Государство которое берет на себя обязанность заботиться о благополучии своих граждан называется
Перейти к содержимому

Государство которое берет на себя обязанность заботиться о благополучии своих граждан называется

  • автор:

Социальное государство

Социальным называется государство, которое берет на себя обязанность заботиться о социальной справедливости, благополучии своих граждан, об их социальной защищенности. Это государство не стремится к уравниловке за счет отказа от свободы, как это делало социалистическое государство. Напротив, оно увязывает свободу и социальную защиту социально слабых слоев (безработных, нетрудоспособных, инвалидов и т. д.), поскольку между этими целями существует определенное противоречие. Социальное государство как бы исправляет формализм понятий «свобода» и «равенство», помогая людям непредприимчивым и бедным.

Когда после Второй мировой войны в конституциях ряда западноевропейских стран (ФРГ, Франция, Италия и др.) появилась формула «социальное государство», многие исследователи считали, что обязанности такого государства сводятся только к провозглашению социально-экономических прав граждан (право на труд, на отдых, социальное обеспечение и проч.) или к раздаче пенсий и различных пособий. Но со временем утвердилось понимание того, что социальное государство — это нечто большее, оно призвано создавать условия для обеспечения граждан работой, перераспределять доходы через государственный бюджет, обеспечивать людям прожиточный минимум и содействовать увеличению числа мелких и средних собственников, охранять наемный труд, заботиться об образовании, о культуре, семье и здравоохранении, постоянно улучшать социальное обеспечение и др. Выяснилось, что, помимо собственно социальной политики, социальную ориентацию должна приобрести вся экономическая политика правительства и при этом не перечеркивать конкуренцию и экономическую свободу, поощрять индивидуальную инициативу, сохранять и даже усиливать стимул к росту личного благосостояния. Это государство должно бороться не против богатства, а против нищеты, оно отрицает чрезмерный этатизм в распределении благ, поощряя социальную функцию частной собственности.

Функции социального государства широки. Оно создает условия для поддержания полной занятости, перераспределяет доходы через государственный бюджет в пользу неимущих, обеспечивает людям прожиточный минимум, охраняет наемный труд, заботится об образовании, о социальном обеспечении, семье, здравоохранении и т. д. Социальная деятельность по этим направлениям не требует огосударствления экономики, а, напротив, сочетается с укреплением рыночного хозяйства и развитием индивидуальной инициативы. В то же время бизнес несет социальную ответственность.

Социальное государство не имеет ничего общего с тоталитарным социализмом, оно рассматривается как часть концепции демократического государства, хотя в ряде таких государств (США, Великобритания, Канада и др.) конституционно не признается. Однако функции социального государства, обеспечивающие слияние свободы и социальной защиты, присущи и этим государствам. В США, например, укоренились действенные гарантии прав и свобод, а уровень социального обеспечения граждан по ряду показателей выше, чем в других странах.

Цели социального государства достигаются отнюдь не только методами социальной политики — в данном случае в связи со сменой правительств многие аспекты этой политики исчезали бы или серьезно менялись. Это действительно имеет место, но главное состоит не в социальной политике, а в создании необратимой законодательной и административной структуры социальной деятельности государства, в результате чего социальное государство остается таковым при всех правительствах. Это, следовательно, структурная реформа всей экономической и политической системы, основанная на консенсусе всех политических сил (либералов, консерваторов, социал-демократов и др.).

Такая концепция социального государства на практике существенно ослабила социальную напряженность между трудом и капиталом, снизила деструктивную активность левого радикализма. Постепенно пошла на спад (без особых запретов) забастовочная борьба, профсоюзы научились добиваться своих целей методами социального партнерства. И хотя нужда и даже нищета значительных групп населения окончательно не исчезли, в целом благосостояние низшего и среднего классов неуклонно улучшается. Решение острых социальных проблем (образования, здравоохранения, жилищного строительства) приобрело в последние годы масштабный характер. Планы решения таких проблем получили в России приоритетный характер.

Социальный характер государства становится особенно значимым в условиях острого финансового и экономического кризиса, когда падает производство, резко увеличивается безработица, растет инфляция, обесценивая и без того не очень высокие заработную плату, пенсии и пособия. Но в России даже в условиях кризиса государство твердо стоит за сохранение всех провозглашенных социальных программ (заработная плата бюджетников, пенсии и др.).

В Конституции РФ социальное государство характеризуется как государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь (ст. 7). Это, конечно, слишком общая цель, ключевым и самым сложным понятием которой является «достойная жизнь». Однако ч. 2 ст. 7 дает некоторую расшифровку такой политики государства:

  • • охрана труда и здоровья людей;
  • • установление гарантированного минимального размера оплаты труда;
  • • обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан;
  • • развитие системы социальных служб;
  • • установление государственных пенсий, пособий;
  • • иные гарантии социальной зашиты.

К сожалению, в конституционный текст не включена формула «социально ориентированная рыночная экономика», что, безусловно, существенно помогало бы становлению экономической базы социального государства и воздействию на нерадивых предпринимателей. Но эта формула применяется в правовых позициях Конституционного Суда РФ, который также сформулировал принципы об обязанности заботы о благополучии граждан, о предоставлении государственной помощи лицам, оказавшимся в трудной жизненной ситуции, о поддержании минимально необходимого уровня материального достатка и содействии в трудоустройстве и др. Эти принципы социального государства тесно связаны с другими положениями Конституции и прежде всего со свободой экономической деятельности.

7.2.3. Социальное государство

Истоки социального государства восходят к социальной поли­тике, зародившейся в далеком прошлом. Еще в древности многие правители, например римские цезари, заботились о наиболее бед­ных гражданах, о предоставлении плебсу «хлеба и зрелищ». Однако основное бремя обеспечения слабых и обездоленных лежало в то время на семьях, общинах и церкви.

Индустриализация, урбанизация и индивидуализация общества, бесконтрольное развитие капитализ­ма разрушили традиционные формы социального обеспечения, обострили социальные противоречия и классовую борьбу. Несмотря на провозглашение гуманистических ценностей, реальная социальная и политическая динамика выявила ряд истори­ческих ограничений, существенных противоречий и даже определен­ную нереализуемость тех норм и принципов, которые были заложе­ны в основание правового государства.

Утверждение принципов ин­дивидуальной свободы, создание условий для равной конкуренции, а также формирование правовых условий, поддерживающих взаим­ную ответственность государства и общества, выведя общество на новый уровень его социального и политического развития, тем не менее не привело к всеобщему счастью и благополучию граждан. Провозглашенные в правовых государствах индивиду­альная свобода, равноправие и невмешательство государства в дела гражданского общества не препятствовали монополизации экономики и ее периодическим кризисам, жестокой эксплуата­ции, обострению социального неравенства и классовой борьбы.

Недостатки либеральной модели государства и реальной практики правовой государственности обусловили поиск более совершенной формы важнейшего социального института. Основные претензии, предъявляемые к правовому государству, сводились к отсутствию реальной защиты социальных слоев и индивидов, не достигших материального и служебно-карьерного благополучия.

Термин «социальное государство» был введен в научный оборот в XIX в. немецким мыслителем Л. фон Штайном. Поиск совершенной формы потребовал резкого расширения объектов со­циальной политики и превращения ее в одно из ведущих направ­лений государства. Свое высшее теоретическое осмысление концепция социального государства в XIX — начале XX в. получила в работах К. Маркса [57,58,59,60,61,62 ] и В.И. Ленина [50,51,52].

Первой попыткой создания социального государства стало советское государство в форме СССР. Несмотря на тоталитарный характер и массовые репрессии, советский режим сумел отразить натиск гитлеровской Германии, тоже фактически провозгласившей лозунг построения социального государства за счет порабощения других народов. С середины 1950-х гг. в СССР происходил непрерывный рост жизненного уровня, значительные успехи демонстрировали экономики восточно-европейских стран, избравших некапиталистический путь развития. Все это способствовало росту популярности идей коммунизма особенно среди развивающихся стран.

Это обеспокоило лидеров и правящую элиту западных демократий. В качестве альтернативы социалистического социального государства была выдвинута концепция правового социального государства, или государства всеобщего благоденствия.

7.2.3.2. Определение и сущность правового социального государства

Любое государство социально, поэтому термин «социальное государство» призван подчеркнуть способность такого государства осуществлять гуманную социальную политику: заботиться о трудовом устройстве населения, правах человека, создавать систему здравоохранения, социального обеспечения, поддерживать малоимущие слои населения, бороться с преступностью и конфликтами и т.д.

Правовое социальное государство, по определению исследовательского коллектива под руководством профессора В.И. Власова [76], — это государство, стремящееся к обеспечению достойных условий существо­вания, социальной защищенности, соучастия в управлении про­изводством, а в идеале примерно одинаковых жизненных шансов, возможностей для самореализации личности в обществе каждому гражданину. Деятель­ность такого государства направлена на всеобщее благо, на утвержде­ние в обществе социальной справедливости. Оно сглаживает иму­щественное и иное социальное неравенство, помогает слабым и обездоленным, заботится о предоставлении каждому работы или иного источника существования, о сохранении мира в обществе, формировании благоприятной для человека жизненной среды.

Социальное государство — государство, характеризующееся развитой системой социального обеспечения, которая гарантирует минимальный уровень жизни и снижение социального риска для наемных работников.

Так называется государство, которое берет на себя обязанность заботиться о социальной справедливости, благополучии своих граждан, их социальной защищенности. Это государство не стремится к уравниловке за счет отказа от свободы, как это делало социалистическое государство. Напротив, оно увязывает свободу и социальную защиту социально слабых слоев (безработных, нетрудоспособных, инвалидов и др.), поскольку между этими целями существует определенное противоречие. Социальное государство как бы исправляет формализм понятий «свобода» и «равенство», помогая людям непредприимчивым и бедным.

Широкое распространение этот термин получил лишь после того, как в 1949 г. в Конституцию ФРГ было включено выражение «sozialer Rechtsstaat», которое дословно переводится как «социальное правовое государство». Концепция социального государства окончательно сформировалась во второй половине XX века. В результате этого примерно в 60-х гг. XX в. и возникли правовые социальные государства.

В исследовательских работах и в политической риторике они именуются «социальными государствами«. При этом прилагательное «социальное» в понятии «социальное государство» служит для определения новой сущности государства на постиндустриальной стадии развития производства для характеристики содержания его политики в сфере распределения материальных благ. Словом «социальное» подчеркивается обстоятельство, при котором государство призвано осуществлять политику, направленную на обеспечение определенного уровня благосостояния всех своих граждан, поддержку социально слабых групп населения, на утверждение в обществе социальной справедливости. Необходимой материаль­ной предпосылкой создания правовых социальных государств стал высокий уровень экономического раз­вития ведущих стран Запада, позволяющий обеспечивать прожи­точный минимум каждому нуждающемуся. Для обозначения аналогичного явления в англоязычном мире используется термин «государство благосостояния» («welfare state»), который возник в Великобритании во время второй мировой войны в противовес гитлеровскому «государству войны» («warfare state»).

правоведение и политология

И.В. Леонов. Правовое социальное государство: трудности становления.

В последнее время в научных и политических кругах заметно оживились дискуссии о роли государства в дальнейшем развитии общества, о типе государства, которое в наибольшей степени отвечает российским традициям и современным условиям. Повышается интерес и к современным концепциям социального государства, которые существенно отличаются от традиционных либеральных и марксистских воззрений на сущность и формы государственно-обществен-ного устройства. Активизировало научный поиск и принятие по инициативе Президента РФ В.В. Путина общенациональных проектов развития образования, здравоохранения, агропромышленного и жилищного комплексов страны.

Как известно, идеи пра­вового государства складывались исторически на протяжении многих веков в контексте разработки теории права и государственного строительства. Многие из них были сформулированы еще в древности. А вот концептуально-научные представления о социальном государстве сложились относительно недавно. Ее разработкой занимались и сегодня занимаются многие социологи и экономисты, историки и юристы, социальные психологи и этики. Только в нашей стране по этой проблематике опубликовано более трехсот научных работ, издано несколько монографий и учебных пособий, проводятся научно-практические конференции и «круглые столы».

Практически все ученые согласны, что в нашей стране формирование социального государства только начинается, причем проходит трудно и весьма противоречиво. И, с нашей точки зрения, объясняется это целым рядом причин. Их истоки кроются в том, что:

1) идеи правового социального госу­дарства, которые давно стали важнейшей характеристикой западной ци­вилизации, никогда не занимали достойного ме­ста в социально-политических и правовых доктринах Рос­сии, а потому не могли стать целью социального разви­тия;

2) специфика России, в отличие от Запада, состоит в том, что задача формирования социальной госу­дарственности возникла не на фундаменте государственности, основанной на праве, а в обстановке очередного системного кризиса российского общества, глубокого социального расслоения общества и углубляющейся пропасти между бедными и богатыми, массового правового нигилизма, пренебрежительного отношения к правам и свободам человека;

3) подавляющее большинство россиян, согласно оценкам социологов, никогда не считало и сегодня не считает свою страну пра­вовым государством, т.е. государством, подчинен­ным праву, ограничивающим себя правом, при­знающим его приоритетность над политикой, видящим свое предназначение в служении чело­веку и его интересам. Между тем только такое государство может быть социальным.

Правовым и социальным государство нельзя провозгла­сить. Даже конституционного закрепления его принципов недостаточно. Формирование правово­го социального государства — это длительный исторический процесс, который может ус­пешно развиваться лишь при наличии соответ­ствующих условий — высокого уровня экономики и культуры, соответствующего духовно-нравственного потенциала общества.

Далеко не все эти условия реально существу­ют в современной России, право у нас по-прежнему не стало предметом серьезной защиты со стороны государства, не является его непререкаемой ценностью. Чаще всего оно ассоциируется либо со свободой выбора индивида, либо только с принуждением. Не считая свою страну правовым государ­ством, большинство граждан в качестве первоочередных мер для выхода страны из сложившейся ситуации предлага­ет «проявить политическую волю», «отобрать и поделить», «навести порядок», «привлечь к ответственности». Россиянам, похоже, ближе и понятнее система авторитар­ной и даже диктаторской псевдоправовой формы государственного правления, чем демократическая социально-право-вая система государственного устройства. Сложившиеся стереотипы и представления советских времен преодолеваются с большим трудом, когда важнейшими средствами и экономической базой достижения законности и социальной справедливости считались общенародная собственность, практически тотальное огосударствление производства (в том числе колхозно-коопе-ративного) и преимущественно уравнительное распределение имеющихся благ.

Но это, так сказать, на обыденном уровне. Ученым и серьезным политикам давно понятно, что понятия «социальное государство» и «правовое государство» находятся в неразрывной диалектической взаимозависимости. С одной стороны, они находятся в единстве — нет и быть не может социального государства вне правовой государственности, равно как и правовое государство может существовать только в условиях высокоразвитого гражданского общества, динамично развивающейся рыночной экономики и социального государства.

С другой стороны, они представляют собой своего рода противоположности: если сущностным содержанием правового государства является защита прав и свобод человека от ограничений и опеки со стороны государства, то социальное государство, напротив, предполагает активные усилия государства в направлении обеспечения права человека на достойное существование. Для «правового государства» главное — защита граждан от излишнего вмешательства государства, для «социального» же, наоборот, главное — защита социально-экономических и культурных прав и свобод граждан силами государства. Социальное государство, признавая необходимость государственного перераспределения значительной доли доходов в пользу малоимущих слоев, главный акцент делает на развитии производства и увеличении общественных ресурсов, позволяющих постоянно повышать и во многом гарантировать достойный жизненный уровень всех граждан.

Правовое государство — это реальное воплощение принципов законности и идей социальной справедливости. Главное для правового государства — законность; стремление оградить человека от произвола и мелочной опеки со стороны государства; гарантировать индивидуальную свободу и основополагающие права личности.

Фундаментальную философскую концепцию правового государства в свое время представил И. Кант. Главные его идеи: человек — абсолютная ценность, никто не имеет права использовать его как орудие или средство для исполнения каких-то собственных, даже самых благородных целей; закон — априорен и абсолютен; все, что ограничивает произвол — это право и мораль; общеобязательный, принудительный характер право приобретает благодаря государству и только государству; цель государства — торжество права и закона, поэтому исполнительная власть должна быть подчинена законодательной; право имеет три составляющих: естественное право как система очевидных истин; положительное право, созданное законодателем; справедливость.

Основные признаки правового государства современная наука определяет следующим образом:

— наличие развитого гражданского общества, т.е. сознательных и обладающих высокой правовой культурой и высоким правосознанием граждан. Именно в таком обществе люди соблюдают законы и добиваются того, чтобы их соблюдало и гарантировало государство;

— суверенитет народа — народ является высшим источником и первоосновой власти, государство лишь представляет и отстаивает его интересы;

— всеобщность права и верховенство закона, нормативное (законодательное) регулирование общественных отношений преимущественно на строгой правовой основе. Отсюда верховенство конституции и правовых законов, гарантирующих свободу в соответствии с принципом «все, что не запрещено законом, разрешено» и ограничивающих государство принципом «государству запрещено все, что не разрешено законом»;

— соответствие внутреннего законодательства принципам и нормам международного права;

— приоритет прав и свобод личности и ее свободное развитие. Правовое государство исходит из того, что чрезмерное вмешательство власти в жизнь общества неизбежно превращает его в деспотическое;

— последовательное проведение в жизнь принципа разделения государственной власти на исполнительную, законодательную и судебную (по горизонтали), а в федеративном государстве — на власть федерального центра и власть субъектов федерации (по вертикали);

— самостоятельность и независимость судебной власти — именно она следит за тем, чтобы две другие ветви в своих действиях следовали закону. Независимый суд призван защищать примат права, которое обладает всеобщностью, распространяет­ся в равной мере на государственные и обществен­ные институты, на все физические и юридические лица;

— взаимная ответственность и доверие государства и человека. Эти отношения строятся не только на формально-нормативной основе, но и на не менее прочной основе морально-этических обязательств друг перед другом: государство создает необходимые правовые условия для честной жизни и плодотворного труда человека, человек, в свою очередь, добросовестно исполняет нормативно закрепленные предписания — соблюдает законы, платит налоги, бережет памятники истории и культуры, охраняет природу, заботится о детях и нетрудоспособных родителях, защищает Отечество.

Таким образом, правовое государство — это особая форма организации политической власти, характеризующаяся верховенством закона и легитимностью власти, высоким престижем и эффективностью права, гарантирующими правовую защищенность личности и беспрепятственное использование ею демократических прав и свобод в своих законных интересах.

Несколько по иному обстоит дело с социальным государством. Социальное государство также реализует свои полномочия в форме правовой государственности, однако идет значительно дальше по пути гуманизации общественных отношений — стре­мится расширить права личности за счет усиления их социально-экономического блока. И, самое главное, стремится наполнить правовые нормы более справедливым, социально ориентированным содержанием. Социальным называется государство, которое берет на себя обязанность заботиться о социальной справедливости, благополучии своих граждан и их социальной защищенности 1 . Социальное государство — это своего рода механизм согласования интересов различных уровней и различных субъектов общественных отношений, гармонизации свободы, социальной ответственности и социальной справедливости на правовой основе. Социальное государство, пишет профессор Б.С. Эбзеев, — это фактор общественного благополучия, основывающийся на принципах социального равенства, солидарности и взаимной ответственности членов общества. Конституционное же закрепление социальности государства означает возложение на государство общесоциальной функции, заботы властей о благе всех граждан и распределении материальных тягот пропорционально их экономическому потенциалу 2 .

В основе обеих этих моделей (правовой и социальной) лежат единые объективные основания и предпосылки: экономической основой является многоукладная рыночная социально ориентированная экологическая экономика, в условиях которой свободное предпринимательство сочетается с определенным (на макроуровне) государственным регулированием хозяйственного развития по принципу «свобода — насколько возможно, планирование — насколько необходимо»; социальная основа — развитое гражданское общество, способное защитить человека от произвола властей; политическая основа — демократия, народный суверенитет, высокая политико-правовая культура граждан, развитое чувство ответственности, законопослушности, общественной солидарности; политический и идеологический плюрализм при относительном согласии основных политических сил о необходимом наборе социальных программ. Достижение консенсуса на политическом уровне позволяет сохранить преемственность социальной политики в случае прихода к власти других политических партий; нравственная основа — равенство всех перед законом, свобода личности, уважение чести и достоинства человека, гуманизм и социальная справедливость.

В отличие от советского патерналистского государства, которое стремилось в принудительном порядке установить минимальную планку благополучия всех с помощью покровительства, благотворительности и, главное, — жесткого контроля и уравнительного распределения благ, социальное государство ори­ентируется на обеспечение каждому достойных условий жизни в результате повышения эффективности произ­водства, развития личной инициативы, повышения ответственности каждого за свою судьбу.

В наши дни ученые-государствоведы стремятся найти меру оптимального сочетания принципов правового и социального государства. При этом сторонники консервативно-либеральных моделей обычно больший акцент делают на правовом, а идеологи социал-демократии — на социальном принципе. При этом все едины в главном — в том, что «такое государство не только обеспечивает достойные условия жизни», но и делает акцент на том, что «человек сам должен заботиться о себе и своей семье» 1 .

Немало пишется также и о неолиберальной, так называемой субсидиарной модели государства. Именно на такую модель, как нам представляется, ориентирована подготовленная Центром стратегических разработок «Стратегия развития Российской Федерации до 2010 года». В указанном документе от имени Правительства РФ прямо формулируется задача перехода «от патерналистской к субсидиарной модели государства» 2 , т.е. к модели, в рамках которой социальная политика не подменяет, а лишь в ограниченных масштабах дополняет усилия человека в его стремлении обеспечить достойный уровень своей жизни. Объединяющей особенностью документа является его нацеленность на централизацию финансовой, политической и правовой власти в стране при одновременном сокращении социальных функций государства, что, по мнению юристов Совета Федерации, вступает в противоречие с конституционным определением России как социального государства 3 .

Последствиями перехода к такой модели социального государственного устройства вероятнее всего будут: а) сокращение бюджетных субсидий производителям товаров и услуг, замена льгот и выплат, предоставляемых по категориальному принципу, на адресные выплаты наиболее нуждающимся при их существенном сокращении; б) диверсификация форм предоставления подобных услуг на основе активного привлечения негосударственного сектора, что предполагает равноправный доступ к государственному финансированию для государственных и негосударственных организаций, предоставляющих социальные услуги; развитие самоокупаемости социальных услуг в тех сферах, где для этого существуют соответствующие предпосылки;
в) постепенное разгосударствление учреждений бюджетной сети, предоставляющих социальные услуги, и переход к их финансированию на принципах государственного социального заказа; г) расширение свободы выбора граждан, пользующихся бесплатными или субсидируемыми социальными услугами, в том числе на основе введения специальных социальных счетов, дающих право их обладателям на получение бесплатных или субсидируемых услуг на определенную сумму по заранее оговоренному перечню у любой организации, имеющей лицензию на их предоставление; д) объединение государственного финансирования с частными благотворительными ресурсами, в том числе на основе механизмов государственного социального заказа и социальных счетов граждан; е) увеличение дифференциации пенсий при поэтапном увеличении пенсионного возраста; ж) уменьшение объемов стационарной медицинской помощи, оказываемой при плановой госпитализации.

Анализируя эти модели (правового, социального и субсидиарного) государства, нельзя абстрагироваться от того, что провозглашенные правовым го­сударством индивидуальных свобод и невмешательства государства в дела гражданского общества, не препятствовали монополизации эконо­мики и ее периодическим кризисам, обострению социального неравенства и классовых столкновений. Глубокое фактическое неравенство людей обесценивает юридическое равноправие, превращает использование конституционных прав в привилегию имущих слоев. В этом скрыта одна из главных слабостей правового государства. Изменить ситуацию можно, в том числе путем реализации идей субсидиарного государства.

Но, с нашей точки зрения, только социальное государство может быть серьезным ответом на социальное несовершенство право­вого государства в его ли­беральном варианте, причем не в духе субсидиарности и декларативных заявлений об обеспечении «максимально эффективной защиты социально уязвимых домохозяйств», «всеобщей доступ­ности и общественно приемлемого ка­чества базовых социальных благ», «экономических условий, позволяющих гражданам за счет собственных доходов обеспечивать более высокий уровень социального потребления, включая комфортное жилье, лучшее качество услуг в сфере образования и здравоохранения, достойный уровень жизни в пожилом возрасте», «высокого качества и возможностей широкого выбора населением предос­тавляемых социальных благ и услуг» 1 .

Ничего в принципе не меняет даже понимание субсидиарности, как «принципа, согласно которому права и интересы индивида, малой группы, первичных социальных общностей имеют приоритет перед правами и интересами более высокого порядка, в том числе государства» 2 . Социальное государство это нечто иное. Это государство, которое стремится к гарантированному обеспе­чению населению страны достойных условий суще­ствования, реальной социальной защищенности и реальному вовлечению каждого к управлению производством 3 . Основу планов и программ такого государства составляют не политические декларации, а конкретные социальные показатели, критерии, стандарты и индикаторы, ориентированные в конечном итоге на такой интегрированный показатель, как «уровень жизни человека», который создает и гарантирует, как это закреплено в ст. 7 Конституции РФ, необходимые условия для достойной жизни и свободного развития человека, всесторонней самореализации творческого потенциала каждого.

Иными словами, социальное государство — это государство, для которого высшей ценностью является человек, его жизнь и личное достоинство; внутренняя и внешняя политика которого направлена на защиту не только общенациональных, региональных, корпоративных и групповых интересов, а, прежде всего, на защиту прав, свобод и законных интересов человека; каждое управленческое решение которого носит правовой характер; которое обеспечивает социальную ориентированность не только государственного, но и частного сектора экономики; которое проводит активную социальную политику; которое основано на взаимной социальной ответственности власти, общества и гражданина; которое заботится об экологической безопасности жизни человека; которое нетерпимо к бюрократизму, коррупции и иным теневым отношениям; которое заботится о развитии гражданского общества, об авторитете каждого его института.

Эффективность социального государства находится в прямой зависимости от целого ряда факторов финансово-материального, интеллектуально-кадрового, нормативно-правового, информационного и духовно-нравственного характера. Среди них в первую очередь выделяют: уровень экономического развития страны и темпы научно-технического и экономического роста; согласие основных политических сил относительно набора социальных программ, реализуемых государством; развитое чувство общественной солидарности, ответственности и законопослушности граждан, их правовая и нравственная культура.

Принятие национальных социальных проектов и руководство Президентом страны процессом их реализации, проводимая государством бюджетная, налоговая и ценовая политика, правовое, инвестиционное и кредитно-де-нежное регулирование экономических отношений, политическая, административная и судебные реформы в стратегическом плане как раз и направлены на то, чтобы содействовать решению главной задачи — обеспечить устойчивое по­вышение благосостояния народа. А значит, противостоять чиновничьему произволу, коррупции, разграблению национальных богатств, организованной преступности и другим антиобщественным проявлениям. Без этого стать социальным и правовым государство не может в принципе.

Все вышеизложенное позволяет сделать вывод, что эффективное взаимодействие правового и социального государства возможно только на основе определенных принципов, которые в конечном итоге являются неотъемлемыми ценностями как для одного, так и другого типа:

1) принцип законности — режим соблюдения норм права всеми субъектами общественных отношений, метод перевода «писаного» права в реальное право, форма гарантии реализации прав, свобод и законных интересов человека и общества в целом;

2) принцип свободы, под которой понимается право человека быть свободным в определении своей судьбы, свободным от политического, административного и экономического принуждения, а также гарантированность законом возможности развивать индивидуальные способности, активно участвовать в общественной и политической жизни. Свобода — это освобождение человека от страха унизительной зависимости от нищеты, бедности, унижений. Свобода — это умение соотносить свою волю и интересы с волей и интересами других;

3) принцип солидарности как основное условие выживания человеческого общества. Согласие, сочувствие, взаимоуважение образуют основу солидарности. Только в солидарном обществе может быть воплощен принцип социальной справедливости и достигнуто равноправие людей. В солидарности, взаимодействии между гражданами и общественными группами — залог достижения всеобщего благосостояния и благосостояния каждого человека. Вот почему построить правовое социальное государство можно лишь на основе компромисса интересов различных социальных, национальных, политических, религиозных и иных социальных групп;

4) принцип равенства — равенство субъектов правовых отношений перед законом. Каждый имеет право на достойные условия жизни независимо от происхождения, социальной, этнической, религиозной, партийной и половой принадлежности. Равенство — это равные возможности для проявления своей индивидуальности, равные юридические условия для самореализации;

5) принцип приоритетности права , который трактуется не как воля какой-то партии или какого-то класса, возведенная в закон, а как выражение общественных интересов в законах, которые служат благосостоянию граждан и общества в целом.

Для того что­бы стать социальным государством, российскому обществу предсто­ит решить немало чрезвычайно сложных про­блем, в том числе таких, как формирование граж­данского общества, «выращивание» среднего класса, становление цивилизованной системы социального партнерства, резкое усиление «инвестиций в человека». На первом же этапе надо реализовать приоритетные национальные программы в области здравоохранения, образования, жилищно-коммунального хозяйства и агропромышленного комплекса, которые предметно обсуждались на встрече Президента РФ с членами Правительства, руководством Федерального Собрания и членами президиума Государственного Совета 5 сентября 2005 г.

Но в первую очередь России нужно стать правовым государ­ством — только на прочном правовом фундамен­те может формироваться и функционировать со­циальное государство . Уже сегодня следует задуматься о признании и юридическом закреплении целого ряда новых социальных прав человека и гражданина: право в области доступа к ценностям культуры, право на гражданскую позицию в экологической сфере, право на жизнь, здоровье и участие детей в общественной жизни, право на образование всю жизнь, право на доступ к средствам массовой информации и новым информационным технологиям, право на сохранение национально-культурного своеобразия и др. Мы поддерживаем предложение о том, что все принимаемые законы, указы, постановления и другие государственные управленческие решения в обязательном порядке должны проходить независимую общественно-научную экспертизу на предмет их социальности. Эту работу могли бы выполнять многие негосударственные организации, в том числе создаваемые ныне общественные палаты.

По-прежнему важным остается законодательное закрепление государственных социальных стандартов при параллельном усилении ответственности органов государственной власти и местного самоуправления, руководителей и иных должностных лиц за игнорирование, нарушение или невыполнение этих стандартов.

В заключение еще раз подчеркнем, что социальное правовое государство — это своего рода идеал, реализовать который на практике в полной мере невозможно. И никто перед собой такую задачу не ставит. Даже самая развитая система социального правового государства не лишена определенных недостатков. Она, скажем, принудительным путем лишает граждан значительной части их имущества или имущественных прав с последующей передачей их другим гражданам (в частности, путем налогообложения). Можно согласиться выводом некоторых ученых, что институт льгот, всякого рода выплат и бесплатных пособий по бедности стимулирует значительную прослойку людей к тому, чтобы стать постоянными бедными на государственном содержании. Социальному государству свойственна тенденция к увеличению численности получателей пособий и росту суммарных выплат, т.е. к отвлечению постоянно возрастающего количества людей и ресурсов от производительной деятельности к непроизводительному потреблению. Рано или поздно наступает момент, когда государство не в состоянии удовлетворять и гарантировать растущие социальные запросы.

Есть и другие сложности, абстрагироваться от которых невозможно. Тем не менее, это не означает, что наша страна должна отказаться от построения социального государства. Понятно, что нынешняя Россия — еще не социальное государ­ство. И таковым не станет до тех пор, пока не избавится от массовой безработицы, запредельного имущественного и социаль­ного расслоения людей, пока не победит коррупцию, бюрократизм, социальное высокомерие бизнеса и безответственность чиновника.

1 Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник. 4-е изд. М., 2004. С. 124.

2 Эбзеев Б.С. Человек, народ, государство в конституционном строе Российской Федерации. М., 2005. С. 386

Социальное государство: понятие, развитие и реализация идеи

Лукшин, О. В. Социальное государство: понятие, развитие и реализация идеи / О. В. Лукшин. — Текст : непосредственный // Право: современные тенденции : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, октябрь 2018 г.). — Краснодар : Новация, 2018. — С. 2-6. — URL: https://moluch.ru/conf/law/archive/311/14552/ (дата обращения: 17.09.2023).

В современном мире социальное государство является неотъемлемой характеристикой любой цивилизованной страны с демократическим режимом, в которой господствует право. Государство, опирающееся на народ как источник власти, на разделение властей, права и свободы человека и гражданина, может существовать только в условиях проведения эффективной социальной политики, направленной на благоденствие граждан и защиту социально слабых групп населения. На сегодняшний день практически все государства мира так или иначе являются социальными, хотя не все из них в полной мере соответствуют заявленным требованиям. Большинство современных цветных революций и внутриполитических потрясений во многих странах мира происходят прежде всего вследствие ошибок руководства этих государств в реализации социальной политики. Правильная стратегия в указанной сфере, усиление социальных прав и их гарантированность способствует снятию социальной напряженности, создает стабильную атмосферу свободы и благополучия общества и каждого человека [1, с. 29].

Политическая и экономическая стабильность в государстве реализуема в случае, если закрепленные в Конституции и в законах права, базирующиеся на признании достоинства человека, имеют механизм реализации, а также созданы реальные условия пользования гражданами политическими, экономическими, культурными, социальными правами и свободами.

Во Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 прописано, что каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами без какого-либо различия, которые могут позволить каждому человеку самостоятельно и свободно реализовать свой трудовой и интеллектуальный потенциал с целью обеспечения себе и своей семье достойного материального благополучия.

Вследствие этого ООН рассматривает реализацию эффективной социальной политики в государствах мира как фактор, который способствует стабилизации и развитию политики, экономики, духовно-нравственной сферы жизни общества современных государств.

Социальное государство имеет следующие характеристики [2, с 61–62].:

  1. Человек, его жизнь, права, свободы и достоинство является высшей ценностью;
  2. Внутренняя и внешняя политика социального государства направлена не на реализацию общенациональных, корпоративных интересов, а на защиту прав и свобод, законных интересов и достойных условий жизни человека;
  3. Обеспечивается социальная ориентированность как государственного, так и частного сектора экономики;
  4. Каждое управленческое решение носит социально справедливый характер;
  5. Проводится активная социальная политика, основанная на взаимной социальной ответственности;
  6. Осуществляется забота об экономической безопасности человека;
  7. Гарантируется справедливое распределение национальных богатств;
  8. Развивается гражданское общество, укрепляется авторитет и значимость каждого его института;

В юридической науке не выработано единого определения социального государства. Большинство современных ученых формируют свое определение, исходя из вышеназванных признаков, которыми должно обладать социальное государство.

Председатель Конституционного Суда РФ с 1997 по 2003 г, член-корреспондент РАН проф. М. В. Баглай дает следующее определение социального государства: «социальным называется государство, которое берет на себя обязанность заботиться о социальной справедливости, благополучии своих граждан и их социальной защищенности» [3, с. 124].

Профессор О. Е. Кутафин пишет, что социальное государство — это такое государство, «главной задачей которого является достижение такого общественного прогресса, который основывается на закрепленных правом принципах социального равенства, всеобщей солидарности и взаимной ответственности» [4, с. 141–142].

Говоря об истории социального государства, следует отметить, что его идея появилась относительно недавно — в середине XIX века. Его теоретико-правовые основы были разработаны немецким ученым Лоренцом фон Штейном, который в своих научных разработках брал за основы философию Г. Гегеля, доктрины французского социализма и английские теории построения эффективной экономики. Л. фон Штейн впервые применил термин «социальное государство» и ввел его в научный оборот. Свои основные идеи он выразил в труде под названием «История социального движения Франции с 1789 г».. В этом труде он изучил причины и последствия революционных событий во Франции и пришел к выводу, что главной основой существования и счастья в государстве является социальная стабильность вследствие сглаживания противоречий между классами, но не путем уничтожения одного класса другим, а максимального роста числа среднего класса по отношению к бедным и богатым, а также перевод низших слоев населения из положения зависимого в положение независимое путем их высокого материального обеспечения и введения социального пакета государственных гарантий.

Л. Штейн утверждал, что государство можно сделать социальным за счет наличия у него следующих функций:

– попечение об общественной нужде, которое призвано обеспечить каждой личности физические условия самостоятельности;

– содействие труду, не обладающему капиталом, в достижении хозяйственной самостоятельности, например, через вспомогательные кассы, страховое дело, самопомощь в форме союзного строя неимущих [5].

В дальнейшем эта идея получила свое развитие в работах немецких экономистов Фридриха Науманна, Адольфа Вагнера, Людвига Эрхарда.

На основании этих идей канцлер Германской Империи Отто фон Бисмарк основал первую в мире страховую систему. Вскоре после окончания Первой Мировой войны президент США В. Вильсон подверг критике либеральный вариант проведения социальной политики и выдвинул идею проведения такой политики, которая гарантировала бы поддержание определенного уровня качества жизни граждан.

Во времена президентства Т. Рузвельта в 1930-е гг. США взяли «Новый курс» в проведении внутренней политики. Получило разрешение право на проведение забастовок, увеличена роль профсоюзов, были направлены действенные меры на борьбу с безработицей.

В разгар Второй Мировой войны председатель одного из комитетов парламента Великобритании Уильям Беверидж на основе кейсианской экономической модели разработал «План Бевериджа», предусматривавший введение в стране минимального размера оплаты труда (МРОТ), борьбу с безработицей посредством привлечения граждан к общественным работам, создание бесплатной системы здравоохранения, контроля за ростом цен и постепенное увеличение заработной платы работников. Идеи, изложенные в этом плане, стали применяться в целом ряде западных стран в послевоенное время.

В 1949 году социальное государство впервые в истории было прописано в статье 20 Основного Закона ФРГ. Вскоре в конституциях многих других европейских государств эта норма также получила закрепление.

Конституционно-правовая норма о социальном государстве в 1993 г. была закреплена в Конституции РФ.

В итоге к началу XXI века окончательно сформировались несколько моделей социального государства: социал-демократическая (скандинавская), консервативная (континентальная, европейская), либеральная.

Социал-демократическая модель основана в 1930-е гг. в Швеции левой социал-демократической партией СДРПШ, представляющей большинство в парламенте страны и формирующей правительство до сих пор. Данная модель является уникальным феноменом патерналистского государства с сочетанием коммунистических и буржуазных идей и представляющую собой «рыночный социализм». Государство практически полностью финансирует социальную систему, тратя на это свыше 50 % государственного бюджета в год. Основой источника дохода на эти цели являются высокие налоги, дифференцирующиеся от уровня доходов налогоплательщика, и страховые взносы работника и работодателя. Средний класс в Швеции составляет свыше 80 % населения. Практически все граждане являются получателями каких-либо дотаций от государства, которые оно выдает людям без каких-либо дополнительных и бюрократически усложненных условий. Большая часть таких дотаций выделяется детям, студентам и прочим социально незащищенным группам.

Более сложным путем является консервативная модель построения социального государства, примером которой является ФРГ. Она функционирует на основании ст. 20 Основного Закона ФРГ 1949 г. и в XX веке являлась как демонстрацией социалистическим странам восточного блока преимуществ рыночной экономики капиталистических стран, так и предметом национальной гордости для граждан Западной Германии. В ФРГ существует трехуровневая система социального обеспечения. Первым уровнем является обязательное пенсионное страхование. Страховые взносы уплачиваются всеми работниками и работодателями. Согласно Шестой книге Социального Кодекса ФРГ от 18 декабря 1989 г. лица, состоящие в профессиональных союзах, к которым помимо писателей также относятся адвокаты, нотариусы и др. освобождаются от уплаты страховых взносов в течение трех лет от начала профессиональной деятельности. Государственные служащие, судьи, военные не являются плательщиками обязательных страховых взносов, поскольку их полностью уплачивает государство из соответствующих фондов.

Вторым видом страхования является пенсионное страхование на предприятии. Его основой являются коллективные договоры, заключаемые работниками и работодателями посредством деятельности профсоюзов. Этот вид страхования является для предприятия добровольным, но поощряется государством. Средний размер индивидуальной пенсии на предприятии равняется ¼ государственной пенсии.

Третий вид страхования — частное. На сегодняшний день более 90 % граждан ФРГ застрахованы на различные случаи жизни и являются получателями выплат из соответствующих страховых касс. Страхование охватывает большинство случаев жизни: болезни, безработицу, переквалификации и пр. Частное страхование заключается на основании индивидуального договора и является добровольным.

Указанная модель возможна для применения в России, поскольку имеет подходящую правовую базу, однако в силу отсутствия развитого социального партнерства, гражданского общества и соответствующих денежных средств на ее организацию, она до сих пор не реализована на практике.

В целом консервативная модель характеризуется политикой активного создания рабочих мест, низкой безработицей, максимальным сокращением дифференциации доходов граждан, широкомасштабной инвестицией в социальную сферу и наличием налога на богатство, который может достигать до 90 % совокупного дохода.

Либеральная модель социального государства является наиболее ранней в истории и простой в построении. Ее используют большинство стран мира, виднейшими из которых являются Великобритания, США, Канада, Австрия.

Во времена Великой французской революции, несмотря на то, что в умах общественных и политических деятелей присутствовала идея об обеспечении человека не только естественными правами, которыми являются право на жизнь, свобода, обладание собственностью, но и социальными, экономическими и политическими правами, тем не менее реально до воплощения идеи социального государства было довольно далеко, поскольку преобладающей все-таки оставалась мысль о предоставлении государством всем его гражданам только лишь свободы и равенства возможностей.

В дореволюционной Франции конца XVIII века феодальное аристократическое государство с массовым бесправием, где реальными богатствами и социальной защитой обладали менее 1 % населения, прекратило свое существование с момента оглашения М. Робеспьером в Конвенте 23 июня 1793 года проекта Декларации прав человека и гражданина, в котором прописывалось, что «общество обязано заботиться о существовании всех своих членов или, доставляя им работу, или доставляя средства существования тем, кто не может работать» [7, с. 445].

Так называемая либеральная теория понимания сущности государства отводила ему роль «ночного сторожа», где государство только гарантирует право и предоставляет возможности человеку для его счастливого существования. Государство не вправе было вмешиваться в социально-экономическую сферу и каким-либо образом влиять на социальную политику, исключая применение охранительных методов.

В связи с этим уже в середине XIX века что быстро развивающиеся капиталистические отношения способствовали развитию производственных сил, развязали инициативу и самонадеянность людей, многие стали разочаровываться в либеральных идеях государства как «ночного сторожа» по причине того, что при таком раскладе оно не может обеспечить всеобщее счастье и благоденствие народа своих стран.

Нужно сказать, что социализм возник прежде всего как реакция на либерализм Великой французской революции. Также именно на основании ее негативного опыта, изложенного в монографии «История социального движения Франции с 1789 г»., Лоренц фон Штейн создал свою теорию социального государства, которая легла в основу консервативной модели, ныне применяемой в ФРГ.

Говоря о России, следует отметить, что Согласно ст. 7 Конституции Россия является социальным государством, политика которого направлена на достижение условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Россия находится очень близко к реализации либерального социального государства. Однако социальное государство либерального типа все же предполагает наличие правового государства с развитым гражданским обществом и высоким уровнем жизни населения.

Многие авторы научных статей полагают, что Россия должна следовать по скандинавскому пути построения социального государства, поскольку она являет собой предел мечтаний, благополучия и ориентирована на качество предоставляемый государством обществу социальных услуг и продуктов.

Исходя из этих соображений, повышение качества жизни российских граждан является одной из основных целей, обозначенных в Указе Президента РФ от 31.12.2015 г. № 683 «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации» и Распоряжении Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р (ред. от 10.02.2017) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года».

Согласно Указу Президента РФ № 683 стратегическими целями обеспечения национальной безопасности в области повышения качества жизни российских граждан являются развитие человеческого потенциала, удовлетворение материальных, социальных и духовных потребностей граждан, снижение уровня социального и имущественного неравенства населения, прежде всего за счет роста его доходов.

Повышение качества жизни граждан гарантируется за счет достойной оплаты труда, его качества, создания условий для благоприятной жизни инвалидам, обеспечения личной безопасности граждан, качественных, безопасных товаров, услуг, доступности медицинского обслуживания и т. д. [8].

В Распоряжении Правительства РФ № 1662-р обозначаются целевые ориентиры, направленные на достижение высокого уровня социального и экономического развития, соответствующего России как ведущей мировой державе. Большое внимание в документе уделено развитию в стране здравоохранения, физической культуры и спорта, образования, рынка труда, доступности жилья [9].

Основной проблемой строительства социального государства и претворения в жизнь вышеперечисленных высоких качеств жизни граждан в России являются: 1) дефицит бюджета; 2) отсутствие развитого гражданского общества; 3) отсутствие в обществе идеи социальной солидарности.

Наиболее значимой задачей России является воспитание в обществе идеи социальной солидарности, которая, вкупе с развитым гражданским обществом, поможет укрепить существующие позиции социального государства в соответствии со ст. 7 Конституции РФ.

Таким образом, социальное государство в своем развитии прошло короткий, но весьма значимый путь от теоретической идеи до основ конституционного строя современных государств. Однако этот путь все еще не завершен. Вопрос стоит не в том возможно ли построение социального государства в отдельно взятой стране. История показала, что это осуществимо. Речь идет о достижении этой цели в масштабах всей планеты. Вполне возможно, что в ближайшем будущем, не говоря уже о посткапиталистическом обществе, государства мира, в том числе и Россия, при развитии науки и права смогут направить общество на курс достижения социального государства в идеале всеобщего благоденствия при сохранении демократических прав и свобод в том контексте, в котором мечтали многие выдающиеся умы человечества.

  1. Дели М. Возможности реализации социальных прав в Европе. — Страсбург. 2002.
  2. Леонов И. В. Современное социальное государство: сущность, признаки и проблемы формирования — М., МГИМО-Университет, 2006— 96 с.
  3. Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации. Учебник. 4-е ищд. —М.:Норма, 2004— 784 с.
  4. Государственное право Российской Федерации / под ред. О. Е. Кутафина. — М.:Юрид.лит. 2006–584 с.

5. Учение об управлении Л. Фон Штейна // Райан Томас Гослинг \/ Ryan Thomas Gosling. 2017. URL: http://radio-angusht.ru/uchenie-ob-upravlenii-l-fon-shtejna/ (дата обращения: 25.09.2018).

  1. Плевако Н. С. О шведском «государстве благосостояния» // Социальное государство: концепция и сущность. — М.: Издательство «ОГНИ», 2004. 356 с.
  2. Революционное правительство во Франции в эпоху Конвента (1772–1794): Сборник документов и материалов. — М., 1927. — 719 с.

8. Указ Президента РФ от 31.12.2015 N 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации»/ СПС Консультант Плюс. URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_191669/ (дата обращения 25.09.2018).

  1. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р (ред. от 10.02.2017) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» / СПС Консультант Плюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82134/ (дата обращения: 25.09.2018).
  2. Эбзеев Б. С. Человек. Народ. Государство. — М.: Юридическая литература, 2005— 576 с.

Похожие статьи

Понятие социального государства | Статья в журнале.

Социальное государство, несмотря на специфические особенности, всегда оставалось и остается государством, которое не отождествляется и не растворяется в обществе или системе других общеполитических организаций, оно помимо своих собственных.

Понятие социального государства и история его становления.

Или, «Социальное государство» — особый тип государства, появление которого обусловлено необходимостью

Важнейшей задачей социального государства является утверждение в обществе

Социальное государство— это правовое демократическое государство, которое.

Гражданское общество современной России | Статья в сборнике.

Гражданское общество — это общество равных возможностей, основанное на принципах социальной справедливости и социальной солидарности сильных и слабых.

Мы считаем, что общество в современной России пока что нельзя точно назвать гражданским, так как оно.

Развитие гражданского общества в современной России.

Любое государство только тогда становится устойчивым и жизнеспособным, когда опирается на гражданское общество, имеет его поддержку и участие. В связи с этим актуальной задачей в современной России следует назвать создание эффективной системы управления.

Истоки социальных функций государства | Статья в журнале.

Вданной работе выявлены истоки и предпосылки социального государства в виде первичных социальных функций управления, присущих обществу и государству на ранних этапах развития.

Политико-правовые основы шведской модели социального.

Термин «социальное государство» обозначает особый тип государства, ориентированный на достижение максимального общественного баланса путем

Говоря о шведской модели социального государства, мы имеем в виду тип государства, появившийся в Швеции в.

Гражданское общество как социально-правовое пространство

В свете происходящих в Узбекистане перемен, на фоне обширных социально-экономических и политических преобразований, чрезвычайно остро встаёт вопрос о необходимости становления гражданского общества, которое представляет собой не только определённую структуру.

Социальная политика как многоуровневая дилемма.

Социальная политика − это совокупность скоординированных мер политического

Социальная политика является важнейшим элементом современной экономики.

Социальная справедливость представляет собой степень равенства уровней жизни различных людей.

социальное государство, Российская Федерация, достойная.

Социальное государство — это в первую очередь демократическое государство, в котором народ выступает носителем суверенитета, реально участвует в формировании государственной власти и содержания ее политики, имеет различные формы влияния на.

Социальное обеспечение в России и Франции: сравнительный.

Следует отметить, что вопросы социального обеспечения являются одними из значимых в социальной политики любого государства, в связи с чем, заслуживают внимания сравнительный анализ систем социального обеспечения Российской Федерации и Франции.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *