Счет 206 в бюджетном учете для чего используется
Перейти к содержимому

Счет 206 в бюджетном учете для чего используется

  • автор:

Счет 206 в бюджетном учете для чего используется

В письме приведен перечень типовых корреспонденций для отражения учредителем операций по предоставлению бюджетным и автономным учреждениям целевых субсидий текущего характера.

Предоставление субсидии

В соответствии с абз. 2 ст. 78.1 БК РФ из бюджетов могут предоставляться субсидии бюджетным и автономным учреждениям на иные цели. Порядок определения объема и условия предоставления целевых субсидий из бюджетов устанавливаются в зависимости от уровня бюджета:

  • Правительством РФ;
  • высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ;
  • местной администрацией;
  • уполномоченными ими органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления.

Такие субсидии предоставляются на различные цели, не связанные с выполнением государственного (муниципального) задания. Порядок определения объема и условия предоставления целевых субсидий устанавливаются (абз. 4 п. 1 ст. 78.1 БК РФ):

  • из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов – Правительством РФ или уполномоченными органами государственной власти (государственными органами);
  • из бюджетов субъектов РФ, бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов – высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ или уполномоченными органами государственной власти (государственными органами);
  • из местных бюджетов – местной администрацией или уполномоченными органами местного самоуправления.

Основанием для предоставления субсидии и принятия бюджетных обязательств служит соглашение между учредителем и бюджетным (автономным) учреждением. Этот документ определяет права, обязанности и ответственность сторон (в т.ч. объем и периодичность перечисления субсидии в течение финансового года, порядок и сроки возврата неиспользованных или использованных не по назначению сумм).

Целевая субсидия может быть текущего или капитального характера. Если она в полном объеме предназначена для увеличения стоимости основных средств, нематериальных активов, непроизведенных активов, то субсидия носит капитальный характер (п. 7 порядка, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 № 209н, далее – Порядок № 209н). Если за счет субсидии предусмотрены расходы как капитального, так и некапитального характера, то субсидия носит текущий характер.

Расходы бюджетов на предоставление целевых субсидий текущего характера относятся на элемент вида расходов 612 или 622 в зависимости от типа учреждения в увязке с подстатьей 241 КОСГУ (пп. 48.6.1.2, 48.6.2.2 порядка, утв. приказом Минфина России от 06.06.2019 № 85н, п. 10.4.1 Порядка № 209н).

Порядок учета расчетов учредителя с бюджетными или автономными учреждениями по предоставленным субсидиям определен инструкцией, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н (далее – Инструкция № 157н), и инструкцией, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 № 162н (далее – Инструкция № 162н).

При формировании разрядов 1 – 17 номера счета казенные учреждения указывают коды (составные части кодов) бюджетной классификации текущего (отчетного) финансового года в соответствии с приложением к Инструкции № 162н.

Перечисление целевой субсидии текущего характера отражается с применением счета 206 41 «Расчеты по авансовым безвозмездным перечислениям текущего характера государственным (муниципальным) бюджетным и автономным учреждениям» (п. 204 Инструкции № 157н). Учредитель принимает денежные обязательства на основании графика перечисления субсидии на сумму аванса.

Исключение – целевая субсидия на возмещение затрат. В порядке возмещения затрат предоставляются целевые субсидии автономным учреждениям, которым открыты расчетные счета в банках (ч. 3, 3.7 ст. 2 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ, далее – Закон № 174-ФЗ). Это означает, что сначала учреждение тратит свои собственные средства для достижения целей, на которые будет предоставлена субсидия. Учредитель перечисляет субсидию после проверки документов, представленных на возмещение расходов. Никаких дополнительных условий учреждению в будущем выполнять не требуется. Оснований для применения счета 206 41 при перечислении таких средств нет.

Признание расходов текущего года, корректировка показателей

Расходы по целевой субсидии текущего характера начисляются на дату представления подведомственным учреждением отчета о достижении целевых показателей (о выполнении условия при передаче активов). Одновременно отражается зачет выданного ранее аванса (п. 102 инструкции № 162н).

В целях формирования сведений о денежных обязательствах для представления в ГИИС «Электронный бюджет», СУФД, другие внешние системы денежное обязательство, принятое на сумму аванса, сторнируется после исполнения контрагентом условий договора. Подробно об отражении в программе операций по принятию денежных обязательств см. здесь. Таким образом, на основании отчета о достижении целевых показателей денежное обязательство принимается в полном объеме. Одновременно сторнируется сумма денежного обязательства, принятого на аванс.

Согласно п. 318 Инструкции № 157н денежные обязательства учитываются на основании документов, подтверждающих их принятие в соответствии с перечнем, установленным учреждением в учетной политике. При этом необходимо принимать во внимание требования по санкционированию оплаты принятых (принимаемых) денежных обязательств, установленных финансовым органом. Поэтому порядок учета денежных обязательств по предоставлению субсидии следует закрепить в учетной политике.

Пока учреждение не представит отчет, у учредителя перечисленная субсидия будет учитываться на счете 206 41. Если подведомственное учреждение не достигло целевых показателей в полном объеме, сумма перечисленной субсидии будет учитываться у учредителя на счете 206 41 в объеме средств, подлежащих возврату.

Если отчет представляется в срок, который не позволяет отразить показатели доходов (расходов) текущего финансового года, незавершенных расчетов по субсидии в качестве событий после отчетной даты, результаты использования субсидий учитываются на основании извещения (ф. 0504805). Его составляет учреждение – получатель субсидии (не менее двух экземпляров) и направляет учредителю в сроки, обеспечивающие сопоставимость показателей в бухгалтерской отчетности учреждения и бюджетной отчетности учредителя. Допускается представлять извещения (ф. 0504805) в виде скан-копий по электронной почте. Сведения в копии должны соответствовать оригиналу документа.

Шаблон извещения (ф. 0504805), порядок отражения расчетов по субсидиям с заполненными примерами извещения (ф. 0504805) размещены на сайте Минфина России в разделе «Бухгалтерский учет и бухгалтерская (финансовая) отчетность государственного сектора», подраздел «Методический кабинет».

Если учредитель решит формировать расчеты по субсидиям по итогам отчетного года на основании извещения (ф. 0504805), бухгалтерская служба учредителя подтверждает отражение в бюджетном учете соответствующих корреспонденций и направляет второй экземпляр извещения (ф. 0504805) (его скан-копию) учреждению.

Формирование извещения (ф. 0504805) не отменяет обязанность представления отчета о достижении целевых показателей, в т.ч. после представления годовой отчетности. В результате рассмотрения отчета показатели, сформированные ранее на основании извещения (ф. 0504805), могут быть скорректированы. Такие корректировки отражаются учредителем с направлением учреждению извещения (ф. 0504805), содержащего корректирующие бухгалтерские записи. Такие записи не являются исправлением ошибки и отражаются в том году, в котором принято решение о корректировке.

Возврат субсидии

Остатки целевых субсидий, которые не были использованы в текущем финансовом году, подлежат перечислению бюджетными (автономными) учреждениями в бюджет (ч. 18 ст. 30 Федерального закона от 08.03.2010 № 83-ФЗ, ч. 3.17 ст. 2 Закона № 174-ФЗ). Однако учреждения могут использовать этот остаток в очередном финансовом году при наличии потребности в направлении средств на те же цели на основании решения учредителя.

После представления учреждением бухгалтерской (финансовой) отчетности учредитель может предъявить требование о возврате субсидии (вследствие рассмотрения отчета о выполнении условий предоставления субсидии, выявления нецелевого использования субсидии, невыполнения условий предоставления субсидии). В этом случае ранее представленная бюджетная отчетность учредителя, не содержащая расчетов по указанным требованиям, не корректируется. Бухгалтерские записи по начислению требования возврата субсидии не являются исправлением ошибки и отражаются в финансовом году их предъявления в качестве новых расчетов.

Учредитель отражает возврат бюджетными (автономными) учреждениями остатков целевых субсидий прошлых лет текущего характера по подстатье 153 КОСГУ (п. 9.5.3 Порядка № 209н). Для учета задолженности подведомственных бюджетных и автономных учреждений по возврату таких средств применяется счет 205 53.

Неиспользованные целевые субсидии прошлых лет зачисляются в доход бюджета на КБК:

  • 2 18 0Х010 ХХ 0000 150 – при возврате от бюджетных учреждений (в части федерального бюджета 2 18 01010 01 0000 150)
  • 2 18 0Х020 ХХ 0000 150 – при возврате от автономных учреждений (в части федерального бюджета 2 18 01020 01 0000 150)
Типовые корреспонденции по предоставлению целевых субсидий текущего характера
  • на текущий год
  • на очередные годы
  • на текущий год
  • на очередные годы

* Бухгалтерскую запись следует согласовать в порядке, предусмотренном п. 2 Инструкции № 162н.

Энциклопедия решений. Расчеты по выданным авансам. Счет 206 00 (для бюджетной сферы)

Расчеты организации госсектора по предоставленным в соответствии с условиями заключенных договоров (контрактов), соглашений авансовым выплатам (кроме авансов, выданных подотчетным лицам) учитываются на счете 206 00 "Расчеты по выданным авансам" (п. 202 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н, далее — Инструкция N 157н).

Учет задолженности дебиторов по выданным авансам в иностранных валютах одновременно ведется в соответствующей иностранной валюте и в рублевом эквиваленте на дату авансовых выплат (п. 203 Инструкции N 157н).

Внимание

Переоценка расчетов по выданным авансам в иностранных валютах осуществляется на дату совершения операций по возврату ранее произведенных выплат в соответствующей иностранной валюте. В иных случаях суммы перечисленных (выданных) предварительных оплат (авансов) переоценке не подлежат.

Положительные (отрицательные) курсовые разницы, возникшие при переоценке и расчете рублевого эквивалента, относятся на увеличение (уменьшение) расчетов в иностранной валюте, с отнесением курсовых разниц на финансовый результат текущего финансового года от переоценки активов.

В бухгалтерском учете операции по счету 206 00 отражаются учреждением на основании первичных учетных документов (п. 7 Инструкции N 157н), оформленных в том числе и с учетом требований по санкционированию оплаты принятых денежных обязательств, установленных финансовым органом.

Внимание

По состоянию на отчетную дату отрицательные остатки (кредиторская задолженность) по счету 206 00 не допускаются (п. 1.1.8 письма Минфина России и Федерального казначейства от 02.02.2017 NN 02-07-07/5669, 07-04-05/02-120, п.п. 1.1.5, 2.7, 5.3 письма Минфина России и Федерального казначейства от 30.12.2015 NN 02-07-07/77754, 07-04-05/02-919).

Кроме того, на счете 206 00 не подлежат учету суммы предварительных оплат, не возвращенные контрагентом в случае расторжения договоров, при ведении претензионной работы. Указанные суммы списываются в дебет счета 209 30 "Расчеты по компенсации затрат" (см. абз. 13 п. 86 Инструкции N 162н, абз. 12 п. 109 Инструкции N 174н, абз. 12 п. 112 Инструкции N 183н).

Списание с балансового учета нереальной ко взысканию суммы задолженности по предоставленным авансам отражается на основании Бухгалтерской справки (ф. 0504833) по дебету счета 0 401 20 273 "Чрезвычайные расходы по операциям с активами" и кредиту счета 0 206 00 000 "Расчеты по выданным авансам" с приложением первичных документов и одновременным отражением списанной суммы на забалансовом счете 04 "Задолженность неплатежеспособных дебиторов".

Аналитический учет по счету 206 00 "Расчеты по выданным авансам" согласно п. 205 Инструкции N 157н ведется в Карточке учета средств и расчетов (ф. 0504051) в разрезе дебиторов и по соответствующим им суммам выданных авансов.

Группируются расчеты по выданным авансам в разрезе видов выплат, утвержденных сметой (планом финансово-хозяйственной деятельности) учреждения по аналитическим группам синтетического счета объекта учета (п. 204 Инструкции N 157н).

Синтетический учет по счету 206 00 "Расчеты по выданным авансам" согласно п. 206 Инструкции N 157н ведется в Журнале по расчетам с поставщиками и подрядчиками (ф. 0504071) (п. 206 Инструкции N 157н).

Кроме того, в рамках учетной политики в учреждении может быть принято решение о ведении в Журнале по расчетам с поставщиками и подрядчиками (ф. 0504071), в том числе, и аналитического учета операций по счету 206 00.

Пример

1 июля бюджетное (автономное) учреждение в рамках приносящей доход деятельности, не облагаемой НДС, в соответствии с условиями договора перечислило аванс поставщику в размере 30 процентов суммы договора:

— на поставку основных средств — оборудования (иное движимое имущество), стоимостью 45 000 руб.;

— на поставку расходных материалов на сумму 150 000 руб.

5 июля поставщиком поставлено оборудование и представлено уведомление о невозможности поставки расходных материалов в связи с их утратой в результате пожара на складе.

6 июля на лицевой счет учреждения зачислена сумма аванса за материалы, возвращенная поставщиком. Учреждением произведен окончательный расчет по оплате стоимости поставленного оборудования.

В бухгалтерском учете учреждения следует сделать записи:

В бюджетном учреждении

В автономном учреждении

Перечислена сумма аванса поставщику за оборудование

(150 000, 00 х 30%)

Перечислена сумма аванса поставщику за материалы

Поступило оборудование от поставщика

Зачтена сумма аванса за оборудование

Отражен возврат аванса за материалы поставщиком

(45 000, 00 — 13 500, 00)

Произведен окончательный расчет с поставщиком за оборудование

Информацию об аналитических счетах и типовых корреспонденциях, применяемых в целях ведения бухгалтерского учета расчетов по выданным авансам, смотрите в путеводителях:

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете подать заявку на получение полного доступа к системе бесплатно на 3 дня.

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Информационный блок " Бюджетная сфера: учет, отчетность, финконтроль " — это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным вопросам, возникающим в деятельности организаций бюджетной сферы.

Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, финансового контроля, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.

Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.

Перечень сокращений, используемых в информационном блоке :

Закон N 402-ФЗ — Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"

Инструкция N 157н — Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н

Инструкция N 162н — Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н

Инструкция N 174н — Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н

Инструкция N 183н — Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н

Порядок N 209н — Порядок применения классификации операций сектора государственного управления, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 N 209н

Порядок N 82н — Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структура и принципы назначения, утв. приказом Минфина России от 24.05.2022 N 82н

Приказ N 61н — Приказ Минфина России от 15.04.2021 N 61н "Об утверждении унифицированных форм электронных документов бухгалтерского учета, применяемых при ведении бюджетного учета, бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений, и Методических указаний по их формированию и применению"

Приказ N 52н — Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению"

Инструкция N 33н — Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н

Инструкция N 191н — Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н

КБК — коды бюджетной классификации

КОСГУ — Классификация операций сектора государственного управления

КФО — код вида финансового обеспечения (деятельности)

План ФХД — План финансово-хозяйственной деятельности

ГРБС — главный распорядитель бюджетных средств

ПБС — получатель бюджетных средств

Орган-учредитель — орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя бюджетного или автономного учреждения

Закон N 326-ФЗ — Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации"

Правила N 108н — Приказ Минздрава России от 28.02.2019 N 108н "Правила обязательного медицинского страхования в Российской Федерации"

ВМП — высокотехнологичная медицинская помощь

Специалисты министерств, ведомств и научных организаций, независимые эксперты и эксперты ГАРАНТа

Бычков С.С., заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России

Семенюк А.А., государственный советник РФ 3 класса, с 2019 по 2022 год — заместитель главного бухгалтера Федеральной таможенной службы (ФТС России)

Пименов В.В., руководитель направления "Бюджетная сфера" компании "Гарант", эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ)

Панкратова Г.А., заместитель директора ГКУ Камчатского края "Центр финансового обеспечения", с 2013 по 2020 год — главный бухгалтер Министерства здравоохранения Камчатского края

Крохина Ю.А., заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ), доктор юридических наук, профессор

Волгина Ю.Н., главный бухгалтер ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина" Минздрава России

Кулаков А.С., начальник отдела учета и отчетности ФГБУ "Главный военный клинический госпиталь им. академика Н.Н. Бурденко" Минобороны России, профессиональный бухгалтер

Железнева Ю.С., ведущий аналитик, с 2020 по 2023 год — главный бухгалтер ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина" Минздрава России, профессиональный бухгалтер

Янчарин Е.А., ведущий аналитик, с 2016 по 2018 год — заместитель начальника Управления организации капстроительства ДТ МВД России

Жуковский Д.В., начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы "1С" в организациях бюджетной сферы

Централизованное снабжение материальными ценностями

Одним из способов обеспечения учреждений физической культуры и спорта материальными ценностями является централизованное снабжение. О порядке оформления централизованных поставок, а также о правилах отражения таких операций в бухгалтерском учете расскажем ниже.

Участники централизованного снабжения

Участниками централизованных поставок являются:

1) поставщик – организация, осуществляющая поставку материальных ценностей;
2) заказчик – учреждение (государственный орган), наделенное полномочиями по заключению договора (государственного контракта) с поставщиком;
3) грузополучатель – учреждение, которому непосредственно поступают материальные ценности.

В денежных расчетах, связанных с централизованным снабжением, участвуют заказчик и поставщик. Грузополучатель при этом лишь принимает материальные ценности.

При осуществлении централизованных закупок за счет средств бюджета (субсидий, предоставленных из бюджета) заказчики, за исключением автономных учреждений, обязаны руководствоваться положениями Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Варианты централизованного снабжения и документальное оформление

Согласно условиям договора поставки при централизованном снабжении материальные ценности могут поступать либо через склад заказчика, либо напрямую грузополучателю.

Помимо договора и сопроводительных документов поставщика, еще одним важным документом, применяемым для оформления взаимосвязанных расчетов между заказчиком и грузополучателем, является извещение (ф. 0504805). Такое извещение в обязательном порядке формируется в двух экземплярах.

Порядок и очередность оформления извещений при централизованном снабжении устанавливаются учетной политикой учреждения-заказчика:

1) в случае формирования заказчиком извещений об отправке поставщиком в адрес грузополучателя материальных ценностей последний при получении извещений осуществляет внутренний контроль за принятием к учету материальных ценностей (их поступлением) и уведомляет заказчика посредством направления ему второго экземпляра извещения о принятии к учету поступивших материальных ценностей. При неполучении материальных ценностей в период, достаточный для их транспортировки, грузополучатель уведомляет заказчика об этом также путем направления извещения;

2) в случае формирования грузополучателем извещений о получении по централизованному снабжению материальных ценностей от поставщика оба экземпляра извещения направляются заказчику. Заказчик при получении извещений заполняет их в своей части и возвращает в подтверждение сформированных взаимосвязанных показателей один экземпляр извещения грузополучателю.

Изложенные выше правила оформления извещений установлены Инструкцией № 162н. Хотя названная инструкция применяется учреждениями, являющимися участниками бюджетного процесса (в частности, казенными учреждениями), по мнению автора, указанные правила могут быть распространены и при оформлении взаимоотношений по централизованному снабжению бюджетных и автономных учреждений.

Отражение операций по централизованному снабжению в бухгалтерском учете

Централизованное снабжение между участниками бюджетного процесса (заказчиком – главным распорядителем бюджетных средств и грузополучателем – получателем бюджетных средств).

Порядок бюджетного учета операций по централизованному снабжению материальными ценностями приведен в разд. 6 Инструкции № 162н. Приведем установленную в данном разделе корреспонденцию счетов:

Содержание операции

Дебет

Кредит

В учете заказчика

Перечисление аванса поставщику на условиях контракта на централизованное снабжение

1 206 31 560
1 206 32 560
1 206 34 560

1 304 05 310
1 304 05 320
1 304 05 340

Поставка материальных ценностей:

непосредственно грузополучателю, минуя склад заказчика

1 304 04 310
1 304 04 320
1 304 04 340

1 302 31 730
1 302 32 730
1 302 34 730

на склад заказчика с дальнейшей передачей в адрес грузополучателя

1 106 31 310
1 106 32 320
1 106 34 340

1 302 31 730
1 302 32 730
1 302 34 730

1 304 04 310
1 304 04 320
1 304 04 340

1 106 31 410
1 106 32 420
1 106 34 440

1 302 31 830
1 302 32 830
1 302 34 830

1 206 31 660
1 206 32 660
1 206 34 660

Отражение суммы недостачи, порчи ценностей или некомплектности предметов, выявленных при принятии их грузополучателем

1 302 31 830
1 302 32 830
1 302 34 830

1 304 04 310
1 304 04 320
1 304 04 340

Отправка поставщику возвратной тары:

на сумму предъявленного поставщику счета

на сумму разницы между ценой приобретения тары и ценой, по которой возвращена тара поставщику

на сумму поступивших от поставщика денежных средств за возвратную тару

1 210 02 440
1 303 05 830

В учете грузополучателя

Поступление материальных ценностей напрямую от поставщика

1 106 31 310
1 106 32 320
1 106 34 340

1 304 04 310
1 304 04 320
1 304 04 340

Поступление материальных ценностей со склада заказчика

1 101 3x 310
1 102 32 320
1 105 3x 340

1 304 04 310
1 304 04 320
1 304 04 340

Отражение суммы материальных ценностей, отправленных грузополучателю, но не поступивших к моменту получения извещения от заказчика:

при получении извещения

1 107 31 310
1 107 33 340

1 304 04 310
1 304 04 340

при получении материальных ценностей

1 106 31 310
1 106 34 310

1 107 31 310
1 107 33 340

1 101 3x 310
1 105 3x 340

Отражение суммы материальных ценностей, полученных грузополучателем до момента получения извещения от заказчика:

при получении материальных ценностей

Забалансовый счет 22*

при поступлении извещения от заказчика

1 106 31 310
1 106 32 320
1 106 34 340

1 304 04 310
1 304 04 320
1 304 04 340

1 101 3x 310
1 102 32 320
1 105 3x 340

Забалансовый счет 22

Отражение возвратной тары

* Забалансовый счет 22 «Материальные ценности, полученные по централизованному снабжению» предназначен для учета грузополучателем полученных от поставщика материальных ценностей до момента получения грузополучателем извещения (подтверждения заказчиком централизованной закупки исполнения поставки по централизованному снабжению и копий документов поставщика на отправленные ценности в адрес грузополучателя). При этом пользование имуществом до получения указанных документов (подтверждения исполнения поставки по централизованному снабжению) допускается казенным учреждением – при наличии разрешения уполномоченного органа исполнительной власти, главного распорядителя бюджетных средств (п. 375 Инструкции № 157н**).

** Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденная Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.

Пример 1.

Департамент спорта (заказчик) заключил договор по централизованному снабжению районных управлений спорта (грузополучатель) спортивным инвентарем (теннисными столами) – по 1 столу в каждое управление. Общая стоимость договора поставки составляет 80 000 руб. (4 стола по 20 000 руб. каждый). Согласно условиям договора поставка осуществляется напрямую грузополучателям. Размер аванса по договору равен 30% (24 000 руб.)

В бюджетном учете указанные операции будут отражены следующим образом:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

В учете заказчика

Перечислен аванс поставщику

Получены от грузополучателей извещения о получении инвентаря с приложением накладных

Зачтен ранее перечисленный аванс

Произведен окончательный расчет с поставщиком
(80 000 — 24 000) руб.

В учете каждого грузополучателя

Поступил инвентарь от поставщика (отправлены извещения заказчику в целях подтверждения взаимосвязанных показателей)

Принят инвентарь к учету в состав основных средств

Централизованное снабжение головным учреждением своих обособленных подразделений (филиалов).

При централизованной закупке головным учреждением материальных ценностей для своих обособленных подразделений, наделенных полномочиями по ведению бухгалтерского учета, заказчиком выступает головное учреждение, а грузополучателем – обособленное подразделение.

Отражение взаимосвязанных расчетов в рамках таких операций осуществляется с применением счета 0 304 04 000 «Внутриведомственные расчеты», при этом на основании оформленных извещений (п. 142, 143 Инструкции № 174н, п. 170, 171 Инструкции № 183н):

у головного учреждения передача нефинансовых активов отражается по дебету счета 0 304 04 000 и кредиту соответствующих аналитических счетов по счетам 0 101 00 000 «Основные средства», 0 102 00 000 «Нематериальные активы», 0 105 00 000 «Материальные запасы», 0 106 00 000 «Вложения в нефинансовые активы»;

у обособленного учреждения получение нефинансовых активов – по дебету соответствующих аналитических счетов по счетам 0 101 00 000 «Основные средства», 0 102 00 000 «Нематериальные активы», 0 105 00 000 «Материальные запасы», 0 106 00 000 «Вложения в нефинансовые активы» и кредиту счета 0 304 04 000.

Пример 2.

Государственный университет физической культуры и спорта (бюджетное учреждение) имеет в других регионах два филиала, наделенных полномочиями по ведению бухгалтерского учета. За счет средств, полученных от приносящей доход деятельности, университет заключил договор поставки спортивной одежды на сумму 40 000 руб. (20 комплектов по 2 000 руб.). Условиями договора предусмотрено поступление спортивной одежды на склад университета с дальнейшей передачей в адрес филиалов. Аванс по договору составляет 12 000 руб.

В бухгалтерском учете указанные операции будут отражены следующим образом:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

В учете головного учреждения

Перечислен аванс поставщику

Забалансовый счет 18 (КОСГУ 340)

Поступила спортивная одежда на склад головного учреждения

Зачтен ранее перечисленный аванс

Произведен окончательный расчет с поставщиком
(40 000 — 12 000) руб.

Забалансовый счет 18 (КОСГУ 340)

Отражена передача спортивной одежды в адрес обособленных подразделений (на основании оформленных и переданных извещений)

Предоставлены филиалами заполненные извещения, подтверждающие получение ими спортивной одежды

В учете каждого из филиалов

Поступила спортивная одежда (один экземпляр извещения возращен в головное учреждение)

* В соответствии с п. 341 Инструкции № 157н забалансовый счет 05 «Материальные ценности, оплаченные по централизованному снабжению» предназначен для учета материальных ценностей, оплаченных субъектом учета, уполномоченным на централизованное заключение контракта (договора) и отгруженных грузополучателям в рамках централизованной закупки.

Принятие к учету на счет 05 материальных ценностей отражается заказчиком на основании первичных документов, подтверждающих отгрузку материальных ценностей в пользу грузополучателя, в сумме выплат на их приобретение.

При получении заказчиком подтверждения о получении грузополучателем материальных ценностей, отгруженных в их адрес, указанные ценности подлежат списанию с забалансового учета по стоимости, по которой они ранее принимались к учету.

Централизованные закупки в пользу бюджетных (автономных) учреждений.

На практике нередки случаи, когда главный распорядитель бюджетных средств (учредитель) осуществляет централизованные закупки в пользу подведомственных бюджетных (автономных) учреждений. Возникает вопрос, как отражать такие операции в бухгалтерском учете, ведь в инструкциях № 174н, 183н проводок по централизованному снабжению бюджетных (автономных) учреждений не предусмотрено.

По мнению автора, в данном случае взаимосвязанные расчеты между заказчиком-учредителем и грузополучателями – бюджетными, автономными учреждениями отражаются как безвозмездная передача. Рассмотрим порядок отражения таких операций на примере.

Пример 3.

Департаментом спорта (заказчик) заключен договор централизованной закупки велосипедов для подведомственных спортивных школ (бюджетные учреждения). Общая стоимость закупки составляет 255 000 руб. (стоимость 1 велосипеда – 17 000 руб.). Согласно условиям договора поставка осуществляется непосредственно в школу (по 5 велосипедов в каждую из 3 школ). Поставка производится после внесения заказчиком предоплаты в сумме 76 500 руб.

Принятые бюджетные обязательства — бухгалтерские проводки

Что представляют собой принятые бюджетные обязательства?

Под бюджетными обязательствами в законодательстве РФ понимаются обязательства по совершению государственным учреждением расходов в рамках того или иного финансового года (ст. 6 БК РФ). Принятие соответствующих обязательств является одной из составляющих процесса исполнения бюджета по расходам наряду с такими процедурами, как (п. 2 ст. 219 БК РФ):

  • принятие и подтверждение финансовых обязательств;
  • санкционирование выполнения финансовых обязательств;
  • подтверждение выполнения финансовых обязательств.

Учреждение, являющееся получателем бюджетных средств, принимает различные обязательства в пределах лимитов (п. 3 ст. 219 БК РФ).

В соответствии с нормами ст. 6 БК РФ, наряду с бюджетными обязательствами учреждения могут иметь также денежные обязательства — те, что предполагают перечисление учреждением денежных средств в пользу управомоченной стороны по договору (например, трудовому или гражданско-правовому).

Как правило, наличие бюджетного обязательства предполагает последующее возникновение и денежного, однако отождествлять их не следует.

Бюджетное обязательство — то, что учреждению предстоит выполнить в соответствии с плановыми расходами распорядителя бюджетных средств. Как только учреждение получает от распорядителя денежные средства на выполнение конкретных бюджетных обязательств, то у него возникает обязательство уже денежное.

Заключив контракт с поставщиком мебели на сумму всего 600 000 руб., учреждение приобретает бюджетные обязательства на эту сумму. После того как поставщик, в соответствии с условиями договора, поставил первую партию мебели на 200 000 руб. и выставил счет за нее, то возникает уже денежное обязательство по оплате поставки 200 000 руб. Бюджет перечисляет на счет учреждения данную сумму в целях исполнения учреждением возникшего финансового обязательства.

Бухгалтерский учет бюджетных и денежных обязательств ведется раздельно. Обязательства учреждения могут появляться вследствие заключения государственных контрактов, различных договоров со сторонними хозяйствующими субъектами.

Принятие обязательств государственными и муниципальными учреждениями предполагает отражение соответствующих операций в регистрах бухучета с применением особых проводок. Рассмотрим их специфику.

Учет принятых обязательств в регистрах бухучета: структура счетов для проводок

Принятие бюджетных обязательств государственными учреждениями осуществляется с применением счета 0 502 01 000 (принятые обязательства) по Единому плану счетов, утвержденному приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.

Учреждение вправе применять те счета, что приведены в нормативных актах, регулирующих бухучет в конкретных типах государственных учреждений — казенных (приказ Минфина России от 06.12.2010 № 162н), бюджетных (приказ Минфина РФ от 16.12.2010 № 174н), автономных (приказ Минфина РФ от 23.12.2010 № 183н).

Но так или иначе все счета в указанных источниках права базируются на тех, которые утверждены приказом № 157н, поэтому в качестве регулирующего нормативного акта можно использовать данный приказ, юрисдикция которого распространяется на все типы учреждений.

Какие проводки изменились для бюджетных, унитарных и казенных учреждений в связи с последними изменениями КОСГУ, узнайте в обзоре от экспертов КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к правовой системе, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.

Проводки по кредиту счета 0 502 01 000, имеющие отношение к принятию бюджетных обязательств, могут корреспондировать, в частности:

  • с дебетом счета 0 501 00 000 (лимиты обязательств), если учреждение — казенное;
  • с дебетом счета 0 506 00 000 (право на обязательства), если учреждение — автономное или бюджетное.

Бюджетные обязательства, как мы отметили выше, тесно связаны с финансовыми обязательствами, которым также соответствуют отдельные проводки. Для учета финансовых обязательств применяется счет 0 502 02 000 (принятые финансовые обязательства).

Полный код счета бюджетного учета — 26-значный. На практике первые 17 цифр в регистрах бухучета обычно не отражаются, поскольку они определены в перечне КБК и потому одинаковы для всех операций по расходованию бюджетных средств учреждениями в конкретной сфере бюджетного финансирования.

Таким образом, в регистрах бухучета бюджетных учреждений применяется 9-значный код (соответствующий 18–26 разрядам полного счета). При формировании счетов для проводок по бюджетным обязательствам он будет представлен в следующей структуре:

  • первая цифра — код финансового обеспечения (по перечню, приведенному в п. 21 Инструкции, утвержденной приказом № 157н);
  • следующие три цифры — синтетический код (в нашем случае — 501, 502 или 506);
  • следующие 2 цифры — аналитический код (соответствует периоду принятых обязательств — по перечню, приведенному в п. 309 Инструкции);
  • еще три цифры в структуре счета — это в общем случае код КОСГУ (но автономные учреждения применяют коды в соответствии с Инструкцией по приказу № 174н).

Формы первичных документов, а также учетных регистров и отчетности для бюджетников вы можете найти в КонсультантПлюс. Получите пробный доступ к системе бесплатно и переходите в справочник.

При этом вторая цифра в двузначном аналитическом коде счета (который следует за трехзначным синтетическим) будет определяться:

  • при использовании синтетического кода 501 — статусом лимита бюджетного обязательства (он может быть, к примеру, доведенным — в этом случае фиксируется цифра 1 или утвержденным — в этом случае используется цифра 9);
  • при использовании синтетического кода 502 — типом обязательства (если оно бюджетное — фиксируется цифра 1, если денежное — цифра 2).

В зависимости от конкретной хозяйственной операции в регистрах бухучета фиксируются проводки с использованием счетов, формируемых с учетом рассмотренных нами правил.

В числе самых распространенных хозяйственных операций государственных учреждений, которые соответствуют принятым ими бюджетным обязательствам:

  • оплата работ и услуг, оказываемых сторонними хозяйствующими субъектами;
  • выплата заработной платы сотрудникам;
  • освоение целевой субсидии.

Рассмотрим примеры проводок по соответствующим хозяйственным операциям.

Оплата работ и услуг сторонним поставщикам: счета и проводки

Предположим, государственное учреждение заключило договор со сторонней фирмой на оказание консультационных услуг.

Факт принятия учреждением бюджетных обязательств на всю сумму договора с поставщиком отражен проводкой

  • Дт 1 501 13 226;
  • Кт 1 502 11 226.

Счет 1 501 13 226 используется нами, поскольку включает коды:

  • 1 — отражающий факт принятия обязательств за счет бюджетных средств;
  • 501 — показывающий принятие бюджетных обязательств по лимиту;
  • 13 — отражающий факт санкционирования лимитов в текущем году;
  • 226 — показывающий, что учреждение оплачивает услуги (по КОСГУ).

Счет 1 502 11 226 задействуется нами, поскольку включает коды:

  • 502 — отражающий, собственно, факт принятия учреждением бюджетных обязательств;
  • 11 — показывающий, что обязательства относятся к текущему финансовому году.

Факт принятия хозяйствующим субъектом денежных обязательств (их сумма определяется условиями договора и может быть меньшей, чем сумма бюджетных обязательств — например, если вносится прописанный в договоре аванс) отражается проводкой:

  • Дт 1 502 11 226;
  • Кт 1 502 12 226.

В свою очередь, код Кт 1 502 12 226 используется нами, поскольку:

  • включает код вида 502, который отражает факт принятия учреждением собственно финансовых обязательств;
  • включает код 12, который показывает, что финансовое обязательство относится к текущему финансовому году.

Выплата зарплаты: счета и проводки

Зарплата в госучреждениях обычно выплачивается 2 раза в месяц — в виде аванса и основной суммы. Каждая выплата при этом формирует отдельную связку из бюджетных и денежных обязательств.

Допустим, зарплата сотрудника составляет 40 000 рублей, авансом уплачивается 15 000.

В случае с авансом обязательство оформляется проводкой:

  • Дт 1 502 11 211;
  • Кт 1 502 12 211.

Данная проводка отражает тот факт, что в данном случае сначала возникает только денежное обязательство на сумму 15 000 рублей по авансу. При этом бюджетное обязательство образуется только в конце месяца, при начислении всей зарплаты.

При начислении всей зарплаты (в конце месяца) проводки будут применены следующие:

1. Проводка, отражающая принятие бюджетных обязательств в рамках лимита, то есть на всю сумму в 40 000 рублей:

  • Дт 1 501 13 211;
  • Кт 1 502 11 211.

Счет 1 501 13 211 используется нами, поскольку включает коды:

  • 501 — отражающий тот факт, что зарплата будет выплачиваться за счет лимитов по бюджетным обязательствам;
  • 13 — показывающий, что используются лимиты, установленные на текущий финансовый год.

2. Проводка, которая, как и в первом случае, отражает принятие учреждением денежного обязательства на оставшуюся сумму зарплаты в 25 000 рублей:

  • Дт 1 502 11 211;
  • Кт 1 502 12 211.

Освоение целевых субсидий: счета и проводки

Допустим, бюджетное учреждение получило целевую субсидию на установку пожарной лестницы.

В данном случае мы будем использовать проводки:

1. Отражающую принятие учреждением бюджетного обязательства (по договору с предприятием, которое установит лестницу):

  • Дт 5 506 10 225;
  • Кт 5 502 11 225.

Счет 5 506 10 225 выбран нами, так как в его структуре присутствуют коды:

  • 5 — код финансового обеспечения (в данном случае — субсидия);
  • 506 — синтетический код по Плану счетов, отражающий тот факт, что речь идет о реализации права на получение обязательств (данное право может быть реализовано только бюджетными и автономными учреждениями);
  • 10 — аналитический код по Плану счетов, отражающий тот факт, что принятые обязательства относятся к текущему финансовому году;
  • 225 — код КОСГУ, отражающий тот факт, что учреждение заказывает работы и услуги по содержанию имущества в виде установки пожарной лестницы.

Счет 5 502 11 225 выбран нами, так как в его структуре присутствует код вида 502 — синтетический код, отражающий тот факт, что учреждение приняло бюджетные обязательства.

2. Отражающую принятие учреждением финансового (денежного) обязательства (по факту завершения работ и получения документов на оплату):

  • Дт 5 502 11 225;
  • Кт 5 502 12 225.

Счет 5 502 11 225 использован нами по той же причине, что и в предыдущей проводке.

Счет 5 502 12 225 задействован нами, поскольку включает коды:

  • 502 — отражающего тот факт, что учреждение приняло финансовые обязательства;
  • 12 — отражающего тот факт, что обязательства относятся к текущему финансовому году.

Итоги

Принятые государственным учреждением бюджетные обязательства отражаются в регистрах бухучета с применением проводок со счетами по Единому плану, утвержденному Минфином, или же с применением проводок, которые утверждены в отдельных НПА для казенных, автономных и бюджетных учреждений, но так или иначе на основе Единого плана. Формируются данные счета с учетом значения конкретных кодов, которые входят в структуру соответствующих счетов.

Ознакомиться с иными сведениями об учете обязательств бюджетным учреждением вы можете в статьях:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *