Кто из перечисленных государственных деятелей подписал соглашение о создании содружества независимых
Перейти к содержимому

Кто из перечисленных государственных деятелей подписал соглашение о создании содружества независимых

  • автор:

Соглашение о создании Содружества Независимых Государств

Ксерокопия соглашения

Мы, Республика Беларусь, Российская Федерация (РСФСР), Украина как государства — учредители Союза ССР, подписавшие Союзный Договор 1922 года, далее именуемые Высокими Договаривающимися Сторонами, констатируем, что Союз ССР, как субъект международного права и геополитическая реальность, прекращает свое существование.

Основываясь на исторической общности наших народов и сложившихся между ними связях, учитывая двусторонние договоры, заключенные между Высокими Договаривающимися Сторонами,

стремясь построить демократические правовые государства,

намереваясь развивать свои отношения на основе взаимного признания и уважения государственного суверенитета, неотъемлемого права на самоопределение, принципов равноправия и невмешательства во внутренние дела, отказа от применения силы, экономических или любых других методов давления, урегулирования спорных проблем согласительными средствами, других общепризнанных принципов и норм международного права,

считая, что дальнейшее развитие и укрепление отношений дружбы, добрососедства и взаимовыгодного сотрудничества между нашими государствами отвечают коренным национальным интересам их народов и служат делу мира и безопасности,

подтверждая свою приверженность целям и принципам Устава Организации Объединенных Наций, Хельсинкского Заключительного акта и других документов Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе,

обязуясь соблюдать общепризнанные международные нормы о правах человека и народов, договорились о нижеследующем:

Статья 1 [ править ]

Высокие Договаривающиеся Стороны образуют Содружество Независимых Государств.

Статья 2 [ править ]

Высокие Договаривающиеся Стороны гарантируют своим гражданам независимо от их национальности или иных различий равные права и свободы. Каждая из Высоких Договаривающихся Сторон гарантирует гражданам других Сторон, а также лицам без гражданства, проживающим на ее территории, независимо от их национальной принадлежности или иных различий гражданские, политические, социальные, экономические и культурные права и свободы в соответствии с общепризнанными международными нормами о правах человека.

Статья 3 [ править ]

Высокие Договаривающиеся Стороны, желая способствовать выражению, сохранению и развитию этнической, культурной, языковой и религиозной самобытности населяющих их территории национальных меньшинств и сложившихся уникальных этнокультурных регионов, берут их под свою защиту.

Статья 4 [ править ]

Высокие Договаривающиеся Стороны будут развивать равноправное и взаимовыгодное сотрудничество своих народов и государств в области политики, экономики, культуры, образования, здравоохранения, охраны окружающей среды, науки, торговли, в гуманитарной и иных областях, содействовать широкому информационному обмену, добросовестно и неукоснительно соблюдать взаимные обязательства. Стороны считают необходимым заключить соглашения о сотрудничестве в указанных областях.

Статья 5 [ править ]

Высокие Договаривающиеся Стороны признают и уважают территориальную целостность друг друга и неприкосновенность существующих границ в рамках Содружества. Они гарантируют открытость границ, свободу передвижения граждан и передачи информации в рамках Содружества.

Статья 6 [ править ]

Государства — члены Содружества будут сотрудничать в обеспечении международного мира и безопасности, осуществлении эффективных мер сокращения вооружений и военных расходов. Они стремятся к ликвидации всех ядерных вооружений, всеобщему и полному разоружению под строгим международным контролем. Стороны будут уважать стремление друг друга к достижению статуса безъядерной зоны и нейтрального государства. Государства — члены Содружества будут сохранять и поддерживать под объединенным командованием общее военно-стратегическое пространство, включая единый контроль над ядерным оружием, порядок осуществления которого регулируется специальным соглашением. Они также совместно гарантируют необходимые условия размещения, функционирования, материального и социального обеспечения стратегических вооруженных сил. Стороны обязуются проводить согласованную политику по вопросам социальной защиты и пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей.

Статья 7 [ править ]

Высокие Договаривающиеся Стороны признают, что к сфере их совместной деятельности, реализуемой на равноправной основе через общие координирующие институты Содружества, относятся: — координация внешнеполитической деятельности; — сотрудничество в формировании и развитии общего экономического пространства, общеевропейского и евразийского рынков, в области таможенной политики; — сотрудничество в развитии систем транспорта и связи; — сотрудничество в области охраны окружающей среды, участие в создании всеобъемлющей международной системы экологической безопасности; — вопросы миграционной политики; — борьба с организованной преступностью.

Статья 8 [ править ]

Стороны осознают планетарный характер Чернобыльской катастрофы и обязуются объединять и координировать свои усилия по минимизации и преодолению ее последствий. Они договорились заключить в этих целях специальное соглашение, учитывающее тяжесть последствий катастрофы.

Статья 9 [ править ]

Споры относительно толкования и применения норм настоящего Соглашения подлежат разрешению путем переговоров между соответствующими органами, а при необходимости — на уровне глав Правительств и Государств.

Статья 10 [ править ]

Каждая из Высоких Договаривающихся Сторон оставляет за собой право приостановить действия настоящего Соглашения или отдельных его статей, уведомив об этом участников Соглашения за год. Положения настоящего Соглашения могут быть дополнены или изменены по взаимному согласию Высоких Договаривающихся Сторон.

Статья 11 [ править ]

С момента подписания настоящего Соглашения на территориях подписавших его государств не допускается применение норм третьих государств, в том числе бывшего Союза ССР.

Статья 12 [ править ]

Высокие Договаривающиеся Стороны гарантируют выполнение международных обязательств, вытекающих для них из договоров и соглашений бывшего Союза ССР.

Статья 13 [ править ]

Настоящее Соглашение не затрагивает обязательств Высоких Договаривающихся Сторон в отношении третьих государств. Настоящее соглашение открыто для присоединения всех государств — членов бывшего Союза ССР, а также для иных государств, разделяющих цели и принципы настоящего Соглашения.

Статья 14 [ править ]

Официальным местопребыванием координирующих органов содружества является город Минск. Деятельность органов бывшего Союза ССР на территориях государств — членов Содружества прекращается.

Совершено в городе Минске [1] 8 декабря 1991 года в трех экземплярах, каждый на белорусском, русском и украинском языках, причем три текста имеют одинаковую силу.

За Республику Беларусь За РСФСР За Украину
С. ШУШКЕВИЧ Б. ЕЛЬЦИН Л. КРАВЧУК
В. КЕБИЧ Г. БУРБУЛИС В. ФОКИН

Вступление в силу [ править ]

Соглашение от 08.12.1991 «О создании Содружества Независимых Государств» было ратифицировано:

    и Украина — 10 декабря 1991 года;
  • Россия — 12 декабря 1991 года[2] ; ; ;
  • Армения и Туркмения — 26 декабря 1991 года; ; ; .

Вступление Азербайджанской Республики и Республики Грузия в Содружество было оформлено решениями совета глав государств от 24 сентября и 3 декабря 1993 года на основани части 3 статьи 7 Устава СНГ. 18 августа 2009 года Грузия вышла из СНГ.

Постановление ВС РФ от 12.12.1991 N 2014-1 «О ратификации Соглашения о создании Содружества Независимых Государств» (вместе с Соглашением от 08.12.1991 «О создании Содружества Независимых Государств», Протоколом от 21.12.1991, «Соглашением о координационных институтах Содружества Независимых Государств», «Протоколом совещания глав независимых государств», решением Совета глав государств Содружества Независимых Государств от 21.12.1991, «Соглашением о совместных мерах в отношении ядерного оружия», «Алма-Атинской декларацией»)

Этот документ в некоммерческой версии КонсультантПлюс доступен по расписанию:

История МПА СНГ

8 декабря 1991 года в Беловежской пуще Президент Российской Федерации Борис Ельцин, Президент Украины Леонид Кравчук и Председатель Верховного Совета Республики Беларусь Станислав Шушкевич подписали Соглашение о создании Содружества Независимых Государств — новой межгосударственной региональной организации со столицей в Минске (Республика Беларусь). Уже 21 декабря к государствам — участникам СНГ присоединились остальные бывшие республики Советского Союза, за исключением Грузии и стран Балтии. С этого момента начался интенсивный процесс организации межгосударственных органов СНГ, одним из которых стала Межпарламентская Ассамблея государств — участников Содружества Независимых Государств.

27 марта 1992 года в Алма-Ате (Республика Казахстан) председатели парламентов Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Российской Федерации, Республики Таджикистан и Республики Узбекистан подписали Соглашение о создании Межпарламентской Ассамблеи СНГ. Организация была задумана как консультативный институт для обсуждения различных политических и социально-экономических проблем, аспектов парламентского сотрудничества и других вопросов, представляющих общий интерес. Одной из основных задач Межпарламентской Ассамблеи СНГ стала разработка рекомендательных законодательных актов для использования в национальных законодательствах стран-участниц.

Подписание Соглашения о Межпарламентской Ассамблее государствучастников СНГ. Алма-Ата, 27 марта 1992 года

15 сентября 1992 года в Бишкеке (Кыргызская Республика) состоялось первое пленарное заседание новой организации. Участники заседания подняли вопрос о месте постоянного пребывания Межпарламентской Ассамблеи СНГ. В ходе обмена мнениями было решено разместить организацию в Санкт-Петербурге (Российская Федерация). По предложению мэра города Анатолия Собчака штаб-квартирой Межпарламентской Ассамблеи СНГ стал Таврический дворец, в котором в начале прошлого века работала Государственная дума Российской империи — первый в истории страны демократический институт, объединивший представителей русских, кавказских и среднеазиатских земель . У же 28–29 декабря 1992 года здание впервые распахнуло двери перед депутатами Содружества, которые собрались здесь на второе пленарное заседание МПА СНГ.

Мэр Санкт-Петербурга Анатолий Собчак (справа) и нынешний Президент Российской Федерации Владимир Путин в Таврическом дворце

С тех пор Межпарламентская Ассамблея СНГ провела пятьдесят три пленарных заседания с участием ведущих политиков стран-участниц и зарубежных государств, на которых было принято около 600 различных документов.

50-е пленарное заседание Межпарламентской Ассамблеи СНГ. Таврический дворец, 22 ноября 2019 года

В период с 1993 по 1995 годы к парламентам, подписавшим Соглашение о создании МПА СНГ, присоединились законодательные органы Азербайджанской Республики, Грузии и Республики Молдова.

26 мая 1995 года статус МПА СНГ как самостоятельной межгосударственной организации окончательно закрепился на заседании Совета Глав Государств СНГ в Минске, когда руководители стран Содружества подписали Конвенцию о Межпарламентской Ассамблее государств — участников Содружества Независимых Государств.

В 1999 году к Алма-Атинскому соглашению присоединилась Украина, а в 2019 году ратификационные процедуры завершились в Республике Узбекистан. В настоящее время в состав организации входят парламенты 10 стран Содружества, еще одна палата — Волеси джирга Национальной Ассамблеи Исламской Республики Афганистан — с 2006 года участвует в деятельности МПА СНГ в качестве наблюдателя.

10 февраля 2006 года на выездном заседании Совета МПА СНГ в Киеве (Украина) было утверждено Положение о Международном институте мониторинга развития демократии, парламентаризма и соблюдения избирательных прав граждан государств — участников МПА СНГ. Новый орган Межпарламентской Ассамблеи был создан для анализа процессов демократизации в странах Содружества, наблюдения за электоральными процедурами и участием в них гражданского общества. В 2007 – 2012 годах были открыты четыре филиала института: в Баку (Азербайджанская Республика), Ереване (Республика Армения), Бишкеке (Кыргызская Республика) и Кишиневе (Республика Молдова).

22 ноября 2012 года решением Совета МПА СНГ была создана Молодежная межпарламентская ассамблея государств участников Содружества Независимых Государств (ММПА СНГ).

Первое заседание Молодежной межпарламентской ассамблеи СНГ. Таврический дворец, 29 марта 2013 года

Традиционно Председателем Межпарламентской Ассамблеи СНГ становится глава верхней палаты российского парламента. В разные годы этот пост занимали: Руслан Хасбулатов (1991–1993 гг.), Владимир Шумейко (1994–1996 гг.), Егор Строев (1996–2001 гг.) и Сергей Миронов (2001–2011 гг.).

С 2011 года организацию возглавляет Председатель Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Валентина Матвиенко.

Беловежские соглашения

США поддерживают важное решение стран, которые хотят обеспечить свободу. Это, безусловно, заложено в основу Содружества независимых государств. Конечно, в этих странах теперь может наблюдаться некоторая нестабильность. Временами возможен хаос. Но выбор этих стран соответствует национальным интересам Америки.

Дж.Буш, «Известия» от 26.12.1991.

«Соглашение о создании Содружества независимых государств» (неофициальное название беловежские соглашения) — документ, который подписали представители России, Украины и Белоруссии об образовании СНГ и уничтожении СССР. Неофициальное название связано с местом подписания документа. Произошло это в Беларуси, в знаменитой Беловежской пуще. Встреча и подписание произошли в резиденции «Вискули».

Таблица: Кто подписал Беловежские соглашения 1991 года?

Соглашение от 8 декабря 1991 года требовало ратификации правительствами стран, подписавших документ. Для Украины и Белоруссии это произошло 10 декабря, а для России — 12 декабря.

Положения Соглашения

Беловежские соглашения от 8 декабря 1991 года это документ, который состоял из 14 статей. Наиболее важными и интересными статьями являются следующие:

  • «1». Создается Содружество независимых государств (СНГ) вместо СССР.
  • «2». Каждое государство обеспечивает равенство прав для граждан своего государства и граждан союзных республик.
  • «10». Каждый участник Содружества может добровольно и в одностороннем порядке покинуть организацию, уведомив об этом других участников союза.
  • «11». На территории государств, подписавших соглашение, не допускается действие норм законодательства третьих стран, включая СССР.

Остальные пункты носят менее интересный характера, где в целом обсуждаются вопросы сферы взаимодействия между союзниками.

Интересным для понимания логики происходящего является начало соглашения, где указываются причины, по которым СССР должен быть распущен,и по которым страны должны продолжить самостоятельное существование. В конце концов — почему именно эти 3 страны подписали документ? Ответ прост — потому, что именно эти страны подписали Договор от 1922 года. Получается простейшая логика — если мы создали, мы можем и распустить. В действительности и в 1922 году не только 3 страны заключали Договор, и в 1991 году реалии были таковыми, что законно распустить Союз отдельные его представители не могли.

Беловежские соглашения визуально создавали иллюзию сохранения (частичного преобразования) Союза. Они заменяли СССР на СНГ. Советские граждане, которые окончательно запутались в происходящих событиях, воспринимали оба Союза примерно одинаково. Проблема в том, что СССР был надгосударственное надстройкой, а СНГ это подгосударственная надстройка, причем с крайне хрупким фундаментом. Если упростить: для СССР работала схема «Союз — государства», а для СНГ работала схема «Государство — Союз». Это не тот случай где перемена мест значение не меняет. Ведь в первом случае мы говорим о едином государстве, которое состоит из множества других. А во втором случае о конкретном государстве, которое теоретически контактирует с другими представителями посредством союзного договора.

Заявление о подписании документа

После подписания беловежских соглашений, руководители стран выступили с совместным заявлением. Оно было достаточно коротким, поскольку там было всего 4 пункта, объясняющих причины произошедшего:

  • Подписание нового союзного договора продвигалось низкими темпами
  • Коммунистическая партия в ее текущем составе правления привела к масштабному кризису в стране.
  • В стране огромное количество межнациональных конфликтов.
  • Назрела необходимость проведения преобразований.

Подобное заявление не дает конкретных ответов на поставленные вопросы. Фактически было сказано, что органы управления СССР не справляются со своими обязанностями, в результате чего в стране возникло огромное количество противоречий, решить которые можно только созданием отдельных независимых государств, каждое из которых будет проводить более эффективную внутреннюю политику по сравнению с политикой, проводимой в СССР.

Присоединение к СНГ остальных государств

Беловежские соглашения создавали СНГ. Изначально в политический альянс входили Россия, Украина и Белоруссия. Всего через 13 дней документ был расширен. Произошло это по Протоколу от 21.12.1991. Он представлял собой дополнение к Соглашению. По нему в С Н Г дополнительно вошли Азербайджан, Армения, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан.

Подписание данного документа прошло в городе Алма-Ата. Для различных государств этот протокол обрел юрсилу в разное время, в зависимости от его ратификации. Быстрее всего документы были ратифицированы в Казахстане, где это произошло уже 23.12.1991 года. Позже всего в Таджикистане, где это произошло 26.06.1993 года.

Реакция Комитета СССР по надзору за Конституцией

Беловежские соглашения это один из спорных вопросов отечественной историографии. Однако даже простейшее изучение этого вопроса показывает, что распад Союза и создании СНГ проходил с противоречиями действующей Конституции СССР. Чтобы это понять достаточно рассмотреть заявление Комитета конституционного надзора СССР от 11 декабря 1991 года. Это заявление было сделано в результате обращения граждан и различных госструктур, которые просили комитет дать правовую оценку соглашения от 8 декабря 1991 года. Основные моменты заявления комитета следующие:

  • Все союзные государства имеют право подписывать между собой и другими государствами международные соглашения. В этой связи соглашение об организации Содружества независимых государств является легитимным. С другой стороны, целый ряд положений этого документа — незаконны.
  • В республиках прекращают действовать законы любых третьих государств, включая СССР — является заявлением недопустимым и незаконным. Подобные процессы должны происходить строго по Конституции, где прописаны все нормы и механизмы.
  • Россия, Белоруссия и Украина действительно подписали Союзный договор 1922 года. Однако вместе с ними этот исторический документ подписали страны Закавказской Федерации (Армения, Грузия и Азербайджан). Этот документ в последующем лег в основу советской Конституции. Во всех редакциях договора и Конституции говорилось, что все страны участники СССР обладают равными правами. Поэтому любое решение вопроса об изменении статуса СССР должен решаться всеми странами, а не отдельными их представителями.
  • Уничтожение СССР в одностороннем порядке, приводит к огромному количеству спорных моментов, в частности и к вопросу о принадлежности армии. Вооруженные силы формируются и существуют на основании союзного законодательства, поэтому их переход в подчинении того или иного государства может быть обусловлен только переходными положениями.
  • У СССР есть международные права и обязанности. Кто-то должен взять на себя ответственность по ним.

Реакция руководителей СССР

События декабря 1991 года это финальная точка развала страны, но события, приведшие к этому, развивались задолго до этой даты. Поэтому и противостояние между лидерами союзных республик и руководителями СССР продолжался не первый год. Предвидя возможные события, еще в декабре 1990 года в Москве было принято сразу 3 очень важных исторических документа, которые сегодня мало где фигурируют, либо их значимость сильно принижена:

  1. Сохранение СССР как единой формы объединения суверенных республик.
  2. Сохранение названия государства.
  3. Проведение референдума о статусе СССР.

Как известно референдум о статусе СССР прошел 17 марта 1991 года. В нем приняло участие чуть более 185 млн жителей СССР, что составляло чуть более 80% от всех жителей СССР наделенных правом голоса. 76,4% проголосовавших поддержали тему референдума о сохранении СССР. По действующему законодательству этот референдум был однозначно принят и его результаты могли быть отменены только проведением другого референдума. Поэтому из трех стран, подписавших Беловежские соглашения, только Украина сохранила иллюзию правового поля, проведя 1 декабря 1991 года Всеукраинский референдум за независимость. Референдум поддержало 90% проголосовавших.

Можно ли было выйти из СССР законно?

Сегодня СССР либо демонизируют, либо идеализируют. Реально же это было обычное государство со своей правовой системой, которая в частности позволяла любому государству, находящемуся в Союзе, покинуть его. Закреплена такая возможность была в статьей 72 Конституции. Дополнена эта статья была законом, который расписывал порядок действий для легитимного выхода. Упрощенно схема была следующей:

  1. Республика проводит референдум, который считается успешным только при условии, что 2/3 проголосовавших поддержали предложение. Любая агитация запрещена. Проведение референдума это внутренний вопрос республики, в который никто не может вмешиваться.
  2. Результаты референдума передаются на рассмотрение ВС СССР, у которого есть 1 месяц на подготовку необходимых документов.
  3. Создается переходный период с переходными положениями. Срок этого периода не может превышать 5 лет. За это время урегулируются все спорные вопросы между сторонами.

Подобный порядок был закреплен специальным законом, который приняли 3 апреля 1990 года. Поэтому важно отметить, что существовали правовые нормы, по которым любой член Союза мог выйти из него. Достаточно сказать, что этими правовыми нормами воспользовались прибалтийские страны, которые показали, как законным путем республика может выйти из состава СССР.

Насколько законными были Беловежские соглашения?

Вопрос законности беловежских соглашений всегда будет дискуссионным. Можно найти сотни аргументов «за» и «против». Мы этим заниматься не будем, а приведем только официальную позицию РФ, которая была озвучена специальной комиссией при Государственной Думе. Официальное ее заключение по событиям декабря 1991 года следующее:

Руководитель РСФСР значительно превысил свои полномочия при подписании беловежских соглашений. В частности была грубо нарушена Конституция в пунктах 74, 75 и 76. Также был проигнорирован и нарушен закон от 3 апреля 1990 года… Все произошедшее является тяжким преступлением, которое по действующей Конституции РФ является уголовно наказуемым деянием и трактуется как измена Родине.

Выдержка из решения ГД РФ

Таким образом, вопрос о легитимности беловежских соглашений и в 90-е и сегодня может трактоваться однозначно — юридический базы для роспуска СССР не существовало. В этой связи достаточно важной характеристикой является позиция Соединенных Штатов. Буш-старший уже 25 декабря 1991 года признал образование СНГ и роспуск СССР (цитата приведена в начале статьи).

В этой связи отличную характеристику событий 8 декабря 1991 года даёт в одном из интервью Егор Гайдар. Вот как он вспоминает события того дня:

Документ подписали Ельцин, Кравчук и Шушкевич. Сразу после этого Борис Николаевич Ельцин позвонил Шапошникову. Он сообщил о подписании документа, а также о решении назначить Шапошникова главой вооруженных сил. Шапошников эту должность принял. Таким образом армия стала на сторону Ельцина. Второе звонок был Джорджу Бушу, в котором Ельцин сообщил американскому президенту, что СССР больше не существует. И только третий звонок последовал Горбачеву.

Судьба исторического документа

В 2016 году Комсомольская правда и НТВ создавали материал о беловежском соглашении, в честь 25-летия подписания этого документа. Одним из интересных вопросов этих исследование был вопрос нахождения оригинала беловежских соглашений. Поскольку СНГ это действующая организация, логично предположить, что основной документ, который регламентировал ее создание, должен находиться в этой организации (в данном случае это исполнительный комитет). Как выяснили журналисты — в ИК СНГ находятся только копия. В последующем журналисты искали Соглашение в странах, которые его подписали, но везде есть только копия. Именно поэтому после 2016 года поднялась волна разговоров, что ликвидация СССР не имеет юридической силы и организация по-прежнему существует. Основание у этой версии не меньшие, чем у соглашения 1991 года. Дело в том, что юридической силой обладает оригинал, которого в данном случае нет. А где он — думаю, мы не узнаем.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *