2. Всеобщность социального обеспечения
Всеобщность социального обеспечения выражается в том, что Конституция РФ устанавливает равную и одинаковую для каждого возможность при наступлении объективных социально-значимых обстоятельств (социальных рисков) получать определенные виды социальных выплат или услуг и не ограничивает ее по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и другими условиями.
На равных основаниях с гражданами РФ право на социальное обеспечение имеют постоянно проживающие в России иностранные граждане и лица без гражданства, если международным договором или федеральным законом не предусмотрено иное. Постоянно проживающими считаются лица, получившие в установленном законом порядке вид на жительство.
Иностранные граждане, временно находящиеся на территории России, имеют право на социальное обеспечение при наличии соответствующих международных договоров. Беженцам предоставляются лишь отдельные виды обеспечения.
Принцип всеобщности служит базой для реализации права на медицинскую помощь и лечение, на государственную помощь в содержании и воспитании детей.
Но принцип всеобщности нельзя понимать как безусловное право на выплаты, медицинские или социальные услуги. Законодательство определяет условия их предоставления. В частности, право на трудовую пенсию по старости возникает только у лиц, достигших пенсионного возраста при наличии установленного страхового стажа.
При анализе принципа всеобщности большое значение имеет вопрос о круге лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию.
В советский период государственное социальное страхование распространялось только на рабочих и служащих, работавших по трудовому договору, и не охватывало лиц, выполнявших работы и услуги по гражданско-правовым договорам. Поэтому они не имели права на пособия по временной нетрудоспособности, беременности и родам и др.
В статье 1 ФЗ от 16.07.1999 г. «Об основах обязательного социального страхования» говорится, что обязательное социальное страхование предназначено для компенсации или минимизации «последствий изменения материального и(или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иных категорий граждан вследствие признания их безработными. и наступления иных установленных законодательством Российской Федерации социальных страховых рисков…».
Обязательное социальное страхование распространяется не только на наемных работников, но и на лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой, и иные категории граждан при условии уплаты ими или за них страховых взносов на соответствующие виды обязательного социального страхования. Так, индивидуальные предприниматели и адвокаты не подлежат обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности, беременности и родов и др. Но они могут зарегистрироваться в территориальных отделениях ПФР и ФСС, уплачивать взносы в добровольном порядке и в этом случае будут иметь право на указанные пособия. Лица, выполняющие работы или оказывающие услуги по гражданско-правовым договорам, могут быть застрахованы от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с указанным договором (ст.5 ФЗ от 24.07.1998 г. «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»). Граждане РФ, работающие за границей, могут добровольно уплачивать взносы на обязательное пенсионное страхование и, таким образом, приобрести право на трудовую пенсию (ст. 29 ФЗ от 15.12.2001 г. «Об обязательном пенсионном страховании в РФ»).
Работа по приведению законодательства в соответствие с принципом всеобщности ведется постоянно.
В частности, федеральные законы от 17.12.2001 г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и от 15.12.2001 г. «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» не предусматривают возможности приостановления выплаты назначенной пенсии лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы, что допускалось прежним законодательством.
Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 03.06.2004 г. №11-П в стаж профессиональной деятельности должны засчитываться периоды педагогической, лечебной и творческой деятельности, проходившей не только в государственных или муниципальных учреждениях, как это установлено в ст. 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», но и в частных организациях. Необходимые изменения должны быть внесены в Списки соответствующих учреждений (организаций).
Федеральным законом от 03.06.2006 г. №77 во исполнение Определения Конституционного Суда РФ от 27.06.2005 г. № 231 установлено право отцов инвалидов с детства, воспитавших их до восьмилетнего возраста без матери, на досрочное трудовую пенсию. Ранее такое право имели только матери.
Еще одним примером развития данного принципа может служить совершенствование системы государственных пособий гражданам, имеющим детей. С 1995 г. право на ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком (рожденным, усыновленным, принятым под опеку) до достижения им возраста полутора лет имеют не только матери, но и отцы, бабушки, дедушки и другие родственники или опекуны, фактически осуществляющие уход за ребенком и подлежащие государственному социальному страхованию.
Принцип всеобщности является базовым и при реализации права на государственную социальную помощь малоимущими лицами. Но при этом во внимание принимается уровень индивидуального дохода или среднедушевого дохода семьи
Порядок социального обеспечения неработающих граждан определяется федеральными законами о конкретных видах пенсий, пособий и услу г. Так, в соответствии с Законом РФ от 19.04.1991 г. «О занятости населения в Российской Федерации» право на пособие по безработице имеют и граждане, ранее не работавшие и впервые ищущие работу.
Принцип всеобщности в праве социального обеспечения: философско-теоретический аспект Текст научной статьи по специальности «Право»
В статье рассмотрены теоретические основы понятия « принцип всеобщности в праве социального обеспечения», философский аспект данной правовой категории. Автором разъясняется собственное видение сущности принципа всеобщности в праве социального обеспечения. Это конституционный принцип прав и свобод человека и гражданина, суть которого проявляется в том, что каждый, кто утрачивает самостоятельный источник средств к существованию, попадает в трудную жизненную ситуацию, т.е. признается социально нуждающимся лицом , вправе претендовать со стороны государства на материальное обеспечение в виде выплат, услуг, натуральной помощи и льгот, в размере не ниже прожиточного минимума, установленного на территории региона, где проживает социально нуждающийся человек. По результатам социологических опросов 90 % опрошенных считают, что стартовая денежная сумма должно быть не меньше двух размеров прожиточного минимума.
Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Филиппова Эльвира Маисовна
General principle in law of social service: philosophic and theoretical aspect
The article considers theoretical basis for the notion of general principle in law of social service, philosophic aspect of this legal category. The author gives explanation to his vision of the notion of general principle in the law of social service. It is a constitutional principle of rights and freedoms of man and citizen, the essence of which is in the following: everyone, who loses his own source for living, having hard times, that is considered to be socially needy person , has a right to lay a claim to financial security in the form of payments, services, payment in kind and benefits in the amount above poverty line fixed on the territory of the region where this needy person lives by the state. By the results of survey 90% of respondents consider that launching amount of money should be twice as high as poverty line.
Текст научной работы на тему «Принцип всеобщности в праве социального обеспечения: философско-теоретический аспект»
ПРИНЦИП ВСЕОБЩНОСТИ В ПРАВЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ:
Э. М. Филиппова доцент кафедры трудового и социального права, Южно-Ураль-
ский государственный университет
В статье рассмотрены теоретические основы понятия «принцип всеобщности в праве социального обеспечения», философский аспект данной правовой категории. Автором разъясняется собственное видение сущности принципа всеобщности в праве социального обеспечения. Это конституционный принцип прав и свобод человека и гражданина, суть которого проявляется в том, что каждый, кто утрачивает самостоятельный источник средств к существованию, попадает в трудную жизненную ситуацию, т.е. признается социально нуждающимся лицом, вправе претендовать со стороны государства на материальное обеспечение в виде выплат, услуг, натуральной помощи и льгот, в размере не ниже прожиточного минимума, установленного на территории региона, где проживает социально нуждающийся человек. По результатам социологических опросов 90 % опрошенных считают, что стартовая денежная сумма должно быть не меньше двух размеров прожиточного минимума.
Ключевые слова: принципы, социально нуждающееся лицо, всеобщность, принцип всеобщности, ориентация на достойный уровень жизни.
Энциклопедический философский словарь приравнивает понятие всеобщности к понятию универсальности и определяет его как характеристику некоторых императивных и ценностных (в том числе моральных) суждений в нормативной теории и этике1. Заслуга последовательного этико-философского обоснования всеобщности моральных форм принадлежит Иммануилу Канту, хотя осознание единства нравственных законов человечества и понимание всеобщности, по крайней мере, некоторых ценностных и императивных представлений складываются значительно раньше — в рамках античного космополитизма (Демокрит, Сократ, Еврипид, Исократ, Гераклит). Кроме того, идею всеобщности твердо отстаивали и ранние стоики.
«Всеобщее», как показывает самое слово, есть всегда нечто такое, что «общее всем» в чем, так или иначе «участвуют» все элементы данного множества. Эти элементы именуются обыкновенно «единичными», а то единство, в котором они являются участниками, — «всеобщим». Отношение всеобщего к единичному слагается, таким образом, по существу из множества сходных отношений единой все-
общности к каждому из единичных элементов множества2.
Гераклит утвердил принцип всеобщности и неотвратимости изменения всего, это пояснял известным примером о том, что в одну и ту же воду реки нельзя войти дважды. Взаимодействие противоположностей Гераклит называл всеобщим логосом (законом). Но поскольку космос мыслился как завершенный и единый, то противоположности мыслились воплощающимися друг в друге (огонь в воздухе, воздух в воде, вода в земле, и обратно; хотя и эти преобразования были известны до Гераклита), движение мыслилось по кругу, без порождения чего-либо нового. Отсюда и появилось утверждение о тождестве противоположностей, вплоть до того, что добро и зло — одно и то же3.
В истории этико-философской мысли прослеживаются различные трактовки всеобщности моральных феноменов (общих принципов, требований, мотивов, решений). Одна заключается в том, что у всех людей есть некоторые общие представления о добродетельном, правильном и достойном. Содержательно эти представления могут варьи-
роваться, но само их наличие воспринимается как свидетельство обусловленных природой или данных Богом нравственных начал. Такое понимание всеобщности отражает действительный факт общераспространенности форм поведения и взаимоотношений. Под всеобщностью понимают также безотносительность нормативных суждений к конкретным лицам и ситуациям. Всеобщность в этом контексте выражается:
1) в беспристрастности: равном отношении ко всем в определенной ситуации;
2) в надситуативности: равном отношении к одному лицу в разных обстоятельствах, что обобщается;
3) в принципе универсализуемости: принимая и осуществляя решение в отношении
Некоторые авторы трактуют всеобщность как генерализацию (М. Сингер, Дж. Ролз), что встречает возражение методологического порядка: не все общие (в логическом смысле слова) суждения являются универсализуемы-ми (в этическом смысле слова) суждениями. Надситуативность морали проявляется и в том, что она может пронизывать все иные формы нормативной регуляции, быть, в конечном счете, критерием их оценки и основанием их принятия личностью5.
Идея всеобщности моральных форм критикуется с позитивно-правовых и социологических позиций. Так, по Г. Гегелю, законодательные суждения, которым приписывается всеобщность, сформулированные как всеобщие, лишены в действительности всеобщего содержания: критерий всеобщности, или всеобщего законодательства, делает невозможными максимы, соотнесенные с действительным содержанием, т.е. с определенностью. Иного рода критика указывает на то, что всеобщность — не уникальная и не универсальная характеристика морали, она сама исторична и возникает в ответ на изменения в социальной структуре и сознании общества; с этой точки зрения декларация общечеловеческой морали может скрывать и чьи-то намерения утвердить частные интересы в качестве всеобщих и ведет к подавлению индивидуальных моральных усилий. Такую идею пропагандировали К. Маркс, Э. Дюркгейм6.
Следовательно, всеобщность может являться не только принципом, но и характеристикой, признаком, чертой той или иной системы, а порой даже другого принципа. Например, А. А. Джагарян обозначает всеобщ-
ность как характер регулятивно-правового воздействия, требуемого принципом достоин-
Кроме того, категория всеобщего занимает чрезвычайно важное место и в составе диалектической логики. «Буквально, по смыслу слова — общее всем. Всем индивидам, в виде необозримого множества которых представляется на первый взгляд мир, внутри которого мы живем и о котором говорим. Вот, пожалуй, и все, что можно сказать о всеобщем бесспорного, всеми одинаково понимаемого», -так начинает описывать понятие «всеобщее» Э. В. Ильенков. «Даже не касаясь философских разногласий по поводу всеобщего, можно заметить, что сам термин «общее» (тем более «всеобщее») в живом языке применяется весьма неоднозначно и относится не только к разным, не совпадающим друг с другом, но и к прямо противоположным, друг друга исключающим предметам.
Обобщая все рассмотренные понятия, определим, что представляет собой принцип всеобщности права и в чем он воплощается.
Принцип всеобщности является в первую очередь конституционным принципом прав и свобод человека и гражданина. Чаще всего он тесно связан с принципом неотчуждаемости. В паре они передают следующий смысл: основные права не дарованы государством, сам факт рождения человека наделяет его правами. Отметим также, что конституционные принципы определяют основные направления политики любого государства в области прав и свобод человека и гражданина и являются основой его правового статуса.
Общепризнанная мировым сообществом идея о всеобщности права социального обеспечения заключается в сфере охвата нормами данной отрасли всех категорий нуждающихся граждан. Этот принцип является первым и наиважнейшим, суть которого проявляется в том, что каждый, кто утрачивает самостоятельный источник средств к существованию, оказывается в трудной жизненной ситуации, вправе претендовать на государственное содействие в виде получения материального обеспечения.
В российском законодательстве этот принцип вытекает прежде всего из Конституции Российской Федерации. Так, в ч. 1 ст. 39 закрепляется право каждого на социальное обеспечение, что должно порождать за собой закрепление принципа всеобщности в социальном законодательстве. Часть 2 этой статьи
Принцип всеобщности в праве социального обеспечения: философско-теоретический аспект
устанавливает гарантированность и формальную закрепленность пенсий и пособий в законе, что влечет за собой установление принципа гарантированности социального обеспечения на основании закона. Кроме того, ст. 7 Конституции РФ закрепляет ориентацию на достойный уровень жизни и минимальный размер оплаты труда. Думается, что это абсолютно разные правовые категории, но которые между собой находятся в причинноследственной связи. Предполагается, что никакой источник дохода не может быть ниже МРОТ, будь то заработная плата, пенсия и пособие, поэтому необходимо установить такой принцип социального обеспечения, как гарантированность государством всем социально нуждающимся лицам социального обеспечения на уровне минимального размера оплаты труда. А если учесть, что в ближайшей перспективе нам обещают ввести в действие ст. 133 Трудового Кодекса РФ то было бы справедливо закрепить данный принцип гарантированности государством социального обеспечения в зависимости от уровня прожиточного минимума на территории субъекта Российской Федерации.
Думается закрепление на уровне закона правовой категории «достойный уровень жизни» невозможно, так как она в большей части носит оценочный характер. В процессе работы были проведены социологические исследования и интервьюирование среди студентов Южно-Уральского государственного университета за последние семь лет. С учетом полученных результатов можно сделать вывод, что под достойным уровнем жизни молодое поколение понимает не какую-то определенную денежную сумму, а возможность свободно реализовывать себя, распоряжаться своими умениями и желаниями, иметь не только средства к физическому существованию, но и возможность направить их на обеспечение жильем, отдыхом. При этом 90 % опрошенных считают, что стартовая денежная сумма должно быть не меньше двух размеров прожиточного минимума. Таким образом, направленность на достойный уровень жизни должна отталкиваться от прожиточного минимума, установленного на территории государства. Кроме того, принцип всеобщности социального обеспечения базируется на конституционном принципе равенства, закрепленном в ст. 19 Конституции РФ, в соответствии с которой государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина
независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
Принцип всеобщности воплощается и в отраслевом законодательстве о социальном обеспечении по различным видам и формам обеспечения: пенсионному, медицинскому,
страховому, социальному обслуживанию и т. д .
Всеобщая декларация прав человека 1948 года в ст. 22 провозглашает, что каждый человек как член общества имеет право на социальное обеспечение, а также на осуществление необходимых для поддержания его достоинства, для свободного развития личности, прав в экономической, социальной и культурной областях.
Обратим внимание на некоторую противоречивость. Категория гражданства, например, означает особую связь человека с государством. Однако это не может препятствовать реализации принципа всеобщности, который в свою очередь гласит, что при приобретении права на социальное обеспечение гражданству не должно придаваться особое значение. Поскольку национальные ресурсы государства не беспредельны, то право на социальное обеспечение в полном объеме гарантируется лишь его гражданам. Но, например, в России «наравне с гражданами этим правом пользуются иностранцы и лица без гражданства, которые постоянно проживают на территории Российской Федерации. Иностранцам, временно находящимся на территории Российской Федерации, право на социальное обеспечение может предоставляться на основании международных договоров»8. Однако, несмотря на то что реализация этого права осуществляется в соответствии со структурой и ресурсами каждого государства, принципом всеобщности не может пренебречь ни одно законодательство ни одной страны, провозглашающей обеспечение социального права на своей территории.
Никакой другой принцип права социального обеспечения не способен настолько широко определить круг лиц, на который распространяется данное право. Ведь «для реального поддержания социального порядка в политическом обществе право должно руководить всеми индивидами и всеми группами данного конкретного общества. Ни один ин-
дивид и ни одна группа независимо от ее размера и принадлежности (частная или государственная) не должны стоять вне права. Таким образом, право должно царствовать над всеми гражданами государства, <. > всеми иностранцами, временно пребывающими или постоянно проживающими на территории данного государства»9.
Следовательно, из всех особенностей социального права всеобщность является наименее спорной и наиболее однозначной.
Социальное законодательство не закрепляет каких-либо изъятий в праве на получение различных видов социального обеспечения при наступлении социальных рисков, указанных в нормативных актах. В то же время всеобщность права не означает, что все государственные нормы права социального обеспечения полностью и безусловно применяются в отношении всех индивидов без каких бы то ни было исключений. Т.е. «принцип всеобщности нельзя понимать как безусловное право на выплаты, медицинскую помощь и социальные услуги»10. «Границы основных прав неизбежны. Государство должно защищать свободу индивида с условием, что гарантируется достаточная защита публичных интересов», — отмечал К. Штерн11. В любом случае ограничения направлены на «достижение рационального, т.е. адекватного баланса сталкивающихся конституционно-правовых ценно-стей»12. Законодательство любого государства, реализующее право на социальное обеспечение, определяет условия его предоставления. Они могут быть связаны с трудовой деятельностью, со среднедушевым доходом семьи, социальными статусами граждан, теми или иными юридическими фактами и т.д. Законодательство, скорее, устанавливает одинаковую для всех возможность при наступлении определенных обстоятельств получить установленные социальные выплаты и услуги. Именно с этой стороны в данном случае стоит рассматривать действие принципа всеобщности.
Таким образом, принцип всеобщности права — конституционный принцип прав и свобод человека и гражданина, который является основой для гарантии распространения действия данного права на всех без исключения. А принцип всеобщности права социального обеспечения заключается в следующем. Это конституционный принцип прав и свобод человека и гражданина, суть которого проявляется в том, что каждый, кто утрачивает самостоятельный источник средств к существованию, попадает в трудную жизненную ситуацию, т. е. признается социально нуждающимся лицом, вправе претендовать со стороны государства на материальное обеспечение в виде выплат, услуг, натуральной помощи и льгот, в размере не ниже прожиточного минимума, установленного на территории региона, где проживает социально нуждающийся человек.
1 Философия: энциклопедический словарь. М., 2004. иКЬ: http://www.fidel-kastro.ru/filosofy/ihtik_ivin _slovar. htm.
2 Коркунов Н. М. История философии права. М., 2011. С. 87.
4 Новгородцев П. И. Лекции по истории философии права. Учения Нового времени. ХУІ-ХІХ вв. М., 2011. С. 59.
5 Коркунов Н. М. Указ. соч. С. 105.
7 Джагарян А. А. Достоинство личности, равенство и справедливость как сущностные характеристики социальной государственности // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2011. № 8 (14). С. 49.
8 Мачульская Е. Е. Право социального обеспечения: учебник. М., 2011. С. 112.
9 Всеобщность права. ЦКЬ: http://www.tatombudsman. ru/41-vseobshchnost-prava.
10 Мачульская Е. Е. Указ. соч. С. 113.
11 Государственное право Германии. Т. 2. / отв. ред. Б. Н. Топорнин. М., 1994. С. 185.
Право социального обеспечения в России
Всеобщность социального обеспечения в соответствии с конституционными нормами (ч. 2 ст. 19 и ч. 1 ст. 39) можно определить как равную для каждого возможность получать социальное обеспечение при наступлении обстоятельств, определенных в законе, независимо от паю, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств.
Всеобщность как отраслевой принцип представляет собой преломленное нормами права социального обеспечения отражение общеправового конституционного принципа равенства всех граждан.
B.C. Аракчеев отмечает, что в последние годы с очевидностью прослеживается двуединая тенденция: с одной стороны, социальное обеспечение приближается к своему идеалу, когда каждый гражданин, оказавшийся в трудной жизненной ситуации, вправе рассчитывать на помощь государства. С другой стороны, законодательство все больше склоняется к адресности социальной помощи и содержания, ограничивая круг обеспечиваемых действительно нуждающимися гражданами, ориентируясь при этом главным образом на их материальное положение. Он приходит к выводу, что принцип всеобщности начал трансформироваться в принцип адресности 1 Аракчеев B.C. Теоретические и практические вопросы общей части права социального обеспечения. Томск, 2001. С. 79. .
Позиция B.C. Аракчеева представляется недостаточно обоснованной, поскольку представление социального обеспечения одним, не ограничивает права других. Право на социальное обеспечение распространяется на всех, а законодательство ставит условия, при которых предоставляются те или иные виды социального обеспечения. По российскому законодательству право на отдельные виды социального обеспечения поставлено в зависимость не только от материального положения получателя, но и от его участия в трудовой или общественно-полезной деятельности, уплаты страховых взносов и других обстоятельств.
Этой же позиции придерживается Конституционный Суд РФ, указавший, что конституционный принцип равенства не препятствует законодателю при осуществлении правового регулирования устанавливать различия в правовом статусе лиц, принадлежащих к разным по условиям и роду деятельности категориям, в том числе вводить особые правила, касающиеся условий реализации трудовых прав и прав в области пенсионного обеспечения, если эти различия объективно оправданны и соответствуют конституционно значимым целям и требованиям 2 См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 27 декабря 1999 г. № 19-П // СЗ РФ. 2000. № 3. Ст. 354. .
Некоторые исследователи полагают, что «всеобщность означает, что законодательство о социальном обеспечении распространяется на всех граждан» 3 Социальный кодекс РФ: проблемы кодификации законодательства о социальном обеспечении / А.В. Усс, В.А. Толоконский. В.Н. Лисица. В.И. Иванков. Новосибирск. 2004. С. 42. . Однако с таким подходом нельзя согласиться. Социальное обеспечение в России предоставляется не только гражданам РФ, но и иностранным гражданам и лицам без гражданства. Согласно ст. 62 Конституции РФ, иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и выполняют обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором. Здесь речь идет, прежде всего, об ограничениях ряда избирательных и трудовых прав, о запретах на нахождение на государственной и муниципальной службе, военной службе по призыву. Участие иностранных граждан в некоторых земельных и жилищных правоотношениях ограничено федеральными законами. Сфера социального обеспечения для иностранных граждан и апатридов в России является, в основном, открытой.
Необходимо отметить, что в праве социального обеспечения особый правовой статус имеют беженцы и вынужденные переселенцы. В соответствии с Законом РФ от 19 февраля 1993 г. № 4528-1 «О беженцах» и Законом РФ от 19 февраля 1993 г. №4530-1 «О вынужденных переселенцах» эти лица имеют право на получение социальных пособий.
Всеобщность прослеживается во всех институтах права социального обеспечения. В пенсионном обеспечении принцип воплощается наиболее полно. Всеобщность пенсионного обеспечения соответствует общепризнанным принципам и нормам международного права. В настоящее время любой человек, постоянно проживающий на территории Российской Федерации, обеспечивается пенсией при условии, что он достиг пенсионного возраста, установленного законом, либо признан инвалидом, либо потерял кормильца, на иждивении которого состоял, либо при наличии установленной выслуги лет или специального трудового стажа.
Наряду с трудовыми пенсиями, назначаемыми лицам, застрахованным по обязательному пенсионному страхованию, каждый независимо от его трудовой деятельности имеет право на социальную пенсию. Этот вид пенсий был введен 1 января 2002 г. Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».
Всеобщность социального обеспечения проявляется и в законодательстве, регулирующем оказание медицинской помощи и лечения. Статья 41 Конституции РФ, ст. 1, 7, 8 Закона РФ от 28 июня 1991 г. № 1499-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации», ст. 17, 18 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. № 5487-1 указывают, что в рамках программ обязательного медицинского страхования медицинская и лекарственная помощь предоставляется всем гражданам РФ. Лица без гражданства и иностранцы, постоянно проживающие в России, имеют такие же права и обязанности как российские граждане.
Право социального обеспечения
К основным отраслевым принципам российского права социального обеспечения относятся:
♦ многообразие видов социального обеспечения;
♦ всеобщность социального обеспечения;
♦ охрана уровня жизни, здоровья граждан;
♦ справедливость при распределении благ за счет средств, направляемых на социальное обеспечение граждан.
Многообразие видов социального обеспечения (как отраслевой принцип) предполагает учет существующих форм социального обеспечения (как способ удовлетворения потребностей человека) в денежном и натуральном выражении. Так, пенсии, пособия, компенсационные выплаты должны выдаваться их получателям только в денежном эквиваленте. Натуральные выдачи могут предоставляться гражданам в следующих видах социального обеспечения: различные социальные услуги, оказываемые в различных учреждениях социального обслуживания; медицинская помощь и лечение; санаторно-курортное лечение; лечебное и диетическое питание; оздоровление детей в летний период и пр.
Всеобщность социального обеспечения (как принцип) находит свое конкретное выражение в ч. I ст. 39 Конституции РФ, устанавливающей право каждого гражданина на гарантированное социальное обеспечение. Следовательно, ни один человек не должен находиться вне сферы социального обеспечения. Вместе с тем нельзя понимать проявление данного принципа в реальной жизни буквально, что человек имеет право на все существующие виды социального обеспечения. Объем конкретных прав на тот или иной вид социального обеспечения зависит от разных обстоятельств, установленных законодательством.
Принцип солидарности проявляется через солидарность поколений, регионов страны, отраслей хозяйственного комплекса. Когда речь идет о солидарности поколений, то имеется в виду, что работающие граждане путем отчислений из своих трудовых доходов (в виде страховых платежей, налогов) содержат неработающие поколения. Солидарность российских регионов и отраслей хозяйственного комплекса означает, что нуждающимся выделяются соответствующие дотации и субвенции из государственного бюджета.
Принцип охраны уровня жизни, здоровья граждан реализуется в различных видах социального обеспечения, условиях и размерах их предоставления, гарантированности бесплатной медицинской помощи, в проведении оздоровительно-профилактических и других мероприятий.
Для неработающих лиц различные виды государственной социальной помощи из средств, предназначаемых на социальное обеспечение, зачастую являются единственным источником средств к существованию. Полная реализация данного принципа в жизни граждан произойдет лишь тогда, когда минимальные размеры основных видов социального обеспечения, например трудовых пенсий, будут отвечать уровню достойной жизни.
Говоря о справедливости при распределении благ за счет средств, направляемых на социальное обеспечение граждан, необходимо отметить, что понятие справедливости, само по себе достаточно емкое и сложное по своему содержанию, имеет ряд элементов. Основным из них считается оптимальное сочетание интересов личности, общества и государства. Под ним понимается максимально возможное удовлетворение позитивных интересов личности, не наносящее ущерба интересам общества и государства. Сочетание – это есть координация тех интересов участников общественных отношений, которые не совпадают или находятся в противоречии. Конечно, с позиций справедливости следовало бы признать, что оптимальное сочетание интересов человека на практике должно означать максимально возможное удовлетворение нужд нетрудоспособных граждан как основных субъектов в социальном обеспечении. Такой подход вызывает определенные сомнения и возражения по отношению к некоторым видам социального обеспечения, например при установлении размера трудовых пенсий. Поэтому и существует своеобразный показатель справедливости в социальном обеспечении, который называется дифференциацией видов, условий и уровня обеспечения в зависимости от трудового вклада, причин нуждаемости и иных социально значимых обстоятельств. (Его иногда выделяют в качестве самостоятельного отраслевого принципа.)
Следует отметить, что критерии такой дифференциации могут носить объективный характер. Например, условия труда, существующие на отдельных производствах, не зависят или мало зависят от работников предприятия. Критерием вышеназванной дифференциации может являться и субъективный фактор, т. е. субъективные качества участников правоотношений, например физиологические особенности, состояние здоровья (женщины, несовершеннолетние, инвалиды).
Наибольшее значение придается трудовой деятельности. Так, условием получения трудовых пенсий являются труд и его результаты. От продолжительности трудового стажа зависит право на трудовую пенсию по старости, по инвалидности от общего заболевания, по случаю потери кормильца от общего заболевания. Работа в неблагоприятных условиях труда, в особых природно-климатических условиях проживания дает право на льготные условия получения пенсионного обеспечения (в виде досрочных трудовых пенсий) и в более высоком размере. Хотя надо признать, что уровень трудовой пенсии, как и ее право, с принятием Закона 2001 г. о пенсионном страховании уже в меньшей степени зависит от степени трудового участия конкретного человека. Введение добровольного вхождения в систему обязательного пенсионного страхования, установление фиксированного платежа за себя или другое лицо приводит к нивелированию данного принципа. (Впрочем, в той или иной мере это относится и к другим отраслевым принципам.) Длительное выполнение определенной профессиональной деятельности является основанием для получения особого вида пенсии – пенсии за выслугу лет. Продолжительность трудовой деятельности влияет на размер пенсий. Связь социального обеспечения с трудовой деятельностью прослеживается в нормах по обеспечению отдельными видами пособий, например по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, и др.
Причины, вызывавшие нуждаемость лица в материальном обеспечении, по большому счету не имеют значения. Ведь обязанность государства заключается в том, чтобы каждому гарантировать уровень социального обеспечения не ниже прожиточного минимума. Данное обязательство вытекает из международных актов в области социального обеспечения, из Конституции РФ, Декларации прав и свобод человека и гражданина, действующего законодательства.
Дифференциация в социальном обеспечении зависит также от ряда социально значимых обстоятельств, влияющих на содержание прав гражданина в сфере социального обеспечения. К ним относят: возраст и состояние здоровья, семейное положение и многодетность, наличие иждивенцев, воспитание детей в неполной семье, проживание на определенных территориях и в регионах, приобретение статуса безработного, пребывание в отпуске по беременности и родам, по уходу за ребенком, причины утраты трудоспособности (трудовое увечье, военная травма, общее или профессиональное заболевание) и т. д.
Принцип финансирования расходов на социальное обеспечение за счет обязательных страховых взносов и ассигнований из государственного бюджета и его проведение в жизнь позволяет создавать условия для реализации прав граждан на социальное обеспечение. Как известно, существующие две основные организационно-правовые формы социального обеспечения – обязательное социальное страхование и обеспечение за счет бюджетных ассигнований и их соответствующие виды обеспечения – предполагают наличие «своих» финансовых средств.
Государственная система социального страхования включает в себя обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. В основе каждого вида страхования лежит определенный вид социального риска, каждый из названных видов страхования обеспечивает защиту застрахованным лицам и членам их семей от риска. Застрахованными считаются работники и члены их семей, а также иные категории граждан, на которых распространяется социальное страхование. Данное социальное страхование носит обязательный характер, что находит выражение в обязанности уплаты страховых взносов и в обязанности государства предоставления соответствующих видов социального обеспечения. Наличие такого страхования означает также обязательность фактического внесения страховых платежей. Поэтому оно называется обязательным социальным страхованием.
Финансовые средства, формируемые за счет фактически поступающих страховых взносов (как обязательного страхового платежа в установленном законом порядке), для определенных групп плательщиков являются гарантией в деле реализации прав застрахованных лиц на социальное обеспечение в порядке обязательного социального страхования.
В процесс формирования финансовых средств обязательного социального страхования все больше вовлекаются отчисления из заработков работающих граждан. В перспективе не исключается возможность введения обязательных платежей (отчисления с заработка или трудового дохода работника и самостоятельно обеспечивающих себя работой граждан) в виде страховых взносов в соответствующих размерах по всем видам обязательного социального страхования, наподобие того, как сейчас, например, напрямую вносятся платежи в ПФР.
Многие виды социального обеспечения предоставляются человеку как члену общества вне связи с его трудовой деятельностью. К таковым относятся, например, социальные пенсии, ежемесячные пособия на детей, социальная помощь на дому, социальное обслуживание в соответствующих учреждениях, социальная реабилитация (профессиональное обучение и трудоустройство) инвалидов, обеспечение их средствами передвижения и транспорта, протезно-ортопедическая помощь и т. п.
Большинство получателей данных видов социального обеспечения, как правило, являются нетрудоспособными. В силу различных причин они не подлежали обязательному социальному страхованию и, следовательно, не имеют права на обеспечение по системе обязательного социального страхования в момент получения этих благ. Поэтому наряду с системой обязательного социального страхования существует социальное обеспечение, финансируемое за счет средств бюджетов всех уровней (по вертикали бюджетной иерархии).
В основе финансирования таких расходов лежит также нуждаемость в тех или иных видах социального обеспечения или трудная жизненная ситуация, когда лицо самостоятельно не может ее преодолеть. Данные обстоятельства выполняют роль юридических фактов, влекущих определенные юридические последствия, связанные с возникновением права на тот или иной вид обеспечения. Поэтому государственная социальная помощь оказывается тогда, когда лицо объективно уже или еще не способно трудиться, зарабатывать средства к существованию, нуждается в дополнительных расходах, удовлетворении специфических потребностей, вызванных болезнью, инвалидностью, старостью и т. п. Именно таким образом государство выполняет по отношению к указанным категориям граждан свою социальную функцию, закрепленную в Конституции Российской Федерации.
Кроме отраслевых принципов в настоящее время получили свое развитие внутриотраслевые принципы права социального обеспечения. На наш взгляд, их формирование и распределение по отраслевым институтам может также зависеть от существующих организационно-правовых форм социального обеспечения. Иными словами, способы финансирования социального обеспечения, виды конкретного социального риска и другие признаки могут являться основой для более дробной классификации внутриотраслевых принципов. Как правило, многие такие принципы закреплены в действующем законодательстве и регулируют наиболее частные блоки общественных отношений по социальному обеспечению. Хотя так бывает не всегда. Примером может служить принятый в 2001 г. Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Отсутствие в нем четко определенных целей и принципов привело на практике к смешению и подмене многих понятий, принципов. В результате этого появилось множество пробелов и коллизий в правовом регулировании пенсионных отношений.
В российском законодательстве последних лет, регулирующем отдельные институты социального обеспечения, прослеживается тенденция закрепления внутриотраслевых принципов непосредственно в нормах права. Причем они закрепляются как в комплексных правовых актах, так и в актах, непосредственно относящихся к праву социального обеспечения. Кратко рассмотрим такие принципы.
Так, исходя из способов финансирования расходов на обеспечение по системе обязательного социального страхования, можно определить внутриотраслевые, назовем их социально-страховые, принципы. К ним относятся: устойчивость финансовой системы обязательного социального страхования, обеспечиваемая на основе эквивалентности страхового обеспечения и страховых взносов; всеобщий обязательный характер социального страхования, доступность для застрахованных лиц реализации своих социальных гарантий; государственная гарантия соблюдения прав застрахованных лиц на защиту от социальных страховых рисков и исполнение обязательств по обязательному социальному страхованию независимо от финансового положения страховщика; государственное регулирование системы обязательного социального страхования; паритетность участия представителей субъектов обязательного социального страхования в органах управления системы обязательного социального страхования; обязательность уплаты страхователями страховых взносов в бюджеты фондов конкретных видов обязательного социального страхования; ответственность за целевое использование средств обязательного социального страхования; обеспечение надзора и общественного контроля; автономность финансовой системы обязательного социального страхования; право каждого на государственное пенсионное обеспечение в случае утраты трудоспособности вследствие старости, инвалидности, при потере кормильца и в иных случаях, установленных законом; право каждого работающего по найму на обязательное государственное пенсионное страхование; право каждого застрахованного на трудовую пенсию в соответствии с продолжительностью страхования и заработком, с которого уплачивались страховые взносы; принцип солидарности финансирования государственного пенсионного обеспечения, включая солидарность поколений, субъектов Российской Федерации и отраслей экономики; целевой характер обязательного пенсионного страхования (исключительно на пенсионное обеспечение застрахованных по правилам и нормам, установленным законом).
Внутриотраслевые принципы (назовем их принципами институтов) могут дифференцироваться в зависимости от вида социального обеспечения. Данные принципы могут содержаться непосредственно в законодательных актах. Так, в Федеральном законе от 10 декабря 1995 г. «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» указаны следующие принципы социального обслуживания: адресность, доступность, добровольность, гуманность, конфиденциальность и пр. К сожалению, не все законодательные акты определяют эти принципы. Например, как отмечалось выше, Закон 2001 г. о трудовых пенсиях не содержит даже упоминания о них.