Продюсер как субъект авторских и смежных прав
Перейти к содержимому

Продюсер как субъект авторских и смежных прав

  • автор:

Продюсер — автор: правовые отношения и реализация авторских прав

Отношения между авторами и исполнителями у нас отвратительные. Исполнители хотят платить за песни как можно меньше или вообще не платить. Не любят, когда на экране пишут титры с именем автора песни, не хотят лишний раз упомянуть в интервью своего автора. «Не надо ему (автору) лишний раз появляться на экране, не надо распылять внимание»

Илья Духовный

Авторами музыкальных композиций, как было отмечено, являются два лица — автор музыки (композитор) и автор текста (поэт).

Классификация прав

Рассмотрим классификации прав, имеющих место в законе РФ от 9 июля 1993 г. № 5351—1 «Об авторском праве и смежных правах» (с изменениями от 19 июля 1995 г., 20 июля 2004 г.). У авторов музыкального произведения, как и любых других авторов, есть личные неимущественные права (ст. 15 Закона, см. приложение 2) и имущественные права (ст. 16 Закона, см. приложение 2).

Ст. 15 Закона предоставляет автору личные неимущественные права, что значительно изменяет вид и объем авторских прав. Впервые в законодательстве России предусмотрено «право на защиту произведения, включая его название, от всякого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству автора (право на защиту репутации автора)» и право на отзыв.

Личные неимущественные права автора — это право называться автором, право на имя, право на обнародование (включая право на отзыв) и на защиту репутации автора и произведения. Личные неимущественные права принадлежат автору независимо от его имущественных прав и сохраняются за ним в любом случае.

Несмотря на всю объективность и закономерность возникновения у автора неимущественных прав здесь есть некоторые острые углы, который продюсер, зная правовые основы, призван отшлифовать. К примеру, право на обнародование предусматривает, что автору принадлежит право лично определять, кто и каким образом может обнародовать его произведение, т.е. «впервые сделать произведение доступным для всеобщего сведения» (ст. 4 Закона).

Что это значит? «Это означает, что без специального разрешения (договора) автора с исполнителем на обнародование нового произведения, а проще говоря, на первое его исполнение, такое исполнение невозможно» 1 . А если оно уже состоялось, то автор имеет законное право потребовать прекратить такое исполнение, а также выплатить ему компенсацию, размер которой определит суд. И все это совершенно не зависит от того, какие деньги были потрачены артистом, его продюсером, выпускающей компанией на запись этого произведения. Без разрешения (договора) автора на обнародование произведения все эти траты могут оказаться просто выброшенными деньгами. Также автору принадлежит и право на отзыв уже выданного разрешения на обнародование, но в этом случае Закон обязывает его компенсировать все убытки.

«Не менее интересно право на имя. Только автор имеет право разрешить использовать свое произведение под подлинным именем, под псевдонимом или без указания имени» 1 .

Таким образом, рекорд-компания или телеканал, представившие на рынок соответственно аудио- или аудиовизуальное произведение без указания имени автора, рискуют быть разоренными этим автором, так как разрешения на выпуск в свет произведения без указания имени он не предоставлял. И отсутствие договора с автором в этом случае будет трактоваться как доказательство в пользу претензии автора.

Неимущественные права — это особая категория прав. Заключая договоры с авторами текстов или композиторами, продюсеры не уделяют должного внимания данной категории прав. Тем не менее, обязательным положением такого договора является пункт о передаче права на обнародование, так как автору принадлежит право определять, кто и каким образом может обнародовать его произведение, т.е. «впервые сделать произведение доступным для всеобщего сведения» (ст. 4 Закона). Если данный пункт в договоре отсутствует, то исполнение, издание либо другой способ обнародования данного произведения является незаконным. И автор имеет законное право потребовать выплатить ему компенсацию, размер которой определяет суд.

Автору также принадлежит право на отзыв уже выданного разрешения на обнародование. Естественно, в Законе предусмотрено и ограничение этого права автора. Правом на отзыв автор произведения вправе воспользоваться только при условии возмещения пользователю причиненных таким решением убытков, включая упущенную выгоду.

Вторая категория прав авторов — имущественные права, т.е. те, в отношении которых применим режим имущества, их можно продавать, сдавать в прокат и т.д. Имущественные права автора предполагают непосредственное использование произведения в любой форме и любым способом.

В профессиональной литературе все эти права классифицируют на «механические», «публичные», включая использование произведения на радио и телевидении, и «вторичные» — последние характеризуются «созданием нового оригинала путем изменения исходного». Причем закон устанавливает право автора на получение вознаграждения за каждый вид использования его произведения.

Все права, перечисленные в ст. 16 Закона, т.е. имущественные авторские права, в соответствии со ст. 30 могут передаваться только по авторскому договору на передачу исключительных либо неисключительных прав. Без документа под названием «авторский договор» никакое использование произведения невозможно.

Таким образом, имущественные права представляют собой перечень действий, которые вправе осуществлять автор при применении предоставленных ему исключительных прав на использование произведения.

Композитору, в отличие от остальных участников творческо- правовых отношений, Законом предоставлены дополнительная защита и привилегии.

По законодательству композитор пользуется привилегиями в том плане, что для него действует система коллективного управления правами, осуществляемое Российским авторским обществом. Как и с другими авторами, договор с композитором предполагает передачу исключительных прав продюсеру, который может воспроизводить, распространять, публично исполнять в аудиовизуальном произведении. Тут необходимо отметить, что продюсеру необходимо указать в договоре передачу прав на его переработку, особенно если аранжировка произведения осуществляется не самим композитором. Если это не будет предусмотрено, то данное право останется за автором музыки, у которого при переработке необходимо будет каждый раз спрашивать разрешение. Допустим, чтобы записать для песни другую аранжировку или сделать ремикс.

В соответствии с нормами Закона автор сохраняет за собой право на получение вознаграждения за публичное использование своего произведения независимо от того, что он передал его по договору изготовителю фонограммы. В связи с этим композитор может рассчитывать на получение вознаграждения дважды за каждый случай использования: от продюсера и от авторско-правового общества по фиксированным ставкам. Таким образом, чтобы избежать двойной выплаты вознаграждения композитору, продюсер должен учесть это при составлении договора.

По числу владельцев, которым передается право на использование произведения, права могут быть исключительные и неисключительные.

Если кому-либо переданы неисключительные права, то данный субъект не становится единственным их владельцем и должен выплачивать вознаграждение владельцу исключительных прав. Если же кому-либо, в том числе и юридическим лицам, переданы исключительные имущественные права, то тем самым подтверждается исключительный статус такого субъекта как полного владельца переданных ему прав. Ограничения могут касаться только объема видов использования произведения, сроков правообладания и территории.

Естественно, продюсер должен настаивать на передачу исключительных прав на музыкальное произведение, так как только такая форма передачи сделает его единственным владельцем объекта прав.

Одним из основных из всего комплекса авторских прав является право автора на вознаграждение. Право автора на вознаграждение в отличие от ст. 479 ГК РСФСР и ст. 135 Основ гражданского законодательства конкретизируется нормой, согласно которой размер и порядок исчисления авторского вознаграждения за каждый вид использования произведения устанавливается в авторском договоре, а также в договорах, заключаемых организациями, управляющими имущественными правами авторов на коллективной основе, с пользователями.

Ряд статей Закона посвящен различным вариантам использования авторских произведений: без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения: без согласия автора, но с выплатой авторского вознаграждения и только с согласия автора с выплатой ему вознаграждения. Таким образом, предоставляется возможность воспроизводить, использовать произведения без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения. Разрешается использовать такие произведения исключительно в личных, учебных и информационных целях. Также без согласия автора и без выплаты вознаграждения происходит публичное исполнение произведения во время официальных и религиозных церемоний и для судебного воспроизводства в объеме, оправданном этой целью.

Статья 21 запрещает использовать их в коммерческих целей без выполнения определенных условий. Здесь обязательно надо испрашивать разрешения у автора и заключать с ним соответствующий договор с выплатой вознаграждения. Также предусматривается воспроизведение произведения в личных целях без согласия автора, но с выплатой авторского вознаграждения.

Продюсер в отношениях с субъектами авторских и смежных прав Текст научной статьи по специальности «Право»

Освещаются вопросы, связанные с правовым статусом продюсера в отношениях с субъектами авторских и смежных прав. Анализируется российское и зарубежное законодательство, предусматривающее понятие продюсера . Проводится сравнительный анализ продюсера и изготовителя фонограммы с позиций объектов авторского и смежного права.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Иванов Артем Алексеевич

Producer in Relations with the Subjects of Copyright and Neighboring Rights

The article highlights the issues related to the legal status of producer in relations with the subjects of copyright and neighboring rights. The Russian and foreign legislation to the concept of producer is analyzed. A comparative analysis of producer and phonogram producer from the position of copyright and neighboring rights is drawn.

Текст научной работы на тему «Продюсер в отношениях с субъектами авторских и смежных прав»

A.A. Ivanov Producer in Relations with the Subjects of Copyright and Neighboring Rights

The article highlights the issues related to the legal status of producer in relations with the subjects of copyright and neighboring rights. The Russian and foreign legislation to the concept of producer is analyzed. A comparative analysis of producer and phonogram producer from the position of copyright and neighboring rights is drawn.

Key words and word-combinations: producer, producer of a phonogram, audiovisual work, phonogram.

Освещаются вопросы, связанные с правовым статусом продюсера в отношениях с субъектами авторских и смежных прав. Анализируется российское и зарубежное законодательство, предусматривающее понятие продюсера. Проводится сравнительный анализ продюсера и изготовителя фонограммы с позиций объектов авторского и смежного права.

Ключевые слова и словосочетания: продюсер, изготовитель фонограммы, аудиовизуальное произведение, фонограмма.

УДК 347.78 ББК 67.404.3

ПРОДЮСЕР В ОТНОШЕНИЯХ С СУБЪЕКТАМИ АВТОРСКИХ И СМЕЖНЫХ ПРАВ

^В нашей стране и за рубежом проживает много талантливых людей (поэтов, писателей, музыкантов, музыкантов, режиссеров-постановщиков, актеров), чье творчество заслуживает внимания слушателей, читателей, зрителей. Через Интернет, в частности через различные социальные сети, начинающие музыканты, писатели или режиссеры могут донести до широкой публики свое искусство. Однако рано или поздно наступает такой момент, когда интеллектуальный, креативный труд должен приносить определенный доход, ведь на выступлениях в клубах и на закрытых показах много денег не заработаешь. У творческого человека появляется необходимость в помощи другого человека для развития своего творческого и, в дальнейшем, коммерческого потенциала — продюсера, чей правовой статус вызывает много вопросов.

Кто же такой продюсер? Субъект, решающий организационные вопросы в процессе записи альбомов, концертных выступлений (музыкальный продюсер), создающий условия для создания кинофильмов (кинопродюсер), отвечающий за творческую составляющую проекта (креативный продюсер)? Что общего у продюсера с изготовителем фонограмм?

В существующих электронных источниках бытует следующее определение: продюсер (англ. producer — производитель, товаропроизводитель, изготовитель) — это специалист, который принимает непосред-

2015 • № 4 (49) 6 3

ственное участие в производстве проекта, регулирует (или помогает регулировать) финансовые, административные, технологические, творческие или юридические аспекты деятельности, регулирует политику при выполнении какого-либо проекта [1].

К примеру, в соответствии со ст. 1 Закона Украины «Об авторском праве и смежных правах» продюсер аудиовизуального произведения — это лицо, которое организует или организует и финансирует создание аудиовизуального произведения [2]. Исследователь С.А. Слободян предлагает свое определение: продюсер — лицо, которое организует или организует и финансирует создание аудиовизуального произведения или исполнение произведения литературы или искусства [3, с. 27].

В п. 4 ст. 1263 ГК РФ [4, ст. 1263] продюсер определяется как изготовитель аудиовизуального произведения, то есть лицо, организовавшее создание такого произведения. В п. 1 той же статьи авторами аудиовизуального произведения являются: 1) режиссер-постановщик; 2) автор сценария; 3) композитор, являющийся автором музыкального произведения, специально созданного для этого аудиовизуального произведения. Таким образом, продюсер автором не является и соответственно первоначальными авторскими правами не обладает. Какими же правами обладает продюсер, организовывая создание этого произведения? Как складываются его отношения с авторами? В том же п. 4 ст. 1263 содержатся ответы на эти вопросы. Изготовитель вправе при любом использовании аудиовизуального произведения указывать свое имя или наименование либо требовать такого указания. При отсутствии доказательств иного изготовителем аудиовизуального произведения признается лицо, имя или наименование которого указано на этом произведении обычным образом. Однако это право на имя продюсера не сродни праву автора на имя. Право использовать такое произведение продюсер получает на основании договоров об отчуждении исключительного права или лицензионных договоров, заключаемых таким лицом с обладателями исключительных прав на соответствующие результаты интеллектуальной деятельности. При использовании результата интеллектуальной деятельности в составе сложного объекта лицо, организовавшее создание этого объекта, вправе указывать свое имя или наименование либо требовать такого указания.

Обратимся к положениям ГК РФ о смежных правах. Представляет интерес субъект смежных прав — изготовитель фонограммы. В соответствии со ст. 1322 ГК РФ изготовителем фонограммы признается лицо, взявшее на себя инициативу и ответственность за первую запись звуков исполнения или других звуков либо отображений этих звуков [4].

На первый взгляд и у продюсера как лица, организовавшего создание аудиовизуального произведения, и у изготовителя фонограммы имеется общий признак — организация создания объектов авторских и смежных прав. Однако в первом случае речь идет о создании аудиовизуального произведения, во втором — о создании записи звуков.

Исходя из легальных определений понятий «аудиовизуальное произведение» и «фонограммы», можем сделать вывод, что понятие аудиовизуального

6 4 2015 • № 4 (49)

произведения гораздо шире, чем фонограмма. Аудиовизуальное произведение подразумевает не только наличие звука, но и набор изображений. Следовательно, законодатель справедливо относит к таковым и кинематографические произведения. Фонограмма же — это только записи звуков.

Таким образом, рассматривая продюсера как лицо, организовавшее создание аудиовизуального произведения и изготовителя фонограммы через призму объектов авторского (аудиовизуальное произведение) и смежного права (фонограмма), можем логично предположить, что у продюсера по сравнению с изготовителем фонограммы более широкие организационные функции. Следовательно, организация создания аудиовизуального произведения подразумевает работу не только со звуком, но и с иными материалами, необходимыми для создания произведения. Однако нас интересует творческий вклад продюсера; организация, какой бы она ни была, творчеством не является. Следовательно, творческого элемента нельзя выделить. Возникает еще один вопрос: почему изготовителя аудиовизуального произведения называют продюсером и право использовать произведение он получает на основании договоров с авторами, а изготовителя фонограммы закон называет субъектом смежного права и наделяет его исключительным правом на фонограмму? Рассмотрим продюсера и изготовителя фонограммы с точки зрения объема их исключительных прав.

В соответствии с п. 4 ст. 1263 ГК РФ изготовителю аудиовизуального произведения принадлежит исключительное право на аудиовизуальное произведение в целом, если иное не вытекает из договоров, заключенных им с авторами аудиовизуального произведения. Изготовитель при любом использовании аудиовизуального произведения вправе указывать свое имя или наименование либо требовать такого указания. При отсутствии доказательств иного изготовителем аудиовизуального произведения признается лицо, имя или наименование которого указано на этом произведении обычным образом. Права изготовителя аудиовизуального произведения, то есть лица, организовавшего создание этого произведения (продюсера), определяются в соответствии со ст. 1240 ГК РФ.

Обратимся к п. 1 ст. 1240 ГК РФ. Лицо, организовавшее создание сложного объекта, включающего несколько охраняемых результатов интеллектуальной деятельности (кинофильма, иного аудиовизуального произведения, театрально-зрелищного представления, мультимедийного продукта, базы данных), приобретает право использования указанных результатов на основании договоров об отчуждении исключительного права или лицензионных договоров, заключаемых таким лицом с обладателями исключительных прав на соответствующие результаты интеллектуальной деятельности.

Таким образом, опираясь на содержание ст. 1263 и 1240 ГК РФ, можем отметить, что продюсер приобретает производное право от тех исключительных прав каждого из авторов, переданных ему по договору. Кроме того, в ст. 1240 ГК РФ не используется сам термин «продюсер», вместо него указано «лицо, организовавшее создание сложного объекта, включающего несколько

2015 • № 4 (49) 6 5

охраняемых результатов интеллектуальной деятельности». Поэтому возникают следующие вопросы: почему в ст. 1240 законодатель не применил понятие «продюсер» и можно ли свести законодательное определение продюсера к лицу, организовавшему создание сложного объекта, включающего несколько охраняемых результатов интеллектуальной деятельности?

По смыслу ст. 1324 ГК РФ, изготовителю фонограммы принадлежит исключительное право использовать фонограмму любым, не противоречащим закону способом. В соответствии со ст. 1229 ГК РФ, к которой отсылает ст. 1324, изготовитель фонограммы может по своему усмотрению разрешать или запрещать другим лицам использование фонограммы.

Таким образом, с точки зрения прав в отношении объектов интеллектуальной собственности (аудиовизуальное произведение и фонограмма) продюсер и изготовитель фонограммы наделены исключительными правами, но на разных основаниях. Изготовитель фонограммы обладает первоначальным исключительным правом. А продюсер — производным, по договору с авторами.

Подводя итог сравнительного анализа понятий «продюсер» и «изготовитель фонограммы» с позиций объектов авторского и смежного права, которые они создают, и объема их прав, мы не можем поставить между ними знак равенства. Можем отметить, что продюсер может одновременно выступать и как продюсер — организатор, и как изготовитель. Но смежным правом он будет обладать именно как изготовитель фонограммы, потому что никаких других субъектов смежных прав закон не предусматривает. Субъекты смежных прав исчерпывающе перечислены в законе, там нет продюсера, но есть изготовитель.

Остаются без ответа важные вопросы: если продюсер определяется как лицо, организовавшее создание аудиовизуального произведения, то в чем состоит организационный момент и каков его творческий вклад при создании такого произведения? Кстати, среди авторов аудиовизуального произведения, наряду с режиссером-постановщиком, автором сценария и композитором, продюсера нет. Поэтому необходимо отметить, что законодатель не стал включать продюсера в число субъектов авторского права, исходя из того что продюсер не является обладателем первоначального авторского права, а получает его по договорам, то есть является обладателем уже производных от исключительных прав.

Касаясь организации создания аудиовизуального произведения, важно проанализировать непосредственные обязанности продюсера. Специалисты, исследующие содержание договора между музыкантом и продюсером, отмечают, что в обязанности продюсера должны входить следующие виды деятельности [5]:

— привлечение к сценической работе постановщиков, сценаристов, художников, звукорежиссеров, пиротехников и иных лиц [6];

— организация репетиционного процесса, поддержание и совершенствование профессиональной формы (вокального, хореографического, исполни-

6 6 2015 • № 4 (49)

тельского и актерского мастерства, физической формы) и навыков артиста (коллектива);

— обеспечение концертной деятельности, иных публичных выступлений (участие в передачах и программах организаций эфирного и кабельного вещания, интервью СМИ); запись видеоклипа, организация фотосессии, обеспечение охраны артиста (коллектива);

— проведение записи и последующее использование фонограмм и аудиовизуальных произведений, создание и использование объектов авторских и / или смежных прав;

— реклама артиста (коллектива);

— создание музыкального коллектива (если артист не выступает сольно) и организация его деятельности как коммерческого проекта, разработка концепции такой деятельности, формулирование перспективных планов, утверждение графиков деятельности коллектива в сфере эстрады и шоу-бизнеса; формирование сценического и публичного образов музыкального коллектива и его участников;

— привлечение педагогов, гримеров, парикмахеров, стилистов и иных специалистов подобных специальностей; обеспечение мест для проживания артиста (коллектива);

— представительство интересов артиста (коллектива) и ведение переговоров на наиболее выгодных для сторон договора условиях; организация участия артиста (музыкального коллектива) в рекламных кампаниях производителей товаров, работ и услуг, с использованием его облика и (или) его произведений, исполняемых им.

На основе этого далеко не полного примерного перечня обязанностей продюсера можно сделать вывод, что конкретные обязанности продюсера могут быть самыми разнообразными, будучи прописанными в договоре.

С организацией создания аудиовизуального произведения и иного сложного объекта, включающего несколько охраняемых результатов интеллектуальной деятельности, картина ясна, но остается вопрос о творческом вкладе продюсера при создании таких произведений: как быть, если приглашенный продюсер не только создает условия для записи музыкантами песен?

Если участие продюсера не ограничивается организационно-техническими рамками создания произведения, но он вместе с музыкантами делает аранжировки, выстраивает звук, занимается сведением записанных инструментов и вокала, то, следовательно, можно с уверенностью сказать, что продюсер занимается творческой деятельностью и может считаться одним из авторов музыкального произведения. Соответственно, в данном случае продюсер будет выступать субъектом авторского права. Поэтому, как считают исследователи, в соответствии с заключаемым продюсерским договором целесообразно предусмотреть, что продюсер приобретает авторские права на использование соответствующего музыкального произведения путем заключения двусторонних авторских договоров с правообладателями, коими может быть и артист (коллектив). Однако продюсер будет обладателем уже производных авторских

2015 • № 4 (49) 6 7

или смежных прав. Таким образом, в зависимости от содержания таких договоров продюсер может оставить за собой исключительные как авторские, так и смежные права.

В. Кряжев в статье «Договор продюсера с музыкантом: на что обратить внимание» приводит примерный перечень обязанностей продюсера [5], в частности: проведение записи и последующее использование фонограмм и аудиовизуальных произведений, создание и использование объектов авторских и / или смежных прав. На наш взгляд, обязанность по созданию и использованию объектов авторских или смежных прав должна быть подробно прописана в таком договоре, поскольку возникают вопросы: кто будет создавать данный объект — продюсер или музыкант; каков творческий вклад продюсера при создании такого произведения? В связи с этим рекомендуем внести в часть четвертую ГК РФ понятие «продюсер», так как в п. 4 ст. 1263 продюсер упоминается только применительно к изготовителю и организатору аудиовизуального произведения.

1. URL: http://ru.wikipedia.org/

2. Закон Украины «Об авторском праве и смежных правах» от 11 июля 2001 г. № 2627-Ш. URL: http://www.copyright.ru/

3. Слободян С.А. Смежные права исполнителей и их соотношение с правами авторов и продюсеров // Реклама и право. 2009. № 1. С. 26-27.

4. Гражданский кодекс РФ. Часть четвертая от 18 дек. 2006 г. № 230-Ф3 (в ред. от 31 дек. 2014 г.) // Рос. газ. 2006. 22 дек.

5. Кряжев В. Договор продюсера с музыкантом: на что обратить внимание // Интеллектуальная собственность: Авторское право и смежные права. 2014. № 9. С. 20-31.

Продюсер как субъект авторских и смежных прав

ГК РФ Статья 1263. Аудиовизуальное произведение

Перспективы и риски арбитражных споров. Ситуации, связанные со ст. 1263 ГК РФ

1. Аудиовизуальным произведением является произведение, состоящее из зафиксированной серии связанных между собой изображений (с сопровождением или без сопровождения звуком) и предназначенное для зрительного и слухового (в случае сопровождения звуком) восприятия с помощью соответствующих технических устройств. Аудиовизуальные произведения включают кинематографические произведения, а также все произведения, выраженные средствами, аналогичными кинематографическим (теле- и видеофильмы и другие подобные произведения), независимо от способа их первоначальной или последующей фиксации.

2. Авторами аудиовизуального произведения являются:

2) автор сценария;

3) композитор, являющийся автором музыкального произведения (с текстом или без текста), специально созданного для этого аудиовизуального произведения;

4) художник-постановщик анимационного (мультипликационного) фильма.

(пп. 4 введен Федеральным законом от 14.07.2022 N 354-ФЗ)

3. При публичном исполнении либо сообщении в эфир или по кабелю, в том числе путем ретрансляции, аудиовизуального произведения авторы музыкального произведения (с текстом или без текста), использованного в аудиовизуальном произведении, сохраняют право на вознаграждение за указанные виды использования их музыкального произведения.

(в ред. Федеральных законов от 12.03.2014 N 35-ФЗ, от 28.11.2015 N 342-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Права изготовителя аудиовизуального произведения, то есть лица, организовавшего создание этого произведения (продюсера), определяются в соответствии со статьей 1240 настоящего Кодекса.

Изготовителю принадлежит исключительное право на аудиовизуальное произведение в целом, если иное не вытекает из договоров, заключенных им с авторами аудиовизуального произведения, указанными в пункте 2 настоящей статьи.

Изготовитель при любом использовании аудиовизуального произведения вправе указывать свое имя или наименование либо требовать такого указания. При отсутствии доказательств иного изготовителем аудиовизуального произведения признается лицо, имя или наименование которого указано на этом произведении обычным образом.

(п. 4 в ред. Федерального закона от 12.03.2014 N 35-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Каждый автор произведения, вошедшего составной частью в аудиовизуальное произведение, как существовавшего ранее (автор произведения, положенного в основу сценария, и другие), так и созданного в процессе работы над ним (оператор-постановщик, художник-постановщик и другие), сохраняет исключительное право на свое произведение, за исключением случаев, когда это исключительное право было передано изготовителю или другим лицам либо перешло к изготовителю или другим лицам по иным основаниям, предусмотренным законом.

Пирамида прав на аудиовизуальное произведение: с какого момента можно считать себя продюсером

Закон.Ру – официально зарегистрированное СМИ. Ссылка на настоящую статью будет выглядеть следующим образом: Рожкова М.А. Пирамида прав на аудиовизуальное произведение: с какого момента можно считать себя продюсером [Электронный ресурс] // Закон.ру. 2018. 24 мая. URL: https://zakon.ru/blog/2018/05/23/piramida_prav_na_audiovizualnoe_proizvedenie_nebolshoj_kommentarij

Примечательно, что аудиовизуальное произведение, являющееся сложным объектом, включающим несколько самостоятельных объектов авторских и смежных прав (п. 1 ст. 1240 ГК РФ), в целом отнесено к объектам авторских прав (п. 1 ст. 1259 ГК РФ). При этом в законе закреплено, что авторами аудиовизуального произведения являются (1) режиссер-постановщик, (2) автор сценария и (3) композитор, являющийся автором музыкального произведения, которое создано именно для этого аудиовизуального произведения (п. 2 ст. 1263 ГК РФ); исключительные права на аудиовизуальное произведение в целом принадлежат продюсеру (п. 4 ст. 1263 ГК РФ); авторы самостоятельных произведений, вошедших составной частью в аудиовизуальное произведение (почему-то в законе не упоминаются иные правообладатели), сохраняют исключительные права на эти объекты, если они не передали их продюсеру.

Подобная «многослойность» прав сама по себе вызывает вопросы, и с учетом скромности объема нормативного материала, посвященного отношениям по поводу аудиовизуального произведения, заставляет дать некоторые комментарии.

В аудиовизуальном произведении могут использоваться, в частности, следующие самостоятельные объекты интеллектуальных прав:

сценарий аудиовизуального произведения (объект авторского права; первоначальный правообладатель – автор сценария);

литературное произведение, положенное в основу сценария (объект авторского права; первоначальный правообладатель – писатель – автор произведения);

режиссура аудиовизуального произведения (объект смежных прав; первоначальный правообладатель – режиссер-постановщик);

музыкальное произведение, специально созданное для этого аудиовизуального произведения (объект авторского права; первоначальный правообладатель – композитор и поэт (если музыкальное произведение с текстом);

музыкальное произведение, вошедшее составной частью в это аудиовизуальное произведение, но созданное ранее и не специально для этого аудиовизуального произведения (объект авторского права; первоначальный правообладатель – композитор и поэт (если музыкальное произведение с текстом);

художественное произведение, специально созданное для этого аудиовизуального произведения (объект авторского права; первоначальный правообладатель – художник, художник-оформитель);

художественное произведение, используемое в этом аудиовизуальном произведении (вошедшего составной частью в него), но созданное ранее и не для этого аудиовизуального произведения (объект авторского права; первоначальный правообладатель – художник);

исполнение роли, чтение, пение и иное исполнение в этом аудиовизуальном произведении, осуществленное в процессе создания этого произведения (объект смежных прав; первоначальный правообладатель – артист-исполнитель);

иные произведения, создаваемые в процессе работы над аудиовизуальным произведением (первоначальные правообладатели – оператор-постановщик, художник-постановщик и др.).

Исходя из сказанного, а также положений ст. 1263 ГК РФ, субъектный состав правообладателей применительно к каждому аудиовизуальному произведению может включать, по меньшей мере, четыре группы правообладателей. Это:

– авторы аудиовизуального произведения в целом: согласно п. 2 ст. 1263 ГК РФ к ним относятся (1) режиссер-постановщик; (2) автор сценария; (3) композитор – автор музыкального произведения, специально созданного для этого аудиовизуального произведения;

– обладатели прав на объекты, специально созданные для этого аудиовизуального произведения или в процессе работы над ним: по смыслу п. 5 ст. 1263 ГК РФ к ним, в частности, относятся (1) артисты-исполнители; (2) оператор-постановщик; (3) художник-постановщик; (4) поэт – автор текста для музыкального произведения, специально созданного для этого аудиовизуального произведения; (5) художник и (или) художник-оформитель – автор художественного произведения, специально созданного для этого аудиовизуального произведения;

– обладатели прав на объекты, используемые в этом аудиовизуальном произведении, но созданные ранее и не специально для этого произведения: по смыслу п. 5 ст. 1263 ГК РФ к ним, в частности, относятся (1) писатель – автор литературного произведения, положенного в основу сценария; (2) композитор и поэт – авторы музыкального произведения, созданного ранее; (3) художник – автор художественного произведения, созданного ранее;

– продюсер (изготовитель) аудиовизуального произведения, т.е. лицо организовавшее создание аудиовизуального произведения (далее – продюсер).

В соответствии с п. 1 ст. 1228, ст. 1240 и п. 4 ст. 1263 ГК РФ продюсер признается не автором аудиовизуального произведения, но обладателем исключительных прав на аудиовизуальное произведение в целом, если иное прямо не вытекает из договора, заключенного им с авторами аудиовизуального произведения. Это положение обусловлено тем, что изготовление (организация создания) аудиовизуального произведения требует от продюсера не творческой деятельности, а организации процесса производства и прежде всего аккумулирования прав на все результаты интеллектуальной деятельности, которые используются в аудиовизуальном произведении.

В соответствии с п. 1 ст. 1240 ГК РФ продюсер приобретает право использования объектов интеллектуальных прав на основании:

– договоров об отчуждении исключительного права (по общему правилу они заключаются в отношении объектов, специально созданных для этого аудиовизуального произведения или создаваемых в процессе работы над ним (абз. 2 п. 1 ст. 1240 ГК РФ));

– лицензионных договоров (они заключаются при использовании в этом аудиовизуальном произведении какого-либо объекта интеллектуальных прав, созданного ранее и не для этого произведения, но вошедшего в него составной частью (абз. 3 п. 1 ст. 1240 ГК РФ)).

Необходимо подчеркнуть, что права продюсера на аудиовизуальное произведение могут возникнуть только при условии заключения подобных договоров. На это обращает внимание и О.В. Калятин: «Исходя из п. 1 ст. 1240 ГК РФ, лицо, организовавшее создание сложного объекта, должно заключить договоры об отчуждении исключительного права или лицензионные договоры с обладателями исключительных прав на объекты, использованные в составе сложного объекта, причем заключение таких договоров является предварительным условием приобретения права на сложный объект (выделено мной. – М.Р.). Для режиссера-постановщика, автора сценария и автора музыкального произведения каких-либо изъятий не установлено (более того, п. 4 ст. 1263 ГК РФ отсылает в части определения прав на аудиовизуальное произведение к ст. 1240 ГК РФ), а это означает, что продюсер должен заключить договоры на приобретение требуемых прав и с ними»[1].

Изложенное позволяет сделать следующий вывод. Лицо признается обладателем прав на аудиовизуальное произведение в целом при условии, что им заключены договоры в отношении прав на все объекты исключительных прав, использованные в этом аудиовизуальном произведении. Причем речь идет не только об объектах, специально создаваемых для этого аудиовизуального произведения или в процессе работы над ним, но и созданных ранее, не для этого произведения, но вошедших составной частью в него.

Заключение физическим или юридическим лицом договоров в отношении только части объектов авторских и смежных прав, использованных в этом аудиовизуальном произведении, не позволяет рассматривать такое лицо, как приобретшее исключительные права на аудиовизуальное произведение в целом. Такое лицо будет правообладателем лишь соответствующих самостоятельных объектов авторских или смежных прав.

P.S. лента новостей IP CLUB в сфере права интеллектуальной собственности и цифрового права (IP & Digital Law) в:

[1] Научно-практический комментарий судебной практики в сфере защиты интеллектуальных прав. М.: Норма, 2014. С. 257 (автор комментария – О.В. Калятин).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *