Публичные и частноправовые должностные лица и их статус
Физические лица, у которых есть государственно-властные полномочия или которыми осуществляется исполнительно-распорядительная в негосударственных органах, организациях, учреждениях, являются должностными лицами.
Для взаимоотношений должностных лиц характерной является служебная соподчиненность: должностным лицом определяется мера легитимного поведения других лиц, которые являются участниками правоотношений и должен выполнять правомерные требования вышестоящего начальства. У должностного лица есть право на установление и изменение прав и обязанностей, что приводит к тому, что возникают или прекращаются административные отношения в сферах государственной, муниципальной или частноправовой деятельности. Исходя из этого, статус должностных лиц распространяется на любые физические лица публичного или частного права, действия которых могут повлечь за собой факт возникновения, приостановления, изменения или прекращения юридически значимого события или обстоятельства (юридического факта).
Статус должностных лиц обуславливается правовой регламентацией их полномочий и не является зависимым от объективной реализации. У должностного лица, в зависимости от существа административного отношения, есть право на осуществление вверенных ему прав и обязанностей либо на воздержание от данных дейтсвий. То, что публичная и частноправовая деятельность отождествляется и относится к ведению должностных лиц является характерным исключительно для административного права: должностные лица в уголовном праве наделяются исключительно публичными полномочиями (примечание 1 к 285 статье Уголовного кодекса РФ).
Должностные лица могут различаться на основании того, что содержится в их публичных обязанностях. Должностные лица, которые наделены организационно-распорядительными или административно-хозяйственными обязанностями выполняют функции, которые возлагаются на них в соответствии с законом, нормативными актами, приказами или распоряжениями вышестоящих должностных лиц. Специальные полномочия, определяющие статус должностных лиц, являются ограниченными сроками государственно-служебных обязанностей или могут быть прекращены в момент, когда исполняется служебное поручение, возложенное на них нормативными актами или распоряжениями.
Должностными лицами, у которых имеются публичные административные обязанности, также являются государственные и муниципальные служащие. Административные обязанности должностных могут распространяться на государственных и муниципальных служащих, которые подчинены им, но помимо этого и на лиц, которые не зависят от них на основании службы.
У указанных должностных лиц есть право на принятие решений, которые являются обязательными для исполнения в лице граждан и организаций вне зависимости от формы собственности и ведомственной подчиненности. У должностных лиц органов местного самоуправления также имеются властные административные обязанности, но право на их осуществление действительно только в исполнительно-распорядительных муниципальных органах, которые не являются государственными. Исходя из этого можно утверждать, что возлагаемые на них обязанности не являются государственно-властными.
Должностными лицами в публичном праве также являются лица, которые занимаются осуществлением властных административных обязанностей в государственных и муниципальных органах. Физические лица в коммерческих и некоммерческих организациях, у которых имеются административные обязанности, являются должностными лицами частного права. Должностные лица частного права, также как и должностные лица государственных и муниципальных органов, имеют распорядительные полномочия, но данные полномочия не властные, хоть и являются обязательными для исполнения подчиненными лицами, которые находятся с ними в трудовых отношениях. Должностными лицами частного права осуществляется коммерческая деятельность, что является невозможным для лиц, у которых имеются публичные правомочия.
Право должностного лица
На основании действующего права допускаются различия правового положения должностных лиц федерального органа гос. власти и государственных органов субъектов Российской Федерации. В последнем случае данными лицами занимаются должности, которые устанавливаются исключительно на основании конституций и уставов субъектов Федерации.
По отношению к сфере деятельности организаций, которые являются не государственными, исключая муниципальные, в действующем законодательстве установлен статус должностных лиц, которые на постоянной, временной или специальной основе выполняют управленческие функции в коммерческих или некоммерческих организациях. Состав управленческих функций данных лиц являются таким же, как и состав полномочий, которые предусматриваются для должностных лиц государственного или муниципального органа.
Данные лица наделяются организационными и распорядительными или административно-хозяйственными обязанностями.
Должностные лица должны являться дееспособными гражданами, то есть иметь возможность приобретать и осуществлять гражданские права, создавать гражданские обязанности и обеспечивать их исполнение. У таких граждан есть право на вступление в обязательственно-правовые отношения, обладание имущественными и личными неимущественными правами. Возраст дееспособного гражданина не является принципиально связанным с совершеннолетием. Гражданина, который еще не достиг 18 лет могут признать дееспособным на основании 2 пункта 21 статьи Гражданского кодекса РФ и он также наделяется статусом должностного лица предприятия, организации, учреждения любой из негосударственных форм собственности. То, что несовершенному гражданину присуждается указанный статус в публичных отношениях является ограниченным действием.
К примеру, право поступления на госслужбу есть у граждан, которые достигли совершеннолетия, владеют государственным языком и имеют профессиональное образование.
Властные полномочия государственных служащих заключаются в том, что происходит реализация организационно-распорядительных и административно-хозяйственных обязанностей, на основании этого у служащих имеется такой же статус, как и у должностных лиц. Когда от имени и по поручению соответствующих министерств осуществляются вверенные публичные полномочия, должностное лицо должно оказывать содействие тому, как возникают, изменяются, приостанавливаются или прекращаются административные отношения.
Определение должностного лица, которое установлено в статье 2.4 Кодекса об административных правонарушениях, основывается на синтезе двух дефиниций, которые установлены в статьях 201 и 285 Уголовного кодекса Российской Федерации: лица, которое выполняет функции управления в коммерческих или иных организациях, а также должностного лица.
Исходя из этого, в отличие от Уголовного кодекса, в Кодексе об административных правонарушениях представляется понятие, которое обобщает значение должностного лица. Тем самым предпринимается попытка устранения логического несоответствия статуса должностных лиц в частном и публичном праве.
Административная ответственность для должностных лиц
Должностные лица могут нести административную ответственность исключительно на основании неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей (1 абзац 24 статьи Кодекса об административных правонарушениях). Должностным лицом сохраняется юрисдикционный статус по отношению к собственной проф. деятельности, в случае совершения должностными лицами нарушений общественного порядка (например, мелкое хулиганство или незаконное распитие алкогольных напитков, необходимо соответственно обращаться к статьям 20.1 и 20.20 Кодекса об административных правонарушениях) не может быть принят во внимание должностной статус нарушителей и последних должны привлекать к понесению ответственности на общем основании с другими физическими лицами.
Административная ответственность в случае проступков должностного лица предусматривается в отдельных федеральных законах, например в статьях 289-306 БК, которые определяются виды правонарушений в бюджетном законодательстве, понятия «должностного лица» нет, но правонарушители в данном случае – это лица, которые наделены государственно-властными полномочиями, занимающие руководящие должности в хозяйственной сфере и муниципальных органах а также другие лица, которые осуществляются функции должностного лица так, как это предусматривается на основании определения должностных лиц, содержащегося в примере 1 к статье 285 Уголовного кодекса.
В зависимости от того, какие цели и предназначение деятельности присутствует, можно выделить частноправовые и публичные должностные лица.
Публичным должностным лицом является должностное лицо государственного, муниципального или специального публичного органа (например, Банк России, Счетная палата, Следственный комитет Российской Федерации), должностное лицо публичной некоммерческой организации – государственной корпорации, государственной компании, бюджетного, автономного и казенного учреждения, саморегулируемой организации, а также должностное лицо публичной коммерческой организации – открытого акционерного общества с государственным участием, государственного и муниципального унитарного предприятия.
Должностное лицо частного права осуществляют свою деятельность в коммерческих организациях, основная цель которых – извлечь прибыль, или в некоммерческих организациях, которые предназначены для того, чтобы осуществлять непубличную деятельность.
Статус частноправового должностного лица обусловливается на основании его процессуального права и обязанностей в качестве субъекта административного правонарушения. Опасность для общественности правонарушения, которые совершаются в лице частноправового должностного лица, как правило может превышать вред (ущерб), который причиняется правоохраняемым интересам лицами, не наделенными должностными полномочиями, по этой причине в Кодексе об административных правонарушениях устанавливаются для должностного лица более обременительные штрафные санкции по сравнению с другими нарушителями – физическими лицами. На основании этого юрисдикционная значимость частноправового должностного лица обусловливается:
- на основании презумпции значимости того, какой им причиняется вред или ущерб;
- наделения их дополнительными правами и обязанностями в случаях, которые специально предусмотрены в Кодексе об административных правонарушениях;
- распространенности совершаемого правонарушения.
По отношению к последнему критерию необходимо отметить специфику субъектного состава Кодекса об административных правонарушения: практически во всех случаях санкциями статей КоАП устанавливается ответственности для частноправового должностного лица, к примеру публичное должностное лицо – субъект административного правонарушения, которое предусмотрено в статье 14.9 (нарушение законодательства о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей), 3 части статьи 14.32 (заключение ограничивающего конкуренцию соглашения, осуществление ограничивающих конкуренцию согласованных действий), 2 часть статьи 14.35 нарушение законодательства о государственном кадастровом учете недвижимого имущества), статья 19.74 Кодекса об административных правонарушениях (непредставление сведений либо несвоевременное представление сведений о заключении государственного или муниципального контракта либо о его изменении, исполнении или расторжении в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта РФ, орган местного самоуправления, уполномоченные на ведение реестров государственных или муниципальных контрактов, заключенных по итогам размещения заказов).
Законодательство для должностных лиц
В законодательстве субъектов Российской Федерации устанавливается ответственности публичного лица исключительно в особых случаях, к примеру, на основании Кодекса об административных правонарушениях города Москва административная ответственность для должностного лица предусматривается в случае совершения проступков, которые установлены в статье 7.27 (факт несоблюдения организациями лимита энергопотребления) и статье 7.29 (факт несоблюдения порядка того, как должно быть декларировано энергопотребление). По отношению к данным составам и субъектом правонарушений в административной сфере деятельности существуют также публичные юридические лица, которые создаются в организационно правовой форме гос. учреждений или государственных унитарных предприятий, должностные лица гос. организаций, являющихся нарушителями в данном случае могут быть привлечены к ответственности вне зависимости от того, какая имеется квалификация корпоративных правонарушений (часть 3 статьи 2.1 Кодекса об административных правонарушениях). Факт привлечения к ответственности публичной организации на основании Кодекса об административных правонарушениях РФ и г. Москвы отдельно, возможен только в случаях, которые указаны в КоАП РФ и г. Москвы, и при этом в них не предусматривается ответственность государственного или муниципального органа. Общей тенденцией федерального и московского законодательства является квалификация по преимуществу проступки частноправовых субъектов.
Примечательным является то, что в примечании к статье 2.4 Кодекса об административных правонарушениях устанавливаются признаки, квалифицирующие частноправовые и публичные должностные лица, но привлечение последних к понесению административной ответственности является более редким явлением.
Санкции в случае налоговых правонарушений в большинстве случаев применяют к должностным лицам коммерческих организаций. Санкциями, которые определяются на основании Бюджетного и Налогового кодекса, в отличии от Кодекса об административных правонарушениях, не предусматривается дифференциация наказаний, которые были совершены в лице должностных лиц и лиц, которые не наделены полномочиями должностных лиц: в случае выявления обстоятельств, которые отягчают ответственность за совершение налоговых правонарушений, может быть принято во внимание только повторение поступков лицом, к которому уже применялись налоговые санкции.
Административная ответственность должностных лиц в соответствии с КоАП, как правило, является следствием противоправного бездействия: нарушитель не соблюдает своих должностных обязанностей либо уклоняется от их исполнения, допуская тем самым наступление общественно опасных последствий.
Полномочия в административном праве
Необходимо сразу отметить, что должностное лицо в системе административного права определяется не в общеотраслевом формате, а только в виде определенного субъекта при административной ответственности, то есть для этого создаются специальные деликатные по виду отношения. Должностное лицо – это лицо, которое временно или постоянно исполняет определенные должностные полномочия и имеет определенные функции представителя власти.
В системе административного права, любое должностное лицо – это общий субъект, который участвует в самых разносторонних отношениях. Стоит отметить, что административное право весьма своеобразное, и нередко оно не дает определение субъекта в его публичном управлении.
Исходные позиции по должностным лицам
Должностные лица есть во всех организационных структурах, как государственного, так и частного форматов. В первую очередь, если речь идет о системе административного права, необходимо рассматривать государственных служащих. К государственным служащим на сегодняшний день относятся следующие категории должностных лиц:
- Служащие в федеральных государственных органах.
- Служащие, занимающие определенные должности в государственных органах субъектов Российской Федерации.
- Следующие по списку идут государственные служащие, которые различаются между собой местами выполнения своих должностных обязанностей. Здесь речь первым делом идет о государственных служащих, которые работают в следующих организациях:
- Служащие в аппарате законодательных, то есть представительских органов государственной власти. Это могут быть руководители аппарата Совета Федерации или депутаты Государственной Думы.
- Служащие в аппарате органов судебной власти, распространенной на территории Российской Федерации. Здесь речь идет также о секретарях, референтах и прочих работников судебной сферы.
- Служащие в органах прокуратуры Российской Федерации.
- Служащие в органах исполнительской власти, или просто в исполнительных органах. Стоит отметить, эту категорию составляет подавляющее большинство государственных служащих в стране.
Полномочия должностных лиц в России
Все должностные лица, которые занимают те или иные рабочие места на территории Российской Федерации, в обязательном порядке подчиняются нормам и принципам административного права. Стоит отметить, что должностные лица имеют некоторые преимущества по сравнению с обычными, то есть рядовыми сотрудниками тех же государственных организаций.
Должностные лица в России наделены определенными полномочиями, которые позволяют контролировать весь рабочий процесс в каждом государственном предприятии:
- Во-первых, должностные лица имеют право принятия на работу, а также право на увольнение в соответствии с какой – либо статьей Трудового кодекса Российской Федерации.
- Во-вторых, все должностные лица наделены такими функциональными возможностями, как осуществление контролирующих или надзирательных систем. Если должностное лицо, вынесло какое – то распоряжение и требует его выполнение, оно может проверить его по истечению срока.
- В-третьих, должностные лица имею право вето на своем предприятии. Иными словами, после голосования всех участников администрации государственного предприятия, а также акционеров при наличии, должностное лицо имеет право не принимать лидирующие большинство голосов.
Должностные лица назначаются распоряжением вышестоящего руководителя, и по его распоряжению могут быть уволены или переведены на другую рабочую должность.
Административная ответственность должностных лиц: виды нарушений, основания и порядок привлечения
Понятие «должностное лицо» определено в примечании к ст. 2.4 КоАП РФ. Во-первых, это представитель власти, который наделен правом давать распоряжения людям, не находящимся в служебной зависимости от него.
Законодатель имел в виду людей, работающих в государственных органах, имеющих определенный объем полномочий.
Например полицейские вправе давать указания обычным гражданам по вопросам, которые находятся в их компетенции, при этом, граждане не находятся в служебной зависимости от полицейских.
Во-вторых, должностное лицо — это гражданин, имеющий организационные и распорядительные, административные и хозяйственные полномочия в различных гос. органах, муниципалитетах, армии, и простых организациях.
В правовой практике не возникало бы сомнений относительно того, какие категории граждан подпадают под должностных лиц, если бы законодатель в примечании к ст. 2.4 КоАП РФ не приравнял определенных субъектов к должностным лицам. Например, руководитель обычной фирмы может быть приравнен к должностному лицу. Поговорим об этом ниже.
Граждане, которые не являются должностными лицами, но несут такую же административную ответственность
К гражданам, несущим аналогичную ответственность, относятся:
- Руководители и работники компаний, совершившие нарушения при осуществлении организационных и распорядительных, административных и хозяйственных полномочий. Что это за полномочия? Это полномочия, связанные с правом направления материальных ценностей на определенные цели, а также управлением материальными ценностями компании, на координирование работников.
- Арбитражные управляющие.
- Члены советов директоров организаций, коллегиальных органов, счетных и ревизионных комиссий, комиссий по упразднению юрлиц, а также учредители компаний (только по некоторым составам правонарушений, например по ст. 19.7.12 КоАП РФ).
- Члены комиссий при осуществлении госзакупок, контрактные управляющие (только по некоторым составам КоАП РФ, например по ст. 19.7.2).
- Организаторы госзакупок, лица, их проводящие, а также члены комиссий по закупкам (только по некоторым статьям, например ст. 7.32.3 КоАП РФ).
- Члены комиссий по лицензированию деятельности (только по ст. 19.6.2 КоАП РФ).
- ИП, если специальными законодательными нормами не установлены иные правила.
- Работники ИП, допустившие наказуемые деяния в связи с невыполнением или ненадлежащим выполнением должностных обязанностей (п. 14 постановления Пленума ВС РФ «О некоторых вопросах…» от 24.10.2006 № 18).
- Организаторы торгов, а также лица, проводящие торги (только по ст. 7.32.4 КоАП РФ).
Порядок привлечения должностных лиц к ответственности, предусмотренной КоАП РФ
Порядок и сроки привлечения должностных лиц к административной ответственности общие, каких-либо специальных процедур нет. Аналогичны и сроки давности для назначения наказаний (ст. 4.5 КоАП РФ).
Пошаговая процедура выглядит следующим образом:
- Возбуждение производства. Перечень поводов для этого перечислен в ст. 28.1 КоАП РФ. По общему правилу, при возбуждении дела оформляется протокол (исключения составляют случаи, когда дело возбуждает прокурор, проводится автоматическая съемка нарушения, и в некоторых других случаях).
- Протокол передается на рассмотрение в суд или тому человеку, который вправе это делать, согласно КоАП РФ.
- Дело рассматривается, и по результатам разбирательства выносится постановление о привлечении к ответственности, либо о прекращении производства.
Об общем порядке привлечения к административной ответственности, применяемом ко всем нарушителям вне зависимости от их статуса, можно прочесть здесь.
Особенности привлечения к административной ответственности должностных лиц
Несмотря на неспецифичный порядок привлечения к административной ответственности должностных лиц, особенности имеются. Формально, являясь физлицами, эти субъекты наделены особым правовым статусом, наличие которого говорит о большей общественной опасности совершенного ими нарушения и необходимости применения более строгой меры ответственности.
К особенностям административной ответственности должностных лиц можно отнести:
- Необходимость доказывания их статуса, например факта работы в компании, наличия определенных обязанностей, которые не выполнены надлежащим образом.
- Обязательность наличия в санкции указания на то, что к ответственности по ней может привлекаться именно должностное лицо. Например, в санкции ч. 3 ст. 12.23 КоАП РФ прямо указано, что нарушение требований к перевозке детей, установленных Правилами дорожного движения, влечет штраф для рассматриваемой категории лиц в размере 25 000 рублей.
- Ограниченный перечень мер наказания (подробнее этот момент осветим далее).
- Невозможность привлечения к ответственности, если должностное лицо надлежащим образом выполняло свои обязанности. Соответственно, правоприменителям всегда требуется проверять конкретные полномочия, должностные инструкции и т. д. и соответствие действий должностных лиц их требованиям.
Особенности мер административного наказания, которые могут применяться к должностным лицам
В п. 1 ст. 3.2 КоАП РФ перечислены виды наказаний. При этом КоАП РФ не устанавливает каких-либо правил относительно того, что определенные виды наказаний не могут быть применены к должностным лицам.
Однако в КоАП РФ отсутствуют статьи, предусматривающие определенные меры ответственности для должностных лиц, а именно наказания в виде:
- лишения прав;
- ареста;
- выдворения;
- приостановления деятельности;
- обязательных работ;
- запрета посещать места, где проводятся соревнования.
Наиболее частые виды наказаний, которым подвергается рассматриваемая категория лиц, — предупреждение, штраф, дисквалификация. Это связано с характером совершаемых должностными лицами нарушений, а также с санкциями статей особенной части КоАП РФ.
Могут ли привлечь к административной ответственности должностное лицо после увольнения со службы (уволенное на момент рассмотрения дела)
Любой человек может уволиться или перейти на другую должность. Возможно ли привлечение к административной ответственности уволенного должностного лица, если во время рассмотрения дела оно уже утратило статус?
Ответ на этот вопрос дан в Обзоре практики ВС РФ от 27.09.2006 (вопрос 10). Верховным судом сделан вывод о том, что увольнение не освобождает от ответственности, так как нарушение было допущено в период исполнения обязанностей. На момент совершения деяния имелись все признаки состава нарушения, соответственно, должностное лицо должно нести ответственность.
- ***
- Таким образом, должностные лица — специальные субъекты административной ответственности, которые привлекаются к ней в общем порядке, однако с некоторыми особенностями, предусмотренными КоАП РФ.
- ***
- Еще больше материалов по теме в рубрике: «Административные правонарушения и ответственность».
О порядке привлечения к административной ответственности
Административное преследование нарушителей является одной из наиболее важных функций в механизме государственного принуждения. Целями такой формы преследования лиц, нарушающих установленный публичными властными структурами порядок, являются как наложение разумного, соответствующего степени общественной опасности совершенного проступка наказания на виновных лиц в рамках реализации принципа неотвратимости ответственности, так и предупреждение совершения подобных и иных правонарушений, включая преступления, привлекаемым к ответственности лицом, а также иными лицами.
Однако не всегда привлечение граждан к административной ответственности отвечает требованиям законодательства. В связи с чем, граждане вынуждены обращаться в органы прокуратуры за защитой своих нарушенных прав.
В данной памятке изложены часто задаваемые вопросы, касающиеся порядка привлечения к административной ответственности.
1. Предусмотренные КоАП РФ гарантии обеспечения законности при привлечении граждан к административной ответственности.
Статьей 1.5 КоАП РФ установлено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
При этом лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением нижеописываемых случаев: совершение административных правонарушений, предусмотренных главой 12 КоАП РФ, и административных правонарушений в области благоустройства территории, предусмотренные законами субъектов Российской Федерации; правонарушения, совершенные с использованием транспортных средств либо собственником, владельцем земельного участка либо другого объекта недвижимости, в случае фиксации этих административных правонарушений работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи.
5 КоАП РФ предусмотрен исчерпывающий перечень обстоятельств, при наличии одного из которых исключается производство по делу об административном правонарушении: отсутствие события административного правонарушения; отсутствие состава административного правонарушения, в том числе недостижение физическим лицом на момент совершения противоправных действий (бездействия) возраста, предусмотренного настоящим Кодексом для привлечения к административной ответственности, или невменяемость физического лица, совершившего противоправные действия (бездействие); действия лица в состоянии крайней необходимости; издание акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания; отмена закона, установившего административную ответственность; истечение сроков давности привлечения к административной ответственности; наличие по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания, либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, либо постановления о возбуждении уголовного дела; смерть физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
2. Сроки составления протокола об административном правонарушении.
В соответствии с требованиями ст. 28.5 КоАП РФ протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения.
В случае, если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения.
В случае проведения административного расследования протокол об административном правонарушении составляется по окончании расследования в установленные сроки.
3. Требования к составлению протокола об административном правонарушении.
В соответствии сост. 28.
2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе.
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.
В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола в нем делается соответствующая запись.
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении
4. Обязательные сведения, которые указываются в постановлении об административном правонарушении.
Статьей 29.10 КоАП РФ установлено, что в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны:
- должность, фамилия, имя, отчество судьи, должностного лица, наименование и состав коллегиального органа, вынесших постановление, их адрес;
- дата и место рассмотрения дела;
- сведения о лице, в отношении которого рассмотрено дело;
- обстоятельства, установленные при рассмотрении дела;
- статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за совершение административного правонарушения, либо основания прекращения производства по делу;
- мотивированное решение по делу;
- срок и порядок обжалования постановления.
В случае наложения административного штрафа в постановлении по делу об административном правонарушении должна быть указана информация о получателе штрафа, необходимая в соответствии с правилами заполнения расчетных документов на перечисление суммы административного штрафа.
Если хотя бы одно из вышеперечисленных сведений отсутствует, то постановление может быть отменено (если оно обжаловано или опротестовано).
5. Ответственность за неисполнение постановления по делу об административном правонарушении в случае вынесения наказания в виде штрафа.
Административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки его уплаты.
При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, и информации об уплате административного штрафа в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, направляют в течение десяти суток постановление о наложении административного штрафа с отметкой о его неуплате судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.
Одновременно составляется протокол об административном правонарушении по части 1 статьи 20.
25 КоАП РФ, в отношении лица, не уплатившего административный штраф, предусматривающей административную ответственность виде штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.
6. Порядок обжалования постановлений по делу об административном правонарушении.
В соответствии со ст.30.2 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подается судье, в орган, должностному лицу, которыми вынесено постановление по делу и которые обязаны в течение трех суток со дня поступления жалобы направить ее со всеми материалами дела в соответствующий суд, вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу.
Жалоба может быть подана в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления непосредственно в суд, вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, уполномоченным ее рассматривать.
В случае пропуска указанного срока по ходатайству лица, подающего жалобу, он может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу.
Не вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении и (или) последующие решения вышестоящих инстанций по жалобам на это постановление могут быть опротестованы прокурором. С жалобами по указанным вопросам следует обращаться в органы прокуратуры, поскольку полномочиями по принесению протестов наделены прокуроры в соответствии со ст. 25.11 КоАП РФ.
Также представленными ст. 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» полномочиями прокурор либо его заместитель освобождает своим постановлением лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию на основании решений несудебных органов.
Вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов также могут быть обжалованы в порядке в порядке, предусмотренном ст.ст. 30.13,30.14 КоАП РФ.
ООПАЗ ГУ МВД России по Саратовской области
Основания, порядок привлечения и виды административной ответственности
Административная ответственность— административное принуждение в виде применения уполномоченным органом (должностным лицом) административного наказания к лицу, совершившему административное правонарушение.
Для административной ответственности характерна множественность правовых норм, которыми регулируются разнообразные аспекты деятельности органов государственного управления в различных отраслях и сферах. Административной ответственности присущ всеобщий характер, т. е. нормы и правила обязательны для всех без исключения.
- Административная ответственность как правовой институт организуется на принципах:
- законности;
- равенства перед законом;
- целесообразности ответственности;
- неотвратимости наказания в случае привлечения к ответственности;
- индивидуализации мер ответственности;
- гласности.
- Особенности административной ответственности:
- регулируется нормами института административной ответственности, которые содержатся в законах и подзаконных актах;
- основанием является административное правонарушение;
- субъектами административной ответственности могут быть физические (с 16 лет) и юридические лица;
- за административные правонарушения применяются административные наказания:
- Ø основные:
- ü предупреждение – оформляется в письменном виде, носит моральный характер;
- ü штраф – денежное взыскание, определяются размером МРОТ или в соотношении к должностному окладу;
- ü возмездное изъятиепредмета – орудия правонарушения посредством реализации гос-вом данного предмета бывшему собственнику;
- ü конфискация – безвозмездное изъятие (нарушение таможенных правил, правил рыболовства);
- ü лишение специального права – например, права управления транспортом за грубое иили систематическое нарушение (срок – не менее 15 дней, предельный – до 3-х лет);
- ü исправительные работы – до 2-х месяцев с отбыванием их по месту постоянной работы и удержанием 20% заработка в пользу гос-ва (назначается только лицам с постоянным местом работы);
- ü административный арест – до 15 суток, назначается только судом, не применяется к беременным женщинам, женщинам с детьми до 12 лет, несовершеннолетним, инвалидам;
- ü выдворение за пределы РФ – мера административного пресечения
- Ø дополнительные: конфискация, выдворение за пределы РФ
- административные наказания применяются широким кругом уполномоченных органов (должностных лиц) исполнительной власти, местного самоуправления, а также судами;
- применение административного наказания не влечет судимости и увольнения с работы — лицо, к которому оно применено, считается подвергнутым административному наказанию в течение определенного срока.
Порядок привлечения к административной ответственности:
- Составление протокола при наличии документов, подтверждающих личность (при отсутствии – задержание для выяснения личности на срок до 3-х часов);
- Разбирательство – рассмотрение дела (административные комиссии, ОВД, инспекции, суды, судьи, комиссии по делам несовершеннолетних);
- Вынесение постановления – с указанием сроков исполнения (штраф до 15 дней);
- Возможное обжалование в течение 10 дней в вышестоящем органе.
Административная ответственность— административное принуждение в виде применения уполномоченным органом (должностным лицом) административного наказания к лицу, совершившему административное правонарушение.
Для административной ответственности характерна множественность правовых норм, которыми регулируются разнообразные аспекты деятельности органов государственного управления в различных отраслях и сферах. Административной ответственности присущ всеобщий характер, т. е. нормы и правила обязательны для всех без исключения.
- Административная ответственность как правовой институт организуется на принципах:
- законности;
- равенства перед законом;
- целесообразности ответственности;
- неотвратимости наказания в случае привлечения к ответственности;
- индивидуализации мер ответственности;
- гласности.
- Особенности административной ответственности:
- регулируется нормами института административной ответственности, которые содержатся в законах и подзаконных актах;
- основанием является административное правонарушение;
- субъектами административной ответственности могут быть физические (с 16 лет) и юридические лица;
- за административные правонарушения применяются административные наказания:
Ø основные:
- ü предупреждение – оформляется в письменном виде, носит моральный характер;
- ü штраф – денежное взыскание, определяются размером МРОТ или в соотношении к должностному окладу;
- ü возмездное изъятиепредмета – орудия правонарушения посредством реализации гос-вом данного предмета бывшему собственнику;
- ü конфискация – безвозмездное изъятие (нарушение таможенных правил, правил рыболовства);
- ü лишение специального права – например, права управления транспортом за грубое иили систематическое нарушение (срок – не менее 15 дней, предельный – до 3-х лет);
- ü исправительные работы – до 2-х месяцев с отбыванием их по месту постоянной работы и удержанием 20% заработка в пользу гос-ва (назначается только лицам с постоянным местом работы);
- ü административный арест – до 15 суток, назначается только судом, не применяется к беременным женщинам, женщинам с детьми до 12 лет, несовершеннолетним, инвалидам;
- ü выдворение за пределы РФ – мера административного пресечения
- Ø дополнительные: конфискация, выдворение за пределы РФ
- административные наказания применяются широким кругом уполномоченных органов (должностных лиц) исполнительной власти, местного самоуправления, а также судами;
- применение административного наказания не влечет судимости и увольнения с работы — лицо, к которому оно применено, считается подвергнутым административному наказанию в течение определенного срока.
Порядок привлечения к административной ответственности:
- Составление протокола при наличии документов, подтверждающих личность (при отсутствии – задержание для выяснения личности на срок до 3-х часов);
- Разбирательство – рассмотрение дела (административные комиссии, ОВД, инспекции, суды, судьи, комиссии по делам несовершеннолетних);
- Вынесение постановления – с указанием сроков исполнения (штраф до 15 дней);
- Возможное обжалование в течение 10 дней в вышестоящем органе.
Привлечение к административной ответственности: порядок и виды
За наиболее серьезные нарушения закона наступает ответственность по УК РФ. Если противозаконная деятельность носит не столь опасный характер, для назначения санкций используются нормы КоАП РФ. В этой статье рассмотрим, за какие проступки наступает административная ответственность, и какие санкции могут грозить нарушителям.
Что это такое
Ответственность за административный проступок заключается в санкциях, включенных в статьи Особенной части КоАП РФ. Основанием для применения санкций является противоправное действие или бездействие субъекта, совершенное с определенной степенью, вины (умышленно, неосторожно и т.д.). Выделим ключевые признаки ответственности по КоАП РФ:
- наказание может применяться в отношении российских и иностранных граждан, должностных лиц, предприятий любой формы собственности;
- полный перечень санкций, которые могут применяться к нарушителям, зафиксирован в главе 3 КоАП РФ;
- рассмотрение дел входит в компетенцию суда, иных уполномоченных ведомств и должностных лиц – вид и размер наказания фиксируется в постановлении.
Наказание за отдельные статьи УК РФ может наступать даже в отношении несовершеннолетних, достигших возраста 14 лет. По нормам УК РФ возрастной барьер существенно выше, он составляет 16 лет.
Кроме того, для несовершеннолетних граждан могут применяться не все виды санкций.
В отдельных случаях ответственность понесут родители, либо дело будет прекращено по мотивированному решению комиссии по делам несовершеннолетних.
- Для назначения наказания нужно доказать форму вины правонарушителя – она может заключаться в умышленных действиях или бездействии, либо неосторожности.
- За случайное совершение проступка, когда субъект не мог предвидеть наступление негативных последствий, ответственность исключается.
- Нормы КоАП РФ содержат несколько признаков классификации лиц, которые могут признаваться нарушителями по административному делу. Если для юридического лица не важна организационно-правовая форма (наказание в равной степени назначается ООО, ПАО или государственному учреждению), то для рассмотрения дел с участием граждан будет устанавливаться их статус:
- частные лица;
- должностные лица, наделенные организационно-распорядительными функциями (руководитель, главный бухгалтер и иные субъекты);
- гражданин, зарегистрированный в качестве ИП – в большинстве случаев, ИП приравнен к юридическим лицам, однако могут устанавливаться и специальные санкции (например, за нарушения в сфере трудового права, для должностных лиц, ИП и организаций штраф будет отличаться).
Кроме того, дополнительное разграничение для граждан может зависеть от их принадлежности к определенному ведомству – действуют отдельные статьи и правила в отношении военнослужащих, сотрудников МВД и т.д.
Некоторые меры воздействия могут применяться только при наличии специального права. Типичные примеры таких составов содержатся в главе 12 КоАП РФ за нарушение в сфере дорожного движения.
Если виновный автовладелец имеет специальное право управления транспорта, он будет его лишен на срок до 3 лет.
При отсутствии указанного права, будут применены санкции по другим пунктам статьи КоАП РФ, а наказание будет заменено на арест или штраф.
Виды ответственности
Суд или иное уполномоченное ведомство не могут произвольно устанавливать меры воздействия к нарушителям. Все виды санкций перечислены в главе 3 КоАП РФ, а для привлечения к ответственности за конкретное нарушение нужно выбирать наказание в пределах статьи кодекса. К основным видам ответственности закон относит:
- предупреждение – выносится в письменной форме, если проступок имеет малозначительную или небольшую общественную опасность, либо применяется в качестве замены штрафу;
- штраф в денежной форме – может выражаться в фиксированной сумме, либо в кратных величинах (от кадастровой стоимости недвижимости, стоимости предмета и т.д.);
- лишение специального права – назначается на срок, не превышающий 3 лет, а для его восстановления может потребоваться повторная процедура получения права;
- арест – применяется на срок не более 15 суток, а по отдельным составам может увеличиваться до 30 дней;
- дисквалификация – подразумевает запрет на занятие определенных должностей, если проступок был связан со служебной деятельностью;
- обязательные работы – заключаются в безвозмездной трудовой деятельности на предприятиях, утвержденных муниципальными властями;
- приостановление деятельности – данная санкция может грозить только компаниям и ИП.
Назначить сразу два основных вида наказания нельзя, однако по делам о нарушении ПДД суд может одновременно установить штраф и лишить права управления транспортом (второй вид наказания будет являться дополнительной санкцией).
Дополнительными санкциями, назначение которых зависит от суда или иного ведомства, могут являться выдворение за пределы РФ (для иностранцев и лиц без гражданства), конфискация, запрет на посещение спортивных мероприятий. Для наказания по главе 12 КоАП РФ дополнительным видом ответственности может являться лишение права управления.
На выбор санкции может существенно повлиять статус нарушителя. Например, запрещено направлять под арест беременных женщин, несовершеннолетних детей, военнослужащих и ряда иных категорий граждан.
Обязательные работы также не могут использоваться для наказания беременных женщин, женщин с детьми до 3 лет, инвалидов и иных субъектов.
Определение статуса нарушителя происходит при составлении протокола и рассмотрении дела.
За что грозит ответственность
Основания для назначения наказания будут содержаться в конкретных статьях Особенной части КоАП РФ. Они сгруппированы в отдельные главы, в зависимости от объекта правонарушения. Выделим наиболее распространенные группы составов, по которым будут назначены административные санкции:
- проступки, посягающие на права граждан (глава 4 КоАП РФ) – нарушения избирательных прав, проступки в сфере трудового права, дискриминация и т.д.;
- нарушения в сфере безопасности дорожного движения (глава 12 КоАП РФ) – превышение скоростного режима, управление машиной в состоянии опьянения, оставление места ДТП и т.д.;
- наказание за экологические правонарушения последуют по статьям, включенным в главу 8 КоАП РФ;
- за нарушения в сфере предпринимательской деятельности используются составы главы 14 КоАП РФ.
Для отдельных видов проступков может применяться не только административная, но и уголовная ответственность.
На разграничение последствий будет влиять размер причиненного ущерба, тяжесть вреда здоровью граждан, повторность совершения проступка иные факторы.
Например, за повторный отказ от медосвидетельствования на предмет опьянения за рулем наступает уже уголовная ответственность. Уголовные санкции за неуплату алиментов применяются для злостных должников, ранее получивших наказание по КоАП РФ.
Характер и однородность проступков будут влиять на вид и размер санкции. Если в рамках одного действия нарушено несколько однородных норм (например, водитель нарушает сразу несколько пунктов ПДД), ему назначается только одна основная санкция – выбор будет заключаться в использовании максимально возможной меры воздействия среди рассматриваемых составов.
Как происходит привлечение к ответственности
Факт нарушения могут фиксировать уполномоченные органы и должностные лица, наделенные соответствующими полномочиями по КоАП РФ.
Например, нарушения ПДД могут устанавливаться сотрудниками ГИБДД при патрулировании улиц, остановке автотранспорта, выезде на место аварии.
По каждому факту нарушения составляется процессуальный протокол, в содержании которого указываются все обстоятельства проступка:
- время и место противоправного действия или бездействия;
- сведения о личности нарушителя, потерпевшего и свидетелей;
- данные о должностном лице, составившем протокол;
- норма правил, которая была нарушена;
- статья КоАП РФ, которая предусматривает ответственность за проступок;
- обстоятельства нарушения – в чем заключалось виновной действие или бездействие, характер и степень последствий, описание места происшествия и т.д.;
- дополнительные факторы, которые могут повлиять на выбор и размер санкции – состояние опьянения у нарушителя, отказ подчиниться законному требованию о прекращении противоправной деятельности и т.д.
При составлении протокола нарушителю предлагается дать свои объяснения или представить возражения – они должны быть отражены в тексте документа. Кроме того, потенциальному нарушителю разъясняется право на защиту, в том числе на участие адвоката во всех процессуальных действиях.
По отдельным статьям КоАП РФ, дело может быть рассмотрено сразу на месте выявления нарушения. Для этого составляется постановление с указанием примененной меры воздействия. Оспорить постановление, вынесено по факту нарушения, можно через вышестоящее должностное лицо, либо в судебном порядке.
Если дело не может быть рассмотрено должностным лицом, составившим протокол, административный материал направляется в суд, либо в иной уполномоченный орган. Привлечение к ответственности в этом случае проходит по следующим правилам:
- нарушитель извещается о времени и месте рассмотрения дела – это может быть сделано при составлении протокола, либо направляется судебная повестка или иной аналогичный документ;
- дело может рассматриваться даже без участия нарушителя, если он был уведомлен о времени и месте заседания – исключение составляют только случаи, когда виновному лицу грозит арест;
- вид и размер санкции фиксируется в постановлении, которое вручается нарушителю или направляет по месту его регистрации.
Если статьей КоАП РФ предусмотрено наказание в виде ареста, лишения специального права или выдворение за пределы РФ, рассмотреть дело может только суд.
Для привлечения к ответственности учитываются квалифицирующие обстоятельства, а также смягчающие и отягчающие факторы. Дополнительная квалификация заключается в установлении признаков, существенно повышающих общественную опасность проступка. К ним относится повторность нарушения, наличие неснятой административной санкции, совершение проступка группой лиц и т.д.
Наличие смягчающих обстоятельств позволяет использовать минимально возможную санкцию по статье КоАП РФ. Законом не ограничен перечень таких факторов, поэтому при рассмотрении дела они будут устанавливаться в индивидуальном режиме.
Например, к таким обстоятельствам относится несовершеннолетний возраст нарушителя, совершение проступка в период беременности и т.д. На размер наказания повлияют и положительные характеристики, представленные нарушителем или его защитником.
Отягчающими факторами признается состояние опьянения, несовершеннолетний возраст потерпевшего и т.д.
Как исполняется наказание
Постановление о привлечении к ответственности может быть обжаловано в течение 10 суток. На весь срок рассмотрения жалобы постановление не вступает в силу. Порядок исполнения назначенных санкций будет зависеть от их вида:
- штраф должен быть уплачен добровольно в течение 60 дней – несоблюдение этого срока приведет к принудительному удержанию через приставов;
- для отбывания ареста гражданин помещается в спецучреждение МВД;
- для обязательных работ нарушитель должен получить предписание пристава и самостоятельно прибыть на предприятие;
- выдворение может происходить в добровольном или принудительном режиме – во втором случае перемещением через границу занимаются сотрудник МВД и пограничной службы;
- лишения права управления происходит путем добровольной сдачи бланка водительского удостоверения, либо его принудительного изъятия сотрудниками ГИБДД,
За нарушение порядка исполнения санкции грозит дополнительная административная ответственность. Нарушителю будет назначен новый штраф, либо использован арест и обязательный работы.
Поделиться ссылкой:
- Понимать правовую регламентацию административных правоотношений, их источники.
- Знать цели и виды административных правонарушений и административной ответственности.
- Иметь представление об ответственности за нарушения в сфере финансовой деятельности.
Административное право – это публичная отрасль российского права, совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, которые возникают в сфере государственного управления.
Признаки административного права:
- предмет регулирования – отношения, возникающие в связи реализации исполнительной власти, и обладает внутренней структурой;
- метод правового регулирования – императивный, имеет нормативную базу.
- Предмет административного права представляет собой систему общественных отношений, регулируемых административно-правовыми нормами.
- Виды отношений, представляющих предмет административных отношений
- 1) общественные отношения, возникающие в процессе реализации исполнительной власти, осуществления государственного управления на всех его иерархических уровнях;
- 2) внутригосударственные отношения, возникающие во всех государственных органах;
- 3) функционирование общегосударственного контроля;
- 4) деятельность судов и судей по рассмотрению дел об административных правонарушениях;
- 5) общественные отношения, возникающие в деятельности исполнительных органов местного самоуправления, а также общественных объединений, которым государство передало некоторые свои права государственно-властные полномочия.
Способы защиты административно-правовых отношений, т. е. создание и наличие определенных условий и гарантий, которые бы обеспечивали развитие тех или иных правоотношений в точном соответствии с действующим законодательством. Основные способы защиты административно-правовых отношений: административный*, судебный*, договорно-согласительный*.
Источники административного права и его виды. Источниками административного права являются нормативно-правовые акты органов государственной власти, содержащие административно-правовые нормы, регулирующие общественные отношения в сфере государственного управления.
Источники1 административного права отличаются друг от друга не только по правовым свойствам, но и формами: кодексы, уставы, положения, правила, инструкции, иные акты текущей законодательной и управленческой деятельности (регламенты, концепции и т. д.).
Все формы источников административного права определяются внутренней структурой, характером, содержанием правовых норм.
- Многообразие административно-правовых норм предполагает и многообразие источников административного права:
- 1) Российское законодательство,
- 2) международные договоры и соглашения,
- 3) действующие акты СССР и РСФСР,
- 4) Административные договоры.
- Административное право связано с другими отраслями, огромно по своему объему, разнообразно и довольно непостоянно, поэтому его кодифицировать невозможно.
- Единого административного кодекса нет, и его невозможно создать.
- Во-первых, потому, что нельзя в один акт поместить такое огромное число норм, которого требует правовое регулирование управления.
- Во-вторых, кодификация означала бы чрезмерную централизацию правотворчества, лишение органов исполнительной власти в центре и на местах возможности регулирования общественных отношений.
Так, например, административная ответственность регулируется Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.20012. № 195-ФЗ (КоАП) с последующими редакциями и изменениями.
Административный порядок рассмотрения жалоб, заявлений и предложений граждан установлен Указом Президиума Верховного Совета СССР от 12.04. 1968 г. Таким образом, по существу кодифицирован только один институт – административные правонарушения.
Существуют три формы (виды) систематизации административного законодательства: кодификация, инкорпорация, хронологическая систематизация.
Административное право – целостная система правовых норм и институтов. Их объединяет предмет, цели, принципы, метод регулирования.
Они должны быть согласованы друг с другом, опираться на единые определения, использовать единую терминологию. Внутри отрасли существует субординация норм разной юридической силы, общих и социальных.
А в целом отрасль создает специфический административно-правовой режим регулирования.
10.2. Административные правонарушения и административная ответственность
Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (ст. 2 КоАП РФ).
Кроме КоАП РФ, административное правонарушение и ответственность закреплена в других федеральных законах, законах субъектов РФ.
Так, например, ст. 1.3 КоАП РФ определяет, что к ведению Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится установление:
9.Должностные лица как субъекты административного права
Под должностным лицомв КоАП РФ понимается —лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиямив отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.
Наличие у должностных лиц права совершать те или иные действия властного характера в некотором роде и предопределяет особенности их административной ответственности. Причем наступать она может не только за их собственные фактические противоправные действия либо бездействие, но также и за бездействие в форме необеспечения соблюдения правил и норм иными лицами, если это входит в круг их служебных обязанностей (в основном это распространяется на различного рода руководителей).
Можно выделить такие признаки, определяющие общее в административной правоспособности субъектов административного права, как:
управленческая сущность деятельности, проявляющаяся при реализации административной правоспособности: субъекты административного права неразрывно связаны с исполнительной властью, они осуществляют государственное управление, различные функции публичного управления (для всех субъектов административного права);
наличие специальных прав и обязанностейсубъектов административного права, способствующих формированию организационных связей и отношений в системе публичного управления (для всех субъектов административного права);
юридическая властность действий и распорядительность решений, принимаемых некоторыми субъектами административного права (для органов исполнительной власти и должностных лиц);
реализация государственно-принудительных полномочий, мер административного принуждения (для специальных субъектов права, наделенных соответствующими полномочиями);
обеспечение защиты правоотношений, участниками которых являются граждане (для всех субъектов административного права);
юридические гарантиирассмотрения возникшего в системе публичного управления правового спора в административном или судебном порядке в рамках установленных процессуальных правил (для всех субъектов административного права).
+ подведомственность
Во-первых, для него характерны предписаниясоответствующих органов исполнительной власти (должностных лиц). Другая сторона обязана подчиняться этому предписанию. Таким образом, налицо юридически властные предписания субъекта государственного управления, который действует от имени государства и реализует предоставленные ему властные полномочия.
Во-вторых, юридически властные предписания субъекта государственного управления являются односторонними. Только субъект управления уполномочен давать властные предписания, обязательные для другой сторон. В этом проявляется наличие юридического неравенства сторон: волеизъявление