Когда запретят самокаты на тротуаре
Перейти к содержимому

Когда запретят самокаты на тротуаре

  • автор:

В Госдуме задумались о запрете движения электросамокатов по тротуарам

Для того чтобы снизить риски аварийности, связанные с движением электросамокатов, необходим комплексный законодательный подход. Одной из возможных для рассмотрения идей является запрет движения электросамокатов по тротуарам. Об этом член комитета Госдумы по транспорту, президент Союза транспортников России Виталий Ефимов заявил в среду, 6 сентября.

«Во-первых, нужно определиться, где водители самокатов могут ездить. Если это дороги общего пользования, то нужны госномера, экзамены, права, приравнять их к мотоциклам и мопедам. Хотя в мире такого нет, в мире сейчас запрещают и вводят большие штрафы. Это всё важные законодательные вопросы», — сказал депутат в беседе с Lenta.Ru.

По словам парламентария, целесообразен и полный запрет движения электросамокатов по тротуарам. При этом он высказал мнение, что для начала стоит ограничить скорость и ввести госномера.

Он подтвердил, что запрет движения электросамокатов может создавать аварийные ситуации на дорогах общего пользования. В связи с этим Ефимов напомнил, что достаточно остро стоит вопрос специальных зон для движения самокатов, так как до сих пор непонятно, могут ли водители этих средств передвижения пользоваться велодорожками.

Депутат добавил, что надо ограничить скорость движения электросамокатов, и сделать это технически, на уровне программного обеспечения. По его словам, таким лимитом можно сделать 10 км/ч.

Ефимов призвал к решению этой проблемы при помощи комплексного законодательного подхода, а не радикальных запретов.

Ранее в этот день член комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и госстроительству Артем Шейкин заявил о разработке законопроекта с изменениями в КоАП, которые связаны с вопросами регулирования средств индивидуальной мобильности (СИМ). Документ планируется внести в Госдуму в осеннюю сессию, передает RT.

4 сентября депутаты комитета по транспорту Госдумы с участием лидера фракции «Справедливая Россия» Сергея Миронова подготовили обращение на имя премьер-министра Михаила Мишустина, в котором предлагается ввести для самокатчиков госномера и ответственность по Кодексу об административных правонарушениях (КоАП) и Уголовному кодексу (УК) РФ. Инициативу поддерживают в общественном совете при ГУ МВД России при Москве и в Национальном автомобильном союзе.

В тот же день «Известия» сообщали, что Минтранс планирует внести в КоАП штрафы для водителей электросамокатов за нарушение правил дорожного движения. В настоящее время кодекс предусматривает наказание только для велосипедистов и «других лиц» — участников дорожного движения.

С марта текущего года вступили в силу поправки в ПДД: к СИМ стали относиться электросамокаты, электровелосипеды, гироскутеры, сигвеи, моноколеса и прочая аналогичная техника независимо от мощности двигателя.

Экологичный, но опасный транспорт. Запретят ли электросамокаты в России?

Воздействовать нужно и на прокатные организации, не только на самокатчиков, считают эксперты.

Россия догоняет другие страны, у нас резкий рост рынка произошел в 2021 году, а в странах Европы и США — в 2019 году, поясняет «РГ» партнер Б1, руководитель направления Андрей Томышев. В России кикшеринг развивается в уникальных условиях — много городов миллионников. В России их 12, а даже в США — всего 10, не говоря уже про страны Европы. К тому же в России разрешено передвигаться по тротуарам на электросамокате и велосипеде, тогда как в Европе и США это запрещено во многих городах, передвижение возможно строго по выделенным полосам, отмечает Томышев.

Экологичный, но опасный

Факторы стремительного роста кикшеринга создали также условия для обострения дискуссии в обществе. «Есть серьезное столкновение позиций. Одна часть общества, включая и меня, считает, что надо запретить. Электросамокат — довольно увесистая конструкция. Когда на обычном тротуаре самокат налетит на пешехода, тот получит серьезные травмы», — говорит директор Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Михаил Блинкин. Допустим, самокаты должны ездить по проезжей части. Но тогда при столкновении с автомобилем серьезно пострадает самокатчик.

На самом деле решение Парижа отнюдь не первое. В скандинавских странах, в Лондоне место самокатов, сигвеев, всех средств индивидуальной мобильности определено в парках, на стадионах, то есть в специальных местах с созданной инфраструктурой, указывает эксперт. Так что в качестве обычного транспорта, вписанного в жизнь города, электросамокаты не подходят, заключает Блинкин.

Но есть и другая точка зрения, добавляет он. Многие говорят, что самокаты — это отличная альтернатива автомобилям. Самокаты хороши с точки зрения экологии, разгрузки улиц. А вопросы безопасности можно решать административным путем.

Ограничения или запреты могут затронуть какие-то российские города, но вряд ли это правильный путь, добавляет эксперт Общероссийского народного фронта Петр Шкуматов. «Эту сферу нужно регулировать, а не запрещать, как во Франции», — настаивает эксперт.

Нужно научиться администрировать уже имеющиеся ограничения. «Делать это придется вручную: инспекторы должны стоять на каждом тротуаре и останавливать водителей электросамокатов и штрафовать их», — говорит Шкуматов. Вот только инспекторы ГИБДД и так в дефиците.

Воздействовать нужно и на прокатные организации. Теоретически они должны делать какой-то отбор, прежде чем сдавать самокат в аренду. Однако разумных правовых механизмов, чтобы отфильтровывать, кого «впускать за руль» электросамоката, а кого не впускать, пока нет, признает Шкуматов.

Москва запрещать не будет

Власти российской столицы не собираются вводить запрет кикшеринга «по французскому образцу», заявил «РГ» председатель Мосгордумы Алексей Шапошников. «Мы только выстраиваем правила использования средств индивидуальной мобильности (СИМ), — подчеркнул глава городского парламента. — И задаем тренд всем мегаполисам мира».

Как рассказал заммэра по вопросам транспорта Максим Ликсутов, количество электросамокатов в прокате по сравнению с прошлым годом даже вырастет с 40 до 60 тысяч, в зоны использования добавят территории Зеленограда и Новой Москвы, отдаленные от «старых» границ города. В дептрансе объясняют это тем, что средства индивидуальной мобильности для города стали не просто развлечением, а полноценным транспортом. Горожане ездят на них на учебу, на работу, в ТЦ.

Кикшеринг в Москве изначально развивался не по парижскому сценарию. Его операторам сразу предложили единые стандарты, основанные на требованиях безопасности. Тот, кто их нарушает, не сможет работать в городе. Кроме того, операторы обязаны следить за равномерным распределением самокатов по районам.

Впрочем, даже несмотря на такой фундаментальный подход, жалоб на самокатчиков тоже хватает. Хотя у кикшеринга в Москве установлен автоматический скоростной лимит 25 км/ч в обычных зонах и 15 в «тихих», тротуарные лихачи все равно сбивают людей. Некоторые «драйверы» не соблюдают и даже на инстинктивном уровне не хотят понимать элементарных правил. С другой стороны, и пешеходы то и дело выбегают или выходят погулять на велодорожках.

Штрафы вместо запретов

«Я не сторонник запретительных мер и ничего критичного в использовании самокатов не вижу. Но даже если будет поставлен такой вопрос, хочется, чтобы жители решали, как организовывать пространство и движение внутри города», — говорит представитель Федерации автовладельцев России в Свердловской области Олег Таратухин. В Екатеринбурге пока не устанавливают территории, запретные для самокатов, есть только ограничения скорости до 15 км/ч на некоторых улицах. Возможно, в будущем появятся и территории «без колес», считает он. Но вводя запретные зоны, нужно объяснять людям, почему именно эта улица или площадь попала под запрет.

«Электросамокаты набирают у нас популярность. Есть случаи ДТП с их участием, но их немного», — рассказывает начальник отдела пропаганды безопасности дорожного движения управления ГИБДД по Ростовской области Александр Мухин. В Ростовской области решаются вопросы увеличения велосипедных дорожек, по которым можно ездить на электросамокатах, и предоставления для них специализированных площадок в зоне отдыха на левом берегу Дона и по улице Пушкинской, отмечает он и добавляет, что запрещать пока ничего не стоит.

«Мне, новосибирцу, в обычной жизни электросамокат не нужен. Но когда я приезжаю в Москву или Санкт-Петербург, то с удовольствием беру в аренду самокат», — говорит руководитель Федерации автовладельцев России по Новосибирской области Вячеслав Ашурков. У нас в Новосибирске дорожек нет; ни власти, ни сами кикшеринговые компании не готовы вкладываться в обустройство инфраструктуры. Однако меры для регулирования нового вида транспорта принимают. В Новосибирске заключили соглашение с компаниями, предоставляющими самокаты в аренду, в котором закрепили ограничение по скорости в местах большого скопления людей.

«Запрещать — это привычка со времен социализма, там других вариантов не было. Я считаю, что запрещать кикшеринг не надо», — считает Юрий Лебедев, депутат Законодательного собрания Нижегородской области, экс-мэр Нижнего Новгорода. По его словам, есть опыт, западный в том числе, — делать для электросамокатов специальные дорожки, обустраивать места, где на них можно ездить безопасно для других. Нужно на региональном законодательном уровне ограничивать скорость движения электросамокатов, закрывать для них «густонаселенные» пешеходные улицы, пресекать катание по двое и по трое, штрафовать за нарушение Правил дорожного движения.

«Запретами мы прогресс не остановим. Разумеется, надо повышать меры безопасности, вводить какие-то ограничения для самокатчиков», — говорит представитель Федерации автовладельцев России в Татарстане Рамиль Хайруллин. Те, кто арендуют самокаты, занимают ничтожную часть на дорогах, а основная масса самокатов находится в частных руках, и владельцев никто не ограничивает, добавляет он. Сбивают самокатчиков в основном на зебрах, куда они неожиданно выскакивают на большой скорости. Нужно, чтобы они переходили, а не переезжали дороги. «У нас гаишники любят на зебрах дежурить, водителей ловить. Вот хорошо бы, чтобы и с самокатчиками они работали», — добавляет он.

В Санкт-Петербурге сейчас идет процесс подписания соглашения кикшериинговых компаний с комитетом по транспорту города. Один из пунктов — ограничение скорости в центре Северной столицы и на Петроградской стороне до 15 километров в час. Под запретом выезд на Дворцовую, Сенатскую, Исаакиевскую площади, Невский проспект, ряд улиц и парков. Как подчеркнул Валерий Солдунов, председатель Всероссийского общества автомобилистов, в связи с новыми правилами появилась надежда на увеличение безопасности этих средств передвижения. Сезон покажет, насколько изменилась ситуация и действительно ли правила соблюдаются повсеместно.

Опрос общественного мнения активно поддерживает «Союз пешеходов». Как уточнил Алексей Цивилев, председатель регионального отделения «Союза пешеходов» и председатель постоянной комиссии Законодательного собрания Санкт-Петербурга по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры, это можно сделать, например, совместив с проведением выборной кампании 2024 года.

В Правилах дорожного движения закреплен порядок езды на электросамокатах, гироскутерах, моноколесах и других аналогичных устройствах

Установлено, в частности, что на средствах индивидуальной мобильности допускается перемещаться со скоростью не более 25 км/ч. При этом масса такого электротранспорта, на котором разрешается передвигаться по тротуарам, вело- и пешеходным дорожкам, не должна превышать 35 кг.

Движение электросамокатов и других средств индивидуальной мобильности будет регулироваться специальными дорожными знаками, разрешающими, ограничивающими или запрещающими перемещение на таких видах транспорта в тех или иных зонах.

При совместном передвижении пешеходы получают приоритет. При движении по велосипедным дорожкам, а также при пересечении таких дорожек пешеходы должны уступать дорогу велосипедистам и лицам, использующим для передвижения средства индивидуальной мобильности.

На электросамокатах любой массы разрешается ездить по правому краю проезжей части дорог. Но делать это можно людям старше 14 лет и там, где максимальная скорость движения ограничена 60 км/ч, а также разрешено движение велосипедистов. Средство индивидуальной мобильности должно быть оборудовано тормозной системой, звуковым сигналом, световозвращателями сзади и по бокам, а также фарой (фонарем) белого цвета спереди.

Спикер Госдумы Володин предлагает запретить прокат электросамокатов: что думают россияне

Спикер Госдумы Володин предлагает запретить прокат электросамокатов: что думают россияне

Количество таких ДТП с участием электросамокатов за последние три года увеличилось в России более чем в 40 раз. В авариях страдают и водители самокатов, и пешеходы. Прежде всего — дети и пожилые люди. Что делать в этой ситуации? Спикер Госдумы Вячеслав Володин предложил избирателям на выбор два наиболее логичных варианта: ужесточить ПДД и ответственность для подобных транспортных средств или запретить их прокат. Что же думают люди?

Как отметил Вячеслав Володин, если некоторое время назад ДТП с участием электросамокатов были отдельными случаями, то сейчас проблема приобрела массовый характер. Расширилась и география. Благодаря появлению проката электросамокаты стали популярными не только в Москве, но и в других городах России:

Вячеслав Володин.

«Для решения этой проблемы предлагаются разные пути. В том числе, полностью запретить прокат электросамокатов», – написал спикер.

Скажем, в Сингапуре электросамокаты запрещены в приницпе. Исключение — перемещение по велодорожкам, которых крайне мало. В Нидерландах введён штраф за езду на дорогах общего пользования и установлены жёсткие требования к электросамокатам. В Японии требуется наличие водительского удостоверения, а самокаты необходимо регистрировать в полиции и регулярно платить транспортный налог. В Париже в прошлом месяце ввели полный запрет на прокат электросамокатов.

Что же думают люди об инициативе спикера?

Никнейм
В России за 2023 год погибло от электросамокатов 12 человек. А теперь статистика смертей от водителей автомобилей. Погибло в 2023 — 8 527 человек из них детей — 516 человек. Спрашивается зачем вы трогаете самокаты?

Татьяна Федько
Запретить можно, но остаются , например, велосипедисты, которые также являются участниками дорожного движения и источником проблем на дорогах. По сей день нарушают писанные правила, не запретить же им тоже ездить по дорогам. Бесполезно!

Противников электросамокатов больше, чем сторонников в ТГ-канале Володина.

Сергей Григорьев
Запрет проката полумера — есть самокаты в собственности. Нужен пункт о запрете всех тяжёлых и скоростных самокатов.Как мы с вами знаем по ПДД движение самокатов и велосипедов запрещено по тротуарам и пешеходным переходам, если велодорожки нет, то ездить должны по дорогам общего пользования, как транспортные средства.

Ekaterina Kalinina
Кроме самокатов ещё гоняют в Москве курьеры на электровеликах по тротуарам. И это лютый трындец. Только в моем окружении пострадало 6 детей за последний год. Раньше хоть на тротуаре себя можно было чувствовать спокойно, сейчас везде смотри в оба, особенно в больших городах.

Правила дорожного движения для электросамокатов, моноколёс, электроскейтов, гироскутеров и других средств индивидуальной мобильности (СИМ) действуют в России с этого года. Кроме того, депутат Госдумы Дмитрий Гусев призвал ввести права на электросамокаты с 16 лет, а подросткам до этого возраста — запретить управлять электросамокатами. В ближайшее время за езду на самокате вдвоем можно будет получить штраф 1000 рублей, а фиксировать нарушения начнут сотрудники ГИБДД. Кроме того, в течение осени в Государственную Думу будет представлен законопроект, преследующий целью ужесточение ответственности за управление электросамокатом в состоянии алкогольного опьянения.

/> ▪ —> Валютный голод. Центробанк фиксирует нехватку евро, долларов и юаней

/> ▪ —> В России могут заблокировать популярный мессенджер WhatsApp: кому и зачем это нужно

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *