующим признакам: по объему правом чий собственников; по основаниям возникновения и прекращения права собственности.

Иное подразделение права собственности на виды касается тех случаев, когда земельные участки принадлежат на праве собственности двум или нескольким лицам. В соответствии с ч. 3 ст. 2 Кодекса о земле зев может принадлежать на праве общей (долевой или совместной) собственности нескольким собственникам зависимо от форм собственности.

Следует отметить, что частная земельная собственность граждан ограничена в основном сельскохозяйственными целями (личное подсобное хозяйство, садоводство). Процесс приватизации государственных предприятий требует установления права частной собственности на земельные участки, предоставленные и для предпринимательской деятельности.

§ 28. Государства Востока: традиционное общество в эпоху раннего Нового времени

Вопрос. Какие формы политической власти существовали в странах Востока в Средние века? Какие черты хозяйственной жизни были характерны для традиционных восточных обществ? Какие ценности проповедовала древняя индийская религия буддизм?

В странах Востока преимущественно была деспотическая форма власти.

Хозяйственная жизнь характеризовалась прежде всего тем, что это были аграрные общества, в которых основным собственником земли являлось государство. Крестьяне испытывали очень сильный налоговый гнет.

Ценности буддизма: прекращение страдания и достижение пробуждения, духовного освобождения, в котором жизнь видится «такой, какова она есть», уход от мирской жизни

Вопросы в параграфе

Вопрос. Как вы думаете, чем архитектура Китая XV в. отличается от европейской архитектуры этой эпохи? Почему?

Китайская архитектура отличается от европейской прежде всего устойчивостью своих традиций. Все основные конструктивные и декоративные приемы сложились еще в древности и сохранялись с небольшими изменениями. А в европейской архитектуре всегда был поиск новых форм, материалов, строительных технологий. Планировка китайских зданий и городов связна с принципом «фэн шуй», древнего учения о гармоничной организации пространства. Главным строительным материалом в Китае было дерево, а в Европе всё большее распространение получают каменные здания, прежде всего в городах. Главный отличительный элемент китайской архитектуры – изогнутые крыши. Это связано с технологией строительства — для крыш никогда не делали стропил, а пользовались стоечно-балочной системой

Вопросы к концу параграфа

Вопрос 1. Какие формы собственности на землю существовали в странах Востока?

формы собственности на землю: Государственная, общинная и частная. В Китае и Индии абсолютно преобладала государственная собственность на землю. Государство отдавало земли в пользование знатным людям за военную службу и крестьянам, за что они должны были платить налоги.

В Японии к XVII в. основной земельный фонд находился в собственности князей, но центральная власть, желая укрепить свои позиции, проводила политику конфискации и перераспределения земельных владений.

Вопрос 2. Сравните положение городов на Западе и на Востоке в XVI–XVIII вв.

Города на Востоке не добились той самостоятельности, какую имели города в Западной Европе. В отличие от Европы, горожане находились под неусыпным контролем государства. В Китае каждый житель города был зарегистрирован в специальной книге, приписан к своей улице и кварталу и обязан был дважды в месяц ходить в городское управление на проверку. Поощрялось доносительство на соседей.

На Востоке XVI—XVII вв. – время быстрого развития городов. В городах прекрасно были развиты ремесло и торговля.

Вопрос 3. Каким образом государства на Востоке регламентировали жизнь своих подданных?

Государства регламентировали жизнь подданных через жёсткую сословную систему. Государство устанавливало правила жизни всех сословий и строго следило за их соблюдением. Государство регулировало хозяйственную жизнь. Власть устанавливала цены на важнейшие товары, на некоторые отрасли ремесла и торговли установлена государственная монополия. Так как государство являлось основным собственником земли, то, раздавая землю в пользование, оно устанавливало условия этого пользования, регулируя тем самым жизнь живущих на государственных землях людей.

Вопрос 4. По вашему выбору расскажите об одной из восточных религий.

Буддизм — религиозное учение, ставшее мировой религией. Основателем этой возникшей в Индии религии считается царевич Сиддхартха Гаутама (623—544 гг. до н. э.). Его назвали Буддой, т. е. «просветлённым высшим знанием». По преданию, царевич, узнав о страданиях народа, бежал из дворца и стал отшельником. Согласно его учению, вся жизнь человека — непрерывный путь страданий, причина которых неудовлетворённые земные желания. После смерти страдания не прекращаются, так как душа не умирает, а перерождается снова и снова. Если человек вёл неправедную жизнь, то в новом рождении он может оказаться представителем низшей касты или презираемым всеми животным. Если же он вступил на указанный Буддой путь спасения, сумел подавить в себе земные страсти, то его ждёт «благоприятное возрождение» (душа возродится в представителе высшей касты). Идеал человека — стать «просветлённым», освободиться от мирской жизни, получить полное духовное освобождение, приблизиться к Будде. Тогда наступает полное блаженство, прекращение перерождений и бессмертие души.

Как добиться идеала? Будда учил: «Обуздай глаза, чтобы не соблазняться обольстительными вещами, обуздай уши, язык, тело, обуздай речь, ум, обуздай всё». Буддизм учил уходу от мирской жизни, идеал — стать монахом и жить в монастыре, подавив в себе земные желания.

Буддизм призывал верующих к постоянному самосовершенствованию, указывал, что путь к спасению находится в руках самого человека независимо от его общественного положения. Любой верующий, встав на путь, указанный Буддой, может стать праведником и достигнуть блаженства.

Предложенный буддизмом путь к спасению, доступный любому человеку независимо от его общественного положения, стал одной из причин распространения буддизма и превращения его в мировую религию.

Задания к параграфу

Вопрос 1. Составьте рассказ по выбору: «Восточный город глазами европейского путешественника» или «Деревенская община на Востоке».

Деревенская община на Востоке

Главным занятием населения в условиях традиционного общества является с/х. В Китае сложились районы интенсивного земледелия, в котором было занято абсолютное большинство населения. Обрабатывалась вся земля, пригодная для земледелия. В болотистых местах китайцы опускали на воду бамбуковые плоты с насыпанной землёй, создавая плавучие огороды. Крестьянская община делилась на группы по 10 дворов, возглавляемые десятскими. И староста и десятские несли ответственность за сбор налогов и выполнение повинностей. Существовал принцип круговой поруки: если кто-то из жителей деревни нарушал установленный порядок, община несла ответственность за этот проступок. Крестьянский труд был очень тяжёл, люди трудились от зари до зари, несли непомерные налоги, всегда были в долгах. Но именно на крестьянском труде держалось могущество государства.

Вопрос 2. Подумайте, почему именно буддизм превратился в мировую религию.

Буддизм превратился в мировую религию, потому что основная его идея о страдании и избавления от страданий находила отклик в угнетаемых слоях населения, которых было абсолютное большинство. Если стать просветлённым, получить духовное освобождение может любой человек, значит, все люди равны.

Буддизм призывал верующих к постоянному самосовершенствованию, указывал, что путь к спасению находится в руках самого человека независимо от его общественного положения.

Предложенный буддизмом путь к спасению, доступный любому человеку независимо от его общественного положения, стал одной из причин распространения буддизма и превращения его в мировую религию.

Вопрос 3. Сделайте вывод: какие основные черты характерны для традиционных обществ Востока в XVI–XVIII вв.?

Общие черты, характерные для традиционных обществ стран Востока:

— верховным собственником земель являлось государство;

— главным занятием населения в условиях традиционного общества является сельское хозяйство;

— крестьяне жили в замкнутом мире сельской общины, в деревне сохранялось общинное хозяйство;

ГДЗ по истории 7 класс Юдовская | Страница 209

История 7 класс Юдовская, Баранов, Ванюшкина. Новое издание Просвещение

Государственная, общинная и частная формы собственности.

2. Сравните положение городов на Западе и на Востоке в XVI – XVII вв.

Города на Востоке не добились той самостоятельности, какую имели города в Западной Европе. В XVI-XVII вв. быстро развивались города в Китае. Горожане находились под неусыпным контролем государства. В Китае каждый житель города был зарегистрирован в специальной книге, приписан к своей улице и кварталу и обязан был дважды в месяц ходить в городское управление на проверку. Поощрялось доносительство на соседей. На Западе города имели свои органы власти.

3. Каким образом государства на Востоке регламентировали жизнь своих подданных?

Государство устанавливало правила жизни всех сословий и строго следило за их соблюдением. Часто сословная принадлежность не соответствовала имущественному положению человека, но нарушить сословный порядок, за очень редким исключением, никому не разрешалось. В раннее Новое время в Японии существовала жесткая сословная система. Все жители страны подразделялись на четыре сословия: воины, крестьяне, ремесленники и купцы. В сословной системе существовала строгая иерархия.

4. По вашему выбору расскажите об одной из восточных религий.

Буддизм – религиозное учение, ставшее мировой религией. Буддизм оказал большое влияние на формирование внутреннего мира в Индии, Китае и Индии. Основателем этой возникшей в Индии религии считается царевич Сиддхартха Гаутама (623-544 гг. до н.э.). Его называли Буддой, т.е. «просветленным высшим знанием». Согласно его учению, вся жизнь человека – непрерывный путь страданий, горя, печали, причина которых – неудовлетворенные земные желания. Но и после смерти страдания не прекращаются, так как душа не умирает, а перерождается снова и снова. Если человек вел неправедную жизнь, то в новом рождении он может оказаться представителем низшей касты или презираемым всеми животным. Идеал человека – стать «просветленным», освободиться от мирской жизни, получить полное духовное освобождение, приблизиться к Будде. Тогда наступает полное блаженство, прекращение перерождений и бессмертие души. Буддизм призывал верующих к постоянному самосовершенствованию, указывал, что путь к спасению находится в руках самого человека независимо от его общественного положения. Любой верующий, встав на путь, указанный Буддой, может стать праведником и достигнуть блаженства.

5. Какие сословия существовали в Японии в XVII в.?

В раннее Новое время в Японии существовала жесткая сословная система. Все жители страны подразделялись на четыре сословия: воны (самураи), крестьяне, ремесленники и купцы. Придворные, священнослужители, врачи и ученые, а также парии – неприкасаемые – в сословия не входили.

Стр. 209

1. Составьте рассказ на одну из тем по выбору: «Восточный город глазами европейского путешественника» или «Деревенская община на Востоке».

«Деревенская община на Востоке».

Главным занятием населения в условиях традиционного общества является сельское хозяйство. В них сложились районы интенсивного земледелия, где было занято абсолютное большинство населения. В эпоху раннего Нового времени все крестьяне жили в замкнутом мире сельской общины, в деревне сохранялось общинное хозяйство.

В Индии все должности и обязанности, выполняемые общинниками, передавались по наследству из поколения в поколение. Этим община привязывала жителей деревни к земле. Общинники не могли уйти из своей деревни. Община выступала в качестве административной единицы и использовалась государством для облегчения сбора налогов. В Китае во главе общины стоял староста. Вся община делилась на группы по 10 дворов, возглавляемые десятским. Они несли ответственность за сбор налогов и выполнение всех повинностей. Существовал принцип круговой повинности: община несла ответственность за этот проступок.

Община обладала относительной самостоятельностью в вопросах самоуправления, которые решались в рамках традиций и религиозных установлений.

2. Подумайте, почему именно буддизм превратился в мировую религию.

Буддизм призывал верующих к постоянному самосовершенствованию, указывал, что путь к спасению находится в руках самого человека независимо от его общественного положения. Любой верующий, встав на путь, указанный Буддой, может стать праведником и достигнуть блаженства. Указанный путь, доступный любому человеку независимо от его общественного положения, стал одной из причин распространения буддизма и превращению его в мировую религию.

3. Сделайте вывод: какие основные черты характерны для традиционных обществ Востока в XVI-XVII вв.?

Для традиционных обществ Востока характерно то, что верховным собственником земель являлось государство. Главным занятием для населения в условиях традиционного общества оставалось сельское хозяйство. Государства Востока устанавливали правила жизни всех сословий и строго следили за их соблюдением. Государства регулировали хозяйственную жизнь, города не имели самостоятельности. Для восточных обществ Индии, Китая, Японии характерна веротерпимость. Религии определяли духовную и повседневную жизнь общества, своеобразие взглядов на мир и на человека.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *