Статья 20. Принципы и методы государственного регулирования и контроля в электроэнергетике
1. Основными принципами государственного регулирования и контроля в электроэнергетике являются:
обеспечение единства технологического управления Единой энергетической системой России, надежного и безопасного функционирования Единой энергетической системы России и технологически изолированных территориальных электроэнергетических систем;
эффективное управление государственной собственностью в электроэнергетике;
достижение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии;
обеспечение доступности электрической энергии для потребителей и защита их прав;
обеспечение защиты потребителей от необоснованного повышения цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность);
своевременное обеспечение потребностей экономики и населения Российской Федерации в электрической энергии и мощности путем функционирования системы перспективного развития электроэнергетики, а также путем создания необходимых условий для привлечения инвестиций;
развитие конкурентного рынка электрической энергии и ограничение монополистической деятельности отдельных субъектов электроэнергетики;
обеспечение недискриминационного доступа к услугам субъектов естественных монополий в электроэнергетике и услугам организаций коммерческой инфраструктуры оптового рынка;
сохранение государственного регулирования в сферах электроэнергетики, в которых отсутствуют или ограничены условия для конкуренции;
обеспечение доступа потребителей электрической энергии к информации о функционировании оптового и розничных рынков, а также о деятельности субъектов электроэнергетики;
обеспечение энергетической и экологической безопасности электроэнергетики;
экономическая обоснованность оплаты мощности генерирующих объектов поставщиков в части обеспечения выработки электрической энергии;
обеспечение устойчивого развития электроэнергетики;
приоритет обеспечения жизни и здоровья физических лиц, в том числе работников организаций в сфере электроэнергетики, при осуществлении деятельности по эксплуатации объектов электроэнергетики и энергопринимающих устройств.
Информация об изменениях:
Пункт 2 изменен с 1 июля 2021 г. — Федеральный закон от 11 июня 2021 г. N 170-ФЗ
2. В электроэнергетике применяются следующие методы государственного регулирования и контроля:
государственное регулирование и государственный контроль (надзор) в отнесенных законодательством Российской Федерации к сферам деятельности субъектов естественных монополий сферах электроэнергетики, осуществляемые в соответствии с законодательством о естественных монополиях, в том числе регулирование инвестиционной деятельности субъектов естественных монополий в электроэнергетике;
государственное регулирование цен (тарифов) на отдельные виды продукции (услуг), перечень которых определяется федеральными законами и государственный контроль (надзор) за регулируемыми государством ценами (тарифами) в электроэнергетике;
государственное антимонопольное регулирование и контроль, в том числе установление единых на территории Российской Федерации правил доступа к электрическим сетям и услугам по передаче электрической энергии;
Какие методы государственного регулирования и контроля применяют в электроэнергетики
Статья 20. Принципы и методы государственного регулирования и контроля в электроэнергетике
1. Основными принципами государственного регулирования и контроля в электроэнергетике являются:
обеспечение единства технологического управления Единой энергетической системой России, надежного и безопасного функционирования Единой энергетической системы России и технологически изолированных территориальных электроэнергетических систем;
эффективное управление государственной собственностью в электроэнергетике;
достижение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии;
обеспечение доступности электрической энергии для потребителей и защита их прав;
(в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 191-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
обеспечение защиты потребителей от необоснованного повышения цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность);
(в ред. Федерального закона от 26.07.2010 N 187-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
своевременное обеспечение потребностей экономики и населения Российской Федерации в электрической энергии и мощности путем функционирования системы перспективного развития электроэнергетики, а также путем создания необходимых условий для привлечения инвестиций;
(в ред. Федерального закона от 11.06.2022 N 174-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
развитие конкурентного рынка электрической энергии и ограничение монополистической деятельности отдельных субъектов электроэнергетики;
обеспечение недискриминационного доступа к услугам субъектов естественных монополий в электроэнергетике и услугам организаций коммерческой инфраструктуры оптового рынка;
(в ред. Федерального закона от 04.11.2007 N 250-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
сохранение государственного регулирования в сферах электроэнергетики, в которых отсутствуют или ограничены условия для конкуренции;
(в ред. Федерального закона от 04.11.2007 N 250-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
обеспечение доступа потребителей электрической энергии к информации о функционировании оптового и розничных рынков, а также о деятельности субъектов электроэнергетики;
обеспечение энергетической и экологической безопасности электроэнергетики;
(абзац введен Федеральным законом от 04.11.2007 N 250-ФЗ, в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 242-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
экономическая обоснованность оплаты мощности генерирующих объектов поставщиков в части обеспечения выработки электрической энергии;
(абзац введен Федеральным законом от 04.11.2007 N 250-ФЗ, в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 191-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
обеспечение устойчивого развития электроэнергетики;
(абзац введен Федеральным законом от 11.06.2021 N 170-ФЗ)
приоритет обеспечения жизни и здоровья физических лиц, в том числе работников организаций в сфере электроэнергетики, при осуществлении деятельности по эксплуатации объектов электроэнергетики и энергопринимающих устройств.
(абзац введен Федеральным законом от 11.06.2021 N 170-ФЗ)
2. В электроэнергетике применяются следующие методы государственного регулирования и контроля:
государственное регулирование и государственный контроль (надзор) в отнесенных законодательством Российской Федерации к сферам деятельности субъектов естественных монополий сферах электроэнергетики, осуществляемые в соответствии с законодательством о естественных монополиях, в том числе регулирование инвестиционной деятельности субъектов естественных монополий в электроэнергетике;
(в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 242-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
государственное регулирование цен (тарифов) на отдельные виды продукции (услуг), перечень которых определяется федеральными законами и государственный контроль (надзор) за регулируемыми государством ценами (тарифами) в электроэнергетике;
(в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 242-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
государственное антимонопольное регулирование и контроль, в том числе установление единых на территории Российской Федерации правил доступа к электрическим сетям и услугам по передаче электрической энергии;
управление государственной собственностью в электроэнергетике;
абзац утратил силу с 1 августа 2011 года. — Федеральный закон от 18.07.2011 N 242-ФЗ;
(см. текст в предыдущей редакции)
абзац утратил силу. — Федеральный закон от 19.07.2011 N 248-ФЗ;
(см. текст в предыдущей редакции)
федеральный государственный энергетический надзор;
(в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 242-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
государственный экологический надзор в электроэнергетике;
(в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 242-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
абзац утратил силу с 1 июля 2021 года. — Федеральный закон от 11.06.2021 N 170-ФЗ;
(см. текст в предыдущей редакции)
мониторинг риска нарушения работы субъектов электроэнергетики в сфере электроэнергетики;
(абзац введен Федеральным законом от 11.06.2021 N 170-ФЗ)
оценка готовности субъектов электроэнергетики к работе в отопительный сезон.
Принципы и методы государственного регулирования и контроля в электроэнергетике Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»
Исследованы принципы и методы государственного регулирования и контроля в сфере электроэнергетики . Большое внимание было уделено изучению зарубежного опыта в данном вопросе. Основные результаты работы связаны с перспективами использования таких подходов, как: дерегулирование, технологии Smart Grid, инновационные платформы GRIPs, метод возврата на вложенный капитал RAB, специальный тариф для стимулирования возобновляемой энергетики FIT и т.д. Выбор методов и принципов государственного регулирования и контроля в электроэнергетике должен осуществляться с учетом всех факторов, формирующих государственную тарифную политику. Данные различных стран мира указывают на важность стимулирования поставщиков энергии для снижения затрат и повышения эффективности использования ресурсов. Кроме того, важно учитывать интересы поставщиков энергии, потребителей, производителей, энергетических компаний, общества и экосистемы. Модель Quintuple Helix учитывает все эти компоненты. Таким образом, была определена основная задача для дальнейших исследований. Обоснована важность дальнейшего изучения зарубежной практики в терминах реализации модели The Quintuple Helix.
Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Болотских Т.В.
Principles and methods of state regulation and control in the electric power industry
The article investigated the principles and methods of state regulation and control in the sphere of electric power industry . The great attention has been paid to studying the foreign experience in this matter. The main results of this paper are related to the prospects of using such approaches as: deregulation, Smart Grid Technologies, GRIPs, RAB, Feed-in tariff, etc. Choosing the methods and principles of state regulation and control in the electric power industry should be made taking into account all factors shaping the state tariff policy. The data from different countries of the world point out the significance of the energy supplier stimulation in order to reduce costs and increase resource efficiency. Moreover, it is important to take into account the interests of energy suppliers, consumers, producers, energy companies, society and ecosystem. The Quintuple Helix model takes into account all these components. Therefore, the main challenge for the further research has been confirmed. The importance of further studying the foreign practice in the terms of The Quintuple Helix model implementation has been justified.
Текст научной работы на тему «Принципы и методы государственного регулирования и контроля в электроэнергетике»
Т.В. БОЛОТСКИХ, канд. экон. наук, докторант, е-mail: tbolotskih@mail.ru
ГУ «Институт экономических исследований», г. Донецк, ДНР
ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И КОНТРОЛЯ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ
Исследованы принципы и методы государственного регулирования и контроля в сфере электроэнергетики. Большое внимание было уделено изучению зарубежного опыта в данном вопросе. Основные результаты работы связаны с перспективами использования таких подходов, как: дерегулирование, технологии Smart Grid, инновационные платформы GRIPs, метод возврата на вложенный капитал RAB, специальный тариф для стимулирования возобновляемой энергетики FIT и т.д. Выбор методов и принципов государственного регулирования и контроля в электроэнергетике должен осуществляться с учетом всех факторов, формирующих государственную тарифную политику. Данные различных стран мира указывают на важность стимулирования поставщиков энергии для снижения затрат и повышения эффективности использования ресурсов. Кроме того, важно учитывать интересы поставщиков энергии, потребителей, производителей, энергетических компаний, общества и экосистемы. Модель Quintuple Helix учитывает все эти компоненты. Таким образом, была определена основная задача для дальнейших исследований. Обоснована важность дальнейшего изучения зарубежной практики в терминах реализации модели The Quintuple Helix.
Ключевые слова: принципы, методы, государственное регулирование, контроль, электроэнергетика.
Bolotskih T.V. Principles and methods of state regulation and control in the electric power industry.
The article investigated the principles and methods of state regulation and control in the sphere of electric power industry. The great attention has been paid to studying the foreign experience in this matter. The main results of this paper are related to the prospects of using such approaches as: deregulation, Smart Grid Technologies, GRIPs, RAB, Feed-in tariff, etc. Choosing the methods and principles of state regulation and control in the electric power industry should be made taking into account all factors shaping the state tariff policy. The data from different countries of the world point out the significance of the energy supplier stimulation in order to reduce costs and increase resource efficiency. Moreover, it is important to take into account the interests of energy suppliers, consumers, producers, energy companies, society and ecosystem. The Quintuple Helix model takes into account all these components. Therefore, the main challenge for the further research has been confirmed. The importance of further studying the foreign practice in the terms of The Quintuple Helix model implementation has been justified.
Keywords: principles, methods, state regulation, control, electric power industry.
© Т.В. Болотских, 2019
Актуальность государственного регулирования и контроля в электроэнергетике обусловлена необходимостью обеспечения регулируемой конкуренции на рынке, предупреждения коррупции и других отрицательных последствий монополизма в экономике. Важнейшая функция государственного регулирования электроэнергетики в условиях рыночной экономики — государственное регулирование цен. Основной принцип данного регулирования должен заключаться в обеспечение дохода предприятия, достаточного для его развития. Правительством должны постоянно проверяться цены, устанавливаться предельные границы, исходя из необходимости обеспечения определенного уровня рентабельности предприятия, возможностей его развития и т.д. [1]. При этом также важно учитывать параметры социально-экономического развития страны, а также характер и динамику их изменений. Для достижения вышеизложенных задач разрабатываются соответствующие механизмы государственного регулирования и контроля в топливно-энергетическом комплексе (ТЭК), для обеспечения реализации которых необходима определенная совокупность принципов и методов государственного регулирования и контроля в электроэнергетике. В зависимости от уровня развития экономики, преобладающих в обществе взглядов различаются степень и формы государственного регулирования деятельности монополистических образований. В результате в различных зарубежных странах применяют различные способы регулирования монополистических образований [2]. Именно поэтому особый интерес представляет исследование сложившейся в зарубежных странах практики формирования наборов принципов и методов государственного регулирования и контроля в электроэнергетике.
Цель статьи -изучение существующих в отечественной и зарубежной
практике принципов и методов государственного регулирования и контроля в электроэнергетике, а также выделение их основных особенностей и наметившихся тенденций.
Принципы государственного регулирования ТЭК — это основные правила, нормы и положения, которыми должны руководствоваться органы управления при формировании и реализации механизма государственного регулирования ТЭК. О.Ю. Амосов и Б.П. Галушко в работе [3] обобщили и выделили важнейшие принципы, которые предусматривают:
1) достижение экономического результата (принцип эффективности);
2) нивелирование деструктивных процессов в экономике (принцип стабильности),
3) учет различных форм, методов и средств государственного регулирования ТЭК (принцип комплексности);
4) объединение различных форм, методов и средств государственного регулирования ТЭК в систему (принцип системности);
5) использование экономических механизмов и рычагов (принцип оптимальности);
6) обеспечение баланса ресурсов и интересов (принцип сбалансированности);
7) способность оперативно и конструктивно реагировать на изменения (принцип оперативности);
8) обеспечение гибкости под влиянием внешних факторов воздействия (принцип гибкости).
Принципы и методы государственного регулирования и контроля в электроэнергетике четко прописаны в соответствующих законах. При этом они имеют существенные отличия для различных стран. Например, действующие в Российской Федерации принципы и методы государственного регулирования и контроля в электроэнергетике регламенти-
рованы Федеральным законом РФ «Об электроэнергетике» от 26.03.2003 г. № 35-ФЗ (на основе последних изменений, внесенных Федеральным законом от 29.07.2018 № 271-ФЗ) [10]. Так, в ст. 20 данного нормативно-правового документа представлены такие принципы государственного регулирования и контроля в электроэнергетике, как:
обеспечение единства технологического управления Единой энергетической системой России, надежного и безопасного функционирования Единой энергетической системы России и технологически изолированных территориальных электроэнергетических систем;
эффективное управление государственной собственностью в электроэнергетике;
достижение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии;
обеспечение доступности электрической энергии для потребителей и защита их прав;
обеспечение защиты потребителей от необоснованного повышения цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность);
создание необходимых условий для привлечения инвестиций в целях развития и функционирования российской электроэнергетической системы;
развитие конкурентного рынка электрической энергии и ограничение монополистической деятельности отдельных субъектов электроэнергетики;
обеспечение недискриминационного доступа к услугам субъектов естественных монополий в электроэнергетике и услугам организаций коммерческой инфраструктуры оптового рынка;
сохранение государственного регулирования в сферах электроэнергетики, в которых отсутствуют или ограничены условия для конкуренции;
обеспечение доступа потребителей электрической энергии к информации о функционировании оптового и розничных рынков, а также о деятельности субъектов электроэнергетики;
обеспечение энергетической и экологической безопасности электроэнергетики;
экономическая обоснованность оплаты мощности генерирующих объектов поставщиков в части обеспечения выработки электрической энергии.
Согласно ст. 20 законом РФ «Об электроэнергетике» в электроэнергетике применяются следующие методы государственного регулирования и контроля [10]:
государственное регулирование и государственный контроль (надзор) в отнесенных законодательством Российской Федерации к сферам деятельности субъектов естественных монополий сферах электроэнергетики, осуществляемые в соответствии с законодательством о естественных монополиях, в том числе регулирование инвестиционной деятельности субъектов естественных монополий в электроэнергетике;
государственное регулирование цен (тарифов) на отдельные виды продукции (услуг), перечень которых определяется федеральными законами и государственный контроль (надзор) за регулируемыми государством ценами (тарифами) в электроэнергетике;
государственное антимонопольное регулирование и контроль, в том числе установление единых на территории Российской Федерации правил доступа к электрическим сетям и услугам по передаче электрической энергии;
управление государственной собственностью в электроэнергетике;
федеральный государственный энергетический надзор;
государственный экологический надзор в электроэнергетике;
лицензирование энергосбытовой деятельности.
Через методы государственного регулирования осуществляется целенаправленное воздействие на топливно-энергетический комплекс как объект управления. Выделяют долгосрочное и краткосрочное, прямое (линейное) и косвенное (функциональное) государственное регулирование. Долгосрочное государственное регулирование ТЭК осуществляется в контексте сложившейся государственной программы развития ТЭК, подкрепляется детализированным анализом процессов в электроэнергетике и топливной промышленности и их сценарным прогнозированием. Краткосрочное государственное регулирование ТЭК необходимо для быстрого и адекватного реагирования на изменения внешней и внутренней среды, поэтому основными принципами его осуществления является гибкость и скорость. Что касается прямого и косвенного государственного регулирования, то они тесно взаимосвязаны с административными, правовыми и экономическими инструментами воздействия. Методы государственного регулирования топливно-энергетического комплекса реализуются через средства, под которыми следует понимать конкретные приемы для достижения поставленной цели. Например, ученые-экономисты О.Ю. Амосов и Б.П. Галушко в работе [3] акцентируют внимание на необходимости сбалансированного использования прямых и косвенных методов государственного регулирования ТЭК в Украине, так как это позволит обеспечить не только максимальную эффективность управленческого процесса на региональном уровне, но и эффективную деятельность всего топливно-энергетического комплекса Украины. Выбор методов государственного регулирования в сфере электроэнергетики должен осуществляться с учетом особенностей и целей развития каждой отдельной страны.
Прямое участие предполагает наличие государственной собственности и участие в финансировании; косвенное участие — регулирование правоотношений, возникающих в процессе функционирования — государственные законы и нормы, широкий спектр мер фискального воздействия — налоговая политика, политика в области ценообразования и внешнеэкономической деятельности. Как правило, прямое участие государства предполагает: участие в собственности (сохранение в своих руках всего пакета акций, контрольного его размера или участие на «общих основаниях» в виде рядового акционера); участие в финансировании части проектов и программ развития отраслей экономики. Участие в собственности может принимать как форму участия государства в акционерном капитале компаний, так и форму создания полностью государственных предприятий, не имеющих статуса акционерных обществ [4].
Прямое вмешательство осуществляется через расширение государственной собственности на материальные ресурсы, законотворчество и управление производственными предприятиями. Во всех развитых странах существует более или менее значительный по своим масштабам государственный сектор экономики. Государство является здесь собственником предприятий, обладает капиталами, принимает долевое участие в деятельности предприятий такой отрасли, как электроэнергетика.
Прямое регулирование — это и разработка долгосрочной экономической стратегии, то есть промышленной политики и индикативного планирования. Прямое регулирование осуществляется также в форме безвозвратного целевого финансирования секторов, территорий и предприятий в виде субвенций или прямых субсидий (дотаций, пенсий, доплат) льготных кредитов. Тем самым прямое государственное регулирование способствует
выравниванию финансового положения территорий, секторов, социальных групп. Прямое регулирование используется и для поддержки отечественного предпринимательства, обеспечения конкурентоспособности национальной продукции на мировых рынках, формируя рыночную инфраструктуру, ограничивая монополизм, развивая малый и средний бизнес, поощряя инновационную деятельность предприятий [4].
Среди форм и методов косвенного регулирования (связанного с формальным контролем и принуждением к исполнению контрактных условий) различных стран также наблюдается большое разнообразие используемых подходов. Так, в общем виде система косвенного регулирования включает:
1) специфические нормы регулирования: лицензионную систему, связанную с предоставлением прав; регулирование отдельных, как правило, монопольных видов деятельности;
2) общие формы регулирования: налоговую политику (включая регулирование экспортно-импортных тарифов); регулирование цен; регулирование в области научно-технической политики. Главной задачей регулирования является установление и обеспечение эффективной производственной структуры, направленной на рационализацию издержек во всех звеньях экономической системы [4].
Важно отметить, что формирование принципов и выбор методов государственного регулирования и контроля в электроэнергетике целесообразно осуществлять с учетом особенностей развития конкретной территории (страны, региона и т.д.).
В зарубежной практике выделяется широкое разнообразие применяемых принципов и методов государственного регулирования и контроля в электроэнергетике (табл.1).
Выбор принципов и методов государственного регулирования и контроля в электроэнергетике в различных странах определяется не только совокупностью социально-экономических, политических, технологических и природно-гео-графических факторов, но и принятым и установленным в стране способом регулирования энергетики как монополистического образования.
Всю совокупность способов регулирования монополистических образований в зарубежных странах можно разделить на три группы [2]:
создание специальных полномочных органов регулирования, в компетенцию которых входит контроль за деятельностью фирм, в первую очередь частных (американская система государственного регулирования монополистической деятельности);
непосредственное управление предприятиями, находящимися в государственной (муниципальной) собственности, со стороны государства как собственника;
конкурсный доступ на рынок (или регулирование через договорные отношения).
Традиционно наименьший объем государственного воздействия на рыночные отношения относится к Соединенным Штатам Америки. В других странах степень государственного вмешательства в процессы ценообразования больше. На практике в США отказались от ценообразования монополистических образований на основе предельных издержек. Доминировавшей до недавнего времени практикой их регулирования было ограничение нормы прибыли, осуществляемое на основе надбавки на издержки. Компаниям разрешалось получать чистый посленало-говый доход в известных пределах. Государство устанавливает цену на уровне средних издержек, которую называют ценой, обеспечивающей справедливую
Обзор некоторых принципов и методов государственного регулирования и контроля в электроэнергетике зарубежных стран
Страна (регион) Источник Особенности государственного регулирования
Нью-Йорк, большая часть Новой Англии, Техас [5] Дерегулирование (Deregulation) энергетического сектора. Полностью либерализированные системы электроснабжения. Преимущественно имеют традиционную систему регулируемой вертикально интегрированной монополии.
Швейцария [7] Применение CMapm-грид технологий (Smart Grid Technologies) в региональных энергетических системах с целью поддержки развития альтернативной энергетики.
Швеция, Финляндия, Норвегия [6, 7] Рассматривается инновационные платформы (Grounded innovation platforms — GRIPs) как инструмент для инклюзивных инноваций в сфере лесной биоэнергетики. При этом государственное регулирование в сфере энергетике осуществляется в соответствии с принципами модели пятизвеньевой спирали (The Quintuple Helix), которая формирует знания и инновации в контексте внешнего окружения. Данная модель соответствует принципам устойчивого развития и социальной экологии. Значительное внимание уделяется эко-инновациям и эко-предпринима-тельству в рамках данного регулировнаия.
Великобритания, Канада, США, Австралия, Германия, Дания, Россия и другие страны [8, 11, 19] Использование тарифного регулирования на основе метода возврата на вложенный капитал (Regulatory Asset Base — RAB) в рамках государственного регулирования электроэнергетики. Данный подход направлен на привлечение инвестиций, повышение качества услуг и экономию ресурсов энергетическими компаниями.
Нидерланды, Германия, Япония, США, Индия, Китай, Испания, Швейцария и другие страны [8, 11, 19] Разработка и внедрение специальных тарифов для стимулирования возобновляемой энергетики (Feed-in tariff— FIT) в рамках тарифной политики государства. Внедрение тарифов FIT содействует активному развитию альтернативной энергетики, что благоприятно сказывается на всей экосистеме и на развитии общества в целом. При этом учитываются интересы инвесторов, производителей, поставщиков, потребителей электроэнергии.
прибыль. Хотя такая цена ведет к сокращению объема предоставляемых благ в сравнении с оптимальным случаем, потребители получают, тем не менее, больше, чем в случае нерегулируемой монополии. При такой системе все аспекты деятельности компаний — тарифы, инвестиции, прибыльность — подлежат детальному правовому регулированию со стороны государственных органов (в США -соответствующей Федеральной комиссии, органов штатов, графств и муниципалитетов). В США накоплен наибольший опыт в использовании регулирования монополистических образований через
специальные полномочные органы. Однако в последние десятилетия (с начала 80-х годов ХХ в.) некоторые страны, такие как Великобритания, Новая Зеландия, Мексика, Аргентина, Япония стали прибегать к данному средству регулирования после приватизации некоторых монополистических образований [2].
Каждая группа способов регулирования монополистических образований в зарубежных странах имеет свои преимущества и недостатки (табл. 2), а поэтому ее выбор должен осуществляться с учетом приоритетов социально-экономического развития определенной страны.
Преимущества и ограничения различных способов регулирования монополистических
образований в зарубежных странах
Способ государственного регулирования
создание специальных полномочных органов регулирования
тарифы и стандарты составляют единый комплекс; обеспечение качества услуг рассматривается как часть процесса пересмотра тарифов; обеспечение безопасности связано с ценообразованием; осуществление сертификации и технического лицензирования; принятие решений по вопросам изменений цен; проведение анализа финансового состояния компаний; установление стандартов обслуживания; рассмотрение спорных случаев потребителей и компаний-монополистов; планирование деятельности предприятий на перспективу
большие затраты на содержание; потеря независимости и объективности (необходимо регулярно взаимодействовать с компаниями); недостаточный объем полномочий органов регулирования (сами не могут провести реструктуризацию); создание дополнительных барьеров со стороны регулирующих органов для входа в отрасль
управление предприятиями, находящимися в государственной собственности
государственные органы управления устанавливают объем и направления предоставления услуг; отпадает необходимость в создании специализированного органа управления; национализация предприятий, управление ценами и тарифами на предоставляемые услуги монополистическими образованиями
смешивание экономических и политических целей со стороны органов власти; перераспределение денежных средств между компаниями, это в ряде случаев способствует необоснованному росту тарифов
конкурсный доступ на рынок (регулирование на основе договорных отношений)
простота и эффективность механизма раскрытия частной информации компаний-производителей; подчинение деятельности компаний запросам потребителей, а не регулирующего органа; сокращение роли регулирующего органа до минимума
данный способ регулирования может оказаться неэффективным, если не определены четко условия и объемы предоставления услуг; не имеется несколько фирм, претендующих на выполнение контракта; контракт не может регулярно возобновляться или перезаключаться
сточник: обобщено автором на основе [2]
Исследование международного опыта подтверждает необходимость государственного регулирования монополистических образования, к которым относится электроэнергетика. Это направлено на то, чтобы государство выступало определенным гарантом обеспечения достойного уровня социально-экономического развития страны за счет одновременного учета интересов производителей, поставщиков и потребителей энергии. Достижение вышеуказанных целей требует
разработки соответствующих механизмов государственного регулирования и контроля в электроэнергетике, а также формирования принципов и выбор методов государственного регулирования и контроля в электроэнергетике, обеспечивающих реализацию данных механизмов. Выбор данных методов и принципов должен осуществляться с учетом особенностей механизмов, а также факторов социально-экономического развития страны (региона).
По результатам проведенного анализа можно сделать выводы относительно того, что зарубежные страны преимущественно используют непрямые (косвенные) методы государственного регулирования сферы электроэнергетики. При этом методы прямого регулирования также применяются. На современном этапе социально-экономического развития предпочтение отдается таким методам государственного регулирования электроэнергетики, которые содействуют привлечению инвестиций и стимулируют энергетические компании с рациональному использованию ресурсов, внедрению инноваций, снижению затрат, повышению качества предоставляемых услуг, а также внедрению и эффективному использованию альтернативных источников энергии. Для этого активно используются такие методы, как: дерегулирование (Deregulation), применение смарт-грид технологий (Smart Grid Technologies), использование тарифного регулирования на основе метода возврата на вложенный капитал (Regulatory Asset Base — RAB), а также разработка и внедрение специальных тарифов для стимулирования возобновляемой энергетики (Feed-in tariff — FIT). Актуальным также считается внедрение инновационных платформ (Grounded innovation platforms — GRIPs) на основе ключевых принципов модели пя-тизвеньевой спирали (The Quintuple Helix), которая ориентируется на эко-инно-вации и ориентирована на обеспечение принципов устойчивого развития. Применение данных подходов подтвердило свою эффективность на практике, но их выбор должен осуществляться с учетом всей совокупности факторов формирования тарифной политики государства. Также важно проанализировать все преимущества и ограничения различных способов регулирования сферы электроэнергетики. Их выбор необходимо
осуществлять с учетом приоритетов социально-экономического развития определенной страны. Сегодня необходимо применение таких методов и принципов государственного регулирования и контроля в электроэнергетике, при которых бы обеспечивался не только учет интересов производителей, поставщиков и потребителей энергии, но и общества в целом, а также экосистемы. Данные положения соответствуют методологии The Quintuple Helix, принципы которой являются перспективными и требуют дальнейшего исследования с позиций обеспечения их реализации в рамках механизмов государственного регулирования сферы электроэнергетики.
Список использованной литературы
1. Белый, С.Б. Функции и особенности управления электроэнергетическим комплексом в период его реформирования / С.Б. Белый, Т.Г. Поспелова, П.В. Якубович // Энергетика. Известия высших учебных заведений и энергетических объединений СНГ. — 2018. — № 3. -С. 75-89.
2. Радюкова, Я.Ю. Международный опыт государственного регулирования монополистических образований применительно к российским условиям / Я.Ю. Радюкова // Социально-экономические явления и процессы.- 2009. -№ 4 (016). — С. 126-130. — URL: https://cyberleninka.ru/article/v/ mezhduna rodnyy-opyt-gosudarstvennogo-regulirova niya-monopolisticheskih-obrazovaniy-prime nitelno-k-rossiyskim-usloviyam
3. Амосов, О.Ю. Формування меха-шзму державного регулювання паливно-енергетичного комплексу регюну / О.Ю. Амосов, Б.П. Галушко // Проблеми економки. — 2013. — № 3. — С. 21-27.
4. Девяткова, О.И. Организационно-институциональный аспект государственного регулирования экономики /
О.И. Девяткова // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Экономика и финансы. -2005. — № 1. — С. 196-201.
Какие методы государственного регулирования и контроля применяют в электроэнергетики
Все материалы сайта доступны по лицензии:
субъектов оперативно-диспетчерского управления, других субъектов электроэнергетики и потребителей электрической энергии с системным оператором. (Дополнение пунктом — Федеральный закон от 11.06.2022 № 174-ФЗ)
Глава 5. СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И КОНТРОЛЯ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ
Статья 20. Принципы и методы государственного регулирования и контроля в электроэнергетике
1. Основными принципами государственного регулирования и контроля в электроэнергетике являются:
обеспечение единства технологического управления Единой энергетической системой России, надежного и безопасного функционирования Единой энергетической системы России и технологически изолированных территориальных электроэнергетических систем;
эффективное управление государственной собственностью в электроэнергетике;
достижение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии;
обеспечение доступности электрической энергии для потребителей и защита их прав; (В редакции Федерального закона от 27.07.2010 № 191-ФЗ)
обеспечение защиты потребителей от необоснованного повышения цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность); (В редакции Федерального закона от 26.07.2010 № 187-ФЗ)
своевременное обеспечение потребностей экономики и населения Российской Федерации в электрической энергии и мощности путем функционирования системы перспективного развития электроэнергетики, а также путем создания необходимых условий для привлечения инвестиций; (В редакции Федерального закона от 11.06.2022 № 174-ФЗ)
развитие конкурентного рынка электрической энергии и ограничение монополистической деятельности отдельных субъектов электроэнергетики;
обеспечение недискриминационного доступа к услугам субъектов естественных монополий в электроэнергетике и услугам организаций коммерческой инфраструктуры оптового рынка; (В редакции Федерального закона от 04.11.2007 № 250-ФЗ)
сохранение государственного регулирования в сферах электроэнергетики, в которых отсутствуют или ограничены условия для конкуренции; (В редакции Федерального закона от 04.11.2007 № 250-ФЗ)
обеспечение доступа потребителей электрической энергии к информации о функционировании оптового и розничных рынков, а также о деятельности субъектов электроэнергетики;
обеспечение энергетической и экологической безопасности электроэнергетики; (Дополнение абзацем — Федеральный закон от 04.11.2007 № 250-ФЗ) (В редакции Федерального закона от 18.07.2011 № 242-ФЗ)
экономическая обоснованность оплаты мощности генерирующих объектов поставщиков в части обеспечения выработки электрической энергии; (Дополнение абзацем — Федеральный закон от 04.11.2007 № 250-ФЗ) (В редакции Федерального закона от 27.07.2010 № 191-ФЗ)
обеспечение устойчивого развития электроэнергетики; (Дополнение абзацем — Федеральный закон от 11.06.2021 № 170-ФЗ)
приоритет обеспечения жизни и здоровья физических лиц, в том числе работников организаций в сфере электроэнергетики, при осуществлении деятельности по эксплуатации объектов электроэнергетики и энергопринимающих устройств. (Дополнение абзацем — Федеральный закон от 11.06.2021 № 170-ФЗ)
2. В электроэнергетике применяются следующие методы государственного регулирования и контроля:
государственное регулирование и государственный контроль (надзор) в отнесенных законодательством Российской Федерации к сферам деятельности субъектов естественных монополий сферах электроэнергетики, осуществляемые в соответствии с законодательством о естественных монополиях, в том числе регулирование инвестиционной деятельности субъектов естественных монополий в электроэнергетике; (В редакции Федерального закона от 18.07.2011 № 242-ФЗ)
государственное регулирование цен (тарифов) на отдельные виды продукции (услуг), перечень которых определяется федеральными законами и государственный контроль (надзор) за регулируемыми государством ценами (тарифами) в электроэнергетике; (В редакции Федерального закона от 18.07.2011 № 242-ФЗ)
государственное антимонопольное регулирование и контроль, в том числе установление единых на территории Российской Федерации правил доступа к электрическим сетям и услугам по передаче электрической энергии;
управление государственной собственностью в электроэнергетике;
абзац; (Утратил силу — Федеральный закон от 18.07.2011 № 242-ФЗ)
абзац; (Утратил силу — Федеральный закон от 19.07.2011 № 248-ФЗ)
федеральный государственный энергетический надзор; (В редакции Федерального закона от 18.07.2011 № 242-ФЗ)
государственный экологический надзор в электроэнергетике; (Дополнение абзацем — Федеральный закон от 04.11.2007 № 250-ФЗ) (В редакции Федерального закона от 18.07.2011 № 242-ФЗ)
абзац; (Дополнение абзацем — Федеральный закон от 29.12.2017 № 451-ФЗ) (Утратил силу — Федеральный закон от 11.06.2021 № 170-ФЗ)
мониторинг риска нарушения работы субъектов электроэнергетики в сфере электроэнергетики; (Дополнение абзацем — Федеральный закон от 11.06.2021 № 170-ФЗ)
оценка готовности субъектов электроэнергетики к работе в отопительный сезон. (Дополнение абзацем — Федеральный закон от 11.06.2021 № 170-ФЗ)
3. (Пункт утратил силу — Федеральный закон от 26.07.2010 № 187-ФЗ)
Статья 21. Полномочия Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования и контроля в электроэнергетике
1. Правительство Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике:
устанавливает критерии и порядок отнесения объектов электросетевого хозяйства к единой национальной (общероссийской) электрической сети;
утверждает правила оптового рынка и основные положения функционирования розничных рынков, утверждает существенные условия договора о присоединении к торговой системе оптового рынка электрической энергии и мощности; (В редакции Федерального закона от 28.12.2010 № 401-ФЗ)
определяет порядок и условия строительства и финансирования объектов электроэнергетики; (В редакции Федерального закона от 31.07.2020 № 281-ФЗ)
утверждает правила разработки и утверждения документов перспективного развития электроэнергетики; (В редакции Федерального закона от 11.06.2022 № 174-ФЗ)
устанавливает порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств и объектов электроэнергетики юридических лиц и физических лиц к электрическим сетям; (В редакции Федерального закона от 11.06.2022 № 174-ФЗ)
утверждает правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и услугам организаций коммерческой инфраструктуры, правила оказания этих услуг;
определяет порядок взаимодействия субъектов оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике с сетевыми организациями, осуществляющими оперативно-технологическое управление;
устанавливает правила оказания услуг по обеспечению системной надежности; (В редакции федеральных законов от 02.08.2019 № 262-ФЗ, от 11.06.2022 № 174-ФЗ)
устанавливает критерии и порядок отнесения субъектов электроэнергетики и потребителей электрической энергии к кругу лиц, подлежащих обязательному обслуживанию при оказании услуг по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике;
устанавливает критерии отнесения субъектов электроэнергетики к числу субъектов, инвестиционные программы которых (включая определение источников их финансирования) утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным федеральным органом исполнительной власти совместно с Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом», органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, и порядок утверждения (в том числе порядок согласования с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации) инвестиционных программ и осуществления контроля за реализацией таких программ; (В редакции федеральных законов от 26.07.2010 № 187-ФЗ; от 30.03.2016 № 74-ФЗ)
утверждает правила осуществления антимонопольного регулирования и контроля в электроэнергетике;
определяет особенности осуществления принудительного разделения хозяйствующих субъектов, осуществляющих монополистическую деятельность в сфере электроэнергетики;
утверждает примерные договоры купли-продажи электрической энергии (энергоснабжения) с потребителями;
определяет существенные условия договоров о порядке использования организацией по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих собственникам или иным законным владельцам и входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть;
утверждает порядок полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, в том числе его уровня, в случае нарушения своих обязательств потребителями электрической энергии (в том числе в отношении отдельных категорий потребителей, для которых может предусматриваться особый порядок предоставления обеспечения обязательств по оплате электрической энергии), а также в случае необходимости принятия неотложных мер по предотвращению или ликвидации аварий;
утверждает правила оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, включающие в себя перечень технологически изолированных территориальных электроэнергетических систем, перечень субъектов оперативно-диспетчерского управления в указанных системах и порядок осуществления оперативно-диспетчерского управления в них, а также осуществления указанного порядка при присоединении электроэнергетической системы к другой электроэнергетической системе и передаче системному оператору функций по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах; (В редакции федеральных законов от 29.06.2018 № 172-ФЗ, от 11.06.2022 № 174-ФЗ)
утверждает правила заключения и исполнения публичных договоров на оптовом и розничных рынках;
принимает меры социальной защиты отдельных категорий граждан, в том числе в форме утверждения порядка предоставления таким гражданам обеспечения обязательств по оплате электрической энергии в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации;
определяет перечень отдельных частей ценовых зон оптового рынка, в которых устанавливаются особенности функционирования оптового и розничных рынков; (В редакции Федерального закона от 26.07.2010 № 187-ФЗ)
устанавливает особенности функционирования оптового и розничных рынков в отдельных частях ценовых зон оптового рынка; (В редакции Федерального закона от 26.07.2010 № 187-ФЗ)
абзац; (Утратил силу — Федеральный закон от 26.07.2010 № 187-ФЗ)
устанавливает порядок подачи ценовых заявок субъектами оптового рынка, порядок отбора ценовых заявок и определения равновесных цен в ценовых зонах оптового рынка с учетом особенностей его ценовых зон; (В редакции Федерального закона от 03.11.2015 № 307-ФЗ)
утверждает правила и порядок деятельности гарантирующих поставщиков;
утверждает порядок предоставления межсистемных электрических связей, в том числе методику осуществления взаиморасчетов, связанных с урегулированием отношений по передаче электрической энергии;
утверждает порядок расследования причин аварий в электроэнергетике;
утверждает порядок создания и функционирования штабов по обеспечению безопасности электроснабжения в целях предотвращения нарушения электроснабжения по причинам, не зависящим от действий субъектов электроэнергетики и вызванным наряду с другими причинами опасными природными явлениями или иными чрезвычайными ситуациями;
определяет и изменяет границы ценовых и неценовых зон оптового рынка с учетом технологических и системных ограничений Единой энергетической системы России; (В редакции Федерального закона от 26.07.2010 № 187-ФЗ)
устанавливает правила ведения обязательного раздельного учета по видам деятельности в электроэнергетике;
абзац; (Утратил силу — Федеральный закон от 26.07.2010 № 187-ФЗ)
определяет основные направления государственной политики в сфере энергосбережения;
утверждает основные направления государственной политики в сфере повышения энергетической эффективности электроэнергетики, содержащие целевые показатели объема производства и потребления электрической энергии с использованием возобновляемых источников энергии в совокупном балансе производства и потребления электрической энергии; план или программу мероприятий по достижению указанных целевых показателей; (В редакции федеральных законов от 03.07.2016 № 268-ФЗ, от 30.12.2020 № 534-ФЗ)
устанавливает правила, критерии и порядок квалификации генерирующего объекта, функционирующего на основе использования возобновляемых источников энергии, как соответствующего целевым показателям, установленным в соответствии с основными направлениями государственной политики в сфере повышения энергетической эффективности электроэнергетики. К функционирующим на основе использования возобновляемых источников энергии генерирующим объектам относятся объекты, осуществляющие комбинированную выработку электрической и тепловой энергии, в случае, если указанные объекты используют возобновляемые источники энергии для выработки электрической и тепловой энергии; (В редакции федеральных законов от 03.07.2016 № 268-ФЗ, от 30.12.2020 № 534-ФЗ)
осуществляет поддержку использования возобновляемых источников энергии, а также стимулирование использования энергетических эффективных технологий в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации; (В редакции федеральных законов от 03.07.2016 № 268-ФЗ, от 30.12.2020 № 534-ФЗ)
абзац; (Утратил силу — Федеральный закон от 30.12.2020 № 534-ФЗ)
абзац; (Дополнение абзацем — Федеральный закон от 26.07.2010 № 188-ФЗ) (Утратил силу — Федеральный закон от 06.11.2013 № 308-ФЗ)
утверждает положение о федеральном государственном энергетическом надзоре; (Дополнение абзацем — Федеральный закон от 18.07.2011 № 242-ФЗ) (В редакции Федерального закона от 11.06.2021 № 170-ФЗ)
утверждает правила технологического функционирования электроэнергетических систем; (Дополнение абзацем — Федеральный закон от 06.12.2011 № 394-ФЗ)
определяет механизм стимулирования использования возобновляемых источников энергии путем продажи электрической энергии, произведенной функционирующими на их основе квалифицированными генерирующими объектами, на оптовом рынке по равновесным ценам оптового рынка с учетом надбавки, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, или путем продажи мощности квалифицированных генерирующих объектов в объеме производства электрической энергии на основе использования возобновляемых источников энергии с применением механизма торговли мощностью, предусмотренного правилами оптового рынка для продажи мощности указанных генерирующих объектов; (Дополнение абзацем — Федеральный закон от 06.12.2011 № 394-ФЗ)
устанавливает особенности ценообразования на электрическую энергию (мощность) на розничных рынках электрической энергии (мощности) на территориях Дальневосточного федерального округа в целях достижения на данных территориях планируемых на следующий период регулирования базовых уровней цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность); (Дополнение абзацем — Федеральный закон от 28.12.2016 № 508-ФЗ) (В редакции Федерального закона от 29.12.2020 № 480-ФЗ)
устанавливает порядок расчета размера возмещения субъектам электроэнергетики, осуществляющим регулируемые виды деятельности в сфере электроэнергетики, недополученных доходов, связанных с осуществлением ими регулируемых видов деятельности, за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в связи с принятием уполномоченными органами решений об изменении установленных долгосрочных тарифов, и (или) необходимой валовой выручки субъекта электроэнергетики, осуществляющего регулируемые виды деятельности, которая определена в соответствии с основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности такого субъекта электроэнергетики, и (или) долгосрочных параметров регулирования деятельности субъекта электроэнергетики, осуществляющего регулируемые виды деятельности, а также решений об установлении долгосрочных тарифов на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности субъекта электроэнергетики, осуществляющего регулируемые виды деятельности, отличных от долгосрочных параметров регулирования деятельности такого субъекта электроэнергетики, установленных органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов или согласованных им в соответствии с законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях, законодательством Российской Федерации о государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве, в установленных настоящим Федеральным законом случаях возмещения недополученных доходов; (Дополнение абзацем — Федеральный закон от 30.12.2012 № 291-ФЗ) (В редакции Федерального закона от 13.07.2015 № 224-ФЗ)
устанавливает критерии и порядок отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям, в том числе исходя из технических характеристик таких объектов, количественных и (или) качественных показателей их деятельности и с учетом результатов мониторинга риска нарушения работы владельцев объектов электросетевого хозяйства в сфере электроэнергетики, проводимого в соответствии со статьей 283 настоящего Федерального закона; (Дополнение абзацем — Федеральный закон от 06.11.2013 № 308-ФЗ) (В редакции Федерального закона от 11.06.2021 № 170-ФЗ)
определяет размер денежных средств, соответствующих величине перекрестного субсидирования, в отношении субъектов Российской Федерации и график снижения указанной величины; (Дополнение абзацем — Федеральный закон от 06.11.2013 № 308-ФЗ)
абзац; (Дополнение абзацем — Федеральный закон от 29.12.2017 № 451-ФЗ) (Утратил силу — Федеральный закон от 11.06.2021 № 170-ФЗ)
устанавливает порядок проведения аттестации по вопросам безопасности в сфере электроэнергетики, в том числе случаи проведения внеочередной аттестации; (Дополнение абзацем — Федеральный закон от 29.07.2018 № 271-ФЗ) (В редакции Федерального закона от 08.12.2020 № 402-ФЗ)
утверждает правила предоставления доступа к минимальному набору функций интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности); (Дополнение абзацем — Федеральный закон от 27.12.2018 № 522-ФЗ)
утверждает правила вывода объектов электроэнергетики в ремонт и из эксплуатации; (Дополнение абзацем — Федеральный закон от 31.07.2020 № 281-ФЗ)
абзац; (Дополнение абзацем — Федеральный закон от 24.04.2020 № 141-ФЗ) (Утратил силу — Федеральный закон от 11.06.2021 № 170-ФЗ)
определяет категории энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, объектов электросетевого хозяйства, для которых требуется получение разрешения на допуск в эксплуатацию; (Дополнение абзацем — Федеральный закон от 24.04.2020 № 141-ФЗ)
утверждает типовую форму выписки из реестра лицензий; (Дополнение абзацем — Федеральный закон от 27.12.2019 № 478-ФЗ)
определяет субъектов оптового рынка — производителей электрической энергии (мощности) в ценовых зонах оптового рынка, к цене на мощность которых применяется надбавка в целях частичной компенсации стоимости мощности, поставленной с использованием генерирующих объектов тепловых электростанций, модернизированных, реконструированных и (или) построенных на территориях неценовых зон оптового рынка; (Дополнение абзацем — Федеральный закон от 29.12.2020 № 480-ФЗ)