Экспертизы которые проводятся только государственными экспертными учреждениями
Перейти к содержимому

Экспертизы которые проводятся только государственными экспертными учреждениями

  • автор:

Расширили перечень экспертиз, которые можно проводить только в госучреждениях

Согласно распоряжению правительства от 22 марта 2023 года, внесены изменения в перечень судебных экспертиз, которые вправе проводить исключительно государственные организации. Теперь только государственные эксперты могут проводить судебные экономические экспертизы по налоговым преступлениям, уголовным делам, связанным с нецелевым расходованием, хищением бюджетных средств и причинением ущерба природным ресурсам. А именно финансово-экономическую, финансово-аналитическую и налоговую экспертизы. Перечень также дополнили лингвистической и психолого-лингвистической экспертизами по уголовным делам о преступлениях, которые связаны с проявлением терроризма и экстремизма.

Как мы сообщали ранее, подобные изменения разработало Министерство юстиции. В пояснительной записке ведомство объясняло, что негосударственные эксперты ‎не обладают должной профессиональной подготовкой в такой достаточно специфичной области знания, как экспертиза экстремистских материалов. В классической лингвистике и психологии практически все понятия имеют множественную интерпретацию, а это мешает единому методическому подходу. Что касается экономических преступлений, то фигуранты, по мнению Минюста, могут обращаться к экспертам, которые занижают ущерб от налоговых преступлений.

Расширен перечень видов судебных экспертиз, проводимых только государственными организациями

22 марта Правительство РФ издало Распоряжение № 672-р о расширении перечня видов судебных экспертиз, проводимых исключительно государственными судебно-экспертными учреждениями.

Согласно документу только государственные судебно-экспертные организации смогут проводить судебную лингвистическую и судебную психолого-лингвистическую экспертизы по уголовным делам о преступлениях, связанных с проявлением терроризма и экстремизма; судебную экономическую экспертизу (финансово-экономическую, финансово-аналитическую, налоговую) по уголовным делам о преступлениях, связанных с неуплатой налогов и сборов и причинением ущерба природным ресурсам; судебную экономическую экспертизу (финансово-экономическую, финансово-аналитическую) по уголовным делам о преступлениях, связанных с нецелевым расходованием и хищением бюджетных средств, а также при проверке сообщений о таких преступлениях.

Также согласно изменениям судебно-психиатрическая экспертиза выделена в отдельный раздел перечня.

Адвокат практики уголовного права и процесса «Инфралекс» Мартин Зарбабян полагает, что основная идея расширения видов судебных экспертиз, проводимых государственными судебно-экспертными организациями, – это существующее в некоторой степени у правоприменителя недоверие к негосударственным судебно-экспертным учреждениям. «Конечно, невозможно согласиться с утверждением, что качество заключений экспертов из государственных экспертных учреждений априори выше, чем у их коллег из негосударственных экспертных организаций. Опыт адвокатской практики показывает, что при производстве уголовных дел встречаются заключения экспертов из государственных экспертных учреждений, которые признаются судами недопустимыми доказательствами или являются недостаточно ясными, полными, а также содержат противоречия в выводах», – заметил он.

По словам эксперта, проблема соответствия экспертных заключений закону – это не вопрос вида экспертного учреждения, а скорее вопрос наличия надлежащих механизмов для контроля за экспертной деятельностью, в том числе последующего процессуального. «Во всяком случае, считаю, что изменения способны привести к повышению нагрузки на государственные экспертные учреждения, которая по отдельным экспертизам и без того достаточно высокая. Например, в практике можно обнаружить казусы, когда финансово-экономические или бухгалтерские экспертизы проводятся в некоторых экспертных организациях на протяжении шести месяцев, а ведь такие сроки не могут не сказаться на сроках уголовного судопроизводства. В то же время виды судебных экспертиз, которые указаны в правительственном документе, правоприменителем и так при расследовании или рассмотрении уголовных дел назначались к проведению в подавляющем большинстве случаев в государственных экспертных учреждениях. Потому такое расширение с точки зрения судебно-следственной практики не принесет, по-моему, каких-либо кардинальных изменений в части результатов и эффективности уголовного судопроизводства», – полагает Мартин Зарбабян.

Он также полностью разделяет стремление государственных органов решить проблему недобросовестности экспертов, но вместе с тем сомневается, что обеспечение производства судебных экспертиз только государственными экспертными организациями позволит решить обозначенную проблему и полностью исключить встречающиеся в правоприменительной практике факты недопустимого вмешательства в деятельность экспертов или случаи предоставления экспертами ошибочных выводов.

Заместитель председателя Коллегии адвокатов «ARM IUST» Нарине Айрапетян, не ставя под сомнение компетентность и профессионализм экспертов, состоящих в государственных судебно-экспертных учреждениях, отметила, что они находятся в определенной зависимости от «заказчика», как и «независимые» эксперты, которых на частной основе привлекают заинтересованные лица. «Отрицать зависимость экспертов, в какой бы структуре они ни состояли, практикующему юристу невозможно. Другое же дело, что негосударственные эксперты по “степени зависимости” более свободны в сравнении с их коллегами из госучреждений. Поэтому я считаю, что установление и последующие дополнения рассматриваемого перечня направлены исключительно на усиление “обвинительного блока”. Подобная монополизация ведет к некой разбалансировке интересов, к невозможности зачастую изменить выводы очевидно незаконной экспертизы путем приобщения рецензии или заключения специалиста с целью назначения новой экспертизы. Даже при наличии очень веских нарушений повторные экспертизы по тем же вопросам достаточно редко назначаются. Полагаю, что у гражданина должно оставаться право отстаивать свои права всеми законными способами, в частности у него должно быть право принимать участие в выборе экспертного учреждения, не ограниченного кругом лишь афиллированно-государственных», – подчеркнула она.

Какие экспертизы могут проводить только государственные организации

Какие экспертизы могут проводить только государственные организации

Раньше и те, и другие могли проводить различные экспертизы для заказчиков, которые, например, хотели доказать свою правоту в суде. Стоили такие услуги, как правило, очень дорого.

Тем не менее кабинет министров недавно утвердил список экспертиз, которые могут проводить только государственные организации. Частные компании больше не могут предлагать услуги по проведению такого рода процедур. Более подробно об этих изменениях расскажет ссылка.

Какие судебные экспертизы могут проводить только государственные организации

Вот утвержденный правительством перечень экспертиз:

  • баллистическая. В рамках данной процедуры специалисты исследуют огнестрельное оружие, боеприпасы и пр. с целью найти следы применения. Результаты исследования используются для уголовного расследования и судебных разбирательств;
  • взрывотехническая. Данная экспертиза предполагает исследование взрывных устройств (как самодельных, так и купленных), взрывчатых веществ с целью получить данные относительно их применения. Заключение дадут эксперты-взрывотехники;
  • наркотическая. Является частью судебно-психиатрической экспертизы. Специалист исследует наркотическое или алкогольное опьянение и дает заключение;
  • пожарно-техническая. Это исследование объекта, который был поврежден или полностью разрушен пожаром. Позволяет установить причину возгорания и найти таким образом виновника;
  • строительно-техническая. Специалист исследует здания и различные строительные конструкции. Данная экспертиза позволяет выяснить, кто виноват в обрушении здания: застройщик (например, если допустил ошибки при строительстве) или же владелец (например, допустил чрезмерную нагрузку на плиту перекрытия).

Зачем правительство утвердило этот список

Все вышеперечисленные экспертизы — очень сложные. Для их проведения специалист должен иметь большой опыт работы и соответствующие навыки. Поэтому к таким экспертизам нужно допускать только сертифицированных и квалифицированных специалистов.

Еще одна причина: проведение такого рода экспертиз может нанести вред здоровью или представить угрозу жизни. Поэтому нужны специально подготовленные люди. К тому же для проведения экспертиз нужно иметь соответствующее оборудование, чтобы результат был максимально точным.

Данное распоряжение уже работает. Все остальные экспертизы могут проводить обычные частные компании.

К вопросу о специальных экспертизах

Одним из самых частых вопросов, поступающих в адрес нашего СРО, является вопрос о лицензировании судебно-экспертной деятельности и вопрос об экспертизах, которые могут быть проведены только государственными экспертами.

Повышенный интерес, в первую очередь, связан с реформой судебно-экспертной деятельности, проводимой Минюстом России.

В данной статье мы ответим на вопросы о том, кто является государственным экспертом. Какие виды экспертиз могут проводить только государственные эксперты. Какие виды экспертиз требуют наличия специальных допусков.

I. Экспертизы, проводимые исключительно государственными экспертами

I.I О государственных экспертах

Начнем нашу статью с рассмотрения вопроса о том, кто относится к государственным экспертам с точки зрения действующего законодательства.

В ст.12 ФЗ № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» трактуется, что «Государственным судебным экспертом является аттестованный работник государственного судебно-экспертного учреждения, производящий судебную экспертизу в порядке исполнения своих должностных обязанностей».

Статья 13 этого же ФЗ устанавливает определенные требования к государственным экспертам, например, наличие высшего образования, наличие доп.образования и др.

Кроме того, уровень квалификации государственных экспертов и их возможность самостоятельно проводить экспертизы определяются специальными аттестационными комиссиями один раз в 5 лет.

Таким образом, государственный судебный эксперт – это аттестованный работник государственного судебно-экспертного учреждения, который занимается производством судебных экспертиз в порядке исполнения своих должностных обязанностей.

I.II Экспертизы, проводимые государственными экспертами

В связи с последними событиями — реформой судебно-экспертной деятельности — все чаще возникает вопрос о том, какие виды экспертиз могут проводить только эксперты, работающие на государство?

Согласно Распоряжению Правительства РФ № 3214-р «Об утверждении перечня видов судебных экспертиз, проводимых исключительно государственными судебно-экспертными организациями», существуют ограничения для негосударственных экспертов на отдельные виды экспертиз.

К таким экспертизам относятся:

  • раздел 1:Судебные баллистическая, взрывотехническая, психологическая, психиатрическая экспертизы и судебная экспертиза наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, сильнодействующих и ядовитых веществ по уголовным делам, судебные экспертизы при проверке сообщений о преступлениях;
  • раздел 2:Судебные строительно-техническая и землеустроительная экспертизы по определению рыночной стоимости объектов недвижимого имущества и объектов землеустроительства в рамках оспаривания или установления их кадастровой стоимости;
  • раздел 3:Судебная пожарно-техническая экспертиза по уголовным делам, связанным с пожарами или нарушениями требований пожарной безопасности, повлекшими гибель людей либо причинение тяжкого вреда здоровью человека.

В пояснительной записке к проекту Минюст указал, что внесенные в перечень строительно-техническая и землеустроительная экспертизы, внесены в перечень во исполнение указания Президента РФ № Пр-2393 от 23.11.2019 г. Данный документ, по мнению Минюста, необходим для «решения проблем с недобросовестностью негосударственных судебных экспертов».

Именно раздел 2 вызвал жаркие дебаты и попытку в Верховном суде признать частично недействующим перечень видов судебных экспертиз, проводимых исключительно государственными судебно-экспертными организациями, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2021 г. N 3214-р.

Однако Верховным Судом РФ от 24.03.2022 N АКПИ22-93 было принято решение «Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующим перечня видов судебных экспертиз, проводимых исключительно государственными судебно-экспертными организациями, утвержденных Распоряжением Правительства РФ от 16.11.2021 N 3214-р» .

При этом в решении суда указано, что с учетом характера рассматриваемого судом спора и конкретных обстоятельств каждого дела вид назначаемой экспертизы, профессиональные и квалификационные требования к эксперту, проверка наличия у него специальных знаний в области предмета экспертизы, а также проверка сведений о его образовании, специальности, стаже работы, занимаемой должности и круг вопросов, которые ставятся перед экспертом или экспертным учреждением, определяет исключительно суд, которому принадлежит право назначения судебной экспертизы.

Определение Правительством Российской Федерации в разделе II Перечня двух видов судебных экспертиз, которые могут проводиться только государственными экспертными учреждениями, не препятствует суду с учетом специфики спора и всех фактических обстоятельств дела определять характер и виды специальных познаний, необходимых ему для правильного рассмотрения дела, и принимать решение о назначении по делу иной судебной экспертизы.

С 2021 года никаких изменений в законодательстве не было, и для негосударственных экспертов не было ограничений в проведении каких-либо видов экспертиз кроме тех, которые перечислены выше.

Но в ноябре 2022 года замминистра юстиции выступил на конференции по судебной экспертизе с заявлением о том, что планируется провести масштабные изменения в сфере судебно-экспертной деятельности.

Одним из нововведений было расширение перечня экспертиз, которые будут проводиться исключительно в государственных экспертных организациях.

Со слов министра, необходимость проведения данных видов экспертиз только на уровне государственных экспертных учреждений обосновывается Минюстом тремя важными факторами:

  1. Особая важность этих экспертиз на уровне государства;
  2. Отсутствие необходимой проф.переподготовки у негосударственных экспертов-лингвистов, применительно к исследованиям экстремистской и террористической направленности;
  3. Большая вероятность наличия договоренностей об исходе дела с преднамеренными выводами экономической экспертизы в пользу организации.

Уже в марте 2023 вышло Распоряжение Правительства № 672-р, согласно которому еще несколько видов экспертиз стали исключительно государственными, а именно:

  • Судебная лингвистическая экспертиза по делам, связанным с проявлением терроризма и экстремизма, а также судебные экспертизы при проверке сообщений о таких преступлениях;
  • Судебная психолого-лингвистическая экспертиза по делам, связанным с проявлением терроризма и экстремизма, а также судебные экспертизы при проверке сообщений о таких преступлениях;
  • Судебная экономическая экспертиза по делам о преступлениях, связанных с неуплатой налогов и сборов и причинением ущерба природным ресурсам;
  • Судебная экономическая экспертиза по делам о преступлениях, связанных с нецелевым расходованием и хищением бюджетных средств, а также при проверке сообщений о таких преступлениях.

Сразу же следует отметить, что данный документ не противоречит статье 41 ФЗ №73 — ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», в которой указано, что Правительство РФ имеет право устанавливать перечень экспертиз, которые могут быть проведены только государственными судебно-экспертными организациями.

Будет ли еще расширен перечень судебных экспертиз, относящихся к государственному ведению? Пока что ответить однозначно на этот вопрос невозможно, но, исходя из сложившихся тенденций, вариант расширения списка экспертиз не исключен.

II. Экспертизы, требующие специального допуска

В настоящее время деятельность по проведению судебной экспертизы не лицензируется. Это касается как государственной, так и негосударственной экспертизы.

Предусматривается лишь порядок добровольной сертификации независимыми органами по сертификации, но не лицензирование.

Исключение из правила

В каждом правиле есть свои исключения. Данная закономерность относится и к судебно-экспертной деятельности.

В ст.12 ФЗ № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» перечислены виды деятельности, которые обязаны лицензироваться. К ним относятся свыше 50 различных сфер.

Из данного перечня к экспертизам, требующим наличие лицензии, относятся следующие виды:

  • Судебно-медицинская экспертиза.

В Постановлении Правительства РФ № 291 предусмотрено, что получить лицензию могут медицинские и иные организации, а также ИП, если они соответствуют лицензионным требованиям (прописаны в п.4 и п.5 этого же Постановления). Для получения лицензии необходимо собрать большой пакет документов и подать заявление в лицензирующий орган. В силу п.3 данного Постановления медицинскую деятельность составляют работы (услуги) по перечню согласно приложения, которые выполняются, в том числе, при проведении медицинских экспертиз (судебно-медицинская и судебно-психиатрическая экспертизы).

  • Экспертиза промышленной безопасности

Порядок получения лицензии на экспертизу промышленной безопасности прописан в Постановлении Правительства РФ № 1477. После получения лицензии на проведение ЭПБ возможно проводить следующие виды исследований: экспертиза промышленной безопасности технических устройств; экспертиза безопасности зданий и сооружений; экспертиза промышленной безопасности проектной документации на ликвидацию, консервацию и техническое перевооружение; экспертиза промышленной безопасности декларации промбезопасности; экспертиза промышленной безопасности обоснования безопасности.

  • Баллистическая экспертиза и экспертиза боеприпасов

Данный вид экспертиз тесно взаимосвязан с вопросами получения, использования и хранения оружия, которые рассмотрены в ФЗ № 150-ФЗ «Об оружии». Для проведения таких экспертиз требуется получить Лицензию на приобретение, хранение и ношение оружия. Чтобы получить данный документ гражданин подаёт заявление в подразделение лицензионно-разрешительной службы территориального органа внутренних дел. В зависимости от вида оружия перечень документов, подаваемых в ОВД, будет меняться.

  • Наркотическая экспертиза.

В данном случае вопрос лицензирования конкретизируется в Постановлении Правительства РФ №1007 «О лицензировании деятельности по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений». Так, в данном документе указано, что для проведения экспертизы необходимо иметь «. в составе руководителей соискателя лицензии, имеющего намерение осуществлять деятельность по обороту наркотических средств и психотропных веществ…».

  • Экспертиза объектов военного назначения и космической инфраструктуры

Для проведения такой экспертизы на объектах, имеющих режимный статус — военные заводы; военные предприятия; предприятия, сопряженные с государственной тайной и т.д. — необходима лицензия ФСБ РФ.

Давайте обсудим

Что вы думаете об этих ограничениях? Насколько они повлияли и повлияли ли вообще на вашу работу?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *