34. Форма государственного устройства: понятие и виды, их характеристика.
Форма государственного устройства — это элемент формы государства, характеризующий внутреннюю структуру государства, способ его политического и территориального деления, обусловливающий определенные взаимоотношения органов всего государства с органами его составных частей.
С помощью данного понятия определяется соотношение власти в центре и на местах.
Формы государственного устройства:
унитарная (простое, единое государство, части которого являются административно-территориальными единицами и не обладают признаками государственного суверенитета; в нем существует единая система высших органов и единая система законодательства, как, например, в Польше, Венгрии, Болгарии, Италии). Унитарные государства бывают централизованными — Швеция, Дания и т. п.. и децентрализованными — Испания, Франция и другие, в которых крупные регионы пользуются широкой автономией, самостоятельно решают переданные им в ведение центральными органами вопросы;
федеративная (сложное, союзное государство, части которого являются государственными образованиями и обладают в той или иной мере государственным суверенитетом и другими признаками государственности). В нем наряду с высшими федеральными органами и федеральным законодательством существуют высшие органы и законодательство субъектов федерации, как, например, в Германии, Индии, Мексике, Канаде; федерации могут быть построены по территориальному (США) либо по национально-территориальному принципу (Россия). Федерации строятся на основе распределения функций между ее субъектами и центром, зафиксированного в союзной конституции, которая может быть изменена только с согласия субъектов федерации. При этом одна часть полномочий является исключительной компетенцией союзных органов, другая — субъектов федерации, третья — совместной компетенцией союза и его членов;
3) конфедерация (временный союз государств, образуемый для достижения политических, военных, экономических к прочих целей). Конфедерация не обладает суверенитетом, ибо отсутствуют общий для объединившихся субъектов центральный государственный аппарат и единая система законодательства. В рамках конфедерации могут создаваться союзные органы, но лишь по тем проблемам, ради решения которых они объединились, и только координирующего свойства. Конфедерация представляет собой непрочное государственное образование и существует сравнительно недолго; она либо распадается (как это произошло с Сенегамбией — объединением Сенегала и Гамбии в 1982—1989 гг.), либо преобразуется в федеративное государство (как это, например, произошло со Швейцарией, которая из конфедерации Швейцарский союз (1815—1848) трансформировалась в федерацию.
Появилась новая форма ассоциированного государственного объединения, названная содружеством государств. Примером является СНГ (Содружество Независимых Государств). Она еще более аморфна и неопределенна, чем конфедерация.
Кроме названных форм государственного устройства в истории имели место и некоторые другие специфические формы — империи, протектораты и прочее. Так, империями являются государственные образования, отличительные особенности которых — обширная территориальная основа, сильная централизованная власть, асимметричные отношения господства и подчинения между центром и периферией, разнородный этнический и культурный состав населения. Империи (например, Римская, Британская, Российская) существовали в различные исторические эпохи.
Протекторат — формальная опека слабого государства более сильным, что, как правило, ведет к потере суверенитета первого и может сопровождаться его оккупацией. Так, Великобритания оккупировала Египет в 1882 г., а в 1914 г. установила над ним протекторат.
Какие бывают формы государственного устройства
Рассказываем о разных способах государственного устройства и политических режимах, приводим примеры из истории и современности.
Как появились государства
Миллионы лет назад наши предки жили общинами. У них не было чётких границ, вместо законов были обычаи, а власть держалась на авторитете старейшин. Но шли века, людей становились всё больше, а отношения между ними — сложнее. Чтобы поддерживать порядок, возникла централизованная власть — люди, управляющие обществом. Они создавали законы и вводили наказания за их нарушение. Устанавливали границы и снаряжали армию, чтобы стеречь и расширять их. Защищали интересы своих людей и взимали с них налоги. Так племена превращались в государства.
Существует несколько теорий о том, как именно возникло государство:
- Теократическая — самая древняя теория; считалось, что право на власть исходит от высших сил.
- Теория завоевания — согласно ей сильные люди подчинили слабых и стали властвовать над ними.
- Теория общественного договора — по этой версии люди добровольно ограничили себя в правах, чтобы избежать произвола и вседозволенности.
- Классовая — создана немецким философом и социологом Карлом Марксом. По его предположению государство — результат борьбы высших и низших сословий. Марксисты считают, что рабовладельцы и феодалы создали государства, чтобы защитить себя от рабов и крестьян.
Создание государственности — одно из величайших достижений человечества, которое позволило развивать культуру, науку, медицину, повышать уровень жизни людей. Во всяком случае, более эффективного способа организовать общество до сих пор не придумали.
Определение и признаки государства
Государство — основной политический институт, организующий и контролирующий жизнь людей.
Любое государство должно обладать следующими признаками:
- Единство территории. Государство контролирует определённую территорию, на которой действуют его законы.
- Публичная власть. Она распространяется на всех живущих в нём людей.
- Законодательство. Государство издаёт законы, которым должны подчиняться все, кто находится на его территории.
- Аппарат управления и принуждения. Государство следит за соблюдением законов и выполняет другие функции: обеспечивает социальные гарантии (пособия, пенсии), поощряет научные и культурные достижения, обеспечивает безопасность граждан и многое другое.
- Суверенитет. Никакие внешние силы не вмешиваются во внутреннюю и внешнюю политику государства.
- Система налогов. Государство взимает деньги со своих граждан и компаний, чтобы тратить их на реализацию своих функций.
Понятие формы государства
Форма государства — способ организации государственной власти. В это понятие входят:
- форма правления,
- форма государственного устройства,
- политический режим.
Рассмотрим все пункты по порядку.
Форма правления государства
От неё зависит, в чьих руках находится власть. Существуют две формы правления: монархия и республика.
Монархия
Это слово переводится с греческого как «единовластие». Монархии появились в древние времена и достигли пика могущества во времена феодализма. Во главе такого государства стоит монарх (царь, король, император, султан, шах, раджа), который правит страной в течение всей жизни, получая и передавая власть по наследству (хотя в Малайзии короля выбирают на пять лет).
В абсолютной монархии вся полнота власти (законодательной, исполнительной, судебной и иногда духовной) принадлежит одному человеку, стоящему выше закона. Такая форма государства была распространена с древнейших времён до Нового времени, а сейчас абсолютных монархий осталось всего шесть. Это Объединённые Арабские Эмираты, Саудовская Аравия, Оман, Катар, Бруней и Ватикан (Папа Римский обладает абсолютной властью на территории Святого Престола).
В дуалистической монархии правитель назначает министров, которые правят от его имени. Законы издаёт парламент, но монарх может наложить вето на любой из них, распустить парламент и собрать новый. Кроме того, он может сам издавать указы, которые имеют бо́льшую юридическую силу, чем другие законы. Эта форма правления была распространена на рубеже XIX–XX веков, как переходная от абсолютной монархии к парламентской. На сегодняшний день в мире девять дуалистических монархий, и за исключением королевства Марокко, все они маленькие государства: королевства Бахрейн, Бутан, Иордания, Тонга и Эсватини, княжества Лихтенштейн и Монако, а также эмират Кувейт.
В парламентской монархии верховный правитель имеет символическое значение. Монарх подписывает указы и назначает министров, но делает это по предложению парламента. Вся судебная, законодательная и исполнительная власть находится у конституционно сформированных органов. Именно так устроены большинство современных монархий, таких как Великобритания, Япония, Испания, Норвегия и Швеция.
Учите обществознание вместе с домашней онлайн-школой «Фоксфорда»! По промокоду SOCIETY92021 вы получите бесплатный доступ к курсу обществознания 9 класса, в котором изучают формы государственного управления.
Республика
Словосочетание «res publica» переводится с латыни как «общее дело». Формально власть в республике принадлежит народу, но ни в одной стране решения не принимаются всем населением сразу. Граждане республики избирают парламент и другие органы власти, которые правят страной и несут ответственность перед избирателями.
Первые республики появились в античные времена (Афинская, Спартанская, Римская). В Средние века так управлялись города-государства (Венеция, Флоренция, Новгород). С конца XVIII до середины XX века многие монархии в ходе реформ или революций стали республиками. Сейчас по этой модели управляется большинство стран мира.
Республики бывают трёх видов: президентские, парламентские и смешанные. Они различаются в зависимости от того, кто формирует правительство и кому оно отчитывается.
В парламентской республике верховная власть принадлежит парламенту, который избирается из числа политических партий. Парламент формирует и распускает правительство, выбирает президента и издаёт законы. Президент в такой республике представляет государство на международной арене и участвует в официальных мероприятиях. Главой государства является премьер-министр — как правило, лидер победившей на выборах партии. Парламентские республики — это Германия, Турция, Индия, Ирак, Польша и Греция.
В президентской республике главой государства и правительства является президент. Он назначает и контролирует министров, может издавать указы, влиять на решения парламента и даже распускать его. Эта форма власти в государстве напоминает дуалистическую монархию, с той разницей, что президент не получает власть по наследству и избирается народом или выборщиками на ограниченный срок. По такой системе устроена власть в США и большинстве стран Латинской Америки.
В смешанных республиках соблюдается баланс между президентской и парламентской властью. Главой государства является президент, но все важные решения он согласует с парламентом. И президента, и парламент выбирают всенародным голосованием. Смешанные республики — это Франция, Финляндия, Россия, Украина, страны Прибалтики.
Форма государственного устройства
От неё зависит, как распределена власть по территории страны.
Унитарное государство
Слово «унитарное» происходит от латинского unis — «один». В такой стране все территории подчинены единому правительству и парламенту, находящемуся в столице. На них действует одно законодательство, конституция и судебная система. Таково большинство стран мира.
Федеративное государство
Федеративное государство (от латинского feodus — «союз») устроено сложнее. Оно разделено на субъекты (области, края, республики, штаты), в каждом из которых может быть своё правительство, законодательство и даже конституция. Всего в мире 26 федераций: Россия, США, Индия, ОАЭ, Мексика и другие страны.
Политический режим
Это комплекс приёмов управления страной, характер взаимоотношений власти и народа. Обычно выделяют три типа режима — тоталитарный, авторитарный и демократический.
Тоталитаризм
При тоталитарном режиме (от латинского totalis — «полный») государство стремится контролировать все сферы жизни людей. Основной принцип — «запрещено всё, что не разрешено». В стране объявлена легальной только одна политическая партия, критиковать её запрещено законом. Любой контент (вплоть до личной переписки) проверяется государством на «инакомыслие». Частная жизнь людей находится под наблюдением спецслужб, в обществе поощряются взаимная слежка и доносы. Оппозиция отсутствует или загнана в глубокое подполье. Неповиновение режиму карается. Власть запугивает население, чтобы обезопасить себя.
В первой половине XX века было немало тоталитарных государств — фашистская Италия, нацистская Германия, СССР при Сталине. В наше время такой режим сохраняется в КНДР.
Авторитаризм
Это слово происходит от латинского autoritas — «влияние, власть, мнение». Принцип авторитарного режима — «разрешено всё, кроме политики». При авторитарном режиме власть, как правило, принадлежит единоличному диктатору. Значение парламента несущественно, а оппозиция, если и существует, то не имеет реальной силы. Любые угрозы действующей власти немедленно уничтожаются.
Главное отличие авторитарного режима от тоталитаризма — больше свободы. Власть жёстко контролирует только политическую сферу. Кроме того, если тоталитарный режим открыто терроризирует население, то авторитарный опирается на религию и традиционные ценности. Как правило, авторитаризм не признаёт себя таковым и маскируется под демократию.
Примеры авторитарных государств: Куба, Венесуэла, Беларусь.
Демократия
В переводе с греческого «демократия» означает «власть народа». Принцип этого режима — «разрешено всё, что не запрещено». При демократии общество может эффективно влиять на органы власти с помощью выборов и референдумов. СМИ не подчинены политическому режиму, свободно существует оппозиция и всевозможные общественные организации. Человек в демократическом государстве обладает рядом прав и свобод — избирать и быть избранным, вести предпринимательскую деятельность, исповедовать любую религию, публично выражать свои мысли. Важнейшая особенность демократии — равенство всех граждан перед законом.
Большинство государств официально считаются демократиями, но далеко не всегда это так. Например, в названии самой тоталитарной страны мира, КНДР, есть слово «демократическая». Настоящих демократий в мире немного. В их числе можно назвать государства Скандинавии, Канаду, Австралию и Новую Зеландию.
Формы государственного устройства
Сущность понятия «форма государственного устройства»
Форма государственного устройства – это национальное и административно-территориальное строение государства, способ его политического и территориального деления, предопределяющий вид взаимоотношений органов всего государства с органами его составных частей.
Понятия форм правления государства и форм государственного устройства в корне различны: государственное устройство отражает структуру государственности, т. е. территориальное деление и структуру государства.
Формы государственного устройства обусловлены:
- внутренней структурой государства;
- правовой позицией частей государства;
- кругом интересов наций, проживающих на территории государства;
- правами и свободами граждан (их объем и качество);
- устойчивым и правильным функционированием государства.
Понятие формы государственного устройства определяет взаимоотношение власти в центре и на местах.
Формы государственного устройства
Государственное устройство может быть:
- унитарным,
- федеративным,
- конфедеративным.
Унитарным государством называется государство, представленное цельным государственным образованием. Его составляют административно-территориальные единицы, подчиняющиеся центральным органам власти и не имеющие признаков государственного суверенитета.
Унитарное государство характеризуется следующими признаками:
- единой системой государственного аппарата на территории страны, который распространяет свою юрисдикцию на все территориальные единицы;
- административно–территориальными единицами, имеющими, как правило, одинаковый юридический статус по соотношению с центральными органами. У местных органов есть определенная самостоятельность. Степенью их подчинения центральным органам унитарное государственное устройство разделяется в свою очередь на централизованное и децентрализованное. В централизованном главу местных органов государственной власти представляют назначенные центром чиновники (В Финляндии и Чехии президент назначает губернатора, который возглавляет местное самоуправление). В децентрализованном унитарном государстве население избирает местные органы (Испания). Смешанные системы отличаются как признаками централизации, так и признаками децентрализации (Франция).
- единым гражданством;
- единой системой права, основой которой является Конституция;
- единой судебной системой;
- одноканальной системой налогов;
- межгосударственными отношениями, осуществляемыми центральными органами;
- едиными вооруженными силами.
Федеративным называется союзное государство, сохраняющее целостность, при том, что части государства имеют определенный государственный суверенитет. Такие части называются субъектами федерации.
В настоящее время такую форму государственного устройства имеют в основном крупные и средние по территории демократические государства (в особенности, многонациональные), где предоставление государственности в рамках федерации — принцип суверенитета каждой нации (Российская Федерация). В мире насчитывается приблизительно треть таких государств.
Федеративное государство характеризуется следующими признаками:
- административно-территориальным устройством федераций, которое строится по географическому, экономическому, национальному и политическому признакам;
- экономическим принципом, учитывающим факторы естественно-географических и производственных особенностей государства, размеров ее территории, численности и плотности населения, его тяготении к определенным экономическим центрам, направления и характера путей сообщения, размещения производительных сил;
- политическим принципом, предполагающим установление административно-территориального деления государства, сближающего органы власти и управления с населением, создание системы местного самоуправления.
Федерации разделяются на национальные, территориальные и национально-территориальные.
Отличительные черты национальных федераций (Чехия, СССР): субъекты федерации представляют из себя национальные и национально-государственные образования, которые отличаются по национальному составу, культуре, быту, религии населения; национальные образования, располагающие парламентом, самостоятельной исполнительной властью, независимой судебной системой, имеют все признаки государственного суверенитета; из представителей субъектов федерации сформированы высшие представительные органы, что отражается на интересах всех наций и народностей, которые входят в ее состав. Центральная власть занимается координацией общефедеральных интересов; взаимосвязь правового положения субъектов и права наций на самоопределение.
Отличительные черты территориальных федераций (США, Бразилия): субъекты федерации, деятельность которых находится в зависимости от властных полномочий общефедеральных органов, не являются государствами, разделение компетенций центра и субъектов федерации определено конституционными нормами, устанавливающими список вопросов, по которым имеют право издавать нормативно-правовые акты исключительно общефедеральные органы; оставшиеся вопросы заключены в ведение субъектов федерации; субъекты территориальной федерации не имеют право на прямое представительство в международных отношениях; федеральные власти осуществляют управление вооруженными силами, в мирное время субъекты федерации не имеют прав на создание профессиональных вооруженных формирований.
Добровольные и насильственные международно-государственные объединения
Субъекты международного права, вступающие в отношения с другими государствами, приносят в жертву собственный суверенитет ради достижения совместных для этих государств целей.
Конфедерация – это союз государств, который временно образуется с определенными политическими, военными, экономическими и другими целями. Субъекты конфедерации являются полностью суверенными государствами, признающие власть общих политико-административных органов. Вооруженные силы каждого из государств находятся также под общим командованием, международной политикой государства занимаются совместно.
Содружество – это государства, объединенные однородностью, которая основана на: интеграции хозяйственных связей (Содружества Независимых Государств); языковом единстве (Британское Содружество Наций); общности правовой системы, культуре, религии (Лига арабских стран).
Сообщество – это государства, объединенные с целью решения проблем, которые влияют на жизнеспособность государства, его статус в мире (Европейское Сообщество).
Ассоциация – это союз государств, занимающихся решением глобальных мировых проблем: сохранением мира, охраной окружающей среды, рациональным использованием природных ресурсов.
Союзы – это государства, объединенные на основе исторических корней, экономической целесообразности, геополитических факторов и т.д. (Союз РФ и Республики Беларусь, Балтийский союз).
Империи – это государства с обширной территорией, сильной централизованной властью, асимметричным взаимоотношением центра и периферии (последняя подчиняется первому), разнородным этническим и культурным составом населения (Римская, Британская, Российская империи).
Протекторат — это объединение, в котором формально слабое государство находится на попечении более сильного. На практике же, слабое государство постепенно теряет суверенитет, вплоть до оккупации слабого более сильным государством.
Понятие и формы государственного устройства
Важным элементом формы государства является форма государственного устройства, определяющая территориальную организацию страны.
История развития и становления государств выделяла три основных способа деления по территориальному признаку. Территории делились на административные единицы, национальные независимые образования и суверенное деление.
Форма государственного устройства – это способ территориальной организации государства, влияющий на формирование составных частей и отношения между ними.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.
Классификация форм
Унитарное государство
Единое образование, состоящее из территориальных единиц, не обладающих признаками самостоятельности и не являющимися суверенными образованиями. Например, к унитарным странам относят Швецию, Финляндию и Чехию.
Характеристики
- единые Конституция, система законодательства и гражданство;
- общая система права и судов;
- органы управления административных частей подчинены в своей деятельности центральным органам власти;
- право принятия законов принадлежит только высшим законодательным органам;
- могут иметь автономии в составе.
Автономия – независимая территория, находящаяся под самоуправлением и созданная на основе национального, религиозного и иных принципов.
Унитарное государство бывает двух типов: простое и сложное.
При простой организации все государство состоит из одной единой территории, деление на субъекты отсутствует. Пример – Мальта.
При сложном образуются автономные образования.
По степени централизации выделяют централизованное и децентрализованное. При первом властные полномочия принадлежат исключительно центру, который управляет всей страной – Монголия. При децентрализации субъектам предоставляют некоторую самостоятельность, они могут принимать отдельные управленческие решения – Япония и Великобритания.
Федерация
Другой формой устройства является федерация. Это сложное государство, состоящее из субъектов, обладающих политической и юридической самостоятельностью и объединившихся для решения общих задач и целей.
Признаки:
- юридическая, политическая и управленческая самостоятельность субъектов (собственные законы и Конституция, органы власти на местах);
- двойное гражданство и двухпалатный парламент: одна палата защищает интересы всей страны, другая – отдельно субъектов.
Разновидности
Образуются по территориальному принципу – территориальные и по признаку национального единства – национальные. Территориальные федерации (США и Германия) исторически оказались более устойчивыми, чем национальные (СССР, Югославия), которые быстро распались.
По способу образования различают конституционные и договорные. Конституционная образуется на основе Конституции, пример – Бельгия.
Некоторые страны образуют федерации на основе и договора, и Конституции.
Так, Россия в современном виде появилась после принятия Конституции 1993 года и Федеративного договора от 1992 года, действующего в части, не противоречащей основному закону.
Договорная устанавливается путем заключения договора между субъектами.
По объему прав федерации делятся на симметричные и ассиметричные.
В симметричных за всеми единицами закрепляют одинаковый объем прав. В ассиметричных ряд субъектов обладает большими полномочиями, чем остальные.
Участниками федерации бывают государства и иные административно-территориальные образования. Их количество также различается. В составе США пятьдесят штатов, в ФРГ – 16 земель.
Территории единиц составляют в совокупности территорию федерации, которая, свою очередь, гарантирует их целостность и неприкосновенность.
Конфедерация
Это союз суверенных стран, объединившихся ради достижения общих целей. Носит как правило временный характер, иногда приводит к появлению федеративного государства, как случилось в США и Нидерландах.
Признаки:
- договорное закрепление конфедеративных отношений;
- самостоятельность действий участников и суверенитет;
- общие органы власти, созданные под конкретные задачи;
- наличие права выхода участников из состава и права отменить действие актов общих органов на своей территории;
- отсутствие общей Конституции и гражданства.
Формы межгосударственных образований
Содружество – совместное объединение суверенных стран для долгосрочного и выгодного сотрудничества. Пример – Европейский Союз и СНГ. В отличие от конфедерации может существовать длительное время, вести к длительному экономическому и политическому сотрудничеству.
При протекторате более слабая держава передает часть власти другой стране, которая берет ее под свою защиту и оказывает помощь.
В случае кондоминиума несколько держав договариваются и совместно владеют одной землей.
При определении и развитии территориальной организации должны учитываться многие факторы: форма правления, внутренняя структура, строение и политический режим.