Как стать экспертом по аккредитации испытательных
Статья 11. Эксперты по аккредитации, технические эксперты
1. К работам в области аккредитации привлекаются эксперты по аккредитации, отбор которых осуществляется в соответствии с методикой отбора экспертов по аккредитации, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области аккредитации, а также технические эксперты.
2. Эксперты по аккредитации, технические эксперты в целях проведения экспертиз представленных заявителем, аккредитованным лицом документов и сведений, выездных экспертиз соответствия заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации включаются в состав экспертных групп, формируемых в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
3. Эксперт по аккредитации, включенный в состав экспертной группы, обязан:
1) обеспечить информирование заявителя, аккредитованного лица о планируемых экспертизах соответствия заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации;
2) сформировать и направить в национальный орган по аккредитации предложения о привлечении технических экспертов, необходимых для проведения экспертиз соответствия заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации в соответствующей области аккредитации, из числа технических экспертов, включенных в реестр технических экспертов;
3) организовать и обеспечить проведение экспертиз соответствия заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации, в том числе оценки устранения заявителем, аккредитованным лицом выявленных несоответствий критериям аккредитации;
(в ред. Федерального закона от 29.07.2018 N 262-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4) сформировать и направить в национальный орган по аккредитации предложения в части определения перечня работ по выездной экспертизе соответствия заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации с учетом результатов экспертизы представленных заявителем, аккредитованным лицом документов и сведений, а также ранее выполненных работ по оценке соответствия заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации (при их наличии);
(в ред. Федерального закона от 29.07.2018 N 262-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
а) выполнение программы выездной оценки;
б) представление в национальный орган по аккредитации сведений о заявителе, об аккредитованном лице, предусмотренных законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации, по результатам проведения выездной экспертизы соответствия заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации;
в) внесение сведений о заявителе, аккредитованном лице в федеральную государственную информационную систему в области аккредитации и (или) их корректировку по результатам выполнения программы выездной оценки;
(п. 4.1 введен Федеральным законом от 29.07.2018 N 262-ФЗ)
4.2) по приглашению национального органа по аккредитации принимать участие в заседаниях технических комиссий и технических групп, создаваемых национальным органом по аккредитации в целях рассмотрения акта выездной экспертизы, акта экспертизы и принятия соответствующих решений;
(п. 4.2 введен Федеральным законом от 29.07.2018 N 262-ФЗ)
5) соблюдать иные обязанности, установленные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
3.1. Эксперт по аккредитации, технические эксперты, включенные в состав экспертной группы, вправе применять средства аудио-, фото- и видеофиксации и иные технические средства в целях проведения оценки соответствия заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации в определенной области аккредитации в соответствии с программой выездной оценки с соблюдением требований части 8 настоящей статьи.
(часть 3.1 введена Федеральным законом от 11.06.2021 N 176-ФЗ)
4. Технический эксперт, включенный в состав экспертной группы, обязан участвовать в проведении экспертиз соответствия заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации. В целях определения состава экспертной группы национальный орган по аккредитации в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области аккредитации, проводит оценку предложений эксперта по аккредитации о привлечении технических экспертов, необходимых для проведения экспертизы представленных заявителем, аккредитованным лицом документов и сведений, выездной экспертизы соответствия заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации.
5. Эксперт по аккредитации, технический эксперт вправе отказаться от проведения экспертиз соответствия заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации в случае исполнения ими государственных или общественных обязанностей в соответствии с федеральными законами, временной нетрудоспособности эксперта по аккредитации, технического эксперта или наличия иных уважительных причин. О наличии уважительных причин эксперт по аккредитации, технический эксперт обязаны уведомить национальный орган по аккредитации не позднее чем в течение трех рабочих дней со дня их возникновения или со дня получения экспертом по аккредитации, техническим экспертом информации о прохождении отбора или предложении включить их в состав экспертной группы.
(в ред. Федерального закона от 29.07.2018 N 262-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
6. Эксперты по аккредитации не могут совмещать деятельность в определенной области аккредитации с соответствующей этой области аккредитации деятельностью по оценке соответствия и обеспечению единства измерений, не могут являться руководителями аккредитованного юридического лица или аккредитованными индивидуальными предпринимателями либо должностными лицами структурного подразделения аккредитованного юридического лица, выполняющего работы по оценке соответствия и обеспечению единства измерений.
(в ред. Федеральных законов от 29.07.2018 N 262-ФЗ, от 11.06.2021 N 176-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
7. Эксперты по аккредитации, технические эксперты должны быть независимы от любого воздействия, которое оказывает или может оказать влияние на принимаемые национальным органом по аккредитации решения.
8. Эксперты по аккредитации, технические эксперты обеспечивают конфиденциальность сведений, полученных в процессе осуществления аккредитации и составляющих государственную, коммерческую, иную охраняемую законом тайну, других сведений, доступ к которым ограничен федеральными законами, и используют такие сведения только в целях, для которых они предоставлены.
8.1. Национальный орган по аккредитации вправе утвердить правила деловой и профессиональной этики, направленные на соблюдение экспертами по аккредитации, техническими экспертами требований, установленных частями 6 — 8 настоящей статьи.
(часть 8.1 введена Федеральным законом от 29.07.2018 N 262-ФЗ; в ред. Федерального закона от 11.06.2021 N 176-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
9. Эксперты по аккредитации, технические эксперты в соответствии с законодательством Российской Федерации несут ответственность за нарушение требований законодательства Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации, в том числе за предоставление заведомо ложных и (или) недостоверных сведений, содержащихся в экспертном заключении, акте выездной экспертизы, акте экспертизы, за нарушение требований, установленных частями 6 — 8 настоящей статьи.
(в ред. Федерального закона от 29.07.2018 N 262-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
10. Эксперты по аккредитации, технические эксперты уведомляют национальный орган по аккредитации о возникновении обстоятельств, влияющих на возможность исполнения ими требований, установленных частями 6 — 8 настоящей статьи.
11. Выявление фактов предоставления заведомо ложных сведений и (или) неоднократного предоставления недостоверных сведений, содержащихся в экспертном заключении, акте выездной экспертизы, акте экспертизы, иных документах, представленных экспертом по аккредитации в национальный орган по аккредитации, нарушение требований, установленных частями 6 — 8 настоящей статьи, влекут за собой прекращение действия аттестации эксперта по аккредитации или исключение технического эксперта из реестра технических экспертов.
(в ред. Федерального закона от 29.07.2018 N 262-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
12. Физическое лицо, в отношении которого принято решение о прекращении действия аттестации в качестве эксперта по аккредитации либо об исключении в качестве технического эксперта из реестра технических экспертов в связи с нарушением обязанностей эксперта по аккредитации или технического эксперта, вправе подать заявление об аттестации в качестве эксперта по аккредитации или о включении в реестр технических экспертов не ранее чем по истечении одного года со дня принятия такого решения. В случае, если в отношении физического лица, включенного в реестр технических экспертов и аттестованного в качестве эксперта по аккредитации, национальным органом по аккредитации принято решение о прекращении действия аттестации этого физического лица в качестве эксперта по аккредитации в связи с нарушением им обязанностей эксперта по аккредитации, национальный орган по аккредитации одновременно принимает решение об исключении этого физического лица из реестра технических экспертов, и оно не вправе в течение одного года со дня принятия указанных решений подавать заявление о включении его в реестр технических экспертов. В случае, если в отношении физического лица, включенного в реестр технических экспертов и аттестованного в качестве эксперта по аккредитации, национальным органом по аккредитации принимается решение об исключении этого физического лица из реестра технических экспертов в связи с нарушением им обязанностей технического эксперта, национальный орган по аккредитации одновременно принимает решение о прекращении действия аттестации этого физического лица в качестве эксперта по аккредитации, и оно не вправе в течение одного года со дня принятия указанных решений подавать заявление об аттестации его в качестве эксперта по аккредитации.
(в ред. Федерального закона от 29.07.2018 N 262-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
13. Сведения, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации должны быть представлены экспертом по аккредитации в национальный орган по аккредитации, направляются в указанный орган с использованием федеральной государственной информационной системы в области аккредитации.
Приложение N 2. Правила аттестации экспертов по аккредитации
1. Настоящие Правила определяют порядок аттестации экспертов по аккредитации, порядок и основания приостановления и прекращения действия аттестации экспертов по аккредитации.
2. Аттестацию в соответствии с настоящими Правилами осуществляет Федеральная служба по аккредитации.
Информация об изменениях:
Приказом Минэкономразвития России от 29 ноября 2016 г. N 764 раздел I дополнен пунктом 2.1, вступающим в силу по истечении шестидесяти дней после дня официального опубликования названного приказа
2.1. Общий срок проведения процедуры аттестации составляет 4 месяца со дня подачи лицом, указанным в пункте 3 настоящих Правил, заявления об аттестации в качестве эксперта по аккредитации до дня принятия Федеральной службой по аккредитации решения по итогам аттестации.
II. Порядок аттестации экспертов по аккредитации
3. Для аттестации в качестве эксперта по аккредитации физическое лицо, претендующее на получение статуса эксперта по аккредитации (далее — претендент), подает в Федеральную службу по аккредитации заявление об аттестации в качестве эксперта по аккредитации.
В заявлении об аттестации в качестве эксперта по аккредитации претендентом указывается:
а) фамилия, имя и (в случае, если имеется) отчество;
б) адрес места жительства;
в) данные документа, удостоверяющего личность;
Информация об изменениях:
Подпункт «г» изменен с 19 мая 2018 г. — Приказ Минэкономразвития России от 10 апреля 2018 г. N 186
г) номер (номера) телефона и адрес (адреса) электронной почты;
д) страховой номер индивидуального лицевого счета;
Информация об изменениях:
Подпункт «д(1)» изменен с 7 сентября 2019 г. — Приказ Минэкономразвития России от 27 февраля 2019 г. N 89
д(1) индивидуальный номер налогоплательщика;
е) заявленная область аттестации эксперта по аккредитации в соответствии с перечнем областей аттестации экспертов по аккредитации* (далее — заявленная область аттестации);
ж) согласие претендента на обработку его персональных данных;
з) дата составления заявления;
и) подпись претендента.
В заявлении претендент, имеющий место жительства на территории определенного субъекта Российской Федерации, федерального округа, вправе указать данный субъект Российской Федерации или данный федеральный округ в качестве территории, на которой в случае прохождения аттестации данный претендент выражает готовность быть привлеченным к проведению экспертизы представленных заявителем, аккредитованным лицом документов и сведений, проведению выездной экспертизы соответствия заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации в соответствии с методикой отбора экспертов по аккредитации**.
4. К заявлению об аттестации в качестве эксперта по аккредитации претендентом должны быть приложены:
а) копии документов о получении претендентом высшего образования;
б) копии документов, подтверждающих наличие у претендента опыта работы в соответствующих заявленной претендентом области аттестации, области аккредитации и (или) сфере деятельности по оценке соответствия и (или) обеспечению единства измерений, а также опыта работы в области, связанной с разработкой, внедрением или оценкой систем менеджмента;
в) копии документов, подтверждающих участие претендента в качестве технического эксперта или стажера в проведении не менее пяти аккредитаций и (или) процедур подтверждения компетентности аккредитованных лиц, и (или) мероприятий по инспекционному контролю деятельности аккредитованных лиц, которые были проведены до вступления в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации» (далее — Федеральный закон).
В случае если претендент участвовал в проведении аккредитаций и (или) процедур подтверждения компетентности аккредитованных лиц, и (или) мероприятий по инспекционному контролю деятельности аккредитованных лиц, которые были проведены до вступления в силу Федерального закона, в качестве стажера, к заявлению должны быть приложены отзывы руководителя экспертной группы о работе претендента при проведении указанных процедур и мероприятий;
Информация об изменениях:
Подпункт «г» изменен с 7 сентября 2019 г. — Приказ Минэкономразвития России от 27 февраля 2019 г. N 89
г) копии документов, подтверждающих прохождение повышения квалификации в области, связанной с разработкой, внедрением или оценкой систем менеджмента и (или) аудитом систем менеджмента (техникой оценки), а также в соответствующей области аттестации эксперта по аккредитации сфере деятельности по оценке соответствия и (или) обеспечению единства измерений в текущем календарном году. Эксперт по аккредитации вправе приложить дополнительные документы об обучении в областях, указанных в настоящем пункте (при наличии).
5. К заявлению об аттестации в качестве эксперта по аккредитации претендентом также могут быть приложены копии документов, подтверждающих наличие у претендента допуска к документам и сведениям, составляющим государственную тайну.
6. Заявление претендента об аттестации в качестве эксперта по аккредитации и прилагаемые к нему документы направляются в Федеральную службу по аккредитации заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо в виде электронного документа, подписанного простой электронной подписью, через информационно-телекоммуникационные сети общего доступа, в том числе информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет», федеральную государственную информационную систему «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)», федеральную государственную информационную систему в области аккредитации.
Информация об изменениях:
Пункт 7 изменен с 19 мая 2018 г. — Приказ Минэкономразвития России от 10 апреля 2018 г. N 186
7. В случае отсутствия в заявлении информации, предусмотренной пунктом 3 настоящих Правил, либо непредставления документов, предусмотренных пунктом 4 настоящих Правил, Федеральная служба по аккредитации в течение 5 рабочих дней со дня поступления указанных заявления и документов возвращает их без рассмотрения претенденту посредством заказного почтового отправления с уведомлением о вручении либо в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью должностного лица Федеральной службы по аккредитации, через информационно-телекоммуникационные сети общего доступа, в том числе информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет», федеральную государственную информационную систему «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)», федеральную государственную информационную систему в области аккредитации.
В случае если на момент поступления в Федеральную службу по аккредитации заявления на предоставление государственной услуги по аттестации эксперта по аккредитации на рассмотрении в Федеральной службе по аккредитации уже находится заявление об аттестации эксперта по аккредитации от того же претендента (в отношении одной и той же области (областей) аттестации), вновь поступившее заявление возвращается заявителю без рассмотрения в порядке, предусмотренном настоящим пунктом.
В случае если на момент поступления в Федеральную службу по аккредитации заявления на предоставление государственной услуги по аттестации эксперта по аккредитации на рассмотрении в Федеральной службе по аккредитации уже находится заявление об аттестации эксперта по аккредитации от того же претендента в отношении другой области аттестации, аттестация по заявленным областям осуществляется в рамках проведения одного квалификационного экзамена.
8. Федеральная служба по аккредитации в течение 15 рабочих дней со дня поступления от претендента заявления об аттестации в качестве эксперта по аккредитации и прилагаемых к нему документов осуществляет проверку представленных документов и сведений в целях подтверждения соответствия претендента требованиям к эксперту по аккредитации.
9. В случае соответствия претендента требованиям к эксперту по аккредитации Федеральная служба по аккредитации принимает решение о подтверждении соответствия претендента требованиям к эксперту по аккредитации и назначает место, дату и время проведения квалификационного экзамена в целях признания компетентности претендента проводить экспертизы соответствия заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации в определенной области аккредитации.
10. В случае выявления по результатам проверки Федеральной службой по аккредитации представленных претендентом документов и сведений несоответствия претендента требованиям к эксперту по аккредитации Федеральная служба по аккредитации принимает решение об отказе в аттестации в качестве эксперта по аккредитации.
11. Федеральная служба по аккредитации уведомляет претендента о решении, указанном в пункте 9 настоящих Правил, и о месте, дате и времени проведения квалификационного экзамена, а также о решении, указанном в пункте 10 настоящих Правил, в течение 5 рабочих дней со дня принятия такого решения в порядке, предусмотренном пунктом 7 настоящих Правил для возврата без рассмотрения претенденту заявления и документов.
12. Квалификационный экзамен назначается на дату не позднее 2 месяцев со дня принятия Федеральной службой по аккредитации решения о подтверждении соответствия претендента требованиям к эксперту по аккредитации.
Информация об изменениях:
Приказом Минэкономразвития России от 29 ноября 2016 г. N 764 в пункт 13 внесены изменения, вступающие в силу по истечении шестидесяти дней после дня официального опубликования названного приказа
13. Претендент в течение 10 рабочих дней со дня направления Федеральной службой по аккредитации уведомления о решении, указанном в пункте 9 настоящих Правил, и о месте, дате и времени проведения квалификационного экзамена вправе направить в Федеральную службу по аккредитации заявление с просьбой об изменении даты и времени проведения квалификационного экзамена, но не более 2 раз в рамках общего срока проведения процедуры аттестации в качестве эксперта по аккредитации.
14. За проведение квалификационного экзамена плата не взимается.
15. Квалификационный экзамен проводится аттестационной комиссией Федеральной службы по аккредитации (далее — Комиссия).
16. Претендент должен в назначенные дату и время явиться на квалификационный экзамен, имея с собой документ, удостоверяющий личность.
Информация об изменениях:
Пункт 17 изменен с 7 сентября 2019 г. — Приказ Минэкономразвития России от 27 февраля 2019 г. N 89
17. Квалификационный экзамен проводится на предмет установления наличия у претендента:
знаний нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных, технических, методических, руководящих и иных документов, регламентирующих вопросы аккредитации, установления требований к продукции, используемым средствам измерений, испытательному оборудованию, стандартным образцам, оценки соответствия и обеспечения единства измерений в заявленной области аттестации;
навыков подготовки предложений в части определения перечня работ по выездной экспертизе соответствия заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации, проведения экспертиз соответствия заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации, выявления нарушений критериев аккредитации, формулирования и классификации несоответствий критериям аккредитации, составления экспертного заключения, акта выездной экспертизы, акта экспертизы;
профессиональных качеств, необходимых для выполнения работ, указанных в абзаце третьем настоящего пункта;
навыков работы с федеральной государственной информационной системой в области аккредитации.
18. При проведении квалификационного экзамена претендент:
а) проходит тестирование;
Информация об изменениях:
Подпункт «б» изменен с 7 сентября 2019 г. — Приказ Минэкономразвития России от 27 февраля 2019 г. N 89
б) отвечает на вопросы, содержащиеся в экзаменационном билете, и проходит собеседование;
в) демонстрирует навыки работы с федеральной государственной информационной системой в области аккредитации.
Допускается проведение этапов квалификационного экзамена, указанных в подпунктах «а» — «в» настоящего пункта, раздельно, в том числе в разные дни.
Информация об изменениях:
Пункт 19 изменен с 19 мая 2018 г. — Приказ Минэкономразвития России от 10 апреля 2018 г. N 186
19. В помещении, в котором проводится квалификационный экзамен, допускается присутствие только претендентов, членов Комиссии, секретаря Комиссии, а также государственных гражданских служащих Федеральной службы по аккредитации и (или) работников подведомственного Федеральной службе по аккредитации федерального государственного учреждения, осуществляющих организационно-техническое обеспечение деятельности Комиссии.
20. В ходе проведения квалификационного экзамена не допускается использование претендентом специальной, справочной и иной литературы (за исключением документов в области стандартизации, устанавливающих требования к объектам, подлежащим оценке соответствия), письменных заметок (за исключением письменных заметок, сделанных на квалификационном экзамене), средств мобильной связи и иных средств хранения и передачи информации. Разговоры между претендентами в процессе проведения экзамена не допускаются.
При нарушении перечисленных в настоящем пункте запретов претендент удаляется с экзамена, соответствующая запись вносится в протокол Комиссии. В этом случае претендент считается не сдавшим квалификационный экзамен.
21. Тест включает в себя 30 вопросов. На подготовку ответов отводится время, которое должно составлять не более одного часа. Тест считается сданным, в случае если претендент ответил правильно не менее чем на 25 вопросов теста.
В случае если претендент ответил правильно менее чем на 25 вопросов теста, квалификационный экзамен считается несданным.
22. Экзаменационный билет содержит 4 вопроса, которые формируются с учетом заявленной области аттестации. На подготовку ответов на вопросы, содержащиеся в экзаменационном билете, Комиссией отводится время, которое должно составлять не менее 40 минут.
В экзаменационный билет должны быть включены вопросы, в том числе предусматривающие необходимость подготовки претендентом проектов документов, составляемых экспертом по аккредитации в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации. Вопросы для квалификационного экзамена утверждаются решением Федеральной службы по аккредитации не реже 1 раза в год и подлежат размещению на официальном сайте Федеральной службы по аккредитации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
23. Комиссия вправе задать претенденту уточняющие вопросы в отношении содержащихся в экзаменационном билете вопросов, а также не более 3 дополнительных вопросов, выходящих за пределы вопросов, содержащихся в экзаменационном билете, но в рамках вопросов, утвержденных в соответствии с пунктом 22 настоящих Правил, согласно заявленной области аттестации.
24. Демонстрация навыков работы с федеральной государственной информационной системой в области аккредитации предполагает оценку способности претендента работать с личным кабинетом эксперта по аккредитации, в том числе проверку его навыков по формированию электронных документов, загрузке сведений в указанную систему. Проверка указанных навыков может осуществляться в форме компьютерного тестирования, выполнения практических заданий по работе с федеральной государственной информационной системой в области аккредитации.
25. По каждому вопросу, содержащемуся в экзаменационном билете, дополнительному вопросу, а также по результатам демонстрации претендентом навыков работы с федеральной государственной информационной системой в области аккредитации член Комиссии выставляет претенденту оценку: «зачтено» или «не зачтено». Ответ на вопрос считается зачтенным Комиссией, а результаты демонстрации претендентом навыков работы с федеральной государственной информационной системой в области аккредитации — удовлетворительными, если не менее двух третей членов Комиссии, присутствующих на заседании, поставили оценку «зачтено».
Информация об изменениях:
Пункт 26 изменен с 7 сентября 2019 г. — Приказ Минэкономразвития России от 27 февраля 2019 г. N 89
26. Каждым членом Комиссии ведется экзаменационный бюллетень, в котором указываются дата и место проведения квалификационного экзамена (соответствующего этапа квалификационного экзамена), фамилия, имя, отчество (последнее — при наличии) члена Комиссии, фамилия, имя, отчество (последнее — при наличии) каждого претендента, номер экзаменационного билета, выставляется оценка за ответ по каждому вопросу, а также по результатам демонстрации претендентом навыков работы с федеральной государственной информационной системой в области аккредитации. Экзаменационный бюллетень подписывается членом Комиссии и приобщается к протоколу Комиссии.
27. Квалификационный экзамен считается сданным, в случае если тест был пройден претендентом, ответы на все заданные в рамках экзаменационного билета вопросы были зачтены Комиссией, а результаты демонстрации претендентом навыков работы с федеральной государственной информационной системой в области аккредитации были признаны удовлетворительными.
Информация об изменениях:
Пункт 28 изменен с 7 сентября 2019 г. — Приказ Минэкономразвития России от 27 февраля 2019 г. N 89
28. По результатам квалификационного экзамена Комиссия признает претендента сдавшим (не сдавшим) квалификационный экзамен. Указанное решение принимается в день проведения квалификационного экзамена (заключительного этапа квалификационного экзамена).
29. Решение Комиссии оформляется протоколом Комиссии. Претендент вправе ознакомиться с результатами квалификационного экзамена и решением Комиссии непосредственно после окончания квалификационного экзамена.
30. В случае признания претендента Комиссией сдавшим квалификационный экзамен Федеральная служба по аккредитации в течение 10 рабочих дней со дня подписания протокола Комиссии принимает решение об аттестации эксперта по аккредитации, уведомляет его о принятом решении в порядке, предусмотренном пунктом 7 настоящих Правил для возврата без рассмотрения претенденту заявления и документов, а также вносит сведения об эксперте по аккредитации в реестр экспертов по аккредитации.
Информация об изменениях:
Приказом Минэкономразвития России от 29 ноября 2016 г. N 764 пункт 31 изложен в новой редакции, вступающей в силу по истечении шестидесяти дней после дня официального опубликования названного приказа
31. В случае признания претендента Комиссией не сдавшим квалификационный экзамен, в том числе в случае неявки претендента на квалификационный экзамен без уважительных причин (временная нетрудоспособность претендента, исполнение им государственных или общественных обязанностей в соответствии с федеральными законами и иные подобные обстоятельства), Федеральная служба по аккредитации в течение 10 рабочих дней со дня подписания протокола Комиссии принимает решение об отказе в аттестации эксперта по аккредитации и уведомляет претендента о принятом решении в порядке, предусмотренном пунктом 7 настоящих Правил для возврата без рассмотрения претенденту заявления и документов. Указанное лицо вправе вновь обратиться в Федеральную службу по аккредитации с заявлением об аттестации в качестве эксперта по аккредитации не ранее чем по истечении 6 месяцев со дня принятия Федеральной службой по аккредитации решения об отказе в аттестации эксперта по аккредитации.
Информация об изменениях:
Пункт 32 изменен с 19 мая 2018 г. — Приказ Минэкономразвития России от 10 апреля 2018 г. N 186
32. Эксперты по аккредитации обязаны проходить аттестацию в соответствии с пунктами 3 — 31 настоящих Правил не реже 1 раза в 5 лет. При этом к заявлению об аттестации в качестве эксперта по аккредитации помимо документов, предусмотренных пунктом 4 настоящих Правил, должны быть приложены документы, подтверждающие прохождение экспертом по аккредитации повышения квалификации в области, связанной с разработкой, внедрением или оценкой систем менеджмента и (или) аудитом систем менеджмента (техникой оценки), а также в соответствующей области аттестации эксперта по аккредитации сфере деятельности по оценке соответствия и (или) обеспечению единства измерений.
Информация об изменениях:
Приложение дополнено пунктом 32.1 с 7 сентября 2019 г. — Приказ Минэкономразвития России от 27 февраля 2019 г. N 89
32.1. В случае если по итогам обсуждения результатов работы эксперта по аккредитации Комиссией, указанной в пункте 37.1 настоящих Правил, установлено отсутствие у эксперта по аккредитации необходимых для участия в работах по аккредитации знаний и навыков, эксперт по аккредитации подлежит прохождению внеочередной аттестации. Внеочередная аттестация проводится в форме устного экзамена в порядке, установленном пунктами 22-23 настоящих Правил, не позднее двух месяцев со дня принятия Федеральной службой по аккредитации решения о необходимости прохождения внеочередной аттестации.
33. Эксперт по аккредитации вправе расширить область аттестации в порядке, предусмотренном пунктами 3 — 31 настоящих Правил.
34. Эксперт по аккредитации вправе сократить область аттестации на основании заявления о сокращении области аттестации, составляемого в свободной форме и направляемого в Федеральную службу по аккредитации заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо в виде электронного документа, подписанного простой электронной подписью, через информационно-телекоммуникационные сети общего доступа, в том числе информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет», федеральную государственную информационную систему «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)», федеральную государственную информационную систему в области аккредитации.
Область аттестации сокращается Федеральной службой по аккредитации в течение 10 рабочих дней со дня поступления в Федеральную службу по аккредитации заявления от эксперта по аккредитации о сокращении области аттестации.
III. Порядок приостановления и прекращения действия аттестации эксперта по аккредитации
Информация об изменениях:
Пункт 35 изменен с 7 сентября 2019 г. — Приказ Минэкономразвития России от 27 февраля 2019 г. N 89
35. Действие аттестации эксперта по аккредитации может быть приостановлено экспертом по аккредитации на срок до 4 месяцев в течение года при минимальном сроке приостановления действия аттестации — 12 календарных дней.
Указанные сведения вносятся экспертом по аккредитации в реестр экспертов по аккредитации посредством федеральной государственной информационной системы в области аккредитации не позднее 5 рабочих дней до начала приостановления действия аттестации.
Эксперт по аккредитации обязан завершить работы по экспертизе соответствия заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации, для осуществления которых он был отобран или будет отобран до начала приостановления действия аттестации.
В случае наступления обстоятельств, не позволяющих эксперту по аккредитации завершить работы по экспертизе соответствия заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации, указанные в абзаце третьем настоящего пункта, Федеральная служба по аккредитации принимает решение о внесении изменений в состав экспертной группы на основании представленных экспертом по аккредитации или экспертной организацией документов.
Информация об изменениях:
Пункт 36 изменен с 7 сентября 2019 г. — Приказ Минэкономразвития России от 27 февраля 2019 г. N 89
36. Действие аттестации эксперта по аккредитации может быть приостановлено более чем на 4 месяца по причине временной нетрудоспособности, наличия медицинских показаний, свидетельствующих о невозможности выполнять работы по экспертизе соответствия заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации (беременность), нахождения в отпуске по беременности и родам, в отпуске по уходу за ребенком.
Действие аттестации эксперта по аккредитации в случае нахождения в отпуске по беременности и родам, в отпуске по уходу за ребенком может быть приостановлен на срок, не превышающий суммарный срок, установленный трудовым законодательством Российской Федерации для такого вида отпусков, но не менее срока нахождения в отпуске по беременности и родам.
Решение Федеральной службы по аккредитации о приостановлении действия аттестации по причине временной нетрудоспособности, наличия медицинских показаний, свидетельствующих о невозможности выполнять работы по экспертизе соответствия заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации (беременность), нахождения в отпуске по беременности и родам, в отпуске по уходу за ребенком принимается в течение 5 рабочих дней со дня поступления от эксперта по аккредитации или экспертной организации, заявления и (или) документов, подтверждающих причины такого приостановления.
Эксперт по аккредитации обязан завершить работы по экспертизе соответствия заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации, для осуществления которых он был отобран или будет отобран до начала приостановления действия аттестации.
В случае наступления обстоятельств, не позволяющих эксперту по аккредитации завершить работы по экспертизе соответствия заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации, указанные в абзаце четвертом настоящего пункта, Федеральная служба по аккредитации принимает решение о внесении изменений в состав экспертной группы на основании представленных экспертом по аккредитации или экспертной организацией документов.
Решение о возобновлении действия аттестации эксперта по аккредитации по основаниям, указанным в настоящем пункте, принимается Федеральной службой по аккредитации в течение 5 рабочих дней со дня поступления заявления от эксперта по аккредитации.
Сведения о принятом решении, указанном в абзацах третьем и шестом настоящего пункта, в течение 3 рабочих дней со дня его принятия направляются Федеральной службой по аккредитации эксперту по аккредитации, действие аттестации которого приостановлено, экспертной организации с использованием федеральной государственной информационной системы в области аккредитации, а также вносятся в реестр экспертов по аккредитации.
В случае приостановления действия аттестации эксперта по аккредитации на срок более полутора лет такой эксперт по аккредитации обязан пройти аттестацию в соответствии с пунктами 3-31 настоящих Правил.
37. Аттестация эксперта по аккредитации подлежит прекращению в следующих случаях:
а) установление Федеральной службой по аккредитации факта нарушения требований, предусмотренных частями 6 — 8 статьи 11 Федерального закона;
Информация об изменениях:
Подпункт «б» изменен с 7 сентября 2019 г. — Приказ Минэкономразвития России от 27 февраля 2019 г. N 89
б) установление в течение 1 года Федеральной службой по аккредитации 2 и более фактов нарушения на 5 и более рабочих дней сроков, установленных частями 8, 15, 25, 29 статьи 17 Федерального закона, а также установленного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2014 г. N 519 «Об утверждении общих сроков осуществления аккредитации и процедуры подтверждения компетентности аккредитованного лица, в том числе общих сроков проведения документарной оценки соответствия заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации и общих сроков проведения выездной оценки соответствия заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации, а также сроков отдельных административных процедур при осуществлении аккредитации и процедуры подтверждения компетентности аккредитованного лица» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 24, ст. 3094; 2019, N 13, ст. 1414) срока со дня направления программы выездной оценки эксперту по аккредитации, в течение которого в Федеральную службу по аккредитации должен быть представлен или направлен акт экспертизы по результатам подтверждения компетентности аккредитованного лица;
Информация об изменениях:
Подпункт «в» изменен с 7 сентября 2019 г. — Приказ Минэкономразвития России от 27 февраля 2019 г. N 89
в) установление в течение 1 года Федеральной службой по аккредитации 5 и более фактов нарушений экспертом по аккредитации требований законодательства Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации, не предусмотренных подпунктами «а» и «б» настоящего пункта Правил;
г) поступление в Федеральную службу по аккредитации от эксперта по аккредитации заявления о прекращении действия аттестации эксперта по аккредитации, которое составляется в свободной форме и направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо в виде электронного документа, подписанного простой электронной подписью, через информационно-телекоммуникационные сети общего доступа, в том числе информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет», федеральную государственную информационную систему «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)», федеральную государственную информационную систему в области аккредитации;
д) смерть эксперта по аккредитации либо признание его безвестно отсутствующим, или объявление его умершим решением суда, вступившим в законную силу;
Информация об изменениях:
Пункт 37 дополнен подпунктом «е» с 19 мая 2018 г. — Приказ Минэкономразвития России от 10 апреля 2018 г. N 186
е) непрохождение экспертом по аккредитации аттестации в срок, установленный пунктом 32 настоящих Правил;
Информация об изменениях:
Пункт 37.1 дополнен подпунктом «ж» с 7 сентября 2019 г. — Приказ Минэкономразвития России от 27 февраля 2019 г. N 89
ж) выявление факта предоставления заведомо ложных сведений и (или) неоднократного предоставления недостоверных сведений, содержащихся в экспертном заключении, акте выездной экспертизы, акте экспертизы, иных документах, представленных экспертом по аккредитации в Федеральную службу по аккредитации;
Информация об изменениях:
Пункт 37.1 дополнен подпунктом «з» с 7 сентября 2019 г. — Приказ Минэкономразвития России от 27 февраля 2019 г. N 89
з) совершение экспертом по аккредитации действий, наносящих репутационный ущерб национальной системе аккредитации и прямо или косвенно связанных со сферой оценки (подтверждения) соответствия, в том числе наличие у эксперта по аккредитации непогашенной или неснятой судимости за совершение умышленного преступления;
Информация об изменениях:
Пункт 37.1 дополнен подпунктом «и» с 7 сентября 2019 г. — Приказ Минэкономразвития России от 27 февраля 2019 г. N 89
и) принятие Федеральной службой по аккредитации в отношении эксперта по аккредитации, включенного в реестр технических экспертов, решения об исключении его из реестра технических экспертов в связи с нарушением им обязанностей технического эксперта;
Информация об изменениях:
Пункт 37.1 дополнен подпунктом «к» с 7 сентября 2019 г. — Приказ Минэкономразвития России от 27 февраля 2019 г. N 89
к) отказ или уклонение эксперта по аккредитации от прохождения внеочередной аттестации в соответствии с пунктом 32.1 настоящих Правил, признание эксперта по аккредитации Комиссией не сдавшим квалификационный экзамен.
Информация об изменениях:
Пункт 37.1 изменен с 7 сентября 2019 г. — Приказ Минэкономразвития России от 27 февраля 2019 г. N 89
37.1. Решение о прекращении аттестации эксперта по аккредитации в соответствии с подпунктами «а», «б», «в», «ж» и «з» пункта 37 настоящих Правил принимается Федеральной службой по аккредитации на основании заключения комиссии, создаваемой решением уполномоченного заместителя руководителя Федеральной службы по аккредитации.
В состав комиссии включается не менее 3 должностных лиц Федеральной службы по аккредитации. Комиссию возглавляет заместитель руководителя Федеральной службы по аккредитации или уполномоченное им должностное лицо.
В целях представления пояснений по существу рассматриваемых комиссией документов на заседание могут быть приглашены должностные лица Федеральной службы по аккредитации, эксперт по аккредитации, в отношении которого принимается решение о прекращении аттестации, представители заявителя, аккредитованного лица, в отношении которых указанным экспертом по аккредитации проводилась или должна была быть проведена экспертиза соответствия заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации, технические эксперты, которые проводили или должны были проводить совместно с указанным экспертом по аккредитации работы по экспертизе соответствия заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации.
Информация об изменениях:
Пункт 38 изменен с 7 сентября 2019 г. — Приказ Минэкономразвития России от 27 февраля 2019 г. N 89
38. Федеральная служба по аккредитации принимает решение о прекращении действия аттестации эксперта по аккредитации и направляет заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью должностного лица Федеральной службы по аккредитации, через информационно-телекоммуникационные сети общего доступа, в том числе информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет», федеральную государственную информационную систему «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)», федеральную государственную информационную систему в области аккредитации, уведомление о прекращении действия аттестации эксперта по аккредитации в течение 10 рабочих дней со дня установления фактов, предусмотренных подпунктами «а» — «в», «ж», «з» пункта 37 настоящих Правил, или поступления от эксперта по аккредитации заявления о прекращении действия аттестации эксперта по аккредитации.
Информация об изменениях:
Пункт 39 изменен с 7 сентября 2019 г. — Приказ Минэкономразвития России от 27 февраля 2019 г. N 89
39. Эксперт по аккредитации, в отношении которого Федеральной службой по аккредитации принято решение о прекращении действия аттестации эксперта по аккредитации по основаниям, предусмотренным подпунктами «а» — «в» пункта 37 настоящих Правил, вправе подать заявление об аттестации в качестве эксперта по аккредитации не ранее чем по истечении 1 года со дня принятия такого решения. Эксперт по аккредитации, в отношении которого Федеральной службой по аккредитации принято решение о прекращении действия аттестации эксперта по аккредитации по основаниям, предусмотренным подпунктами «ж» — «з» пункта 37 настоящих Правил, вправе подать заявление об аттестации в качестве эксперта по аккредитации не ранее чем по истечении 3 лет со дня принятия такого решения.
* Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 23 мая 2014 г. N 291 «Об утверждении Перечня областей аттестации экспертов по аккредитации» (Справочно: зарегистрирован Минюстом России «04» июля 2014 г., регистрационный N 32978);
** Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 23 мая 2014 г. N 287 «Об утверждении методики отбора экспертов по аккредитации для выполнения работ в области аккредитации» (Справочно: зарегистрирован Минюстом России «01» июля 2014 г., регистрационный N 32930).
Требования к экспертам по аккредитации
Следствием глобального реформирования отечественной системы аккредитации стало серьезное ужесточение требований к экспертам по аккредитации, корректность работы которых во многом обеспечивает эффективность функционирования системы в целом.
Приказ Минэкономразвития России от 23.05.2014 г. № 289 предусматривает разделение всей совокупности требований на три группы:
предъявляемые к образованию претендента;
к практике участия в процессе аккредитации.
Образование эксперта по аккредитации
От кандидата в эксперты по аккредитации требуется наличие высшего образования. При этом формулировка данного требования к эксперту по аккредитации в приказе № 289 является исчерпывающей и не содержит какой-либо конкретизации касательно профиля образования. Например, не установлено, что претендент обязан предоставить диплом о высшем профессиональном образовании в определенной области знаний, приближенной к виду деятельности по аккредитации, соискателем на право проведения которой он является. Тем самым, по всей видимости, законодатель показывает приоритетность практики перед академическим образованием.
Трудовой опыт потенциального эксперта
В отличие от требований к образованию эксперта по аккредитации, требования к профессиональному опыту в приказе № 289 прописаны строго. Согласно ему, от кандидата требуется наличие стажа работы от 4 лет в соответствующих заявленной области аттестации (из перечня, содержащегося в приказе Минэкономразвития России от 23.05.2014 г. № 291), аккредитации и/или сфере деятельности по оценке соответствия и/или обеспечению единства измерений. При этом не менее 2 лет из них должно приходиться на опыт работы непосредственно по разработке, внедрению или оценке систем менеджмента.
Участие кандидата в мероприятиях по аккредитации
Будущий эксперт по аккредитации обязан иметь определенный опыт участия в процессе аккредитации. Необходимо, чтобы в период до момента подачи заявления об аттестации, кандидат выступал в роли технического эксперта либо был стажером при проведении не менее 5 процедур из списка:
подтверждение компетентности аккредитованных лиц,
инспекционный контроль деятельности аккредитованных лиц (реализованный до 01.07.2014 г.).
Благодаря соответствующему опыту, кандидат на получение статуса эксперта уже имеет навыки, необходимые для осуществления соответствующей деятельности. Какими именно навыками необходимо владеть соискателю, ранее подробно указывалось в подзаконных актах; в частности такая информация была в Постановлении Правительства РФ от 19.06.2012 г. № 602 (утратившем силу после принятия ФЗ от 28.12.2013 г. №
эксперт по аккредитации должен уметь:
корректно составлять задания проверки заявителя установленным критериям аккредитации и требованиям;
проводить экспертную оценку документов, поданных на аккредитацию;
осуществлять выездную экспертизу соответствия заявителя и аккредитованных лиц критериям аккредитации и требованиям, выявлять нарушение этих критериев;
составлять заключение по результатам проведенных мероприятий.
Кроме того, законодательством предъявляются к экспертам по аккредитации требования объективности и независимости (они содержатся в частях статьи 11 ФЗ от 28.12.2013 г. №
действует прямой запрет на совмещение деятельности по аккредитации и подтверждению соответствия в одной области;
эксперт по аккредитации не должен находиться в зависимости от структур, способных влиять на его работу, точку зрения и решения, которые он принимает;
эксперт обязан соблюдать политику конфиденциальности.
Таким образом, многочисленные требования к экспертам по аккредитации, предъявляемые законом и подзаконными актами, преследуют две цели:
отбор на роль экспертов по аккредитации только компетентных специалистов в своей области;
наделение статусом эксперта по аккредитации людей, способных ответственно и беспристрастно работать в этой сфере.
Полное соответствие специалиста комплексу требований обеспечивает возможность реализации важнейшего принципа аккредитации — обеспечить высокопрофессиональное проведение работ по аккредитации, возможное только при наличии у эксперта необходимых знаний, навыков в сфере аккредитации и личных качеств исполнителя.
ЦБПУ оказывает профессиональные услуги в области консалтинга, оценки, права, информационных технологий.
Услуги предоставляются публичным и частным компаниям, государственным учреждениям, а также физическим лицам.
Мы создаем условия для привлечения в нашу команду самых талантливых людей: начинающих специалистов и опытных наставников.
Проведение отбора эксперта по аккредитации
141. Ответственный исполнитель в течение 8 рабочих дней со дня приема заявления о подтверждении компетентности аккредитованного лица (в том числе вместе с расширением области аккредитации и/или изменением места или мест осуществления деятельности аккредитованного лица) обеспечивает отбор эксперта по аккредитации для проведения экспертизы соответствия аккредитованного лица критериям аккредитации в отношении аккредитованного лица из реестра экспертов по аккредитации путем случайной выборки с использованием автоматизированной информационной системы с учетом опыта выполнения работ по проведению экспертиз соответствия заявителя (аккредитованного лица) критериям аккредитации, области аттестации экспертов по аккредитации, данных об участии экспертов по аккредитации в осуществлении аккредитации, проведении процедур подтверждения компетентности аккредитованного лица, а также в иных процедурах, места их проживания к месту осуществления деятельности заявителя (аккредитованного лица) с использованием Методики отбора эксперта по аккредитации, и информирует эксперта по аккредитации с использованием ФГИС Росаккредитации либо в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного должностного лица Росаккредитации, о его отборе для проведения экспертизы соответствия заявителя критериям аккредитации.
В случае если отбор осуществляется в целях предоставления государственной услуги по подтверждению компетентности аккредитованного лица в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 24 Федерального закона N 412-ФЗ, эксперт по аккредитации, утвердивший акт выездной экспертизы в процессе аккредитации аккредитованного лица, проходящего подтверждение компетентности, не участвует в процессе отбора.
В случае если отбор осуществляется в целях предоставления государственной услуги по подтверждению компетентности аккредитованного лица в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 24 Федерального закона N 412-ФЗ в первый раз с момента прохождения процедуры подтверждения компетентности в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 24 указанного Федерального закона, эксперт по аккредитации, утвердивший акт экспертизы государственной услуги по подтверждению компетентности аккредитованного лица в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 24 Федерального закона, не участвует в процессе отбора.
142. Эксперт по аккредитации в течение 2 рабочих дней со дня направления ему ответственным исполнителем информации о необходимости проведения экспертизы соответствия аккредитованного лица критериям аккредитации направляет подписанное им уведомление с использованием ФГИС Росаккредитации либо в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, о согласии на проведение экспертизы соответствия заявителя критериям аккредитации.
143. В случае отказа эксперта по аккредитации по основаниям, предусмотренным частью 5 статьи 11 Федерального закона N 412-ФЗ, от проведения экспертизы соответствия заявителя критериям аккредитации или неполучения ответственным исполнителем в срок, предусмотренный пунктом 142 Административного регламента, от эксперта по аккредитации подписанного им уведомления о согласии на проведение экспертизы соответствия заявителя критериям аккредитации ответственный исполнитель информирует об этом уполномоченное должностное лицо структурного подразделения Росаккредитации, ответственного за аккредитацию, и осуществляет выбор эксперта по аккредитации повторно в соответствии с пунктом 141 Административного регламента.