Чем отличаются программы переподготовки от магистратуры?
Для карьерного развития очень важно учиться, учиться и еще раз учиться. Для этого часто рассматривают магистратуру или программы дополнительного образования. В магистратуры набор обычно происходит раз в год, а на программы профессиональной переподготовки гораздо чаще. Но в чем заключается принципиальная разница? Разберемся на примере программ ФКН: магистратуры «Магистр по наукам о данных» и программ профессиональной переподготовки Центра непрерывного образования ФКН «Специалист по Data Science» и «Аналитик данных».
Дополнительное образование включает в себя курсы повышения квалификации (сокращенно — курсы) и программы профессиональной переподготовки (их часто называют «профессиями»).
Курсы короче и могут помочь освоить новый навык или инструмент. Например:
- начать программировать на Python;
- повторить высшую математику;
- для тех, кто уже умеет программировать — познакомиться с машинным обучением.
Аналог курсов повышения квалификации в академическом образовании — факультативы. Но эта статья посвящена сравнению магистратуры и программ переподготовки, поэтому дальше речь пойдет только о них.
Магистратура может быть как для начинающих, так и для продвинутых, но по структуре ближе к «профессии»: включает в себя единый комплекс дисциплин, а обучение часто начинается с курсов по базовым предметам, которые компенсируют разницу в знаниях студентов.
Программы переподготовки направлены на начинающих и всегда включают в себя как базовые, так и более продвинутые дисциплины. Например, на программе переподготовки «Специалист по Data Science» слушатели начинают с освоения математики для анализа данных и программирования на Python, а потом переходят к прикладной статистике, машинному обучению и работе с большими данными.
За редким исключением, в магистратуре учатся два года. Программы профессиональной переподготовки могут варьироваться по длительности. Так, обучение на программе «Аналитик данных» занимает один год, а на программе «Специалист по Data Science» — полтора.
Поступить в магистратуру может тот, у кого есть диплом бакалавра или специалиста. Диплом не обязательно должен быть профильным. Тем не менее, при поступлении необходимо пройти отбор: конкурс портфолио, экзамен или олимпиаду.
При поступлении на программу профессиональной переподготовки экзамена может и не быть. Например, при поступлении на программы переподготовки ФКН экзамены сдавать не требуется. Поступить может тот, у кого есть диплом о высшем или среднем профессиональном образовании. Могут поступить и студенты прямо во время учебы. Нюанс — если вы студент, диплом об окончании программы профессиональной переподготовки вам выдадут только после окончания основной программы.
И магистратура, и переподготовка могут быть реализованы онлайн или офлайн. Обучение на программах «Специалист по Data Science» и «Аналитик данных» очное и проходит в кампусе НИУ ВШЭ на Покровском бульваре. При этом есть возможность подключиться онлайн и пересмотреть запись занятия. Магистратура «Магистр по наукам о данных» — полностью онлайн.
А отличаются ли преподаватели? Сложно говорить за всех участников рынка образования, но на ФКН и в магистратуре, и на программах переподготовки преподают сотрудники факультета, Вышки и эксперты из индустрии. Отличие скорее в формате: магистратура сочетает в себе теорию и практику, а обучение профессии предполагает преобладание практики. И там, и там вам придется столкнуться с домашними работами и зачетами, но итоговая работа в магистратуре — это диплом, который предполагает масштабную разработку или исследование, а на программах переподготовки ФКН слушатели выполняют итоговый практический проект.
На программы переподготовки обычно поступают люди постарше. Например, средний возраст слушателей программ переподготовки на ФКН — 32 года, и большинство из них работают. Поэтому занятия проходят в вечернее время в будни или в выходные: это позволяет легче совмещать обучение с работой и личной жизнью. В магистратуре строгой привязки ко времени нет, тут все зависит от программы.
Начав учиться, вы точно познакомитесь и подружитесь с новыми людьми. Но на программах переподготовки выше шанс встретить людей с разным бэкграундом: к нам приходят учиться как бариста, так и инженеры.
Во многих магистратурах есть бюджетные места. Дополнительное образование не предусматривает бесплатного обучения. При этом, если сравнивать коммерческие места в магистратуре и платные курсы, курсы обойдутся значительно дешевле. Приятный бонус — любое обучение может оплатить ваш работодатель, если он заинтересован в вашем развитии и у компании есть на это бюджет.
Магистр по наукам о данных: от705 тысяч рублей (зависит от скидок) за весь период обучения для набора, который стартует в сентябре 2022 года.
Профессии: Специалист по Data Science — 465 тысяч рублей. Аналитик данных — 390 тысяч рублей.
Магистратуры выдают диплом государственного образца. После окончания программы переподготовки выдают диплом образца организации. Для этого организация должна иметь лицензию на ведение образовательной деятельности.
А что можно делать дальше?
Выпускники магистратуры могут пойти в аспирантуру и заниматься научными исследованиями или работать в индустрии. В магистратуре вы научитесь исследовать и разрабатывать новые алгоритмы, ставить перед собой и решать новые задачи независимо от стека.
Обучаясь на программах переподготовки, вы освоите конкретный стек навыков и сможете сразу работать в индустрии.
В дополнительном образовании больше свободы при составлении программ курсов, а значит, оно быстрее подстраивается под изменения на рынке труда. В условиях турбулентности это немаловажный фактор.
Если вы рассматриваете для себя исследовательскую карьеру и поступление в аспирантуру, лучше выбрать магистратуру.
Если же вы хотите перейти в IT-индустрию или научиться применять анализ данных в своей сфере, обратите внимание на программы профессиональной переподготовки: это может оказаться быстрее, дешевле и проще во многих отношениях.
Есть и вариант для самых усердных — можно сначала пройти программу переподготовки и использовать ее как подготовку для продвинутой магистратуры.
Переподготовка или второе высшее образование — что выбрать?
Чтобы занять желаемую должность в организации, одного высшего образования сотруднику может быть недостаточно. Современные требования к подготовке специалистов ужесточаются, что заставляет работников компаний проходить дополнительное обучение. В таких ситуациях возникает вопрос: «Что выбрать? Второе высшее или профессиональную переподготовку?» Выбор во многом зависит от базового профиля, требований профстандартов и возможностей специалиста.
Что такое переподготовка?
Профессиональная переподготовка — это дополнительное образование. Пройти курсы нельзя без наличия диплома, полученного в государственных учебных заведениях. Такое обучение подходит только действующим специалистам, которые имеют квалификацию в определенной области деятельности.
В чем отличия второго высшего образования?
При повторном обучении в вузе, специалисты осваивают профессию по сокращенным программам — обычно сроки составляют 2–3 года. Вам не нужно заново изучать общеобразовательные дисциплины, только профильные предметы. Однако обучение проводится по строгим регламентам ФГОС, поэтому необходимо посещать лекции, семинары, практические занятия и так далее.
Преимущества переподготовки
В отличие от второго высшего образования, при профессиональной переподготовке специалистам достаточно пройти курс лекций (иногда дополнительно вебинаров). Это сокращает сроки обучения до 2–6 месяцев. За исключением ряда технических специальностей, профпереподготовку можно пройти дистанционно — без отрыва от работы.
К другим преимуществам профессиональной переподготовки относятся:
возможность учиться без привязки к месту и времени;
экономия — цена курсов ниже (особенно при дистанционном обучении);
начало курса в любое время года без обращения в приемную комиссию;
обучение в собственном темпе — для занятий не нужно ждать набора группы.
Для освоения профессии по программам профпереподготовки важно ответственно подходить к обучению. Здесь не будет строго контроля со стороны преподавателей или регулярного разъяснения вопросов на семинарах. Слушатели учатся самостоятельно по учебно-методическим комплексам и в конце сдают итоговую проверку знаний — тестирование содержит только вопросы из предоставленных учебных материалов.
Преимущества второго высшего образования
В данном случае специалист полностью изучает профессию с основ. В программу входят общепрофильные предметы, такие как:
введение в профессию;
история развития отрасли;
взаимосвязанные со специальностью дисциплины и так далее.
Они помогают развить общее понимание профессии и тщательнее вникнуть в работу. Однако на это требуется дополнительное время, которое специалист может наверстать приступив к работе на младших должностях.
Второе образование в вузе также позволит получить диплом государственного образца. Многие работодатели больше ценят кандидатов, которые прошли длительное обучение. Правда, для получения такого документа нужно будет защитить дипломную работу.
Магистратура или переподготовка?
Отдельный вопрос возникает при необходимости расширить трудовые и должностные возможности. Специалист со степенью магистра может занять руководящие должности, в отличие от бакалавра. Однако на обучение также уходит 2 года и больше. Если вы не хотите тратить столько времени и вкладывать значительные деньги в образование, при выборе между магистратурой или переподготовкой стоит отдать предпочтение второму варианту.
Итог — что выбрать?
Для каждого отдельного случая можно указать конкретные примеры преимуществ выбора переподготовки или второго высшего:
Специалисты с большим опытом работы. Если вы отлично знаете профессию, но для работы на определенной должности нужно дополнительное образование, выбирайте профпереподготовку. Это позволит быстро и без труда пройти обучение, получив необходимый для должности документ.
Нужно сменить сферу деятельности. Здесь подходят оба варианта. Дипломы о профпереподготовке равноценны документам государственного образца по закону. Вы сможете официально устроиться на работу с любым из документов. Есть свободное время и деньги — можно пойти в вуз. Необходимо быстро получить знания и документ — вам на курсы профпереподготовки.
Деятельность связана с опасным производством. Здесь рекомендуется выбирать второе высшее и желательно с магистратурой. Даже если вы ответственный ученик, лучше вникнуть во все детали профессии — это поможет и самому целым остаться, и другим не навредить. При этом немногие учебные центры проводят курсы по опасным профессиям. Чаще они организуют повышение квалификации в таких областях деятельности.
«РостБизнесКонсалт» предлагает пройти курсы профессиональной переподготовки по всей России. Среди наших партнеров крупные образовательные центры, которые проводят подготовку специалистов свыше чем по 1000 программам. С нами вы сможете освоить желаемую профессию и получите официальные документы для трудоустройства.
- Бесплатные пересдачи
- Минимум 250 часов
Чтобы получить бесплатную консультацию или помощь в выборе курса, позвоните нам по телефону.
Век живи — век учись. Часть 3. Дополнительное образование или век вечного студента
Итак, вы окончили вуз. Вчера или 15 лет назад — не имеет значения. Можно выдыхать, работать, не спать на парах, отлынивать от решения конкретных задач и максимально сузить свою специализацию, чтобы стать дорогим профессионалом. Ну или наоборот — выбирать, что нравится, вникать в различные сферы и технологии, искать себя в профессии. С учёбой покончено, окончательно и бесповоротно. Или нет? Или хочется (очень надо) защитить диссертацию, пойти поучиться в удовольствие, освоить новую специальность, получить корочки для прагматичных карьерных целей? А может, однажды утром вы встанете и ощутите неведомую тягу к ручке и тетради, к потреблению новой информации в приятной компании взрослых студентов? Ну и самое тяжелое — а вдруг вы вечный студент?!
Сегодня мы поговорим, есть ли обучение после вуза, как меняется человек и его восприятие, что мотивирует и что демотивирует всех нас учиться, учиться и ещё раз учиться.
Это третья часть цикла «Век живи — век учись»
Делитесь своим опытом в комментариях — может быть, благодаря стараниям команды RUVDS и читателей Хабра чьё-то образование окажется немного осознаннее, правильнее и плодотворнее.
▍Магистратура
Магистратура — это логическое продолжение высшего образования (в частности, бакалавриата). В ней даётся углублённая информация по профильным предметам, расширяется и углубляется профессиональная теоретическая база.
Магистратуру выбирают в нескольких случаях.
- Как продолжение бакалавриата — студенты просто сдают профильные экзамены и продолжают обучение, как на старших курсах.
- Как углубление специалитета — специалист с 5-6 курсами выбирает магистратуру, чтобы углубить и закрепить знания, получить дополнительный диплом, а иногда чтобы просто подольше побыть студентом (по разным мотивам).
- Как способ получить дополнительное образование на базе высшего. Очень непростой челлендж: нужно выучить «чужой» профильный предмет и поступить в магистратуру (чаще всего на платное), проходя по конкурсу с родными студентами выбранного вуза. Впрочем, вполне возможная история и именно эта мотивация мне кажется одной из самых оправданных.
А вот если вы решили поступить в магистратуру не по профилю, то дам вам несколько советов для подготовки.
- Начинайте готовиться примерно за год, минимум — с предыдущей осени. Возьмите план билетов к вступительным экзаменам и приступайте к разбору билетов. Если специальность сильно отличается от вашей (экономист пошёл в психологи, программист в инженеры), будьте готовы к тому, что вас будут ждать специфические трудности с предметами. На их преодоление нужно время.
- Задавайте вопросы на тематических форумах, сайтах, в группах. Ещё лучше, если вы найдёте человека с выбранной специальностью и расспросите его о «секретах будущей профессии».
- Готовьтесь по нескольким источникам, работайте над подготовкой почти каждый день, повторяйте материалы.
- На вступительных экзаменах позиционируйте себя как специалист, который заинтересован в обучении, а не идёт ради бумажки или галочки. Это производит хорошее впечатление и сглаживает возможные косяки ответа (если это не тест и не письменный экзамен).
- Не нервничайте — это уже не обязаловка и не долг перед родителями, в просто ваше желание, ваш выбор. Никто вас не осудит за провал.
▍Аспирантура
Самый классический вариант продолжения высшего образования для амбициозных ребят, готовых сделать свой вклад в науку. Для поступления в аспирантуру необходимо сдать три экзамена: иностранный язык, философию и историю науки, профильный предмет по специальности. Обучение в очной аспирантуре длится 3 года, в заочной — 4 года. В дневной бюджетной аспирантуре аспирант получает стипендию (итого за год 13 = 12 обычных + одна дотация «на книги»). В течение обучения аспирант делает несколько основных вещей:
- готовит своё самостоятельное научное исследование (диссертацию) для соискания учёной степени кандидата наук;
- отрабатывает обязательную преподавательскую практику (оплачиваемую);
- работает с научным руководителем, источниками, ведущей организацией и т.д., пишет отчёты по специальным формам;
- выступает на конференциях и симпозиумах;
- собирает ВАК-овские публикации в специальных аккредитованных журналах;
- сдаёт три кандидатских экзамена (те же, что и при поступлении, только с более высоким уровнем теоретической подготовки и научного знания + перевод научной литературы).
Правда, скучно? И даже немного пахнет старыми книгами, библиотечным сукном и клеем заказных конвертов. Но всё меняется, когда приходит она — армия! Из приюта тех, кто ботает, аспирантура становится предметом лютой конкуренции со стороны парней, не желающих служить. При этом им обязательно нужна именно очная аспирантура, а в ней предательски мало мест на любой кафедре. Если добавить немного блата, коррупционной составляющей, симпатий со стороны комиссии, то шансы тают…
На самом деле, есть несколько советов для поступающих в аспирантуру с любой целью.
- Готовьтесь заранее, чем раньше — тем лучше. Пишите статьи в студенческие научные сборники, участвуйте в конкурсах НИРС, выступайте на конференциях и т.д. Вас должно быть видно в научном сообществе вуза.
- Выберите себе кафедру, специальность и узкую тему, чтобы развивать её в курсовых, НИРС-ах, дипломе, а затем и в диссертации. Дело в том, что вузу, кафедре и вашему научному руководителю важно, чтобы были результативные защиты, а студент с настолько серьёзным подходом — практически гарант ещё одной успешной защиты, и при прочих равных выберут вас. Это прямо главный, очень весомый фактор — верите или нет, но он весомее денег и связей.
- Не тяните с подготовкой к вступительным экзаменам — они настигнут вас почти сразу после диплома, и это очень некстати. Хотя сдавать их достаточно просто: комиссия знакомая, ещё свежи в голове госы, иностранный язык можно сдавать тот, которым вы лучше всего владеете (например, у меня был французский — и рядом с «троечной» толпой «англичан» это был джекпот. Более того, по опыту работы с аспирантами знаю, что многие специально за 2 года до поступления начинают учить другой язык, чтобы набрать лишний балл).
Оставим за скобками тему написания диссертации — это ещё три отдельных поста. Одна из моих любимых статей по теме — эта на Хабре.
Защищаться или нет — исключительно ваш выбор. Вот вам плюсы и минусы.
- Это престижно и многое говорит о вас как о человеке: усидчивость, способность к достижению целей, обучаемость, навыки анализа и синтеза. Работодатели это ценят, неоднократно замечено.
- Это даёт преимущества в том случае, если вы решите заняться преподавательской деятельностью в будущем или в настоящем.
- Кандидат наук — это уже часть науки, и в случае необходимости научная среда вас охотно примет.
- Это здорово повышает самооценку и веру в себя как в профессионала.
- Диссертация — это долго, вы потратите на неё очень много времени.
- За научную степень надбавка к заработной плате положена только в вузах и некоторых гос. компаниях и органах власти. Как правило, в коммерческой среде кандидатами наук восхищаются, но восторг не монетизируют.
- Защита — это бюрократия: вам придётся взаимодействовать с практической ведущей организацией (это может быть ваш работодатель), с научной ведущей организацией, с журналами, изданиями, оппонентами и проч.
- Защита диссертации — это дорого. Если вы работаете в вузе, можно добиться материальной помощи и частично покрыть расходы, в противном случае все расходы ложатся на вас: от ваших поездок, типографских и почтовых расходов до билетов и подарков оппонентам. Ну и банкет. В 2010 году у меня выходило около 250 000 рублей, но в итоге диссертация не была добита и доведена до защиты — деньги в бизнесе оказались интереснее, а работа серьёзнее (если что — немного каюсь).
Важно: если вы защищаетесь именно потому что вам есть что сказать в науке и нет цели откосить, закрепиться в вузе или получать аспирантскую стипендию, можно оформить соискательство — эта форма послевузовского образования дешевле платной аспирантуры, не ограничена жёсткими сроками и не требует вступительных испытаний.
▍Второе высшее образование
Один из моих работодателей говорил, что не иметь два высших образования в наше время просто неприлично. И правда, рано или поздно оно к нам приходит вместе с потребностью в смене специальности, в карьерном росте, в заработной плате или просто от скуки.
Давайте определимся с терминологией: второе высшее образование — это образование, в результате которого формируется новый специалист с определёнными теоретическими знаниями и практическими навыками, а свидетельством о нём является диплом о высшем образовании государственного образца. То есть это классический путь: от 3 до 6 курсов, сессии, экзамены, госы и защита диплома.
Сегодня второе высшее образование можно получить несколькими способами (в зависимости от специальности и вуза).
- После первого высшего поступить и полностью отучиться на новую специальность на дневном, заочном, вечернем или очно-заочном отделении. Чаще всего такой выбор происходит при кардинальной смене специальности: был экономистом, решил стать прорабом; была врачом, получила образование юриста; был геологом, стал биологом.
- Учиться на вечернем или заочном параллельно с первым высшим образованием. Многие вузы сейчас предоставляют такую возможность после первого курса и даже обеспечивают льготное поступление при среднем балле выше установленного вузом норматива. Вы учитесь на основной специальности и параллельно получаете диплом юриста, экономиста и проч., чаще всего — переводчика. Честно говоря, это не очень напряжно — как правило, сессии не пересекаются, но времени на отдых остаётся меньше.
- После второго высшего обучиться по сокращённой программе (3 года) на смежной специальности либо на другой специальности с досдачей части экзаменов (по договорённости с вузом).
Однако мотивы бываю разные, и стоит рассмотреть, что движет поступающими на второе высшее и как с этим связано качество их обучения, насколько окупаются затраченные силы и нервы.
- Освоить смежную с основной специальность. В этом случае вы расширяете свой профессиональный горизонт, становитесь универсальнее и у вас становится больше карьерных перспектив (например, экономист + юрист, программист + менеджер, переводчик + пиарщик). Учиться довольно просто, в голове откладываются пересечения дисциплин. Такое образование достаточно быстро окупается за счёт востребованности дополнительных навыков.
- Освоить новую специальность «для себя». Возможно, с первым образованием что-то не получилось и вы, заработав денег, решили воплотить мечту в жизнь — закончить тот вуз, который хочется именно вам. Это даже немножко маниакальное состояние: готовиться к экзаменам, поступать и вот уже взрослым человеком снова ходить на лекции, относясь к учёбе на 100% серьёзно. Такая учёба не имеет цели, кроме реализации желания, и зачастую может выйти боком: например, вам придётся конкурировать на рынке труда с молодыми выпускниками, снова карьерно расти, получать стартовую зарплату и т.д. А ещё, скорее всего, вы не выдержите нагрузку и либо бросите, либо потеряете важную часть жизни (чаще всего личную). Обучение без цели — очень плохо. Лучше купить отличных книг по теме и изучайте в удовольствие.
- Освоить новую специальность для работы. Тут всё очевидно: вы знаете, ради чего учитесь и практически гарантированно окупите затраты (а иногда работодатель изначально оплачивает обучение). Кстати, подмечено: когда это работа, а не учёба-обязаловка, знания даются не в пример быстрее и эффективнее. Хорошая, правильная материальная мотивация заставляет мозг работать 🙂
- Выучить иностранный язык. А вот это не по адресу. Либо вы идёте в иняз и учитесь на дневном от звонка до звонка, либо лучше найти другие способы изучения языка, — хотя бы потому что на втором высшем у вас будут такие предметы как языкознание, общая теория лингвистики, стилистика и проч. На вечернем и вечерне-заочном это полностью бесполезная нагрузка.
▍Дополнительное образование
В отличие от второго высшего, это более краткосрочное образование, нацеленное на увеличение компетенций или получение новой специальности в рамках существующей. При получении дополнительного образования вы в большинстве случаев не столкнётесь с общеобразовательным блогом дисциплин (и не будете за них платить), а информация на лекциях и семинарах более концентрированная. Преподаватели разные, тут как повезёт: могут быть всё те же вузовские, а могут — реальные практики, которые знают, какой стороной подать теорию, чтобы она вам точно пригодилась.
Существуют две формы получения дополнительного образования.
Курсы повышения квалификации (тренинги, семинары здесь же) — самый краткосрочный вид дополнительного образования, от 16 часов. Задача курсов максимально проста — расширить знания в каком-то узком вопросе, чтобы слушатель мог прийти в офис и применить их на практике. Например, тренинг по CRM поможет продажнику эффективнее продавать, а курс прототипирования поможет офисному аналитику или менеджеру проекта делать продвинутые прототипы для коллег, а не черкать на маркерной доске.
Как правило, это неплохой способ получить максимум информации, выжатой из сотни книг и ресурсов за вас, прокачать навык, разложить уже имеющиеся знания по полочкам. Только перед обучением обязательно читайте отзывы и избегайте слишком раскрученных и назойливых тренеров и учреждений (называть не будем, думаем, вы сами эти компании знаете).
Кстати, курсы повышения квалификации — одна из нестандартных форм тимбилдинга, совмещающая общение, новую обстановку и пользу. Гораздо лучше боулинга или совместного пивопития.
Профессиональная переподготовка — долгосрочное обучение от 250 часов, в течение которого значительно углубляется специальность или меняется её вектор. Например, длинный курс Python — профессиональная переподготовка для программиста, а курс «Разработка ПО» — для инженера.
Как правило, на курс переподготовки сдаётся вступительное собеседование для выявления уровня подготовки и первичных навыков специалиста, но бывает так, что зачисляют всех (через 2-3 занятия лишние всё равно отсеются). В остальном учёба очень похожа на старшие курсы вуза: специализация, экзамены, контрольные и нередко итоговая работа и её защита. Слушатели таких курсов мотивированные, уже готовые практики, учиться и общаться интересно, обстановка демократическая, преподаватель доступен для вопросов и обсуждений. Если есть проблемы, их всегда можно решить с методистом курсов — всё же это образование за ваши деньги, часто немалые.
Кстати, как показывает опыт, в большинстве вузов самый неудачный курс профессиональной переподготовки — английский язык. Дело в том, что его ведут вузовские преподаватели, относятся к делу с прохладцей, и по сути вы просто выполняете упражнения из учебника и рабочей тетради. В этом плане хорошо подобранная языковая школа с практикой живого общения не в пример лучше, да простят меня уважаемые ФДПО российских вузов.
Дополнительное образование — отличный способ решить проблемы с недостающими навыками, попробовать что-то новое, попытаться сменить работу или просто поверить в себя. Но опять же, читайте отзывы, выбирайте государственные вузы, а не различные «университеты всея Руси и Вселенной».
За пределами этой статьи оказались ещё несколько видов дополнительного образования, которые не относятся к «классическим»: обучение в корпоративном университете, языковые школы (оффлайн), школы программирования (оффлайн), обучение онлайн — чему угодно. Мы к ним обязательно вернёмся в 4 и 5 части, т.к. они уже больше связаны с работой, нежели с базовым высшим образованием специалиста.
В общем, учиться всегда пригодиться, но я призываю вас быть избирательным и чётко понимать, какой именно мотив движет вами, стоит ли тратить время и деньги исключительно ради лишней бумажки или реализации внутренних амбиций.
Расскажите в комментариях, сколько у вас высших и дополнительных образований, есть ли научная степень, какой опыт был успешным, а какой не очень?
Проф переподготовка VS Магистратура
Для магистратуры нужно продумать где вы возьмёте столько людей, чтобы организовать достоверную выборку для исследования. Частная практика такого не даст. Т.е. по сути чаще всего в магистратуру стоит идти если вы работаете в гос. учреждении, где есть поток клиентов по той или иной теме, интересной вам. Но это, конечно ,не обязательно, просто моё личное мнение таково.
Психолог, Беременность Роды Материнство — г. Рязань
Психолог, Беременность Роды Материнство
Психолог, Гештальт-терапевт семейный психолог — г. Минск (Беларусь)
Психолог, Гештальт-терапевт семейный психолог
г. Минск (Беларусь)
Психолог, Арт-терапевт и коуч — г. Симферополь
Психолог, Арт-терапевт и коуч
Психолог — г. Москва
Психолог, Психоаналитик — г. Санкт-Петербург
Психолог, КПТ ДБТ ACT — г. Санкт-Петербург
Психолог, КПТ ДБТ ACT
Психолог, Краткосрочное консультирование — г. Москва
Психолог, Краткосрочное консультирование
Психолог, Арт-терапевт и коуч — г. Симферополь
Психолог, Арт-терапевт и коуч
Если пройдёте переподготовку в качественном государственном ВУЗе — будет хорошо. И да, сейчас действительно психологов больше чем клиентов. И это вряд ли создаёт предпосылку хорошую. Конкуренция высокая, методов много, нюансов в психологической субкультуре более чем достаточно.
Психолог, Психоаналитик клинический психолог — г. Санкт-Петербург
Психолог, Психоаналитик клинический психолог
Психолог — г. Челябинск
Психолог — г. Челябинск
Психолог, Арт-терапевт и коуч — г. Симферополь
Психолог, Арт-терапевт и коуч
Это не проблема обучающегося. Никакую магистратуру не лицензируют без ряда баз практики, где и набираются выборки. Можно, конечно, и самому искать — но не обязательно. Кроме того, есть такой человек, который называется научным руководителем. Он участвует в организации, в т.ч., выборки.
Психолог, Транзактный анализ — г. Челябинск
Психолог, Транзактный анализ
Психолог, Гештальт-терапевт семейный психолог — г. Минск (Беларусь)
Психолог, Гештальт-терапевт семейный психолог
г. Минск (Беларусь)
Психолог — г. Москва
Психолог — г. Москва
Психолог, Психоаналитик клинический психолог — г. Санкт-Петербург
Психолог, Психоаналитик клинический психолог
Психолог, Краткосрочное консультирование — г. Москва
Психолог, Краткосрочное консультирование
Психолог, Арт-терапевт и коуч — г. Симферополь
Психолог, Арт-терапевт и коуч
Согласна с Юрием Сергеевичем: "И почему же никто особо туда не рвется?)))" Да потому что заказчик — это госструктура и ни о каком толковом психологическом консультировании или психотерапии (пусть даже немедицинской) и речи быть не может. Государство как заказчик в таких структурах имеет цель быстренько подлечить по самому минимуму (если клинический уровень, к примеру) и отправить на волю, в пампасы. Образовательные учреждения. Школа? Я себе представляю психолога школьного. Сплошные отчёты и документы, всегда и во всём виноват, постоянно между двух огней — руководством школы и детьми + их родителями. Там разве речь идёт о решении реальных психологических запросов, психотерапии? Максимум краткосрочное психоконсультирование, к тому же не все готовы и имеют желание работать с детьми. В госструктуре можно только профессионально выгореть и больше в итоге потратишь на личную терапию и супервизию. В частных психологических центрах есть руководство, которое заинтересовано больше в одном: в постоянном увеличении количества клиентов. Не так важна твоя квалификация, как первый аспект: ты для нас хороший если приводишь клиентов. А клиенты могут иметь самую разную динамику, ресурсы и возможности психики. Но план ведь надо делать, для чужого дяди, на минуточку.
Именно поэтому я рассматриваю (для самой себя, конечно) психолога в рамках частной практики. И для этого нужно вложиться финансово очень хорошо. И поиск клиентов здесь тоже должен быть продуман, из самых разнообразных источников. В идеале, чтобы был человек, а то и несколько, которые занимаются этим. Потому что стремлюсь именно в немедицинскую психотерапию. Краткосрочный метод я более-менее освоила, сейчас работаю над практикой в среднесрочной и длительной психотерапии.
У меня в принципе позиция, что толково работать можно только со взрослыми, и то продумано относительно семейной и социальной системы, в рамках которых вписан человек. Дети ещё не доросли и это педагогика больше, чем психология. К тому же смысл работать с детьми имеет только в рамках системной семейной психотерапии. Возрастные клиенты уже переросли — там только снимать тревожность, страх смерти и разбор полётов между ними и их детьми и друг между другом, конфликтологию изучать. Инвалидов можно только ваткой обкладывать в силу физиологической травмированности. Остаются для психотерапии условно пригодными не такое большое количество клиентов. И то они должны обладать желанием работать психологически, иметь финансовые и временные ресурсы, и обладать достаточным уровнем интеллекта и образованности.
Поэтому сумму, что я огласила, мне вывели коллеги в рамках именно моей позиции и нацеленности, конечно.