Соглашение о защите и поощрении капиталовложений сзпк что это
Перейти к содержимому

Соглашение о защите и поощрении капиталовложений сзпк что это

  • автор:

Два преимущества СЗПК

Соглашения о защите и поощрении капиталовложений помогают компаниям развивать крупные инвестиционные проекты. После заключения такого соглашения государство возместит затраты и освободит компанию от действия актов, которые могут ухудшить ее положение

Два преимущества СЗПК

Что такое СЗПК?

Государство поддерживает развитие долгосрочных проектов. Один из вариантов такой поддержки – соглашение о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК) 1 .

СЗПК – это договор между компанией, реализующей крупный инвестиционный проект, и публично-правовым образованием (РФ, субъект РФ или муниципальное образование), которое гарантирует неизменность некоторых нормативных правовых актов и возмещение затрат. При этом государство не вмешивается в проект и не берет на себя обязательства по его развитию.

Для заключения СЗПК компании необходимо подать заявление.

Кто может заключить СЗПК?

Заключить СЗПК могут любые российские компании, кроме государственных и муниципальных учреждений, ГУПов и МУПов. Компания должна осуществлять деятельность в сфере экономики, которая не подпадает под запрет для заключения СЗПК, и иметь необходимый объем капиталовложений.

Деятельность в какой сфере экономики не даст заключить СЗПК?

СЗПК подойдет для реализации инвестиционного проекта почти в любой сфере российской экономики, за исключением:

  • игорного бизнеса;
  • производства табачных изделий, алкогольной продукции, жидкого топлива (кроме топлива из угля);
  • добычи сырой нефти и природного газа, в том числе попутного нефтяного газа (кроме проектов по сжижению природного газа);
  • оптовой и розничной торговли;
  • деятельности финансовых организаций, поднадзорных Центробанку;
  • строительства, реконструкции или модернизации административно-деловых центров и торговых центров (кроме аэровокзалов), а также многоквартирных и жилых домов (кроме проектов о комплексном развитии территории) 2 .

Если сомневаетесь насчет того, входит ли сфера проекта в список исключений, обратитесь за разъяснениями в Минэкономразвития или региональные органы исполнительной власти.

Каким должен быть объем капиталовложений?

Под капиталовложениями понимаются вложенные в инвестиционный проект собственные средства, в том числе сформированные путем взносов в уставный капитал, вкладов в имущество, пожертвований, займов. В объем капиталовложений не включаются денежные средства, полученные из бюджета или от организаций с публичным участием, которые подлежат казначейскому сопровождению 3 .

Законом установлен минимальный объем капиталовложений для заключения СЗПК 4 :

Сторона СЗПК – субъект РФ

Физическая культура и спорт

Строительство многоквартирных и жилых домов

Охрана окружающей среды

Пищевая и перерабатывающая промышленность

Создание аэровокзалов, общественного транспорта

Иные сферы экономики

Сторона СЗПК – РФ

Какие преимущества дает СЗПК?

Стабилизация актов. Основное преимущество СЗПК – стабилизационная оговорка о том, что в отношении компании-участника не применяются акты и решения, которые ухудшат определенные при заключении СЗПК условия ведения деятельности, связанной с реализацией проекта.

Стабилизационная оговорка касается не всех актов и решений, а только тех, которые названы в ч. 3 ст. 9 Федерального закона от 1 апреля 2020 г. № 69-ФЗ. Перечень конкретных федеральных актов «под стабилизацию» утверждает Правительство РФ, перечень региональных актов – высший исполнительный орган власти субъекта РФ 5 .

Например, если после заключения СЗПК принят акт, который устанавливает дополнительные административные процедуры в строительстве, то он не применяется. Исключение – стабилизация актов о налогах и сборах, там свой порядок 6 .

Возмещение затрат. Участники СЗПК вправе рассчитывать на возмещение затрат на создание инфраструктуры, выплату процентов по кредитам и займам, уплату купонного дохода по облигационным займам и демонтаж жилых объектов военных городков. Такая компенсация может быть получена в форме субсидии из бюджета или налогового вычета – на выбор компании 7 .

Например, по обеспечивающей инфраструктуре вернут 50% фактически понесенных расходов, но не более исчисленной суммы налогов 8 . Предельный срок возмещения – 5 лет 9 . По сопутствующей инфраструктуре вернут 100%, предельный срок – 10 лет. Перечень объектов инфраструктуры, затраты по которым возместят, утвержден Приказом Минэкономразвития России от 14 декабря 2020 г. № 825.

Но возмещение затрат возможно только при соблюдении ряда условий 10 . В частности, у организации не должно быть долгов по налогам, и все права по проекту должны быть зарегистрированы.

1 Федеральный закон от 1 апреля 2020 г. № 69-ФЗ «О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации» (далее – Закон № 69-ФЗ).

СЗПК: Новый инструмент поощрения инвестиций в России

СЗПК: Новый инструмент поощрения инвестиций в России

Уже в июле 2020 года должен быть запущен национальный план восстановления экономики. На момент подготовки статьи его текст не был опубликован, однако исходя из проекта плана, а также заявлений, сделанных чиновниками, теме инвестиций отводится серьезная роль.

Тема на слуху уже не первый год. В марте 2018 года Президент РФ Владимир Путин дал поручение Правительству совместно с Банком России разработать план действий по ускорению темпов роста инвестиций и их доли в валовом внутреннем продукте. В том же году Минфин России разработал и направил в РСПП проект закона «О защите и поощрении капиталовложений в России». В октябре 2018 года министр финансов РФ А.Г. Силуанов анонсировал проект закона на совещании глав регионов в Казани. Предполагалось, что принятие такого закона улучшит инвестиционный климат и придаст импульс развитию экономики страны.

В докладе бизнес-омбудсмена Президенту говорилось о необходимости данного закона: «согласно закону «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений», принятому еще в 1998 году, права субъектов инвестиционной деятельности, с которыми заключаются госконтракты, являются стабильными и сохраняют свою силу на весь срок их действия. Но де-факто стабильных условий инвестор не получает. <…> В инвестиционных соглашениях <…> предполагается, что бюджет выступит в качестве гаранта: если условия будут нарушены, бюджет компенсирует инвесторам ущерб от изменения условий».

Позднее, в сентябре 2019 года вице-премьер Д. Козак представил свой проект закона «О поощрении и защите частной инвестиционной деятельности в России», довольно сильно отличающийся от законопроекта Минфина России.

Спустя примерно месяц после внесения в Государственную Думу в первом чтении была принята минфиновская версия законопроекта, получившего наименование «О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации». Однако после этого законопроект опять «увяз» в обсуждениях, поскольку многих не устраивал предмет его регулирования (в частности, законопроект серьезно затрагивал концессионные соглашения и соглашения ГЧП/МЧП, унифицировал формы государственной поддержки и т.д.).

В результате была принята компромиссная версия закона. Однако его опубликование 1 апреля текущего года на фоне разгоревшейся пандемии осталось во многом незамеченным. И вот теперь тема инвестиций вновь на повестке дня, правда, уже в несколько иных обстоятельствах.

Стабилизационная оговорка – основной предмет нового закона

Какие же меры поддержки инвестиций предусмотрены новым законом?

Основная новелла заключается в следующем: между организацией, реализующей инвестиционный проект (ОРП), с одной стороны, и одним или несколькими публично-правовыми образованиями, с другой стороны, может быть заключено соглашение о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК), в соответствии с которым публичная сторона гарантирует частной стороне неприменение актов, которые могут ухудшить реализацию инвестиционного проекта (стабилизационная оговорка).

Так, например, если основная ставка налога на прибыль на дату заключения СЗПК составляет 20%, то даже в случае ее повышения в отношении всех налогоплательщиков для ОРП она все равно останется на уровне 20% (в отношении прибыли, генерируемой инвестиционным проектом).

Не подлежат применению также акты, которые увеличивают сроки или количество процедур, необходимых для реализации инвестиционного проекта.

Каждое публично-правовое образование отвечает за неприменение «своих» актов: Российская Федерация – за федеральные, субъекты РФ – за региональные, муниципалитеты – за местные.

В данном случае важно понимать, что СЗПК – это не договор о совместном с государством ведении бизнеса, это, прежде всего, стабилизация законодательства. Как будет показано ниже, инвестор должен быть заинтересованным в реализации инвестиционного проекта и без такой стабилизации; однако если она предоставляется, это, безусловно, будет в помощь.

Требования к ОРП

В качестве ОРП может выступать любое российское юридическое лицо, в том числе проектная компания (за исключением государственных и муниципальных учреждений, а также государственных и муниципальных унитарных предприятий). При этом под проектной компанией понимается такая ОРП, которая была специально создана для реализации инвестиционного проекта и которая соответствует совокупности следующих требований:

а) в уставе организации содержится положение о том, что предметом ее деятельности является реализация инвестиционного проекта;

б) не менее 90 процентов всей выручки организации составляет выручка, полученная организацией от реализации инвестиционного проекта.

Таким образом, например, для целей «стабилизации» налога на прибыль инвесторы могут либо создать отдельную проектную компанию, либо вести отдельный учет прибыли, поступающей от инвестиционного проекта.

Иностранные инвесторы могут участвовать в СЗПК только через участие в капитале российского юридического лица.

Требования к инвестиционным проектам

Закон предусматривает, что инвестиционный проект должен считаться новым. Для этого должно соблюдаться одно из следующих условий:

  • ОРП приняла решение об утверждении бюджета на капитальные расходы (без учета бюджета на расходы, связанные с подготовкой проектно-сметной документации, проведением проектно-изыскательских и геолого-разведочных работ) до дня вступления в силу закона, но не ранее 7 мая 2018 года и подала заявление о реализации такого проекта не позднее 31 декабря 2021 года; или
  • ОРП приняла решение об утверждении бюджета на капитальные расходы (без учета бюджета на расходы, связанные с подготовкой проектно-сметной документации, проведением проектно-изыскательских и геолого-разведочных работ) после дня вступления в силу закона и подала заявление о реализации такого проекта не позднее одного календарного года после принятия такого решения.

Если в уставе ОРП, являющегося хозяйственным обществом, отсутствует указание на то, какой орган уполномочен на принятие решения об утверждении бюджета проекта, достаточно решения единоличного исполнительного органа.

Инвестиционный проект не может осуществляться в следующих сферах деятельности:

  1. игорный бизнес;
  2. производство табачных изделий, алкогольной продукции, жидкого топлива (ограничение неприменимо к жидкому топливу, полученному из угля, а также на установках вторичной переработки нефтяного сырья согласно перечню, утверждаемому Правительством РФ);
  3. добыча сырой нефти и природного газа, в том числе попутного нефтяного газа (ограничение неприменимо к инвестиционным проектам по сжижению природного газа);
  4. оптовая и розничная торговля;
  5. деятельность финансовых организаций, поднадзорных Банку России (ограничение неприменимо к случаям выпуска ценных бумаг в целях финансирования инвестиционного проекта);
  6. строительство (модернизация, реконструкция) административно-деловых центров и торговых центров (комплексов), а также жилых домов.

Также закон предусматривает минимальные «пороги» инвестиций для заключения СЗПК: чем больше уровень капиталовложений, тем более широкий круг актов может стабилизироваться.

Так, например, для того, чтобы Российская Федерация могла быть стороной СЗПК, должны соблюдаться следующие условия:

Акты, подлежащие «стабилизации»

1. Акты, предусматривающие увеличение ставок вывозных таможенных пошлин

Не менее 10 миллиардов рублей

2. Акты, предусматривающие увеличение ставок платы (сбора) и (или) расширение платежной базы (объектов обложения), используемых при определении размера платы за негативное воздействие на окружающую среду, платы за пользование водными объектами, утилизационного сбора, экологического сбора, подлежащих уплате в бюджеты бюджетной системы РФ

3. Акты, предусматривающие увеличение ставки платы за единицу объема лесных ресурсов, а также изменение порядка определения и общего размера арендной платы, устанавливаемых при использовании лесного участка с изъятием лесных ресурсов на арендуемом лесном участке

4. Акты, изменяющие сроки и (или) объемы предоставления:

1) субсидий и бюджетных инвестиций в соответствии с бюджетным законодательством РФ

2) субсидий кредитору по кредитному договору, предусматривающему предоставление ОРП кредитных средств по льготной ставке

— не менее 250 миллионов рублей для новых инвестиционных проектов, относящихся к сферам здравоохранения, образования, культуры, физической культуры и спорта;

— не менее 500 миллионов рублей для новых инвестиционных проектов в сфере цифровой экономики, экологии, сельского хозяйства;

— не менее 1,5 миллиарда рублей для новых инвестиционных проектов в сфере обрабатывающего производства;

— не менее 5 миллиардов рублей для новых инвестиционных проектов в иных сферах экономики.

5. Акты (решения) в области земельного, градостроительного и иного законодательства, указанные в п. 3 ч. 3 ст. 9 ФЗ «О защите и поощрении капиталовложений…».

Следует отметить, что выше в таблице перечислены акты (решения), подлежащие стабилизации в соответствии со статьей 9 ФЗ «О защите и поощрении капиталовложений…». Помимо этого, акты законодательства, подлежащие стабилизации, содержатся в Налоговом кодексе РФ. Так, согласно ст. 5 НК РФ, положения актов законодательства о налогах и сборах, в том числе в части введения новых налогов и (или) сборов, вступившие в силу после даты включения в реестр соглашений сведений о заключении СЗПК, не применяются в части правоотношений, связанных с исполнением такого СЗПК (т.е. в отношении инвестиционного проекта). Конкретный перечень таких актов зависит от того, какие публичные субъекты являются сторонами СЗПК.

Максимальный срок применения стабилизационной оговорки также зависит от объема капиталовложений:

Максимальный срок применения стабилизационной оговорки

Объем капиталовложений ОРП

До 5 млрд. рублей

От 5 до 10 млрд. рублей

От 10 млрд. рублей

Процедура заключения СЗПК

Помимо стандартной конкурсной процедуры, закон устанавливает, что при соблюдении ряда формальных требований СЗПК заключается в заявительном порядке. Иными словами, публичная сторона не может отказать в заключении СЗПК, если соблюдаются все предусмотренные законом условия.

Муниципальное образование может стать стороной СЗПК на добровольной основе; согласие уполномоченного органа местного самоуправления на заключение СЗПК может быть предоставлено в комплекте документов при подаче заявки ОРП на заключение соглашения.

До 1 апреля 2021 года СЗПК может заключаться на бумажном носителе; при этом его обязательной стороной должна быть Российская Федерация. К указанной дате должна быть создана государственная информационная система «Капиталовложения». Соответственно, после 1 апреля 2021 года соглашения о защите и поощрении капиталовложений будут заключаться в электронном виде, а подписываться — усиленной квалифицированной электронной подписью. При этом соглашение в любом случае вступает в силу с даты его регистрации Федеральным казначейством.

Ответственность сторон и расторжение договора

Закон предусматривает ответственность организации, реализующей проект, за нарушение СЗПК, только если ОРП в ходе реализации инвестиционного проекта получит бюджетные средства. В остальных случаях, по сути, единственным негативным последствием незавершения проекта (или просрочки в его реализации) является возможность публичной стороны расторгнуть договор, по общему правилу, в судебном порядке; при этом взимание каких-либо штрафов с ОРП не предполагается. Допускается также расторжение СЗПК во внесудебном порядке при наступлении любого из следующих условий: если в отношении ОРП открыто конкурсное производство в соответствии с ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», или если принято решение о ликвидации ОРП.

Таким образом, законодатель дает инвестору право на предпринимательский риск. Государство тоже, по сути, ничего не теряет: если представить, что инвестиционный проект не был запущен, то не было бы и уплаченных от его реализации налогов. Таким образом, нельзя говорить о недоуплаченных налогах вследствие стабилизации законодательства.

Ответственность публично-правовых образований

Публично-правовое образование несет ответственность перед организацией, реализующей проект, за применение в отношении ОРП актов (решений) без учета стабилизационной оговорки, а также, например, в случае нарушения сроков и (или) объемов предоставления «обещанных» субсидий и бюджетных инвестиций.

Ответственность публично-правового образования, по общему правилу, ограничена реальным ущербом. Методика его определения должна быть определена Правительством РФ. При этом объем реального ущерба (в совокупности с объемом мер поддержки, предоставленных в соответствии с законом) не может превышать размера обязательных платежей, исчисленных ОРП для уплаты в соответствующие бюджеты публично-правовых образований, являющихся сторонами СЗПК, в связи с реализацией инвестиционного проекта.

Дополнительно закон ограничивает возможность взыскания с публично-правового образования реального ущерба, предусматривая, что условием предъявления соответствующего иска является фактичекски реализация инвестиционного проекта (например, одним из таких условий является введение в эксплуатацию всех объектов недвижимости, предусмотренных проектом).

Таким образом, как отмечалось выше, инвестор должен быть действительно заинтересован в реализации инвестиционного проекта и при отсутствии СЗПК. Как видим, перспектива взыскания ущерба с публичной стороны является несколько отдаленной. В то же время, сама возможность взыскания такого ущерба, тем не менее, будет сдерживать публичную сторону от нарушений условия соглашения.

Меры государственной поддержки

Закон предусматривает, что в предусмотренном бюджетным законодательством порядке, ОРП могут быть возмещены затраты:

  1. на создание (строительство), модернизацию и (или) реконструкцию объектов обеспечивающей и (или) сопутствующей инфраструктур, необходимых для реализации инвестиционного проекта, в том числе на реконструкцию объектов инфраструктуры, находящихся в государственной (муниципальной) собственности;
  2. на уплату процентов по кредитам и займам, купонного дохода по облигационным займам, привлеченным для создания (строительства), модернизации и (или) реконструкции объектов обеспечивающей и (или) сопутствующей инфраструктур, необходимых для реализации инвестиционного проекта, в том числе на реконструкцию объектов инфраструктуры, находящихся в государственной (муниципальной) собственности.

Предельный объем возмещаемых затрат, указанных выше, не может превышать:

  • 50 процентов фактически понесенных затрат для объектов обеспечивающей инфраструктуры;
  • 100 процентов фактически понесенных затрат для объектов сопутствующей инфраструктуры.

Кроме того, как было указано выше, объем возмещаемых затрат в совокупности с объемом реального ущерба не может превышать размера вышеуказанных обязательных платежей, исчисленных организацией, реализующей проект, для уплаты в бюджеты публично-правовых образований, являющихся сторонами СЗПК.

Организации, реализующей проект, заключившей соглашение о защите и поощрении капиталовложений, могут быть предоставлены меры государственной поддержки, не предусмотренные ФЗ «О защите и поощрении капиталовложений». При этом объем мер государственной поддержки, за исключением объема мер государственной поддержки, указанных в законе, не должен превышать объем капитальных вложений, направляемых на реализацию нового инвестиционного проекта, в отношении которого заключено СЗПК.

Под капитальными вложениями в данном случае понимаются инвестиции в основной капитал (основные средства), в том числе затраты на новое строительство, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий, приобретение машин, оборудования, инструмента, инвентаря, проектно-изыскательские работы и другие затраты.

Авторы:

Олег Ушаков
советник АБ «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры»

Соглашение о защите и поощрении капиталовложений

Механизм СЗПК гарантирует неизменность условий реализации инвестпроектов, возмещение затрат на строительство инфраструктуры, а также уплату процентов по кредитам и займам

Стабилизационная оговорка

Стабилизационная оговорка гарантирует неизменность налогового законодательства, таможенного регулирования, условий землепользования, градостроительной деятельности и др.

Стабилизации подлежат

На срок, предусмотренный СЗПК:

  • ставки по налогу на прибыль организаций, налогу на имущество, транспортному и земельному налогам, сроки уплаты и порядок возмещения НДС
  • ставки вывозных таможенных пошлин

На 3 года со дня вступления в силу актов, регламентирующих:

  • условия землепользования и градостроительной деятельности
  • ставки и (или) расширение платежной базы, используемые при определении платы за негативное воздействие на окружающую среду, платы за пользование водными объектами, экологического сбора (за исключением случаев, при которых ставки платы (сбора), используемые при определении размера платы, были повышены на величину, равную значению инфляции, при условии действия в этот период СЗПК)
  • ставки платы за единицу объема лесных ресурсов, а также изменение порядка определения и общего размера арендной платы, устанавливаемых при использовании лесного участка с изъятием лесных ресурсов на арендуемом лесном участке (за исключением случаев, при которых ставки платы (сбора), используемые при определении размера платы, были повышены на величину, равную значению инфляции, при условии действия в этот период СЗПК)

Стабилизация по «связанным» договорам:

  • условия предоставления мер государственной поддержки – на срок предоставления меры поддержки
  • условия поставки товаров, выполнения работ и оказания услуг, приобретаемых организацией, реализующей проект, по договору с регулируемой организацией – на срок действия такого договора

Проекты, которые реализуют в рамках СЗПК, могут возместить затраты на строительство инфраструктуры, а также уплату процентов по кредитам и займам в форме налогового вычета или субсидии за счет уплаченных налогов.

Возмещение затрат

в объеме налоговых отчислений:

  • до 50% на обеспечивающую инфраструктуру
    (в течении 5 лет)
  • до 100% на сопутствующую инфраструктуру
    (в течении 10 лет)

на объекты транспортной, коммунальной, энергетической, социальной, цифровой инфраструктуры и проценты по кредитам

  • создание (реконструкцию, модернизацию) инфраструктуры, а именно:
    – на обеспечивающую инфраструктуру — до 50% ( в течении 5 лет)
    – на сопутствующую инфраструктуру — до 100% ( в течении 10 лет)
  • уплату процентов по кредитам
  • уплату купонного дохода по облигационным займам
  • демонтаж жилых объектов военных городков

Обеспечивающая инфраструктура — объекты транспортной, энергетической, коммунальной, социальной, цифровой инфраструктур, используемые исключительно в целях реализации инвестиционного проекта и не являющиеся объектами сопутствующей инфраструктуры.
Сопутствующая инфраструктура — объекты транспортной, энергетической, коммунальной, социальной, цифровой инфраструктур, используемые как в целях реализации инвестиционного проекта, так и в иных целях, в отношении которых организация, реализующая проект, понесла затраты, связанные с их созданием (строительством) либо реконструкцией и (или) модернизацией.*

*объект передан в государственную (муниципальную) собственность или в собственность регулируемой организации

Соглашения о защите и поощрении капиталовложений: новая жизнь инвесторов

У юристов появился новый инструмент поддержки инвестиций. По словам Максима Башкатова, он пользуется популярностью у бизнеса и сейчас большое количество компаний стремятся сейчас заключить такие соглашения.

«Предмет этих соглашений регулируется не только 69 Федеральным законом, но и рядом дополнительных актов. Не важно, в каком законе упоминаются налоговые льготы. Если этого нет в Налоговом кодексе, рассматривать вопрос можно лишь гипотетически. Далее стоит упомянуть про два постановления правительства: 1577 и 1599. Первое устанавливает временный порядок заключения СЗПК. Он действует до 1 апреля 2021 года . Второе касается важной меры поддержки — порядка возмещения расходов на создание инфраструктур», — отмечает юрист.

По его словам, СЗПК заключает инвестор с субъектом РФ. Если он планирует вложить большую сумму денег, от 5 млрд рублей, то стороной такого соглашения может быть федерация. Муниципальное образование тоже может принять участие в соглашении, если изъявит желание.

«В чем предмет такого соглашения? Нужно вложить в экономику в каком-то виде определенный размер денег, капиталовложений. Государство обязуется со своей стороны стабилизировать условия ведения хозяйственной деятельности, а также предоставить меры поддержки по проекту, прежде всего, по организации инфраструктуры. Речь идет о создании или реконструкции какого-то объекта недвижимости, либо объекта интеллектуальной деятельности. При этом движимое имущество не может быть проектом», — отмечает Максим Башкатов.

Дмитрий Федоров добавляет, что закон не конкретизирует, что понимать под движимым имуществом, которое, в свою очередь, связано с недвижимым. «В других законах речь идет о технологической связанности. Что здесь имеет в виду нормативный акт — не совсем понятно. Если, например, был построен завод, там есть оборудование. И если оно не связано с заводом, является ли оно частью инвестиционного проекта или нет? Закон говорит, что инвестиционный проект может быть направлен на создание результатов интеллектуальной деятельности. Но если буквально читать, то можно рассматривать капиталовложения на создание литературного произведения, но это скорее абсурдный случай», — рассуждает он.

Максим Башкатов напоминает, что речь идет только о российских юридических лицах. Возникает «проблема в множественности». «Холдинги очень большие. Управлять может «дочка», а деньги вкладываются со стороны. Или есть организация, которая не может потянуть проект и привлекает партнера из совершенно другого региона. То, что написано в 69 ФЗ, — это упрощенная модель, которая ничего нам о множественности не говорит. Можно ли здесь применить правила из гражданского законодательства? И да и нет. С одной стороны, мы должны найти нормальные гражданско-правовые обязательства. С другой стороны, главная проблема государства, которое идет на такое соглашение, учесть значимость конкретного вклада. Поэтому в будущем надо прописать какие-то правила для компаний, которые реализуют проект с привлечением сторонних лиц, как менять условия СЗПК, как решать споры между инвесторами, если один хочет изменить условия, а другой нет», — отмечает эксперт.

Он подчеркивает, что субъект РФ должен заключать соответствующее соглашение, если соответствующий проект реализуют на его территории. Он не может отказаться от СЗПК, если объем инвестиций свыше 5 млрд рублей. Муниципальное образование вступает в соглашение, если видит в этом прагматичный смысл. Часто для компаний важно договориться не только с федерацией, губернатором, но и с муниципалитетом.

Обязательства по СЗПК

Логика СЗПК в том, что если инвестор отвечает по формальным критериям, то с ним соглашение должны подписать. В этом его отличие от других форм. «Государство ничего не проверяет. Можно заявить гипотетические сроки, представить непродуманный бизнес-план. Верят на слово. Если ты проект не реализуешь, то не можешь рассчитывать на меры поддержки. Таким образом, остается право на ошибку. С точки зрения юридической логики, придумать ответственность за нереализацию проекта невозможно. Государство по этой же логике должно получить право требовать убытки от губернатора, который не оправдал доверия», — отмечает Максим Башкатов.

Правовая природа СЗПК

В соглашении нет встречных обязательств по какому-либо представлению. «Это напоминает ситуацию, когда я заключаю с братом договор, что он не будет курить, при этом родственнику это выгодно. Получается, государство делает то же самое: построй себе завод, а я за это дам тебе еще «плюшки». Поэтому положения ГК о принуждении исполнения обязанностей тут не работают. Правила компенсации убытков, наверно, могут быть, если их рассчитать», — рассуждает эксперт.

Дмитрий Федоров, в свою очередь, подчеркивает, что целью СЗПК является привлечение инвестиций. При этом заемные средства капиталовложениями не считаются. Но это не означает, что для реализации проекта можно использовать только собственные деньги. Инвестор вправе привлечь только 5 млрд своих средств, но если ему нужны 50 млрд, он может взять их со стороны. Максим Башкатов отмечает, что размер капиталовложений влияет на срок стабилизационной оговорки. «Шесть лет, если 5 млрд. Такое регулирование подстегивает «светить» больше денег в виде капиталовложений», — добавляет он.

Разница между федеральным и региональным СЗПК

Максим Башкатов отмечает, что федеральный СЗПК заключается на сумму от 5 млрд, а региональный до 1 млрд. «Возникает вопрос, а что делать, если у меня 3 млрд? Эта дырка для меня очевидна. Есть мнение, что это было сделано специально, чтобы не было средних проектов», — рассуждает он.

Дмитрий Федоров поддерживает коллегу. Логики в «потолке в 1 млрд» нет, так как это ограничение легко обойти, заявив сумму меньшую, чем та, которой инвестор располагает на самом деле. Понятие нового инвестиционного проекта Дмитрий Федоров объясняет, что инвестиционный проект должен быть новым. Однако компания имеет право подать заявку на реконструкцию. «Есть соблазн назвать новым проектом что-то старое. Нужна была точка отчета, и она заключается в принятии решения о бюджетировании нового проекта. Бюджет нужен для того, чтобы проект приобрел какую-то реальность. Вторым условием является сама подача заявления о СЗПК. Как понимать, что принято решение о бюджетировании? Это должно быть окончательное решение внутри компании, то есть произошло волеобразование юридического лица», — говорит он.

Сферы, в которых заключение СЗПК не заключаются

Дмитрий Федоров отмечает, что у соглашения нет ограничений, но оно не распространяется на те сферы, где поддержка не целесообразна. Это игорный бизнес, изготовление табачных изделий, добыча нефти, оптовая и розничная торговля, финансирование организаций, поднадзорных ЦБ РФ, строительство торговых комплексов, а также жилых домов. Максим Башкатов считает, что самая большая проблема возникает в части строительства жилых домов, так как речь идет об инфраструктуре, которую инвестор хочет компенсировать. Однако пока законодательно такой возможности нет.

Специалисты также поговорили на площадке Legal Academy об ответственности организации, реализующей проект, и возможности взыскания ущерба государством. Кроме того, они ответили на вопросы, связанные с новым законом. Полностью вебинар доступен по ссылке.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *