ДОКЛАД на тему: «Конвенция о правах ребенка«
КОНВЕНЦИЯ – Международное соглашение, как правило, по какому-то специальному вопросу, имеющее обязательную силу для тех государств, которые к нему присоединились (подписали, ратифицировали).
«Конвенция о правах ребенка» — принята международным сообществом в 1989 году (разработана на основе Декларации прав ребенка -1959 год).
КОНВЕНЦИЯ О ПРАВАХ РЕБЕНКА — ребенок рассматривается не только как объект, требующий социальной защиты, но и как субъект права, которому предоставлен весь спектр прав человека.
ПРАВО – это совокупность устанавливаемых и охраняемых государственной властью норм правил, регулирующих отношения людей в обществе.
Значение этого международного документа состоит также в том, что впервые в рамках Конвенции был создан международный механизм контроля – Комитет по правам ребенка, уполномоченный раз в пять лет рассматривать доклады государств о принятых ими мерах по осуществлению положений Конвенции.
Конвенция о правах ребенка состоит из преамбулы и 54 статей, детализирующих индивидуальные права каждого человека в возрасте до 18 лет на полное развитие своих возможностей в условиях, свободных от голода и нужды, жестокости, эксплуатации и других форм злоупотреблений.
Конвенция признает за каждым ребенком — независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений национального, этнического и социального происхождения –
ЮРИДИЧЕСКОЕ ПРАВО:
- На воспитание;
- На развитие;
- На защиту;
- на активное участие в жизни общества.
Конвенция указывает права ребенка с правилами и обязанностями родителей и других лиц, несущих ответственность за жизнь детей и их развитие и защиту, и предоставляет ребенку право на участие в принятии решений, затрагивающих его настоящее и будущее.
Основные права ребенка в Конвенции, по сути, повторяют права взрослого по Всеобщей декларации прав человека.
Так государства – участники уважают права ребенка на свободу мысли, совести, религии (ст. 14 п. 1), ребенок имеет право свободно выражать свое мнение; государства – участники признают право каждого ребенка на уровень жизни, необходимой для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития.(ст. 27 п. 1)
Часть положений Конвенции более специфична.
Государства – участники принимают необходимые законодательные, административные, социальные, и просветительные меры с целью защиты ребенка от всех форм физического или психического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного и грубого обращения либо эксплуатации, включая сексуальное злоупотребление со стороны родителей, законных опекунов или любого другого лица, заботящегося о ребенке (ст. 19 п.1); признают право ребенка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях (ст. 31 п. 1); признают право ребенка на защиту от экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья или служить препятствием в получении им образования либо наносить ущерб его здоровью и физическому, умственному, духовному, моральному и социальному развитию. (ст. 32 п.1)
Особо следует отметить выдвигаемые конвенцией требования к образовательным процессам.
Ст. 29 Гласит, что образование ребенка должно быть направлено:
а) на развитие личности,
б) на воспитание уважения к правам человека,
в) на воспитание уважения к родителям,
г) на подготовку ребенка к сознательной жизни,
д) на воспитание уважения к окружающей природе.
Ст. 42. – государственные и учебно-воспитательные структуры обязаны широко информировать как взрослых, так и детей о принципах и положениях конвенции
А ДОУ в силу своей близости к семье может стать важным элементом в системе контроля прав дошкольников, представленных Конвенции.
- .право на охрану здоровья,
- право на образование,
- право на участие в играх,
- право на сохранение своей индивидуальности,
- право на защиту от всех форм насилия, оскорбления, грубого обращения.
Но Конвенция не является документом прямого действия. На ее основе разрабатываются нормативно-правовые документы федерального, регионального уровня.
Согласно Конституции РФ. – защита государства, материнства, детства, семьи.
Приняты ряд Законодательных актов: Семейный кодекс РФ.
Закон «Об основных гарантиях прав ребенка РФ»
Закон «Об образовании».
Подготовлен воспитателем.
Деловая игра: “Знаем ли мы права детей”?
Цель: Пропаганда правового воспитания детей в педагогическом коллективе.
Правила игры: Работа в компаниях с Конвенцией прав ребенка. Можно совещаться, но не мешать работе других компаний. За каждый быстро и правильно найденный ответ компания получает жетон.
4-е задание оценивается в 5 баллов, условия, кто больше назовет сказок с участием героя своей иллюстрации, и какое право он нарушил.
5-е задание направлено на развитие у педагогов определенной позиции, умении аргументировано отстаивать свою точку зрения. (не оценивается).
Жюри: Заместитель заведующей по воспитательно-образовательной работе Солоницына С.В.- (ведущая); Специалисты РМК, заведующие ДОУ.
На столах разложены конверты с заданиями:
1. Задание: Попытайтесь опровергнуть следующие высказывания, используя статьи Конвенции о правах ребенка:
- У детей есть только одно право: делать то, что им велят родители и воспитатели. Все остальные права приходят в свое время, когда закон наделяет человека полной правовой ответственностью
(В статье 2 говорится о том, что все права распространяются на всех детей без исключения. Государство обязано защищать ребенка от любых форм дискриминации и принимает необходимые меры по защите его прав).
- Ребенок должен жить в своей семье, не смотря на то, что это противоречит его наилучшим интересам.
(В соответствии со статьей 9 ребенок имеет право жить со своими родителями, за исключением тех случаев, когда это противоречит наилучшим интересам ребенка. Ребенок, также имеет право сохранить связь с обоими родителями, в случае разлучения с одним из них или с обоими).
2. Задание: Выберите правильный ответ:
- Кому принадлежат слова о том, что счастье всего мира не стоит одной слезы невинного ребенка?
а) А.П. Чехову
б) Ф.М. Достоевскому +
в) А.М. Горькому
- В каком году Генеральная Ассамблея ООН провозгласила Декларацию прав ребенка?
а) 1948 г.
б) 1959 г. +
в) 1966 г.
- В каком году Генеральная Ассамблея ООН приняла Конвенцию о правах ребенка?
а) 1968 г.
б) 1982 г.
в) 1989 г. +
- ООН считает человека ребенком от рождения до:
а) 16 лет
б) 18 лет +
(Согласно статье 1 ребенком признается лицо, не достигшее 18 лет, за исключением тех случаев, когда в соответствии с национальными законами предусматривается совершеннолетие в более раннем возрасте).
в) 19 лет
- Какие различия (расовая, национальная принадлежность, пол, состояние здоровья и т.д.) могут влиять на неодинаковое использование детьми своих прав?
а) таких различий нет +
(Согласно статье 2 все права распространяются на всех детей независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических и иных убеждений, национального, этнического или социального происхождения, имущественного положения, состояния здоровья и рождения).
б) национальная принадлежность
в) состояние здоровья.
- Кто несет основную ответственность за воспитание ребенка?
а) педагоги
б) родители +
(Согласно статье 18, родители совместно несут основную ответственность за воспитание ребенка. Государство должно оказывать им надлежащую помощь).
в) члены правительства.
- На кого Конвенция о правах ребенка возлагает обеспечение ухода за детьми, оставшимися без родителей?
а) на благотворительные организации
б) на иностранных спонсоров
в) на государство +
(Согласно статье 20, государство обязано обеспечить социальную защиту ребенка лишенного семейной среды, и обеспечить соответствующее учреждение по уходу за детьми).
- Государство должно защищать ребенка от экономической эксплуатации и работы, которая:
а) не указана в официальных справочниках
б) может мешать образованию и вредить здоровью +
(Согласно статье 32, ребенок имеет право на защиту в случаях, когда ему поручается работа, представляющая опасность для его здоровья, образования или развития. Государство должно установить минимальный возраст для приема на работу и определять требования в отношении условий труда).
в) не соответствует интересам и склонностям ребенка.
- Обращение с детьми, причастными к нарушениям уголовного законодательства, должно способствовать развитию у них:
а) чувства страха перед наказанием
б) осторожности в реализации своих желаний
в) чувства достоинства и значимости +
(Согласно статье 40 ребенок, нарушивший, как считается, закон, имеет право на такое обращение, которое способствует развитию у него чувства собственного достоинства и значимости, принимает во внимание его возраст и нацелено на его социальную реинтеграцию).
З. Задание: Подберите к иллюстрации сказки статью Конвенции прав ребенка, которая была нарушена:
(Используются иллюстрации, по которым было проведено деление на компании)
4. Задание: а) Какое право было нарушено Кащеем — бессмертным, в каких сказках?
б) Какое право было нарушено Серым волком, в каких сказках?
в) Какое право нарушено Лисой Патрикеевной, в каких сказках?
г) Какое право нарушено Бабой-Ягой, в каких сказках?
Государство должно защищать ребенка от экономической эксплуатации и работы которая
1. Государства — участники признают право ребенка на защиту от экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья или служить препятствием в получении им образования, либо наносить ущерб его здоровью и физическому, умственному, духовному, моральному и социальному развитию.
2. Государства — участники принимают законодательные, административные и социальные меры, а также меры в области образования, с тем чтобы обеспечить осуществление настоящей статьи. В этих целях, руководствуясь соответствующими положениями других международных документов, государства — участники, в частности:
a) устанавливают минимальный возраст или минимальные возрасты для приема на работу;
b) определяют необходимые требования о продолжительности рабочего дня и условиях труда;
c) предусматривают соответствующие виды наказания или другие санкции для обеспечения эффективного осуществления настоящей статьи.
3.2 Основные меры международно-правовой защиты ребенка от экономической эксплуатации
Основополагающим международным актом, определяющим права ребенка, которым должны следовать страны, входящие в ООН, считается Конвенция о правах ребенка, принятая 20 ноября 1989 г. на 44-й сессии Генеральной ассамблеи ООН и утверждающая международные принципы, направленные на укрепление правового статуса несовершеннолетних.
В преамбуле Конвенции говорится, что «необходимость в такой защите ребенка была предусмотрена в Женевской декларации прав ребенка 1924 года и Декларации прав ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей 20 ноября 1959 года и признана во Всеобщей декларации прав человека, в Международном пакте о гражданских и политических правах, в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах.
Согласно пункту 1 статьи 32 Конвенции о правах ребенка, «государства-участники признают право ребенка на защиту от экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья или служить препятствием в получении им образования, либо наносить ущерб его здоровью и физическому, умственному, духовному, моральному и социальному развитию».
Государства — участники принимают законодательные, административные и социальные меры, а также меры в области образования, с тем, чтобы обеспечить исполнение требований указанной статьи. В этих целях, руководствуясь соответствующими положениями других международных документов, государства-участники, в частности:
а) устанавливают минимальный возраст или минимальные возрасты для приема на работу;
б) определяют необходимые требования о продолжительности рабочего дня и условиях труда;
в) предусматривают соответствующие виды наказания или другие санкции для обеспечения эффективного осуществления требований указанной статьи.
Названные нормы-принципы реализованы в законодательных системах многих стран. Так, в документах ФРГ, касающихся применения и охраны труда несовершеннолетних, определены виды труда, к которым не допускаются подростки; в Норвегии до 18-летнего возраста ограничиваются погрузочно-разгрузочные работы на водном транспорте и др.
Статья 1 Конвенции о правах ребенка, определяет, что для целей Конвенции ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее. Аналогичная характеристика содержится и в статье 1 Закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»: «ребенок — лицо до достижения им возраста 18 лет (совершеннолетия)». Теперь это легальный термин семейного законодательства, тождественный понятию, употребляемому, например, в Гражданском, Уголовном кодексах — несовершеннолетний.
Не отдавая предпочтения какому-либо одному праву ребенка, документ делает акцент на необходимости уделять внимание наилучшему обеспечению его интересов, что имеет особое значение при защите прав, связанных с семейным воспитанием, определяет общий характер защиты прав ребенка, ее направленность, обозначает круг лиц, обязанных защищать права ребенка (причем на первом месте в их перечне родители, опекуны, а также те, кто несет по закону ответственность за несовершеннолетнего).
При обеспечении прав ребенка Конвенция не обезличивает гаранта любых прав несовершеннолетнего, а прямо его называет — государство.
Конвенция утверждает права ребенка на образование, в том числе на бесплатное и обязательное начальное образование; защиту от экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для здоровья или служить препятствием в получении образования либо наносить ущерб здоровью и физическому, умственному, духовному, моральному и социальному развитию несовершеннолетнего; защиту от всех форм сексуальной эксплуатации и сексуального совращения и от всех других форм эксплуатации, наносящих ущерб любому аспекту благосостояния ребенка.
Основные проблемы, подлежащие разрешению как в национальном законодательстве, так и на международном уровне, сводятся к установлению предельного возраста, с которого возможен труд несовершеннолетних, запрещению использования их труда на тяжелых, вредных работах, установлению гарантий при приеме на работу и увольнении с нее подростков.
В частности, 9 октября 1946 г. под эгидой Международной организации труда (МОТ) в Монреале была принята Конвенция № 78 о медицинском освидетельствовании детей и подростков с целью выяснения их пригодности к труду на непромышленных работах. В соответствии со статьей 1 Конвенции ее нормы применяются к детям и подросткам, работающим за заработную плату или работающим непосредственно или косвенно за вознаграждение на непромышленных работах. Государства, подписавшие Конвенцию, исходят из того, что дети и подростки моложе 18 лет не будут приниматься на работу или работать на непромышленных предприятиях, если в результате тщательного медицинского освидетельствования не будет установлено, что они пригодны для такой работы. Вопросам ограничения ночного труда подростков посвящены следующие конвенции.
Конвенция № 79 об ограничении ночного труда детей и подростков на непромышленных работах, принятая в Женеве 9 октября 1946 г., и Конвенция № 90 о ночном труде подростков в промышленности, принятая в Сан-Франциско 10 июля 1948 г.
Конвенция № 79 об ограничении ночного труда детей и подростков на непромышленных работах распространялась только на «непромышленные работы», под которыми понимались все работы, за исключением таких, которые рассматриваются компетентными властями как промышленные, сельскохозяйственные и морские работы. В то же время допускалось, что на основании национальных законов или правил Конвенция могла не распространяться на работу домашней прислуги в частных домах и работы, которые не считаются вредными, наносящими ущерб или опасными для детей или подростков на семейных предприятиях, на которых заняты лишь родители и их дети или опекаемые ими лица. Субъектами, на которых распространялись нормы Конвенции, являлись несовершеннолетние, причем включая детей, не достигших 14-летнего возраста.
Так, в соответствии со статьей 2 Конвенции дети в возрасте до 14 лет, которые могут использоваться на работе в течение полного или неполного рабочего дня, и дети старше 14 лет, которые все еще обязаны посещать школу полное учебное время, не используются на работах в ночное время в течение периода продолжительностью, по крайней мере, в 14 последовательных часов, включая промежуток времени между 8 часами вечера и 8 часами утра.
Как видно из текста Конвенции, дифференциация условий труда несовершеннолетних проводилась в зависимости от факта посещения школы: дети старше 14 лет, которые больше не обязаны посещать школу полное учебное время, и подростки в возрасте до 18 лет не используются на работах в ночное время в течение периода продолжительностью, по крайней мере, в 12 последовательных часов, включая промежуток времени между 10 часами вечера и 6 часами утра.
Из этого правила делалось исключение, предусмотренное ст. 3 Конвенции, где декларировалось, что при наличии особых обстоятельств, отражающихся на определенной отрасли деятельности или определенном районе, компетентные власти могут после проведения консультаций с заинтересованными организациями предпринимателей и трудящихся установить в отношении детей и подростков, занятых в этой отрасли деятельности или районе, промежуток времени между 11 часами вечера и 7 часами утра вместо промежутка времени между 10 часами вечера и 6 часами утра. Наряду с этим ночной труд мог быть допустим в силу климатических условий, а также в силу чрезвычайных обстоятельств, что закреплялось в ст. 4 Конвенции.
Конвенция МОТ № 90 о ночном труде подростков в промышленности (пересмотренная в 1948 г.) стала еще одним шагом на пути укрепления международных гарантий в отношении труда подростков. Конвенция устанавливала ограничения ночного труда несовершеннолетних на промышленных предприятиях, под которыми понимались, в частности:
а) шахты, карьеры и другие предприятия по добыче полезных ископаемых из земли;
б) предприятия, на которых предметы производятся, изменяются, очищаются, ремонтируются, украшаются, отделываются, подготавливаются к продаже, включая судостроительные предприятия и предприятия по производству, трансформации и передаче электроэнергии;
в) предприятия, занятые строительством и гражданскими инженерными работами, включая работы по строительству, ремонту, содержанию, перестройке и демонтажу;
г) предприятия, занятые перевозкой лиц или товаров по шоссейным или железным дорогам, включая обработку грузов в доках, на причалах, пристанях, в складах или аэропортах. Термин «ночь» трактовался как «период продолжительностью, по крайней мере, в двенадцать последовательных часов» (ст.2 Конвенции). Его начало и окончание, т. е. с 22 часов вечера до 6 часов утра, соответствуют нормам Трудового кодекса РК. В отношении подростков, достигших возраста 16 лет, но не достигших 18-летнего возраста, этот период включает промежуток времени, установленный компетентным органом власти, продолжительностью, по крайней мере, в 7 последовательных часов между 10 часами вечера и 7 часами утра; компетентный орган власти может устанавливать различные промежутки времени для различных районов, отраслей промышленности, предприятий или их филиалов, но он обязан консультироваться с заинтересованными организациями предпринимателей и трудящихся, прежде чем установить промежуток времени после 11 часов вечера.
В соответствии со статьей 3 Конвенции подростки, не достигшие 18-летнего возраста, не используются на работах в ночное время на государственных и частных промышленных предприятиях или в каких-либо филиалах этих предприятий, за исключением случаев, предусмотренных далее.
В целях обучения учеников или профессионального обучения в определенных отраслях промышленности или в определенных профессиях, которые должны работать круглосуточно, или на определенных работах непрерывного характера компетентные органы власти могут после проведения консультации с заинтересованными организациями предпринимателей и трудящихся разрешить использовать на ночных работах подростков, достигших 16-летнего возраста, но не достигших возраста 18 лет. В этих случаях подросткам, используемым на ночных работах, предоставляется отдых продолжительностью, по крайней мере, в 13 последовательных часов между окончанием работы и новым заступлением на работу. Так же, как и Конвенция 1946 г., рассматриваемый документ допускает ночную работу подростков в связи с климатическими условиями и при возникновении чрезвычайных обстоятельств. Как уже было сказано, одним из направлений социальной защиты подростков является законодательное ограничение минимального возраста, с которого возможен прием на работу. Указанной проблеме были посвящены несколько международных документов, среди которых важное место занимают:
— Конвенция МОТ № 7 об определении минимального возраста для допуска детей на работу в море (Генуя, 15 июня 1920 г.),
— Конвенция МОТ № 10 о минимальном возрасте допуска детей на работу в сельском хозяйстве (Женева, 25 октября 1921 г.),
— Конвенция МОТ № 33 о возрасте приема детей на непромышленные работы (Женева, 30 апреля 1932 г.),
— Конвенция МОТ № 60 о возрасте приема детей на непромышленные работы (Женева, 22 июня 1937 г.),
Конвенция МОТ № 123 о минимальном возрасте допуска на подземные работы в шахтах и рудниках (Женева, 22 июня 1965 г.). Каждый из перечисленных документов устанавливает минимальный возраст в определенной сфере производства.
Определяющим фактором начала трудовой деятельности по общему правилу выступает завершение обязательного школьного образования. Общим является минимальный возраст в 14 лет, хотя из этого правила допускаются исключения. Например, Конвенция МОТ № 33 о возрасте приема детей на непромышленные работы предусматривает, что дети старше 12-летнего возраста могут вне времени, отведенного для посещения школы, использоваться на легких работах при условии, что эти работы:
а) не вредны для здоровья или для их нормального развития;
б) не наносят по своему характеру ущерба их прилежным занятиям в школе или их способности воспринимать то, что им преподается в школе;
в) не длятся более двух часов в день, как в дни посещения школы, так и в свободные дни при условии, что общее ежедневное число часов, посвященных школе и легким работам, ни в коем случае не превышает семи часов.
Вполне естественным является минимальный возраст — 16 лет, установленный Конвенцией МОТ № 123 о минимальном возрасте допуска на подземные работы в шахтах и рудниках.
Особое место среди других занимает Конвенция МОТ № 138 о минимальном возрасте для приема на работу. Документ носит объединительный характер. В нем был обобщен опыт действия принятых ранее международных актов и указывалось, что настало время для разработки общего акта по этому вопросу, который постепенно заменил бы существующие акты, применимые к ограниченным экономическим секторам, с целью достижения полного упразднения детского труда. Конвенция призывает каждое государство, для которого настоящая Конвенция находится в силе, осуществлять национальную политику, имеющую целью обеспечить эффективное упразднение детского труда и постепенное повышение минимального возраста для приема на работу до уровня, соответствующего наиболее полному физическому и умственному развитию подростков. Минимальный возраст не должен быть ниже возраста окончания обязательного школьного образования и, во всяком случае, не должен быть ниже 15 лет. Наряду с этим предусматривалось, что государство, чьи экономика и система образования недостаточно развиты, может, после консультации с заинтересованными организациями предпринимателей и трудящихся, где таковые существуют, первоначально установить возраст в 14 лет как минимальный. К сожалению, Россия является в настоящее время одной из тех стран, в которых допускается прием на работу с 14 лет. Это объясняется установившейся в международной практике правовой традицией, в соответствии с которой начало трудовой деятельности совпадает с окончанием обязательного школьного образования. В связи с этим появилась правовая возможность отчислять из школы подростков после окончания 9 классов, т. е. достигших 14-летнего возраста. Таким образом, введение в действие Закона «Об образовании» косвенным образом повлияло на увеличение армии безработных за счет отчисляемых из школ подростков. В свою очередь, эта причина побудила законодателя снизить возраст приема на самостоятельную работу.
Семинар-практикум "Защита прав ребенка — обязанность взрослых"
материал на тему
Сегодня мы говорим о правах и обязанностей ребенка. Благодаря праву человек получил возможность не только что-либо делать, действовать, поступать каким-либо образом, но и требовать соблюдения своих прав.
Конвенция о правах ребенка — это договор, в котором говорится о правах, присущих детям во всем мире. Слово «конвенция» пришло к нам из латинского языка и означает «договор, соглашение». Конвенция ООН о правах ребенка была принята 20 ноября 1989 года и создана на основе Всеобщей декларации прав человека. Страны, которые ратифицируют Конвенцию соглашаются быть официальными ее гарантами. Конвенция о правах ребенка — единственное международное соглашение, ратифицированное практически всеми государствами мира. Не ратифицировали Конвенцию только Сомали и США.
Документ содержит 54 статьи, каждая из которых детально рассматривает различные права.
Сегодня на семинаре-практикуме мы постараемся закрепить наши знания и опыт практической работы.
Для этого нам необходимо разделиться на две команды.
1. Игра «счастливый случай».
Предлагаю вашему вниманию небольшую игру, в ходе которой необходимо ответить на вопросы; к каждому из вопросов будет предложено 3 варианта ответа. Вы должны выбрать правильный и поднять руку.
• Какие различия (расовая, национальная принадлежность, пол, состояние здоровья) могут повлиять на неодинаковое использование детьми своих права
1. таких различий нет (ст. 2)
2. национальная принадлежность
3. состояние здоровья
• Кто несет основную ответственность за воспитание ребенка:
2. родители (ст. 18)
3. члены правительства
• На кого Конвенция о правах ребенка возлагает обеспечение ухода за детьми без родителей:
1. на благотворительные организации
2. на иностранных спонсоров
3. на государство (ст. 20)
• Государство должно защищать ребенка от экономической эксплуатации и работы, которая:
1. не указана в официальных изданиях
2. может мешать образованию и вредить здоровью (ст. 32)
3. не соответствуют интересам и склонностям ребенка.
• Имеет ли ребенок право на доходы, полученные им:
1. да, если они получены с согласия родителей
2. да, если они получены не в результате правонарушения
3. нет, имуществом ребенка должны распоряжаться родители.
• Какие права ребёнка обязуются уважать и обеспечивать государства – участники Конвенции ООН о правах ребёнка?
1. Весь комплекс гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав.
2. Право на жизнь, на семейные связи, на образование.
3. Право на жизнь, свободно выражать свои мысли, на отдых и досуг.
2. Игра-путешествие по сказкам: «Назови, какое право нарушено».
Условия таковы: каждой команде по очереди будут предлагаться короткие отрывки или фразы из литературных произведений. Нужно назвать: • Литературное произведение, из которого дан отрывок, и автора, если такой есть. Заодно мы увидим, как наши воспитатели знают детскую художественную литературу. • Назвать, какое право нарушено. Как известно, лучше запоминается то, что вызывает в памяти человека какие- либо ассоциации.
Вот сейчас и увидим, какие ассоциации с литературными произведениями вызовут у вас статьи Конвенции. Каждый правильный ответ — 1 балл. Если команда ошибается, за нее может ответить другая команда и заработать себе дополнительный балл.
1 . Матушка, сестры, можно мне хоть одним глазком взглянуть на бал? — Ха-ха-ха! Что тебе замарашке делать в королевском дворце?" (Ш. Перро "Золушка") Статья 19. (право на отдых и игры) — Иными словами, ребенок имеет право отдохнуть, поиграть, повеселиться. Все дети мира очень любят играть, веселиться, петь, танцевать. Но не всегда некоторые взрослые понимают детей и считают, что детские игры — это пустяки, что надо заниматься только серьезными делами. Детские игры — это вовсе не пустяки! Ведь в некоторых странах дети вынуждены работать, потому что приходится помогать родителям прокормить семью. Кроме того, некоторые родители чересчур перегружают детей, хотят, чтобы, кроме школы, их ребенок ходил заниматься музыкой, и на занятия иностранным языком, и в спортивную секцию. И забывают, что право на отдых, на игры, на праздники записано в Конвенции о правах ребенка.
2. "Только бедного утенка, который вылупился позже других и был такой странный и непохожий на других, задевали решительно все. Его клевали, толкали и дразнили не только утки, но даже и куры. (Г.Х.Андерсен "Гадкий утенок") Статья 9. (право на сохранение индивидуальности) — Иными словами, ребенок не обязан быть как все. Если ребе нок чем-то не похож на других, никто не имеет права переделывать его. Дети бывают разные: худенькие и толстые, рыжие и лопоухие, "шустрики" и "копуши", веселые и плаксы. И если этим они отличаются от других — не беда! Если ребенок особенный, пусть таким и остается. И мы должны любить и уважать его таким, какой он есть!
3 . "Приехала Василиса Премудрая домой, хватилась — нет лягушечьей кожи. Искала- искала не нашла и говорит Ивану-царевичу: "Ах, Иван-царевич, что же ты наделал!" (р.н. сказка "Царевна-лягушка") Статья 10. (право на жизнь и личную неприкосновенность) — Иными словами: ребенок, как и любой другой человек, имеет право на свою личную жизнь, свою тайну. Конечно, нам взрослым, особенно родителям, не все равно, с кем дружит ребенок, где бывает, как одевается, о чем шепчется со своим другом. Родители могут посоветовать, убедить, объяснить ребенку, что им не нравится в его поведении. Но никто не имеет права вмешиваться и силой переделывать жизнь человека по-своему, указывать: "С этим не дружи! Такую музыку не люби! Думай только так, а не иначе!"
4 . "Послала мачеха сироту в декабрьскую стужу в лес. — Иди; — говорит, — и без подснежников не возвращайся". (С. Маршак "Двенадцать месяцев") Статья 17. (право на защиту и помощь, представляемые государством) — Государство должно заботиться о ребенке, который остался без родителей. Здесь говорится о сиротах или детях, чьи родители лишены родительских прав. К сожалению, в нашей стране таких детей не становится меньше. Бывают родители, которым страшно доверить ребенка: пьяницы, наркоманы, психически неполноценные. В этих случаях растить и воспитывать детей должно государство. Но, конечно же, семья, хотя бы и не родная, для ребенка лучше, поэтому детей усыновляют, но государство обязательно должно проверять условия, в которых живут такие дети.
5. Ничего! Ничего! — сказала фрекен Бок. — У меня и дети, и собаки быстро становятся шелковыми". (А. Лингрен "Малыш и Карлсон, который живет на крыше") Статья 10. (право на уважение личности) — Родители, воспитатели, учителя должны уважать детей, быть добрыми, терпеливыми. Если ребенок балуется или плохо учиться, его нельзя оскорблять, обзывать, а тем более бить.
6. "На следующий день папа Карло купил сыну Азбуку с крупными буквами и цветными картинками и отправил сына в школу ". (А.Толстой "Золотой ключик, или приключения Буратино"). Статья 15. (право на бесплатное образование) — Да, каждый ребенок имеет право на бесплатное образование. А государство должно следить, чтобы непременно все дети посещали школу, чтобы не получилось, как в сказке про золотой ключик!
3. Игра «Правовой театр»
Участники делятся на несколько групп. Каждой группе выдается карточка с какой-либо статьей Конвенции. В течение 5 минут участники в группах должны обсудить содержание статьи и подготовить сценку (без слов), иллюстрирующую нарушение данной статьи. Статья 15. Право ребенка на образование
1. Каждый ребенок имеет право на образование и ему гарантируется получение бесплатного начального, основного среднего и общего среднего образования и на конкурсной основе — бесплатного технического и профессионального, послесреднего и высшего образования в соответствии с законодательством Республики Казахстан об образовании.
Статья 9. Право ребенка на индивидуальность и ее сохранение
Каждый ребенок с момента рождения имеет право на имя, отчество и фамилию, национальность и гражданство, а в случаях, предусмотренных законодательными актами Республики Казахстан, право на их сохранение.
Статья 11. Право ребенка на свободу слова и совести, информацию и участие в общественной жизни
1. Каждый ребенок имеет право на свободу слова и выражение своего мнения, свободу совести, развитие своей общественной активности, получение и распространение информации, соответствующей его возрасту, добровольное участие в общественных объединениях, а также в других формах некоммерческих организаций и мирных собраниях, разрешенных законодательством Республики Казахстан.
Статья 19. Право ребенка на отдых и досуг
1. Каждый ребенок имеет право на отдых и досуг, соответствующие его возрасту, здоровью и потребностям.
2. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают в соответствии со своими способностями и возможностями условия жизни, необходимые для содержания и всестороннего развития ребенка.
Игра «Волшебный сундучок».
Правила. Из сундучка по очереди достают предметы, символизирующие знакомые всем права человека. Необходимо определить, какое право обозначает каждый предмет.
Свидетельство о рождении
— Что это за документ? О каком праве он напоминает? (право на имя)
— Какое право может обозначать сердце? (право на заботу и любовь)
— Как вы думаете, почему здесь оказался домик? О каком праве он напоминает? (право на имущество)
— О чём напомнил этот конверт? (никто не имеет право читать чужие письма и подглядывать)
— О каком праве напоминает эта книга? (О праве на учёбу)
Игрушечный утёнок и утка
— О чём напоминает эта игрушка? (о праве ребёнка быть вместе с мамой)
— О каком праве напоминают эти таблетки? (О праве на получение медицинской помощи)
— Что это за документ? О каком праве он напоминает? (право на гражданство)
Все люди – маленькие и взрослые – имеют права, и никто не вправе их нарушать.