Кто выше по званию магистра
Перейти к содержимому

Кто выше по званию магистра

  • автор:

Иерархия учёных степеней и званий в современной России

Иерархия учёных степеней и званий в современной России.

1 Общая информация

  • В Российской Федерации существует двухступенчатая система:
    • кандидат наук;
    • доктор наук.

    2 Соответствие степеней и должностей

    Учёная степень Учёное звание Должность
    лаборант
    ассистент
    старший преподаватель
    кандидат наук доцент доцент
    доктор наук профессор профессор
    заведующий кафедрой

    3 Должности

    • Заведующий кафедрой — последняя должность, имеющая отношение к науке.
      • При этом последнее время заметен явный перекос в сторону административной работы.
      Links to this note
      Дмитрий Сергеевич Кулябов
      Профессор кафедры прикладной информатики и теории вероятностей

      Мои научные интересы включают физику, администрирование Unix и сетей.

      Похожие

      © 2006—2023 Dmitry S. Kulyabov. This work is licensed under CC BY 4.0

      Published with Wowchemy — the free, open source website builder that empowers creators.

      Ученые степени в порядке возрастания

      Ученая степень и звание присваиваются за достижения в научной и преподавательской сфере. Их наличие гарантирует соискателю авторитет в глазах научного сообщества и получение востребованной работы с высокой зарплатой.

      Что такое ученая степень

      Ученую степень соискатели получают в высших учебных заведениях и НИИ (Научно-исследовательский институт). Окончательное решение о присвоении степени или об отказе принимает диссертационный совет.

      Степень является титулом, который не зависит от должности кандидата, ее целью служит определение научного ранга. Ее наличие существенно влияет на авторитет ученого и признание его заслуг в научной среде, также способствует карьерному росту.

      Титулы сохраняются на всю жизнь и меняются только в случае получения более высокой степени или дисквалификации. В нашей стране утверждены степени: кандидат наук и доктор наук. Эта система была заимствована у Германии и применялась еще в дореволюционный период.

      Во многих странах, которые примкнули к Болонскому процессу, сегодня применяется степень доктора философии, вручаемая после окончания вуза. Российская Федерация также подписывала Болонскую конвенцию, поэтому есть основания предполагать, что нашу систему образования ожидают серьезные изменения.

      Виды степеней

      В России действует следующая классификация ученых степеней: бакалавр, магистр и доктор наук. Рассмотрим каждую из них подробно.

      Бакалавр

      Бакалавриат – это первая академическая степень, которая присуждается после освоения программы высшего образования.

      Впервые понятие «бакалавр» появилось в 1757 году в газете «Московские ведомости». С латинского бакалавр дословно переводится как «молодой рыцарь». В России степень бакалавра введена в 1996 году и действует до сих пор. Срок обучения на бакалавра составляет 4 года, после чего лицо сдает выпускную работу и получает квалификацию. Степень бакалавра свидетельствует о получении студентом профессионального образования.

      Получение степени бакалавра

      С этим дипломом выпускник вправе претендовать на получение должности, которая соответствует профессиональной подготовке лица. Квалификация бакалавра дает возможность поступить на магистратуру и повысить свой профессиональный навык.

      Магистр

      Обучение в магистратуре дает более глубокое знание и освоение теоретической науки по соответствующему профилю.

      Возможности, которые предоставляет диплом магистра:

      • статус магистра котируется во всех странах;
      • предоставляется возможность переводиться в другой вуз;
      • степень магистра высоко ценится зарубежными работодателями.

      Впервые понятие «магистр» появилось при Александре I в указе «Об устройстве училищ». Степень являлась промежуточной между степенью кандидата и доктора. В 1918 году данный научный статус был отменен и не действовал вплоть до 1996 года.

      Диплом магистра

      Сегодня нормативный срок обучения на магистратуре равен 2 годам. Для получения степени необходимо защитить магистерскую диссертацию.

      Доктор наук

      Лицу, получившему кандидатское научное образование, окончившему докторантуру и защитившему докторскую работу, присваивается степень доктора наук. Для этого необходимо одобрение Высшей Аттестационной Комиссии.

      Условия для поступления в докторантуру:

      • опыт педагогического или научного стажа – 5 лет;
      • трудовой стаж в направляющей организации – от 1 года;
      • наличие научных работ в рецензируемых изданиях.

      Защита докторской работы происходит на заседании диссертационного совета, который создан при вузе или Научно-Исследовательском Центре. Срок обучения равен 3 годам.

      Докторская степень

      Что такое ученое звание

      Ученой степенью признается ступень квалификационной системы в вузах и научных организациях, которые позволяют ранжировать научных сотрудников на определенных этапах их академической деятельности. Ученое звание не только подтверждает уровень подготовки специалиста, но также и его соответствие конкретной преподавательской деятельности.

      В России действует два вида ученых званий:

      • доцент;
      • профессор.

      Звание доцента присваивает Высшая Аттестационная Комиссия, а профессора – Минобрнауки РФ. Соискатели подают аттестационные документы в вузы или Научно-Исследовательские Центры для предложения своей кандидатуры на рассмотрение.

      При присвоении звания учитывается стаж лица и его достижения в профессиональной области. Ученому сначала нужно получить степень, а уже затем он вправе претендовать на звание. Согласно сложившейся практике, профессорами становятся доктора наук.

      Доцент

      Звание доцента присваивается научно-педагогическому работнику высшего учебного заведения или сотруднику НИИ. Второе значение термина – должность преподавателя в вузе.

      Чтобы стать претендентом на звание доцента, нужно иметь научные труды и вести педагогическую деятельность в высшем образовательном учреждении с государственной аккредитацией.

      Базовые требования к соискателю:

      • иметь степень кандидата;
      • написать 20 научных работ и учебных изданий;
      • иметь 5 лет стажа в педагогической области;
      • иметь 2 года стажа в качестве доцента вуза или сотрудника НИИ.

      Звание остается у ученого пожизненно. Ни смена работы, ни увольнение, ни выход на пенсию не являются причиной его аннулирования. Лишиться звания можно лишь в том случае, если оно было присвоено ошибочно.

      Диплом о получении звания доцента наук

      Профессор

      С 1934 года звание профессора является наивысшим в иерархии степеней высшего образования. Его получают самые квалифицированные преподаватели и научные сотрудники, которые руководят научно-исследовательской работой. В вузах также есть преподавательская должность, именуемая «профессор».

      Прежде чем стать профессором, обязателен трехлетний стаж в звании доцента – данное правило было введено недавно, ранее звание можно было получить сразу. Чаще всего статус профессора получают доктора наук. Ученые, получившие звание профессора без докторской степени, называются «холодными».

      Звание профессора

      Основное отличие ученой степени от звания

      Ученая степень и звание – не тождественные понятия и между ними есть существенная разница. Так, ученая степень акцентирована на исследовательскую деятельность, в то время как звание – на преподавательскую.

      Звание присваивается в зависимости от того, сколько опубликовано учебных пособий, от стажа работы в высшем учебном заведении и количества достижений в научной сфере.

      Ученые степени в России (отличие от западных)

      В России и за рубежом установлен разный порядок присвоения ученой степени соискателю. Главное отличие заключается в том, что в РФ рассматриваются две ступени – кандидат и доктор. За рубежом нет понятия «кандидат наук», однако его аналогом служит «доктор философии».

      В США действует одноступенчатая система степеней, присваиваемых по окончании вуза, поэтому там нет аналога степени «кандидат наук». В Германии с её двухступенчатой системой научных рангов идентичной служит высшая ступень, именуемая габилитированный доктор.

      Кандидат наук

      Иерархия степеней высшего образования

      Иерархию степеней высшего образования регламентируют вузы. В обобщенном виде она выглядит так по мере возрастания:

      • лаборанты;
      • старшие лаборанты;
      • ассистенты;
      • преподаватели;
      • старшие преподаватели;
      • доценты;
      • профессора;
      • завкафедрой;
      • деканы;
      • проректоры;
      • ректоры.

      Данная последовательность может быть изменена в соответствии с регламентом высшего учебного заведения.

      Заключение

      Понятия «ученая степень» и «ученое звание» не являются тождественными, однако она тесно взаимосвязаны между собой. Кандидаты наук чаще всего становятся доцентами, а доктора наук – профессорами. Намного реже человек получает звание, не имея научной степени. Такие примеры являются исключениями.

      Ранжирование научных степеней в РФ и в других странах отличается в том, что за рубежом отсутствует статус кандидата наук.

      Если вы соискатель и необходимо содействие в написании диссертации, магистерской или докторской работы, обратитесь на наш портал Феникс.Хелп и получите квалифицированную помощь.

      Учёная степень и звание: как не ошибиться в должности преподавателя

      Учёная степень и звание: как не ошибиться в должности преподавателя

      Чтобы правильно оформить титульный лист учебной работы, нужно указать название вуза, предмет, ФИО и группу студента, а также не ошибиться в данных преподавателя. Обычно трудности возникают, когда нужно написать его учёную степень и звание, поэтому сегодня мы раскроем секреты иерархии в научном мире.

      Доверь свою работу кандидату наук!

      Узнать стоимость бесплатно

      Больше лайфхаков, которые помогут учиться в колледже и вузе мы собрали в информационном телеграм-канале. А для тех, кто любит экономить, сделали специальную группу с акциями и скидками.

      Учёная степень и звание: определения, разница

      Узнаем, что означают эти понятия и чем одно отличается от другого.

      Учёная степень

      Учёная степень — квалификация, которая отражает уровень научно-исследовательской деятельности человека.

      Решение о присуждении степени принимает диссертационный совет, соответственно, получить степень, можно только подготовив и защитив кандидатскую или докторскую диссертацию.

      Учёное звание

      Учёное звание — категория, которая отражает профессиональные достижения сотрудника в научно-педагогической работе.

      Учёные звания присваивает Минобрнауки: соискатель направляет туда документы, которые подтверждают, что он соответствует квалификационным требованиям.

      Научные звания и степени по возрастанию

      Теперь расскажем об иерархии учёных степеней и званий.

      Учёные степени в порядке возрастания в России

      В РФ присуждают две учёные степени:

      1. Кандидат наук.
      2. Доктор наук.

      Степени дополняются названием сферы деятельности, к которой относится научная работа соискателей: например, кандидат физико-математических наук, доктор исторических наук и пр. В полное название также входит номер и название специальности в рамках отрасли: например, доктор технических наук по специальности 05.13.10 «Управление в социальных и экономических системах».

      Учёные звания в порядке возрастания

      Учёных званий в России тоже существует 2:

      1. Доцент.
      2. Профессор.

      Наличие степени кандидата наук не делает её обладателя автоматически доцентом (также, как и докторской — профессором).

      Чтобы получить учёное звание, нужно иметь не только степень, но и определённый стаж преподавательской деятельности, статьи в научных изданиях и пр.

      Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы

      Учёные звания в порядке возрастанияПолучение степени — важный момент в жизни учёного

      Вопросы об учёной степени и звании

      Ответим на самые популярные вопросы об этих категориях.

      Научная степень или учёная степень?

      Согласно нормативным документам, правильным считается вариант «учёная степень». Формулировку «научная степень» иногда употребляют в разговорной речи.

      Бакалавр — это учёная степень или нет?

      Бакалавр является не учёной степенью, а уровнем высшего образования.

      Интересно, что в других странах, где действует Болонская система, бакалавр считается учёной степенью.

      Магистр — это учёная степень?

      Магистр также считается образовательным уровнем, а не учёной степенью.

      Но после магистратуры можно поступить в аспирантуру или оформить соискательство, подготовить кандидатскую и получить степень кандидата наук.

      Доцент — это должность или учёная степень?

      Доцент — учёное звание, а не степень. Этим же словом называется одна из должностей преподавательского состава в вузах.

      Для присвоения звания доцента нужно иметь от 5 лет стажа научно-педагогической работы, кандидатскую степень и минимум 20 профильных публикаций.

      При этом, чтобы занимать должность доцента, необязательно получать такое учёное звание: достаточно иметь степень кандидата наук.

      Профессор — это должность или учёная степень?

      Также, как и в случае с доцентом, профессор — учёное звание или должность преподавателя. Такую должность могут занимать педагоги со степенью кандидата или доктора наук.

      Звание профессора обычно присваивают докторам наук, но если у кандидата есть необходимый научно-педагогический стаж (от 10 лет) и определённое количество публикаций (зависит от специальности), он также может его получить.

      Учёная степень Учёное звание
      Кандидат наук (присуждается после защиты кандидатской диссертации) Доцент (степень кандидата наук, от 5 лет стажа, 20 публикаций)
      Доктор наук (присуждается после защиты кандидатской диссертации) Профессор (степень кандидата или доктора наук, от 10 лет стажа, кол-во статей зависит от специальности)

      Академик — это учёная степень или звание?

      Понятие «академик», по сути, ближе к званию, чем к степени, но формально считается скорее титулом. Академиком может стать выдающийся учёный, доктор наук, чей вклад в конкретную отрасль является значительным для её дальнейшего развития.

      В России 4 государственных академии:

      • Российская академия наук (РАН);
      • Российская академия образования (РАО);
      • Российская академия архитектуры и строительных наук (РААСН);
      • Российская академия художеств (РАХ).

      В каждой из них академики избираются пожизненно.

      Сокращения учёных степеней и званий по ГОСТу <>

      На титульном листе любой учебной работы студент должен указывать ФИО, степень и должность преподавателя, который проверяет работу, или того, под чьим руководством она выполнена. В таких случаях используются сокращения. Они регламентированы ГОСТом 7.12-93 «Библиографическая запись. Сокращение слов на русском языке». Согласно этому документу:

      1. «Доцент» сокращается как «доц.».
      2. «Профессор» — «проф.».
      3. «Кандидат» — «канд.».
      4. «Доктор» — «д-р».

      Кроме того, сокращается специальность, по которой присвоена степень. Например: канд. биол. наук (кандидат биологических наук), д-р мед. наук (доктор медицинских наук). С полным перечнем сокращений научных степеней и званий можно ознакомиться по ссылке.

      Теперь вы знаете, какие бывают учёные звания и степени и чем они отличаются и сможете оформить титульный лист учебной работы, не ошибившись в степени и должности преподавателя.

      А если не уверены, что сможете подготовить реферат, курсовую или диплом, обращайтесь в сервис помощи студентам. Его эксперты не оставят вас наедине с учебными проблемами.

      Кто выше по званию магистра

      Статья 2. Соответствие образовательных, образовательно-квалификационных уровней, ученых степеней и ученых званий

      1. Уровни общего образования и среднего профессионального образования, установленные в Донецкой Народной Республике и Луганской Народной Республике до дня их принятия в Российскую Федерацию, приравниваются к установленным Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» уровням общего образования и среднего профессионального образования. Уровни высшего образования — бакалавриат, специалитет, магистратура, установленные в Донецкой Народной Республике и Луганской Народной Республике до дня их принятия в Российскую Федерацию, приравниваются к установленным указанным Федеральным законом уровням высшего образования — бакалавриату, специалитету, магистратуре соответственно.

      2. Дополнительное высшее профессиональное образование — подготовка кадров высшей научно-педагогической и научной квалификации по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программам ассистентуры-стажировки, установленное в Донецкой Народной Республике до дня ее принятия в Российскую Федерацию, и высшее образование — подготовка кадров высшей квалификации по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программам ассистентуры-стажировки, установленное в Луганской Народной Республике до дня ее принятия в Российскую Федерацию, приравниваются к установленному Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» уровню высшего образования — подготовке кадров высшей квалификации по программам подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программам ассистентуры-стажировки соответственно.

      3. Дополнительное высшее профессиональное образование — подготовка кадров высшей научно-педагогической и научной квалификации по программам интернатуры, программам ординатуры, установленное в Донецкой Народной Республике до дня ее принятия в Российскую Федерацию, и высшее образование — подготовка кадров высшей квалификации по программам ординатуры, программам интернатуры, установленное в Луганской Народной Республике до дня ее принятия в Российскую Федерацию, приравниваются к установленному Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» уровню высшего образования — подготовке кадров высшей квалификации по программам ординатуры.

      4. Уровни образования, установленные в Запорожской области и Херсонской области до дня их принятия в Российскую Федерацию, приравниваются к уровням образования, установленным Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», в следующем порядке:

      1) начальное образование — к начальному общему образованию;

      2) базовое среднее образование — к основному общему образованию;

      3) профильное среднее образование — к среднему общему образованию;

      4) первый (начальный) уровень профессионального (профессионально-технического) образования — к среднему профессиональному образованию, получаемому по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих;

      5) второй (базовый) уровень профессионального (профессионально-технического) образования — к среднему профессиональному образованию, получаемому по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих;

      6) третий (высший) уровень профессионального (профессионально-технического) образования — к среднему профессиональному образованию, получаемому по программам подготовки специалистов среднего звена;

      7) профессиональное предвысшее образование — к среднему профессиональному образованию, получаемому по программам подготовки специалистов среднего звена;

      8) начальный уровень (короткий цикл) высшего образования — к высшему образованию — бакалавриату;

      9) первый (бакалаврский) уровень высшего образования — к высшему образованию — специалитету;

      10) второй (магистерский) уровень высшего образования — к высшему образованию — магистратуре;

      11) третий (образовательно-научный, образовательно-творческий) уровень высшего образования — к высшему образованию — подготовке кадров высшей квалификации по программам подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программам ассистентуры-стажировки.

      5. Последипломное образование по образовательным программам клинической ординатуры и интернатуры, установленное в Запорожской области и Херсонской области до дня их принятия в Российскую Федерацию, приравнивается к установленному Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» уровню высшего образования — подготовке кадров высшей квалификации по программам ординатуры.

      6. Образовательно-квалификационные уровни, в соответствии с которыми осуществлялась подготовка в организациях, осуществляющих образовательную деятельность и расположенных на территориях Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики до дня их принятия в Российскую Федерацию, приравниваются к уровням образования и квалификации, установленным Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», в следующем порядке:

      1) квалифицированный рабочий, служащий — к квалификации по профессии среднего профессионального образования, подтверждаемой дипломом о среднем профессиональном образовании;

      2) специалист среднего звена — к квалификации по специальности среднего профессионального образования, подтверждаемой дипломом о среднем профессиональном образовании;

      3) бакалавр — к квалификации по направлению подготовки высшего образования, подтверждаемой дипломом бакалавра;

      4) специалист — к квалификации по специальности высшего образования, подтверждаемой дипломом специалиста;

      5) магистр — к квалификации по направлению подготовки высшего образования, подтверждаемой дипломом магистра.

      7. Образовательно-квалификационные уровни, в соответствии с которыми осуществлялась подготовка в организациях, осуществляющих образовательную деятельность и расположенных на территориях Запорожской области и Херсонской области до дня их принятия в Российскую Федерацию, приравниваются к уровням образования и квалификации, установленным Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», в следующем порядке:

      1) квалифицированный работник — к квалификации по профессии среднего профессионального образования, подтверждаемой дипломом о среднем профессиональном образовании;

      2) младший специалист — к квалификации по специальности среднего профессионального образования, подтверждаемой дипломом о среднем профессиональном образовании;

      3) младший бакалавр — к квалификации по направлению подготовки высшего образования, подтверждаемой дипломом бакалавра;

      4) бакалавр — к квалификации по специальности высшего образования, подтверждаемой дипломом специалиста;

      5) магистр — к квалификации по направлению подготовки высшего образования, подтверждаемой дипломом магистра.

      8. Ученые (научные) степени и ученые звания, полученные ранее в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики или Украины лицами, признанными гражданами Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального конституционного закона от 4 октября 2022 года N 5-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта — Донецкой Народной Республики», частью 1 статьи 5 Федерального конституционного закона от 4 октября 2022 года N 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Луганской Народной Республики и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта — Луганской Народной Республики», частью 1 статьи 5 Федерального конституционного закона от 4 октября 2022 года N 7-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Запорожской области и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта — Запорожской области» и частью 1 статьи 5 Федерального конституционного закона от 4 октября 2022 года N 8-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Херсонской области и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта — Херсонской области» (далее — лица, признанные гражданами Российской Федерации), а также лицами, которые являются постоянно проживавшими на территории Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области или Херсонской области на день их принятия в Российскую Федерацию гражданами Российской Федерации, соответствуют ученым степеням и ученым званиям, входящим в государственную систему научной аттестации Российской Федерации:

      1) научная степень доктора философии и ученая степень кандидата наук — ученой степени кандидата наук, ученая степень доктора наук — ученой степени доктора наук;

      2) ученые звания старшего научного сотрудника, старшего исследователя, доцента — ученому званию доцента, ученое звание профессора — ученому званию профессора.

      9. В зависимости от уровня образования федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, или федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования, устанавливает соответствие профессий, направлений (направлений подготовки) и специальностей, по которым осуществлялась подготовка в соответствии с указанными в частях 6 и 7 настоящей статьи образовательно-квалификационными уровнями, профессиям, направлениям подготовки и специальностям, установленным в Российской Федерации.

      10. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования, устанавливает соответствие направлений подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), обучение по которым осуществлялось в Донецкой Народной Республике и Луганской Народной Республике до дня их принятия в Российскую Федерацию, и специальностей научно-образовательных программ, обучение по которым осуществлялось в Запорожской области и Херсонской области до дня их принятия в Российскую Федерацию, научным специальностям, по которым присуждаются ученые степени, установленным законодательством Российской Федерации.

      11. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, устанавливает соответствие специальностей ординатуры (клинической ординатуры) и интернатуры, указанных в частях 3 и 5 настоящей статьи, специальностям ординатуры, установленным законодательством Российской Федерации.

      12. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры, устанавливает соответствие специальностей ассистентуры-стажировки, указанных в частях 2 и 4 настоящей статьи, специальностям ассистентуры-стажировки, установленным законодательством Российской Федерации.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *