ДЕЛО ОПЕРАТИВНОГО УЧЕТА В ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОМ ПРОЦЕССЕ
Понятие дела оперативного учета, его юридическое содержание и этапы производства
Под ДОУ понимается предусмотренная ФЗ «Об ОРД» форма концентрации материалов оперативно-служебного документирования в целях собирания, накопления, систематизации и анализа фактических данных (информации, сыскных доказательств), проверки и оценки итогов ОРМ, а также принятия на их основе соответствующего решения должностными лицами ОРО.
Таким образом, ДОУ служит местом концентрации и способом обобщения полученных (получаемых) в ходе ОРМ сведений. Законодатель особо оговорил, что факт заведения ДОУ не является основанием для ограничения конституционных прав и свобод, а также законных интересов человека и гражданина (ч. З ст. 10 ФЗ «Об ОРД»). Включением данного указания в ФЗ «Об ОРД» обращено внимание правоприменителей на то, что согласно ст. 23 и 25 Конституции ограничение прав и свобод человека и гражданина допустимо только при наличии судебного решения и в случаях, указанных в федеральном законе. На это же обратил внимание Конституционный Суд РФ. В своем определении он установил, что заведение ДОУ не дает оснований проводить ОРМ, ограничивающие конституционные права граждан, с нарушением требований Конституции и федерального закона.
ДОУ следует отличать от уголовного дела. Среди многих отличий выделим два.
Во-первых, наличие ДОУ не влечет каких-либо юридически значимых последствий для проходящих по нему лиц.
Во-вторых, его заведение не связано с возможностью совершать (не совершать) предусмотренные законодательством ОРМ.
В соответствии с ч. 5 ст. 10 ФЗ «Об ОРД» перечень ДОУ (виды дел) определяются в нормативных правовых актах ОРО. Несмотря на закрытый в основном характер ДОУ, известны общие открытые требования, которые предъявляют к их классификации. Так, перечень ДОУ формируют в зависимости от определенной стадии оперативно-розыскного процесса.
Юридически значимые этапы производства дела оперативного учета. Заведение ДОУ — это практически реализованное решение должностного лица ОРО (соответствующего руководителя) начать производство того или иного ДОУ. Единственным должностным лицом, которое может его завести, является руководитель оперативного подразделения (перечни этих руководителей изложены в нормативных актах соответствующих ОРО).
Отметим, что законодатель не связывает напрямую факт заведения ДОУ с возможностью подготовки и проведения какого-либо ОРМ. Тем не менее оперативно-розыскная практика свидетельствует, что отдельные ОРМ, которые требуют значительных организационных усилий (например, контролируемая поставка, оперативный эксперимент), проводятся, как правило, в рамках ДОУ. Другие же (например, наблюдение, опрос, отождествление личности), наоборот, могут послужить средством получения информации, содержащей основания для заведения ДОУ.
Заведение ДОУ определенного вида имеет и иное значение — оно свидетельствует, во-первых, о начале оперативно-розыскного процесса и, во-вторых, о переходе рассмотрения оперативно-значимой информации из одной стадии оперативно-розыскного процесса в другую.
Основания для заведения ДОУ. По существу, эти основания совпадают с некоторыми основаниями для проведения ОРМ. Так, ДОУ может быть заведено только при наличии оснований, предусмотренных пп. 1—6 ч.1 ст. 7 ФЗ «Об ОРД» (см. ч. 2 ст. 10). Ими являются:
- - наличие возбужденного уголовного дела;
- - ставшие известными ОРО следующие сведения о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела; событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности России; лицах, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда или уклоняющихся от уголовного наказания; лицах, без вести пропавших, и об обнаружении неопознанных трупов;
- - поручения следователя, органа дознания, указания прокурора или определения суда по уголовным делам, находящимся в их производстве;
- - запросы других ОРО по основаниям, указанным в ст. 7 ФЗ «Об ОРД»;
- - постановление о применении мер безопасности в отношении защищаемых лиц, осуществляемых уполномоченными на то государственными органами в порядке, предусмотренном российским законодательством;
- - запросы международных правоохранительных организаций и органов иностранных государств в соответствии с международными договорами России.
С учетом того, что законодатель не сделал специальной оговорки о закрытом (исключительном) перечне оснований для заведения ДОУ, допустимо конкретизировать такие основания, указанные в пп. 1—6 ч. 1 ст. 7 ФЗ «Об ОРД», в нормативных актах ОРО, что и происходит на практике. Это правомерно также потому, что ДОУ есть лишь одна из форм организации ОРД, а согласно ч. 2 ст. 4 ФЗ «Об ОРД» органы, осуществляющие ОРД, полномочны издавать нормативные акты, регламентирующие именно организацию проведения ОРМ.
Важнейшим условием при этом является недопустимость расширения оснований для заведения ДОУ, предусмотренных пп. 1—6 ч. 1 ст. 7 ФЗ «Об ОРД». В нормативных актах ОРО можно только их конкретизировать, исходя из специфики работы.
Цели заведения ДОУ. В соответствии с ч. 2 ст. 10 ФЗ «Об ОРД» различают три такие цели: 1) собирание и систематизация сведений; 2) проверка и оценка результатов ОРД; 3) принятие на их основе соответствующих решений ОРО.
Общие положения производства ДОУ. В соответствии с ч. 5. ст. 10 ФЗ «Об ОРД» порядок ведения ДОУ определяется нормативными актами ОРО. Это означает, что каждый ОРО полномочен самостоятельно устанавливать правила производства по ДОУ, исходя из специфики деятельности и оперативно-розыскной подведомственности.
Вместе с тем известны общие требования. Так, ДОУ классифицируют в соответствии с признаками конкретного состава преступления, проверка обстоятельств вероятного совершения которого проводится по данному ДОУ (т.е. дается «окраска» дела в итоге проведенной сыскной квалификации деяния). Заведению ДОУ предшествует вынесение соответствующим должностным лицом (оперативником) постановления, которое подлежит утверждению руководителем ОРО.
Решения, принимаемые по материалам ДОУ, оформляются, прежде всего, в виде постановлений. Различают постановления о заведении ДОУ, его продлении и прекращении. Постановление может быть вынесено и в других случаях, предусмотренных нормативными актами ОРО.
Работа по ДОУ строится по специальному плану (организационных и ОРМ и т.п.). Все получаемые по ДОУ оперативно-служебные документы (постановления, планы, сводки, рапорты, справки и др.), а также иные документы (письменные поручения следователя, указания прокурора о проведении в рамках ДОУ ОРМ и др.) приобщают к делу, систематизируют, подшивают и вносят во внутреннюю опись.
Так как организация и тактика проведения ОРМ составляет государственную тайну (см. ст. 6 ФЗ «Об ОРД» и п.4 ст. 5 Закона о государственной тайне), материалы ДОУ получают определенный гриф секретности («Секретно» и др.), а доступ к ним возможен согласно правилам в рамках соблюдения режима секретности.
Все производство по ДОУ должно осуществляться оперативниками под контролем руководителя ОРО. Контроль реализуется в различных формах: путем утверждения постановления и планов, заслушивания исполнителей, проверки содержания оперативно-служебных документов, дачи указаний о направлении производства ДОУ и др.
При уничтожении материалов ДОУ существо полученных сведений допускается переносить в соответствующую информационную систему. Информация хранится в ней и используется в порядке, который устанавливается для функционирования информационных систем.
Об уничтожении материалов ДОУ выносится, как правило, отдельное мотивированное постановление. Нецелесообразно уничтожать оперативно-служебные документы, которые отражают результаты ОРМ, проведенных на основании судебного решения.
Понятие и основания для прекращения ДОУ. Прекращение ДОУ— это решение соответствующего руководителя ОРО прекратить производство того или иного ДОУ в связи с появлением предусмотренного ФЗ «Об ОРД» для этого основания.
В ч. 4 ст. 10 ФЗ «Об ОРД» изложены предписания о двух основаниях (видах) прекращения ДОУ: 1) в случаях решения конкретных задач ОРД, предусмотренных ст. 2 ФЗ «Об ОРД»; 2) установления обстоятельств, свидетельствующих об объективной невозможности решения этих задач.
Как правило, ДОУ прекращается при решении конкретных задач ОРД в случае:
- - предупреждения совершения конкретного преступления;
- - выявления, пресечения или раскрытия определенного преступления;
- - выявления и установления лица, подготавливающего, совершающего или совершившего преступление, и прекращение его преступной деятельности;
- - установления места нахождения лица, скрывающегося от органов дознания, следствия и суда или уклоняющегося от уголовного наказания;
- - розыска без вести пропавшего и др.
Обстоятельствами, свидетельствующими об объективной невозможности решения задач ОРД, служит, как правило, получение достоверной информации, в том числе:
- - о неподтверждении сведений, на основании которых было заведено ДОУ;
- - о декриминализации общественно опасного деяния, в связи с вероятным совершении которого на лицо было заведено ДОУ;
- - акт амнистии, если он устраняет применение наказания за преступление, совершенное лицом, в отношении которого было заведено ДОУ;
- - об истечении срока давности привлечения к уголовной ответственности;
- - о постоянном (длительном) пребывании лица, объекта оперативной заинтересованности в состоянии или условиях, которые исключают возможность совершения преступления (например, психическое заболевание или иная тяжелая болезнь, арест);
- - о смерти проверяемого лица.
Принятие решения о прекращении ДОУ по любому из предусмотренных нормативными актами ОРО основанию подлежит оформлению посредством вынесения соответствующего постановления, которое должно быть утверждено руководителем, наделенным правом санкционировать заведение ДОУ.
Кроме того, в данном случае подлежит учету требование ч. 7 ст. 5 ФЗ «Об ОРД» о хранении в течение года материалов на лиц, виновность которых в совершении преступления не доказана, об уничтожении этих материалов, отражающих результаты ОРМ, проведенных на основании судебного решения, об уведомлении об этом судьи.
Основания заведения и прекращения дела оперативного учёта
Заведение дела оперативного учета – это практически реализованное решение должностного лица оперативно-розыскного органа (соответствующего руководителя) начать производство того или иного дела оперативного учета. Единственным должностным лицом, которое может его завести, является руководитель оперативного подразделения (перечни этих руководителей изложены в нормативных актах соответствующих оперативно-розыскных органов).
По существу, эти основания совпадают с некоторыми основаниями для проведения ОРМ. Так, дело оперативного учета может быть заведено только при наличии оснований, предусмотренных п. 1 – 6 ч. 1 ст. 7 Федерального Закона об ОРД.
- наличие возбужденного уголовного дела;
- ставшие известными оперативно-розыскным органам сведения о:
1) признаках подготавливаемого. Совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достоверных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела;
2) события или действия, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности России;
3) лица, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда или уклоняющихся от уголовного наказания;
4) лицах, без вести пропавших, и обнаружении неопознанных трупов;
- поручения следователя, органа дознания, указания прокурора или определения суда по уголовным делам, находящимся в их производстве;
- запросы других оперативно-розыскных органов по основаниям, указанным в ст.7 Федерального Закона об ОРД;
- постановление о применении мер безопасности в отношении защищаемых лиц, осуществляемых уполномоченными на то государственными органами в порядке, предусмотренном российским законодательством;
- запросы международных правоохранительных организаций и органов иностранных государств в соответствии с международными договорами России.
Прекращение дела оперативного учета – это решение соответствующего руководителя оперативно-розыскного органа прекратить производство того или иного дела оперативного учета в связи с появлением предусмотренного Федеральным Законом об ОРД для этого основания.
В ч. 4 ст. 10 Федерального Закона об ОРД изложены предписания о двух основаниях (видах) прекращения дела оперативного учета:
1) в случаях решения конкретных задач оперативно-розыскной деятельности, предусмотренных ст. 2 Федерального Закона об ОРД;
2) установления обстоятельств, свидетельствующих об объективной невозможности решения этих задач.
Как правило, дело оперативного учета прекращается при решении конкретных задач оперативно – розыскной деятельности в случае:
- предупреждения совершения конкретного преступления;
- выявления, пресечения или раскрытия определенного преступления;
- выявления и установления лица, подготавливающего, совершающего или совершившего преступление, и прекращение его преступной деятельности;
- установления места нахождения лица, скрывающегося от органа дознания, следователя и суда или уклоняющегося от уголовного наказания;
- розыска без вести пропавшего, и др.
Использование результатов ОРД в уголовном судопроизводстве.
Результаты ОРД могут стать доказательствами (ст. 89 УПК РФ) после их проверки + в случае соответствия их требованиям, предъявляемым к доказательствам. Необходимо принимать меры к обеспечению сохранности доказательств. – добывание информации по всем элементам; – создание ситуации, когда фактические данные собирались и закреплялись способами, предусмотренными УПК.
Справки, рапорты – непроцессуальные способы фиксации обстоятельств à гарантия объективности сообщаемых сведений.
Требования к обеспечению уголовно-процессуальных доказательств
1) Предпринимаемые меры не должны побуждать к формирования умысла на совершение ОО деяний;
2) Восприятие фактических данных должно происходить в таких условиях, чтобы обеспечить возможность собирания и проверки информации в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством.
3) Должны быть достоверные данные, имеющие отношение к предмету доказывания по конкретному у/д;
4) Должна исключаться возможность необеспечения нарушения прав, свобод, интересов граждан, организаций, учреждений;
5) Не должна допускаться утечка сведений об организации и тактике проведения ОРМ, так как это гос. тайна;
6) Проводимые ОРМ должны основываться на принципе сочетания гласного и негласного методов.
Представление результатов ОРД должно сопровождаться сведениями о проведении ОРМ (кем, когда, с использованием каких средств собиралась информация). Следователь должен ознакомиться и вынести постановление о приобщении к материалам у/д.
Дата добавления: 2018-04-04 ; просмотров: 1325 ; Мы поможем в написании вашей работы!
46. Понятие и виды дела оперативного учета.
Под делом оперативного учета понимается предусмотренная Федеральным законом об ОРД форма концентрации материалов оперативно-служебного документирования в целях собирания, накопления, систематизации и анализа фактических данных, проверка и оценка итогов оперативно-розыскной деятельности, а также принятие на их основе соответствующего решения должностными лицами оперативно-розыскного органа.
Законодатель особо оговорил, что факт заведения дела оперативного учета не является основанием для ограничения конституционных прав и свобод, а также законных интересов человека и гражданина. Дело оперативного учета следует отличать от уголовного дела. Среди многих отличий можно выделить два основных: во-первых, наличие дела оперативного учета не влечет каких-либо юридически значимых последствий для проходящих по нему лиц; во-вторых, его заведение не связано с возможностью совершить (не совершить) предусмотренные Федеральным законом об ОРД оперативно-розыскные мероприятия.
В соответствии с ч. 5 ст. 10 Федерального закона об ОРД перечень дел оперативного учета определяется в нормативных правовых актах органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. Различают дела:
-оперативной проверки (предварительной);
-оперативного контроля (оперативного надзора);
При этом заведение дела оперативного учета — это, по существу, реализованное решение должностного лица оперативно-розыскного органа начать производство того или иного дела оперативного учета. Так, дело оперативного учета может быть заведено только при наличии соответствующих оснований. Ими являются:
-наличие возбужденного уголовного дела;
-ставшие известными оперативно-розыскным органам сведения:
а) о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния;
б) событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности России;
в) лицах, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда или уклоняющихся от уголовного наказания;
г) лицах, без вести пропавших, и об обнаружении неопознанных трупов;
-поручения следователя, органа дознания, указания прокурора или определения суда по уголовным делам, находящимся в их производстве;
-запросы других оперативно-розыскных органов по основаниям, указанным в ст. 7 Федерального закона об ОРД;
-постановление о применении мер безопасности в отношении защищаемых лиц, осуществляемых уполномоченными на то государственными органами в порядке, предусмотренном российским законодательством;
-запросы международных правоохранительных организаций и органов иностранных государств в соответствии с международными договорами России.
При этом важнейшим условием является недопустимость расширения оснований для заведения дела оперативного учета, предусмотренных пп. 1-6 ч. 1 ст. 7 Федерального закона об ОРД. В нормативных же актах оперативно-розыскных органов можно только их конкретизировать исходя из специфики работы.
В соответствии с ч. 2 ст. 10 Федерального закона об ОРД различают три цели заведения дела оперативного учета:
-собрание и систематизация сведений;
-проверка и оценка результатов оперативно-розыскной деятельности;
-принятие на их основе соответствующих решений оперативно-розыскными органами.
Решения, принимаемые по материалам дела оперативного учета, оформляются прежде всего в виде постановлений. Различают постановления:
-о заведении дела оперативного учета;
-продлении срока ведения дела оперативного учета;
-прекращении дела оперативного учета.
Все получаемые по делу оперативного учета оперативно-служебные документы (постановления, планы, сводки, рапорты, справки и др.), а также иные документы (письменные поручения следователя, указания прокурора о проведении в рамках дела оперативного учета оперативно-розыскных мероприятий и др.) приобщают к делу, систематизируют, подшивают и вносят во внутреннюю опись.
Основания для заведения дела оперативного учета
Криминалистика
Справочник криминалиста
Судебная медицина
Курс судебной медицины
Оперативно розыскная деятельность
Основы ОРД
Криминология
Курс криминологии
Дело оперативного учета может быть заведено только при наличии оснований, предусмотренных п. 1—4 ч. 1 ст. 7 ФЗ об ОРД (оснований для проведения ОРМ):
1) наличие возбужденного уголовного дела;
2) ставшие известными органам, осуществляющим ОРД, сведения о: признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела; событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности России; лицах, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда или уклоняющихся от уголовного наказания; лицах, без вести пропавших, и об обнаружении неопознанных трупов;
3) поручение следователя, органа дознания, указания прокурора или определения суда по уголовным делам, находящимся в их производстве;
4) запросы других органов, осуществляющих ОРД, по основаниям, указанным в ст. 7 ФЗ об ОРД.
Гласные правила производства дела оперативного учета.
Решения, принимаемые по материалам дела оперативного учета, оформляют в виде постановлений. Различают прежде всего постановления о заведении дела оперативного учета, его продлении и прекращении.
Работу по делу оперативного учета организуют по специальному плану. Так как организация и тактика проведения ОРМ составляет государственную тайну (ст. 6 ФЗ об ОРД и п. 4 ст. 5 Закона о гостайне), материалы дела оперативного учета получают определенный гриф секретности («секретно» и др.), а доступ к ним возможен согласно правилам в рамках соблюдения режима секретности.
Для соблюдения конспирации делу оперативного учета присваивается условное название (фиксируется в постановлении о заведении дела оперативного учета), а в деле оперативного учета на группу лиц каждому изучаемому лицу (фигуранту) дополнительно присваивается кличка.
Дела оперативного учета сохраняют в течение срока, необходимого для достижения целей и решения задач ОРД.
При уничтожении материалов дела оперативного учета существо полученных сведений допускается переносить в соответствующую информационную систему (в данном случае составляется аналитическая справка, справка-меморандум и т.п.). Основания для прекращения дела оперативного учета. По общим правилам дело оперативного учета подлежит прекращению в случае: 1)решения конкретной задачи ОРД, как правило:
предупреждения совершения преступления;
выявления, пресечения или раскрытия преступления;
выявления, установления лица, подготавливающего, совершающего или совершившего преступление, и прекращения его преступной деятельности;
установления места нахождения лица, скрывавшегося от органа дознания, дознавателя, следователя или суда либо уклонявшегося от уголовно го наказания;
розыска без вести пропавшего лица; 2) установления обстоятельств, свидетельствующих об объективной невозможности решения конкретной задачи ОРД. Такими обстоятельствами служат, как правило:
получение достоверной информации о неподтверждении сведений, на основании которых было заведено дело оперативного учета;
декриминализация общественно опасного деяния, в связи с вероятным совершением которого на лицо было заведено дело оперативного учета;
принятие акта амнистии, если он устраняет применение наказания за преступление, совершенное лицом, по признакам деяния которого было заведено дело оперативного учета;
истечение срока давности привлечения к уголовной ответственности;
постоянное (длительное) пребывание изучаемого лица в состоянии или условиях, которые исключают возможность совершения преступления (психическое заболевание или иная тяжелая болезнь и др.);
смерть лица, по деянию которого ведется дело оперативного учета. Возбуждение уголовного дела не является основанием для прекращения дела оперативного учета.
Вопросы для повторения
1. Что понимают под документированием в ОРД? Каков его предмет?
2. Какова правовая основа документированием в ОРД?
3. Как классифицируют документы?
4. Что понимают под оперативно-служебным документом? Какие выделяют его виды?
5. Что такое дело оперативного учета?
6. Как классифицируют дела оперативного учета?
7. Что является основанием для заведения дела оперативного учета?
8. Какие вам известны правила производства дела оперативного учета?
9. Что служит основанием для прекращения дела оперативного учета?
Нормативные правовые акты и документы
1. ФЗ об ОРД (ст. 10, п. 1—4 ч. 1 ст. 7).
2. Федеральный закон от 20 февраля 1995 г. № 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» (ст. 2, 5 и др.).
3. Инструкция о результатах ОРД (приложение).
4. Определение судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ от 24 февраля 2005 г. № 74-о04-72.
1. Махинин В.И. Основы управления в органах безопасности: Учебник.— М.: Изд-ль Шумилова И.И , 2001. — С. 150—165.
2. Овчинский А.С. Информация и оперативно-розыскная деятельность: Моногр. — М.-ИНФРА-М, 2002.
3. Овчинский С.С. Оперативно-розыскная информация /Под ред. А.С. Овчинского и B.C. Овчинского. — М.: ИНФРА-М, 2000.
4. Оперативно-розыскная деятельность: Учебник /Под ред. К.К. Горяинова, B.C. Овчинского, Г.К. Синилова, А.Ю. Шумилова. — 2-е изд., доп. и перераб. — М., 2004.
5. Основы оперативно-розыскной деятельности: Учебник /Под ред. В.Б. Рушайло. — 2-е изд., испр. и доп. — СПб.: Лань, 2000.
6. Шумилов А Ю. Основы уголовно-правовой оценки сыскной информации: Моногр. — М . Изд-ль Шумилова И.И., 2000
7. Яковец Е Н. Проблемы аналитической работы в оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел. Моногр. — М.: ИД Шумиловой И. И., 2005.
Смотрите также:
Дело оперативного учета прекращается и в случае установления обстоятельств, свидетельствующих об объективной невозможности решения задач.
Предметом документирования является совокупность обстоятельств и фактов, подлежащих выявлению в процессе производства по делам оперативного учета (ДОУ).
На каждое заведенное дело оперативного учета составляются установленные ведомственными нормативными актами учетно-регистрационные документы.