Как правильно решать юридические задачи: шаг за шагом инструкция
Юридические задачи могут быть довольно сложными, но с помощью правильной стратегии решения их можно разрешить. В этой статье мы представляем шаг за шагом инструкцию для решения юридических задач.
Шаг 1: Понимание задачи
Перед тем, как начать решать юридическую задачу, необходимо полностью понять ее условия. Прочитайте задачу несколько раз, выделите ключевые факты и информацию. Постарайтесь понять, что конкретно требуется от вас.
Шаг 2: Исследование правовой информации
Чтобы решить юридическую задачу, нужно иметь представление о правовых актах и других ресурсах, которые могут применяться к данной ситуации. Исследуйте соответствующие законы, правила и прецеденты, которые относятся к задаче. Сделайте заметки, выделите ключевые моменты.
Шаг 3: Разъяснение права и анализ прецедентов
Следующим шагом является понимание того, как применяются правила и законы к данной ситуации. Прочитайте соответствующие прецеденты и выделите то, что может быть применено к данной задаче. Разберите каждый случай, используя правовую терминологию, и выделите ключевые моменты.
Шаг 4: Формулирование ответа на вопрос
Теперь, когда вы полностью понимаете задачу и имеете знания по соответствующим правовым актам и решениям, можно сформулировать ответ на вопрос. Вам также необходимо дать обоснование своего ответа и использовать соответствующие правовые термины.
Шаг 5: Проверка ответа
Важно проверить свой ответ на наличие ошибок. Прочитайте его снова и убедитесь, что вы учли все ключевые моменты и использовали правильные правовые термины. Если возникают сомнения, обратитесь за помощью к коллегам или преподавателям.
Шаг 6: Оформление ответа
Оформите ответ на юридическую задачу в соответствии с правилами, которые действуют в вашей юрисдикции. Это может включать в себя определенный формат, что-то типа "Заявление-усомнение-аргументация-резолюция", а также правильное использование юридических терминов. Обратитесь к своему преподавателю или к юридическому советнику, если у вас есть вопросы относительно формата ответа.
Вывод
Решение юридических задач может быть сложным и требовать много времени и усилий. Однако, если вы следуете этой шаг за шагом инструкции, вы можете быть уверены в правильности своего ответа. Более того, выполнение этих шагов поможет улучшить ваши умения в области права и подготовить вас к лучшей практике в будущем.
Алгоритм решения задач уп
Килижаров познакомился на пляже с Яковлевой и изнасиловал ее. Органы предварительного следствия вменили в вину Килижарову изнасилование несовершеннолетней, т.к. Яковлевой на момент совершения преступления было 17 лет и 8 мес. Килижаров заявил, что Яковлева при знакомстве сказала, что ей уже 18 лет, что подтверждает в своих показаниях потерпевшая. Согласно заключению судмедэкспертизы, Яковлева по телосложению выглядела совершеннолетней.
Виновен ли Килижаров в изнасиловании заведомо несовершеннолетней?
Объект преступления
Общий – совокупность всех общественных отношений, охраняемых уголовным законом – ч. 1 ст. 2 УК РФ.
Родовой – общественные отношения, направленные на охрану личности (разд. VII УК РФ).
Видовой – общественные отношения, охраняющие половую неприкосновенность и половую свободу личности (гл. 18 УК РФ).
Непосредственный – общественные отношения, охраняющие половую неприкосновенность.
Потерпевшая – несовершеннолетняя Яковлева.
Объективная сторона
Деяние в форме действия: Килижаров совершил половое сношение с Яковлевой.
Состав преступления формальный.
Иные факультативные признаки объективной стороны значения для квалификации не имеют.
Лицо физическое – Килижаров.
Вменяемое – ст. 21 УК РФ (осознавал фактический характер своих действий и руководил ими).
Возраст – с 14 лет – ч. 2 ст. 20 УК РФ.
Субъективная сторона
Вина: форма – умышленная, вид – прямой умысел – ч. 2 ст. 25 УК РФ.
Интеллектуальный момент – Килижаров осознавал общественную опасность своих действий, т. е. что совершает с Яковлевой насильственный половой акт, однако он не осознавал, что Яковлева несовершеннолетняя, т.к. она сказала, что ей уже 18 лет, и по телосложению она выглядела совершеннолетней, что было подтверждено заключением судмедэкспертизы.
Волевой момент – Килижаров желал совершить изнасилование Яковлевой.
Мотив, цель, эмоциональное состояние значения для квалификации не имеют.
Вывод: Килижаров виновен в деянии, предусмотренном ч.1 ст. 131 УК РФ, он не может быть признан виновным в изнасиловании заведомо несовершеннолетней, поскольку он не осознавал, что потерпевшей менее 18 лет (это подтверждается показаниями несовершеннолетней, а также выводами судебно-медицинского эксперта).
В п. 2 постановления Пленума Верховного Суда РФ ««О судебной практике по делам о преступлениях, против половой неприкосновенности и половой свободы личности» от 04 января 2014 г. № 16 отмечается: «судам следует исходить из того, что ответственность за совершение изнасилования… в отношении заведомо несовершеннолетнего лица… наступает лишь в случаях, когда виновное лицо достоверно знало о возрасте потерпевшего лица (являлось родственником, знакомым, соседом) или когда внешний облик потерпевшего лица явно свидетельствовал, например, о его возрасте. Добросовестное заблуждение, возникшее на основании того, что возраст потерпевшего лица приближается к 18-летию или в силу акселерации оно выглядит взрослее своего возраста, исключает вменение виновному лицу данного квалифицирующего признака».
Как решать задачи по гражданскому праву
Гражданское право относится к одной из наиболее сложно изучаемых отраслей права, поэтому неудивительно, что студенты часто испытывают затруднения при решении практических заданий по данному предмету.
Дать универсальный ответ на вопрос, как решить задачи по гражданскому праву невозможно, слишком большим разнообразием могут отличаться задания по этой учебной дисциплине.
Однако, для тех, кто действительно самостоятельно будет пытаться решать задачи по гражданскому праву, мы можем дать дельные советы и на примерах показать, как не допустить при этом ошибок.
Алгоритм решения задач по гражданскому праву
- Из условий задачи нужно определить, с опорой на какую часть (Гражданский Кодекс РФ, как известно, включает четыре части) ГК РФ нужно решать задачу. Именно с опорой, потому что гражданские правоотношения многогранны. И при решении задач по гражданскому праву, как правило, нужно обращаться и к Особенной, и к Общей части.
-
- Первая часть ГК РФ – самая многочисленная по обхвату правового регулирования. Это связано с тем, что в ней закреплены общие начала нормативного регулирования для основополагающих институтов, объектов, субъектов гражданского права. В данной части содержатся важные нормы о физических и юридических лицах, сделках, сроках, договорах и т.д.
- Вторая часть ГК РФ связана с регулированием различного рода обязательств, как договорных, так и внедоговорных.
- Третья часть ГК РФ регулирует вопросы, связанные с наследственными правами и международным частным правом.
- Четвертая часть посвящена авторскому праву и смежным правам.
- Найти конкретные нормы ГК РФ, регулирующие данный вопрос.
Например, вопрос о самовольной постройке – находим и читаем в ст. 222 ГК РФ, вопрос о дистанционной купле-продаже – в ст. 497 ГК РФ.
- Обязательно обращаем внимание, не приняты ли по данному вопросу какие-либо подзаконные акты, более детально регулирующие рассматриваемый вопрос.
Например, в сфере дистанционной купли-продажи действует Постановление Правительства РФ от 27.09.2007 г. № 612 «Правила продажи товаров дистанционным способом». Если этот вопрос касается потребителей-физических лиц – ст. 26.1 Закона «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 г. № 2300-1.
- Даже если задача связана с какой-либо Особенной частью ГК РФ, всегда нужно обращать внимание на нормы из Общей части, например, условия действительности сделки (правоспособность субъектов, форму сделки и т.д.), сроки (исчисление сроков, исковая давность) и т.д.
- Помимо законодательства ВСЕГДА используйте Постановления Пленума Верховного Суда (Высшего Арбитражного Суда, принятые до его упразднения), если таковые приняты по рассматриваемому вопросу.
Как правило, задачи для студентов юридических вузов составляются таким образом, что без применения разъяснений высших судебных инстанций, пользуясь лишь одним отраслевым кодексом, правильно решить задачу не получится.
Пример решения задачи по гражданскому праву
Вы решаете задачу по Общей части ГК РФ о самовольной постройке. Вопрос в задаче: может ли суд признать право собственности на самовольную постройку и какие для этого требуются условия? Ответ находим в п. 3 ст. 222 ГК РФ, из анализа которой следует, что да, суд может признать такое право за лицом, если соблюдены три условия:
- если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта;
- если на день обращения в суд постройка соответствует установленным требованиям;
- если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Вроде бы, все просто, ссылаемся на эти условия и думаем, что задача решена верно. Однако, это не так.
Если мы откроем Постановление Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29 апреля 2010 г. № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», то в п. 26 найдем положение о том, что суд удовлетворит иск о признании права собственности на самовольную постройку, только если установит, что это истец предпринимал необходимые меры к ее легализации, т.е. обращался в компетентные органы для получения разрешения на строительство или акта ввода в эксплуатацию. Если такие меры лицом не предпринимались, суд откажет в иске.
Таким образом, как видим, для правильного решения задачи перечисленных в кодексе условий легализации судом самовольной постройки недостаточно.
Методика решения любых задач по гражданскому праву
Студенты (боюсь думать о дипломированных юристах) не всегда понимают, что это универсальный алгоритм решения ЛЮБОЙ юридической задачи (реальной нисколько не менее, чем учебной), и что на самом деле имплицитные ответы на вопросы права ЛЮБОЙ юрист даёт всегда. Вот как только он изрекает хотя бы что-то о каком-либо деле.
Вроде бы мы с вами надёжно поставили её на семинарах. Но напишу, чтобы затвердело. Прочитать желательно и студентам 2 курса, и 4-го (МЧП), потому что алгоритм един, другого не существует.
В качестве экспериментального стенда для иллюстрации этой методики возьмём простую задачу,. Специально конструирую фабулу применительно к теме «Граждане», в которой нынешние второкурсники должны разбираться.
«14-ти летняя Оля после получения паспорта обратилась в банк N с заявлением об оформлении ей дебетовой банковской карты. Банк удовлетворил её заявление, карту ей выдал. Был заключен договор банковского счёта, привязанного к банковской карте, в соответствии с которым банк сформировал, согласно действующим тарифам, платежное требование о списании комиссии за годовое обслуживание карты со счёта Оли. Поскольку денежных средств на счёте не оказалось, банк уведомил Олю о необходимости погашения образовавшейся, по мнению банка, задолженности. Родители Оли, узнав от неё о заключённом договоре и о выпуске к нему карты, заявили банку, что их дочь не должна выполнять это требование, поскольку, по их мнению, договор между банком и Олей нельзя считать заключённым по причине несовершеннолетия их дочери. Какую бы консультацию вы дали сторонам спора?»
Итак, ваше рассуждение должно подчиняться следующей схеме, с последовательно применяемыми правилами.
1) Решение по любому спору, или, иначе, любой акт правоприменения, строится в виде простейшего по структуре силлогизма, иначе — дедукции.
Три этапа силлогизма: общая посылка, малая (частная) посылка, вывод.
2) Общая посылка — это ответ на так наз. вопрос права. Малая или частная — ответ на вопрос факта, при этом вопрос факта всегда должен быть сформулирован как частный случай по отношению к полученному ответу на вопрос права.
Вывод – это и есть решение задачи.
3) Задаём вопрос права.
Вопрос права — это вопрос о том, какими положениями права необходимо руководствоваться, чтобы правильно решить спор. Иначе: познания в какой именно области права будут необходимы для разрешения спора.
Это иногда, с непривычки, вызывает у студентов сложности, но на самом деле каждый должен понимать: если вы осуществляете акт правоприменения, вы неизбежно, сознательно или бессознательно, первым делом ВСЕГДА формулируете вопрос права. Потому что, повторяю, это решение всегда следует принципу дедукции. Поэтому начинается правоприменение всегда с обнаружения общей посылки, общего правила. И поэтому вам всего лишь нужно отдать себе отчёт в том, какой именно вопрос права вы себе задали — то есть знание каких положений права вам понадобилось.
Естественно, область поиска определяется обстоятельствами дела. При внимательном прочтении фабулы видно, в чём именно несогласны стороны. Предмет этого несогласия может быть описан в виде абстрактных выражений, каковые и составляют вопрос права.
Очень важно: всегда учитывайте ту тему занятия (раздел практикума), к которой относится задача. То есть в учебных целях формулирование вопроса права значительно упрощено по сравнению с тем, как это бывает в профессиональной деятельности.
В нашей задаче правильным вопросом права будет такой.
«Поскольку из задачи видно, что предметом спора является совершение сделки 14-ти летней девочкой, то необходимо спросить себя, каковы положения права, определяющие совершение сделок частично дееспособными гражданами (т.е. лицами от 14 до 18 лет)». При этом не следует пытаться задавать вопросы права, которые относятся к теме «финансовые сделки», «расчёты» и даже «недействительные сделки». Интересующий автора задачи, преподавателя и вас в целях усвоения материала вопрос права относится к теме «Граждане», коль скоро вы её изучаете.
4) Ответ на вопрос права. В нашем случае, он таков: «В соответствии со ст. 26, частично дееспособные граждане совершают сделки самостоятельно, то есть своими действиями, но с письменного согласия или при условии последующего одобрения сделки законными представителями. Данное правило не распространяется на сделки, которые указаны в п. 2 ст. 26, — они могут совершаться частично дееспособным гражданином независимо от наличия согласия или одобрения их законных представителей. Среди этих сделок нет договора банковского счета. Допускается самостоятельное, без согласия родителей, внесение указанными гражданами вкладов в кредитные учреждения и распоряжение этими вкладами (подп. 3 п. 2 ст. 26), однако это не сделка по заключению договора банковского счёта. По смыслу положений п. 2 ст. 26, совершение сделок частично дееспособными полностью самостоятельно является изъятием из общего запретительного правила с замкнутым объёмом. Перечень таких сделок является исчерпывающим. Принцип дозволительности здесь не применяется».
5) Вопросы и ответы на вопросы факта (напоминаю, вопросы факта задаются только в смысловых рамках полученного ответа на вопрос права).
Относилась ли совершённая Олей сделка к тем, совершение которых допускается п. 2 ст. 26 ГК без согласия или одобрения законных представителей? Ответ: «нет».
Давали ли родители Оли согласие или одобрение на совершение такой сделки? Исходя из того, что известно из условий задачи, ответ — «нет».
Вывод: консультирующий юрист должен разъяснить сторонам, что сделка совершена с нарушением закона. Однако, конечно, это недостаточная консультация. Для полной же консультации необходимо будет поставить ещё один вопрос права: каковы последствия совершения частично дееспособными лицами сделок, которые требовали согласия или одобрения законных представителей, если таковых согласия или одобрения не было получено? Данный вопрос явно входит в область изучения темы «Граждане», без него невозможно считать изученными положения о правосубъектности частично дееспособных лиц.
Не прибегая к изучению темы «Недействительные сделки» и не раскрывая в ответе положения о недействительных сделках, студент-второкурсник, изучающий тему «Граждане», тем не менее, должен дать ответ на этот второй вопрос права. Вот этот ответ: «Такая сделка является оспоримой (ст. 175): она может быть признана судом недействительной по иску родителей, усыновителей или попечителя. До вступления решения суда в законную силу сделка сохраняет действительность». Таким образом, мнение родителей Оли, полагающих договор незаключенным, ошибочно. Если они не желают, чтобы у этой сделки наступили правовые последствия (кроме последствий собственно недействительности), в том числе — в виде необходимости исполнения их дочерью обязательства по оплате комиссии за обслуживание карты (а при отсутствии у неё средств — самими родителями согласно правилам п. 2 ст. 1074), они должны будут обратиться в суд с требованием о признании этой сделки недействительной в течение одного года (п. 2 ст. 181) после того, как им стало известно о заключении договора банковского счета без их согласия (одобрения). Именно такую консультацию следует им дать.
Вот сейчас задача решена правильно и полно. И что очень важно — в соответствии с изложенной схемой решения, которой мы будем неукоснительно следовать на наших занятиях и овладение которой составляет важнейший профессиональный навык.
Факультативно — можно рекомендовать родителям Оли написать кляузу регулятору (ст. 56 Закона о Банке России), то есть Центральному Банку РФ: соответствующая форма на сайте ЦБ имеется, а также в Роспотребнадзор (формально у него остаются общие функции по надзору за соблюдением законодательства о защите прав потребителей).