Что является условием для изменения статуса муниципального образования
Перейти к содержимому

Что является условием для изменения статуса муниципального образования

  • автор:

Что является условием для изменения статуса муниципального образования

Ст. 13 не применяется при изменении границ между субъектами РФ. В этом случае изменение границ, преобразование, упразднение муниципальных образований осуществляются в соответствии с законами субъектов РФ (ч. 3 ст. 10 данного документа).

Статья 13. Преобразование муниципальных образований

1. Преобразованием муниципальных образований является объединение муниципальных образований, разделение муниципальных образований, изменение статуса городского поселения в связи с наделением его статусом сельского поселения, изменение статуса сельского поселения в связи с наделением его статусом городского поселения, изменение статуса городского поселения в связи с наделением его статусом городского округа либо лишением его статуса городского округа, изменение статуса муниципального округа в связи с наделением его статусом городского округа, изменение статуса городского округа в связи с наделением его статусом муниципального округа или статусом городского округа с внутригородским делением либо лишением его статуса городского округа с внутригородским делением, присоединение поселения к городскому округу с внутригородским делением и выделение внутригородского района из городского округа с внутригородским делением.

(часть 1 в ред. Федерального закона от 01.05.2019 N 87-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Преобразование муниципальных образований осуществляется законами субъектов Российской Федерации по инициативе населения, органов местного самоуправления, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, федеральных органов государственной власти в соответствии с настоящим Федеральным законом. Инициатива населения о преобразовании муниципального образования реализуется в порядке, установленном федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта Российской Федерации для выдвижения инициативы проведения местного референдума. Инициатива органов местного самоуправления, органов государственной власти о преобразовании муниципального образования оформляется решениями соответствующих органов местного самоуправления, органов государственной власти. Закон субъекта Российской Федерации о преобразовании муниципального образования не должен вступать в силу в период избирательной кампании по выборам органа местного самоуправления данного муниципального образования, в период кампании местного референдума.

(в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Объединение двух и более поселений, не влекущее изменения границ иных муниципальных образований, осуществляется с согласия населения каждого из поселений, выраженного представительным органом каждого из объединяемых поселений.

(в ред. Федерального закона от 27.12.2009 N 365-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3.1. Объединение поселения с городским округом осуществляется с согласия населения поселения и городского округа, выраженного представительным органом соответствующих поселения и городского округа, а также с учетом мнения населения муниципального района, выраженного представительным органом соответствующего муниципального района. Объединение всех поселений, входящих в состав муниципального района, с городским округом осуществляется с согласия населения поселений, муниципального района и городского округа, выраженного представительным органом соответствующего поселения, муниципального района и городского округа. Поселение, объединенное с городским округом, утрачивает статус муниципального образования. Муниципальный район, в котором все поселения, входившие в его состав, объединились с городским округом, утрачивает статус муниципального образования.

(часть 3.1 в ред. Федерального закона от 03.04.2017 N 62-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3.1-1. Объединение всех поселений, входящих в состав муниципального района, осуществляется с согласия населения, выраженного представительными органами соответствующих поселений и муниципального района, и влечет наделение вновь образованного муниципального образования статусом муниципального округа. При этом, если население двух и более поселений не выразило в установленной форме своего согласия на объединение всех поселений, входящих в состав муниципального района, такое объединение не осуществляется. Муниципальный район, в котором все поселения, входившие в его состав, объединились, а также указанные поселения утрачивают статус муниципального образования.

(часть 3.1-1 введена Федеральным законом от 01.05.2019 N 87-ФЗ)

3.2. Объединение двух и более внутригородских районов, не влекущее изменения границ иных муниципальных образований, осуществляется с учетом мнения населения каждого из соответствующих внутригородских районов в соответствии с уставом внутригородского района и с согласия населения городского округа с внутригородским делением, выраженного представительным органом городского округа с внутригородским делением.

(часть 3.2 введена Федеральным законом от 27.05.2014 N 136-ФЗ)

3.3. Объединение городских округов, объединение городского округа с муниципальным округом осуществляются с согласия населения, выраженного представительными органами каждого из объединяемых муниципальных образований. Каждый из объединившихся городских округов, объединившиеся городской округ и муниципальный округ утрачивают статус муниципального образования.

(часть 3.3 введена Федеральным законом от 01.05.2019 N 87-ФЗ)

4. Объединение двух и более муниципальных районов, не влекущее изменения границ иных муниципальных образований, осуществляется с учетом мнения населения, выраженного представительными органами каждого из объединяемых муниципальных районов.

5. Разделение поселения, влекущее образование двух и более поселений, осуществляется с согласия населения каждого из образуемых поселений, выраженного путем голосования, предусмотренного частью 3 статьи 24 настоящего Федерального закона, либо на сходах граждан, проводимых в порядке, предусмотренном статьей 25.1 настоящего Федерального закона.

(в ред. Федерального закона от 30.11.2011 N 361-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5.1. Разделение муниципального или городского округа, влекущее образование двух и более муниципальных или городских округов, осуществляется с учетом мнения населения, выраженного представительным органом соответствующего муниципального или городского округа.

(часть 5.1 введена Федеральным законом от 01.05.2019 N 87-ФЗ)

6. Разделение муниципального района осуществляется с учетом мнения населения, выраженного представительным органом муниципального района.

6.1. Разделение внутригородского района, влекущее образование двух и более внутригородских районов, осуществляется с учетом мнения населения образуемых внутригородских районов в соответствии с уставом разделяемого внутригородского района и с согласия населения городского округа с внутригородским делением, выраженного его представительным органом.

(часть 6.1 введена Федеральным законом от 27.05.2014 N 136-ФЗ)

6.2. Присоединение поселения к городскому округу с внутригородским делением осуществляется с согласия населения данного поселения и городского округа с внутригородским делением в соответствии с их уставами, а также с учетом мнения населения муниципального района, из состава которого исключается указанное поселение, выраженного представительными органами указанных муниципальных образований.

Поселение, присоединяемое к городскому округу с внутригородским делением, наделяется законом субъекта Российской Федерации статусом внутригородского района.

(часть 6.2 введена Федеральным законом от 27.05.2014 N 136-ФЗ)

6.3. Выделение внутригородского района из городского округа с внутригородским делением осуществляется с согласия населения городского округа с внутригородским делением и муниципального района, в состав которого будет входить указанная территория, в соответствии с их уставами, а также с учетом мнения населения внутригородского района в соответствии с его уставом. Внутригородской район, выделяемый из городского округа с внутригородским делением, наделяется законом субъекта Российской Федерации статусом городского или сельского поселения.

(часть 6.3 введена Федеральным законом от 27.05.2014 N 136-ФЗ)

7. Изменение статуса городского поселения в связи с наделением его статусом городского округа либо лишением его статуса городского округа осуществляется законом субъекта Российской Федерации с согласия населения соответствующего городского поселения, а также с согласия населения муниципального района, из состава которого выделяется (в состав которого включается) соответствующее городское поселение, выраженного представительными органами указанных муниципальных образований.

(часть 7 в ред. Федерального закона от 03.04.2017 N 62-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

7.1. Изменение статуса городского округа в связи с наделением его статусом городского округа с внутригородским делением либо лишением его статуса городского округа с внутригородским делением осуществляется законом субъекта Российской Федерации с учетом мнения населения соответствующего городского округа в соответствии с его уставом и законом субъекта Российской Федерации. Лишение муниципального образования статуса городского округа с внутригородским делением влечет за собой упразднение внутригородских районов.

(часть 7.1 введена Федеральным законом от 27.05.2014 N 136-ФЗ, в ред. Федерального закона от 23.06.2014 N 165-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

7.2. Изменение статуса городского поселения в связи с наделением его статусом сельского поселения, изменение статуса сельского поселения в связи с наделением его статусом городского поселения осуществляются законом субъекта Российской Федерации с согласия населения соответствующего поселения, выраженного представительным органом указанного муниципального образования.

(часть 7.2 введена Федеральным законом от 27.05.2014 N 136-ФЗ; в ред. Федерального закона от 03.04.2017 N 62-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

7.3. Изменение статуса муниципального округа в связи с наделением его статусом городского округа, изменение статуса городского округа в связи с наделением его статусом муниципального округа осуществляются законом субъекта Российской Федерации с учетом мнения населения соответствующего муниципального или городского округа, выраженного представительным органом указанного муниципального или городского округа.

(часть 7.3 введена Федеральным законом от 01.05.2019 N 87-ФЗ)

8. Преобразование муниципальных образований влечет создание вновь образованных муниципальных образований в случаях, предусмотренных частями 3, 3.1-1, 3.2, 3.3, 4 — 6.1 настоящей статьи.

(часть восьмая введена Федеральным законом от 25.11.2008 N 222-ФЗ; в ред. Федеральных законов от 28.12.2016 N 494-ФЗ, от 01.05.2019 N 87-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

9. Преобразования поселений, в результате которых муниципальный район будет состоять из одного поселения, не допускаются.

(часть 9 введена Федеральным законом от 01.05.2019 N 87-ФЗ)

10. Городские округа, которые в результате преобразований муниципальных образований перестают соответствовать требованиям к доле населения, проживающего в городах и (или) иных городских населенных пунктах, и площади территории городского округа либо к плотности населения на территории городского округа, которые предусмотрены статьей 11 настоящего Федерального закона, подлежат наделению законом субъекта Российской Федерации статусом муниципального округа.

22. Создание, преобразование и упразднение муниципальных образований.

Процедуры изменения границ, преобразования, создания и упразднения муниципальных образований имеют ряд схожих условий. Прежде всего, обратим внимание на то, что инициатива при всех названных, говоря обобщенно, «реконструкциях» может исходить: а) от населения муниципальных образований, б) от органов местного самоуправления, в) от органов государственной власти субъекта РФ, г) от федеральных органов власти. При этом инициатива населения реализуется в порядке, установленном для выдвижения инициативы проведения местного референдума. Инициатива названных органов публичной власти оформляется решениями данных органов. Результаты любых территориальных изменений в организации местного самоуправления оформляются законами субъектов РФ.

Это либо преобразование (выше вопрос), либо создание нового (с нуля, на межселенной территории).

Условие – наличие одного или нескольких населенных пунктов на территории.

Круг инициаторов создания муниципальных образований тот же, что и при других изменениях территориальной организации местного самоуправления. Инициатива населения оформляется решением схода граждан. Создание вновь образованных поселений на межселенных территориях осуществляется с согласия населения муниципального района, выраженного представительным органом данного муниципального района.

ПРЕОБРАЗОВАНИЕ МО

Федеральный закон No 131-ФЗ содержит закрытый перечень вариантов преобразования муниципальных образований (ч. 1 ст. 13):

1) объединение муниципальных образований;

2) разделение муниципальных образований;

3) изменение статуса городского поселения в связи с наделением его статусом сельского поселения; 4) изменение статуса городского поселения в связи с наделением его статусом городского округа либо лишением его статуса городского округа;

5) изменение статуса городского округа в связи с наделением его статусом городского округа с внутригородским делением либо лишением такого статуса;

6) присоединение поселения к городскому округу с внутригородским делением;

7) выделение внутригородского района из городского округа с внутригородским делением.

Инициатива населения о преобразовании муниципального образования реализуется в порядке, установленном федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта Российской Федерации для выдвижения инициативы проведения местного референдума.

Инициатива органов местного самоуправления, органов государственной власти о преобразовании муниципального образования оформляется решениями соответствующих органов местного самоуправления, органов государственной власти.

. Закон субъекта Российской Федерации о преобразовании муниципального образования не должен вступать в силу в период избирательной кампании по выборам органа местного самоуправления данного муниципального образования, в период кампании местного референдума.

1. Поселение + Поселение (не влечет изменения границ иных МО) – согласие населения каждого из поселений, выраженного через представительный орган каждого из поселений.

2. Поселение + городской округ – согласие представит органа поселения + согласие представит органа городского округа + учет мнения населения муниципального района этого поселения.

Поселение, объединенное с городским округом, утрачивает статус МО. Если у муниципального района все поселения объединились с городским округом, муниципальный район утрачивает статус МО.

3. Объединение всех поселений муниципального района в одно – получается новое МО – муниципальный округ. Если два и более поселения не согласились, то не видать нам никакого муниципального округа. Так, соответственно, при таком объединении поселение утрачивает статус МО

4. Объединение внутригородских районов (не влечет изменения границ иных МО) – учет мнения населения каждого из районов + согласие представительного органа городского округа. Ё

5. Объединение городского округа и муниципального округа – с согласия представительного органа каждого из МО.

6. Объединение двух и более муниципальных районов – с согласия представительного органа каждого из районов.

7. Разделение поселения на 2 и более – согласие населения каждого из поселений ( на сходе граждан)

8. Разделение муниципального или городского округа – согласие представительного органа ГО/МО.

9. Разделение внутригородского района с учетом мнения населения образуемых районов + согласия представительного органа городского округа.

10. Присоединение поселения к городскому округу с внутригородским делением осуществляется с согласия населения данного поселения и городского округа с внутригородским делением в соответствии с их уставами, а также с учетом мнения населения муниципального района, из состава которого исключается указанное поселение, выраженного представительными органами указанных муниципальных образований.

Поселение, присоединяемое к городскому округу с внутригородским делением, наделяется законом субъекта Российской Федерации статусом внутригородского района.

11. Присоединение поселения к городскому округу с внутригородским делением осуществляется с согласия населения данного поселения и городского округа с внутригородским делением в соответствии с их уставами, а также с учетом мнения населения муниципального района, из состава которого исключается указанное поселение, выраженного представительными органами указанных муниципальных образований.

Поселение, присоединяемое к городскому округу с внутригородским делением, наделяется законом субъекта Российской Федерации статусом внутригородского района.

12. ИЗМЕНЕНИЕ СТАТУСА:

— городское поселение – сельское поселение (и наоборот) – согласие представительного органа.

— МО – ГО – согласие предствительного органа

Муниципальный район не может состоять из одного поселения! (такое преобразование не допускается)

УПРАЗДНЕНИЕ МО

Статья 13.1 Федерального закона No 131-ФЗ «Упразднение поселений» была включена в Федеральный закон в 2007 г. Из ее названия видно, что упразднение применимо только в отношении поселений. Инициаторами упразднения являются те же субъекты, что и в процедуре изменения границ, преобразования муниципальных образований.

Федеральный закон No 131-ФЗ устанавливает несколько условий, необходимых и достаточных для упразднения поселения: 1) территория должна относиться к территориям с низкой плотностью населения и (или) быть труднодоступной; 2) численность населения сельского поселения должна составлять не более 100 человек; 3) решение об упразднении поселения должно быть принято на сходе граждан, проживающих в указанном поселении.

Перечень территорий с низкой плотностью населения утвержден распоряжением Правительства РФ от 25 мая 2004 г. No 707-р «Об утверждении перечней субъектов Российской Федерации и отдельных районов субъектов Российской Федерации (в существующих границах), относящихся к территориям с низкой либо с высокой плотностью населения».

Территория упраздняемого поселения входит в состав муниципального района в качестве межселенной. В этой связи при упразднении муниципального образования учитывается также мнение населения муниципального района, выраженное представительным органом.

Федеральный закон No 131-ФЗ предусматривает случай, когда в поселении отсутствуют жители, обладающие избирательным правом. В такой ситуации критерии малонаселенности и труднодоступности при упразднении поселения не принимаются во внимание. Решение об упразднении в этом случае принимается органами государственной власти субъекта РФ.

ТЕНДЕНЦИИ (чисто из учебника)

1) Особенно ярко проявляются в сельской местности – укрупнение (слияние) МО. Термин «укрупнение» не применяется в Федеральном законе No 131-ФЗ, однако широко используется в литературе. Под ним, как правило, понимается объединение поселений. Напомним, что разработчиками Федерального закона No 131-ФЗ поселение задумывалось как первичный (базовый) уровень местного самоуправления. Именно городские и сельские поселения. Он связан с процессом сокращения численности поселений, который во многом является следствием демографической ситуации в сельской местности. Причина – естественная убыль населения + урбанизация. Исчезновение тысячи населенных пунктов…

В целом, это даже выгодно, потому что это не эффективно содержать территории с низкой численностью населения. Процедура объединения поселений проходила в Амурской, Архангельской, Вологодской, Воронежской, Ивановской, Кемеровской, Псковской, Рязанской, Самарской, Смоленской, Тверской областях, Приморском крае и других субъектах РФ.

2) Это «подъем» местного самоуправления с первичного поселенческого уровня на уровень городского округа. Данная тенденция выражается в мероприятиях, о которых говорилось ранее (преобразованияблятьнахуй)

Прокурор разъясняет — Прокуратура Рязанской области

Прокуратурой области при проведении мониторинга федерального законо­дательства установлено, что Федеральным законом от 01.05.2019 № 87-ФЗ (далее – Федеральный закон) внесены изменения в Федеральный закон № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ от 06.10.2003).

Изменения коснулись статей Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003, регулирующих вопросы границ и изменения границ муниципальных образований, преобразования муниципальных образований.

Федеральный закон № 131-ФЗ от 06.10.2003 был дополнен новой статьей «Наименования муниципальных образований», согласно которой наименование муниципального образования должно содержать указание на его статус и субъект Российской Федерации, в котором расположено данное муниципальное образование.

В наименование городского поселения, сельского поселения, а также внутригородского района должно включаться соответственно указание на наименование муниципального района, в состав которого входит данное поселение, или указание на наименование городского округа с внутригородским делением, в котором образован этот внутригородской район.

Наименование муниципального образования подлежит включению в государственный реестр муниципальных образований Российской Федерации в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Также, внесены изменения в статью закона, регулирующую вопросы схода граждан. В настоящее время разрешается проводить сход граждан поэтапно в срок, не превышающий одного месяца со дня принятия решения о проведении схода граждан, в случае, если в населенном пункте отсутствует возможность одновременного совместного присутствия более половины обладающих избирательным правом жителей данного населенного пункта.

Указанным Федеральным законом вводится новый вид муниципального образования – муниципальный округ.

Муниципальным округом в соответствии с Федеральным законом является несколько объединенных общей территорией населенных пунктов (за исключением случая, предусмотренного настоящим Федеральным законом), не являющихся муниципальными образованиями, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Внесенными изменениями допускается объединение всех поселений, входящих в состав муниципального района, которое осуществляется с согласия населения, выраженного представительными органами соответствующих поселений и муниципального района, и влечет наделение вновь образованного муниципального образования статусом муниципального округа. При этом, если население двух и более поселений не выразило в установленной форме своего согласия на объединение всех поселений, входящих в состав муниципального района, такое объединение не осуществляется. Муниципальный район, в котором все поселения, входившие в его состав, объединились, а также указанные поселения утрачивают статус муниципального образования.

В связи с введением нового вида муниципального образования устанавливаются дополнительные критерии, которым должны соответствовать городские округа.

Так, например, не менее двух третей населения такого муниципального образования должно проживать в городах и (или) иных городских населенных пунктах, а плотность населения на территории городского округа должна в пять раз и более превышать среднюю плотность населения в Российской Федерации.

При этом в состав территории городского округа также могут входить территории сельских населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями, и территории, предназначенные для развития социальной, транспортной и иной инфраструктуры городского округа, размер которых не может превышать в два и более раза площадь территорий городов и (или) иных городских населенных пунктов, входящих в состав городского округа.

Федеральный закон вступил в силу со дня официального опубликования, при этом законом установлен переходный период до 01 января 2025 года, в течение которого городские округа, не соответствующие установленным требованиям, наделяются законом субъекта Российской Федерации статусом муниципального округа.

  • Вконтакте
  • LiveJournal

Прокуратура
Рязанской области

Прокуратура Рязанской области

29 мая 2019, 07:46

В Российской Федерации вводится новый вид муниципального образования – муниципальный округ.

Прокуратурой области при проведении мониторинга федерального законо­дательства установлено, что Федеральным законом от 01.05.2019 № 87-ФЗ (далее – Федеральный закон) внесены изменения в Федеральный закон № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ от 06.10.2003).

Изменения коснулись статей Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003, регулирующих вопросы границ и изменения границ муниципальных образований, преобразования муниципальных образований.

Федеральный закон № 131-ФЗ от 06.10.2003 был дополнен новой статьей «Наименования муниципальных образований», согласно которой наименование муниципального образования должно содержать указание на его статус и субъект Российской Федерации, в котором расположено данное муниципальное образование.

В наименование городского поселения, сельского поселения, а также внутригородского района должно включаться соответственно указание на наименование муниципального района, в состав которого входит данное поселение, или указание на наименование городского округа с внутригородским делением, в котором образован этот внутригородской район.

Наименование муниципального образования подлежит включению в государственный реестр муниципальных образований Российской Федерации в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Также, внесены изменения в статью закона, регулирующую вопросы схода граждан. В настоящее время разрешается проводить сход граждан поэтапно в срок, не превышающий одного месяца со дня принятия решения о проведении схода граждан, в случае, если в населенном пункте отсутствует возможность одновременного совместного присутствия более половины обладающих избирательным правом жителей данного населенного пункта.

Указанным Федеральным законом вводится новый вид муниципального образования – муниципальный округ.

Муниципальным округом в соответствии с Федеральным законом является несколько объединенных общей территорией населенных пунктов (за исключением случая, предусмотренного настоящим Федеральным законом), не являющихся муниципальными образованиями, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Внесенными изменениями допускается объединение всех поселений, входящих в состав муниципального района, которое осуществляется с согласия населения, выраженного представительными органами соответствующих поселений и муниципального района, и влечет наделение вновь образованного муниципального образования статусом муниципального округа. При этом, если население двух и более поселений не выразило в установленной форме своего согласия на объединение всех поселений, входящих в состав муниципального района, такое объединение не осуществляется. Муниципальный район, в котором все поселения, входившие в его состав, объединились, а также указанные поселения утрачивают статус муниципального образования.

В связи с введением нового вида муниципального образования устанавливаются дополнительные критерии, которым должны соответствовать городские округа.

Так, например, не менее двух третей населения такого муниципального образования должно проживать в городах и (или) иных городских населенных пунктах, а плотность населения на территории городского округа должна в пять раз и более превышать среднюю плотность населения в Российской Федерации.

При этом в состав территории городского округа также могут входить территории сельских населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями, и территории, предназначенные для развития социальной, транспортной и иной инфраструктуры городского округа, размер которых не может превышать в два и более раза площадь территорий городов и (или) иных городских населенных пунктов, входящих в состав городского округа.

Федеральный закон вступил в силу со дня официального опубликования, при этом законом установлен переходный период до 01 января 2025 года, в течение которого городские округа, не соответствующие установленным требованиям, наделяются законом субъекта Российской Федерации статусом муниципального округа.

Преобразование муниципальных образований

Конституция России в качестве одного из основных демократических принципов нового государственно-политического устройства гарантировала самостоятельность населения в решении вопросов местного значения. Так, местное самоуправление организуется в муниципальных образованиях, созданных в форме поселения городского или сельского, муниципального района, городского округа (также, когда он имеет внутригородское деление), внутригородской территории города федерального значения.

Местное самоуправление выступает одной из важнейших гарантий народного суверенитета, которая позволяет населению самостоятельно решать (непосредственно или через представителей в системе публичного управления в муниципальном образовании) вопросы управления общественными отношениями местного уровня.

Преобразование муниципального образования представляет собой изменение административно-территориального устройства этой единицы публичного управления. Преобразование муниципального образования реализуется по двум причинам:

  • по инициативе населения,
  • по инициативе органов публичного управления федерального, регионального и местного уровня.

Понятие преобразования муниципальных образований

Законодательное определение категории преобразования муниципального образования содержится в федеральном законодательстве, закрепляющем общие принципы организации в России местного самоуправления. Так, в соответствии с положениями закона преобразование муниципальных образований опосредует процесс объединения названных административно-территориальных единиц, их разделения, изменения или лишения статуса (формы) административно-территориальной единицы, присоединение одной единицы административно-территориального деления к другой или, напротив, выделения одной из состава другой.

Процесс преобразования муниципальных образований

Преобразовательная деятельность в отношении муниципальных образований регламентирована на федеральном уровне. В соответствии с положениями федерального закона, определяющими общие принципы организации местного самоуправления, преобразование может быть инициировано непосредственно населением, а также публичными органами власти местного уровня, регионального уровня или федерального уровня.

Народная инициатива в отношении преобразования муниципальных образований выдвигается в порядке, который установлен выше названным федеральным законом, и принятым в соответствии с ним региональным законом для выдвижения инициативы в отношении организации референдума муниципального уровня.

Инициатива со стороны органов публичной власти местного, регионального, федерального уровней выдвигается на основании решения соответствующего органа.

Отдельные процедурные аспекты преобразования муниципальных образований получили специальное регулирование. Так, в частности, когда преобразование происходит в форме объединения двух или более поселений и при этом не происходит изменения границ других муниципальных образований, такое преобразование проводится при согласии населения объединяемых поселений. Такое согласие выражается соответствующими местными представительными органами публичной власти.

Когда происходит преобразование в форме объединения поселения с городским округом, то запрашивается согласие населения обоих муниципальных образований и муниципального района в виде решения местного представительного органа публичной власти.

В случае, когда преобразование муниципальных образований происходит путем объединения нескольких муниципальных образований в форме внутригородских районов и при этом не происходит изменение границ других муниципальных образований, такое преобразование реализуется при учете мнения населения в соответствующих внутригородских районах и в городском округе с внутригородским делением.

Согласие в названных выше случаях фиксируется в решении местного представительного органа публичной власти.

Если преобразование муниципального образования протекает в форме деления поселения, в результате которого образуется несколько новых поселений, то такое деление требует согласия населения, выраженного в форме голосования по указанному вопросу или зафиксированное на сходе граждан.

Преобразование посредством деления муниципального района реализуется с учетом мнения населения, которое фиксируется в решении представительного органа муниципального власти.

Когда разделу подлежит внутригородской район и в результате образуется несколько внутригородских районов, то учитывается мнение населения как таких районов, так и городского округа с внутригородским делением.

В том случае, если к поселению присоединяются городской округ с внутригородским делением, на такое преобразование требуется получить согласие населения, как поселения, так и круга, а также населения муниципального района, в который до преобразования входило поселение. Согласие фиксируется в решении представительного органа.

Когда из состава городского округа выделяется внутригородской район, то учитывается мнение населения, как округа, так и района, в которой по результатам преобразования войдет названная территория.

Когда преобразование предполагает изменение статуса городского поселения на городской округ или, когда городской округ лишается такого статуса, преобразование оформляется региональным законом с учетом мнения населения поселения и муниципального района, в состав которого до преобразования входило поселение.

Когда меняется статус городского округа в связи с предоставлением ему статуса городского округа с внутригородским делением либо последний лишается такого статуса, преобразование реализуется на основе регионального закона при учете мнения населения городского округа. При этом в случае лишения округа с внутригородским делением его статуса прекращают существование и внутригородские районы.

Ряд особенностей предусмотрен и для других форм преобразования муниципальных образований.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *