Какие формы психического заболевания дают инвалидность подростку
Состояние психического здоровья детей и подростков привлекает внимание ученых в связи с его ухудшением и накоплением в популяции численности детей с тяжелой хронической патологией и ограничением жизнедеятельности.
Изучение структуры общей детской инвалидности показало, что в последние годы психические расстройства и расстройства поведения являются ведущей патологией среди детей-инвалидов как в целом по РФ (45,8 0 /0— в 2005 г., 47,1 0 /0— 2006 г.), так и по Астраханской области (43,8 0 /0— в 2005 г., 44,6 0 /0— 2006 г.). В структуре патологии детской инвалидности класс «Психических расстройств и расстройств поведения» занял первое ранговое место (23,2%), и на 81,6% сформирован умственной отсталостью. Выход распространенности психической патологии на первое ранговое место свидетельствует о том, что психическое здоровье детей в области становится серьезной проблемой. Уровень этого класса стремительно нарастает с увеличением возраста ребенка. Так, по сравнению с возрастной группой 0-4 года (3,9 0 /0) в возрасте 5-9 лет он повышается в 11,3 раза (43,9 0 /0), в возрасте 10-14 лет в 16,3 раз (63,6 0 /0) и в 15-17 лет в 17,6 раза (68,7 0 /0) (по данным 2006 г.).
Рост числа детей-инвалидов с психическими нарушениями, является следствием ухудшения экологической обстановки, социального неблагополучия семей, высокого уровня хронических, врожденных и генетических заболеваний родителей, патологии перинатального периода, позднего выявления заболевания, некачественного оказания медицинской помощи, недостаточного количества абилитационных служб для детей первых лет жизни.
С целью раннего выявления скрытых дефектов умственного развития, нарушений сенсорных органов, двигательной системы у ребенка учреждениям здравоохранения необходимо обеспечивать всем детям первого года жизни в рамках диспансерного наблюдения специализированное обследование в детских диагностических центрах и детских поликлиниках. Все дети, имеющие отклонения в состоянии здоровья, в т.ч. умственном и психическом развитии, должны получать своевременную и необходимую медицинскую, педагогическую, психологическую и дефектологическую помощь. В связи с тем, что формирование психических нарушений во многом зависит от социальных параметров среды роста, развития и воспитания ребенка необходимо проводить определенную медико-социальную работу по выявлению ранних нарушений в состоянии психического здоровья, особенно у детей из социопатических семей, детей-сирот.
Работа представлена на III научную международную конференцию «Фундаментальные и прикладные проблемы медицины и биологии», Италия, о. Сицилия, 15-22 июля 2007 г. Поступила в редакцию 27.06.2007.
Информация
Инвалидность при психических заболеваниях у взрослых
Инвалидность по психиатрии может быть присвоена только людям, страдающим определенными душевными заболеваниями. Чтобы получить одну из трех групп, необходимо выполнить установленный порядок действий: посещение лечащего врача, обследование в стационаре, медико-социальная экспертиза.
После получения направления на медико-социальную экспертизу члены комиссии проверят поданные документы и назначат дату экспертизы.
Пройденная больным экспертиза может подразумевать за собой несколько возможных исходов, зависящих от тяжести заболевания: устанавливается инвалидность (1, 2 или 3 группа), человек получает отказ в присвоении статуса инвалида либо члены комиссии установят, что требуется дополнительное лечение и прохождение повторной экспертизы.
Следует помнить также о введенном в России новом порядке назначения инвалидности. Так, с 1 июля 2022 года граждане могут самостоятельно выбирать формат прохождения медико-социальной экспертизы – очный, при личном присутствии, или заочный, когда все необходимые документы поступают из медицинских организаций в бюро медико-социальной экспертизы с помощью системы электронного межведомственного взаимодействия.
С целью мониторинга результатов обновленной процедуры получения статуса инвалидности АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» проводит специальный опрос, где каждый может поделиться своим опытом прохождения медико-социальной экспертизы.
Инвалидность детей и подростков Курской области. Профилактика невротических расстройств
Детская инвалидность — острейшая проблема современного общества. Она отражает крайний вариант нездоровья детей и подростков, предопределяет неблагоприятный прогноз здоровья будущих поколений и возможную демографическую катастрофу.
В начале нового тысячелетия данная проблема в России приобрела поистине общенациональный характер, не обошла стороной и Курскую область.
Изучив уровни и структуру детской инвалидности на территории нашего субъекта получены следующие выводы:
— в 2012г. отмечается некоторое снижение как показателей всей детской инвалидности (по отношению к 2011г. – на 0,3%, к 2010г. – на 1,6%), так и впервые зарегистрированной (по отношению к 2011 году на 12,5 %, к 2010 году — 11,7 %);
— среди причин детской инвалидности в 2012г., как и в 2011г., на первом месте находятся психические расстройства и расстройства поведения, на долю которых приходится 28,7% инвалидности, на втором – болезни нервной системы (25% инвалидности), замыкают тройку врожденные аномалии (пороки развития), чей показатель в структуре причин детской инвалидности составляет 17,9%;
— в структуре психических расстройств и расстройств поведения основным патологическим состоянием является умственная отсталость (78,8%), в структуре болезней нервной системы – церебральный паралич и другие паралитические синдромы (32%), в структуре врожденных аномалий – аномалии системы кровообращения (27,7%);
— наибольшее количество впервые признанных инвалидами как в 2012 году, так и в 2011, составляют дети в возрасте от 0-4 лет;
— с возрастом относительный показатель всей детской инвалидности увеличивается и достигает максимума в 15-17лет;
— во всех возрастных группах детей-инвалидов лидируют мальчики (58,7%), уровень инвалидности среди них выше, чем среди девочек в 1,3-1,4 раза;
— отмечается рост доли мальчиков по сравнению с 2011г. на 0,2%;
— в2012 году по отношению к 2011 году отмечается рост детской инвалидности по таким формам болезни как: болезни органов пищеварения (+20,0%), прочие болезни (+14,3%), болезни уха и сосцевидного отростка (+12,1%), болезни эндокринной системы (+8,6%), болезни нервной системы (+8,2%), болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани (+3,7%);
— отмечается снижение показателей детской инвалидности по следующим формам инвалидности: болезни системы кровообращения (–20,0 %), болезни органов дыхания (–20,0 %), болезни мочеполовой системы (–17,4 %), травмы, отравления и др. воздействия внешних причин (–16,0%), психические и поведенческие расстройства (–7,2%), болезни глаз (–7,0%) и врожденные пороки, деформации и хромосомные нарушения (–0,5%).
По мнению медиков, большую роль в развитии данных патологий играют отягощенная наследственность, рост экологически зависимых болезней с наследственной предрасположенностью. Инвалидизация детей на 60-70% обусловлена патологией течения беременности и родов. Недоношенность и низкая масса тела при рождении повышают риск развития нарушений со стороны нервной системы, в том числе детского церебрального паралича, слепоты, задержки умственного развития, эпилепсии.Реабилитация инвалидов на современном этапе требует не только достаточного материального и технического обеспечения, но и создания благоприятного психологического климата, как в семье, так и в обществе в целом.
По результатам проведенного анализа обращает на себя внимание выход распространенности психоневрологической патологии на первые ранговые места. Это свидетельствует о том, что психическое здоровье детей становится серьезной проблемой. Задуматься об этом стоит многим родителям, тем более, в преддверии нового учебного года, когда хочется отдать ребенка в максимальное количество кружков, чтобы у него только не оставалось свободного времени на «всякие там глупости».
Существенную роль в развитии различных невротических расстройств играют неправильное воспитание, психотравмирующие ситуации (в семье, детском саду, школе). Родителям важно знать, что приводит к неврозам и уметь предупреждать их. К сожалению, родители детей, больных неврозом, о причине расстройства не задумываются, а стараются все свои усилия направить на купирование именно симптомов (обидчивости, плаксивости, тревоги, страха, головных болей, нарушений сна, тиков, недержания мочи, недержания кала, грызения ногтей и тому подобных). По мнению медиков, мероприятия, направленные лишь на борьбу с симптомом, как правило, безуспешны. Если все же и удается с ним справиться, то часто через некоторое время он возвращается вновь в прежней или измененной форме. Вот почему так важно разбираться в причинах неврозов.
Одна из форм неврозов – неврастения (астенический невроз) – это невроз хронической усталости центральной нервной системы, постоянно испытывающей перегрузки. Возникает неврастения в тех случаях, когда к ребенку предъявляют требования, которые он не в силах выполнить.Движимые тревогой за будущее своих детей, мечтая о том, чтобы они заняли высокую ступеньку на социальной лестнице, родители, не учитывая их способностей и возрастных особенностей, чрезмерно нагружают ребенка различными «развивающими играми», занятиями иностранными языками, музыкой, рисованием, спортом и т. д. Если способности ребенка позволяют, он посещает эти занятия, а к тому же еще успевает пообщаться с друзьями, погулять, поиграть в игры, которые родители считают «бесполезными» — невроз не разовьется. В противном случае заболевание неизбежно. Психологи давно доказали огромное значение игр для правильного психического развития ребенка. Игры — это социальный тренинг детей, никакие развивающие игры их не заменят.
Часто астенический невроз проявляется у детей в ситуации, когда жизнь резко меняется и предъявляет новые требования. Нередко это может быть поступление в детский сад или в школу. Если вы заметили в такие моменты изменения в поведении ребенка, не бойтесь обратиться к специалисту (психотерапевту или психологу) и сами не бросайте, поддерживайте его.
Помните, никакими таблетками, гипнозом, физиотерапией неврастению не вылечить, если не снизить уровень притязаний больного и к больному ребенку, не изменить ситуацию.
Дети и подростки редко сами принимают решение обратиться за медицинской помощью при наличии физических или эмоциональных проблем. Родители, учителя, другие лица, ответственные за воспитание ребенка, легко распознают многие проблемы с физическим здоровьем, но эмоциональные расстройства часто не дают явных проявлений. Дети и подростки могут намного лучше, чем их близкие, представить картину своего внутреннего состояния, которое они воспринимают субъективно (например, тревожность и депрессия). Но если никто не спрашивает, как они себя чувствуют, симптомы могут остаться невыясненными…
Находите время, общайтесь со своими детьми, играйте с ними, говорите им, что они у вас самые лучшие, поддерживайте их и тогда проблем с психическим здоровьем у ваших детей не будет. Помните, профилактика неврастении — это уважение ребенка, признание его прав на отдых, организацию досуга, а также понимание его возможностей, организация оптимального, а не изнуряющего ритма работы. Не переоценивайте способности своего ребенка. В преддверии нового учебного года пересмотрите перечень всех кружков куда вы его записали, быть может стоит от каких-то отказаться и это время самим посвятить ребенку?
Как оформить инвалидность при психических заболеваниях в Донецке
На какую группу инвалидности могут рассчитывать горожане, которым диагностировано психическое заболевание, как и где установить инвалидность, необходимые документы и сроки медико-социальной экспертизы, адреса бюро МСЭ в Донецке, ссылка для подачи заявления онлайн через портал Госуслуг и другие полезные ссылки.
Дорогие читатели! Наши инструкции рассказывают о типовых способах решения данной задачи, но каждый случай носит уникальный характер. |
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – звоните по телефону 8 (800) 301-76-28 (г.Донецк) Юридическая консультация – быстро и бесплатно ! |
Специфические и другие расстройства учебных/арифметических навыков, чтения или спеллингования
Категория «ребенок-инвалид» присваивается при:
- умеренных расстройствах с трудностями школьной адаптации (возможно получение образования определенного уровня в рамках государственных образовательных стандартов в образовательных учреждениях общего назначения с использованием специальных методов обучения, специального режима обучения, с применением при необходимости вспомогательных технических средств и технологий);
- выраженных расстройствах с трудностями школьной адаптации (возможно получение образования определенного уровня с использованием только коррекционных программ в специализированном образовательном учреждении, на дому или с использованием дистанционного управления и при необходимости вспомогательных технических средств и технологий).
Детский/атипичный аутизм, синдром Ретта или синдром Аспергера
Категория «ребенок-инвалид» присваивается, если одновременно:
- в патопсихологическом синдроме доминирует выраженная психопатологическая симптоматика, сказывающаяся на поведении, затрудняющая адаптацию, характеризующаяся более сложными формами аффективной защиты, что проявляется в формировании патологических влечений, в компенсаторных фантазиях;
- речь ребенка «штампованная», «стереотипная»;
- когнитивное функционирование, интеллектуальные и социально-коммуникативные интеракции умеренно нарушены/не сформированы по сравнению с возрастной нормой;
- обучение и получение образования возможно в рамках государственных образовательных стандартов в образовательных учреждениях общего назначения с использованием специальных методов обучения, специального режима обучения, в том числе часто при соблюдении индивидуального режима процесса обучения (обучения на дому) с применением при необходимости вспомогательных технических средств и технологий;
- ребенок нуждаются в психолого-педагогической коррекции и психосоциальном сопровождении.
Категория «ребенок-инвалид» присваивается, если одновременно:
- патопсихологический синдромом характеризуется выраженным проявлением замещения адекватного взаимодействия и восприятия окружающей действительности на специфические способы восприятия с выраженной тенденцией к изоляции;
- имеет место выраженная психопатологическая симптоматика, сказывающаяся на поведении, значительно затрудняющая адаптацию, характеризующаяся выраженным снижением уровня целенаправленности психической деятельности и расстройствами поведения с тенденцией к формированию простейших стереотипных реакций и речевых штампов;
- при адекватной длительной коррекции ребенок может освоить навыки самообслуживания и элементарного обучения, которое возможно только по программе специального (коррекционного) образовательного учреждения, в виду его нуждаемости в постоянной психолого-педагогической коррекции и психосоциальном сопровождении;
- когнитивное функционирование, интеллектуальные и социально-коммуникативные интеракции выражено нарушены/не сформированы по сравнению с возрастной нормой.
Также категория «ребенок-инвалид» присваивается, если одновременно:
- патопсихологический синдром характеризуется значительно выраженными, глубокими нарушениями социально-коммуникативного поведения и значительно выраженной психопатологической симптоматикой, обусловливающими вторичную интеллектуальную недостаточность в сочетании со специфическими поведенческими проявлениями в виде полной отрешенности от происходящего вокруг, при возможных частых проявлениях аутоагрессии, случаях самоповреждения, полевого характера поведения, мутизма, агрессивных поведенческих проявлений, отсутствии сформированных адаптивных форм взаимодействия (контактов) и восприятия окружающей действительности при отсутствии потребности в них;
- самообслуживание ребенку недоступно, при значительно выраженных трудностях обучения, которое возможно лишь на уровне усвоения элементарных навыков и умений в привычной бытовой сфере;
- значительно выраженное нарушение (несформированность) когнитивного функционирования и интеллекта на фоне некурабельного (не поддающегося лечению), тотального отсутствия социально-коммуникативных интеракций, в прогностическом отношении является крайне неблагоприятным и требует постоянного психосоциального сопровождения.
Умственная отсталость
I группа инвалидности присваивается при:
- умеренной умственной отсталости с тяжелыми затяжными психотическими состояниями, грубыми аффективными нарушениями, дезорганизацией поведения, некорректируемыми нарушениями влечений, частыми эпилептиформными припадками, грубыми соматоневрологическими нарушениями и/или необходимостью постоянного ухода и надзора, IQ 35 — 49;
- тяжелой умственной отсталости с необходимостью постоянного ухода и надзора, IQ 20 — 34;
- глубокой умственной отсталости с необходимостью постоянного ухода и надзора, IQ ниже 20;
- затруднении или невозможности оценки степени интеллектуального снижения из-за сопутствующих болезней органов восприятия, при тяжелых поведенческих расстройствах.
II группа инвалидности присваивается при:
- умственной отсталости в легкой форме — если имеют место стойкие выраженные психопатологические проявления (сложный тип дефекта), частые эпилептиформные пароксизмы, дополнительная соматоневрологическая патология, соматопсихический инфантилизм, изменения личности, резкое снижение критики, а также в связи с дезадаптацией в основных сферах жизнедеятельности, IQ 50 — 69;
- умеренной умственной отсталости — если имеют место психопатологические проявления, эпилептиформные пароксизмы, а также в связи с дезадаптацией в основных сферах жизнедеятельности, IQ 35 — 49.
III группа инвалидности присваивается при:
- умственной отсталости в легкой форме — если имеют место стойкие психопатологические расстройства, выраженные астенические, умеренные аффективные, психопатоподобные проявления, умеренной частоты эпилептиформные пароксизмы, соматопсихический инфантилизм, дополнительная соматоневрологическая патология, изменения личности, недостаточность критики, а также если болезнь сказывается на основных сферах жизнедеятельности, IQ 50-69;
- умеренной умственной отсталости — если отмечен основной тип олигофренического дефекта, а также есть возможность продуктивной целенаправленной деятельности, IQ 35 — 49.
Шизофрения
При диагностике шизофрении эпизодического ремиттирующего типа течения и шизоаффективных расстройств присваивается:
- II группа инвалидности — если болезнь сопровождается затяжными/частыми приступами общей продолжительностью 10 и более месяцев, дезадаптацией в основных сферах жизнедеятельности;
- III группа инвалидности — если болезнь сопровождается 1-2 приступами в год общей продолжительностью 4 и более месяцев, ремиссией с резидуальной симптоматикой, отрицательно сказывающейся на адаптации в основных сферах жизнедеятельности.
При диагностике шизофрении эпизодического типа течения со стабильным/нарастающим дефектом присваивается:
- I группа инвалидности — если болезнь сопровождается приступом продолжительностью более 10 месяцев или значительно выраженной дефицитарной симптоматикой, а также грубыми изменениями личности с отсутствием критики к состоянию, нуждаемостью в постоянном уходе и надзоре;
- II группа инвалидности — если болезнь сопровождается приступом продолжительностью более 6 месяцев или неполной ремиссией с резидуальнной симптоматикой, резистентной к терапии, выраженной дефицитарной симптоматикой, изменениями личности по эндогенному типу, снижением критики, дезадаптацией в основных сферах жизнедеятельности;
- III группа инвалидности — если болезнь сопровождается приступами продолжительностью более 4 месяцев, неполной ремиссией с умеренной дефицитарной симптоматикой, сказывающейся на адаптации в основных сферах жизнедеятельности.
В отдельности при диагностике параноидной/остаточной шизофрении эпизодического типа течения со стабильным/нарастающим дефектом присваивается:
- I группа инвалидности — если болезнь сопровождается значительно выраженной продуктивной симптоматикой и/или значительно выраженной негативной симптоматикой и изменениями личности, отсутствием критики, нуждаемостью в постоянном уходе и надзоре;
- II группа инвалидности — если болезнь сопровождается выраженной продуктивной и/или выраженной негативной симптоматикой, с выраженными изменениями личности, снижением критики, социальной дезадаптацией;
- III группа инвалидности — если болезнь сопровождается продуктивной, умеренной негативной симптоматикой, изменениями личности и снижением критики, затрудняющими социальную адаптацию, с дефицитарной симптоматикой.
При диагностике шизофрении непрерывного типа течения присваивается:
- I группа инвалидности — если болезнь сопровождается высокой прогредиентностью процесса с быстрым формированием стойкого значительно выраженного дефекта, с нуждаемостью в постоянном уходе и надзоре;
- II группа инвалидности — если болезнь сопровождается высокой прогредиентностью процесса с быстрым формированием стойкого выраженного дефекта, социальной дезадаптацией.
Шизотипическое расстройство
I группа инвалидности присваивается при медленно-прогредиентном течении болезни со значительно выраженной истероконверсионной симптоматикой (истерический амавроз, истерический псевдопаралич нижних конечностей и др.), необходимостью постоянного ухода и надзора.
II группа инвалидности присваивается при медленно-прогредиентном течении болезни со стойкой выраженной продуктивной психопатологической симптоматикой пограничного регистра и изменениями личности по эндогенному типу, снижении критики, социальной дезадаптации.
III группа инвалидности присваивается при медленно-прогредиентном течении болезни со стойкой умеренной продуктивной психопатологической симптоматикой пограничного регистра, затрудняющей социальную адаптацию.
Расстройства настроения (аффективные расстройства)
I группа инвалидности присваивается при стойких затяжных или частых значительно выраженных аффективных расстройствах общей продолжительностью более 10 месяцев в год, с нуждаемостью в постоянном уходе и надзоре.
II группа инвалидности присваивается при выраженных аффективных расстройствах, стойких затяжных или частых, общей продолжительностью более 10 месяцев в год, приводящих к дезадаптации в основных сферах жизнедеятельности.
III группа инвалидности присваивается при стойких затяжных или частых аффективных расстройствах, умеренно выраженных, общей продолжительностью более 6 месяцев в год, затрудняющих адаптацию в основных сферах жизнедеятельности.
Невротические, связанные со стрессом и соматоформные расстройства
К данной категории относятся фобические и другие тревожные расстройства, обсессивно-компульсивное расстройство, реакция на тяжелый стресс, нарушения адаптации, диссоциативные (конверсионные)/соматоформные и другие невротические расстройства.
I группа инвалидности присваивается при невротическом или патохарактерологическом развитии личности со значительно выраженной истероконверсионной симптоматикой (истерический амавроз, истерический псевдопаралич нижних конечностей и др.), при необходимости постоянного ухода и надзора.
II группа инвалидности присваивается при стойких выраженных обсессивно-фобических/истероконверсионных/сенесто-ипохондрических и других расстройствах, достигающих степени невротического или патохарактерологического развития личности, приводящих к дезадаптации в основных сферах жизнедеятельности.
III группа инвалидности присваивается при стойких умеренных истероипохондрических/обсессивно-фобических/сенесто-ипохондрических/астено-депрессивных и других синдромах, затрудняющих социальную адаптацию.
Деменция и делирий
I группа инвалидности присваивается при значительно выраженном мнестико-интеллектуальном снижении, нарушении структуры личности, отсутствии критики, необходимости в постоянном уходе и надзоре.
II группа инвалидности присваивается при выраженном стойком мнестико-интеллектуальное снижении, аффективных нарушениях, изменениях личности, снижении критики, наличии психотической симптоматики и/или эписиндрома, приводящих к дезадаптации в основных сферах жизнедеятельности.