48)Особенности государственного устройства в Российской Федерации.
Согласно Конституции 1993 г., Россия — федеративное государство, в состав которого входят как национальные, так и территориальные образования.
Как федерация, Россия характеризуется следующими признаками:
— территория России складывается из территорий субъектов федерации и федеральной территории;
— наряду с Конституцией РФ на ее территории действуют Конституции республик, а также Уставы иных субъектов федерации;
— в России две параллельных системы – федеральное законодательство и законодательство субъектов федерации; две системы государственных органов законодательной и исполнительной власти;
— субъекты РФ не являются суверенными государствами и не имеют права выхода из состава РФ;
— существует исключительная компетенция федерации, субъектов федерации и вопросы совместного ведения.
Как федерация, Россия строится на следующих принципах:
1. Целостность и неприкосновенность территории Российской Федерации, которая обеспечивается:
— отсутствием права выхода субъектов из состава РФ;
— единым и равным гражданством
— обладанием гражданами на всей территории РФ равными правами и обязанностями
— верховенством Конституции РФ на территории России
— распространением суверенитета РФ на всю ее территорию
— единым на всей территории государственным языком;
— единой государственной символикой;
— наличием единой денежной единицы — рубля.
2. Равноправие субъектов. Все субъекты Федерации на равных основаниях формируют верхнюю палату Парламента России — Совет Федерации, в который входят по одному представителю от законодательной и исполнительной власти всех субъектов федерации.
Республики, края, области и иные субъекты федерации могут заключать договоры как с федерацией, так и с другими субъектами федерации.
3. Строительство и развитие Российской Федерации на двух равнозначных основах: национально-территориальной и территориальной. Национально-территориальными образованиями являются республики, автономные округа и автономная область. Территориальными – края, области, города федерального значения.
4. Разграничение предметов ведения и полномочий. Данный принцип раскрывается в ряде статей Конституции РФ предусматривающих предметы:
1) исключительного ведения РФ (ст.71);
2) совместного ведения (ст.72);
3) исключительного ведения субъектов федерации (ст.73).
Разграничение предметов ведения и полномочий предусматривается также Федеративным и иными договорами (ст.11).
49)Политический режим современного Российского государства.
Конституция 1993 г., характеризуя Российское государство как демократическое, устанавливает таким образом в России демократический политический режим. Согласно ст.3 Конституции РФ народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.
Каждые 6 лет в России проходят выборы главы государства — Президента России; выборы депутатов Государственной Думы — нижней палаты Парламента страны. Выборными являются законодательные органы субъектов федерации, главы этих субъектов, а также органы местного самоуправления. Конституция России была принята референдумом — всеобщим голосованием — в 1993 г. На общефедеральном уровне, в субъектах федерации и на муниципальном уровне действуют представительные органы.
В России существует многопартийная система и политическая жизнь проводится в условиях легального существования оппозиции и реальной борьбы партийных фракций в Государственной Думе. Конституционно закреплено идеологическое многообразие.
Можно говорить о независимости средств массовой информации, что является признаком демократического политического режима.
В России существует местное самоуправление. Нельзя, однако, не заметить, что местное самоуправление находится пока в стадии становления.
Важнейший признак демократии как государственного режима — учет мнений социальных, национальных, религиозных и иных меньшинств.
Правовая система строится не на запретах и ограничениях, а на предоставлении возможностей, свободы выбора поведения.
И, наконец, пожалуй, самая главная черта демократического режима в России — признание и гарантирование прав и свобод человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией.
Особенности федеративного устройства РФ
Федеративное устройство РФ – это одна из конституционных основ и практический механизм организации и реализации государственного управления в стране, опосредующий распределение властных полномочий между федеральным и региональным уровнями публичного управления при предоставлении равного объема полномочий субъектам Федерации для организации эффективного публичного управления с учетом специфических характеристик их территорий.
Общая характеристика федеративного устройства
Исходя из специфики территориальной организации публичного управления современных государств, они делятся на федеративные и унитарные. Федеративное государство представляет собой такую организацию публичного управления с территориальной точки зрения, при которой единое суверенное государство включает в свой состав публично-правовые образования с ограниченным суверенитетом для распределения публичной власти по вертикали с целью ее наиболее эффективной реализации.
Федеративное устройство наиболее востребовано в тех государствах, на территории которых формируются по территориальному или национально-территориальному признаку образования, характеризующиеся определенными культурно-историческими, экономическими, религиозными и иными специфическими характеристиками, учет которых при организации и реализации публичного управления позволяет наиболее эффективно обеспечивать права и свободы личности, социально-экономическое развитие таких территорий, гарантируя всему населению государства независимо от места проживания равное благосостояние.
В качестве субъектов, образующих единое федеративное государство, выступают политико-территориальные образования, которые обладают равным объемом правомочий. Содержание же правомочий субъектов определяется посредством разграничения полномочий публичного управления между Федерацией и субъектами. Здесь необходимо отметить, что субъект Федерации не следует рассматривать как исключительно структурный элемент единого федеративного государства, субъект Федерации обладает относительной самостоятельностью, обусловленной специфическими политическими, социально-экономическими, религиозными, культурными и иными особенностями, которые целесообразно учитывать для эффективного управления.
Федеративное территориальное устройство позволяет, таким образом, с точки зрения эффективности публичного управления решить следующие задачи:
- распределить полномочия публичного управления между федеральным уровнем и уровнем субъектов федерации, что позволяет децентрализовать публичное управление, то есть обеспечить его демократизацию;
- учесть специфические характеристики территории и населения субъекта Федерации для наиболее эффективной организации публичного управления, в том числе посредством разработки специальных стратегических программ развития и др.
Характеристика особенностей федеративного устройства РФ
Федеративная организация публичного управления РФ получила закрепление на уровне конституционных положений. Положениями Конституции определяются виды региональных территорий, входящих в состав Федерации и специфика их правового статуса, а также устанавливаются объекты управления федерального и регионального уровней и совместного управления.
Итак, к числу специфических характеристик федеративного устройства РФ можно отнести асимметричность Федерации. В составе Российской Федерации наличествуют субъекты с разным правовым статусом, основные отличия в правовом статусе наблюдается между республиками и иными субъектами. Это связано с тем, что до принятия Конституции территориально-государственное устройство определялось федеративным договором, в соответствии с которым республики были наделены всей полнотой государственной власти, фактически рассматривались в качестве государства в составе Федерации. Так не допускалось изменение правового положения республики и территории республики без согласования с ней. Природные ресурсы республик являлись их достоянием, их использование определяется договором. При этом остальные субъекты Федерации особым государственно-правовым статусом наделены не были, вопросы использования природных ресурсов регулировались федеральным законодательством.
Принятие ныне действующей Конституции должно было устранить названную асимметрию, однако, тем не менее, республики сохранили отдельные свои привилегированные права, в частности возможность принимать собственную Конституцию и утверждать способ ее принятия, утверждать государственный язык республики и пр.
При этом Конституционным Судом страны указывается на недопустимость рассматривания республик в качестве самостоятельного государства, поскольку в составе Российской Федерации суверенитетом не могут наделяться субъекты разного уровня. Таким образом, республики в составе Российской Федерации, как и иные субъекты, являются ограниченно самостоятельными, однако по сравнению с иными субъектами республики обладают некоторыми привилегированными полномочиями;
Еще одна особенность федеративного устройства РФ — разница социально-экономического положения региональных территорий и бюджетный дефицит. Между уровнями социально-экономического развития субъектов, входящих в состав Российской Федерации, наблюдаются существенные диспропорции. Это связано со спецификой развития субъектов Федерации, с их социально-экономической, производственной, культурно-образовательной спецификой. Поэтому на федеральном уровне разрабатываются и реализуются инструменты, направленные на преодоление указанных диспропорций. Сегодня акцент делается на развитие конкурентных преимуществ территории субъектов, в том числе посредством федеральной поддержки. Кроме того, бюджетный дефицит субъектов РФ обусловлен централизацией доходов на федеральном уровне. Сегодня перед Российской Федерацией стоит задача обеспечения полномочий субъектов Федерации доходными источниками для их эффективной реализации, прогрессивного социально-экономического развития субъектов Федерации, что, в свою очередь, обеспечит экономическую стабильность, конкурентоспособность российской экономики.
Понятие и конституционно-правовой статус России в качестве федеративного государства
Согласно 1 статье Конституции, Россия — федеративное государство.
Для России в статусе федеративного государства характерны определенные элементы государственности, которые обуславливают ее конституционно-правовой статус. Особенно следует выделить следующие:
- государственный суверенитет;
- единая территория, которая разграничивается на территории субъектов страны;
- единое гражданство;
- единая правовая система, которая включает федеральное законодательство и законодательство субъектов страны;
- двухуровневая система органов госвласти;
- единые Вооруженные Силы;
- единый госбюджет (состоящий из федерального бюджета и бюджетов субъектов страны);
- единое экономическое пространство;
- единая государственная собственность (включает в себя собственность субъектов страны и федеральную собственность);
- символы государства;
- конституционное разграничение предметов ведения между РФ и ее субъектами.
Государственный суверенитет РФ — это верховенство власти государства, которая исходит от Российской Федерации, а также ее самостоятельность и независимость, проявляемые в отношениях с прочими государствами и международным сообществом.
Источником власти государства является многонациональный народ. Эта власть распространяется по всей территории государства, исключая при этом иную власть, подчинение власти других государств в области международного общения.
Основные принципы суверенитета РФ
Допускаются только случаи, подкрепленные явно выраженным и добровольным согласием на ограничение собственного суверенитета, исходящим от государства. В статье 79 Конституции Российской Федерации закреплено право государства на принятие участия в межгосударственных объединениях с возможностью передачи им части собственных полномочий согласно международным договорам — если это не повлечет за собой ограничение человеческих и гражданских прав/свобод, а также не противоречит основам конституционного строя государства.
Главные признаки государственного суверенитета Российской Федерации закреплены в ее Конституции. К ним относятся:
- верховенство федерального права, которое преобладает над правами субъектов страны;
- целостность территории и неприкосновенность границ государства;
- единство основных экономических систем (денежной, бюджетно-финансовой, банковской);
- единство армии;
- право государства защищать собственный суверенитет, свои интересы, а также права и интересы граждан, как внешние, так и внутренние;
- монополия государства, распространяющаяся на регулирование/управление наиболее важными отраслями народного хозяйства, производством/товарами, а также стратегическими природными ресурсами.
При этом субъект РФ не может располагать собственной армией, денежной системой, а также не имеет возможности самостоятельного установления собственного гражданства (согласно статусу РФ).
Статья 4 Конституции Российской Федерации содержит упоминание о том, что суверенитет государства распространяется по всей его территории, но при этом субъекты РФ суверенитета не имеют. Конституционный Суд Российской Федерации отметил, что только многонациональный народ РФ является единственным источником власти и носителем суверенитета в государстве. При этом государственный суверенитет исключает наличие двухуровневой суверенной власти, которая находится в единой системе власти государства и которая обладала бы верховенством и независимостью (согласно Конституции РФ).
Таким образом, любые субъекты страны не могут обладать суверенитетом, так же, как и не имеют прав наделять себя свойствами суверенного государства, даже при наличии ограниченного суверенитета (согласно постановлению Конституционного Суда РФ «По делу прверки конституцинности ряда положения Устава Алтайского Края»).
Главные конституционно-правовые признаки РФ
Единство территории Российской Федерации является ее обязательным конституционно-правовым признаком.
Наше государство состоит из субъектов, чьи территории сводятся в единую государственную территорию (согласно части 1 статьи 67 Конституции).
Единая территория РФ включает в себя исторически сложившиеся территории (как сухопутные, так и водные), а также воздушное пространство, которые находятся в границах государства.
Сухопутная территория РФ — это вся суша и недра, которые лежат в пределах ее границ. Водная территория РФ — эт все внутренние воды и территориальное море.
Внутренние воды — это прибрежные морские воды, местоположение которых определяется в сторону берега от исходных линий, которые были приняты для расчета ширины территориальных государственных вод.
К подобным водам относят те, чьи берега целиком принадлежат РФ и при этом ширина их проходов не более 24 миль (морских), а также любых водоемов, чьи берега принадлежат РФ.
Территориальное море — это морской пояс, который относится к государственной сухопутной территории либо к государственным внутренним морским водам, чья ширина не превышает 12 миль (морских).
Воздушным государственным пространством считается пространство, которое имеет вертикальные границы, проведенные от государственных водных и сухопутных границ (высотный предел при этом практически никогда не устанавливается).
При этом верхним пределом суверенного воздушного пространства обычно считается граница между космическим и воздушным пространством в высотных пределах от 100 до 110 км от уровня Мирового океана.
У России имеются суверенные права и она может выполнять свою юрисдикцию на континентальном шельфе, а также в исключительной экономической государственной зоне согласно порядку, который определяется федеральным законом (ФЗ) и нормами международного права.
Федеральный закон №187-ФЗ «О континентальном шельфе РФ» (действует с 30.11.1995 года) определяет континентальный шельф, который включает в себя морское дно и подводные недра, которые находятся за пределами российских территориальных вод на протяжении всего естественного продолжения сухопутной территории шельфа вплоть до внешней границы подводной материковой окраины.
Внешняя граница континентального шельфа России располагается на расстоянии 200 морских миль, начиная от исходной линии, которая служит точкой отсчета ширины территориального моря.
Если расстояние, на которое простирается подводная окраина, превышает указанные 200 морских миль, то внешняя граница континентального шельфа будет совпадать с внешней границей подводной материковой окраины, которая определяется согласно нормам международного права.
Внутренняя граница континентального шельфа — это внешняя граница территориального моря.
Исключительной экономической зоной признается район моря, который располагается за пределами российского территориального моря, однако прилегает к нему и обладает особым правовым режимом (согласно ФЗ №191 «Об исключительной экономической зоне РФ», который действует с 17.12.1998).
Внутренняя граница такой зоны определяется внешней границей территориального моря, внешняя же его граница простирается на расстоянии 200 морских миль, начиная от исходных линий, которыми определяется ширина этого моря.
Власть государства распространяется на все пространства, которые находятся под его юрисдикцией (включая объекты, отмеченные государственной символикой — например, корабли или космические объекты).
Суверенные и юрисдикционные права государства предопределяются единством его территории относительно его основных частей. Обеспечение территориальной целостности и неприкосновенности обеспечивает защиту также неприкосновенности территорий субъектов страны за счет незыблемости государственных границ. Границы субъектов, которые соседствуют с другими государствами также являются частью государственной границы РФ.
Гражданство РФ — едино (согласно статье 6 Конституции).
Этот тезис означает, что граждане, которые связаны крепкой правовой связью с Российской Федерацией обладают правами/свободами и несут обязанности на всей территории государства вне зависимости от того, на каком основании было получено гражданство. Государством определяется круг лиц, которые признаются гражданами России, а также основания для получения/утраты ее гражданства. Гражданство республик в составе РФ не предусматривается согласно Конституции и федеральному закону «О гражданстве РФ».
Единой правовой системой считается иерархически построенная система, состоящая из нормативных правовых актов.
Нормативные правовые акты делятся на законы и подзаконные акты.
В Российской Федерации принцип единства правовой системы строится на субординации, раскрываясь в Конституции посредством совокупности следующих характеристик:
- верховенство Конституции и ФЗ по всей территории государства;
- Конституция обладает высшей юридической силой, имеет прямое действие и применяется по всей территории государства;
- органы государственной власти, местного самоуправления, должностные лица и граждане РФ обязаны соблюдать законы и Конституцию.
На основании части 1 статьи 15 Конституции все законы и нормативные правовые акты, которые принимаются в государстве, не должны противоречить Конституции. Согласно части 4 той же статьи в правовую систему РФ включены общепризнанные принципы/нормы международного права, включая международные договоры. Для их вступления в юридическую силу должно быть обязательное наличие ратификации.
Федеральные конституционные законы могут приниматься только касательно вопросов, которые напрямую предусмотрены Конституцией. Федеральные законы, которые являются преобладающей частью законодательства, разделяются на две основные группы: текущее законодательство и кодифицированные законы.
Законы субъектов страны действуют только в том регионе, чьими законодательными органами были приняты.
Назначение подзаконных правовых актов заключается в конкретизации и детализаций предписаний законов. К таким актам относят:
- президентские указы;
- постановления Правительства;
- акты исполнительных органов, относящихся к субъектам страны;
- распоряжения глав администраций, приказы, инструкции;
- акты органов местного самоуправления.
Нормативные правовые акты, которые принимаются в России, должны быть применены согласно иерархической соподчиненности и юрсиле.
Двухуровневой системой органов государственной власти РФ и ее субъектов считается упорядоченная организация государственных органов власти федерального и регионального значения.
Полномочия федеральных органов действительны на всей территории государства.
На основании части 1 статьи 77 Конституции субъекты страны самостоятельно устанавливают систему органов госвласти на своей территории согласно основам конституционного строя, а также общим принципам организации законодательной/исполнительной власти в них. Федеральные органы государства общие для всего государства, в том, как организована их деятельность отражается федеративная природа РФ.
Федеральная власть государства действует на всей его территории, региональная — на территории его субъектов. Федеральными органами обеспечивается единство государственной системы власти согласно Конституции и законов РФ.
Так как федеративное устройство РФ построено на единстве системы власти государства, то ее органы в субъектах страны работают по тем же принципам, что и федеральные. Разделение власти государства (законодательная, судебная, исполнительная) предусматривает формирование системы правовых гарантий, которая должна исключать концентрацию власти в какой-то определенной части и обеспечить самостоятельную работу всех видов власти с их одновременным взаимодействием.
Опираясь на федеральную схему отношений исполнительной и законодательной власти, Конституционный Суд, раскрывая свою позицию по этому вопросу, отметил, что государственная власть в границах субъектов страны должна иметь опору из принципов демократического федеративного правового государства, использующего республиканскую форму правления, единства власти государства, ориентированного на разделение власти и самостоятельности органов власти.
Разделение власти дает возможность установить системы правовых гарантий, сдержек/противовесов, которые не дают власти концентрироваться в одной из ее частей, обеспечивая при этом самостоятельную деятельность ветвей власти с их одновременным взаимодействием (согласно постановлению Конституционного суда «По делу о проверке конституционности ряда положений Устава Алтайского края»).
Органы законодательной и исполнительной власти могут действовать независимо друг от друга, но в пределах своей компетенции. Каждая из них формируется в качестве самостоятельной, полномочия одной из них, направленные на прекращение действия другой могут быть применены только при наличии сбалансированности подобных полномочий, которая обеспечивается законодательными решениями.
Для формирования системы государственной власти большую роль играет конституционное положение, означающее, что в пределах ведения и полномочий РФ по предметам совместного ведения государства и ее субъектов федеральные органы исполнительной власти и исполнительные органы субъектов составляют единую систему. Согласно части 2 статьи 77 Конституции это в обязательном порядке должно быть обеспечено при конструировании органов государственной власти субъектов страны.
Единые Вооруженные Силы РФ — это силы, которые осуществляют защиту суверенитета государства и его территориальной целостности, а также обеспечивают нерушимость существующих государственных границ.
- отказывается от применения силы и от угрозы ею, а также прочих методов давления;
- выполняет деятельность, которая ориентирована на принципы урегулирования споров мирным путем, уважение человеческих прав/свобод, честное выполнение взятых обязательств, а также соблюдение норм международного права и общепризнанных принципов.
Вооруженные Силы были созданы ради обороны территории государства, ее целостности и неприкосновенности (согласно статье 1 ФЗ «Об обороне»).
Единый государственный бюджет России разделяется на федеральный бюджет и бюджеты субъектов страны.
Такая система дает возможность организовать бюджетные отношения таким образом, чтобы обеспечивалась достаточная самостоятельность федерального бюджета и региональных бюджетов в сочетании с интересами государства, его субъектов, а также муниципальных образований.
Федерализм бюджета в России базируется на:
- самостоятельности федерального бюджета и некоторой степени автономности бюджетов регионов;
- связи между федеральным бюджетом и региональными;
- прозрачности отношений между этими бюджетами;
- приемлемых подходах к определению размера финпомощи тем регионам, которые в ней нуждаются.
Общие принципы налогов и сборов, которые установлены федеральным законом задают равные условия для всех субъектов страны, а также формируют прочную законодательную основу развития единообразного подхода к регулированию налоговых отношений. Это по своей сути предпосылка к установке справедливых/равных конкурентных условий для территориальных рынков, а также для предотвращения чиновничьего произвола.
В статье 57 Конституции описывается принцип установления налогов посредством законов. Законно установленными налогами субъектов государства являются исключительно налоги, которые были введены органами законодательной власти субъектов страны согласно общим принципам налогообложения/сборов, которые определяются федеральным законом (согласно Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации №5-П «По делу о проверке конституционности положений 2 абзаца пункта 2 статьи 18, действующего с 21.03.1997 года, а также статье 20 Закона «Об основах налоговой системы в РФ», который действует с 27.12.1991 года).
Еще одним признаком (конституционно-правовым) РФ как федеративного государства является ее единое экономическое пространство, которое закреплено в статье 8 Конституции.
Согласно статье 74 Конституции в России не приемлется установление таможенных границ, пошлин/сборов, а также различных препон, которые мешают свободному перемещению товаров, услуг и финансов. Единством экономического пространства определяется единство государственной финансовой политики, которая включает в себя единство налоговой политики и налоговой системы, одинаковое налоговое бремя, а также установление налоговых изъятий исключительно на законном основании.
Единство экономического пространства может обеспечиваться только при наличии функционирующей единой денежно-кредитной системы, а также банковской системы. Обязательная часть этих систем — Центробанк РФ, образующий единую централизованную систему, которая имеет вертикальную структуру управления (на основании статьи 75 Конституции).
Согласно указанной выше статье, официальная денежная единица, используемая в Российской Федерации — рубль. Введение иных денежных единиц/знаков находится под запретом. Эмиссией денежных знаков и введением их в обращение, а также их изъятием может заниматься только Центробанк РФ. Он же организует обращение денежных средств, устанавливает правила кредитования/расчетов по кредитам, единые по всей стране. В обращение поступают денежные единицы в форме банковских билетов (то есть банкнот) и металлических монет. Любые подделки, а также незаконное изготовление денежных единиц караются законом.
В основе функционирования РФ в качестве суверенного государства лежит единая государственная собственность.
Эта собственность подразделяется на федеральную собственность и собственность субъектов страны. Федеральной собственностью являются:
- объекты, которые лежат в основе национального богатства государства (таковые, например, описаны в Государственном своде особо ценных объектов культурного наследия народов России);
- объекты, которые необходимы для функционирования федеральных органов власти, а также управления/решения задач общероссийского плана (например, казна государства, объекты Российской академии наук);
- объекты оборонного производства и всего, что с ним связано, а также объекты космического производства;
- объекты тех отраслей, которые обеспечивают функционирование народного хозяйства и его развитие, добывающие предприятия (исключая добычу локального сырья), ТЭК, объекты крупной транспортной промышленности, объекты связи и вещания, объекты фармацевтической промышленности и тому подобное (согласно постановлению Верховного Совета Российской Федерации №3020-1, действующего с 27.12.1991 года).
Российское законодательство предусматривает возможность передавать некоторые объекты, находящиеся в федеральной собственности в собственность субъектов страны. Часть таковых может быть в совместном владении, использовании, а также распоряжении государства и его субъектов. Разграничение госсобственности относят к совместному ведению РФ и ее субъектов.
Еще одним конституционно-правовым признаком государства являются государственные символы РФ.
К этим символам относятся:
- Государственный флаг;
- Государственный герб;
- Государственный гимн;
- столица государства.
Описание и порядок использования официальных государственных символов прописывается федеральными конституционными законами.
Государственный флаг — это официальный государственный символ Российской Федерации, представляющий собой прямоугольное полотно 2:3, состоящее из 3 горизонтальных полос одинакового размера: вверху — белого цвета, посередине — синего и внизу — красного.
Это определение прописано в статье 1 ФКЗ №1 «О государственном флаге РФ» (действует с 25.12.2000 года).
Государственный герб — это официальный символ РФ, который представлен в виде геральдического щита красного цвета с закругленными углами в нижней части и заостренного в оконечности. На нем изображен золотой двуглавый орел, который поднял вверх свои крылья. На головах орла 2 малые короны, над ними располагается большая корона, вместе они соединены лентами. У орла в правой лапе располагается скипетр, в левой — держава, на его груди размещен красный щит, на котором изображен серебряный всадник, одетый в синий плащ, расположенный верхом на серебряном коне. Всадник протыкает копьем черного дракона, опрокинутого ниц и попранного конем.
Эт определение прописано в ФКЗ №2 «О государственном гербе РФ».
Государственный гимн — это официальный государственный символ РФ, являющийся музыкально-поэтическим произведением, которое исполняется в тех случаях, которые прописаны в ФКЗ №3 «О государственном гимне РФ».
Столица РФ — город Москва. Этот статус был установлен Законом №4802-1 «О статусе столицы РФ» (действует с 15.04.1993 года).
Столица Российской Федерации — это место, в котором сконцентрированы федеральные органы государственной власти, представительства его субъектов, а также дипломатические представительства.
Разграничение предметов ведения государства и его субъектов
Конституционное разграничение предметов ведения между РФ и ее субъектами представляет собой определение на уровне Конституции сфер исключительного ведения государства и сфер его совместного ведения с его субъектами.
В статье 71 Конституции перечисляются предметы ведения, которые входят в сферу исключительного ведения государства.
- Сфера правового статуса личности. В этой области к подобным предметам ведения причисляют регулирование/защиту человеческих и гражданских прав/свобод, включая права нацменьшинств. Также к ним причисляют гражданство, государственные награды/почетные звания.
- Сфера государственного строительства/обеспечения единства РФ. Здесь к предметам ведения относят принятие/изменение Конституции, а также федеральных законов, включая контроль их соблюдения. Также сюда входит установление основ федеральных программ и соответствующей политики в различных областях развития государства, установление системы федеральных органов власти, а также порядка их функционирования, включая формирование этих органов. Помимо этого в группу входят: федеральная госслужба, федеративное устройство государства и его территория, определение статуса госграницы и ее защита, а также территориального моря, исключительной экономической зоны, континентального шельфа и воздушного пространства РФ. Также сюда причисляются геодезия, картография, географические наименования, метрологические службы, стандарты/эталоны, исчисление времени, метрическая система.
- Сфера международных отношений. Здесь к предметам ведения РФ относятся внешняя политика государства, его международные отношения и договоры, вопросы войны/мира, а также внешнеэкономические отношения.
- Сфера экономики/финансов. В ней к предметам ведения государства причисляют федеральную госсобственность, включая управление ею, установление правовых основ для единого рынка, разработка/принятие финансового законодательства, организация экономических служб федерального значения, принятие налогов/сборов федерального значения, ведение федеральных фондов, направленных на развитие регионов, утверждение базы ценовой политики, принятие федерального бюджета, ведение различных типов учета.
- Обеспечение государственной безопасности. К ней относятся: оборона/безопасность, производства оборонного типа, определение порядка покупки/продажи оружия и военного имущества, предприятия, производящие ядовитые или наркотические реагенты, а также определение порядка их применения, федеральные энергетические системы (включая ядерные), федеральная транспортная система и система путей сообщения, информационные системы, космическая деятельность.
- Сфера правового регулирования. Сюда относят устройство судов, прокуратуру, различные законодательства, амнистии/помилования, регулирование интеллектуальной собственности, а также федеральное коллизионное право.
По предметам исключительного ведения государства принимаются следующие федеральные законы: конституционные и имеющие непосредственное действие на всей территории государства (согласно части 1 статьи 76 Конституции).
В статье 72 Конституции прописан перечень предметов совместного ведения государства и его субъектов.
- Сфера правового статуса личности. К таким предметам относят защиту гражданских и человеческих прав/свобод, а также прав нацменьшинств, обеспечение законности. Помимо этого сюда могут входить регулирование прав/свобод со стороны субъектов государства ради расширения их перечня и укрепления гарантий реализации — это подтверждается правовыми позициями Конституционного Суда.
- Сфера обеспечения единой правовой системы государства. В этой области к предметам совместного ведения относят обеспечение соответствия Конституции Российской Федерации и федеральным законам всех конституций, уставов и прочих законодательств, относящихся к субъектам государства.
- Сфера международных связей. Сюда входят такие предметы совместного ведения, как координация экономических связей субъектов страны международного и внешнего значения.
- Сфера развития государства и управления. Это кадры судебных/правоохранительных органов, адвокатура и нотариат, установление принципов организации системы государственных органов власти/местного самоуправления общего значения, обеспечение законности/правопорядка, а также общественной безопасности.
- Сфера экономики. К предметам совместного ведения в этой сфере относят разграничение госсобственности, владение/пользование/распоряжение землей, недрами и прочими природными ресурсами, установление принципов налогообложения общего значения.
- Сфера экологии. Сюда входят природопользование, охрана окружающей среды, экологическая безопасность, природные территории со статусом особо охраняемых, меры по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, а также ликвидация их последствий, защита среды обитания и традиционного образа жизни этнических общностей.
- Социальная/культурная сфера. К ней относятся охрана исторических и культурных памятников, вопросы воспитания/образования, науки, культуры, спорта, здравоохранения, защита семьи/материнства/детей/отцовства, социальная защита.
- Сфера правового регулирования. К таким предметам ведения причисляют различные виды законодательств (административное, трудовое, семейное, земельное, жилищное и так далее).
По предметам совместного ведения государства и его субъектов издаются федеральные законы, а также законы и прочие нормативные правовые акты его субъектов, которые принимаются на их основе (согласно части 2 статьи 76 Конституции).
Конспект по теме « Федеративное устройство РФ »
Статья 1
Конституции РФ гласит: «Российская Федерация – есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления», из чего можно сделать вывод о том, что федерализм является основой конституционного строя РФ.
А что такое федерация? Обратимся к понятию:
Федерация ( лат. foederātiō – объединение, союз) – это форма государственно-территориального устройства, при которой субъекты федерации обладают определенной политической самостоятельностью, существует разграничение предметов ведения между федерацией и субъектами.
А что такое субъект и по какому принципу можно выделить этот «кусочек» федерации?
Субъект РФ – это ограниченно правоспособное территориальное образование, имеющее некоторые черты государственности, построенное на территориальном или национальном принципе образования.
Признаки субъектов РФ:
— Не обладают государственным суверенитетом
— Не имеют права выхода из состава РФ в силу принципа территориальной целостности
— Статус граждан РФ одинаков на всей территории РФ независимо от субъектов РФ, в котором они проживают
— Субъекты осуществляют полномочия в соответствии с федеральным законодательством
— Все субъекты РФ равноправны
Особым объемом полномочий обладают республики в составе РФ ввиду национальной и исторической уникальности. Так, несмотря на то, что государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык, республики вправе устанавливать свои государственные языки. К тому же, республики вправе принимать свои Конституции, а остальные субъекты – уставы.
Федерации могут образовываться тремя способами: по национальному принципу (образование субъекта связано с особенностями национального состава населения), территориальному принципу (границы субъектов определяются наличием значительной охватываемой территорией) и смешанному или национально-территориальному принципу (включает черты и национального, и территориального принципа).
Чтобы определить, по какому принципу образована РФ, рассмотрим виды субъектов, входящих в состав РФ.