Как происходит начисление оплаты коммунальной услуги если счетчик коммунальной услуги вышел из строя
Перейти к содержимому

Как происходит начисление оплаты коммунальной услуги если счетчик коммунальной услуги вышел из строя

  • автор:

Оплата ЖКХ при поломке общедомового счетчика

В последний месяц отопительного сезона, со слов управляющей компании, была поломка общедомового теплосчетчика. В связи с этим расчет по квитанции за отопление и ГВС был сделан по среднему показателю за девять месяцев отопительного сезона (сумма в разы больше). Кто несет ответственность за поломку общедомового теплосчетчика и возможно ли оспорить начисленную сумму?

В соответствии п. 6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491, общедомовые приборы учета входят в состав общего имущества.

В соответствии с п. 18 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 № 290, обеспечивать работоспособность общедомовых приборов учета и постоянную готовность для подачи коммунальных ресурсов в многоквартирном доме должно лицо, ответственное за содержание общего имущества, т.е. домоуправляющая компания (ТСЖ, ЖСК).

Оспорить размер начисленной суммы возможно только в случае, если начисление суммы рассчитано неправомерно.

В силу ст. 539 Гражданского кодекса РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

В соответствии с ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из показаний приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.

В п. 1 ст. 544 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

В соответствии со ст. 19 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.

Количество тепловой энергии, теплоносителя, поставляемых по договору теплоснабжения или договору поставки тепловой энергии, а также передаваемых по договору оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, подлежит коммерческому учету.

Коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется путем их измерения приборами учета. Приборы учета устанавливаются собственниками вводимых в эксплуатацию источников тепловой энергии или теплопотребляющих установок и эксплуатируются ими самостоятельно либо по договору оказания услуг коммерческого учета. Расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.

Осуществление коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя расчетным путем допускается в случаях отсутствия в точках учета приборов учета; неисправности приборов учета; нарушения установленных договором теплоснабжения сроков представления показаний приборов учета, являющихся собственностью потребителя.

Расчеты потребителей тепловой энергии с энергоснабжающими организациями за полученное ими тепло осуществляются на основании показаний приборов учета и контроля параметров теплоносителя, установленных у потребителя и допущенных в эксплуатацию в качестве коммерческих. Количество тепловой энергии и масса (или объем) теплоносителя, полученные потребителем, определяются энергоснабжающей организацией на основании показаний приборов его узла учета за определенный договором период.

В соответствии с п. 42(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила предоставления коммунальных услуг), при отсутствии коллективного (общедомового), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета во всех жилых или нежилых помещениях многоквартирного дома размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется в соответствии с формулой 2 приложения № 2 к названным правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги.

В многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в жилом помещении определяется в соответствии с формулой 3 приложения № 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.

В силу п. 59 Правил предоставления коммунальных услуг плата за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом или нежилом помещении за расчетный период, определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета за период не менее 6 месяцев (для отопления – исходя из среднемесячного за отопительный период объема потребления), а если период работы прибора учета составил меньше 6 месяцев, – то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев (для отопления – не менее 3 месяцев отопительного периода) в случае выхода из строя или утраты ранее введенного в эксплуатацию индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета либо истечения срока его эксплуатации, определяемого периодом времени до очередной поверки, – начиная с даты, когда наступили указанные события, а если дату установить невозможно, – то начиная с расчетного периода, в котором наступили указанные события, до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем введения в эксплуатацию соответствующего установленным требованиям индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд для жилого помещения и не более 2 расчетных периодов подряд для нежилого помещения.

По истечении указанного в п. 59 Правил предоставления коммунальных услуг предельного количества расчетных периодов, за которые плата за коммунальную услугу определяется по данным, предусмотренным указанным пунктом, плата за коммунальную услугу рассчитывается в соответствии с п. 42 Правил предоставления коммунальных услуг исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (п. 60 Правил предоставления коммунальных услуг).

Согласно пп. «в» п. 21 и пп. «з» п. 18 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 № 124, объем коммунального ресурса, поставляемого в многоквартирные дома, необорудованные коллективным (общедомовым) прибором учета, а также в случае выхода из строя, истечения срока эксплуатации или утраты коллективного (общедомового) прибора учета, определяется с учетом требований к расчету размера платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю, установленных Правилами предоставления коммунальных услуг (п. 59, 60).

Обратите внимание: если норматив рассчитан за период 9 месяцев начиная с даты поломки, то он рассчитан верно. Если же при расчете намеренно взяты 9 месяцев отопительного сезона без привязки к дате поломки общедомового прибора учета, то в таком случае можно в судебном порядке обжаловать размер начисленной суммы.

Придется ли платить больше за коммунальные услуги, если счетчик в квартире вышел из строя?

Придется ли платить больше за коммунальные услуги, если счетчик в квартире вышел из строя?

В квартире Сергея Демченко в 2015 г. была произведена опломбировка прибора учета воды. В 2017 г. во время проверки были установлены повреждения контрольной пломбы и индикатора антимагнитной пломбы. Проверяющие составили акт о выявлении несанкционированного вмешательства в работу прибора учета. В связи с этим ТСЖ произвело доначисление платы за коммунальные услуги.

Демченко не согласился с требованиями ТСЖ об уплате данной суммы и обратился в суд. Однако суд признал правоту управляющей компании и отказал в признании акта о выявлении несанкционированного вмешательства в работу прибора учета и доначисление платы незаконными 1 . Почему суд пришел к такому выводу – рассмотрим ниже.

Что важно знать об установке в квартире прибора учета?

Согласно п. 81 Правил предоставления коммунальных услуг 2 оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод их в эксплуатацию и их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником.

По заявлению собственника квартиры лицо, предоставляющее коммунальные услуги (это может быть управляющая организация, ТСЖ или ресурсоснабжающая организация), осуществляет ввод прибора учета в эксплуатацию без взимания платы. Ввод в эксплуатацию должен быть осуществлен не позднее месяца с момента установки прибора учета и оформлен соответствующим актом. При этом прибор должен быть утвержденного типа и должен пройти проверку согласно требованиям законодательства об обеспечении единства измерений.

Управляющая организация вправе при очередной проверке без взимания платы установить контрольные пломбы и индикаторы антимагнитных пломб, а также пломбы и устройства, позволяющие фиксировать факт несанкционированного вмешательства в работу прибора учета, которые собственник обязан сохранять.

Кто и как часто проверяет состояние приборов учета?

Управляющая организация обязана проверять состояние приборов учета и достоверность сведений об их показаниях не реже одного раза в год. Приборы учета, установленные внутри квартиры, управляющая организация вправе проверять не чаще одного раза в три месяца, а если прибор установлен вне квартиры – не чаще одного раза в месяц.

Представитель управляющей организации проверяет:

  • целостность прибора учета, отсутствие механических повреждений и не предусмотренных изготовителем отверстий или трещин, плотное прилегание стекла индикатора;
  • наличие и сохранность контрольных пломб и индикаторов антимагнитных пломб, а также пломб и устройств, позволяющих фиксировать факт несанкционированного вмешательства в работу прибора учета;
  • отсутствие свободного доступа к элементам коммутации (узлам, зажимам) прибора учета, позволяющим осуществлять вмешательство в его работу.

Как проводится проверка, если прибор учета расположен в квартире?

1. Управляющая организация направляет собственнику не позднее 14 дней до проверки письменное извещение о дате и времени ее проведения, о необходимости допуска представителя с разъяснением последствий бездействия собственника или его отказа в допуске к приборам учета.

2. Собственник обязан обеспечить допуск в квартиру представителя для проведения проверки в указанное в извещении время.

Если собственник не может обеспечить допуск в квартиру, он обязан сообщить об этом управляющей организации не позднее двух дней до даты, указанной в извещении, и обозначить иные возможные даты и время. При этом предложенная дата не может быть ранее двух дней с даты, когда поступило предложение от собственника, и позднее трех дней с даты, указанной в извещении о проведении проверки.

3. Управляющая организация обязана провести проверку в согласованные сроки. По ее итогам составляется акт проверки.

Если собственник не обеспечил допуск представителя управляющей организации, составляется акт об отказе в допуске к прибору учета. В этом случае управляющая организация обязана провести проверку и составить акт проверки в течение 10 дней после получения от собственника, отказавшего в допуске к прибору учета, заявления о готовности обеспечить такой допуск.

Как фиксируется нарушение состояния прибора учета?

В соответствии с п. 81 (11) Правил предоставления коммунальных услуг при обнаружении в ходе проверки нарушений состояния прибора учета управляющая организация составляет акт о несанкционированном вмешательстве в работу прибора. Акт составляется в двух экземплярах и подписывается представителем управляющей организации, проводившим проверку, и собственником или его представителем.

Он включает следующие сведения:

  • дату, место, время составления акта;
  • обстоятельства, в связи с которыми проводилась проверка, и выявленные нарушения;
  • состав лиц, участвовавших в проверке и составлении акта;
  • подписи исполнителя и потребителя коммунальных услуг;
  • отметку об отказе потребителя от подписания акта и информацию о причинах такого отказа (при наличии);
  • возражения потребителя в связи с выявленным нарушением;
  • иные обстоятельства, связанные с нарушением.

В каком случае и как доначисляется плата за коммунальные услуги?

Если прибор учета установлен в квартире, куда не может быть осуществлен доступ без присутствия собственника, управляющая организация производит перерасчет платы за коммунальную услугу и направляет потребителю требование о внесении доначисленной суммы.

Перерасчет производится за период, начиная с даты установления пломб, но не ранее чем с даты проведения предыдущей проверки и не более чем за три месяца, предшествующих дате проверки прибора учета, при которой выявлено несанкционированное вмешательство, и до даты устранения такого вмешательства. Перерасчет производится исходя из объема, рассчитанного на основании нормативов потребления коммунальных услуг, с применением повышающего коэффициента 10.

Согласно п. 81 (11) Правил предоставления коммунальных услуг перерасчет платы за услугу может быть произведен не только в случае нарушения целостности прибора учета, но и из-за необеспечения сохранности контрольных пломб и индикатора антимагнитной пломбы.

Показательным примером является случай Сергея Демченко, о котором упоминалось выше. Так, суд указал, что сохранность прибора учета является обязанностью собственника жилого помещения. Поскольку в ходе проверки было выявлено повреждение пломб и антимагнитной пломбы, был составлен акт о несанкционированном вмешательстве в работу индивидуального прибора учета. Суд пришел к выводу, что управляющая компания правомерно произвела доначисление платы за коммунальные услуги.

Что делать, если прибор учета вышел из строя?

Прибор учета считается вышедшим из строя в случае:

  • неотображения прибором результатов измерений;
  • нарушения контрольных пломб или знаков поверки;
  • механического повреждения прибора;
  • превышения допустимой погрешности показаний прибора;
  • истечения межповерочного интервала поверки приборов учета.

При выявлении неисправности прибора собственник обязан незамедлительно известить об этом управляющую организацию. Он должен сообщить показания прибора учета на момент возникновения неисправности и обеспечить его ремонт или замену в течение 30 дней.

Если требуется демонтаж прибора, необходимо известить управляющую организацию об этом не менее чем за два рабочих дня. Демонтаж и последующий монтаж выполняются в присутствии представителя управляющей организации, за исключением случаев, когда он не явился к сроку демонтажа, указанному в извещении. После установки прибор учета вводится в эксплуатацию и опломбируется. За повторное опломбирование при нарушении пломбы собственником управляющая организация может потребовать плату.

Должен ли собственник платить больше за коммунальные услуги, если он не виноват в повреждении контрольной пломбы?

Суды отмечают, что перерасчет возможен только при наличии вины (умысла или неосторожности) собственника. Встречаются случаи, когда нарушение целостности пломбы возникло в результате устранения утечек или протечек. В качестве примера рассмотрим ситуацию, в которой оказался житель Омска.

В ходе проведения технического обслуживания газового оборудования была выявлена утечка газа. Специалист предпринял попытку ее устранить. В результате была нарушена целостность пломбы, о чем собственник сразу сообщил в ресурсоснабжающую организацию. После организация провела проверку, составила акт несанкционированного вмешательства и произвела доначисление платы, а затем обратилась в суд с иском о взыскании задолженности с собственника.

Суд установил отсутствие его вины в повреждении контрольной пломбы, позволяющей фиксировать факт несанкционированного вмешательства в работу прибора учета, и пломбы-наклейки завода-изготовителя. В решении суда отмечено, что если нарушение целостности прибора учета или контрольных пломб произошло не по вине собственника, то расчет платы должен быть осуществлен по среднемесячному объему потребления за период с даты нарушения контрольной пломбы (если дата и соответствующие ей показания прибора учета зафиксированы в сообщении собственника) до даты ввода прибора в эксплуатацию (включительно). Суд отказал в удовлетворении исковых требований ресурсоснабжающей организации 3 .

Таким образом, управляющая организация должна доказать факт несанкционированного вмешательства, а собственник вправе представить доказательства отсутствия такого вмешательства. Однако во избежание подобных ситуаций важно извещать управляющую организацию о нарушении целостности пломбы или выходе прибора из строя, а в акте несанкционированного вмешательства отражать свою позицию в связи с выявленным нарушением.

1 Решение Советского районного суда г. Брянска от 24 мая 2018 г. по делу № 2-1698/2018. Апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Брянского областного суда от 28 августа 2018 г. по делу № 33-2926/2018.

2 Постановление Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (вместе с «Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»).

3 Апелляционное определение Омского областного суда от 19 декабря 2018 г. по делу № 33-8307/2018.

Признаки обмана при замене счётчика: как УО предупредить жителей

Мы уже рассказывали, как частные фирмы обманным путём вынуждают потребителей менять исправные ИПУ на новые. Доказать обман затем сложно. Читайте о том, как собственнику в суде все-таки удалось вернуть деньги за ненужную услугу, и о том, как УО может помочь своим клиентам не оказаться в такой ситуации.

Не соблюдена процедура ввода нового прибора учёта в эксплуатацию

Индивидуальные приборы учёта, в том числе электроэнергии, находятся в зоне ответственности собственника помещения, для учёта потребления ресурсов в котором он установлен. Именно собственник обязан следить за тем, чтобы не истёк срок поверки счётчика, механизм не был повреждён, установленные на ИПУ пломбы – не повреждены (п. 81 ПП РФ № 354).

После установки нового прибора учёта или замене вышедшего из строя исполнитель соответствующей коммунальной услуги должен без взимания какой-либо платы по заявке собственника принять ИПУ к расчётам (п. 81 (9) ПП РФ № 354).

При этом представитель исполнителя КУ проверяет, как установлен ИПУ, документацию на прибор, опломбирует счётчик и фиксирует начальные показания. После этого составляется акт ввода прибора в эксплуатацию (п.п. 81(4), 81(6) ПП РФ № 354).

Как ввести в эксплуатацию и опломбировать индивидуальный счётчик

Вывод о необходимости в замене ИПУ сделан не исполнителем коммунальной услуги

Помимо введения новых приборов в эксплуатацию, исполнитель КУ обязан проводить проверки состояния и достоверности показаний ИПУ в жилом помещении не реже раза в год, но не чаще одного раза в три месяца (п. 83 ПП РФ № 354).

Если прибор учёта установлен в доступном для проверки месте или в нежилом помещении, то исполнитель КУ имеет право проверять счётчик раз в месяц (пп. «г» п. 32 ПП РФ № 354).

Если при проверке ИПУ исполнитель коммунальной услуги установит, что срок поверки счётчика истёк или прибор вышел из строя, составляется соответствующий акт, а собственник помещения обязан в кратчайшие сроки заменить такой ИПУ. Такие права есть только у исполнителя КУ.

При этом расчёт платы за соответствующую коммунальную услугу ведётся не по показаниям, а «по среднему». Если в течение трёх месяцев счётчик так и не будет заменён – исходя из нормативов потребления с применением повышающего коэффициента 1,5 (пп. «а» п. 59, п. 60 ПП РФ № 354).

Проверяющий угрожает повышенной платой за ресурс и тут же предлагает заменить ИПУ

Сегодня различные коммерческие фирмы, занимающиеся продажей и заменой ИПУ, активно пользуются нормами ПП РФ № 354 для продвижения своих услуг. Чтобы убедить жителей многоквартирных домов оплатить замену счётчика, они цитируют п. 60 ПП РФ № 354 в части расчёта платы за ресурс с применением повышающего коэффициента в случае, если прибор вышел из строя или истёк его межповерочный интервал.

  1. Для рекламы услуг по установке и поверке счётчиков недобросовестные компании Свердловской области использовали объявления, стилизованные под квитанции за ЖКУ.
  2. Флаеры, внешним видом похожие на квитанцию об оплате ЖКУ, под угрозой повышения платы за ресурс призывают потребителей записаться на замену счётчика.
  3. В Москве участились случаи визитов «сотрудников сбытовой компании», которые советуют жителям МКД срочно заменить счётчики электричества или воды.

Поскольку собственники и наниматели помещений в МКД не всегда помнят, когда истекает срок поверки установленных у них приборов учёта, то идут на поводу у таких организаций и заменяют вполне рабочие ИПУ, обычно – по завышенным ценам. Позже собственнику будет достаточно сложно доказать, что услуга была навязана под давлением.

Однако в судебной практике есть пример, когда потребитель смогла через суд вернуть деньги, которые она заплатила за навязанную ей услугу. Разберём, как ей это удалось.

Информация о сроках поверки ИПУ не соответствует действительности

Ситуация, произошедшая с собственницей квартиры в одном из многоквартирных домов Орла, достаточно типична. Представитель коммерческой фирмы, не указав чётко на то, что не является исполнителем коммунальной услуги по энергоснабжению, провёл проверку ИПУ в её квартире под предлогом сверки показаний.

Затем проверяющий пояснил, что показания к расчёту не принимаются, поскольку у прибора учёта истёк межповерочный интервал. Если ИПУ срочно не заменить, то плата за электроэнергию будет рассчитываться с применением повышающего коэффициента. Уходя, представитель фирмы оставил листовку с контактами, чтобы собственник оставила заявку на замену счётчика.

Потребитель воспользовалась предложением, и организация оперативно провела замену ИПУ. При этом был составлен договор и наряд на замену счётчика, где была указана причина его замены: «истёк срок поверки». За работу и прибор учёта собственник квартиры заплатила 3 800 рублей.

Получив очередную квитанцию за электроэнергию, потребитель обнаружила, что заменённый счётчик мог работать ещё два года: срок его поверки истекал только в 2020 году. Исполнитель КУ провёл проверку установленного прибора и составил акт о том, что замена произведена с нарушениями, а сам счётчик не был введён в эксплуатацию.

Собственник письменно обратилась в организацию, которая заменила ИПУ, требуя вернуть ей деньги, поскольку она была введена в заблуждение и несёт убытки: показания нового счётчика исполнитель услуг не принял к расчётам. Но фирма отказала ей.

Как истребовать у РСО показания индивидуальных приборов учёта

Указанная причина замены ИПУ не соответствует действительности

Собственник подала иск в суд, требуя, чтобы организация вернула деньги, а также возместила моральный ущерб. Мировой судья установил, что фирма обязана вернуть собственнице квартиры плату за услуги, а также компенсировать ей моральный вред и заплатить штраф – всего 8 700 рублей.

Ответчик с таким решение не согласился и подал апелляционную жалобу, отметив, что потребитель добровольно заключила договор, претензий по качеству товара от неё не поступало, поэтому нет оснований для возврата денежных средств. К тому же, по мнению фирмы, собственник не доказала, что данная сделка заключена под влиянием заблуждения или обмана.

  1. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена законом или добровольно принятым обязательством (ч. 1 ст. 421 ГК РФ).
  2. Сделка, совершённая под влиянием заблуждения, может быть признана судом недействительной, если заблуждение было настолько существенным, что, зная действительные обстоятельства, сторона договора не заключила бы его (ст. 178 ГК РФ).
  3. В наряде на замену счётчика электроэнергии, составленном фирмой-ответчиком, причиной замены ИПУ указано истечение срока его поверки.
  4. В технической документации демонтированного счётчика значится, что его межповерочный интервал составляет 16 лет, а выпущен он в августе 2004 года. Следовательно, обязанность заменить ИПУ у собственника возникала только в 2020 году.
  5. Исполнитель КУ по энергоснабжению проверил новый ИПУ и составил акт, где указал, что счётчик установлен с нарушением правил устройства электроустановок. Прибор не допущен в эксплуатацию и не является расчётным.

На основании этих фактов судьи сделали вывод, что услуга по демонтажу старого и покупке нового приборов учёта была навязана собственнику: её ввели в заблуждение. Поэтому фирма обязана вернуть истцу деньги за услугу, договор должен быть расторгнут, а собственник – передать приобретённый ИПУ ответчику.

Также, в соответствии с ст. 15 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О Защите прав потребителей», организация должна возместить собственнику квартиры моральный вред в сумме 2 000 рублей и оплатить штраф в размере 50% от суммы, присуждённой потребителю.

УО следует проводить информационную работу среди жителей и предупреждать об обмане

Замена в помещениях дома вышедших из строя индивидуальных приборов учёта, в том числе с истёкшим сроком поверки, находится в интересах не только собственников, но и управляющих организаций и ТСЖ. Ведь они оплачивают ресурсы, потреблённые на содержание общего имущества.

Любые нарушения в работе счётчиков, в том числе допущенные частными фирмами, производящими их замену, могут повлиять на объём КР на СОИ. Поэтому УО, даже не являясь исполнителями коммунальных услуг, должны проводить с жителями МКД информационную работу.

  1. Проверять работу ИПУ и его показания может только исполнитель коммунальной услуги: ресурсоснабжающая или управляющая организация. Её название указано в платёжном документе, который потребитель получает ежемесячно. У иных фирм и компаний права проверять счётчик нет.
  2. По итогам проверки обязательно составляется акт, при этом исполнитель КУ не предлагает тут же заменить счётчик с оплатой «на месте».
  1. Попросить их предъявить служебные удостоверения, внимательно их изучить.
  2. При малейшем сомнении – позвонить в РСО/УО по телефону, указанному в квитанции за соответствующий коммунальный ресурс, и уточнить все обстоятельства, в том числе информацию о своём ИПУ и сроках его поверки.

Поясните собственникам, что если замена всё-таки была произведена, они должны в кратчайшие сроки обратиться к исполнителю КУ, чтобы представитель РСО/УО проверил установленный счётчик и ввёл его в эксплуатацию, установив пломбы.

Помогите жителям домов не попасться на удочку нечистоплотным фирмам, и, мы уверены, ваши клиенты будут вам благодарны!

Прокурор разъясняет — Прокуратура Ненецкого автономного округа

Порядок оснащения жилого помещения приборами учета коммунальных ресурсов, ввода их в эксплуатацию, замены, обеспечения надлежащего содержания и своевременной поверки регламентируется Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила).

К использованию допускаются приборы учета утвержденного типа и прошедшие поверку в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений. Информация о соответствии прибора учета утвержденному типу, сведения о дате первичной поверки прибора учета и об установленном для прибора учета межповерочном интервале, а также требования к условиям эксплуатации прибора учета должны быть указаны в сопроводительных документах к прибору учета. Оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения. Ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем, в том числе на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю. К заявке прилагаются копия паспорта на прибор учета, а также копии документов, подтверждающих результаты прохождения последней поверки прибора учета (за исключением новых приборов учета). В соответствии с п. 81(4) Правил в ходе ввода прибора учета в эксплуатацию проверке подлежат: а) соответствие заводского номера на приборе учета номеру, указанному в его паспорте; б) соответствие прибора учета технической документации изготовителя прибора, в том числе комплектации и схеме монтажа прибора учета; в) наличие знаков последней поверки (за исключением новых приборов учета); г) работоспособность прибора учета. Несоответствие прибора учета положениям, предусмотренным пунктом 81(4) Правил, выявленное исполнителем в ходе проверки, является основанием для отказа ввода прибора учета в эксплуатацию. По результатам проверки прибора учета исполнитель оформляет акт ввода прибора учета в эксплуатацию, который составляется в 2 экземплярах и подписывается потребителем и представителями исполнителя, принимавшими участие в процедуре ввода прибора учета в эксплуатацию. Перед подписанием акта ввода прибора учета в эксплуатацию (при отсутствии оснований для отказа ввода прибора учета в эксплуатацию) представитель исполнителя осуществляет установку контрольных пломб на приборе учета. Ввод приборов учета в эксплуатацию в случаях, предусмотренных Правилами, осуществляется исполнителем без взимания платы. Эксплуатация, ремонт и замена приборов учета осуществляются в соответствии с технической документацией. Поверка приборов учета осуществляется в соответствии с положениями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений. Результаты поверки средств измерений удостоверяются знаком поверки и (или) свидетельством о поверке, и (или) записью в паспорте (формуляре) средства измерений, заверяемой подписью поверителя и знаком поверки. При этом необходимость очередной поверки приборов учета, в том числе зависит от истечения межповерочного интервала, определенного паспортом на прибор, которым потребителям необходимо руководствоваться при принятии соответствующего решения. Согласно п. 81 (12) Правил прибор учета считается вышедшим из строя в случаях: а) неотображения приборами учета результатов измерений; б) нарушения контрольных пломб и (или) знаков поверки; в) механического повреждения прибора учета; г) превышения допустимой погрешности показаний прибора учета; д) истечения межповерочного интервала поверки приборов учета. Следовательно, потребитель в случае выхода прибора учета из строя (неисправности) обязан незамедлительно известить об этом исполнителя, сообщить показания прибора учета на момент его выхода из строя (возникновения неисправности) и обеспечить устранение выявленной неисправности (осуществление ремонта, замены) в течение 30 дней со дня выхода прибора учета из строя (возникновения неисправности). В случае если требуется проведение демонтажа прибора учета, исполнитель извещается о проведении указанных работ не менее чем за 2 рабочих дня. Демонтаж прибора учета, а также его последующий монтаж выполняются в присутствии представителей исполнителя, за исключением случаев, когда такие представители не явились к сроку демонтажа прибора учета, указанному в извещении. В случае выхода из строя или утраты ранее введенного в эксплуатацию индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета либо истечения срока его эксплуатации, определяемого периодом времени до очередной поверки, начисление платы за коммунальные услуги производится исходя из норм п.59-60 Правил, т.е. в течение 3 месяцев начисления производятся исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем, определенного по показаниям прибора учета за период не менее 6 месяцев, а затем исходя из нормативов потребления коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, электроснабжению с применением повышающего коэффициента.Осуществление регионального государственного жилищного надзора за предоставлением коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, определением размера и внесением платы за коммунальные услуги, обеспечением энергетической эффективности многоквартирных домов и жилых домов, их оснащением приборами учета используемых энергетических ресурсов и эксплуатацией таких приборов, входит в компетенцию государственного органа жилищного надзора.

  • Вконтакте
  • LiveJournal

Прокуратура
Ненецкого автономного округа

Прокуратура Ненецкого автономного округа

23 октября 2018, 16:34

О порядке оснащения жилого помещения приборами учета коммунальных ресурсов, ввода их в эксплуатацию, замены, обеспечения надлежащего содержания и своевременной поверки

Порядок оснащения жилого помещения приборами учета коммунальных ресурсов, ввода их в эксплуатацию, замены, обеспечения надлежащего содержания и своевременной поверки регламентируется Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила).

К использованию допускаются приборы учета утвержденного типа и прошедшие поверку в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений. Информация о соответствии прибора учета утвержденному типу, сведения о дате первичной поверки прибора учета и об установленном для прибора учета межповерочном интервале, а также требования к условиям эксплуатации прибора учета должны быть указаны в сопроводительных документах к прибору учета. Оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения. Ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем, в том числе на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю. К заявке прилагаются копия паспорта на прибор учета, а также копии документов, подтверждающих результаты прохождения последней поверки прибора учета (за исключением новых приборов учета). В соответствии с п. 81(4) Правил в ходе ввода прибора учета в эксплуатацию проверке подлежат: а) соответствие заводского номера на приборе учета номеру, указанному в его паспорте; б) соответствие прибора учета технической документации изготовителя прибора, в том числе комплектации и схеме монтажа прибора учета; в) наличие знаков последней поверки (за исключением новых приборов учета); г) работоспособность прибора учета. Несоответствие прибора учета положениям, предусмотренным пунктом 81(4) Правил, выявленное исполнителем в ходе проверки, является основанием для отказа ввода прибора учета в эксплуатацию. По результатам проверки прибора учета исполнитель оформляет акт ввода прибора учета в эксплуатацию, который составляется в 2 экземплярах и подписывается потребителем и представителями исполнителя, принимавшими участие в процедуре ввода прибора учета в эксплуатацию. Перед подписанием акта ввода прибора учета в эксплуатацию (при отсутствии оснований для отказа ввода прибора учета в эксплуатацию) представитель исполнителя осуществляет установку контрольных пломб на приборе учета. Ввод приборов учета в эксплуатацию в случаях, предусмотренных Правилами, осуществляется исполнителем без взимания платы. Эксплуатация, ремонт и замена приборов учета осуществляются в соответствии с технической документацией. Поверка приборов учета осуществляется в соответствии с положениями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений. Результаты поверки средств измерений удостоверяются знаком поверки и (или) свидетельством о поверке, и (или) записью в паспорте (формуляре) средства измерений, заверяемой подписью поверителя и знаком поверки. При этом необходимость очередной поверки приборов учета, в том числе зависит от истечения межповерочного интервала, определенного паспортом на прибор, которым потребителям необходимо руководствоваться при принятии соответствующего решения. Согласно п. 81 (12) Правил прибор учета считается вышедшим из строя в случаях: а) неотображения приборами учета результатов измерений; б) нарушения контрольных пломб и (или) знаков поверки; в) механического повреждения прибора учета; г) превышения допустимой погрешности показаний прибора учета; д) истечения межповерочного интервала поверки приборов учета. Следовательно, потребитель в случае выхода прибора учета из строя (неисправности) обязан незамедлительно известить об этом исполнителя, сообщить показания прибора учета на момент его выхода из строя (возникновения неисправности) и обеспечить устранение выявленной неисправности (осуществление ремонта, замены) в течение 30 дней со дня выхода прибора учета из строя (возникновения неисправности). В случае если требуется проведение демонтажа прибора учета, исполнитель извещается о проведении указанных работ не менее чем за 2 рабочих дня. Демонтаж прибора учета, а также его последующий монтаж выполняются в присутствии представителей исполнителя, за исключением случаев, когда такие представители не явились к сроку демонтажа прибора учета, указанному в извещении. В случае выхода из строя или утраты ранее введенного в эксплуатацию индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета либо истечения срока его эксплуатации, определяемого периодом времени до очередной поверки, начисление платы за коммунальные услуги производится исходя из норм п.59-60 Правил, т.е. в течение 3 месяцев начисления производятся исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем, определенного по показаниям прибора учета за период не менее 6 месяцев, а затем исходя из нормативов потребления коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, электроснабжению с применением повышающего коэффициента.Осуществление регионального государственного жилищного надзора за предоставлением коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, определением размера и внесением платы за коммунальные услуги, обеспечением энергетической эффективности многоквартирных домов и жилых домов, их оснащением приборами учета используемых энергетических ресурсов и эксплуатацией таких приборов, входит в компетенцию государственного органа жилищного надзора.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *