Что делать, если отчислили из колледжа
Учеба в среднем специальном образовательном учреждении не всегда идет гладко. Возникают ситуации с пропусками, не сдачей зачетов и итоговых работ, не прохождением производственной практики или неуспеваемостью по семейным обстоятельствам. Если вовремя закрыть «хвосты» не получается, стоит ознакомиться с информацией – что делать если отчислили из колледжа.
Причины отчисления
Основания для прекращения образовательного договора делятся на две группы: добровольное согласие студента и инициатива администрации.
По заявлению учащегося:
- Собственное желание. Слушатель не хочет продолжать освоение специальности.
- Ошибка с выбором будущей профессии.
- Переезд в другой город или страну с невозможностью оформления перевода.
- Медицинские противопоказания. Во время учебы возникли острые или хронические заболевания, приведшие к профессиональной непригодности. Студент проходит ВВК и отчисляется по медицинским показаниям. При обратимых изменениях в состоянии здоровья после реабилитации учащийся восстанавливается и продолжает обучение.
- Призыв на срочную военную службу.
По законодательству Российской Федерации отчислять из колледжа несовершеннолетних нельзя даже по собственному желанию. Единственный способ сменить направление обучения, предоставить справку из другого ссуз о готовности принять абитуриента.
По инициативе администрации учебного заведения обоснованные причины:
- Несданные зачеты по 3 и более дисциплинам;
- Получение неудовлетворительной оценки при трехкратной переэкзаменовке;
- Академические задолженности, не закрыты в установленный срок, с учетом дополнительных дат приема;
- Не защита диплома, провал на итоговой аттестации;
- Пропуски занятий в количестве 36 часов и более в месяц без уважительной причины;
- Невыход из академического отпуска (заявление не подано за месяц до окончания перерыва и студент не явился в течение 10 дней от указанной даты начала обучения);
- Неявка на занятие в течение 30 дней после начала учебного года по неуважительной причине;
- Нарушение дисциплины и внутреннего устава колледжа: драки, кражи, фальсификация, нахождение в состоянии наркотического или алкогольного опьянения, оскорбления личности и хулиганские действия;
- Тюремное заключение после вынесения обвинительного приговора судом.
Одно из оснований отчисления с коммерческой основы – неуплаченные долги за семестры. Студенты с инвалидностью, ограниченными возможностями и учащиеся, находящиеся на длительном больничном не могут быть отчислены.
Порядок отчисления из колледжа
Поэтапная процедура зависит от причины.
Добровольное желание:
- Составление заявления на имя руководителя ссуз.
- Оформление сотрудниками учебной части справки и документа об освоенных спецпредметах с академическими (зет) часами.
- Заполнение обходного листа.
- Получение акта и полного пакета документов.
Перед отчислением по инициативе администрации студент приглашается для дачи объяснений. Преподаватели могут пойти навстречу и назначить дополнительный срок для сдачи задолженностей.
Объективные первопричины неуспеваемости:
- семейные трудности;
- смерть одно из членов семьи;
- изменение материального положения;
- психоэмоциональные травмы.
Если пропуски неуважительные, составляется заявление на отчисление от лица директора или завуча ссуз с аргументацией и подтверждениями.
Способы избежать исключения:
- оформить академ;
- перевестись на заочную или дистанционную форму;
- договориться с преподавателем о дополнительных пересдачах самостоятельно, через деканат или профсоюз;
- предоставить справки об участии в спортивных соревнованиях и творческих конкурсах.
Заявление об уходе по собственному желанию рассматривается 10 дней. Процедура расторжения договора по инициативе ссоу зависит от индивидуальных особенностей сложившейся ситуации. При несогласии с отчислением апелляция подается в деканат, Министерство образования или суд.
Действия после ухода
Паника – худший выход из сложной ситуации. У отчисленных есть 3 пути:
- взять перерыв, разобраться с желаниями и профинтересами;
- поступить на другую специальность, факультет, выбрать иное образовательное заведение;
- пройти курсы, трудоустроиться и получать образование по мере необходимости.
Решение требует тщательного взвешивания плюсов и минусов каждого варианта.
Как восстановиться в колледже
При отчислении по собственному желанию продолжить обучение разрешается в течение 5 лет.
- учащиеся на бюджетной основе учатся дальше за счет государства;
- стоимость коммерческой основы остается без изменения;
- слушатели восстанавливают при наличии свободных мест в группах;
- при отсутствии вакансий по специальности, предлагается зачисление на смежные факультеты.
Когда причина отчисления – наличие академических задолженностей, администрация колледжа действует по собственному усмотрению: восстанавливает студента после сдачи «хвостов» или выносит отказ.
Если с момента ухода из учебного заведения прошло больше 5 лет, продолжить освоение профессии допускается на коммерческой основе.
Предоставляемый пакет документов:
- ксерокопия паспорта;
- справка о пройденном ранее обучении;
- оригинал аттестата;
- фотографии 3 на 4 см;
- медицинская справка о профпригодности (форма 086у);
- документы, подтверждающие причину отчисления.
Когда колледж отказывает в восстановлении, следует подать документы в ссуз с аналогичным профилем. Зачисление происходит на одноименный курс на коммерческой основе.
Окончательный вердикт зависит от:
- требований законодательства Российской Федерации;
- срока после ухода;
- лояльности преподавательского состава;
- уровня загруженности и укомплектованности групп;
- индивидуальных обстоятельств.
Законодательная база для регулирования восстановления:
- Конституция РФ;
- ФЗ об образовании №273;
- Письмо Минобрнауки № № 06-656.
Правила возврата на факультет:
- подача заявления в дни работы приемной комиссии;
- повторное зачисление на конкурсной основе с учетом среднего балла по пройденному материалу;
- личные характеристики: участие в общественной жизни, научно-исследовательской работе.
Уход из колледжа не означает конец профессионального образования. Учеба продолжается после восстановления, поступления на новую специальность или прохождения специализированных курсов.
Как противостоять отчислению из колледжа? Что делать?
В основе не сдачи экзамена — конфликт с преподавателем.
Принципиально преподаватель старается добить отчисления!
Рассказываю ситуацию изнутри, как преподаватель вуза.
Какие варианты могут быть у нас:
- ну если действительно валит, то требуйте комиссию, возможно в ней найдется кто-то кому вас станет жалко;
- напрямую к преподавателю не подходить и ничего не предлагать, даже если он и захочет у вас принять, то уже, как говорится "марку потеряет". Как вариант ищите обходные пути, пусть кто-то подойдет и попросит за вас. Например староста,или глава профкома, или куратор, или любой другой преподаватель колледжа. Кстати у кураторов может быть негласный "обмен": ты поставь моему, а я твоему;
- есть вариант идти напрямую к директору и попросить разрешения "помочь" учебному заведению и внести например благотворительный фонд;
- на совсем крайний случай можно взять академотпуск или перевестись на заочное отделение.
Прямиком к директору! Конечно стучать не хорошо, но и относится предвзято к учащимся тоже не правильно.
Если ваш друг уверен в своих знания, пусть смело просит другого преподавателя — это его право. Да пусть хоть сам директор принимает у него зачет (экзамен)
Тут сразу понятно, что студент понимает причину того, за что его дальнейшее обучение «висит на волоске». Как правило, это неуспеваемость, ведь посещение занятий, а точнее НЕ посещение, влечет отсутствие знаний.
Бывшие школьники, поступив в колледж/техникум, тем более на платной основе, решили, что все уже позади и всё дальнейшее, только в ранге «числиться», но…
Колледж это еще и получение конкретной профессии и если студент не хочет её получать, то никто диплом авансом ему не даст, а следовательно он будет отчислен.
Вторым вариантом, когда студент может быть отчислен, это заболевания, которые мешают или попросту делают невозможность осваивания конкретной специальности, но…. Это тоже связано с тем, что студент много пропустил и не может быть положительно оценен за семестр или учебный год.
Главное учиться и постигать знания и тогда не встанет вопрос об отчислении.
Как восстановиться в ВУЗе после отчисления?
При восстановлении большое значение имеет причина, по которой студент был отчислен. Отчисление может произойти как по собственному желанию или другой уважительной причине, так и по неуважительной причине. В зависимости от этого порядок восстановления будет различаться.
Если студент отчислен по собственному желанию или по уважительной причине, например по состоянию здоровья, он имеет право восстановиться в вузе в течение пяти лет с момента отчисления на той основе обучения (бесплатной или платной), на которой он учился до отчисления, но не ранее завершения учебного года (семестра), в котором был отчислен.
Порядок и условия восстановления определяются локальными нормативными актами вуза (п. 4 ч. 2 ст. 23, ч. 2 ст. 30, п. 16 ч. 1 ст. 34, ст. 62 Закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ).
Порядок восстановления в вузе после отчисления по уважительной причине или собственному желанию
Для того чтобы восстановиться в вузе после отчисления по уважительной причине или по собственному желанию, рекомендуем придерживаться следующего алгоритма.
Шаг 1. Напишите заявление на имя руководителя вуза и подготовьте необходимые документы
Заявление о восстановлении и продолжении обучения в вузе подается перед началом учебного года.
Кроме заявления, вам понадобятся следующие документы (ч. 1, 6, 7, 12 ст. 60 Закона N 273-ФЗ; п. 1 Положения, утв. Постановлением Правительства РФ от 08.07.1997 N 828):
- документ, удостоверяющий личность (например, паспорт гражданина РФ);
- документ об образовании и (или) квалификации;
- справка об обучении или о периоде обучения;
- документы, подтверждающие уважительность причины отчисления.
При этом надо иметь в виду, что законодательство не определяет, какие причины отчисления являются уважительными, а какие — неуважительными. Многие вузы регулируют этот вопрос в своих локальных нормативных актах. Так, к уважительным могут относиться следующие причины: переезд в другой город, состояние здоровья студента, семейные обстоятельства, призыв в Вооруженные Силы и т.п. Академическую неуспеваемость или серьезное нарушение внутреннего распорядка относят, как правило, к неуважительным причинам отчисления.
Шаг 2. Представьте заявление и документы на рассмотрение в ректорат вуза
Если уважительные причины отчисления из вуза отпали, вас должны зачислить на тот же курс и на ту же форму обучения, на которой вы обучались до отчисления.
Однако это возможно только при наличии в вузе свободных мест и с сохранением прежних условий обучения (ч. 1 ст. 62 Закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ).
Порядок восстановления в вузе после отчисления по неуважительной причине
Для того чтобы восстановиться в вузе после отчисления по неуважительной причине, рекомендуем придерживаться следующего алгоритма.
Шаг 1. Выясните порядок и условия восстановления при отчислении по неуважительным причинам
Основная сложность при восстановлении в вузе, из которого вас отчислили по неуважительной причине, например из-за неуспеваемости, состоит в том, что порядок и условия восстановления в этом случае определяются локальными нормативными актами вуза (ч. 2 ст. 30, ч. 11 ст. 58, ч. 2 ст. 62 Закона N 273-ФЗ).
Поэтому прежде всего внимательно ознакомьтесь с локальными нормативными актами вуза, регламентирующими порядок и условия восстановления при отчислении по неуважительным причинам.
Шаг 2. Напишите заявление на имя руководителя вуза и подготовьте необходимые документы
В заявлении о восстановлении в вузе необходимо указать на свое желание продолжить учебу.
Кроме заявления, вам могут понадобиться следующие документы (ч. 1, 6, 7, 12 ст. 60 Закона N 273-ФЗ; п. 1 Положения N 828):
- документ, удостоверяющий личность (например, паспорт гражданина РФ);
- документ об образовании и (или) квалификации;
- справка об обучении или о периоде обучения.
Локальный нормативный акт вуза может предусматривать более широкий перечень необходимых документов.
Шаг 3. Представьте заявление и документы в вуз на рассмотрение
После рассмотрения документов, если отчисление произошло из-за неуспеваемости, вам предложат сдать задолженности и начать учиться с того семестра, с которого вас отчислили. Учитывайте, что, если имеются свободные места, вас, скорее всего, восстановят на платной основе, даже если до отчисления вы обучались бесплатно.
Отметим также, что законодательством не предусмотрено восстановление для обучения в вузе лица, отчисленного из другого вуза. Прием такого лица на обучение, в частности, по программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры осуществляется на первый курс в общем порядке (ст. 62, ч. 1, 2, 5 — 7 ст. 69, ст. ст. 70, 71 Закона N 273-ФЗ; п. п. 1, 4, 5 Порядка приема на обучение, утв. Приказом Минобрнауки России от 21.08.2020 N 1076).
В то же время обучающиеся имеют право на зачет образовательной организацией результатов освоения обучающимися учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, дополнительных образовательных программ в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность (п. 7 ч. 1 ст. 34 Закона N 273-ФЗ).
Обучающийся, принятый на обучение в вуз, может подать заявление о таком зачете. Также необходимы документы, подтверждающие результаты пройденного обучения, например справка об обучении в другом вузе. Форма и порядок подачи указанного заявления устанавливается локальным нормативным актом вуза (п. 2 Порядка, утв. Приказом Минобрнауки России N 845, Минпросвещения России N 369 от 30.07.2020 (далее — Порядок зачета)).
Обучающийся, которому произведен зачет, переводится на обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе на ускоренное обучение, в порядке, установленном локальными нормативными актами вуза (п. 8 Порядка зачета).
"Электронный журнал "Азбука права", актуально на 22.08.2023
Другие материалы журнала "Азбука права" ищите в системе КонсультантПлюс.
«Совсем не конец жизни»: 11 историй об отчислении из университета
Недавно мы спросили у читателей Тинькофф Журнала, как отчисление из вуза повлияло на поиск работы, их отношения с родителями и общее психологическое состояние.
Для некоторых отчисление обернулось травмой и размолвкой с родными. А другим этот опыт помог лучше понять себя и сделать шаг навстречу светлому будущему.
Это комментарии читателей из Сообщества. Собраны в один материал, бережно отредактированы и оформлены по стандартам редакции.
Отчислили с четвертого курса бакалавриата СПбГУ. Я потерял мотивацию и перестал видеть смысл в обучении, забил на диплом. А когда все же решил попробовать его написать, научрук пошел на принцип и отказал в помощи. Родители были в шоке: золотой медалист, все экзамены сдал, а диплом не написал 🙂
Подумал, что будет время понять, чего хочу. Занялся здоровьем, через три месяца поехал обратно в Санкт-Петербург , поработал на дорожном строительстве. Восстановился в универе, окончил его. Понял, что абсолютно не знаю, чего хочу, но нужны перемены. Продолжил обучение уже в магистратуре МГУ, окончил, работаю по специальности. Но до сих пор маюсь от мысли, что хочу чего-то еще.
Отчисление было хорошим шагом: ничего страшного не произошло, но взял несколько больше ответственности за свою жизнь, учился уже не для галочки 🙂
Меня угораздило родиться в семье преподавателей. Дед — замдекана местного стройфака, бабушка — учительница математики в лицее, папа преподавал на матмехе. Легко предположить, что мне предлагался довольно ограниченный выбор «нормальных профессий». Я поступила — ну куда-то же надо — на бюджет электрофака по специальности «электротехнологические установки и системы». Сразу понимала: не мое. От мысли «я инженер-электрик » мне было дурно. В итоге на втором курсе бросила эту затею и перепоступила в архитектурную академию на дизайн. Скандал в семье был жуткий, а потом все привыкли.
Ни разу не пожалела, чувствую себя на своем месте. Очень здорово, когда работа — не просто работа, а любимое занятие. Никакого выгорания, всегда интересно. Профессия — это выбор, и за то, чтобы это был твой собственный выбор, стоит побороться.
Поступила на свою специальность, потому что не хватило два балла для той, на которую хотелось: была первым выпуском с обязательным ЕГЭ. А мне каждый день твердили «надо окончить, корочка — это важно». Из плюсов: здесь я познакомилась с интересными людьми, это были прекрасные годы. Из минусов: много потраченного времени на знания, которые никак мне в жизни не пригодились.
На третьем курсе отчислилась, восстанавливалась на другую специальность, но к тому времени уже выгорела и бросила окончательно. Ушла в практику, и… все получилось очень и очень хорошо.
Как повлияло на меня отчисление? Ну, иногда снится, что я прогуляла сессию и мне срочно надо сдать экзамены. Первое время это приносило чувство отчаяния и безысходности, но потом прошло. Сейчас мне за 30, и я все-таки оканчиваю вуз, но признаюсь честно: за все время у меня ни разу не спросили диплом.
Но не стоило бояться отчисляться и уходить. С другой стороны, если здесь есть студенты, которые читают много комментариев о том, как кто-то бросил учебу и у него все хорошо, — не рубите сплеча, не все так однозначно.
Видела очень много людей, которые шли на нелюбимую специальность под давлением родителей или потому что просто не знали, чего хотят. И диплом они не достают никогда. Есть знакомый, которого родители-врачи отговорили от поступления в мед, а потом он в 25 лет пошел получать медицинское образование. Окончил вуз и, по его словам, сейчас чувствует себя на своем месте. Видела много талантливых людей, бросивших вуз после первой работы с нормальной зарплатой и застрявших в эникейщиках или продавцах, скорее всего, навсегда.
Меня отчисляли. Причем фактически дважды. В первый раз — из лицея: не взяли в десятый класс после девятого, я перевелся в обычную школу. Второй раз — из университета. Это был МГТУ ГА, где я учился на технической специальности. Мне всегда нравились технологии и ИТ, но подход был выбран неверный, и я планировал уйти после второго курса: понимал, что это явно не мое. Вероятно, не хватило мотивации дожить до конца, и меня отчислили на зимней сессии.
Я взял паузу, а позже решил уйти в маркетинг, рекламу и пиар. Перевелся в другой вуз, начал учиться вечерами, чтобы днем работать. Но с трудоустройством было тяжко, и мы с друзьями открыли свое креативное агентство. За пару лет попали топ-50 агентств по России и поработали со многими крупными клиентами. Тогда я впервые почувствовал, что мне нравится учиться. С утра приезжал в офис, вечером ехал с другом — сооснователем агентства в институт, а после, к 12 ночи, мы возвращались в компанию, чтобы закончить дела. Так я жил несколько лет, и мне это очень нравилось.
Годами позже я возглавил пиар и маркетинг Alibaba Group в России, а последние четыре с половиной года я пиар-директор «Вконтакте». По-прежнему много работаю и получаю от своих профессии и задач искреннее удовольствие.
Отчисляться не страшно. Если не получается учиться — что-то явно не так: или специальность не подходит, или университет не очень, или причины глубже. Но мучить себя четыре-пять лучших лет жизни, чтобы потом это никогда не пригодилось, — точно не самый оптимальный вариант.
Уехала поступать в Питер из своего провинциального городка. Поступила, проучилась год и поняла, что специальность не для меня и в целом Питер — не мой город. Перепоступила в Москву на первый курс. Но здесь сложились сложные жизненные обстоятельства, не смогла собраться, чтобы нормально ходить в универ и закрыть сессию, отчислили на втором курсе.
Решила уехать в другой город, попробовать поработать и понять, что делать дальше. Поработала официанткой полгода, увидела в кафе взрослых людей, которые в 30—40 все еще были официантами или барменами. Хоть они и получали неплохо, по 12—14 часов работы на ногах в сфере обслуживания — это ад.
Это очень мотивировало меня вернуться, восстановиться и доучиться. В итоге сдала диплом и госы на пять и даже поступила на бюджет в магистратуру по тому же направлению, но ушла в ИТ, потому что, на мой взгляд, образование было не прикладное.
Когда меня отчислили, думала, что мир рухнул. Не ожидала, что это произойдет, хотя все к тому шло. Я вообще не понимала, что делать. Мне очень помогла поддержка мамы и друзей. Еще помог опыт самостоятельного зарабатывания и выживания, чтобы понять, что мне нужно от жизни. Сейчас я вообще не переживаю по поводу того, что меня отчисляли: это, как оказалось, совсем не конец жизни. Очень хотелось бы , чтобы каждый студент это знал и помнил.
Я отчислилась с филфака МГУ на втором курсе в 2015 году. Изучала английский язык и литературу — вообще не понимала, зачем и что мне это даст. На самом деле хотела поступать на журфак, но не нашла в себе смелости пройти устный вступительный экзамен с экспертами. Больше мои предметы ЕГЭ — русский, литература, английский, история — особо никуда не годились, поэтому пошла на филфак.
Это к чему рассказываю: мне не понравилось учиться с самого начала, потому что это было не то, чем я хотела заниматься. Отчисление не заставило себя долго ждать. Я училась все хуже и хуже, потому что пропускала пары, и однажды мне позвонили из деканата и спросили, буду я закрывать долги или отчисляться, — я выбрала второе.
Сначала было сложно морально: родители очень расстроились, они хотели, чтобы я получила образование, потому что у них его нет. Окружающие не понимали и донимали расспросами, строили нелепые предположения: например, что я забеременела и решила уйти из вуза, чтобы родить, — это было неправдой.
Давило еще и то, что я ушла из хорошего университета, куда поступила на бюджет: все говорили, что это глупо и безрассудно, ведь для многих это желанная возможность. Было сложно постоянно это слушать, и я начала сомневаться в своем решении и в себе.
Я попыталась перепоступить на следующий, 2016 год, но моих прошлых баллов ЕГЭ уже не хватало для прохода на бюджет в желаемые вузы. У меня было под 300 баллов, но у выпускников появились дополнительные возможности повысить свой результат. Средний проходной поднялся, а в вуз попроще идти не хотелось, и я никуда не пошла.
Сейчас мне 25, работаю пишущим редактором в двух медиа и одном проекте про фитнес. Занимаюсь примерно тем, чем и хотела: пишу, редактирую, учу этому других. Даже английский пригодился — с ним тоже работаю. Но мой путь к этому был извилистым: работала в общепите, потом училась маркетингу, стала СММ-специалистом в агентстве. В какой-то момент начала писать про свой опыт в маркетинге — и вот до сих пор пишу, денежка зарабатывается, так сказать.
Об отчислении не жалею. С меня оно, наоборот, сбило спесь: я вела себя высокомерно из-за учебы в МГУ. А еще показало, что нет никакого заготовленного линейного пути «школа — вуз — работа — замуж — дети — пенсия». Все может быть не так, и это нормально. Сейчас бы поступила изучать что-нибудь интересное и не обязательно прикладное — философию или историю искусств. Просто из интереса. Ну и к 30 годам будет заветная корочка, мама порадуется.
Меня дважды отчисляли из университета, и оба раза за прогулы. В первый раз я восстановилась, во второй — забрала документы и выдохнула, так как учиться пять лет по выбранной за меня мамой специальности не хотела ни дня. Единственный минус произошедшего в том, что мама придала слишком большое значение отчислению и наши отношения сильно разладились.
Плюсов же в моем отчислении тьма. Главный заключается в том, что я смогла в сознательном возрасте выбрать вектор развития и учиться, понимая, зачем и для чего, а не потому, что так надо и принято.
Вуз я в итоге окончила с отличием, чтобы порадовать маму. Работаю по выбранной мной после отчисления специальности и счастлива, что все сложилось именно так.
Лет через семь после произошедшего я случайно выяснила в разговоре с мамой, что она тогда злилась только из-за того, что понимала неотвратимость бесед с подружками, которым придется рассказать, что меня отчислили, а это не комильфо. У подружек ведь дети с рождения говорят на пяти языках, ведут бизнес в другой стране и так далее, а я даже на тройки не удосужилась отучиться просто ради диплома.
Так как мама, как оказалось, переживала за свое лицо, а не за мою судьбинушку, отпустило ее после первого «ой, ну поступит в другой вуз, ничего страшного» из уст подруги.
Есть линейный сценарий: окончить школу, поступить в вуз, окончить его в 22—24 года , а после делать серьезную карьеру. Думаю, что совсем не криминал окончить универ позже, после отчислений, академов — это не катастрофа. И не получить диплом вообще — не трагедия. Но я считаю, что лучше получать вышку — и делать это сразу. Так проще жить, и все.
Я отчислилась из вуза после второго курса из-за того, что нужно было работать: с прибыльной работы уволили маму, а новую она так и не нашла. Но подработку с доходом 25—40 тысяч рублей я найти не смогла. На 15 тысяч — да, а на 25 тысяч — нет. И эти подработки были не профильными, а я хотела получать не только деньги, но и ценный опыт для строительства карьеры. Тут скажу, что одновременно с учебой получить профильный опыт работы по практически любой специальности очень трудно. Мало фирм устраивает стажировки. Всем нужны уже опытные сотрудники с вышкой.
Ладно, я отчислилась с дневного отделения, перешла на вечернее. Думала, буду учиться на вечернем, эта форма обучения как раз и придумана для работающих. Но я не знала, что учиться на вечернем и работать будет настолько сложно.
Скажем, сессии в дневное время. А работодатель хоть по закону и обязан отпустить студента на экзамен, на практике может и не захотеть это делать. Да-да , вы можете сказать, что нужно найти работу, где с уважением относятся к учебе сотрудника, но таких мест очень мало, и платят там не то чтобы много.
Я окончила универ, обходя все препятствия, но это стоило нереального количества сил и нервов. И я видела: реально исключенные и «академики» получают диплом далеко не всегда. Просто это очень сложно — начиная с того, что правила поступления меняются каждый год, и заканчивая тем, что в некоторых вузах есть неписаные правила по отношению к отчисленным — допустим, не восстанавливать их на бюджете.
А диплом нужен. Можно сказать: «Ну, и без диплома можно сделать карьеру». Я отвечу, что это так, примеров много. Но добавлю, что еще больше примеров, когда отсутствие корочки помешало-таки устроиться на хорошую работу и сделать карьеру. Что ни говори, но работодатели предпочитают людей с вышкой. Поэтому я считаю, что нужно окончить вуз. Без академов и отчислений. Отстреляться — и все.
Ушла с первого курса магистратуры одного из лучших вузов РФ, получая повышенную стипендию 60 000 Р плюс еще 10—15 тысяч сверху за всякую научную и социально полезную деятельность.
Почему ушла? Осознала, что выбранная специальность очень узкая и мне было бы неинтересно по ней работать уже через год. Фактически я начала работать сразу же после поступления и переезда в Москву ровно по своей специальности в магистратуре. Ну и разочаровалась.
Решила поработать в разных областях, поискать себя до следующей ступени образования. Два года была аналитиком в консалтинге, в госсекторе, образовании. Определила, каких конкретно скиллов не хватает, и поступила уже за рубеж на интересную мне программу — также по стипендии.
Жалею ли я об уходе? Совершенно нет. Нашла то, что мне интересно, больше узнала о самой себе. Приобрела практический опыт, стала более ответственной за себя, свои поступки и решения.
Я не разочаровалась в высшем образовании, это отличное место, если знаешь, зачем туда идешь. Плюс вышка — возможность нарастить круг отличных знакомств 🙂
Университет бросил на пятом курсе: влюбился и захотел поиграть в семью. Устроился работать. Радовался, что круче всех с потока: уже свои деньги имею и такой взрослый.
С отцом, конечно, сильно поругался. Тем более что учился на платном — по сути, родители потеряли кучу денег. Вышло глупо. Себя осуждаю. Идиотский поступок. Но я тогда не понимал многого в жизни и цены деньгам не знал. Как и пути своего не видел.
Вернулся в универ спустя десять лет — просто за выпиской об успеваемости. Решил так гештальт закрыть, а то никаких документов не осталось. А по работе спасло то, что диплом вообще нигде не спрашивали и не обращали внимания на образование. Хотя работал в офисах всегда.
Отчислили из МАМИ за кучу хвостов на третьем курсе — просто забил на сессию. Нервничал сильно, не находил себе места и вообще не понимал, как теперь быть и что делать. Сначала пошел работать в кинотеатр билетером — ничего лучше в голову не пришло. Иногда брал смены помощника бармена.
Там встретились ребята, с которыми я учился в школе. Они помнили, что я любил компьютеры, и устроили мне собеседование в техподдержку в местном телеком-провайдере . Работу совмещал с фрилансом: занимался фотографией и еще некоторыми мелкими подработками. Через полтора года вырос до сисадмина и зарабатывал больше отца.
После провайдера был дата-центр, интегратор, я попробовал себя в пресейле.
Потом я уже окончил заочное отделение того же университета, откуда меня отчислили. Работал проектным менеджментом в Adidas, Pizza Hut, потом менеджером продукта в банке. Сейчас я еще в одном банке — формально бизнес-аналитик, хотя менеджерской работы больше.
Всегда, конечно, хочется больше, но и «не выучишься — пойдешь работать дворником» не сбылось! Так что и не жалею.
У парней сейчас больше поводов не отчисляться с универа стало.
В одних областях диплом, в общем, и не нужен для успешной работы (на онлифанс, например :)), в других абсолютно необходим (инженер, врач, учёный). Понятно, что с дипломом лучше, чем без, есть ряд позиций, куда без высшего просто не возьмут, даже если оно не профильное, но все же делать из высшего образования культ нельзя. Поняли на младших курсах, что это прям не ваше — отчисляйтесь, не мучайтесь (на старших лучше все же доучиться). Отслужите в армии, повоюете, вернётесь с победой (хм…:)), поработаете, заработаете денег, и пойдёте на платное, куда действительно душа лежит. Или не заработаете и не пойдёте:) Каждому своё. У нас из тех, кто наш ну очень технический ВУЗ закончил (все же закончили, да) на память могу назвать оперную певицу, двоих профессиональных художников и минимум трёх музыкантов 🙂
Отчислилась после третьего семестра, и жизнь пошла в гору. Мое учение-мучение сильно тормозило развитие, мешало достигать целей и подавляло. Чувствую себя свободной! Мой опыт в работе к 20 годам сейчас имеет большую ценность, чем годы в университете.
Отчислилась на 3 курсе с гуманитарной вышки. Получила техническую спустя 18 лет — очка, бюджет, без отрыва от работы (спасибо удаленке). Если бы не отчислилась — фиг бы даже стала заморачиваться, а теперь она у меня профильная и очень украшает резюме. Впрочем, я и без нее добилась неплохих профессиональных успехов, но она таки помогает.
Реально это труднее. Когда пишут или говорят «диплом не спрашивали», я ухмыляюсь: Вы же не знаете сколько резюме отфильтровывают по наличию вышки.
Поделюсь личным опытом, как отчисленный из университета: я просто писал в резюме что ВО у меня есть и с тем же успехом ходил на собеседования. Когда дело доходило до оффера, наличие диплома уже было никому неинтересно
Intelligent, а вот это очень верный подход.
Где-то, в гос.структурах, например, Вас технически не смогут без вышки устроить.
И все же это исключение. Обычно нужен просто документ об образовании, и все.
Но резюме по диплому все-таки фильтруют.
Думаю да. При подаче на рабочий внж требовался апостилированный диплом.
Ну, я то доучился на красный, но сейчас думаю что можно было и уйти после 1 ого курса.
Уже тогда понимал что ловить на той специальности в том ВУЗе нечего.
Ну типа, если в нашей стране первое высшее бесплатное, то лучше уж поступать в нормальное место, а не на специальность на которую хватило баллов.
сама уходила перед 4 курсом — забрала документы на 3 года, провела время дома и на работе эникейщиком, менеджером по продажам и продавцом в ритейле. Восстановилась, закончила бакалавриат , хотя специальность и нелюбимая была, но решила закончить, чтобы ЕГЭ заново не сдавать. На 4 курсе пошла работать логистом в фарм.компанию, сейчас продолжаю работать в компании в металлургии: успела после бака поступить на магистра на интересующую специальность и сейчас буду писать магистерскую, в июне надеюсь получить диплом магистра. Сейчас жалею потраченного времени, очень болезненно переживаю свой поступок. Лучше б доучилась тогда и не потеряла 3 года.
Людмила, а что вы ушли?
Моя подруга отчислилась с третьего курса и теперь живет в Турции. Учеба мешала заниматься ей интересной работой – инфлюэнс-маркетингом. А сам бы я никогда не отчислился (и не отчислился), хотя в какой-то момент тоже понял, что время в институте скорее «проходит», чем «пользой». Все-таки вопрос высшего образования в России становится все больше дискуссионным.
Отчислился из мореходки в самом конце 5-ого курса, ГОСы отменили, в связи с дистанционкой, а до защиты диплома было рукой подать. Был 2020-й год. 4-ого августа отчислили, а 31-ого я был уже на судне в Шри-Ланке, потом контракт чересчур затянулся, и я не успел вернуться и восстановиться. Потом опять ушел на контракт, в надежде на то, что успею вовремя иии. опять все по кругу. То, что выбранная специальность не моя, я понял еще на 3-м курсе, а то, что не хочу связывать жизнь с морем, уже после длительного контракта, хотя до этого были 2 практики. Сейчас уже 3-й год голову ломаю над поиском себя. И, если честно, в институт возвращаться не вижу смысла, хоть и говорят, что на базе одного ВО можно получить второе. А вот какое. Да и в связи с нынешними событиями, не вижу смысла, учитывая, что в конце февраля 22-ого появилось желание свалить из РФ. Тогда я еще был в море — 24-ого, как раз, пришли на Гоам (США) и узнали об этом. Такая вот исповедь)
В целом жалею о том, что не хватило смелости уйти с 3-его курса — были обстоятельства.
Может кому-то будет полезно.
После отчисления для меня было огромным плюсом то, что ментальное здоровье пришло в норму. Очень сильно изматывал университет, отчисление (на 4 курсе) произошло по причине того, что моя курсовая работа не подходила под требования и никакие внесённые изменения (рекомендованные самой же комиссией) не нравились комиссии. После месяца жизни без университета понял, что хочу начать работать, так как в 22 года сидеть на шее у родителей уже сильно надоело.
Думаю, без диплома можно добиться успеха, но для этого придётся приложить немало усилий. Я считаю, что саморазвитие даёт намного больше, чем учёба в вузе (по крайней мере, в моём). Если вас отчислили и вы читаете этот комментарий, помните, что на отчислении жизнь не заканчивается. Нужно взять себя в руки и много работать, таким образом добиваясь карьерного роста. Сейчас ценятся навыки, а не наличие корочки, ровно так же как и наличие корочки не гарантирует, что вы будете хорошим специалистом.
Бросила два топ-университета, добилась успеха за пару месяцев с помощью онлайн курсов. Мне высшее образование практически не пригодилось.
Туча, поделитесь этим сказочным курсом!
Туча, что за курсы?
Туча, верю. В своё время курсы очень помогали с работой в ИТ (не сейчас).
Нет. Главное мотивация.
Уверена, что у человека с вышкой открыто больше дверей в жизни. Просто те, кто без вышки закрытых дверей не видят.
Меня отчисляли трижды.
Первый раз ушла сама после 2 курса— поступила на бюджет в медицинский, очень хотела там учиться, после школы испугалась сложной учёбы и даже документы не подавала, но учёба в технологическом дала понять мне, что технарь из меня никудышный и я хочу пойти по семейному пути (сама из семьи врачей).
Учеба в медицинском давалась в разы легче, чем в технологическом, но в то же время уничтожала море нервных клеток полным отсутствием какого-либо образовательного процесса: у нас было полное самообразование, лекций не было, преподаватели только опрашивали. Контраст с первым вузом сильно был заметен, в технологическом действительно учили и объясняли.
Но на 4 курсе у меня случилась любовь, замужество, беременность и я просто осталась с мужем в другой стране)
Ребенка не оставили, со сроками пребывания нарушили, меня депортировали обратно на родину. Но я девочка упертая, на родине поработала и вернулась к супругу в надежде закончить университет в его стране.
Надежды разбились об суровую глыбу реальности, и я вернулась обратно на родину доучиться второй раз на 4 курс. Первый семестр была на платном, потом перевелась на бюджет благодаря помощи декана(прекрасная женщина, всегда помогала, тогда я и осознала, как важно просить помощи, если не справляешься). Родные были очень злы на меня за отчисление пару лет назад, но разрешили жить у них с оплатой коммуналки и продуктов. Я работала в ночные смены, а днем шла на пары. Регулярно была дистанционка, это выручало.
Но в планах все равно было вернуться к супругу в его страну и подтверждать свой диплом там, поэтому я занялась подачей на гражданство в периоды каникул и отпуска. В одну из таких прекрасных дистанционок нагрянул февраль 22-го, я оказалась полностью невыездной(я не ожидала такого, поэтому рисковала ездить через не самые законные границы), на родину вернуться не могу, и именно тогда я и пропустила очные госы на 6 курсе, оставшись неучем. Предвидя любые комментарии, скажу: рассматривали все варианты , но увы, добраться невозможно никак, кроме как третьими странами на родину, после чего там быть задержанными, что явно не входит в мои планы. Да и финансовая ситуация не лучше))
Если бы был конкурс на самую глупую судьбу, я бы заняла там первое место.
Очень жалею, что много лет назад повелась на сладкие речи супруга о том, что поможет мне восстановиться в его стране и не думала своей головой.
Сейчас я работаю, на самостоятельную хорошую жизнь хватает, но любые мысли о будущем меня загоняют в лютый тлен.