Задержали рейс опоздал на следующий что делать
Перейти к содержимому

Задержали рейс опоздал на следующий что делать

  • автор:

Компенсация за опоздание на стыковочный рейс из-за задержки

Когда пассажир путешествует с пересадкой, и если произошло опоздание на стыковочные рейсы, это приносит множество неудобств. Срываются деловые переговоры, конференция или поездка по личным делам. Но не стоит паниковать, есть четкая инструкция, как действовать в таких случаях.

Получите до €600 компенсации от авиакомпании в случае:

  • Задержки рейса
  • Отмены рейса
  • Отказа в посадке
  • Пропущенной пересадки

Компенсацию можно получить за перелеты в течениe последних 6 лет

  1. Что делать, если опаздываете на посадку
  2. Что делать, если опоздал на следующий рейс по вине авиакомпании
  3. Как рассчитать сумму компенсации, если задержали рейс и не успел на пересадку

Опоздание на стыковочный рейс

Что делать, если опаздываете на посадку

Форс-мажор может возникнуть в любой момент: увлекались покупками в беспошлинном магазине, опоздало такси или заблудились в здании воздушного порта. Часто такая ситуация происходит из-за того, что пассажиры не рассчитывают время проезда между аэровокзалами и происходит опоздание на стыковочный важный следующий рейс не из-за задержки рейса, а из-за того, что они невнимательные.

Если опоздали на следующий рейс по своей вине, перевозчик не несет ответственности. Однако если вы видите, что не успеваете на самолет, можно позвонить представителю и попытаться вежливо и спокойно договориться о замене билета. Если вы обратитесь вовремя и заранее предупредите о том, что не успеваете приехать вовремя, представители пересадят на другой борт. Он может быть ниже классом, но в данной ситуации это лучшее решение, которое зависит от вашего умения договариваться.

Чтобы компания не потеряла деньги, так как место будет пустовать, и она понесет убытки, оплаченное право перелета перенесут на другой борт, если вы заранее уведомите перевозчика.

Важно! Большинство перевозчиков имеют неофициальное правило «пробитой шины». Согласно ему, можно перебронировать ваш посадочный талон на следующий свободный рейс, если причина для опоздания была веской:

  • лопнуло колесо по дороге;
  • необходимость получить экстренную медицинскую помощь;
  • несчастный случай.

Позвонить представителю авиакомпании

Все события должны быть подтверждены документально, в таком случае компания-перевозчик предоставит билет на ближайший свободный борт, если вы будете достаточно убедительны и вежливы.

Что делать, если опоздал на следующий рейс по вине авиакомпании

Если вины пассажира нет, и произошел форс-мажор, есть несколько вариантов решения вопроса.

Один билет от одной авиакомпании.

При такой ситуации вам совершенно не о чем волноваться, так как перевозчик, если у вас единый билет на самолет, отправит следующим самолетом всех опоздавших. Время, сколько придется ждать, зависит от того, насколько загруженный график полетов, это может быть и через час и через два.

Важно! Если время ожидания превысило 2 часа, вам положена компенсация за опоздание на стыковочный рейс согласно установленным правилам перевозок:

  • два телефонных звонка;
  • прохладительные напитки;
  • ваучер в кафе;
  • комната матери и ребенка для пассажиров с детьми до 7 лет.

Также положена компенсация за опоздание на стыковочный рейс, в размере, установленном для конкретного перевозчика.

Один билет, две разные авиакомпании.

Часто на одном бланке указывается два перевозчика, которые обязуются доставить вас до места назначения. Это значит, что между ними заключено специальное соглашение, согласно которому сторона, по вине которой задержался первый рейс, обязана доставить вас в конечный пункт. Поэтому, если не успели к стыковочному рейсу из-за задержки первого перевозчика, нужно действовать быстро.

Для того чтобы получить право на компенсацию за то, что опоздали на стыковочный рейс из за задержки рейса и пересадку, необходимо обратиться на стойку регистрации к представителю компании, по вине которой самолет был задержан. Он подтвердит факт задержки и предоставит документы, которые нужны для пересадки. Если его нет на месте, обязательно свяжитесь по телефону, расскажите о сложившейся ситуации и находите ее решение.

Два билета, одна или две авиакомпании.

Наиболее сложная ситуация, при которой пассажир запланировал стыковку, рассчитал время между рейсами и не успел. В таком случае вы не считаетесь транзитным пассажиром, и ответственность, кроме вас, не несет никто. Однако вам положена компенсация за опоздание на следующий важный стыковочный рейс, если опаздываете по вине перевозчика.

В этом случае вступает право на возмещение выплаты согласно тарифу, для получения которой должна быть составлена претензия.

Претензия авиакомпании за опоздание

Также вы можете попытаться пересесть на другой рейс. Всегда на борту есть 5% билетов, которые сгорают, так как пассажиры опаздывают, или по другим причинам не приезжают на посадку. Необходимо максимально вежливо и настойчиво поговорить с представителем перевозчика, в большинстве случаев они идут навстречу и пересаживают на ближайший рейс.

Если не получилось связаться с представителем перевозчика, нужно позвонить в агентство, где был приобретен билет, или просите сотрудников первой компании позвонить во вторую и сообщить им о том, что есть опоздавший пассажир. Часто вопрос решается путем мирных переговоров и зависит от вашего искусства вести диалог. И положенная компенсация за опоздание на стыковочный рейс пассажиру по вине авиакомпании обязательно будет выплачена.

Однако при оформлении на разных бланках виновник не несет ответственности, если было опоздание из-за задержки рейса по причине форс-мажора. Они могут быть не зависящие от компании: погода, забастовки и другое. Об этом сказано в правилах всех перевозчиков. Но вам положена компенсация за опоздание на стыковочный рейс по вине компании, эта сумма устанавливается для каждого перевозчика отдельно. Необходимо обратиться к представителю для получения специальной отметки в билет.

Как рассчитать сумму компенсации, если задержали рейс и не успел на пересадку

Если опоздание на стыковочный рейс произошло из-за задержки рейса российской компании, то можно рассчитывать на компенсацию, которая включает в себя:

  • 25% от установленного МРОТ (минимального размера оплаты труда);
  • дополнительно 3% от стоимости путевки, если рейсы были чартерными, и туристический оператор должен был пересадить пассажиров на стыковочный борт.

Давайте рассчитаем сумму компенсации на примере стоимости билета Рига – Москва в 5200 рублей, авиарейс задерживается на 5 часов:

  • С 1 января 2014 года МРОТ в Москве составляет 18781 рубль;
  • поэтому ему должны компенсировать 25% от 18781 рублей, умноженные на 5 = 4695*5= 23475 рублей.

Согласно правилам, прописанным в Воздушном кодексе РФ, штраф выплачивается в размере 25% установленного федеральным законом МРОТ за каждый час ожидания, но не более 50% от стоимости билета. Поэтому максимальная сумма, которую может получить пассажир, если компания задерживает рейс, составляет 2600 рублей.

Чаще всего перевозчики идут навстречу пассажирам, чтобы не выплачивать штрафы, когда ситуация произошла по их вине. Необходимо обратиться к представителю авиакомпании в аэропорту, включить все искусство переговорщика и постараться получить билеты на следующий рейс, чтобы продолжить путь. Часто, даже если опоздание произошло по вине пассажира, можно получить бонусы на покупку нового билета.

Как российские, так и зарубежные перевозчики заинтересованы в том, чтобы получать как можно меньше исков от пассажиров, если произошло опоздание их на стыковочный рейс по вине авиакомпании. Необходимо знать свои права, если опоздал на стыковочный рейс по своей вине или по вине компании, предоставляющей услуги воздушных перевозок.

Подписывайтесь на наш канал Яндекс Дзен и ставьте палец вверх!

Я вот бегло прочитал и в очередной раз убеждаешься в какой дикой и не цивилизованной стране мы живем и где права человека особенно простого игнорируются и не соблюдаются! Я не знаю кто писал эту статью но читая ее удивляешься, авиапассажир должен кого то просить максимально вежливо и умолять чтобы на него обратили внимание и помогли, а если не обратили внимание и не помогли как у нас зачастую и бывает!? Да елы палы, если авиакомпания по каким то причинам перенесла рейс или вообще его отменила пассажира это не волнует он заплатил деньги и по вине авиакомпании нарушены его права! Авиакомпания сама автоматически должна оператвно найти и оплатить ближайший стыковочный рейс для следования пассажира дальше или по его желанию выдать полную сумму потраченных средств на стыковочный рейс а в случае других финансовых потерь возместить их!

Вот я тоже не поняла, что за дичь вообще? Почему нет четко установленных правил? Почему если виновата авиакомпания, которая задержала или вообще отменила рейс, то почему Я, как пассажир, должна проявлять какое-то особое искусство ведения диалога, унижаться, умолять, упрашивать, делать глаза кота из Шрека(нужное подчеркнуть), какого хрена-то?? Это авиакомпания должна автоматически меня умасливать и вообще просить прощения с предоставлением всех плюшек и бонусов, и ЕСТЕСТВЕННО, пересадить меня на ближайший рейс безо всяких проблем!

Кто писал статью? Он был хоть раз в этой ситуации. Купили бабушке 64 лет билет, 3 раза. переносили время, соответственно на стыковочный рейс она не попала, и она должна ещё и умело вести диалог, охренели что ли совсем, и теперь пенсионерка должна сутки мотаться по России через Екатеринбург, Москву и аж потом в Сочи, нормальные у нас условия и льготы для пенсионеров, конечно будем писать претензию, но а так то да все для людей, все через одно причинное место, летайте Российскими авиакомпаниями, если самолёт не упадёт, то вас укатают с усмерть

А где ситуация, когда авиакомпания отказала в компенсации? Лучше бы описали порядок подачи заявления в суд!

Действительность совсем другая Прибыв на стыковочный рейс вечером в а\п Внуково 4.12 вечером обнаружили что должны были вылететь еще этой ночью Обратились к представителю Ютейр Он сказал что по ошибке кассир пробил дату вылета 4.12 а самолет вылетал 5.12 в 1 час и предложил купить новые билеты ибо ничего нельзя сделать До отлета 3 часа кроме представителя никто ни чего не решает Самолет был заполнен на 80% однако перебронировать по его словам было нельзя Инструкция инструкцией а наполняемость кассы видимо святое т.ч помощи не дождемся от этих представителей

Как получить компенсацию за задержанный рейс

Как получить компенсацию за задержанный рейс

В России отмена рейсов затрагивает в среднем более тысячи пассажиров каждый день. Такие данные привел AirHelp. Всего же отмена авиарейсов в 2020 году коснулась почти 360 000 россиян. То есть проблема достаточно частая, и столкнуться с ней может любой пассажир. Юристы советуют сразу, как только в аэропорту объявили о задержке, обращаться к работнику авиакомпании за разъяснениями. Сотрудник обязан сообщить причину задержки или отмены рейса, примерное время отправления, если рейс задержан, и держать в курсе всех изменений.

  • напитки спустя 2 часа задержки, горячее питание спустя 4 часа;
  • 2 телефонных звонка или 2 сообщения по электронной почте спустя 2 часа;
  • комната матери и ребенка, если один из пассажиров – ребенок до 7 лет;
  • гостиница, если разница между отмененным и другим представленным рейсом составляет 8 часов днем или 6 часов ночью;
  • бесплатный транспорт до гостиницы и обратно;
  • бесплатное хранение багажа.

п. 99 Федеральных авиационных правил

Пассажир задержанного рейса может рассчитывать и на денежную выплату. У него есть два пути: отказаться от перелета и вернуть стоимость неиспользованной части билета или требовать компенсации убытков, штрафа и морального вреда.

В первом случае получить деньги можно даже за невозвратный билет, говорит Елена Соплина, ведущий юрист INTELLECT (ИНТЕЛЛЕКТ) INTELLECT (ИНТЕЛЛЕКТ) Федеральный рейтинг. группа Цифровая экономика группа ТМТ (телекоммуникации, медиа и технологии) 8 место По количеству юристов 30 место По выручке на юриста 41 место По выручке Профайл компании × . Для этого нужно поставить отметку в посадочном талоне или получить документ, подтверждающий задержку рейса у сотрудников авиакомпании. А потом вручить (если в аэропорту есть представительство авиакомпании) или направить заявление на вынужденный возврат на сайте перевозчика или по почте. К нему надо приложить документы, подтверждающие задержку рейса.

В большинстве случаев вопрос с возвратом стоимости билета решается оперативно, авиакомпания одобряет сумму и отправляет ее на счет пассажира.

Елена Соплина, ведущий юрист INTELLECT (ИНТЕЛЛЕКТ) INTELLECT (ИНТЕЛЛЕКТ) Федеральный рейтинг. группа Цифровая экономика группа ТМТ (телекоммуникации, медиа и технологии) 8 место По количеству юристов 30 место По выручке на юриста 41 место По выручке Профайл компании ×

Получить компенсацию

Сложнее обстоят дела с получением компенсации убытков, штрафа и морального вреда, считает Соплина. Как и в случае с возвратом стоимости билета, сначала нужно обратиться в авиакомпанию. Досудебный порядок обязателен, без него исковое заявление могут вернуть или оставить без рассмотрения.

Чем грамотнее будет составлена претензия, тем больше шансов, что компания выплатит компенсацию, считает Ольга Туренко, адвокат АК Бородин и Партнеры Бородин и Партнеры Федеральный рейтинг. группа Банкротство (споры mid market) группа Налоговое консультирование и споры (Налоговые споры) группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции группа Уголовное право × . Она советует указать все максимально подробно: свои анкетные и контактные данные, даты покупки билетов, номер рейса, даты вылета, время вылета (плановое и фактическое), сумму, подлежащую компенсации, реквизиты счета, куда нужно перечислить средства. Важно, по словам эксперта, не только перечислить все факты, но и подтвердить их.

Дмитрий Куликов, юрист Адвокатское бюро «А2» Адвокатское бюро «А2» Федеральный рейтинг. группа Корпоративное право/Слияния и поглощения (mid market) группа Недвижимость, земля, строительство группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции группа Арбитражное судопроизводство (средние и малые коммерческие споры — mid market) × , считает, что лучшим доказательством будет справка о задержке, которую выдает представитель авиакомпании в аэропорту на стойке. Но суд, по его словам, примет во внимание любые документы. Яков Присяжнюк, старший юрист Бюро адвокатов «Де-юре» Бюро адвокатов «Де-юре» Федеральный рейтинг. группа Арбитражное судопроизводство (средние и малые коммерческие споры — mid market) группа Банкротство (споры mid market) группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции группа Банкротство (реструктуризация и консалтинг) группа Семейное и наследственное право группа Уголовное право группа Природные ресурсы/Энергетика группа Недвижимость, земля, строительство 11 место По количеству юристов 19 место По выручке 22 место По выручке на юриста Профайл компании × , советует сохранить как можно больше письменных доказательств: билет с отметкой о задержке рейса, посадочные талоны с временем отправления и прибытия рейса, а также все документы, подтверждающие дополнительные расходы. Например, если гостиницу пришлось оплатить за свой счет, нужно приложить чек. Туренко рекомендует сделать скриншоты сообщения о задержке рейса и предоставить их суду. Важно еще приложить к иску копию претензии, направленной в компанию, и копию ответа.

Куликов говорит, что многие авиакомпании платят на стадии претензии, хотя некоторые отказывают, даже когда виноваты: «Они надеются, что пассажир не пойдет в суд». Присяжнюк полагает, что до суда в основном доходят дела, в которых авиаперевозчик, скорее всего, выиграет.

Разный размер компенсации

Размер компенсации будет зависеть о того, какой это был перелет: внутренний или международный. В первом случае применяются нормы Воздушного кодекса, во втором – Монреальская конвенция; в апреле 2017 года Россия ратифицировала ее положения, и с этого времени российские авиапассажиры международных рейсов получили усиленную защиту. Свое регулирование есть и на территории Евросоюза.

Порядок взыскания для международных и внутренних рейсов не имеет принципиальных отличий, считает Туренко. Разве что может понадобиться составить претензию на национальном языке перевозчика.

Если говорить о положениях российских и европейских норм, то они во многом похожи. Ст. 5 кодекса ЕС и ст. 794 ГК, ст. 795 ГК указывают, что авиакомпания виновата в задержке рейса, если:

  • экипаж или борт не готов к выполнению рейса;
  • допущены ошибки в расписании перелетов;
  • пассажиру отказано в посадке (так называемый овербукинг, когда количество проданных на рейс билетов превышает число посадочных мест в самолете);
  • перелет отменен из-за нерентабельности.

Присяжнюк продолжает, что национальное и международное право созвучны и в вопросе освобождения перевозчика от ответственности перед пассажиром. Так, по общему правилу, перевозчик освобождается от ответственности, если докажет, что задержка рейса была вызвана обстоятельствами непреодолимой силы (ст. 19 Монреальской конвенции, ст. 401 ГК, ст. 120 ВК).

Обстоятельство непреодолимой силы – это чрезвычайное и непредотвратимое при данных условиях обстоятельство.

Это обстоятельства, которые перевозчик никак не мог предусмотреть и которые от него не зависят. Например, стихийные бедствия или погодные условия, войны и забастовки, ограничения перелетов по инициативе государства. Закрытие границ из-за пандемии – это тоже обстоятельство непреодолимой силы.

Практика в пользу авиаперевозчиков

Чрезвычайные и непреодолимые обстоятельства исключают ответственность за задержку рейса. Так, по делу № 2-188/2017 пассажир авиакомпании «Сибирь» пытался взыскать с перевозчика почти 32 000 руб. (материальный ущерб, компенсация морального вреда и штраф за просрочку доставки пассажира). Свои требования он объяснял тем, что вылет самолета задержался почти на девять часов. Из-за этого он опоздал на другой рейс, который должен был доставить его на отдых. В итоге в отель он приехал только спустя сутки и вместо семи дней смог отдохнуть всего шесть. Авиаперевозчик утверждал, что вылет отложился из-за плохих погодных условий. Автозаводский райсуд г. Нижнего Новгорода пришел к выводу, что «неблагоприятные метеорологические условия» – это обстоятельства непреодолимой силы. Первая инстанция решила, что в таком случае перевозчик освобождается от ответственности. В удовлетворении иска пассажира суд отказал. Решение «засилила» и апелляция.

Хотя туман или сильный ветер – серьезные аргументы для судов, опускать руки не стоит, считает Соплина. Истцу она рекомендует выяснить погодные минимумы для конкретного экипажа, самолета и даже аэродрома (у всех свои).

Соплина говорит, что авиаперевозчики во избежание ответственности часто ссылаются в суде и на технические акты, якобы подтверждающие неисправность воздушного судна в день задержки рейса. Но техническая неисправность может произойти и по вине перевозчика, к примеру, несвоевременное прохождение технического осмотра судна. Поэтому пассажиру следует внимательно изучать представленные доказательства, в случае необходимости привлекать специалистов или экспертов, уверена Соплина.

Практика в пользу пассажира

Вылет по маршруту Омск-Москва задержался, из-за этого один из пассажиров опоздал на стыковочный рейс до Бордо (Франция). Ему пришлось покупать новые билеты. Убытки (46 000 руб.), компенсацию морального вреда (25 000 руб.), неустойку (177 000 руб.) и штраф он попытался взыскать с «Уральских Авиалиний». Перевозчик настаивал, что рейс задержали, потому что самолет поздно прибыл с предыдущего рейса и на нем устраняли неисправность – снижение уровня гидрожидкости. Но суд отверг эти аргументы: ответчик не доказал, что поломка была серьезной и могла угрожать жизни и здоровью людей. В итоге с авиакомпании в пользу клиента взыскали почти 84 000 руб., в том числе стоимость новых билетов (дело № 2-391/2020, решение вступило в силу).

К похожему выводу пришел Верховный суд Татарстана по делу № 33-6809/2015. Он указал, что суду не представлено бесспорных доказательств технической неисправности самолета и отмены рейса по этой причине. Саратовский областной суд, рассматривая дело № 33-8479/2015, пришел к выводу, что техническую неисправность воздушного судна нельзя отнести к обстоятельствам непреодолимой силы.

Опытом взыскания компенсации по регламенту ЕС поделился юрист Владимир Мамонтов. В деле № 33-37248/2018 ему удалось отсудить с авиакомпании € 1 600. В 2017 году Мамонтов купил путевку в Грецию на четырех человек. В нее входил перелет из Москвы в Ираклион и обратно. Но в связи с поздним прибытием самолета обратный рейс задержали почти на семь часов. Тогда Мамонтов обратился к ООО «Северный ветер» с претензией: он просил выплатить каждому из пассажиров по €400 (согласно регламенту ЕС за задержку при перелетах на расстояние более 1 400 км в одну сторону). Авиакомпания предложила только компенсацию в размере 175 рублей на каждого пассажира (в соответствии с Воздушным кодексом). А вот суд решил, что семье все-таки положены выплаты по регламенту ЕС. Но в таком случае не подлежат применению нормы закона о защите прав потребителей, то есть нельзя рассчитывать еще на неустойку, штраф и компенсацию морального вреда. Останкинский районный суд Москвы взыскал в пользу каждого члена семьи € 400. Апелляция это решение оставила без изменения.

Подобные споры – редкость, говорит Туренко. По ее словам, практика взыскания компенсации, предусмотренной регламентом ЕС, находится только на стадии формирования. Это касается и выплат компенсаций за задержку международных рейсов.

Пассажиры не обращаются в суды за компенсацией массово, потому нет ничего удивительного в том, что за три с небольшим года (Россия в 2017 году ратифицировала Монреальскую конвенцию) судебная практика лишь начинает формироваться и не является обширной.

Ольга Туренко, адвокат Бородин и Партнеры Бородин и Партнеры Федеральный рейтинг. группа Банкротство (споры mid market) группа Налоговое консультирование и споры (Налоговые споры) группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции группа Уголовное право ×

В целом Туренко признает, что вероятность получить деньги за задержку рейса невелика. Но удачные примеры на практике все же встречаются. Соплина в таких спорах советует уточнить, почему не был предоставлен резервный самолет, осуществляли ли во время задержки рейса взлет и посадку другие воздушные судна, был ли открыт аэродром на прием и отправление самолетов.

  • наличие договора воздушной перевозки (билеты, счета, акты, платежные поручения и тому подобное);
  • ненадлежащее исполнение обязанностей по перевозке;
  • наличие и размер убытков (билеты, платежные поручения);
  • наличие причинно-следственной связи между задержкой рейса и убытками;
  • соблюдение претензионного порядка (претензии, переписка сторон, уведомления).

Татьяна Мацукова, юрист ЮК Юридическая компания «Генезис» Юридическая компания «Генезис» Региональный рейтинг. группа Антимонопольное право (включая споры) группа Недвижимость, земля, строительство группа Интеллектуальная собственность ×

Я опоздала на стыковочный рейс

Я летела из Екатеринбурга в Тунис с пересадками в Москве и Париже. Но в Москве все пошло не по плану.

Эта история о том, как отстоять свои права, когда вроде бы никто не виноват.

Билеты

В новогодние праздники 2015 года я решила отдохнуть в Тунисе. Забронировала отель, оплатила трансфер, купила билеты. Чартеров не было, но нашлись регулярные рейсы с пересадками. По маршруту Екатеринбург — Москва — Париж и обратно меня взялась отвезти авиакомпания «Трансаэро», из Парижа в Тунис и обратно — «Эйрфранс».

При полете с пересадками всегда есть риск опоздать на стыковочный рейс, поэтому я заложила побольше времени между прилетом в Париж и отлетом в Тунис. Но стыковка в Москве от меня не зависела. Ее организовывала авиакомпания, которая продала мне билет Екатеринбург — Москва — Париж.

Рейс из Екатеринбурга прилетал в московское Внуково в 7:35. Рейс в Париж улетал оттуда же в 11:25. На пересадку было почти четыре часа — но этого не хватило.

Что случилось в Москве

Когда мы подлетали к Москве, оказалось, что во Внуково самолет съехал с полосы и аэропорт закрыли. Вместо Внуково мы приземлились в Домодедово. Из самолета нас не выпустили: попросили подождать, пока все наладится и мы перелетим во Внуково. Ждать пришлось три часа.

Когда мы прилетели во Внуково, на табло еще горела посадка на мой стыковочный рейс в Париж. Оказалось, его задержали. Но я все равно не успела: когда прибежала на посадку, трап уже убрали.

На стойке «Трансаэро» мне предложили улететь в Париж завтра, а ночь провести в отеле за счет авиакомпании. Такой вариант меня не устраивал: вечером в Париже меня уже ждал рейс до Туниса, а там — трансфер и бронь в отеле. Поэтому я решила лететь в Париж за свой счет. Но перед этим сделала две вещи:

  1. Попросила сотрудника «Трансаэро» поставить на моей маршрутной квитанции отметку, что из-за смены аэропорта мой рейс задержался. Так у меня появилось доказательство того, что и когда случилось.
  2. Удостоверилась, что если я не полечу в Париж по своему билету, то это его не аннулирует и потом я смогу по нему вернуться.

Если пропустить один из сегментов полета, то последующие сгорают. Но я не пропустила рейс, а опоздала на него по вине авиакомпании — это доказывала отметка на моей маршрутной квитанции. Сотрудник компании подтвердил, что с билетом порядок. Когда пропущенный рейс завершился, я на всякий случай еще раз проверила статус моего билета на сайте авиакомпании. Если бы его все-таки аннулировали, у меня было бы время что-то с этим сделать.

После этого я начала искать билеты до Парижа. Самым дешевым оказался рейс через Прагу за 42 490 рублей. Это меня обескуражило: перелет со всеми пересадками из Екатеринбурга в Париж и обратно стоил только 28 800. Но меня ждал Тунис, поэтому я купила билет и успела на пересадку во Франции. Отдых состоялся.

Почему я решила бороться

Но я все-таки решила бороться за свои деньги. Если бы авиакомпания выпустила меня из самолета в Домодедово, я могла бы взять такси до Внуково и успеть на стыковочный рейс до Парижа. Вместо этого меня держали в самолете. Все выглядело так, будто компания решила сэкономить на высадке пассажиров, — а расплачиваться мне.

Еще по возвращении домой я узнала, что после того, как убрали трап, тот самый рейс до Парижа не взлетал еще больше часа. Это было очень обидно и тоже настроило меня на борьбу.

Претензия

В первую очередь я написала претензию на имя генерального директора «Трансаэро». Контакты взяла с сайта компании. Я описала ситуацию и потребовала компенсировать 42 490 рублей, которые потратила на билет до Парижа, и заплатить 10 тысяч морального ущерба. Эта сумма может быть произвольной — мне показалась уместной такая. А еще я потребовала заплатить штраф 100 рублей: по 25 рублей за каждый час задержки рейса из Екатеринбурга в Москву.

Я указала номера билетов и рейсов, чтобы авиакомпании было проще установить все обстоятельства. Кроме того, я сослалась на законы, по которым требовала возместить мне убытки, и добавила номер банковского счета, на который готова получить деньги.

Претензию я отправила по почте заказным письмом с описью вложения. Другой вариант — принести лично в офис авиакомпании. В этом случае надо попросить поставить на своей копии отметку о том, что у вас ее приняли.

По умолчанию закон о защите прав потребителей дает авиакомпании на ответ 10 дней, но в договорах обычно прописывают 30. Свою претензию я отправила в феврале, ответ пришел в конце марта. Авиакомпания написала, что посадка в аэропорту Домодедово произошла не по ее вине, поэтому мне компенсируют только неиспользованную часть билета. Он стоил 28 800 рублей, полет состоял из четырех сегментов: два туда и два обратно. Поэтому мне согласились вернуть сумму за один из сегментов — 7616 рублей.

Это меня не устраивало, и я решила идти в суд.

Подача иска

Чтобы не запутаться в исках и судах, я обратилась к знакомому юристу. Заявление вполне можно составить по образцам из интернета, но мое дело не казалось таким уж однозначным, поэтому я решила, что так надежнее.

По смыслу исковое заявление не сильно отличается от претензии. К требованиям добавился штраф за то, что авиакомпания не удовлетворила претензию добровольно, — 50% от суммы компенсации. Я также добавила компенсацию расходов на услуги юриста — 5000 рублей.

Гражданские иски рассматривают в судах общей юрисдикции. Закон дает потребителям право судиться там, где им удобнее: по своему адресу или месту нахождения ответчика. Я живу в Екатеринбурге, авиакомпания зарегистрирована в Москве, поэтому я выбрала судебный участок поближе к дому. Его номер я узнала на сайте ГАС РФ «Правосудие».

Госпошлину за подачу иска я не платила, потому что его цена меньше миллиона рублей.

Судебное заседание

Заседание назначили через три недели после того, как приняли исковое заявление. Представители авиакомпании не пришли, но прислали свои возражения. Их позиция осталась прежней: самолет сел в другом аэропорту не по их вине, поэтому они не отвечают за последствия.

Я не спорила с тем, что посадка в Домодедово — не вина авиакомпании. Мой главный аргумент был такой: компания могла выпустить пассажиров из самолета, чтобы минимизировать ущерб от ситуации, но не сделала этого. Она должна ответить не за то, что самолет сел в другом аэропорту, а за свое бездействие.

С момента приземления до окончания посадки на стыковочный рейс до Парижа прошло три часа. Добраться на такси из Домодедово во Внуково можно было за час: второго января все дороги свободны. Если бы авиакомпания выпустила меня из самолета, я бы успела на стыковочный рейс с запасом. Но для авиакомпании высадить пассажиров в другом аэропорту — значит лишний раз заплатить за трап и выгрузку багажа. Вместо высадки, она все время держала пассажиров в самолете.

Это обстоятельство стало ключевым. Судья решил, что у авиакомпании была возможность обеспечить мою посадку на самолет до Парижа, но она этого не сделала.

взыскал суд с авиакомпании в мою пользу

Всего суд наказал авиакомпании выплатить мне 59 311 рублей:

  1. 34 874 Р — за билет до Парижа. Билет стоил 42 490 Р , но 7616 Р авиакомпания выплатила добровольно.
  2. 18 437 Р — штраф за то, что дело дошло до суда.
  3. 4000 Р — компенсация расходов на юриста. Я потратила 5000 Р и могла это доказать, но суд посчитал, что «разумные расходы» — это 4000 Р .
  4. 2000 Р — компенсация морального вреда. И на том спасибо.

Получение денег

Получить деньги по исполнительному листу можно с помощью приставов или через банк ответчика. Я получала через банк. Авиакомпания уже переводила мне деньги, поэтому реквизиты ее счета я просто посмотрела в интернет-банке.

Я написала в банк заявление о принятии листа к исполнению, в котором указала номер листа, сумму компенсации и свои реквизиты. В Екатеринбурге нашлось отделение банка авиакомпании, поэтому я просто отнесла туда заявление вместе с листом.

Через три дня деньги были на моем счете. С момента подачи претензии до получения денег прошло полгода.

Что делать, если опоздал на пересадку?

Если вы приобрели билет на стыковочный рейс и случилась задержка рейса, из-за которой вы опоздали на следующий, то стоит поступить следующим образом. В случае если оба рейса выполняются одной авиакомпанией и всему маршруту присвоен единый номер билета, то нужно обращаться в представительство авиакомпании сразу в аэропорту, где задерживают самолёт. По прилёту в пункте пересадки может не оказаться представителя авиакомпании или будет неудобное расписание.

Авиакомпания бесплатно пересадит вас на ближайший рейс до вашего конечного пункта. Иногда вас могут пересадить на самолёт других авиакомпаний по договорённости, чтобы вы успели на стыковку.

Если билет у вас на одном бланке, а авиакомпании в нём указаны разные, то между ними есть договор о сотрудничестве, поэтому поводов волноваться нет. В ситуации, когда авиакомпания №1 задерживает рейс и вы опаздываете на самолёт авиакомпании №2, проблему должна решать авиакомпания №1: обратитесь к её представителю, вас должны отправить ближайшим рейсом.

Ситуация, когда вы самостоятельно приобрели два отдельных билета двух разных авиакомпаний, более сложная, и, скорее всего, покупать следующий билет вам придётся самостоятельно. На всякий случай можно обратиться в обе авиакомпании — вдруг вам смогут помочь. Если билет был куплен туда и обратно, то сгорает ещё и обратный билет, как в случае неявки на рейс — no-show.

Может быть ещё ситуация, когда пассажир покупает билет стыковки онлайн, и сайт сам ему предлагает купить билет в единой брони, но будет два разных билета. И здесь тоже авиакомпании не несут ответственности друг за друга. И обычно при покупке таких билетов есть предупреждение о том, что будут разные билеты.

Если пассажир опоздал на стыковочный рейс по своей вине, то авиаперевозчик не обязан решать проблему пассажира, но обратиться к представителям авиакомпании стоит. Известны случаи, когда путешественникам шли навстречу, подбирали выгодные авиабилеты, отправляли следующим рейсом или возвращали часть денег за билет.

На поезд

С ж/д-билетами ситуация иная, чем с авиа. Здесь пассажир сам покупает себе билеты на два разных поезда, сам планирует, хватит ли ему времени сделать пересадку.

Если пассажир опоздал на поезд, то ему нужно обратиться в кассу и частично вернуть потраченные средства.

Для поездов дальнего следования вернуть билет можно, если прошло не более 12 часов после отправления поезда с вашей станции. Но лучше сделать это, пока прошло не менее 20 минут и не более 3 часов, тогда процедура возврата будет проще.

Если прошло более 3 часов, то придётся делать претензионный возврат. Нужно будет написать заявление, которое перевозчик рассмотрит в срок до 30 дней. С заявлением и билетом надо будет подойти в кассу возврата на вокзале. Если вы будете сдавать билет на станции, отличной от станции отправления, то возврат будет возможен тоже только в претензионном порядке.

Если опоздание на поезд вызвано серьёзной причиной (болезнь, несчастный случай и т. п.), то можно вернуть билет в течение 5 суток с момента отправления поезда, при наличии подтверждающих документов. Пассажиру необходимо предоставить в билетную кассу станции посадки справку из больницы, документ, на который оформлен билет, билет РЖД (14-значный номер заказа, билет на бланке или купон). Выплачивается стоимость билета, стоимость плацкарты не возвращается.

Вообще, задержки у поездов бывают крайне редко. Но лучше подстраховаться и при оформлении заказов в поезда по маршруту с пересадками выбирать интервал между их прибытием и отправлением не менее 3 часов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *