ОРГАНЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Осуществляют совокупность законодательных полномочий, в т. ч. по разработке, внесению на рассмотрение, обсуждению и принятию законов РФ. В соответствии с Конституцией РФ законодательную власть в РФ осуществляют законодательные органы государственной власти: ФС РФ и законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ.
ФС РФ – парламент РФ – является представительным и законодательным органом государственной власти РФ. На ФС РФ возложена функция издания правовых актов высшей юридической силы. Имеет двухпалатную структуру и состоит из СФ и ГД. В СФ входят по 2 представителя от каждого субъекта РФ: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти субъекта РФ. Порядок формирования СФ установлен Федеральным законом от 5 авг. 2000 «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации». ГД состоит из 450 депутатов, избираемых сроком на 5 лет. Порядок выборов депутатов ГД определяется Федеральным законом от 18 мая 2005 «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».
О. з. в. субъектов РФ являются постоянно действующими высшими и единственными органами законодательной власти субъектов РФ. Наименование органа законодательной власти, его структура устанавливаются конституцией (уставом) субъекта РФ с учетом исторических, национальных и иных традиций субъекта РФ. Число депутатов органа законодательной власти и срок их полномочий устанавливаются конституцией (уставом) субъекта РФ (уставом) субъекта РФ. Срок полномочий депутатов не может превышать 5 лет. Число депутатов, работающих на профессиональной, постоянной основе, устанавливается законом субъекта РФ. Орган законодательной власти обладает правами юридического лица, имеет гербовую печать. Орган законодательной власти самостоятельно решает вопросы организационного, правового, информационного, материально-технического и финансового обеспечения своей деятельности. Расходы на обеспечение деятельности органа законодательной власти предусматриваются в бюджете субъекта РФ отдельно от др. расходов в соответствии с бюджетной классификацией РФ. Управление и (или) распоряжение органом законодательной власти субъекта РФ или отдельными депутатами (группами депутатов) средствами бюджета субъекта РФ в какой бы то ни было форме в процессе исполнения бюджета субъекта РФ не допускаются, за исключением средств на обеспечение деятельности органа законодательной власти и (или) депутатов. При этом полномочия органа законодательной власти по осуществлению контроля за исполнением бюджета субъекта РФ не ограничиваются. Орган законодательной власти является правомочным, если в его состав избрано не менее двух третей от установленного числа депутатов. Правомочность заседания органа законодательной власти определяется законом субъекта РФ. При этом заседание органа законодательной власти не может считаться правомочным, если на нем присутствует менее 50 процентов от числа избранных депутатов. Правомочное заседание органа законодательной власти проводится не реже 1 раза в 3 месяца. Вновь избранный орган законодательной власти собирается на первое заседание в установленный конституцией (уставом) субъекта РФ срок, который не может превышать 30 дней со дня избрания органа законодательной власти в правомочном составе. Заседания органа законодательной власти являются открытыми, за исключением случаев, установленных федеральными законами, конституцией (уставом) субъекта РФ, законами субъекта РФ, а также регламентом или иным актом, принятым данным органом и устанавливающим порядок его деятельности. Орган законодательной власти субъекта РФ: принимает конституцию субъекта РФ и поправки к ней, если иное не установлено конституцией субъекта РФ, принимает устав субъекта РФ и поправки к нему; осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения субъекта РФ и предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ в пределах полномочий субъекта РФ; осуществляет иные полномочия, установленные Конституцией РФ, указанным федеральным законом, др. федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта РФ. Орган законодательной власти в пределах и формах, установленных конституцией (уставом) субъекта РФ и законами субъекта РФ, осуществляет наряду с др. уполномоченными на то органами контроль за соблюдением и исполнением законов субъекта РФ, исполнением бюджета субъекта РФ, исполнением бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов субъекта РФ, соблюдением установленного порядка распоряжения собственностью субъекта РФ.
Парламент
Парла́мент (нем. parlament, франц. parlement, от франц. parler – говорить), общее наименование высшего представительного и законодательного органа. В каждом государстве имеет своё название ( Федеральное Cобрание РФ , Конгресс в США, Всекитайское собрание народных представителей, Генеральные кортесы в Испании, Риксдаг в Швеции и т. д.).
Отдалёнными предшественниками современного парламента были представительные органы, формировавшиеся рабовладельцами и другими свободными лицами в Древней Греции и Древнем Риме , позднее – сословно-представительные органы в Европе (генеральные штаты, земские соборы ). Название «парламент» использовалось для местных, в основном судебных, учреждений в средние века во Франции, но родиной парламента в его современном виде считается Англия ( Английский парламент ).
Парламенты (неодинаковые по своей структуре, полномочиям, порядку деятельности, их роли в системе органов государства) действуют почти во всех странах мира независимо от формы правления. Они есть в парламентарных (Италия) и президентских (США) республиках, парламентарных (Испания) и дуалистических (Иордания) монархиях. Местные представительные и законодательные органы – «местные парламенты» действуют также в субъектах федераций (в Германии, США, России и др.) и в некоторых территориальных автономных публично-правовых образованиях (Шотландия и др.). В своеобразном виде (в основном как консультативные органы) парламенты созданы также в некоторых мусульманских государствах (Бахрейн, Йемен, Кувейт).
Большинство парламентов в странах мира двухпалатные (возможны и однопалатные парламенты). Каждая из палат имеет свои названия: одна обычно именуется «нижней» или первой (Палата представителей, Палата депутатов, Национальное собрание, бундестаг и др.), вторая – «верхней» (Сенат и др.). Членами парламента являются избираемые депутаты (представители, члены парламента, конгрессмены и др.) и сенаторы (члены верхней палаты). Наряду с ними, иногда избираются заместители депутатов и сенаторов, имеющие в палате только право совещательного голоса и выступающие с согласия соответствующего депутата или сенатора (в США в Палате представителей есть также несколько представителей федеральных территорий с правом совещательного голоса, в Дании в однопалатном парламенте есть фиксированное представительство от автономных территориальных образований, в Китае – представители от армии и т. д.). В некоторых странах президенты республик назначают в верхнюю палату небольшое число членов (5 в Италии, 12 в Индии, 15 в Казахстане) из среды лиц, имеющих особые заслуги перед страной в области науки, искусства, общественной деятельности и др.
В большинстве стран парламентарии (депутаты и сенаторы) работают в парламенте на постоянной профессиональной основе, они занимаются законотворчеством и как члены коллегиальных органов выполняют другие обязанности (участие в создании иных высших органов государства, парламентский контроль в отношении исполнительной власти и др.). Эта деятельность оплачивается из государственного бюджета (в среднем в развитых европейских странах оклад парламентария в 4–6 раз превышает средний размер заработной платы по стране, в некоторых государствах – больше). В ряде стран члены парламентов работают непостоянно. Они получают заработную плату по месту основной работы, а из государственного бюджета – небольшую доплату для возмещения депутатских расходов (переписка с избирателями, посещение коллективов избирателей и др.), лишь некоторые депутаты – руководители парламентских структур – работают в таких парламентах на штатной, постоянной основе, получая депутатское вознаграждение из государственного бюджета. В двухпалатном парламенте правовое положение членов обеих палат в основном одинаково. В большинстве стран парламентарии имеют свободный мандат, избиратели не могут давать им наказы, но в некоторых странах (Вьетнам, Китай и др.) существует императивный мандат и депутаты обязаны выполнять наказы избирателей. Парламентарии пользуются депутатским (парламентским) иммунитетом и депутатским (парламентским) индемнитетом . Их нельзя задержать, арестовать, привлечь к административной ответственности без разрешения палаты парламента, в состав которой они входят; за ними признана свобода речи и голосования в парламенте (запрещены призывы к насилию, клевета, оскорбление).
Палаты парламента формируются неодинаково. Нижняя палата и однопалатный парламент всегда избираются непосредственно гражданами-избирателями в разных странах на 2–6 лет по мажоритарной, пропорциональной или смешанной системе (частичные назначения существуют в единичных странах Африки, Океании). Верхняя палата формируется обычно на такой же срок, что и нижняя, но часто – на более длительный срок (до 6 лет) или действует без указания срока, периодически частично обновляясь на 1 /3. Сенаты формируются неодинаковыми способами: прямыми выборами гражданами-избирателями (Сенат США – по 2 сенатора от каждого штата), путём косвенных выборов другими, ранее избранными, лицами (по департаментам – территориальным единицам во Франции, провинциальными собраниями депутатов в ЮАР), путём избрания нижней палатой из своего состава (Исландия, Норвегия), путём назначения (полностью назначаются генерал-губернаторами – представителями британского монарха в этих странах верхние палаты в Канаде, на Ямайке, в Барбадосе, других монархических членах Содружества; в Германии члены верхней палаты назначаются правительствами субъектов федерации – земель), в Великобритании членами верхней палаты (лордами) становятся лица в связи с присвоением им монархом высокого дворянского звания, иногда верхняя палата формируется с использованием принципа корпоративного представительства (в Ирландии, частично в Словении и Марокко). Существуют и различные смешанные способы формирования верхней палаты. В России в соответствии с Конституцией РФ (ст. 95) в верхнюю палату – Совет Федерации входят по 2 представителя от каждого субъекта РФ – по одному от представительных и исполнительных органов государственной власти. В некоторых странах (США, Франция) существует ротация верхних палат: при очередных выборах обновляется только треть палаты.
Каждая палата принимает свой регламент, устанавливающий её внутреннюю организацию и порядок деятельности (в некоторых странах, например в Алжире, Канаде, Китае, Японии, действуют законы подобного рода). Внутренними органами являются: руководство палаты (председатель, в англосаксонских странах – спикер; президиум палаты – в Китае, Чехии; заместители председателя, иногда председателем верхней палаты является по должности вице-президент – в Индии, США), партийные фракции парламентариев, принадлежащих к одной партии (редко – к близким партиям), постоянные профильные комитеты палат – обороны, иностранных дел, промышленности, сельского хозяйства, по делам молодёжи и др. (иногда объединённые комитеты палат, обычно по финансовым вопросам), имеется аппарат палаты (в англосаксонских странах в нижней палате его возглавляет клерк палаты), при парламенте создаётся парламентская библиотека, существуют другие учреждения.
Осуществляя законодательную деятельность, некоторые парламенты принимают основные законы – конституции (Китай, Украина, Финляндия и др.) и другие законы (например, органические законы ). Часто парламент определяет основы внутренней и внешней государственной политики (обычно вместе с главой государства и правительством). В некоторых странах (Венгрия, Турция, Чехия и др.) парламент (однопалатный или на совместном заседании палат) избирает президента республики. Парламент (его нижняя палата) в парламентарных монархиях и республиках формирует правительство и вправе уволить его в отставку (в Италии уволить правительство может и верхняя палата); в ряде стран парламент (верхняя палата) назначает судей высших судов, уполномоченных парламентом (парламентских комиссаров, омбудсменов ), генеральных прокуроров, генеральных контролёров, членов счётных палат , некоторых высших гражданских и военных должностных лиц . Используя парламентский контроль , парламент может применить импичмент к президенту, министрам, судьям, другим высшим гражданским и военным должностным лицам; в редких случаях он имеет право отстранить от должности любое должностное лицо и начать расследование против него. Формами парламентского контроля являются также отчёты правительства, вопросы парламентариев на заседаниях парламента к премьер-министру и министрам, другим приглашённым должностным лицам, интерпелляции, парламентские расследования, парламентские слушания и др. Парламент, будучи суверенным представительством народа, несёт ответственность перед ним.
Чиркин Вениамин Евгеньевич . Первая публикация: Большая российская энциклопедия, 2014.
Законодательная власть в РФ
Законодательная власть в РФ – это одна из ветвей власти, реализуемая федеральными, региональными и муниципальными органами управления представительного характера, ответственными за принятие законодательных и нормативно-правовых актов.
Место Федерального Собрания в системе государственного управления
Федеральное Собрание является Парламентом России, выступающим в качестве представительного и законодательного органа государства.
Состав Федерального собрания образуется двумя палатами:
- Советом Федерации;
- Государственной Думой.
Совет Федерации включает в свой состав:
- во-первых, по два представителя от каждого региона России: один от законодательного органа, второй от исполнительного органа государственного управления. Полномочия данных представителей определяется сроком полномочий соответствующих органов государственной власти;
- во-вторых, российского Президента, покинувшего свой пост. Президент имеет право отказаться от замещения должности сенатора России;
- в-третьих, представителей, назначаемых Президентом Российской федерации, в том числе на пожизненной основе. Общее число таких представителей не может превышать 30 человек, на пожизненное назначение имеют право не более 7 членов Парламента.
К лицам, претендующим на должность сенатора Российской Федерации, предъявляются следующие требования:
- гражданство Российской Федерации;
- возраст, превышающий 30 лет;
- постоянное проживание на территории Российской Федерации;
- отсутствие иностранного гражданства, иностранного вида на жительство или иных документов, которые подтверждают право на возможность постоянного проживания российского гражданина на территории иностранного государства;
- отсутствие вкладов и счетов, наличных денежных средств и ценностей, хранящихся в иностранных банках, находящихся за пределами российской территории.
Пожизненный статус сенаторов в России получают граждане, которые имеют выдающиеся заслуги перед государством в сфере общественной или государственной деятельности.
Срок полномочий сенаторов, не имеющих пожизненного назначения, составляет 6 лет.
В состав Государственной Думы входят 450 депутатов.
Избрание депутатов Государственной Думы осуществляется на пятилетний срок.
Порядок формирования обеих палат российского Парламента определяется федеральным законодательством.
Депутат Государственной Думы должен соответствовать следующим требованиям:
- наличие гражданства России;
- возраст, превышающий 21 год;
- наличие права участия в выборах;
- постоянное проживание на территории Российской Федерации;
- отсутствие гражданства, вида на жительство или иного документа, подтверждающего право проживания на территории иностранного государства;
- запрет на открытие и наличии счетов и вкладов, наличных денежных средств и ценностей, хранящихся в иностранных банках за пределами Российской Федерации.
Законодательство устанавливает запрет на одновременное участие лиц в двух палатах российского Парламента. В отношении депутатов Государственной Думы также действует запрет на замещение поста депутатов других представительных органов государственного управления и муниципального управления.
Работа депутатов Государственной Думы осуществляется на постоянной профессиональной основе. Депутаты не могут замещать должности государственной службы, осуществлять иную оплачиваемую деятельность, за исключением научной, преподавательской и творческой.
Региональные органы законодательной власти
На уровне российских регионов законодательную власть осуществляют представительные органы государственного управления регионального уровня, выступающие в качестве постоянно действующего единственного и высшего органа законодательной власти на уровне региона. Избрание данного органа осуществляется населением региона. Правовую основу функционирования представительного органа регионального управления составляют конституции, уставы и иные нормативные акты региона.
Региональными нормативными актами определяется наименование представительного органа регионального управления, а также его численность. Примерами наименований данного органа регионального управления является областная дума, народное собрание, законодательное собрание, государственное собрание и так далее.
Общий порядок формирования представительных органов государственного управления регионального уровня определяется Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Избрание депутатов представительного органа государственного управления регионального уровня осуществляется населением региона, наделенным активным избирательным правом. Статус депутата может получить российский гражданин, наделенный пассивным избирательным правом. Большинство региональных органов законодательной власти имеют численность в пределах 50 депутатов, составляющих одну палату.
Законодательная власть на муниципальном уровне
Система муниципальных органов власти также включает в себя законодательный или представительный орган муниципального управления. Данный орган муниципального управления избирается населением муниципального образования в ходе муниципальных выборов путем прямого тайного голосования.
Численность представительного органа муниципального управления определяется численностью населения муниципального образования. Малые муниципальные образования, численность населения которых не превышает 100 человек, имеют право не формировать представительный орган муниципального управления, а заменить его сходом граждан.
Представительный орган муниципального управления осуществляет издание муниципальных нормативных актов, контролирует деятельность исполнительной власти, принимает муниципальный бюджет и отчет о его исполнении.
Законодательная власть
Одним из важнейших признаков демократического государства является разделение властей на три ветви. Наличие законодательной, исполнительной и судебной власти позволяет предотвратить захват полномочий одним человеком или органом власти. Все ветви уравновешивают друг друга, при этом осуществляя функцию взаимоконтроля. Рассмотрим, что такое законодательная власть; как организована деятельность представляющих её органов в нашей стране.
Понятие законодательной власти
Законодательная система государства, в котором провозглашена демократия, основывается на деятельности законодательной власти. В большинстве стран органом, который её осуществляет, является парламент. Его решения обладают высшей юридической силой, так как в основу его деятельности положен принцип верховенства закона.
Узнаем, что делает парламент в рамках своих полномочий.
- Разрабатывает законодательство.
- Утверждает состав правительства.
- Распределяет государственный бюджет.
- Утверждает международные соглашения.
- Вносит изменения в систему налогообложения.
- Принимает решение по поводу объявления войны.
Идея разделения властей была предложена философом XVII века Джоном Локком. Более конкретно её разработал французский учёный Монтескьё во второй половине XVIII века. Теория получила поддержку со стороны многих известных мыслителей того времени. Так, писатель и философ Руссо назвал законодательную власть сердцем государства, а исполнительную — его мозгом.
Рис. 1. Жан-Жак Руссо.
Система законодательной власти Российской Федерации
Законодательная власть в РФ осуществляется Федеральным собранием. В его состав входят две палаты — Совет федерации и Государственная дума. Кратко познакомимся с особенностями каждого органа власти.
Совет федерации
Верхней палатой парламента в России является Совет федерации. В его состав входит по два представителя (сенатора) от каждого субъекта страны. Таким образом в нём представлены интересы всех регионов. Помимо них, президент РФ полномочен назначать не более 30 членов СФ.
Совет федерации занимается решением важных вопросов, касающихся развития государства. В его полномочия входит, например:
- утверждение указов действующего президента о введении чрезвычайного или военного положения;
- определение границ между регионами;
- вынесение решения о прекращении полномочий президента РФ;
- назначение кандидата на должность генерального прокурора РФ;
- назначение выборов президента.
Государственная дума
Государственная дума — нижняя палата Парламента РФ. Её структура состоит из 450 депутатов, выбранных в результате тайного голосования.
- 225 человек из них избираются по одномандатным округам, то есть от каждого округа выдвигается один кандидат.
- 225 членов избираются по федеральному округу в зависимости от количества голосов, отданных за партии. После подсчёта в процентном соотношении определяется число мест в Госдуме, выделенных для кандидатов от политической партии. Учитываются только те организации, которые смогли пройти через минимальный барьер (5 %).
Депутатом может стать любой гражданин нашего государства при следующих условиях:
- не менее 21 года;
- не имеющий гражданства в другой стране;
- не хранящий деньги или другие ценности на счетах в зарубежных замках.
Состав Государственной думы РФ формируется сроком на 5 лет. В её полномочия входит:
- утверждение председателя правительства РФ, его заместителей;
- принятие федеральных законодательных актов;
- заслушивание отчётов правительства;
- назначение главы Центрального банка РФ;
- объявление амнистии.
Что мы узнали?
Разделение властей на три ветви — важный признак демократического государства. В Российской Федерации законодательная власть представлена Федеральным собранием, которое состоит из Совета федерации и Государственной думы. Основной их задачей является принятие действующего законодательства.