Статья 95. Изменение, расторжение контракта
См. порядок и случаи изменения в 2022 — 2023 гг. существенных условий государственных и муниципальных контрактов, предметом которых является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия
1. Изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в следующих случаях:
1) утратил силу с 1 января 2022 г. — Федеральный закон от 2 июля 2021 г. N 360-ФЗ
Информация об изменениях:
Информация об изменениях:
Часть 1 дополнена пунктом 1.1 с 1 января 2022 г. — Федеральный закон от 2 июля 2021 г. N 360-ФЗ
1.1) при снижении цены контракта без изменения предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги, качества поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги и иных условий контракта;
Информация об изменениях:
Пункт 1.2 изменен с 1 января 2023 г. — Федеральный закон от 4 ноября 2022 г. N 420-ФЗ
1.2) если по предложению заказчика увеличиваются предусмотренные контрактом (за исключением контракта, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, геологическому изучению недр, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации) количество товара, объем работы или услуги не более чем на десять процентов или уменьшаются предусмотренные контрактом количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги не более чем на десять процентов. При этом по соглашению сторон допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации цены контракта пропорционально дополнительному количеству товара, дополнительному объему работы или услуги исходя из установленной в контракте цены единицы товара, работы или услуги, но не более чем на десять процентов цены контракта. При уменьшении предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги стороны контракта обязаны уменьшить цену контракта исходя из цены единицы товара, работы или услуги. Цена единицы дополнительно поставляемого товара или цена единицы товара при уменьшении предусмотренного контрактом количества поставляемого товара должна определяться как частное от деления первоначальной цены контракта на предусмотренное в контракте количество такого товара;
Информация об изменениях:
Пункт 1.3 изменен с 1 января 2023 г. — Федеральный закон от 4 ноября 2022 г. N 420-ФЗ
1.3) при изменении объема и (или) видов выполняемых работ по контракту, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, геологическому изучению недр, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также по контрактам, предусмотренным частями 16 и 16.1 статьи 34 настоящего Федерального закона. При этом допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации цены контракта не более чем на десять процентов цены контракта;
Информация об изменениях:
Часть 1 дополнена пунктом 1.4 с 25 июля 2022 г. — Федеральный закон от 14 июля 2022 г. N 272-ФЗ
1.4) если Правительством Российской Федерации принято решение о введении специальных мер в сфере экономики, предусмотренное пунктом 1 статьи 26.1 Федерального закона от 31 мая 1996 года N 61-ФЗ «Об обороне», и предметом контракта является поставка товара, выполнение работы, оказание услуги по государственному оборонному заказу. По предложению заказчиков, являющихся федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке и реализации государственной политики в области обороны, в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в области государственной охраны, государственного управления в области обеспечения безопасности Российской Федерации, в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, допускается увеличение предусмотренных таким контрактом количества поставляемого товара, объема выполняемой работы или оказываемой услуги либо уменьшение предусмотренных таким контрактом количества поставляемого товара, объема выполняемой работы или оказываемой услуги. При этом допускается изменение цены контракта с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации и в пределах основных показателей государственного оборонного заказа пропорционально дополнительному количеству товара, дополнительному объему работы или услуги исходя из установленной в контракте цены единицы товара, работы или услуги. При уменьшении предусмотренных контрактом количества поставляемого товара, объема выполняемой работы или оказываемой услуги стороны контракта обязаны уменьшить цену контракта исходя из цены единицы товара, работы или услуги. Цена единицы дополнительно поставляемого товара или цена единицы товара при уменьшении предусмотренного контрактом количества поставляемого товара должна определяться как частное от деления первоначальной цены контракта на предусмотренное в контракте количество такого товара;
2) если цена заключенного для обеспечения федеральных нужд на срок не менее чем три года контракта составляет либо превышает размер цены, установленный Правительством Российской Федерации, и исполнение указанного контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно, данные условия могут быть изменены на основании решения Правительства Российской Федерации;
3) если цена заключенного для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации на срок не менее чем три года контракта составляет или превышает размер цены, установленный Правительством Российской Федерации, и исполнение указанного контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно, данные условия могут быть изменены на основании решения высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации;
4) если цена заключенного для обеспечения муниципальных нужд на срок не менее одного года контракта составляет или превышает размер цены, установленный Правительством Российской Федерации, и исполнение указанного контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно, указанные условия могут быть изменены на основании решения местной администрации;
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 396-ФЗ в пункт 5 части 1 статьи 95 внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2014 г.
5) изменение в соответствии с законодательством Российской Федерации регулируемых цен (тарифов) на товары, работы, услуги;
6) в случаях, предусмотренных пунктом 6 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации, при уменьшении ранее доведенных до государственного или муниципального заказчика как получателя бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств. При этом государственный или муниципальный заказчик в ходе исполнения контракта обеспечивает согласование новых условий контракта, в том числе цены и (или) сроков исполнения контракта и (или) количества товара, объема работы или услуги, предусмотренных контрактом;
Информация об изменениях:
Пункт 7 изменен с 1 января 2022 г. — Федеральный закон от 2 июля 2021 г. N 360-ФЗ
7) в случае заключения контракта с иностранной организацией на лечение гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации цена контракта может быть изменена при увеличении или уменьшении по медицинским показаниям перечня услуг, связанных с лечением гражданина Российской Федерации;
Информация об изменениях:
Пункт 8 изменен с 1 января 2023 г. — Федеральный закон от 4 ноября 2022 г. N 420-ФЗ
ГАРАНТ:
В случаях и порядке, которые установлены Правительством РФ, в 2021 — 2023 гг. положения пункта 8 также применяются к контрактам, которые заключены на срок менее одного года и предметом которых является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия
8) если при исполнении заключенного на срок не менее одного года контракта, предусмотренного частью 16 (при условии, что контракт жизненного цикла предусматривает проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства) и частью 16.1 статьи 34 настоящего Федерального закона, контракта, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, геологическому изучению недр, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, цена которого составляет или превышает предельный размер (предельные размеры) цены, установленный Правительством Российской Федерации, возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения, в том числе необходимость внесения изменений в проектную документацию. Предусмотренное настоящим пунктом изменение осуществляется при наличии в письменной форме обоснования такого изменения на основании решения Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации при осуществлении закупки для федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд соответственно и при условии, что такое изменение не приведет к увеличению срока исполнения контракта и (или) цены контракта более чем на тридцать процентов. При этом в указанный срок не включается срок получения в соответствии с законодательством Российской Федерации положительного заключения экспертизы проектной документации в случае необходимости внесения в нее изменений;
Информация об изменениях:
Пункт 9 изменен с 1 января 2023 г. — Федеральный закон от 4 ноября 2022 г. N 420-ФЗ
9) если контракт, предусмотренный частью 16 (при условии, что контракт жизненного цикла предусматривает проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства) и частью 16.1 статьи 34 настоящего Федерального закона, контракт, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, геологическому изучению недр, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, по независящим от сторон контракта обстоятельствам, влекущим невозможность его исполнения, в том числе необходимость внесения изменений в проектную документацию, либо по вине подрядчика не исполнен в установленный в контракте срок, допускается однократное изменение срока исполнения контракта на срок, не превышающий срока исполнения контракта, предусмотренного при его заключении. При этом в случае, если обеспечение исполнения контракта осуществлено путем внесения денежных средств, по соглашению сторон определяется новый срок возврата заказчиком подрядчику денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта. В случае неисполнения контракта в срок по вине подрядчика предусмотренное настоящим пунктом изменение срока осуществляется при условии отсутствия неисполненных подрядчиком требований об уплате неустоек (штрафов, пеней), предъявленных заказчиком в соответствии с настоящим Федеральным законом, предоставления подрядчиком в соответствии с настоящим Федеральным законом обеспечения исполнения контракта;
Информация об изменениях:
Часть 1 дополнена пунктом 10 с 1 июля 2019 г.- Федеральный закон от 1 мая 2019 г. N 71-ФЗ
10) в случае заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с пунктами 1, 8, 22, 23, 29, 32, 34, 51 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона;
Информация об изменениях:
Часть 1 дополнена пунктом 11 с 1 января 2022 г. — Федеральный закон от 2 июля 2021 г. N 360-ФЗ
11) если при исполнении контракта, предусмотренного частью 16 (при условии, что контракт жизненного цикла предусматривает проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства) и частью 16.1 статьи 34 настоящего Федерального закона, сметная стоимость строительства, реконструкции, капитального ремонта, определенная по результатам проверки на предмет достоверности ее определения в ходе проведения государственной экспертизы проектной документации, превышает цену такого контракта. Предусмотренное настоящим пунктом изменение существенных условий осуществляется с учетом такой сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства на основании решения Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации при осуществлении закупки для федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд соответственно и при условии, что такое изменение существенных условий не приведет к увеличению цены контракта более чем на тридцать процентов;
Информация об изменениях:
Часть 1 дополнена пунктом 12 с 1 января 2022 г. — Федеральный закон от 2 июля 2021 г. N 360-ФЗ
12) если при исполнении контракта изменяется срок исполнения отдельного этапа (отдельных этапов) исполнения контракта в рамках срока исполнения контракта, предусмотренного при его заключении;
Информация об изменениях:
Часть 1 дополнена пунктом 13 с 1 января 2022 г. — Федеральный закон от 2 июля 2021 г. N 360-ФЗ
13) если при исполнении заключенного на срок не менее одного года контракта, предметом которого является выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских или технологических работ, цена которого составляет или превышает предельный размер (предельные размеры) цены, установленный Правительством Российской Федерации, возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения. Предусмотренное настоящим пунктом изменение осуществляется при наличии в письменной форме обоснования такого изменения на основании решения Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации при осуществлении закупки для федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд соответственно и при условии, что такое изменение не приведет к увеличению срока исполнения контракта и (или) цены контракта более чем на тридцать процентов.
1.1. Не действует с 1 января 2017 г.
Информация об изменениях:
Информация об изменениях:
Статья 95 дополнена частью 1.2 с 1 января 2022 г. — Федеральный закон от 2 июля 2021 г. N 360-ФЗ
1.2. В случае, если при исполнении контракта, предусмотренного частью 16 (при условии, что контракт жизненного цикла предусматривает проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства) и частью 16.1 статьи 34 настоящего Федерального закона, цена такого контракта превышает сметную стоимость строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, определенную по результатам проверки на предмет достоверности ее определения в ходе проведения государственной экспертизы проектной документации, цена такого контракта должна быть уменьшена с учетом указанной сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства.
Информация об изменениях:
Статья 95 дополнена частью 1.3 с 1 января 2022 г. — Федеральный закон от 2 июля 2021 г. N 360-ФЗ
1.3. Предусмотренные частью 1 настоящей статьи изменения осуществляются при условии предоставления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с настоящим Федеральным законом обеспечения исполнения контракта, если такие изменения влекут возникновение новых обязательств поставщика (подрядчика, исполнителя), не обеспеченных ранее предоставленным обеспечением исполнения контракта, и если при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) требование обеспечения исполнения контракта установлено в соответствии со статьей 96 настоящего Федерального закона. При этом:
1) размер обеспечения может быть уменьшен в порядке и случаях, предусмотренных частями 7 — 7.3 статьи 96 настоящего Федерального закона;
2) обеспечение исполнения контракта может быть предоставлено путем внесения соответствующих изменений в условия ранее предоставленной заказчику независимой гарантии;
3) если обеспечение исполнения контракта осуществляется путем предоставления новой независимой гарантии, возврат заказчиком ранее предоставленной ему независимой гарантии предоставившему ее гаранту не осуществляется, взыскание по ней не производится, заказчик признается отказавшимся от своих прав по ранее предоставленной независимой гарантии, обязательство гаранта перед заказчиком по ранее предоставленной независимой гарантии прекращается с момента выдачи новой независимой гарантии;
4) если при увеличении в соответствии с настоящей статьей цены контракта обеспечение исполнения контракта осуществляется путем внесения денежных средств, поставщик (подрядчик, исполнитель) вносит на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, денежные средства в размере, пропорциональном стоимости новых обязательств поставщика (подрядчика, исполнителя).
Информация об изменениях:
Часть 1.4 изменена с 1 января 2023 г. — Федеральный закон от 4 ноября 2022 г. N 420-ФЗ
1.4. В случае уменьшения в соответствии с настоящей статьей цены контракта заказчик возвращает поставщику (подрядчику, исполнителю) внесенные в качестве обеспечения исполнения контракта денежные средства в размере, пропорциональном размеру такого уменьшения цены контракта.
Информация об изменениях:
Статья 95 дополнена частью 1.5 с 1 января 2022 г. — Федеральный закон от 2 июля 2021 г. N 360-ФЗ
1.5. В случае изменения срока исполнения контракта в соответствии с частью 27 статьи 34 настоящего Федерального закона по соглашению сторон устанавливается новый срок возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта.
Информация об изменениях:
Статья 95 дополнена частью 1.6 с 1 января 2022 г. — Федеральный закон от 2 июля 2021 г. N 360-ФЗ
1.6. Государственным или муниципальным заказчиком как получателем бюджетных средств предусмотренные частью 1 настоящей статьи изменения могут быть осуществлены в пределах доведенных в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации лимитов бюджетных обязательств на срок исполнения контракта.
Информация об изменениях:
Статья 95 дополнена частью 1.7 с 1 июля 2024 г. — Федеральный закон от 2 июля 2021 г. N 360-ФЗ (в редакции Федерального закона от 4 ноября 2022 г. N 420-ФЗ)
2. В установленных пунктом 6 части 1 настоящей статьи случаях сокращение количества товара, объема работы или услуги при уменьшении цены контракта осуществляется в соответствии с методикой, утвержденной Правительством Российской Федерации.
3. В установленных пунктом 6 части 1 настоящей статьи случаях принятие государственным или муниципальным заказчиком решения об изменении контракта в связи с уменьшением лимитов бюджетных обязательств осуществляется исходя из соразмерности изменения цены контракта и количества товара, объема работы или услуги.
Информация об изменениях:
Часть 4 изменена с 1 января 2022 г. — Федеральный закон от 2 июля 2021 г. N 360-ФЗ
4. В случае наступления обстоятельств, которые предусмотрены пунктом 6 части 1 настоящей статьи и обусловливают невозможность исполнения государственным или муниципальным заказчиком бюджетных обязательств, вытекающих из контракта, заказчик исходит из необходимости исполнения в первоочередном порядке обязательств, вытекающих из контракта на поставку товаров, необходимых для нормального жизнеобеспечения граждан, и (или) по которому поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства исполнены.
5. При исполнении контракта не допускается перемена поставщика (подрядчика, исполнителя), за исключением случая, если новый поставщик (подрядчик, исполнитель) является правопреемником поставщика (подрядчика, исполнителя) по такому контракту вследствие реорганизации юридического лица в форме преобразования, слияния или присоединения.
6. В случае перемены заказчика права и обязанности заказчика, предусмотренные контрактом, переходят к новому заказчику.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 227-ФЗ в часть 7 статьи 95 внесены изменения, вступающие в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
7. При исполнении контракта (за исключением случаев, которые предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частью 6 статьи 14 настоящего Федерального закона) по согласованию заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) допускается поставка товара, выполнение работы или оказание услуги, качество, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) которых являются улучшенными по сравнению с качеством и соответствующими техническими и функциональными характеристиками, указанными в контракте. В этом случае соответствующие изменения должны быть внесены заказчиком в реестр контрактов, заключенных заказчиком.
8. Расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Информация об изменениях:
Статья 95 дополнена частью 8.1 с 1 июля 2024 г. — Федеральный закон от 2 июля 2021 г. N 360-ФЗ (в редакции Федерального закона от 4 ноября 2022 г. N 420-ФЗ)
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 396-ФЗ в часть 9 статьи 95 внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2014 г.
ГАРАНТ:
В случае принятия с 1 января до 1 июля 2022 г. заказчиком предусмотренного частью 9 решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения открытого конкурса в электронной форме, открытого аукциона в электронной форме, запроса котировок в электронной форме, закупки товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 (в редакции Федерального закона от 2 июля 2021 г. N 360-ФЗ) (далее также — электронные процедуры), закрытого конкурса в электронной форме, закрытого аукциона в электронной форме (далее также — закрытые электронные процедуры), заказчик:
а) направляет такое решение поставщику (подрядчику, исполнителю) в порядке, установленном частью 12.2 статьи 95 (в редакции Федерального закона от 2 июля 2021 г. N 360-ФЗ);
б) не позднее дня направления решения (в соответствии с подпунктом «а») размещает такое решение в единой информационной системе в сфере закупок по правилам, действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона;
в) в случае неполучения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, направленного в соответствии с подпунктом «а» настоящего пункта, либо информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, датой надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта считается день по истечении пятнадцати дней, считая с даты размещения в единой информационной системе в сфере закупок решения в соответствии с подпунктом «б» настоящего пункта
9. Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
10. Заказчик вправе провести экспертизу поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги с привлечением экспертов, экспертных организаций до принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с частью 8 настоящей статьи.
11. Если заказчиком проведена экспертиза поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги с привлечением экспертов, экспертных организаций, решение об одностороннем отказе от исполнения контракта может быть принято заказчиком только при условии, что по результатам экспертизы поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги в заключении эксперта, экспертной организации будут подтверждены нарушения условий контракта, послужившие основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
12. Утратила силу с 1 января 2022 г. — Федеральный закон от 2 июля 2021 г. N 360-ФЗ
Дополнительное соглашение к контракту 2023 года: основные моменты и правила
В сфере бизнеса изменения и дополнения к контрактам неизбежны. Ведь условия экономической деятельности постоянно меняются, появляются новые факторы, которые необходимо учесть. Именно поэтому дополнительное соглашение к контракту, также известное как допсоглашение, стало неотъемлемой частью деловых отношений.
Допсоглашение представляет собой документ, который дополняет и изменяет исходный контракт. Оно может быть составлено как при подписании контракта, так и в процессе его действия. Когда появляется необходимость внести изменения в исходный документ, стороны обязаны составить допсоглашение и подписать его. В противном случае, изменения в контракте не имеют юридической силы.
Контракты, согласно ФЗ 44-ФЗ, имеют особую юридическую силу и являются официальными документами, регулирующими взаимоотношения между государством и коммерческими организациями. Допсоглашение к таким контрактам позволяет вносить изменения в условия закупки товаров, работ и услуг, а также корректировать цены и сроки исполнения контракта.
Дополнительное соглашение к контракту по 44 ФЗ
В рамках муниципального контракта соглашение по 44 ФЗ регулирует вопросы о дополнительных изменениях в контракте. Оно может быть подписано сторонами контракта, если возникла необходимость в изменении условий сделки.
Дополнительное соглашение по 44 ФЗ составляется в письменном виде и подписывается обеими сторонами контракта. В соглашении указываются все изменения и дополнения, которые будут вноситься в основной контракт.
Как правильно образец дополнительного соглашения по 44 ФЗ к муниципальному контракту:
- Указать дату и место подписания допсоглашения.
- Указать название и реквизиты муниципального контракта.
- Определить цели и предмет изменения контракта. Какие именно условия контракта подлежат изменению.
- Указать новые условия и требования по обновленному контракту.
- Указать сроки внесения изменений и действия дополнительного соглашения.
- Подписать соглашение с указанием данных и должности лиц, подписывающих допсоглашение, с указанием даты и места подписания.
Обратите внимание, что подписание дополнительного соглашения по 44 ФЗ к муниципальному контракту является обязательным для обеих сторон. В случае несогласия с предлагаемыми изменениями, стороны могут обратиться в суд для разрешения спора.
Когда образец не подписывают
Дополнительные соглашения по контракту являются неотъемлемой частью взаимодействия между сторонами. Однако иногда возникают ситуации, когда образец дополнительного соглашения не подписывают.
Одной из причин может быть несоответствие образца дополнительного соглашения требованиям ФЗ о контрактной системе, таких как ФЗ № 44. В таком случае необходимо проверить, соответствует ли образец дополнительного соглашения всем требованиям федерального закона.
Еще одной причиной неподписания образца дополнительного соглашения может быть неправильное его составление, например, отсутствие необходимых данных или неверная форма представления информации. Важно правильно оформить дополнительное соглашение и убедиться, что все его условия и требования отражены в документе.
Также следует помнить, что образец дополнительного соглашения может не подписываться, если в муниципальном контракте нет возможности изменения цены, срока выполнения работ или иных условий. В таком случае стороны могут обсудить возможность заключения нового контракта или добавления дополнительных приложений к существующему договору.
Важно помнить, что дополнительное соглашение должно быть подписано обеими сторонами для его вступления в силу. Прежде чем подписывать дополнительное соглашение, рекомендуется внимательно изучить все его условия и убедиться, что они соответствуют интересам и требованиям обеих сторон.
Образец допсоглашения к муниципальному контракту об изменении цены
В соответствии с действующим Федеральным законом № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и на основании положений муниципального контракта, заключенного между сторонами, составляется следующее дополнительное соглашение к контракту об изменении цены:
№ | Наименование условия | Текущее значение | Измененное значение |
1. | Цена контракта | 100 000 рублей | 150 000 рублей |
Страницы, которые меняются в контракте относительно текущей цены:
- Страница 5 – раздел «Финансовые условия», пункт «Цена контракта».
- Страница 10 – раздел «Общие условия», пункт «Изменение цены контракта».
Стороны согласовали изменение цены контракта согласно представленным данным соглашения. Дополнительное соглашение будет применяться с момента подписания обеими сторонами.
Приложения к допсоглашению:
- Копия измененной цены контракта.
- Копии страниц контракта, где указываются измененные условия.
Обеим сторонам следует принять к сведению, что изменение цены контракта не может быть применено без подписания данного дополнительного соглашения.
Подпись заказчика: ___________________
ФИО заказчика: ___________________
Дата: ___________________
Подпись исполнителя: ___________________
ФИО исполнителя: ___________________
Как правильно составить дополнительное соглашение к контракту 2023 года
Подписывают дополнительное соглашение к контракту в случае изменения каких-либо условий, указанных в исходном контракте. Оно может коснуться изменения цен, сроков выполнения работ, объемов и качества услуг, а также других важных моментов.
Составить дополнительное соглашение необходимо в соответствии с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
При составлении дополнительного соглашения к контракту следует учитывать следующие правила:
- Указать наименование контракта и дату его подписания.
- Четко описать изменения, которые вносятся в контракт. Это может быть изменение цены, срока выполнения работ или любых других условий.
- Установить причину внесения изменений. Это может быть необходимость обеспечения выполнения действующих нормативных требований, изменение рыночных условий, объективные обстоятельства и т.д.
- Указать порядок вступления в силу дополнительного соглашения. Как правило, это происходит после его подписания обеими сторонами и составления дополнительного соглашения к контракту.
- Согласовать срок и порядок уведомления другой стороны о внесении изменений. Это позволит избежать недоразумений и споров в будущем.
- Обязательно подписать дополнительное соглашение обеими сторонами.
Дополнительное соглашение к контракту по ФЗ-44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» является юридически значимым документом, поэтому его составление и подписание следует проводить в соответствии с требованиями законодательства и действующими закупочными процедурами.
Дополнительное соглашение к контракту 2023 г.: новые условия и изменения
Дополнительное соглашение к контракту 2023 года — это один из существенных инструментов в условиях бизнеса, когда необходимо внести изменения в предмет и условия контракта. Оно относится как к коммерческим, так и к государственным контрактам, и влияет на работу и санкции, которые могут быть применены в случае несоблюдения новых условий.
В соответствии с ФЗ «О государственных контрактах» дополнительное соглашение позволяет изменить существенные условия контракта, такие как цена, сроки работ, качество выполнения заказа и другие параметры. Оно также может включать в себя новые пункты и условия, которые ранее не были прописаны в основном контракте. Такие изменения могут быть внесены как сторонами контракта, так и третьими лицами в качестве дополнительного соглашения к уже действующему договору.
Дополнительное соглашение к контракту 2023 года может быть использовано в различных сферах бизнеса, включая строительные и государственные контракты. Оно предоставляет возможность изменить условия контракта в соответствии с текущей ситуацией и требованиями сторон. Кроме того, дополнительное соглашение может быть использовано для поддержки работ по контракту, внесения исправлений или уточнений, касающихся предмета работ и других существенных моментов.
Важно отметить, что дополнительное соглашение к контракту 2023 года требует обязательного соблюдения формы и порядка его заключения. Оно должно быть оформлено в письменной форме и подписано обеими сторонами. При этом, если отсутствует необходимость изменения существенных условий контракта, дополнительное соглашение может быть оформлено в форме простого письма или электронного сообщения.
Дополнительное соглашение к контракту по 44 ФЗ: что это такое и как изменить условия контракта
Дополнительное соглашение к контракту по 44 ФЗ относится к госконтрактам и имеет существенное значение для бизнеса. В условиях санкций и изменений на рынке ресурсов, такое дополнение позволяет изменить условия контракта по согласованию сторон.
Предметом дополнительного соглашения к контракту по 44 ФЗ могут быть работы в различных областях, таких как строительные, поддержка и другие виды работ. В зависимости от условий, стороны могут договориться о внесении изменений в существующий контракт, чтобы учесть изменения в бизнес-процессах или общую ситуацию на рынке.
Дополнительное соглашение к контракту по 44 ФЗ может быть использовано для изменения финансовых условий, объема работ, сроков выполнения, перечня дополнительных требований и других параметров контракта. Для этого важно составить документ согласно законодательству и учесть интересы обеих сторон.
Внесение изменений в контракт через дополнительное соглашение по 44 ФЗ предусмотрено в случаях, когда стороны согласны изменить условия контракта или имеют вескую причину для таких изменений. Однако, необходимо учитывать, что решение о внесении изменений принимается по согласию обеих сторон контракта.
Что относится к существенным условиям
Существенные условия дополнительного соглашения к контракту 2023 года касаются различных аспектов бизнеса и работы по государственным контрактам. Например, санкции и поддержка в строительных контрактах могут быть отнесены к существенным условиям. Если изменить эти условия, то предмет и условия работы могут значительно измениться.
Госконтракты и требования к предоставлению услуг также могут быть существенными условиями для дополнительного соглашения. Например, если в контракте оговорено, что поставляемые товары должны соответствовать требованиям определенного федерального закона, изменение этого условия может повлиять на предмет контракта и его исполнение.
Если в контракте дополнительное соглашение функционирует как ключевой момент, то он относится к существенным условиям. Например, если предмет контракта изменяется с 44 тысячи часов на 1 миллион часов работы, это является существенным изменением.
Как изменить предмет контракта
В соответствии с действующим ФЗ относительно дополнительного соглашения к контракту, возможно изменить предмет контракта при наличии существенных условий. Если по контракту предусмотрена возможность внесения изменений или это является общепринятым в строительных условиях, то дополнительное соглашение может быть заключено без санкций.
Для изменения предмета контракта необходимо провести переговоры и достичь взаимоприемлемого решения. Если изменение предмета контракта является существенным, то при его принятии необходимо уведомить все стороны контракта в письменной форме. Дополнительное соглашение к контракту, которое вносит изменения в предмет контракта, обязательно должно быть подписано всеми заинтересованными сторонами.
Поддержка всеми сторонами контракта, что изменение предмета контракта является необходимым и обоснованным, играет важную роль при дальнейшей работе по дополнительному соглашению. В этом случае изменение предмета контракта может быть рассмотрено и утверждено на законодательном уровне.
Поддержка бизнеса в условиях санкций
Дополнительное соглашение к контракту 2023 года выступает в роли существенного инструмента для поддержки бизнеса в условиях санкций. Оно позволяет изменить условия контракта с целью обеспечения более выгодных условий работы в рамках госконтрактов.
Поддержка бизнеса в условиях санкций становится предметом особого внимания при дополнительном соглашении к контракту. Изменения в условиях контракта могут заключаться в увеличении предоставляемой поддержки по контракту или в изменении требований по его исполнению.
Важно отметить, что поддержка бизнеса в условиях санкций относится к существенным изменениям в контракте. Это означает, что дополнительные условия могут быть внесены только путем заключения дополнительного соглашения к контракту.
Согласно Федеральному закону «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», госконтрактные отношения должны быть четко регулированы договором и дополнительными соглашениями к нему. Таким образом, поддержка бизнеса в условиях санкций согласно ФЗ «О контрактной системе» происходит именно посредством дополнительного соглашения к контракту.
Как изменить госконтракты на строительные работы
Рассмотрим процедуру изменения госконтрактов на строительные работы в контексте дополнительного соглашения к контракту. Дополнительное соглашение является важным инструментом ведения бизнеса и может быть применено для изменения условий контракта в соответствии с законодательством.
При изменении госконтрактов на строительные работы необходимо учитывать требования Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
В случае изменения существенных условий госконтракта на строительные работы, требуется составление дополнительного соглашения, которое должно содержать все необходимые изменения и уточнения.
Дополнительное соглашение к контракту по госконтрактам на строительные работы относится к специальным видам договоров и регулируется соответствующими нормами законодательства.
Важно знать, что изменение госконтрактов на строительные работы может быть вызвано различными причинами, такими, как изменение цены контракта, изменение сроков выполнения работ, изменение предмета контракта и другие.
При изменении госконтрактов на строительные работы также могут применяться санкции в случае нарушения условий контракта или невыполнения работ в срок.
Следует отметить, что поддержка и подготовка документов для изменения госконтрактов на строительные работы может быть осуществлена специализированными юридическими фирмами или самостоятельно с учетом требований законодательства.
Дополнительное соглашение по контракту по 44-ФЗ
Обучение по 44-ФЗ Обучение для госзаказчиков Обучение для поставщиков Повышение квалификации Профпереподготовка Обучение контрактных управляющих Обучение по 223-ФЗ Обучение для заказчиков Обучение для поставщиков Повышение квалификации Профпереподготовка
Антикризисное предложение до 22 сентября
Полезные материалы для скачивания
Видеообзор изменений в госзакупках в связи с COVID-19
Изменения в законодательстве по госзакупкам
Закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя)
Новые условия заключения прямого договора
Аукцион в электронной форме
Обзор нормативной базы и порядка проведения и участия
Планирование закупок по 44-ФЗ
Кадровое обеспечение по 44-ФЗ
Требования к контрактной службе, комиссии по осуществлению закупок,
приемочной коммисии, профстандарты
При обнаружении несоответствий в этой статье оставьте оставьте заявку и получите скидку 30% на любой курс по госзакупкам
Из этой статьи вы узнаете:
- Требования к дополнительному соглашению по 44-ФЗ
- Случаи, когда можно оформить дополнительное соглашение по контракту
- Что нельзя включить в дополнительное соглашение
- 6 рекомендаций, как оформить дополнительное соглашение по контракту по 44-ФЗ
- Форма дополнительного соглашения
Дополнительное соглашение по контракту по 44-ФЗ не менее важно, чем непосредственно сам контракт. При помощи этого документа обе стороны имеют возможность корректировать условия заключенного договора, не нарушая при этом законодательство.
Однако не каждое изменение разрешено вносить при помощи дополнительного соглашения. Законом предусмотрен закрытый список допустимых правок к договору. В нашей статье мы расскажем, что можно оформить через дополнительное соглашение, в каком виде его надлежит составлять и какие пункты необходимо включить.
Требования к дополнительному соглашению по 44-ФЗ
Документ, который называется дополнительным соглашением, позволяет вносить поправки в договоры, в том числе в государственные контракты, заключенные в ходе закупок. С его помощью вводят новые условия текущей сделки, если в этом есть необходимость. Дополнительное соглашение (далее ДС) набирает силу с момента подписания.
Таким образом, начинают действовать изменения, внесенные сторонами в принятые ранее обязательства. При этом не следует путать госконтракт с присовокупленной документацией, необходимой для выполнения предусмотренных работ (например, техническим заданием и т. п.).
Внесение корректировок, которые позволяет сделать сторонам госзакупки дополнительное соглашение по контракту по 44-ФЗ, также оговорено Гражданским кодексом РФ, и в частности статьей 451 п. 1. Там указано, что изменение и даже расторжение договоров возможно в тех случаях, когда условия их заключения серьезно поменялись, а иная схема действий не предусмотрена, поскольку это было невозможно на этапе подписания.
Новые договоренности оформляются должным образом, поскольку изменить условия официально действующего соглашения в устной форме невозможно. А значит, документ необходимо подготовить и утвердить по той же процедуре, что и первичный договор.
При этом нужно понимать, что если сделка оформлялась через регистрацию в госорганах, то дополнительное соглашение должно быть внесено в Росреестр, как того требует закон. Иначе новые условия контракта не получат юридического статуса.
Если обстоятельства исходной сделки требовали публикации в средствах массовой информации или на других площадках, а также информирования ограниченного круга лиц, то корректировка в виде ДС будет проходить по той же схеме. То есть дополнительное соглашение по контракту по 44-ФЗ нужно будет обнародовать в СМИ, выложить в Интернет либо разослать участникам переговоров.
Измененный договор вступает в силу с момента подписания формы дополнительного соглашения, если другое не предусмотрено в его условиях. Иногда указывают точную дату начала действия поправок к заключенному контракту.
Если документ нужно добавить в Росреестр, то для сторон договора его новый вариант начинает работать сразу после подписания, для остальных субъектов – после официальной регистрации. Важно заметить, что положения госконтракта можно корректировать постфактум. Просто внесите уточнение о том, что действующая редакция ДС распространяется на первоначальные договорные отношения.
Такой же порядок применяют при расторжении сделки задним числом. При этом следует учесть, что новый документ не должен нарушать права сторон и правовые нормы.
Случаи, когда можно оформить дополнительное соглашение по контракту по 44-ФЗ
Как мы писали выше, поправки к содержанию договора о госзакупках вносят на основании п. 1 статьи 451 Гражданского кодекса РФ. Там говорится, что исходный вариант контракта можно пересмотреть или расторгнуть при важных изменениях ситуации, в которой он был заключен, и данное условие нельзя было учесть во время подписания документа.
Стороны сделки не имеют права поменять существенные пункты действующего договора. Список исключений приводится в статье 95 Закона о государственных закупках (ФЗ № 44 от 05.04.2013). Одно из них гласит, что возможность оформления дополнительного соглашения должна быть оговорена документально, в том числе самим контрактом.
При разработке изменений к договорам о закупках нужно соблюдать ряд дополнительных условий в следующих случаях:
- Стоимость контракта уменьшается, но количество и качество продукции (услуг) остается неизменным.
- Заказчик хочет увеличить или сократить масштаб поставок (выполнения работ) максимум до 10 %.
- Изменились регулируемые цены на продукцию (услуги), допустим, в договоре о водоснабжении.
- Контракт был заключен на медицинское обслуживание клиента за границей (цена этих услуг, как правило, колеблется в ту или иную сторону, исходя из назначения врачей).
- Выполнение госконтракта на нынешних условиях не представляется возможным.
- Снизились бюджетные ассигнования (ЛБО). Этот мотив для оформления ДС основан на статье 161 (п. 6) Бюджетного кодекса РФ. При изменении лимитов государственный заказчик обязан увязать новые условия первоначальных обязательств с текущей ситуацией.
К тому же дополнительное соглашение по контракту по 44-ФЗ может быть оформлено на основании:
- Постановления Правительства России (если федеральный заказ стоимостью от 10 млрд руб. рассчитан на период более 3 лет и не может выполняться на существующих условиях);
- распоряжения Администрации субъекта Федерации (если невозможна реализация государственного контракта стоимостью от 1 млрд руб., подписанного на три года для обеспечения потребностей региона);
- решения исполнительных органов местного самоуправления (если муниципальный заказ на 500 млн руб. и выше сроком более 1 года не может быть выполнен на исходных условиях сторон);
- смены реквизитов поставщика;
- отдельным случаем подписания дополнительного соглашения является преждевременный отказ от госконтракта.
Немногим ранее (до 2017 г.) разрешалось корректировать период выполнения договора, стоимость и объем продукции (работ, услуг) в том случае, когда срок завершался в 2016 г. То есть, чтобы изменить цену госзаказа или перечень дополнительных работ, можно было запросто оформить дополнительное соглашение по контракту по 44-ФЗ.
Что нельзя включить в дополнительное соглашение
Поговорим о том, какие изменения не предусматривает форма, разработанная для ДС. Нельзя исправить следующие нюансы сделки:
- Страну происхождения продукта, если наложен юридический запрет по правилам использования национального режима (ст. 14, часть 6 ФЗ № 44).
- Название поставщика, за исключением уступки права требования третьему лицу о выполнении финансового обязательства к заказчикам (Обзор судебной практики Президиума ВС РФ от 28.06.2017, пункт 17).
- Предмет контракта.
- Прочие условия при нарушении ст. 95 Закона о государственных закупках.
Несмотря на то что закон запрещает изменять объекты договоров, некоторые госконтракты все же корректируют и в этой части. Основанием для таких исключений являются решения исполнительных органов власти (Правительства, региональных администраций или ОМСУ). Это применимо к государственным контрактам на удовлетворение нужд:
- федерации (при общей стоимости договора более 10 млрд руб. и сроком от 3 лет, для клинических испытаний медикаментов – от 40 млн руб.);
- регионов (на период от 3 лет при стоимости от 1 млрд руб.);
- муниципалитетов (длительность – более 1 года, цена – от 500 млн руб.).
Все эти моменты установлены в ФЗ № 44 от 05.04.2013 (ст. 95, часть 1, пп. 2–4), Гражданском кодексе РФ (ст. 432, п. 1, абз. 2), Постановлении № 1186 от 19.12.2013 (п. 1).
6 рекомендаций, как оформить дополнительное соглашение по контракту по 44-ФЗ
Лишь правильно оформленное дополнительное соглашение может считаться правомочным. При составлении документа соблюдайте следующие требования:
- В начальной части укажите реквизиты исходного госконтракта, к которому вы прилагаете ДС.
- Преамбулу возьмите из первоисточника, но замените слова «настоящий договор» фразой «настоящее дополнительное соглашение».
- Готовый документ подписывают обе стороны сделки, после чего ставят печать своей организации.
- Далее проставьте полные реквизиты юридических лиц, заключивших контракт.
- Подробно опишите все вносимые поправки с уточнением того, что остальной текст договора не менялся.
- Дополнительное соглашение по контракту по 44-ФЗ готовят на бумаге в 2 экземплярах.
Единственный способ откорректировать действующий госконтракт – заключить дополнительное соглашение к нему. Если новый документ оформлен так, как подобает, он будет легитимным и принесет пользу участникам сделки.
Форма дополнительного соглашения
К нам часто обращаются с вопросом: если контракт оформлен по итогам электронного аукциона, нужно ли заказчику составлять ДС к контракту в той же форме? Либо документ необходимо составлять в бумажном варианте, подписать и выложить его на официальный сайт?
Допсоглашение к госконтрактам можно оформить в любом виде – и электронном, и стандартном, т.е. на бумаге. При этом обнародовать его на интернет-площадках нет необходимости.
После онлайн-торгов все договоры заключают с помощью обмена документами через единую информационную систему (ЕИС) на сайте госзакупок (ФЗ №44 от 05.04.2013, ст. 70, части 2-8).
Электронные аукционы проходят на соответствующих интернет-площадках, как того требуют статьи 59 (часть 1 и 4), 68 упомянутого закона.
Ранее (до 2018 года), пункт 1 ст. 60 Закона N 44-ФЗ предусматривал, что обмен информацией, связанной с получением аккредитации на электронных площадках и проведением электронного аукциона, между участником такого аукциона, заказчиком, оператором электронной площадки осуществляется на электронной площадке в форме электронных документов.
Аналогичного правила применительно к отношениям между указанными лицами, возникающим после заключения контракта (в том числе в связи с подписанием дополнительных соглашений к контракту), законодательство не предусматривает.
Более того, ФЗ-44 не предусматривает правил оформления ДС по государственным контрактам, которые заключают на онлайн-торгах (включая форму исполнения документа), а также использования для этих целей интернет-площадок.
В этом вопросе нужно опираться на Гражданский кодекс, как установлено в ст. 2 (часть 1) закона о контрактных госзакупках.
Дополнительное соглашение по контракту по 44-ФЗ об изменении (расторжении) договора оформляется в таком же виде форме, как исходный документ. Если законом и нормативами не предусмотрено иных условий. Все сделки (в т.ч. контракты), совершаемые юридическими лицами, должны стандартно проводиться на бумаге. Исключение составляют нотариально заверяемые обязательства (ст. 161, пункт 1 ГК РФ). При составлении договора в печатном или электронном варианте письменная форма признается соблюденной (ст. 434, пункт 2 ГК).
Следовательно, для подготовки дополнительного соглашения о пересмотре условий госконтракта подходят оба вышеупомянутых формата. Они не нарушают положений Гражданского кодекса и закона о закупках, а также подтверждают наличие письменного варианта.
И в завершение подчеркнем, что сведения об изменении условий госзакупки (если это не государственная тайна) заказчик отражает в базе ЕИС не позднее следующего рабочего дня после внесения поправок (ст. 95 ФЗ-44, часть 26). При этом способ заключения ДС не играет роли.
Еще один нюанс. На протяжении 3-х рабочих дней после подписания ДС все данные об изменении договора с точным перечнем поправок, заверенные усиленной неквалифицированной ЭЦП уполномоченного лица со стороны заказчика, нужно отправить в Федеральное казначейство в электронном варианте для помещения в Реестр контрактов по ФЗ-44. Этого требуют «Правила ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками» (пункты 11-12), утвержденные 28.11.2013 постановлением N 1084.