Как казнили степана разина подробности
Перейти к содержимому

Как казнили степана разина подробности

  • автор:

«Прости, народ православный!». Как закончили жизнь вожди «русского бунта»

«Казнь Степана Разина». Художник С. Кириллов.

«Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный!», — фраза из произведения Александра Сергеевича Пушкина «Капитанская дочка» стала бессмертной, охарактеризовав все массовые народные выступления эпохи Российской империи.

«Те, которые замышляют у нас невозможные перевороты, или молоды и не знают нашего народа»

Не все знают, что в черновиках мысль Пушкина была более развернутой: «Не приведи Бог видеть русский бунт — бессмысленный и беспощадный. Те, которые замышляют у нас невозможные перевороты, или молоды и не знают нашего народа, или уж люди жестокосердные, коим чужая головушка полушка, да и своя шейка — копейка».

Ревнители революции могут заподозрить великого поэта в политическом заказе, но Александр Сергеевич базировал свои выводы на серьезной научной работе. В 1834 году была опубликована «История Пугачева», при создании которой Пушкин изучил массу архивных документов, ездил по местам, где проходило восстание Емельяна Пугачева, разговаривал с еще живыми в ту пору свидетелями событий.

Картина, созданная Пушкиным, будет резко контрастировать с той, что позднее создавалась советской историографией. В ней бунты Степана Разина и Емельяна Пугачева получат более благородное название «Крестьянская война», а их лидерам и участникам припишут праведные мотивы борьбы с сословным неравенством и притеснениями народа.

Как водится, истина где-то посередине. Массовость народных бунтов действительно объяснялась тем, что условия жизни крестьянства в отдельные периоды становились совершенно невыносимыми. Однако благородный порыв восставшим присущ не был — сведение счетов с дворянами велось варварскими методами. Массовые зверские расправы над теми, кто оказался в руках у повстанцев, были обычной практикой.

Подавив восстание, власти платили его участникам той же монетой, запуская кровавое колесо по новому кругу. И, разумеется, менее всего на милосердие могли рассчитывать те, кто являлись вождями бунтов.

Иван Болотников: «воеводу царевича Дмитрия» утопили в проруби

В разгар Смутного времени в числе, как сказали бы сейчас, «полевых командиров», появился некто Иван Болотников, представлявшийся «воеводой царевича Дмитрия». Согласно наиболее достоверной биографии Болотникова, в юности он был холопом князя Телятевского, затем бежал на Дон, примкнул к казакам, попал в плен к крымским татарам, был продан ими в рабство в Турцию. Будучи невольником на турецкой галере, после одного из боев Болотников был освобожден немцами, и через Венецию отправился в Россию, в дороге узнав об истории «чудесно спасшегося царевича Дмитрия». Он встретился с бывшим приспешником Лжедмитрия I Михаилом Молчановым. Болотников стал жертвой нового обмана — его новый знакомый выдал себе за царевича, и вручил ему грамоту, наделявшую его правами «большого воеводы».

Памятник царевичу Дмитрию в Угличском Кремле.

Как ни удивительно, но прибыв в Россию с такой «филькиной грамотой», Болотников очень быстро привлек на свою сторону массу казаков и крестьян, выступавших против нового царя Василия Шуйского.

Нанеся серию поражений правительственным войскам, армия Болотникова расположилась в селе Коломенское на подступах к Москве. Осажденные жители столицы готовы были сдать город Болотникову, если тот предъявит им царевича Дмитрия, от имени которого выступает. Но царевич так и не появился, что серьезно подкосило позиции предводителя. Потерпев в итоге поражение под Москвой, Болотников отступил сначала в Калугу, а затем в Тулу. В июне 1607 года правительственные войска, которые возглавлял лично Василий Шуйский, осадили город. В октябре 1607 года восставшие капитулировали.

В отличие от других предводителей восстаний, Ивана Исаевича Болотникова приговорили не к смерти, а к ссылке в Каргополь. Впрочем, это было лишь отложенным смертным приговором — в Каргополе Болотникова ослепили, а затем утопили в проруби.

«Битва войска Болотникова с царской армией». Художник Эрнест Лисснер.

Степан Разин: масштабная месть за брата завершилась четвертованием

Вольный казак Степан Тимофеевич Разин до поры, до времени был на хорошем счету у московских властей. Атаман и его люди сражались с крымскими татарами, отстаивая интересы государства Российского. Все изменилось в 1665 году во время войны с Речью Посполитой. Брат Степана Иван Разин, участвовавший со своим отрядом в боевых действиях, поссорился с московским воеводой и принял решение увести казаков на Дон.

Воевода Юрий Алексеевич Долгоруков, не отличавшийся большими способностями дипломата, пришёл в гнев, повелел догнать ушедших. Когда казаков настиг Долгоруков, он приказал немедленно казнить Ивана Разина.

Расправа над братом потрясла Степана, и зародила у него мысль о мести. В 1667 году атаман собрал более 2000 казаков в «поход за зипунами» на нижнюю Волгу. Грабили всех подряд, фактически парализовав важнейшие для Москвы торговые пути. Казаки расправлялись с начальными людьми и приказчиками и принимали к себе судовых ярыжных людей.

Разгром отряда стрельцов и разорение Яицкого городка были уже откровенно антиправительственными действиями, но затем Разин увел свой отряд во владения персидского шаха, где доставил немало неприятностей властям соседнего государства.

Степан Разин в Саратове. Бузулуков С. А. 1952.

Вплоть до 1670 года отношения Степана Разина с властями не были прерваны окончательно. Бесчинства атамана в Персии Москву волновали мало, и астраханский воевода князь Прозоровский принял возвращявшегося домой Разина с почётом и пропустил его на Дон. Власти готовы были закрыть глаза на прежние грехи Степана Тимофеевича, лишь бы он успокоился.

Но в 1670 году Разин вновь отправился на Волгу, теперь уже с откровенной целью — вешать воевод и дьяков, грабить и жечь богачей. Разин рассылал «прелестные» (прельстительные) письма, призывая присоединяться к его походу. У атамана была политическая платформа — он заявлял, что не является противником царя Алексея Михайловича, а выступает против царских воевод, бояр и других чиновников, погрязших в воровстве.

За несколько месяцев поход Разина превратился в полномасштабную войну. Его войско взяло Астрахань, Царицын, Саратов, Самару, целый ряд более мелких городов и населённых пунктов.

Во всех занятых разинцами городах и крепостях вводилось казачье устройство, представителей центральной власти убивали, канцелярские бумаги уничтожались.

Против Разина была брошена 60-тысячная армия под командованием воеводы Юрия Барятинского. 3 октября 1670 года в битве под Симбирском войско Степана Разина было разбито, а сам он был ранен. Атаману удалось вернуться на Дон, но в апреле 1671 года состоятельные казаки выдали его правительству.

После жестоких пыток 6 июня 1671 года Степан Тимофеевич Разин был четвертован на Болотной площади в Москве.

«Казнь Степана Разина». Картина С. А. Кириллова

Кондратий Булавин: бунтаря против царя Петра убили соратники

Жесткая линия Петра Великого, который проводил свои реформы, не считаясь ни с какими потерями и потрясениями, не могла не спровоцировать бунтов. Самым крупным из них стало восстание Кондратия Булавина, произошедшее в 1707-1708 годах, то есть в разгар Северной войны.

Атаман бахмутских казаков Кондратий Булавин, участвовал в правительственных военных кампаниях, в том числе в Азовском походе 1696 года, однако затем начал конфликтовать с властью. Поводом стали новые ограничения, которые атаман рассматривал как покушение на «казачьи вольности».

Непосредственным поводом для бунта стал запрет для казаков самостоятельно добывать соль, а также царское требование выдать с Дона всех беглых крепостных крестьян.

Это нарушало старинный принцип «С Дону выдачи нет». Для «убеждения» казаков царь направил в их земли отряд князя Юрия Долгорукова. В ходе похода по поселениям царскими войсками были задержаны до 2000 беглых крестьян и солдат-дезертиров.

Сам атаман Булавин писал, что операция сопровождалась насилием над казаками и членами казачьих семей: «А нашу братью казаков многих пытали и кнутом били, и носы и губы резали напрасно, и жён и девиц брали на постели насильно и чинили над ними всякое ругательство, а детей наших младенцев по деревьям вешали за ноги».

9 октября 1707 года Булавин со своими казаками атаковал головной отряд Долгорукова, застав князя врасплох. Царский отряд был разгромлен, а сам Долгоруков убит.

Смерть атамана донских казаков Булавина под Азовом в 1708 году. Художник Р. Ф. Штейн

Восстание достигло своего пика весной 1708 года. Оно охватило Козловский, Тамбовский, Верхнеломовский и Нижнеломовский уезды, распространилось на Слобожанщину, Левобережье и Поволжье. В мае 1708 года был захвачен город Черкасск, где состоялась массовая расправа над сторонниками правительства.

Кондратий Булавин рассылал «прелестные» письма с призывом постоять за казацкие права, рассчитывая придать восстанию еще больший масштаб. Однако попытка овладеть крепостью Азов потерпела неудачу — без инженеров и артиллеристов решить такую задачу повстанцам оказалось не под силу.

Тем временем подавление восстания было поручено князю Василию Долгорукову, родному брату погибшего Юрия. Новый начальник карательного отряда мстил за родственника беспощадного, так что по части жестокости обе стороны уравнялись.

Провал штурма Азова заставил многих сторонников Булавина пересмотреть свои взгляды. В ночь на 7 июля 1708 года заговорщики попытались захватить атамана, чтобы выдать его правительству. В отчаянной схватке Кондратий Булавин был убит. Его обезглавленное тело было доставлено в Азов, и там повешено за ногу, дабы все желающие смогли убедиться, что главный бунтовщик мертв.

После гибели предводителя восстание постепенно сошло на нет. Один из сторонников Булавина, Игнат Некрасов, увел своих людей в земли крымского хана, откуда они впоследствии перебрались в Турцию, Болгарию и Бессарабию.

Возвращение потомков казаков-некрасовцев на историческую родину произошло в XX веке, в две волны — в 1910-х-1920-х годах и в 1940-х-1960-х годах.

Емельян Пугачев: самозванный император был «милосердно» четвертован

Бунт, или крестьянская война Емельяна Пугачева оказались самым масштабным событием подобного рода в русской истории.

Донской казак Пугачев участвовал в Семилетней войне, а также в русско-турецкой войне 1768-1774 годов. Во время последней хорунжий Пугачев отличился при взятии Бендер. Отправленный в тыл по болезни, Емельян рассчитывал добиться отставки, но ее не выхлопотал. После серии авантюр Пугачев оказался в незавидном статусе беглого казака, но, будучи задержанным, смог выдать себя за старовера, получив право отправиться на поселение в старообрядческую общину.

Пётр Романов.

Здесь он впервые начинает выдавать себя за «чудесно спасшегося» царя Петра III и подбивать недовольных на восстание. Но на него почти сразу донесли «куда следует», Пугачев был схвачен, и на сей раз ему грозила отправка на каторгу в Сибирь, перед которой казака ждало наказание плетьми. В мае 1773 года Пугачев бежал, добравшись в августе до земель Яицкого войска.

Разумеется, Емельян Пугачев и отдаленно не был похож на императора. Говорить же о грамотности казака и вовсе не приходится. Однако яицким казакам, недовольным своим положением, фигура нового самозванца оказалась весьма подходящей для нового «праведного» бунта.

Успех восстания также объясняется тяжелым положением крестьянства в России, которое еще более ухудшилось в условиях затянувшейся войны с Турцией.

Во многом война объясняет и причину, по которой войско Пугачева долго не могло получить достойного отпора — лучшие силы русской армии были связаны сражениями с турками.

Емельян Пугачёв

Бунт, начавшийся в сентябре 1773 года, быстро охватил весь Оренбургский край, Урал, Прикамье, Башкирию, часть Западной Сибири, Среднее Поволжье. Восставшие осадили Оренбург, Яицкий городок, Уфу, овладели множеством городков, крепостей и заводов.

Грабежи, убийства, изнасилования были обычной практикой восставших. Огромный ущерб был нанесен металлургической и горнорудной промышленности — многие предприятия, разоренные пугачевцами, затем долгие годы пребывали в запустении.

В то же время надо отметить, что войско Пугачева, как правило, не выдерживало сражений с крупными регулярными частями, одерживая свои победы лишь над небольшими отрядами и мелкими крепостями.

Памятник Салавату Юлаеву в Уфе.

В июле 1774 года, когда многим казалось, что восстание пошло на спад, Пугачев провозгласил указ о вольности крепостных крестьян. Этот шаг впечатлил даже саму императрицу Екатерину II — новость о «воле» увеличила число восставших почти до 1 миллиона человек. Обладай армия Пугачева достаточным количеством вооружения и возможностью качественного обучения новобранцев, история России могла в этот момент пойти по совсем другому сценарию.

Однако к этому времени война с Турцией завершилась, и против самозванца были направлены лучшие части. 25 августа 1774 года армия Пугачева потерпела сокрушительное поражение в бою у Солениковой ватаги. Если потери правительственного отряда под командованием полковника Ивана Михельсона составили 16 человек убитыми и 74 ранеными, то пугачевцы потеряли убитыми 2000 человек, а еще около 6000 либо были ранены, либо просто сбежали с поля боя.

Лишившийся армии Емельян Пугачев 8 сентября был схвачен вчерашними соратниками и выдан царскому правительству.

Пугачева приказано было вести в Москву в клетке, причем специфическую должность главного конвоира доверили генерал-поручику Александру Суворову.

Василий Перов «Суд Пугачёва».1879 год.

Следствие в Москве длилось около полутора месяцев, завершившись в середине декабря 1774 года. Сам суд продолжался всего два дня — 30 и 31 декабря. Во второй день, стоя на коленях, лидер восстания услышал свой приговор: «Емельку Пугачёва четвертовать, голову воткнуть на кол, части тела разнести по четырём частям города и положить на колёса, а после на тех местах сжечь».

Казнь состоялась 10 января 1775 года на Болотной площади — там же, где казнили Степана Разина. Стоя на эшафоте, Пугачёв крестился на соборы, кланялся на все стороны и говорил: «Прости, народ православный, отпусти мне, в чём я согрешил перед тобой. прости, народ православный!»

Современники, на которых ссылался и Александр Пушкин в своей «Истории Пугачева», утверждали, что императрица дала тайное указание палачу сократить мучения приговоренного. Это означало, что четвертование следует начать с отрубания головы. Пожелание Екатерины II было исполнено.

Казнь Степана Разина

Степан Тимофеевич Разин, известный также как Стенька Разин; (около 1630 года, станица Зимовейская на Дону, Русское царство — 6 (16) июня 1671, Москва, Русское царство) — донской казак, предводитель восстания 1670—1671 годов, крупнейшего в истории допетровской России.

Личность Разина привлекала огромное внимание современников и потомков, он стал героем фольклора, а затем — и первого российского кинофильма. По-видимому, первый русский, о котором на Западе была защищена диссертация (причём уже через несколько лет после его смерти).

Родился в станице Зимовейская, там же позднее родился Емельян Пугачёв, в настоящее время станция Пугачёвская Котельниковского района Волгоградской области.

На страницах истории Разин является в 1652 году. К этому времени он был уже атаманом и действовал, как один из двух полномочных представителей донского казачества; по-видимому, военный опыт и авторитет его в кругу донцов был к этому времени уже велик. Видным казачьим предводителем был также старший брат Разина Иван. В 1662—1663 годах Степан командует казачьими войсками в походах против Крымского ханства и Османской империи.

В 1665 году царский воевода князь Ю. А. Долгоруков во время одного из конфликтов с донскими казаками, желающими во время несения царской службы уйти на Дон, велел казнить Ивана Разина, старшего брата Степана. Это событие повлияло на дальнейшую деятельность Разина: стремление отомстить Долгорукову и царской администрации соединилось с желанием вольной и благополучной жизни для казаков, находившихся под его началом. Вскоре, по-видимому, Разин решил, что казацкий военно-демократический строй следует распространить на всё Российское государство.

Разинское движение 1667—1671 годов было результатом обострения социальной обстановки в казачьих областях, прежде всего на Дону, в связи с притоком беглых крестьян из внутренних уездов России после принятия Соборного уложения 1649 года и полного закрепощения крестьян. Пришедший на Дон становился казаком, но он, в отличие от многих «старых» казаков, не имел корней в крае, не располагал имуществом, назывался «голутвенным» казаком, и, стоя особняком от казаков старожилых и коренных, с неизбежностью тянулся к такой же голытьбе, как и он сам. С ними он ходил в воровские походы на Волгу, куда тянула нужда и стремление к столь необходимой для казака славе. «Старые» казаки тайно снабжали голытьбу всем необходимым для воровских походов, а те по возвращении отдавали им часть своей добычи. Поэтому воровские походы были делом всего казачества — донского, терского, яицкого. В них происходило сплочение голытьбы, осознание ею своего особого места в рядах казачьего сообщества. По мере своего численного увеличения за счёт вновь прибывавших беглых людей она всё активнее заявляла о себе.

В 1667 году предводителем казаков стал Степан Тимофеевич Разин. Всего весной 1667 года вблизи Волго-Донской переволоки у городков Паншина и Качалина собралось 600—800 казаков, но к ним прибывали все новые люди и число собравшихся возросло до 2000 человек.

По своим целям это был обычный казачий поход «за зипунами», с целью взятия военной добычи. Но он отличался от аналогичных предприятий своими масштабами. Поход распространился на нижнюю Волгу, на Яик и в Персию, носил характер неповиновения правительству и блокировал торговый путь на Волгу. Всё это неизбежно вело к столкновениям столь крупного казачьего отряда с царскими воеводами и к превращению привычного похода за добычей в восстание, поднятое казацкой голытьбой.

Поход начался 15 мая 1667 года. Через реки Иловля и Камышенка разинцы вышли на Волгу, выше Царицына они ограбили торговые суда гостя В. Шорина и других купцов, а также суда патриарха Иоасафа. Казаки расправлялись с начальными людьми и приказчиками и принимали к себе судовых ярыжных людей. Всё это ещё находилось в пределах того, что обычно делали казаки на Волге. Но последующие действия разинцев вышли за рамки обычного казачьего воровства и превратились в антиправительственное выступление. Это — разгром стрельцов во главе с воеводой Чёрного Яра С. Беклемишевым на протоке Бузан, а затем — взятие Яицкого городка.

Зиму разинцы провели на Яике, а весной 1668 года вышли в Каспийское море. Ряды их пополнялись казаками, прибывшими с Дона, а также черкасами (жители северного Кавказа) и жителями русских уездов. На Каспии вблизи персидского города Решта у казаков произошёл бой с шахскими силами. Бой был тяжёлый, и разинцам пришлось вступить в переговоры. Но прибывший к шаху Сулейману посланник русского царя Пальмар привёз царскую грамоту, где сообщалось о выходе в море воровских казаков. В грамоте предлагалось персам, чтобы они «побивали бы их везде и смертию уморяли без пощады». Переговоры с казаками были прерваны. По приказу шаха казаков перековали, а одного затравили собаками. В ответ разинцы взяли Фарабат. Они зимовали близ него, сделав укрепленный городок.

Весной 1669 года казаки выдержали несколько боёв в «Трухменской земле», где погиб друг Разина Сергей Кривой, а затем у Свиного острова вблизи Баку (?) подверглись нападению большого шахского флота под командованием Мамед-хана астаринского — произошло сражение, вошедшее в историю под названием Бой у Свиного острова. Сафавиды сцепили свои суда цепями, чтобы окружить казачий флот. Казаки воспользовались этой ошибкой и пустили ко дну флагманский корабль противника, после чего уничтожили весь его флот. Именно в этом сражении (у Свиного острова) в плен к разинцам попали сын и дочь командующего персидским флотом — дочь и была той персидской княжной, которую Степан Разин, впоследствии, как поётся в известной песне «Из-за острова на стрежень…», бросил с корабля в воду. Но и после победы положение казаков оставалось сложным. Следовало ожидать подхода новых сафавидских сил. Поэтому разинцы отправились к Астрахани.

Вступив в переговоры с астраханскими воеводами, Степан Разин добился того, что его с почётом принимал главный воевода князь И. Прозоровский и пропускал на Дон, а казаки должны были отдать пушки, пленных и часть добытой в походе рухляди. Но казаки уклонились от выполнения своих обещаний. В сентябре они прибыли на Дон.

Основная статья: Крестьянская война под предводительством Степана Разина

Весной 1670 года Разин организовал новый поход на Волгу, имевший уже характер открытого восстания. Он рассылал «прелестные» прельстительные) письма, в которых призывал на свою сторону всех ищущих воли и желающих служить ему.Он не собирался(по крайней мере, на словах) свергать царя Алексея Михайловича, однако объявил себя врагом всей официальной администрации — воевод, дьяков, представителей церкви,обвинив их в «измене» царю. Разинцы распустили слух, что в их рядах находятся царевич Алексей Алексеевич (в действительности умерший в Москве 17 января 1670) и патриарх Никон (в то время находившийся в ссылке). Во всех занятых разинцами городах и крепостях вводилось казачье устройство, представителей центральной власти убивали, канцелярские бумаги уничтожались. Купцов, следовавших по Волге, задерживали и грабили.

Поход Разина на Волгу сопровождался массовыми восстаниями крепостных крестьян в недавно закрепощённых областях Поволжья. Здесь вожаками выступали, разумеется, не сам Разин и его казаки, а местные предводители, из которых наиболее известна беглая монахиня Алёна Арзамасская. Отложились от царя и начали восстание также большие группы поволжских народов: марийцев, чувашей, мордвы.

Захватив Астрахань, Царицын, Саратов и Самару, а также ряд второстепенных крепостей, Разин не смог успешно завершить осаду Симбирска осенью 1670 г. Между тем правительство направило для подавления восстания 60-тысячное войско.3 октября 1670 г. под Симбирском правительственное войско под командованием воеводы Юрия Барятинского нанесли разинцам жестокое поражение. Степан Разин был тяжело ранен (4 октября 1670) и был вывезен преданными ему казаками на Дон, где со своими сторонниками укрепился в Кагальницком городке, из которого год назад начал свой поход. Он рассчитывал вновь собрать своих сторонников. Однако домовитые казаки во главе с войсковым атаманом Корнилой Яковлевым, понимая, что действия Разина могут навлечь царский гнев на всё казачество, 13 апреля 1671 года взяли штурмом Кагальницкий городок и после жестокого боя на следующий день пленили Разина и впоследствии выдали его царским воеводам.

Пленение и казнь

В конце апреля 1671 года Разин вместе с младшим братом Фролом (Фролкой) донскими властями был выдан царским воеводам — стольнику Григорию Косогову и дьяку Андрею Богданову, которые доставили их в Москву (2 июня). Разин был подвергнут жестоким пыткам, во время которых сохранял непоколебимое мужество. 6 июня 1671 Степан Разин после оглашения приговора был четвертован на эшафоте на Болотной площади. Прочитали длинный приговор. Разин выслушал его спокойно, потом повернулся к церкви, поклонился на три стороны, минуя кремль с царем и сказал: «Простите». Палач сперва отрубил ему правую руку по локоть, потом левую ногу по колено. Его брат Фрол, видя мучения Степана, растерялся и закричал: «Я знаю слово и дело государево»!
«Молчи, собака!» — прохрипел Степан. Это были его последние слова: после них палач спешно отсёк ему голову. Признание помогло Фролу отсрочить казнь, которой впрочем, он в конце концов не избежал и был казнён отсечением головы на том же месте на Болотной площади в 1676 году.

Разин — герой огромного количества русских народных песен; в одних реальный образ жестокого казачьего вождя подвергается эпической идеализации и нередко смешивается с фигурой другого знаменитого казака — Ермака Тимофеевича, завоевателя Сибири, в других содержатся почти документально точные подробности восстания и биографии его предводителя.

Три песни о Стеньке Разине, стилизованные под народные, написал А. С. Пушкин. В конце XIX века популярной народной песней стало стихотворение Д. М. Садовникова «Из-за острова на стрежень», созданное на сюжет одной из легенд о Разине. По мотивам сюжета именно этой песни в 1908 году был снят первый российский художественный кинофильм «Понизовая вольница».
В. А. Гиляровским была написана поэма «Стенька Разин».

Главными причинами поражения восстания Разина явились его стихийность и низкая организованность, разрозненность действий крестьян, как правило, ограничивавшихся разгромом имения своего собственного барина, отсутствие у восставших ясноосознаваемых целей. Даже в том случае, если бы разинцам удалось одержать победу и захватить Москву (в России такого не случалось, но в других странах, например, в Китае, восставшим крестьянам несколько раз удавалось взять власть), они не смогли бы создать новое справедливое общество. Ведь единственным образцом такого справедливого общества в их сознании был казачий круг. Но вся страна не может существовать за счёт захвата и раздела чужого имущества. Любое государство нуждается в системе управления, армии, налогах. Поэтому за победой восставших неизбежно последовала бы новая социальная дифференциация. Победа неорганизованных крестьянских и казацких масс неизбежно привела бы к большим жертвам и нанесла бы значительный урон русской культуре и развитию российского государства.

В исторической науке нет единства по вопросу о том, считать ли восстание Разина крестьянско-казацким восстанием или крестьянской войной. В советское время употреблялось наименование «крестьянская война», в дореволюционный период речь шла о восстании. В последние годы вновь преобладающим является определение «восстание».

Смотреть предварительно "Логикология — о судьбе человека". http://www.proza.ru/2012/03/16/1446

Рассмотрим таблицы кода ПОЛНОГО ИМЕНИ. \Если на Вашем экране будет смещение цифр и букв, приведите в соответствие масштаб изображения\.

17 18 27 37 51 69 88 94 110 111 125 144 154 167 182 203 209 215 218 228 252
Р А З И Н С Т Е П А Н Т И М О Ф Е Е В И Ч
252 235 234 225 215 201 183 164 158 142 141 127 108 98 85 70 49 43 37 34 24

18 37 43 59 60 74 93 103 116 131 152 158 164 167 177 201 218 219 228 238 252
С Т Е П А Н Т И М О Ф Е Е В И Ч Р А З И Н
252 234 215 209 193 192 178 159 149 136 121 100 94 88 85 75 51 34 33 24 14

РАЗИН СТЕПАН ТИМОФЕЕВИЧ = 252.

252 = 69-КОНЕЦ + 183-ЖИЗНИ НА ЭШАФОТЕ.

252 = 201-НА ЭШАФОТЕ КОНЕЦ + 51-ЖИЗНИ.

228 = НА ЭШАФОТЕ КОНЕЦ ЖИЗ*(ни)
___________________________________
33 = (жи)З*НИ

219 = СМЕРТЬ ОТ ТОПОР*А*
__________________________
34 = (к)А*ЗНИ(ли)

228 = НА ЭШАФОТЕ КОНЕЦ ЖИЗ*(ни)
___________________________________
33 = (ка)З*НИ(ли)

Звёздочкой помечены (опорные буквы кода ИМЕНИ)

"Глубинная" дешифровка предлагает следующий вариант, в котором совпадают все столбцы:

РА(справа) + (обе)З(главлен) + (конч)ИН(а) + (бы)СТ(ро) + (об)Е(зглавлен) ПА(лачом) + Н(аступление) (смер)ТИ + М(гновенно) (прерван)О Ф(ункционировани)Е (сист)Е(мы) (кро)В(ообращен)И(я) + (кон)Ч(ина).

252 = РА,, + ,,З,, + ,,ИН,, + ,,СТ,, ,,Е,, ПА,, + Н,, ,,ТИ + М,, ,,О Ф,,Е ,,Е,, ,,В,,И,, + ,,Ч.

Код ДНЯ ГИБЕЛИ: 89-ШЕСТОЕ + 87-ИЮНЯ = 176.

25 31 49 68 83 89 99 130 144 176
Ш Е С Т О Е И Ю Н Я
176 151 145 127 108 93 87 77 46 32

176 = 68-(проис)ШЕСТ(вие) + 108-ОБЕЗГЛАВЛИВАНИЕ.

"Глубинная" дешифровка предлагает следующий вариант, в котором совпадают все столбцы:

(проис)ШЕСТ(вие) + О(безглавливани)Е + (ум)И(ра)Ю(щий) (от обезглавлива)Н(и)Я.

176 = ,,ШЕСТ,, + О,,Е + ,,И,,Ю,, ,,Н,,Я.

Смотрим столбцы в верхней таблице кода ПОЛНОГО ИМЕНИ:

144 = ШЕСТОЕ ИЮН(я)
_____________________
127 = (шес)ТОЕ ИЮНЯ

144 = ВРЕМЯ СМЕРТ*(и)
___________________________________
127 = 29-(смер)Т*И* + 98-МГНОВЕННО

144 — 127 = 17 = ОБ(езглавливание).

167 = ВРЕМЯ СМЕРТ*И* М*(гновенно)
___________________________________
98 = М*ГНОВЕННО

167 — 98 = 69 = (обе)ЗГЛАВЛИВАН(ие).

209 = ВРЕМЯ СМЕРТ*И* М*ГНОВЕ*(нно)
______________________________________
49 = (мгнов)Е*ННО

209 — 49 = 160 = 108-КАЗНЁННЫЙ + 52-ОБЕЗГЛАВ(ливание).

Код числа полных ЛЕТ ЖИЗНИ: 76-СОРОК + 44-ОДИН = 120 = КОНЕЦ ЖИЗНИ.

252 = 120-СОРОК ОДИН; КОНЕЦ ЖИЗНИ + 132-НА ЭШАФОТЕ.

Посмотрим, что нам скажет "ПАМЯТЬ ИНФОРМАЦИОННОГО ПОЛЯ":

111-ПАМЯТЬ + 201-ИНФОРМАЦИОННОГО + 75-ПОЛЯ = 386.

386 = 252-(код ПОЛНОГО ИМЕНИ) + 134-ЛИШЕНИЕ ЖИЗНИ; ОБЕЗГЛАВЛЕН ТОП(ором).

Казнь Степана Разина ⁠ ⁠

Казнь Степана Разина История (наука), Степан Разин, Казнь, Длиннопост

«Ранним утром 4 июня 1671 года по дороге из Серпухова на Москву продвигалось необычное шествие. Несколько десятков вооруженных ружьями и саблями конных казаков сопровождали простую крестьянскую телегу, в которой на устланных рогожей досках сидели два человека. Оба были закованы в тяжелые ручные и ножные кандалы, шеи схвачены рогатками.»

Казнь Степана Разина История (наука), Степан Разин, Казнь, Длиннопост

«За несколько верст до города навстречу стали кучками выходить люди. Сначала их было немного, а потом народ повалил гуще. Люди стояли вдоль дороги плотными рядами, теснились, всматривались в лица узников. Слышались возгласы: «Да который Стенька-то?», «В кафтане, што ли?»
Узники угрюмо оглядывались по сторонам, вслушивались в отрывочные фразы, молчали.
Версты за три до Земляного города конных ждали. На дороге четырехугольником были выстроены две тысячи стрельцов, вооруженных бердышами. В центре четырехугольника стояла запряженная тройкой лошадей повозка с установленной на ней виселицей — двумя столбами, перехваченными вверху перекладиной.
— Ну приехали, атаман, выходи, — обратился начальник казацкого отряда к узнику в шелковом кафтане. — Погуляй теперь на другой телеге, батюшка Степан Тимофеевич.

Казнь Степана Разина История (наука), Степан Разин, Казнь, Длиннопост

«Так в полдень 4 июня 1671 года Степан Разин и его брат Фрол въехали в Москву.

Из домов степенно и чинно выходили разодетые в богатое платье бояре, дворяне, дьяки. Сзади, одетые попроще, теснились купцы, подьячие. Многие грозили вслед повозке: «Вор! Злодей! Убийца! Ирод! Антихрист!» А колокольный звон плыл и плыл над городом. Боярская Москва торжествовала победу над своим страшным врагом. Стенька Разин, за которым еще полгода назад шли в огонь и в воду тысячи восставших крестьян, казаков, холопов, работных людей, посадской голи перекатной; Стенька Разин, который похвалялся дойти до Москвы и сжечь у государя все дела, истребить бояр и воевод, теперь стоял распятый под виселицей с цепью на шее. «

Казнь Степана Разина История (наука), Степан Разин, Казнь, Длиннопост

«Шествие остановилось около Земского приказа. Здесь уже все было готово для допроса. Внизу в подвале горел огонь, а в нем лежали раскаленные щипцы, прутья железные. Рядом палач налаживал веревку для дыбы.
Степана допрашивали первого.
— Ну, расскажи, злодей, как начал ты свое воровство, когда появился у тебя умысел поднять твою воровскую руку на царя-батюшку, на честной православный народ? — начал ласково спрашивать земский дьяк.
Разин молчал.
— А ну-ка кнута ему для начала.
Палач сорвал с плеч Разина лохмотья, оголил спину, деловито осмотрел ее. Потом сделал знак своим помощникам. Те бросились к узнику, связали ему руки и подняли на ремне за руки вверх. Тут же палач обвил ремнем ноги Степана и налег на конец ремня, вытягивая и вытягивая тело в струну. Вывернулись вверх руки, вытянулись над головой. Послышался хруст. Но Разин и стона не издал.
— Бей! — крикнул дьяк, и на обнаженную спину посыпались удары толстого кожаного кнута.
После первых же ударов спина Степана вздулась, посипела, кожа начала лопаться, как от порезов ножа.
— Говори, злодей, кто сподвигнул тебя на воровство, кто помогал, кто был в сообщниках.
— А вы у брата моего Ивана спросите, — только и сказал Разин и замолчал.

Казнь Степана Разина История (наука), Степан Разин, Казнь, Длиннопост

— Повешен твой брат, злодей, не богохульствуй, говори все, как было воистину.
Свистел кнут, брызгала кровь на земляной пол подпила. Уже полсотни ударов отвалил палач, а Разин все еще молчал.
— На огонь его, — приказал дьяк.
Степана отвязали, облили холодной водой, чтобы немного ожил, потом повалили связанного на землю, продели между рук и ног бревно и потащили к полыхающей жаровне. Четверо дюжих молодцов подняли бревно и поднесли висящее тело к огню. В душном подвале запахло паленым мясом. Зарыдал, забился в углу Фрол.
— Ой, брат, брат, расскажи ты им все, покайся!
— Молчи, — проскрипел Степан.
— Прутьями его, — молвил дьяк.
Палач схватил щипцами раскаленный железный прут и начал им водить по избитому, обожженному телу, но Разин по-прежнему молчал. Сидящие по лавкам бояре государевы подивились на такое злобное упорство, пошептались, подозвали к себе дьяка. Тут же Степана оттащили в сторону и принялись за Фрола. И едва раскаленный прут прикоснулся к его обнаженной спине, как Фрол закорчился, закричал, заплакал. Степан поднял голову:
— Экая ты баба, Фрол. Вспомни, как жили мы с тобой. А теперь надо и несчастья перенесть. Что, разве больно? — И он вызывающе улыбнулся в сторону бояр.

Казнь Степана Разина История (наука), Степан Разин, Казнь, Длиннопост

Те снова пошептались, и палач поднял Разина с пола. Ему обрили макушку и начали лить на оголенное место воду капля за каплей. Против этой пытки не могли устоять злодеи самые закоренелые и упорные, в изумление входили, молили о пощаде. Степан Разин вытерпел и эту муку и не произнес ни единого слова. Только когда его уже полумертвого бросили на пол, он поднял голову и, еле шевеля запекшимися от крови губами, сказал брату:
— Слыхал я, что в попы ученых людей ставят, а мы, брат, с тобой простаки, а и нас постригли.
— Бей его! Бей сукина сына! — завизжал в яростном бессилии земский дьяк. Палач и его подручные бросились к Степану и начали, дико вскрикивая, топтать его сапожищами, бить железными прутьями.
Наступило 6 июня. С раннего утра к Лобному месту потянулись сотни людей. Вся Москва уже знала, что ныне будет казнен Стенька Разин. Из жалких лачуг в подмосковных слободах повылезли работные, тянулись к Красной площади тяглые посадские люди. Пришло в движение и купеческое Замоскворечье. Из каменных домов Белого города выходили большие московские люди — вершители судеб государственных. С английского и немецкого подворья прибыли иноземные гости, стрельцы расчищали дорогу чужеземным послам, посланникам и гонцам. Три ряда отборных рейтар окружили со всех сторон Лобное место. За этот кордон пропускали лишь иноземцев да самых больших людей. Чернь и простонародье стрелецкие заставы останавливали уже вдалеке от площади: несколько стрелецких полков заняли основные улицы города, площади. Посадские плевали в стрельцов подсолнуховой шелухой, кричали: «Чтой-то мы уже стали вязнями у себя дома!» Стрельцы отмалчивались, оттирали бердышами тех, кто понахальнее.
Степана и Фрола вывели из подвала и под усиленной стрелецкой стражей доставили к месту казни. В лохмотьях, истерзанный, Степан стоял перед глазами тысяч людей в самом центре государства Российского, которое он еще недавно обещал очистить от всех лихоимцев и кровопийц, от всех врагов и изменников государевых. Теперь же бояре, дворяне, дьяки, купцы, духовные спесиво поглядывали на своего врага.
На край помоста вышел дьяк и, подняв к глазам свиток, начал медленно читать сказку (приговор. прим.ТС), которую надлежало выслушать Разину перед казнью.

Казнь Степана Разина История (наука), Степан Разин, Казнь, Длиннопост

— Простите… Простите, православные… — Исповеди перед смертью Разину, как бунтовщику, преданному анафеме, не полагалось. Он лег на плаху, раскинул в стороны руки и ноги и приготовился к четвертованию. Замерла толпа, и вдруг слышно стало, как хрястнул топор по дереву, с надсадом прошел сквозь мясо и кость. Вздрогнули люди и снова замерли.
Сначала палач отсек Разину правую руку по локоть, затем левую ногу по колено. Но и в эти минуты Разин не проронил ни слова, не издал ни одного стона. Не выдержав вида казни брата, Фрол забился, закричал:
— Я знаю слово государево…
— Молчи, собака, — проговорил истекающий кровью Степан.
Это были его последние слова.»
Источник: «Степан Разин», Сахаров Андрей Николаевич.

Кто предал Стеньку Разина: история гибели легендарного атамана

Семнадцатое столетие навсегда вошло в русскую историю как время тяжелых испытаний и кровопролитных войн, в том числе крестьянских. Одной из самых знаменитых и тяжелых среди них была крестьянская война Степана Разина. Начавшаяся как обыкновенный разбойничий поход, она вскоре переросла в открытое противостояние с боярами и воеводами: их Разин объявлял предателями и узурпаторами, а своих сторонников — свободными людьми без всяких ограничений в правах. Оттого и было столь велико разинское войско, оттого и поддерживали его практически везде, где появлялись разинцы. Но ровно до тех пор, пока они демонстрировали военные успехи. Когда же удача отвернулась от них, сохранившие верность царскому престолу донские казаки 24 апреля 1671 года в Кагальницком городке захватили Разина и выдали его московским воеводам.

Человек ниоткуда

Жизнь и смерть Степана Разина давно стали легендой, а во многом жизнь была ею с самого начала. Ни дата рождения, ни место рождения знаменитого донского атамана достоверно неизвестны. Год рождения Стеньки Разина — 1630-й — получен в результате вычислений, опирающихся на свидетельство нидерландского путешественника Яна Стрейса, по подсчетам которого в 1670 году атаману было 40 лет. А о том, где именно родился Разин, споры идут до сих пор. Однозначно можно утверждать только, что Степан Тимофеевич Разин появился на свет где-то на Дону, но конкретное место остается предметом разногласий историков. Одни поддерживают версию о том, что родился он в станице Зимовейской, другие – что в городке Черкасске, а народная молва называет и Кагальницкий городок, и Есаульский…

Кто предал Стеньку Разина: история гибели легендарного атамана

Портрет Степана Разина. Рисунок современника. Источник: https://cultural.bzi.ro

Такой же туман окутывает и историю Стеньки Разина до середины XVII века. Установить, где и когда он начал приобретать военный опыт, почему так быстро и так рано сумел завоевать серьезный авторитет у донских казаков, до сих пор не смог никто из исследователей биографии мятежного атамана. С уверенностью можно утверждать лишь одно: Степану Разину хватало мужества, сметливости и удачливости, чтобы добиться уважения у такой трудной аудитории, которой всегда были донские казаки. И маловероятно, чтобы все это смог обеспечить ему его старший брат Иван Разин: одного только правильного происхождения и братской поддержки Степану вряд ли хватило бы, чтобы заслужить серьезный авторитет, без которого ему никогда не удалось бы стать предводителем одного из самых больших и страшных крестьянских восстаний в русской истории.

Командир «голутвенных» казаков

Истокам и причинам восстания Степана Разина посвящено множество исследований, но большинство из них сходятся в том, что непосредственным поводом для недовольства московской властью стала смерть старшего брата Ивана. Он был казнен по приказу воеводы Юрия Долгорукова в 1665 году за то, что вместо продолжения царской службы казаки решили вернуться на Дон. Во многом стремление казаков уйти из Москвы было связано с тем, что как раз в это время Московское царство начало укреплять не только внешнюю, но и внутреннюю политику, что быстро привело к конфликтам с привыкшими к вольностям обитателями Дона.

Кто предал Стеньку Разина: история гибели легендарного атамана

«Степан Разин». Картина художника Василия Сурикова, 1906 г. Источник: https://muzei-mira.com

Никто и никогда не фиксировал никаких клятв, которые народное творчество приписывало потом Степану Разину: дескать, обещал атаман жестоко отомстить московским боярам и воеводам за смерть брата Ивана. Но то, что это событие наложило отпечаток и на личность Степана Тимофеевича, и на его отношение к представителям царской власти, несомненно. Не случайно тот же Ян Стрейс, оказавшийся волей судеб в караване, который стал одной из первых жертв разинского «похода за зипунами» в 1667 году, позднее писал, что Стенька во всеуслышание заявлял, мол, он «пришел бить только бояр да богатых господ, а с бедными и простыми готов, как брат, поделиться».

Было ли это заявление чистосердечным или то был точный расчет – сегодня уже не установить. Но лозунги известного атамана, должно быть, быстро привлекли на его сторону множество «голутвенных» казаков. Так называли тех обитателей Дона, кто недавно появился в этой «казацкой республике» и не успел, да и не слишком стремился осесть и обзавестись серьезным хозяйством, как «старые» казаки, и не хотел так же, как они, поставить свои воинские умения на службу московскому царю. Напротив, многие из «голутвенных» видели если не в самом царе, то в его приближенных главную причину всех своих неурядиц: многие были беглыми крестьянами из Центральной России. И потому совершенно не горели желанием вновь прирастать к земле или идти на московскую службу, а видели свое будущее в вольной казацкой жизни, под которой чаще всего понимали обыкновенный разбой, что, впрочем, было вполне легальным видом казацких занятий того времени.

Кто предал Стеньку Разина: история гибели легендарного атамана

«Степан Разин в Саратове». Картина художника Сергея Бузулукова. Источник: https://infourok.ru

Верные и не очень

Особенно большое число таких «голутвенных», а то и вовсе вчерашних холопов, появилось на Дону в 1666 году после того, как закончился неудачей поход на Москву донского атамана Василия Уса. Заявлявшие о намерении идти на службу московскому царю казаки по пути занялись разбоем, а когда против них двинулось регулярное стрелецкое войско, ушли обратно на Дон, уведя с собой многих крестьян и холопов. Именно они и составили существенную часть ватаги Стеньки Разина, когда тот в 1667 году отправился в свой знаменитый «поход за зипунами». Это мероприятие начиналось точно так же, как и большинство подобных казацких походов той эпохи, — как грабеж купцов, путешествовавших по Волге и Каспию. Но поскольку очень быстро разинцы фактически перерезали волжский путь, а потом доставили массу неприятностей Персии, это вызвало большой переполох в Москве. А после взятия Яицкого городка и морских сражений на Каспии превратился в пролог к восстанию.

Кстати, сам Василий Ус, понимая, что соперничать с авторитетом Разина ему не с руки, пошел на то, чтобы стать одним из ближних сподвижников: это открывало перед ним перспективы еще более заманчивые, чем во время неудавшегося похода на Москву. И Разин оценил эту преданность и эту предусмотрительность несмотря на то, что еще совсем недавно, уступая уговорам «старых» казаков, Ус и его «голутвенные» даже входили в войско белгородского воеводы, отправленного воевать с разинцами. Но в 1670 году атаман Ус со своими казаками присоединился к Разину и быстро стал одним из ближайших его помощников, командуя конными казаками. В благодарность вскоре, когда разинцы начали уже самую настоящую войну с Москвой и в качестве одного из первых шагов захватили Астрахань, именно Ус стал управителем города.

Кто предал Стеньку Разина: история гибели легендарного атамана

«Привоз в Москву Степана и Фрола Разиных». Рисунок англичанина Томаса Хебдона, представителя британской Русской компании.
Источник: https://cont.ws

Похожими были судьбы и многих других разинских сподвижников – Федора Шелудяка, Тимофея Мещерякова, Михаила Харитонова или бывшей казачки и монашки Алены Арзамасской. Метавшиеся между казачеством и центральной властью, понимавшие, что настоящего успеха разинское восстание «против бояр и воевод, предавших царя» вряд ли достигнет, они не стали настоящей опорой для Разина. Во многом именно этим объясняется неудача, которая постигла затею Стеньки Разина «идти на Москву»: распылив свои силы в надежде на то, что сподвижники сумеют распространить восстание как можно шире, он вынужден был принять сражение с гораздо более организованной и подготовленной царской армией под Симбирском — и проиграл его.

Дон важнее Разина

Получившего тяжелое ранение во время этой битвы Степана Разина в сопровождении верного казачьего конвоя отправили на Дон, в Кагальницкий городок, считавшийся одним из оплотов восставших. Но слепая вера в то, что на Дону все казаки заодно и «с Дона выдачи нет», проиграла точному политическому расчету. «Домовитые», то есть старые казаки хорошо понимали, что поджоги и грабежи, казни и пытки, которыми отмечали свой путь по России разинцы, безнаказанными не останутся и что в конечном счете войну ресурсов области Войска Донского у Москвы не выиграть. В этих условиях спасти себя и Дон от поголовной расправы они могли только одним способом — выдачей мятежного атамана. И решились пойти на это, понимая, чем и ради чего рискуют.

Кто предал Стеньку Разина: история гибели легендарного атамана
«Степан Разин». Картина художника Сергея Кириллова. Источник: http://www.kirillovgallery.ru

Правда, для этого казакам пришлось взять штурмом Кагальницкий городок. Командовал этой операцией давний и последовательный противник Разина — войсковой атаман Корней Яковлев, сохранивший безусловную верность Москве и царскому престолу. Примечательно, кстати, что именно Яковлев считается крестным отцом Разина. Это, однако, не помешало ему ради сохранения донского казачества как такового 24 апреля (по н. ст.) 1671 года после пленения выдать своего крестника царским воеводам.

Степана Разина вместе с братом Фролом под казачьим конвоем доставили в Москву только 12 июня. Следствие по делу о его преступлениях было недолгим: во-первых, все было очевидно, а во-вторых, как свидетельствовали современники, несмотря на жестокие пытки, Разин хранил молчание. Так ни в чем и не сознавшегося Степана Тимофеевича вместе с братом казнили на Красной площади 16 (по н. ст.) июня 1671 года.

Кто предал Стеньку Разина: история гибели легендарного атамана

Немецкая гравюра XVII века «Настоящий портрет главного мятежника Стеньки Разина в Московии».
Источник: http://varvar.ru

После казни Разина разожженное им восстание понемногу пошло на убыль, хотя некоторые историки считают, что последние очаги сопротивления удалось ликвидировать только в 1680-х годах. Счет казненным участникам разинского восстания шел на тысячи, а усеявшие Поволжье и Дон виселицы, плахи и колы вводили в ужас всех, кому довелось видеть это зрелище. До следующей крестьянской войны – под руководством Емельяна Пугачева, которая превзошла разинское восстание по своей жестокости и кровопролитности, оставался еще почти век…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *