Осаго кто может быть страхователем
Перейти к содержимому

Осаго кто может быть страхователем

  • автор:

Осаго кто может быть страхователем

Статья 11. Страхователи

1. Страхователями для работающих граждан, указанных в пунктах 1 — 4 части 1 и части 1.1 статьи 10 настоящего Федерального закона, являются:

(в ред. Федерального закона от 14.07.2022 N 237-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1) лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам:

б) индивидуальные предприниматели;

в) физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями;

2) индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные, физические лица, применяющие специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход», и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.

(п. 2 в ред. Федерального закона от 06.02.2019 N 6-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Страхователями для неработающих граждан, указанных в пункте 5 части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона, являются органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, иные организации, определенные Правительством Российской Федерации. Указанные страхователи являются плательщиками страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения.

(в ред. Федеральных законов от 14.06.2011 N 136-ФЗ, от 14.07.2022 N 237-ФЗ)

Как оформить ОСАГО без собственности на машину и сколько человек можно вписать в полис

Как оформить ОСАГО без собственности на машину и сколько человек можно вписать в полис

Закон об ОСАГО обязывает страховать гражданскую ответственность владельца авто перед другими участниками движения. А как быть, если человек хочет застраховать автомобиль, собственником которого он не является? И сколько человек в принципе можно вписать в ОСАГО? Разбираемся.

Может ли не собственник автомобиля оформить ОСАГО

Федеральный закон об ОСАГО дает четкую формулировку: «Владельцы транспортных средств обязаны на условиях и в порядке, которые установлены настоящим федеральным законом и в соответствии с ним, страховать риск своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц при использовании транспортных средств» (статья 4, пункт 1).

Может показаться, что здесь речь идет только о собственниках, но это не так. В статье 1 этого же закона дается определение владельца ТС. Им считается собственник транспортного средства, а также лицо, владеющее транспортным средством на праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании, в том числе по доверенности на право управления транспортным средством.

Правда, в 2012 году были отменены доверенности на управление чужим автомобилем, из-за чего снова возникли споры, кого считать владельцем и кто может быть страхователем по договору ОСАГО.

В июле 2018 года ЦБ выпустил разъяснительное письмо, в котором было установлено, что страхователем по договору ОСАГО может выступать законный собственник транспортного средства либо иное лицо с имущественным интересом в страховании ответственности владельца. Иными словами, если человек водит машину и заинтересован в ее сохранности, но при этом формально не является собственником, он все равно считается владельцем и может застраховать автомобиль по ОСАГО на себя.

Оформить ОСАГО c экономией до 74% на Банки.ру

Можно ли сделать ОСАГО без собственника автомобиля

Застраховать автомобиль без собственника возможно, достаточно предоставить страховой компании его данные. А при оформлении полиса ОСАГО онлайн данные собственника не запрашиваются, поэтому вообще невозможно определить, принадлежит ли авто страхователю или нет. Чтобы урегулировать этот момент, ЦБ в том же разъяснительном письме уточняет: «Если договор ОСАГО заключается в электронной форме и страхователь не является собственником транспортного средства, то такой страхователь должен быть указан в качестве лица, допущенного к управлению транспортным средством». Если водитель вписан в полис и может управлять автомобилем, значит, у него появляется имущественный интерес, он может выступить страхователем. Поэтому и можно сделать ОСАГО без собственника ТС.

Сколько водителей можно вписать в полис ОСАГО

По умолчанию в бланке полиса есть пять строк для водителей. Но закон никак не ограничивает количество автомобилистов, вписанных в полис ОСАГО. Если вдруг их будет больше пяти, страховая компания может сделать дополнительный бланк или внести данные на обратной стороне.

Важно помнить, что в некоторых случаях за внесение нового водителя в полис придется доплатить. За сам факт внесения нового автомобилиста платить не нужно. Но иногда цена полиса может вырасти.

Страхование Осаго

Оформить ОСАГО на Банки.ру просто

Укажите данные авто и водителей

Сравните цены и выберите лучшее предложение

Оплатите и получите полис на email

В каких ситуациях появление нового водителя в полисе ОСАГО будет стоить денег

Цена ОСАГО всегда зависит от конкретных характеристик водителей. Поэтому внесение нового водителя в полис и может повлиять на его стоимость.

При расчете стоимости ОСАГО базовый тариф страховой компании, который устанавливается ЦБ РФ, умножается на несколько коэффициентов: КТ (территория регистрации страхователя), КБМ (бонус-малус, или уровень аварийности водителя), КВС (возраст и стаж), КО (ограничения списка водителей), КМ (мощность ТС), КС (срок использования ТС). Два из этих коэффициентов зависят от вписанных в страховку водителей.

Первый — возраст и стаж (КВС) допущенного к управлению транспортным средством водителя. Чем старше и опытнее водитель, тем меньше он платит за страховку. Например, у начинающих водителей, которым еще не исполнилось 22 года, а стаж не достиг одного года, коэффициент самый высокий — 2,27. Для человека в возрасте от 60 лет с 15-летним стажем КВС составит 0,83.

Второй — КБМ, или коэффициент бонус-малус, который учитывает уровень аварийности конкретного водителя.

«Его влияние на итоговую стоимость полиса серьезнее. С 1 апреля 2022 года базовый коэффициент, который присваивается начинающим водителям, увеличился с 1 до 1,17. Верхние и нижние границы «коридора» КБМ расширились. Минимальный коэффициент стал меньше на 4 процентных пункта, снизившись с прежних 0,5 до 0,46. Максимальный коэффициент увеличился с прежних 2,45 до 3,92. То есть с максимальным значением КБМ составляет 3,92, что означает, что цена ОСАГО может увеличиться в 3,92 раза. Несложные расчеты показывают, что внесение в страховку ОСАГО водителя без стажа может привести к заметному удорожанию полиса», — поясняет product owner страховых продуктов Банки.ру Юлия Корнеева.

Важно помнить, что КБМ и КВС всегда берутся по самым «худшим» водителям в списке. Например, если у собственника большой стаж безаварийной езды и он собирается вписать второго водителя с высоким КБМ, стоимость полиса вырастет. Если же изначально КБМ собственника низкий, а у нового водителя КБМ такой же или ниже, то стоимость полиса не изменится. Таким образом, если оба водителя опытные и аккуратные и у них низкие КБМ, нового автомобилиста внесут в полис ОСАГО бесплатно.

Если предполагается включение в полис большого числа людей, есть смысл изначально оформлять полис с неограниченным числом водителей. Он стоит дороже (примерно на 80%) «именного» ОСАГО. Но, с учетом нюансов со стажем, возрастом и КБМ, возможно, этот вариант окажется более выгодным.

Какой штраф придется заплатить, если водитель не вписан в ОСАГО

Если водитель не вписан в полис ОСАГО, но сама машина застрахована, размер штрафа составит 500 рублей. За отсутствие полиса ОСАГО на машину в принципе придется заплатить штраф 800 рублей. Это может казаться незначительными тратами до момента первого ДТП. Поскольку страхование автогражданской ответственности по закону обязательно, водитель без полиса автоматически будет признан виновником аварии. И к штрафу может прибавиться огромная сумма компенсации остальным участникам ДТП. Поэтому не стоит пренебрегать оформлением ОСАГО. На сайте Банки.ру полис оформляется с выгодой до 74% онлайн всего в несколько кликов и приходит на электронную почту сразу после оплаты.

Страхователь — кто это такой (определение)

В РФ постоянно действует федеральный закон № 40 15-1 (“Об организации страхового дела”). Основными фигурантами этого закона являются страховщики и страхователи – участники процесса страхования. К каждому термину дается подробное разъяснение с описанием прав и обязанностей по закону и (или) по договору.

Русанова Ирина Александровна

Кто такой страхователь

В соответствии со ст. 5 указанного федерального закона, страхователями признаются юридические лица и граждане, заключившие со страховыми компаниями договор страхования. Страхователь и страховщик заключают между собой страховое соглашение.

  1. Кто такой страхователь
  2. Кто может быть страхователем
  3. Кто не может быть страхователем
  4. Права и обязанности страхователя
  5. Страхователь, собственник, выгодоприобретатель – одно лицо или нет
  6. Возможные схемы страхования

Страхователями считаются юридические лица и граждане, заключившие со страховыми компаниями договор страхования

Brobank: при этом в отношении физических лиц закон указывает на обязательное наступление дееспособности. К юридическим лицам каких-либо требований в этом плане закон не описывает. Следовательно, страхователем является клиент страховой компании, заключивший соглашение о страховании.

К примеру, в самом популярном и обязательном виде страхования, каким признается ОСАГО, страхователем в большинстве случаев выступает владелец транспортного средства. Страховщиком в этом случае признается страховая компания, выдавшая полис обязательного страхования.

Страховщиком всегда выступает юридическое лицо, имеющее соответствующую лицензию на право осуществления страховой деятельности. В этом отношении закон четко указывает на недопустимость оказания страховых услуг без включения в специальный реестр организаций, который ведет Российский Союз Страховщик (СРО страховщиков).

Кто может быть страхователем

Страхователями могут быть полностью дееспособные лица, которые не являются собственниками имущества

Если рассматривать физических лиц, то страхователями могут быть только полностью дееспособные лица. По законодательству РФ полная дееспособность лица наступает одновременно с совершеннолетием. Следовательно, заключать сделки со страховыми компаниями, брокерами и прочими операторами рынка могут только граждане, которым на момент подписания договора уже исполнилось 18 лет.

В возрасте 14-17 лет гражданин признается частично дееспособным. В определенных видах страхования он может действовать от своего имени, но с письменного разрешения своих законных представителей. В качестве законных представителей чаще всего рассматриваются родители несовершеннолетнего лица или его действующие опекуны.

Помимо этого, выступать в роли клиента компании могут иностранные граждане и организации, временно или постоянно пребывающие на территории РФ. Не имеющие российского гражданства лица пользуются всем набором прав и обязанностей в страховании наравне с гражданами Российской Федерации без каких-либо ограничений.

Также страхователем может быть любое лицо, не являющееся собственником имущества, и имеющее на руках соответствующие документы, доказывающие наличие полномочий действовать в интересах собственника объекта страхования. Здесь ключевое значение имеет также и вид страхования: для определенных видов страхования клиенты должны отвечать некоторым дополнительным требованиям.

Кто не может быть страхователем

  • Отсутствие общегражданского паспорта – для граждан РФ.
  • Незаконное нахождение на территории РФ – для иностранных граждан.
  • Отсутствие правоустанавливающих документов – по большинству видов страхования страхователь должен предъявить документы на объект.
  • Действие без уведомления собственника объекта.
  • Нахождение за пределами территории РФ.

Лица, не имеющие общегражданского паспорта, не имеют права быть страхователями

Страховая компания вправе отказать в заключении соглашения и по иным причинам, не идущим вразрез с действующим законодательством. Но отказывают компании редко, только в исключительных случаях. Любое отрицательное решение сказывается на размере получаемой прибыли, поэтому отказы в первую очередь не выгодны для самих страховщиков.

Права и обязанности страхователя

  • Получение возмещения в случае наступления страхового случая.
  • Запрос любой документации – на бумажных и (или) электронных носителях.
  • Получение информации по своему страховому делу.
  • Привлечение экспертов для разрешения спорных ситуаций.
  • Досрочное расторжение соглашения.
  • Свободный выбор страховой компании.
  • Обращение в СРО или судебные органы – в случае разногласий со страховщиком.

Объектом страхования может быть любое материальное или нематериальное благо, которое представляет для страхователя определенную ценность

  • Своевременный взнос страховой премии – полной стоимости полиса.
  • Соблюдение порядка и сроков обращения при наступлении страхового случая.
  • Предоставление страховщику полных данных для расчета суммы возмещения.
  • Допуск экспертов к объекту страхования для проведения оценочных мероприятий.
  • Сообщение компании о любых преобразованиях объекта, прямо влияющих на его оценочную стоимость.

Для каждого вида страхования могут устанавливаться дополнительные обязанности. К примеру, в случае с ОСАГО страхователи обязаны соблюдать сроки заключения соглашения. В противном случае владельцы транспортных средств подвергаются административному штрафу. При ипотечном страховании раздел с обязанностями может состоять из огромного количества пунктов договора, каждый из которых должен соблюдаться в обязательном порядке.

Страхователь, собственник, выгодоприобретатель – одно лицо или нет

В соответствии с действующим порядком, страхователем может выступать и не собственник объекта страхования. Достаточно рассмотреть пример ОСАГО, когда в страховую компанию может обратиться любое лицо, у которого есть документы на автомобиль. Доверенности и прочих дополнительных документов не потребуется – только стандартный пакет на машину и документы лица, обратившегося к страховщику.

Выгодоприобретатель – лицо, которое получает возмещение в случае наступления страхового случая. Им является собственник застрахованного объекта, если законом не предусмотрено иное. Следовательно, выгодоприобретателем может быть как сам страхователь, так и лицо, на законных правах обладающее застрахованным имуществом.

Возможные схемы страхования

В подавляющем большинстве случаев страхователь, собственник и выгодоприобретатель – это одно лицо. Человек (организация), являющийся собственником объекта, от своего имени обращается в компанию, заключает договор, вносит сумму страховой премии. Этот же гражданин впоследствии будет иметь право на получение страхового возмещения.

Реже наблюдается схема, по которой страхователь – не собственник, а выгодоприобретателем и собственником является другое лицо. И совсем редко может встречаться схема, по которой предусматривается три разных лица. В большинстве случаев лишение собственника имущества права на получение страхового возмещения связано с законодательными ограничениями.

Пример: в страховую компанию обращается гражданин, обладающий правом на управление транспортным средством, но не являющийся собственником. При наступлении страхового случая данный страхователь не получит никакого возмещения, так как он, по сути, от имени собственника заключил соглашение с компанией. При оформлении ОСАГО подобная практика считается крайне распространенной.

Осаго кто может быть страхователем

ОБ ОБЯЗАТЕЛЬНОМ СТРАХОВАНИИ ГРАЖДАНСКОЙ

ОТВЕТСТВЕННОСТИ ВЛАДЕЛЬЦЕВ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

3 апреля 2002 года

10 апреля 2002 года

В целях защиты прав потерпевших на возмещение вреда, причиненного их жизни, здоровью или имуществу при использовании транспортных средств иными лицами, настоящим Федеральным законом определяются правовые, экономические и организационные основы обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее — обязательное страхование), а также осуществляемого на территории Российской Федерации страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств в рамках международных систем страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, участником которых является профессиональное объединение страховщиков, действующее в соответствии с настоящим Федеральным законом (далее — международные системы страхования).

«При возмещении в соответствии с пунктами 4.17.1 и 4.17.2 настоящих Правил причиненного потерпевшему вреда в натуре в случае нарушения срока проведения восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства страховщик за каждый день просрочки уплачивает потерпевшему неустойку (пеню) в размере 0,5 процента от определенной в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» суммы страхового возмещения, но не более суммы такого возмещения.

Федеральный закон от 25.04.2002 N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее — Закон об ОСАГО) предусматривает два способа предъявления потерпевшим (выгодоприобретателем) требования о возмещении вреда, причиненного его имуществу:

Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (ОСАГО) N 40-ФЗ от 25.04.2002 (в случае ДТП);

Выплата страховых компенсаций в рамках Закона Российской Федерации от 27.11.1992 N 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» и Гражданского кодекса Российской Федерации (в случае иного страхования);

4. Принятый в целях дополнительной защиты права потерпевших на возмещение вреда, причиненного их жизни, здоровью или имуществу при использовании транспортных средств иными лицами, Федеральный закон от 25 апреля 2002 года N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» обязывает владельцев транспортных средств на условиях и в порядке, установленных данным Федеральным законом и в соответствии с ним, страховать риск своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц при использовании транспортных средств (пункт 1 статьи 4), и одновременно закрепляет в качестве одного из основных принципов недопустимость использования на территории России транспортных средств, владельцы которых не исполнили установленную данным Федеральным законом обязанность по страхованию своей гражданской ответственности (абзац четвертый статьи 3). Обязанность владельцев транспортных средств осуществлять обязательное страхование своей гражданской ответственности вытекает также из пункта 3 статьи 16 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения».

учетная группа 4 «Страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств в рамках международных систем страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, участником которых является профессиональное объединение страховщиков, действующее в соответствии с Федеральным законом от 25 апреля 2002 года N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 18, ст. 1720; 2003, N 26, ст. 2566; 2005, N 1, ст. 25; N 30, ст. 3114; 2006, N 48, ст. 4942; 2007, N 1, ст. 29; N 49, ст. 6067; 2008, N 30, ст. 3616; N 52, ст. 6236; 2009, N 1, ст. 17; N 9, ст. 1045; N 52, ст. 6420, ст. 6438; 2010, N 6, ст. 565; N 17, ст. 1988; 2011, N 1, ст. 4; N 7, ст. 901; N 27, ст. 3881; N 29, ст. 4291; N 49, ст. 7040; 2012, N 25, ст. 3268; N 31, ст. 4319, ст. 4320; 2013, N 19, ст. 2331; N 30, ст. 4084; 2014, N 30, ст. 4224; N 45, ст. 6154; 2015, N 48, ст. 6715; 2016, N 22, ст. 3094; N 26, ст. 3883; N 27, ст. 4293) (далее — Федеральный закон от 25 апреля 2002 года N 40-ФЗ);

<2> Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 18, ст. 1720; N 52, ст. 5132; 2003, N 26, ст. 2566; 2005, N 1, ст. 25; N 23, ст. 2311; N 30, ст. 3114; N 48, ст. 4942; 2007, N 1, ст. 29; N 49, ст. 6067; 2008, N 20, ст. 2258; N 30, ст. 3616; N 52, ст. 6236; 2009, N 1, ст. 17; N 9, ст. 1045; N 52, ст. 6420, 6438; 2010, N 6. ст. 565; N 17, ст. 1988; 2011, N 1, ст. 4; N 7, ст. 901; N 27, ст. 3881; N 29, ст. 4291; 2012, N 25, ст. 3268; N 31, ст. 4319, 4320; N 53, ст. 7592; 2013, N 19, ст. 2331; N 30, ст. 4084; 2014, N 30, ст. 4224; N 45, ст. 6154; 2015, N 48, ст. 6715; 2016, N 22, ст. 3094; N 26, ст. 3883.

Субвенции на выплату инвалидам компенсаций страховых премий по договорам обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств в соответствии с Федеральным законом от 25 апреля 2002 года N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»

Федеральный закон от 25.04.2002 N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»;

Правила обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденные постановлением Правительства РФ от 07.05.2003 N 263

«Страховой полис обязательного страхования выдается страховщиком страхователю, обратившемуся с заявлением о заключении договора обязательного страхования и, если это предусмотрено Федеральным законом «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» или настоящими Правилами, представившему иные документы, а также исполнившему обязанность по оплате страховой премии, незамедлительно после осуществления указанных действий. При заключении договора обязательного страхования со страхователем, являющимся юридическим лицом, страховой полис обязательного страхования может быть выдан в ином порядке, определенном соглашением между таким страхователем и страховщиком.».

средства, которые получены профессиональным объединением страховщиков, созданным в соответствии с Федеральным законом от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 18, ст. 1720; 2013, N 22, ст. 3093) (далее — Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»), и предназначены для финансирования предусмотренных законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств компенсационных выплат в целях формирования фондов в соответствии с требованиями международных систем обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, к которым присоединилась Российская Федерация

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *