Статья 100 Налогового кодекса Украины. Рассрочка и отсрочка денежных обязательств или налогового долга налогоплательщика
100.1. Рассрочкой, отсрочкой денежных обязательств или налогового долга является перенос сроков уплаты налогоплательщиком его денежных обязательств или налогового долга под проценты, размер которых равен размеру 120 процентов годовых учетной ставки Национального банка Украины, действующей на день принятия контролирующим органом решения о рассрочке, отсрочка денежных обязательств или налогового долга.
Если в состав рассроченной (отсроченной) суммы входит пеня, то в расчет процентов берется сумма за вычетом суммы пени.
100.2. Налогоплательщик имеет право обратиться в контролирующий орган с заявлением о рассрочке и отсрочке денежных обязательств или налогового долга. Налогоплательщик, обращающийся в контролирующий орган с заявлением о рассрочке, отсрочке денежных обязательств, считается согласовавшим сумму такого денежного обязательства.
100.3. Рассрочка и отсрочка денежных обязательств или налогового долга в рамках процедуры восстановления платежеспособности должника производятся в соответствии с законодательством по вопросам банкротства.
100.4. Основанием для рассрочки денежных обязательств или налогового долга налогоплательщика является предоставление им достаточных доказательств существования обстоятельств, перечень которых определяется Кабинетом Министров Украины, свидетельствующих о наличии угрозы возникновения или накопления налогового долга такого налогоплательщика, а также экономического обоснования, свидетельствующего о возможности погашение денежных обязательств и налогового долга и/или увеличение налоговых поступлений в соответствующий бюджет в результате применения режима рассрочки, в течение которого произойдут изменения политики управления производством или сбытом такого налогоплательщика.
100.5. Основанием для отсрочки денежных обязательств или налогового долга налогоплательщика является предоставление им доказательств, перечень которых определяется Кабинетом Министров Украины, свидетельствующих о наличии действия обстоятельств непреодолимой силы, повлекших угрозу возникновения или накопления налогового долга такого налогоплательщика, а также экономическое обоснование , свидетельствующее о возможности погашения денежных обязательств или налогового долга и/или увеличения налоговых поступлений в соответствующий бюджет в результате применения режима отсрочки, в течение которого произойдут изменения политики управления производством или сбытом такого налогоплательщика.
100.6. Рассроченные суммы денежных обязательств или налогового долга (в том числе отдельно — суммы штрафных (финансовых) санкций) погашаются равными долями начиная с месяца, следующего за тем месяцем, в котором принято решение о предоставлении такой рассрочки.
100.7. Отложенные суммы денежных обязательств или налогового долга погашаются равными долями начиная с любого месяца, определенного соответствующим контролирующим органом или соответствующим органом местного самоуправления, который согласно пункту 100.8 настоящей статьи утверждает решение о рассрочке или отсрочке денежных обязательств или налогового долга, но не позднее истечения 12 календарных месяцев со дня возникновения такого денежного обязательства либо налогового долга, либо единовременно в полном объеме.
100.8. Решение о рассрочке, отсрочке денежных обязательств или налогового долга, а также о перенесении сроков уплаты рассроченных, отсроченных сумм или их доли принимается в следующем порядке:
в отношении общегосударственных налогов и сборов – руководителем (его заместителем или уполномоченным лицом) контролирующего органа с учетом особенностей, определенных пунктом 100.9 настоящей статьи;
в отношении местных налогов и сборов — руководителем (его заместителем или уполномоченным лицом) контролирующего органа и утверждается финансовым органом местного органа исполнительной власти, в бюджет которого входят такие местные налоги и сборы.
100.9. Решение о рассрочке, отсрочке денежных обязательств или налогового долга, а также о перенесении сроков уплаты рассроченных, отсроченных сумм или их доли в отношении общегосударственных налогов и сборов на срок, выходящий за пределы одного и/или более бюджетных лет, кроме случаев, предусмотренных этим пунктом принимается руководителем (его заместителем или уполномоченным лицом) центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную налоговую политику, о чем сообщается центральный орган исполнительной власти, обеспечивающий формирование и реализующую государственную финансовую политику.
Решение о рассрочке, отсрочке денежных обязательств или налогового долга, а также о перенесении сроков уплаты рассроченных, отсроченных сумм или их доли в отношении общегосударственных налогов и сборов на срок, выходящий за пределы одного и/или более бюджетных лет, в случае если сумма, заявленная к рассрочке, отсрочке, или сумма рассроченных, отсроченных денежных обязательств или налогового долга, по которым переносятся сроки уплаты, составляет 10 миллионов гривен и более, принимается руководителем (его заместителем или уполномоченным лицом) центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную налоговую политику по согласованию с центральным органом исполнительной власти, обеспечивающий формирование и реализующую государственную финансовую политику.
Решение о рассрочке, отсрочке денежных обязательств или налогового долга, а также о переносе сроков уплаты рассроченных, отсроченных сумм, если сумма предварительно рассрочки, отсрочки денежных обязательств или налогового долга не была погашена, принимается по мотивированному и обоснованному решению руководителя ( заместителя руководителя) центрального органа исполнительной власти, обеспечивающего формирование и реализующую государственную финансовую политику.
100.10. Центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную налоговую политику, формирует и ведет в открытом доступе Реестр заявлений о рассрочке, отсрочке денежных обязательств или налогового долга, ежедневно опубликованном на своем официальном веб-сайте.
В указанный реестр вносятся следующие данные по каждому из поданных заявлений:
название налогоплательщика и код согласно ЕГРПОУ (для юридических лиц) или регистрационный номер учетной карты налогоплательщика (для физических лиц) или серия и номер паспорта (для физических лиц, которые по своим религиозным убеждениям отказываются от принятия регистрационного номера учетной карты налогоплательщика и официально уведомили об этом соответствующий контролирующий орган и имеют отметку в паспорте);
дата подачи заявления о рассрочке, отсрочке денежных обязательств или налогового долга;
вид заявления (о рассрочке, отсрочке денежных обязательств или налогового долга);
сумма денежного обязательства или налогового долга, заявленного к рассрочке, отсрочке;
вид налога/сбора, денежное обязательство или налоговый долг по которому заявлен к рассрочке, отсрочке;
решение контролирующего органа по результатам рассмотрения заявления, номер и дата решения;
дата и номер договора о рассрочке, отсрочке денежного обязательства или налогового долга;
срок действия договора о рассрочке, отсрочке денежного обязательства или налогового долга;
цена имущества, переданного в налоговый залог.
Заявления о рассрочке, отсрочке денежного обязательства или налогового долга вносятся в Реестр заявлений о рассрочке, отсрочке денежного обязательства или налоговом долге в течение операционного дня их получения в хронологическом порядке их поступления.
Порядок ведения и форма Реестра заявлений о рассрочке, отсрочке денежного обязательства или налогового долга утверждаются центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование и реализование государственной финансовой политики.
100.11. Рассрочка, отсрочка денежного обязательства или налогового долга предоставляется отдельно по каждому налогу и сбору.
Если сумма денежного обязательства или налогового долга, заявленная к рассрочке, отсрочке составляет 1 миллион гривен и более, рассрочка, отсрочка предоставляется только при условии:
передачи в налоговый залог имущества налогоплательщика, балансовая стоимость которого равна или превышает заявленную к рассрочке, отсрочке сумму денежного обязательства, — в случае рассрочки, отсрочки денежных обязательств;
нахождение в налоговом залоге имущества налогоплательщика, балансовая стоимость которого равна или превышает заявленную к рассрочке, отсрочке сумму налогового долга — в случае рассрочки, отсрочки налогового долга.
Сроки уплаты рассроченных, отложенных сумм или их доли могут быть перенесены путем принятия отдельного решения и внесения соответствующих изменений в договоры рассрочки, отсрочки.
100.12. Договоры о рассрочке могут быть досрочно расторгнуты:
100.12.1. по инициативе налогоплательщика — при досрочном погашении рассроченной суммы денежного обязательства и налогового долга или отсроченной суммы денежного обязательства или налогового долга, по которым была достигнута договоренность о рассрочке, отсрочке;
100.12.2. по инициативе контролирующего органа в случае, если:
выяснено, что информация, представленная налогоплательщиком при заключении указанных договоров, оказалась недостоверной, извращенной или неполной;
налогоплательщик признается имеющим налоговый долг по денежным обязательствам, возникшим после заключения указанных договоров;
налогоплательщик нарушает условия погашения рассроченного денежного обязательства или налогового долга или отложенного денежного обязательства или налогового долга.
100.13. Порядок рассрочки и отсрочки денежных обязательств или налогового долга налогоплательщика устанавливается центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование и реализуемую государственную финансовую политику.
100.14. Рассрочка, отсрочка налогового долга не увольняют имущество налогоплательщика с налогового залога.
Статья 100 НКУ на русском языке с изменениями 2023 год (Налоговый кодекс Украины, НК Украины) №2755-VI от 02.12.2010, редакция от 01.01.2022
Как получить отсрочку по налогам физическому лицу
Каждый налогоплательщик имеет право получить рассрочку по уплате налогов. Это предусмотрено Налоговым кодексом РФ. Об этом на своём сайте напомнила Федеральная налоговая служба.
«Юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, которые не могут уплатить налоги в срок, вправе получить рассрочку по федеральным налогам и страховым взносам на срок до трех лет, по остальным налогам – до одного года», — сообщают на сайте ФНС.
Для получения рассрочки по уплате налогов налогоплательщику необходимо основание, предусмотренное Налоговым кодексом. ФНС вновь напомнил список оснований, по которым налогоплательщик может получить отсрочку:
— получение налогоплательщиком ущерба от стихийного бедствия, или иных обстоятельств неодолимой силы;
— невыполнение обязательств бюджетом, либо несвоевременная оплата по государственным или муниципальным контрактам;
— угроза признания банкротства из-за уплаты налога;
— отсутствие средств для уплаты налогов;
— сезонный характер работы и профессиональной деятельности;
— невозможность единовременной уплаты доначисленных по результатам контрольных мероприятий сумм налогов.
Кроме того, ФНС сообщает, что для уточнения возможности получения рассрочки в каждом конкретном случае налогоплательщик может воспользоваться «Интерактивным помощником в получении рассрочки по уплате налогов». Данный сервис доступен на сайте ФНС.
Как получить отсрочку по налогам физическому лицу
(в ред. Федерального закона от 14.07.2022 N 263-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1. Отсрочка или рассрочка предоставляется при наличии оснований, предусмотренных настоящей статьей, на срок, для отсрочек не превышающий одного года либо для рассрочек не превышающий трех лет, соответственно с единовременной или поэтапной уплатой суммы задолженности и (или) налогов, сборов, страховых взносов, срок уплаты которых не наступил на день принятия уполномоченным органом решения в соответствии с пунктом 9 настоящей статьи, на которую предоставляется отсрочка или рассрочка (далее в настоящей статье — сумма отсрочки или рассрочки), если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Срок действия отсрочки или рассрочки исчисляется:
с даты принятия уполномоченным органом решения о предоставлении отсрочки или рассрочки — в отношении задолженности;
с установленного срока уплаты соответствующего налога, сбора, страхового взноса — в отношении налогов, сборов, страховых взносов, срок уплаты которых не наступил на день принятия уполномоченным органом решения в соответствии с пунктом 9 настоящей статьи.
2. Отсрочка или рассрочка может быть предоставлена заинтересованному лицу, финансовое положение которого не позволяет уплатить налоги, сборы, страховые взносы, пени, штрафы, проценты в установленный срок, однако имеются достаточные основания полагать, что возможность их уплаты этим лицом возникнет в течение срока, на который предоставляется отсрочка или рассрочка, при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
1) причинение этому лицу ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы;
2) непредоставление (несвоевременное предоставление) бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств заинтересованному лицу и (или) недоведение (несвоевременное доведение) предельных объемов финансирования расходов до заинтересованного лица — получателя бюджетных средств в объеме, достаточном для своевременной уплаты налогов, сборов, страховых взносов, а также неперечисление (несвоевременное перечисление) заинтересованному лицу из бюджета денежных средств в объеме, достаточном для своевременной уплаты этим лицом налогов, сборов, страховых взносов, в том числе в счет оплаты оказанных этим лицом услуг (выполненных работ, поставленных товаров) для государственных, муниципальных нужд;
3) угроза возникновения признаков несостоятельности (банкротства) заинтересованного лица в случае единовременной уплаты им налога, сбора, страхового взноса, пеней, штрафов, процентов;
4) имущественное положение физического лица (без учета имущества, на которое в соответствии с законодательством Российской Федерации не может быть обращено взыскание) исключает возможность единовременной уплаты налога, сбора, страхового взноса, пеней, штрафов, процентов;
5) производство и (или) реализация товаров, работ или услуг заинтересованным лицом носит сезонный характер;
6) наличие оснований для предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налогов и (или) сборов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза, установленных правом Евразийского экономического союза и законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании;
7) невозможность единовременной уплаты сумм налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в бюджетную систему Российской Федерации по результатам налоговой проверки, определяемая в порядке, предусмотренном пунктом 5 настоящей статьи.
3. Если отсрочка или рассрочка предоставлена по основаниям, указанным в подпунктах 3, 4 и 5 пункта 2 настоящей статьи, на сумму отсрочки или рассрочки начисляются проценты исходя из ставки, равной одной второй ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, действовавшей за период отсрочки или рассрочки по уплате налога и (или) сбора, если иное не предусмотрено правом Евразийского экономического союза и законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании в отношении налогов и (или) сборов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза.
Если отсрочка или рассрочка предоставлена по основаниям, указанным в подпунктах 1 и 2 пункта 2 настоящей статьи, на сумму отсрочки или рассрочки проценты не начисляются.
В случае, если рассрочка предоставлена по основанию, указанному в подпункте 7 пункта 2 настоящей статьи, на сумму рассрочки начисляются проценты исходя из ставки, равной ключевой ставке Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в период действия рассрочки, если иное не предусмотрено правом Евразийского экономического союза и законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании в отношении налогов и (или) сборов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза.
Подлежащие уплате проценты, предусмотренные настоящим пунктом, рассчитываются за каждый календарный день действия отсрочки или рассрочки в процентах годовых. Проценты, предусмотренные настоящим пунктом, подлежат уплате не позднее дня, следующего за днем уплаты последнего платежа, предусмотренного решением о предоставлении отсрочки или рассрочки.
4. Заявление о предоставлении отсрочки или рассрочки представляется заинтересованным лицом в соответствующий уполномоченный орган. К заявлению о предоставлении отсрочки или рассрочки прилагаются следующие документы:
1) справки банков о ежемесячных оборотах денежных средств (электронных денежных средств, драгоценных металлов) за каждый месяц из предшествующих подаче указанного заявления шести месяцев по счетам этого лица в банках, а также о наличии его расчетных документов, помещенных в соответствующую картотеку неоплаченных расчетных документов, либо об их отсутствии в этой картотеке;
2) справки банков об остатках денежных средств (электронных денежных средств, драгоценных металлов) на всех счетах этого лица в банках;
3) перечень контрагентов — дебиторов этого лица с указанием цен договоров, заключенных с соответствующими контрагентами — дебиторами, и сроков их исполнения. Заинтересованное лицо вправе предоставить аналогичную информацию об иных обязательствах и основаниях их возникновения;
4) документы, подтверждающие наличие оснований предоставления отсрочки или рассрочки, указанные в пункте 5 настоящей статьи.
5. К заявлению о предоставлении отсрочки или рассрочки по основанию, указанному в подпункте 1 пункта 2 настоящей статьи, прилагается акт оценки причиненного заинтересованному лицу ущерба в результате стихийного бедствия или технологической катастрофы, составленный органом исполнительной власти, органом местного самоуправления или органом публичной власти федеральной территории «Сириус», уполномоченным в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
К заявлению о предоставлении отсрочки или рассрочки заинтересованному лицу — получателю бюджетных средств по основанию, указанному в подпункте 2 пункта 2 настоящей статьи, также прилагается документ финансового органа и (или) главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, содержащий сведения о сумме бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств, которые не предоставлены (несвоевременно предоставлены) указанному лицу, и (или) о сумме предельных объемов финансирования расходов, которые не доведены (несвоевременно доведены) до этого лица в объеме, достаточном для своевременного исполнения им обязанности по уплате налога, сбора, страхового взноса, пеней, штрафов, процентов.
К заявлению о предоставлении отсрочки или рассрочки по основанию, указанному в подпункте 2 пункта 2 настоящей статьи, заинтересованному лицу — получателю бюджетных средств, которому не перечислены (несвоевременно перечислены) денежные средства из бюджета в объеме, достаточном для своевременного исполнения им обязанности по уплате налога, сбора, страхового взноса, пеней, штрафов, процентов, в том числе в счет оказанных этим лицом услуг (выполненных работ, поставленных товаров) для государственных, муниципальных нужд, нужд федеральной территории «Сириус», также прилагается документ получателя бюджетных средств либо документ государственного, муниципального заказчика, уполномоченного органа публичной власти федеральной территории «Сириус» в сфере закупок для обеспечения нужд федеральной территории «Сириус», содержащие сведения о сумме денежных средств, которая не перечислена (несвоевременно перечислена) этому лицу из бюджета в объеме, достаточном для своевременного исполнения им обязанности по уплате налога, сбора, страхового взноса, пеней, штрафов, процентов, в том числе в счет оплаты оказанных таким лицом услуг (выполненных работ, поставленных товаров) для государственных, муниципальных нужд, нужд федеральной территории «Сириус».
Наличие основания, указанного в подпункте 3 пункта 2 настоящей статьи, устанавливается на дату подачи заявления о предоставлении отсрочки или рассрочки по результатам анализа финансового состояния хозяйствующего субъекта, проведенного органом, уполномоченным в соответствии со статьей 63 настоящего Кодекса принимать решения об отсрочке или рассрочке, в соответствии с методикой, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере несостоятельности (банкротства) и финансового оздоровления.
К заявлению о предоставлении отсрочки или рассрочки по основанию, указанному в подпункте 4 пункта 2 настоящей статьи, также прилагаются сведения о движимом и недвижимом имуществе физического лица (за исключением имущества, на которое в соответствии с законодательством Российской Федерации не может быть обращено взыскание).
К заявлению о предоставлении отсрочки или рассрочки по основанию, указанному в подпункте 5 пункта 2 настоящей статьи, также прилагается составленный заинтересованным лицом документ, подтверждающий, что в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) такого лица доля его дохода от отраслей и видов деятельности, включенных в утверждаемый Правительством Российской Федерации перечень отраслей и видов деятельности, имеющих сезонный характер, составляет не менее 50 процентов.
Наличие указанного в подпункте 7 пункта 2 настоящей статьи основания для предоставления рассрочки устанавливается уполномоченным органом в случае, если сумма поступлений денежных средств на счета заинтересованного лица в банках за трехмесячный период, предшествующий подаче заявления о предоставлении рассрочки, меньше суммы краткосрочных обязательств заинтересованного лица (с учетом подлежащих уплате в бюджетную систему Российской Федерации по результатам налоговой проверки сумм налога, сбора, страхового взноса, пеней, штрафов, процентов), уменьшенной на величину доходов будущих периодов, по сведениям представленной в установленном порядке в налоговый орган бухгалтерской (финансовой) отчетности на последнюю отчетную дату, при соблюдении предусмотренных настоящим пунктом условий.
Рассрочка по основанию, указанному в подпункте 7 пункта 2 настоящей статьи, может быть предоставлена заинтересованному лицу в случае подачи им соответствующего заявления о предоставлении рассрочки не позднее 10 дней после вступления в силу решения по результатам налоговой проверки, а также в случае, если это заинтересованное лицо одновременно удовлетворяет следующим условиям:
со дня создания организации, регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя до дня представления в уполномоченный орган заявления о предоставлении рассрочки прошло не менее одного года;
организация не находится в процессе реорганизации или ликвидации.
6. При обращении заинтересованного лица с заявлением о предоставлении отсрочки или рассрочки представляются договор залога имущества или договор поручительства либо банковская гарантия, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
С 01.04.2024 в абз. 2 п. 6 ст. 64 вносятся изменения (ФЗ от 31.07.2023 N 389-ФЗ). См. будущую редакцию.
При обращении заинтересованного лица с заявлением о предоставлении рассрочки по основанию, указанному в подпункте 7 пункта 2 настоящей статьи, в качестве способа обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов указанным лицом представляется банковская гарантия, отвечающая требованиям, установленным статьей 74.1 настоящего Кодекса.
С 01.04.2024 п. 6 ст. 64 дополняется новыми абзацами (ФЗ от 31.07.2023 N 389-ФЗ). См. будущую редакцию.
С 01.04.2024 в п. 7 ст. 64 вносятся изменения (ФЗ от 31.07.2023 N 389-ФЗ). См. будущую редакцию.
7. Не позднее трех дней со дня уплаты (частичной уплаты) налогоплательщиком, представившим банковскую гарантию, сумм отсрочки или рассрочки налоговый орган обязан уведомить банк, выдавший банковскую гарантию, об освобождении (частичном освобождении) банка от обязательств по этой банковской гарантии.
8. При обращении в уполномоченный орган физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, с заявлением о предоставлении отсрочки или рассрочки представление документов, указанных в подпункте 3 пункта 4 настоящей статьи, не требуется.
9. Решение о предоставлении отсрочки или рассрочки принимается уполномоченным органом в течение 10 дней со дня получения заявления о предоставлении отсрочки или рассрочки заинтересованного лица, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
По ходатайству заинтересованного лица уполномоченный орган вправе принять решение о временном (на период рассмотрения заявления о предоставлении отсрочки или рассрочки) приостановлении уплаты суммы задолженности, указанной в этом заявлении заинтересованного лица.
В случае необходимости запроса, в том числе у иных лиц, дополнительной информации в ходе рассмотрения заявления заинтересованного лица о предоставлении отсрочки или рассрочки уполномоченный орган вправе приостановить срок принятия решения о предоставлении отсрочки или рассрочки, но не более чем на 20 календарных дней, о чем выносится соответствующее решение, о принятии которого уведомляется заинтересованное лицо в трехдневный срок с даты его принятия.
Не подлежит рассмотрению заявление заинтересованного лица о предоставлении отсрочки или рассрочки, представленное в уполномоченный орган:
без указания основания для предоставления отсрочки или рассрочки, предусмотренного пунктом 2 настоящей статьи, суммы задолженности и (или) налогов, сборов, страховых взносов, срок уплаты которых не наступил на день принятия уполномоченным органом решения об отсрочке или рассрочке, и срока, на который запрашивается отсрочка или рассрочка;
без приложения документов, указанных в пункте 4 настоящей статьи;
налоговым агентом без учета положений пункта 9 статьи 61 настоящего Кодекса.
10. Решение о предоставлении отсрочки или рассрочки должно содержать указание на сумму отсрочки или рассрочки, дату, с которой действует отсрочка или рассрочка (для случая предоставления отсрочки или рассрочки в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 61 настоящего Кодекса), а также указание на необходимость (отсутствие необходимости) уплаты процентов и порядок их исчисления в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи.
Днем вступления в силу решения о предоставлении отсрочки или рассрочки является:
день его принятия в случае заключения договора залога имущества, договора поручительства либо предоставления банковской гарантии до дня принятия решения о предоставлении отсрочки или рассрочки;
день заключения договора залога имущества, договора поручительства или предоставления банковской гарантии в случае заключения указанных договоров либо предоставления банковской гарантии в срок не позднее 30 дней со дня принятия решения об отсрочке или рассрочке;
день получения уполномоченным органом информации о согласовании решения об отсрочке или рассрочке финансовыми органами соответствующих субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, федеральной территории «Сириус» в соответствии с пунктом 2 статьи 63 настоящего Кодекса. При отсутствии в уполномоченном органе информации об отказе в согласовании соответствующего решения в течение 10 дней со дня его принятия решение о предоставлении отсрочки или рассрочки считается согласованным в день, следующий за днем истечения установленного для согласования срока.
Решение о предоставлении отсрочки или рассрочки в случае необходимости его согласования (полностью или частично) с финансовыми органами соответствующих субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, федеральной территории «Сириус» в соответствии с пунктом 2 статьи 63 настоящего Кодекса не может вступить в силу ранее дня получения уполномоченным органом соответствующего согласования в установленной части. Срок согласования (отказа в согласовании) не должен превышать 10 дней со дня получения финансовыми органами соответствующих субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, федеральной территории «Сириус» решений уполномоченных органов в установленной части. При отсутствии в уполномоченном органе информации о согласовании (отказе в согласовании) соответствующего решения указанными органами власти принятое решение о предоставлении отсрочки или рассрочки считается согласованным в день, следующий за днем истечения установленного для согласования срока.
При отсутствии в течение 30 календарных дней, следующих за днем принятия решения о предоставлении отсрочки или рассрочки, заключенных договора залога имущества в соответствии со статьей 73 настоящего Кодекса, договора поручительства в соответствии со статьей 74 настоящего Кодекса, предоставленной банковской гарантии в соответствии со статьей 74.1 настоящего Кодекса либо отказе в согласовании (полностью или частично) финансовыми органами субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, федеральной территории «Сириус» в соответствии с пунктом 2 статьи 63 настоящего Кодекса соответствующее решение о предоставлении отсрочки или рассрочки не вступает в силу. Информация о невступлении решения о предоставлении отсрочки или рассрочки в силу доводится до заинтересованного лица в трехдневный срок с даты истечения соответствующего срока либо получения отказа в согласовании финансовыми органами субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, федеральной территории «Сириус» в соответствии с пунктом 2 статьи 63 настоящего Кодекса.
11. Отказ уполномоченного органа в предоставлении отсрочки или рассрочки должен быть мотивированным.
Отказ уполномоченного органа в предоставлении отсрочки или рассрочки может быть обжалован заинтересованным лицом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
12. Копия решения о предоставлении отсрочки или рассрочки или информация об отказе в предоставлении отсрочки или рассрочки направляется уполномоченным органом заинтересованному лицу в трехдневный срок со дня принятия такого решения или отказа в предоставлении отсрочки или рассрочки.
13. Законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований могут быть установлены дополнительные основания и иные условия предоставления отсрочки и рассрочки по уплате соответственно региональных и местных налогов и (или) сборов.
Нормативными правовыми актами представительного органа федеральной территории «Сириус» могут быть установлены дополнительные основания и иные условия предоставления отсрочки и рассрочки по уплате в федеральной территории «Сириус» местных налогов и (или) сборов.
Как отсрочить (рассрочить) уплату налогов?
Иногда предприятия оказываются в ситуации, когда из-за нехватки средств они не могут своевременно уплатить задекларированные налоги. Результат известен − штраф, пеня, налоговый залог. В то же время Налоговый кодекс Украины (далее − НКУ) вполне официально позволяет налогоплательщикам перенести установленный срок уплаты налогов на более поздний путем рассрочки или отсрочки денежных обязательств или налогового долга. Как воспользоваться этой возможностью?
Процедура отсрочки уплаты налогов прописана в ст. 100 НКУ и регламентирована Порядком рассрочки (отсрочки) денежных обязательств (налогового долга) налогоплательщиков, утвержденным приказом Министерства доходов и сборов Украины от 10.10.2013 г. № 574 (далее – Порядок № 574). Сразу предупреждаем, что она не бесплатная. За перенос срока уплаты придется заплатить проценты. Их начисляет контролирующий орган по правилам, как и для начисления пени: размер процентов равен размеру 120% годовых учетной ставки Национального банка Украины, действующей на день принятия контролирующим органом решения о рассрочке, отсрочке денежных обязательств или налогового долга.
Рассрочка, отсрочка налогового долга не освобождают имущество налогоплательщика из налогового залога.
Что же должен сделать налогоплательщик, чтобы отсрочить уплату налогов?
Прежде всего, он должен обратиться с письменным заявлением в контролирующий орган по месту своего учета или по месту учета соответствующего денежного обязательства (налогового долга). Форма такого заявления приведена в приложении 1 к Порядку № 574.
В заявлении указывают:
- суммы налогов, сборов, штрафных санкций и пени, уплату которых плательщик просит рассрочить (отсрочить);
- срок такой рассрочки (отсрочки);
- периоды уплаты.
При этом суммы, срок уплаты которых еще не наступил, а также срок уплаты которых уже истек, указывают отдельно.
Налогоплательщик, обращающийся в контролирующий орган с заявлением о рассрочке, отсрочке денежных обязательств, считается согласовавшим сумму такого денежного обязательства.
Однако самого заявления недостаточно. К нему также нужно добавить экономическое обоснование, состоящее из:
- перечня обстоятельств, свидетельствующих о наличии угрозы возникновения или накопления налогового долга, и доказательств существования таких обстоятельств;
- анализа финансового состояния;
- графика погашения рассроченных (отсроченных) сумм;
- расчетов прогнозных доходов плательщика, гарантирующих выполнение графика погашения (п. 3.1 Порядка № 574).
Итак, чтобы получить рассрочку (отсрочку), одного только желания плательщика недостаточно. Он должен предоставить достаточные доказательства существования обстоятельств, свидетельствующих о наличии угрозы возникновения или накопления налогового долга.
Перечень таких обстоятельств утвержден постановлением Кабинета Министров Украины от 27.12.2010 г. № 1235. В нем обстоятельства, являющиеся основанием для рассрочки и отсрочки денежных обязательств или налогового долга, определены отдельно.
Основания для рассрочки (отсрочки) налогового долга
Так, вполне оправданными основаниями для получения рассрочки считают:
- несвоевременное предоставление или непредоставление бюджетных ассигнований;
- угрозу возникновения неплатежеспособности (банкротства);
- сезонный характер производства;
- выполнение заявителем плана реорганизации собственного производства и/или изменение его организационной структуры, что приводит (может привести) к значительному спаду производства в течение определенного периода;
- осуществление заявителем научно-исследовательских, конструкторских, а также социально ориентированных работ, предусматривающих создание рабочих мест для инвалидов, защиту окружающей среды или техническое переоснащения собственного производства и т. д.
При этом определено, какими конкретно документами следует подтверждать каждое из таких обстоятельств.
В свою очередь, основаниями для отсрочки признают только обстоятельства непреодолимой силы, действие которых может быть вызвано исключительными погодными условиями и стихийным бедствием (ураган, буря, закрытие морских проливов, которые случаются на обычном морском пути между портами отгрузки и выгрузки и т.д.) или непредвиденными ситуациями, происходящими независимо от воли и желания заявителя (война, блокада, забастовка, авария). Доказательствами существования таких обстоятельств является или заключение Торгово-промышленной палаты (далее — ТПП), или решение Президента Украины об объявлении отдельных местностей Украины зоной чрезвычайной экологической ситуации.
Полномочия ТПП по удостоверению форс-мажорных обстоятельств определяет ч. 3 ст. 14 Закона Украины «О торгово-промышленных палатах Украины» от 02.12.1997 г. № 671/97-ВР (далее — Закон № 671). Согласно ст. 14-1 Закона № 671, ТПП и уполномоченные ею региональные ТПП подтверждают форс-мажор и «выдают сертификат о таких обстоятельствах в течение семи дней со дня обращения субъекта хозяйственной деятельности по себестоимости. Сертификат о форс-мажорных обстоятельствах для субъектов малого предпринимательства выдается бесплатно».
Сами налоговики в письме Министерства доходов и сборов Украины от 01.07.2014 г. № 15472/7/99-99-25-01-17 во время проведения АТО рекомендуют налогоплательщикам, у которых есть вероятность несвоевременной уплаты налогов, сборов (обязательных платежей) или нет возможности их оплатить в силу непредвиденных обстоятельств, воспользоваться процедурой отсрочки денежных обязательств (налогового долга).