Генезис свободных экономических зон в мировом экономическом пространстве
Свободная экономическая зона – это территория, которая имеет особый юридический статус, отличающийся от того, что действует на остальной территории страны.
Среди особых условий существования такой зоны могут быть налоговые или таможенные льготы, распространяющиеся на национальных и зарубежных экономических агентов. Основная цель создания экономических зон – социально-экономическое развитие отдельных отраслей, регионов или национального хозяйства.
Свободная экономическая зона действует внутри страны на основе решения государственной власти. Она может находиться между несколькими странами и действовать на основе многосторонних соглашений. Участниками такой зоны могут быть государства, соответствующие заранее установленным требованиям. Особые условия распространяются только на товары или услуги, либо предоставляются льготные условия для участниц соглашения.
К целям образования экономических зон относят:
- Повышение инвестиционной привлекательности.
- Решение проблемы безработицы, формирование новых рабочих мест.
- Развитие экспорта.
- Поддержка внутреннего производителя, импортозамещение.
- Использование новых методов управления и организации труда.
Особое внимание уделяется интересам потенциальных инвесторов. Создание особых зон позволяет приблизить производство к потребителю, снизить затраты на прохождение таможенных границ, обеспечить доступ к инфраструктуре. Кроме того, они помогают снизить стоимость рабочей силы. В целом создание экономических зон направлено на развитие отдельных территорий, которые по определенным причинам отстают от других, либо имеют уникальные ресурсы, разработка которых требует дополнительных инвестиций. Государство может развивать отдельные регионы для укрепления национальной экономики, привлечения иностранных инвестиций на внутренний рынок.
Происхождение свободных экономических зон в мировом экономическом пространстве
Сегодня свободные экономические зоны занимают важное место в мировой экономике. Они стали неотъемлемой частью хозяйственных отношений. Свободные зоны развивались параллельно усилению процессов глобализации и постепенной интеграции национальных экономик в мировую систему. Активизация деятельности свободных зон дает возможность усилить экономический рост за счет международного товарного и финансового оборота, а также за счет обмена технологиями, результатами интеллектуального труда, информацией. Кроме того, они способствуют углублению экономических отношений между странами.
Каждое государство самостоятельно определяет цель образования свободной экономической зоны. В развитых странах они создавались для расширения внешнеэкономических связей, либо для совершенствования региональной политики. В развивающихся странах они необходимы для повышения инвестиционной привлекательности, что позволяет проводить модернизацию.
История становления свободных экономических зон показывает их путь развития от простейших к более сложным. Всего выделяют 4 этапа их развития:
- В начале нашей эры греческие власти предоставляли приезжим купцам льготы, которые освобождали их от налогов и пошлин. Это стимулировало развитие торговых отношений между странами Запада и Востока.
- Период на рубеже девятнадцатого и двадцатого веков. В этот период произошел переход к массовому производству, что повлияло на международное разделение труда, движение капитала. Внешнеэкономические связи перестали ограничиваться только торговлей. Появились свободные порты, предоставлявшие льготы заинтересованным предпринимателям.
- Начало второй половины двадцатого века ознаменовалось быстрым развитием технологий, было положено начало массовой автоматизации процессов. Стали появляться свободные производственные зоны, характерной особенностью которых предоставление льготного правового и валютно-финансового режима, что стимулировало экспорт.
- Присоединение стран постсоветского пространства к идее использования свободных экономических зон.
Таким образом, становление экономических зон стало ответом на вызовы времени. Каждый исторический этап, в котором происходили существенные социально-экономические изменения, способствовал появлению новых форм и принципов функционирования свободных экономических зон.
Роль свободных экономических зон в мировом экономическом пространстве
Деятельность современных экономических зон основывается на прочной правовой базе, которая обеспечивает развитие следующих направлений:
- Привлечение новых технологий и производственного капитала в экономику стран.
- Использование новейших методов хозяйствования на основе сочетания различных форм собственности.
- Внедрение достижений науки и техники.
- Обеспечение внутреннего рынка конкурентоспособными товарами.
- Увеличение числа рабочих мест.
Создание экономических зон преследует ряд значимых целей. Они придают импульс социально-экономическому развитию регионов, привлекают иностранные инвестиции. С их помощью создаются рабочие места, что решает вопрос безработицы, проводится подготовка кадров, повышение их квалификации. Так же экономические зоны помогают реформировать экономические структуры, увеличивают экспортный потенциал страны. Они выступают инструментом импортозамещения.
Чтобы свободная экономическая зона могла эффективно функционировать необходимо, чтобы в стране имелись благоприятные условия, осуществлялась поддержка со стороны государственной власти в виде субсидий и правовых гарантий. Территория должна наделяться особыми полномочиями. При их создании может использоваться функциональный или территориальный подход. Первый подразумевает создание оффшорных зон, складских комплексов. Вторые подразделяются на научные и промышленные парки, административно-территориальные образования.
Основная цель создания свободных экономических зон – улучшение социально-экономической обстановки в регионе или в стране в целом.
Если открыть бизнес на территории особой экономической зоны, можно не платить налоги. Так почему не все российские компании этим пользуются?
Так называют территории с особым юридическим статусом и условиями для компаний. Тем, кто там зарегистрирован, государство дает разные льготы — например, налоговые, таможенные или административные. В России закон о создании особых экономических зон (их еще называют СЭЗ, то есть свободные экономические зоны) приняли в 2005 году. С тех пор таких зон становится все больше. В этих карточках, которые мы написали вместе с управляющей компанией ОЭЗ «Центр», разбираемся, зачем государству подобные территории и в чем их особенности.
А где эти зоны находятся?
Большинство расположены в центральной и южной частях страны, но не только. Например, ОЭЗ есть в Томской области и в Бурятии. Недавно Совет Федерации предложил открыть новую ОЭЗ в Арктике. Всего в России таких зон 36 — и их будет все больше, потому что регионы могут создавать их самостоятельно по прописанным в законе правилам с одобрения федерального правительства. Так, в декабре 2018 года по инициативе правительства в Воронежской области появилась ОЭЗ «Центр».
То есть это какая-то российская придумка?
Нет. Такие зоны есть и в других странах (например, в Китае, Малайзии, Сингапуре), но там они могут называться иначе. Знаменитый белорусский IT-сектор вырос как раз в одной из таких зон — так называемом Парке высоких технологий. Ее главная фишка — обширные налоговые льготы для резидентов. Офшорные юрисдикции тоже в каком-то смысле особые экономические зоны: они предлагают низкие налоговые ставки, которые приводят в страну иностранный капитал.
А России все это зачем?
Так государство борется с оттоком денег за границу. Стране выгоднее, чтобы компания платила налоги в России (пусть сниженные), а не развивала бизнес за рубежом и не платила вообще ничего. А еще в зарегистрированные в ОЭЗ компании могут на выгодных условиях инвестировать иностранцы. Это тоже способствует притоку капитала в Россию.
Понятно, стране это выгодно. А в чем выгода бизнесменов?
Бизнес получает льготы. Какие — зависит от конкретной территории. Льготы могут различаться от одной особой экономической зоны к другой, но основные выглядят так:
- Налог на прибыль от 0 до 15,5% — против стандартных 20%
- Налог на имущество организаций 0% — вместо 2,2%
- Земельный налог 0% — вместо 1,5%
- Транспортный налог 0 рублей — вместо 1–500 рублей за лошадиную силу
Также ОЭЗ работают в режиме беспошлинных таможенных зон: туда можно ввозить оборудование, сырье и материалы и экспортировать произведенные товары, не уплачивая пошлины. Еще один бонус — землю в ОЭЗ можно купить за 1–30% от кадастровой стоимости, а не за полную рыночную.
И что, любая компания может попасть в ОЭЗ?
Скорее да, чем нет. Зон много, у всех своя специализация, так что каждая компания сможет найти что-то подходящее. В особых зонах, по данным Минэкономразвития, уже зарегистрировано более 1300 юрлиц. Все территории с особым статусом делятся на четыре группы — по видам деятельности компаний, которые они готовы принять:
- Промышленно-производственного типа. Их резидентами могут быть только компании, которые занимаются промышленным производством, внедрением технологий или логистикой. Есть минимальный порог капитальных вложений — 120 млн рублей. Таких зон больше всего, они есть и в Центральной России, и на Урале — например, в Свердловской области.
- Технико-внедренческого типа. Резидентом может быть и компания, и ИП. В них принимаются компании с теми же видами деятельности, что и в ОЭЗ промышленно-производственного типа. Минимального порога инвестиций нет. Пример таких зон — «Иннополис» в Татарстане или «Технополис» в Москве.
- Туристско-рекреационного типа. На их территории могут зарегистрировать компании и ИП, а минимальный порог инвестиций не установлен. Направления деятельности понятны из названия: туризм и отдых. Несложно догадаться, что такие ОЭЗ существуют, например, на Алтае и на Кавказе.
- Портового типа. В них принимают компании с как минимум 120 млн капитальных вложений. Компаниям разрешена портовая деятельность, в том числе складирование товаров, и промпроизводство. Портовые ОЭЗ есть в Ульяновской и Астраханской областях.
А еще у каждой зоны есть свой профиль. Например, в Липецке она специализируется на бытовой технике и медоборудовании, а в Ступино — на одежде и продуктах. Есть и менее формализованная специфика, которая влияет на выбор резидентов: у всех зон разная транспортная доступность, стоимость участков и помещений.
То есть единственное условие — чтобы бизнес подходил по профилю?
Не только. У разных зон разные условия входа: у зон промышленно-производственного и портового типа есть минимальный порог входа. Нужно вложить в бизнес не менее 120 миллионов рублей (за исключением нематериальных активов), из которых 40 миллионов рублей — в первые три года. У зон туристско-рекреационного и технико-внедренческого типа таких требований нет.
Если хочется воспользоваться привилегиями особой экономической зоны, придется туда переехать?
Зависит от того, как устроен бизнес. По закону у компании-резидента ОЭЗ не может быть филиалов или представительств за пределами этой территории. Так что если бизнес — это производство, оно действительно должно быть расположено на территории ОЭЗ. Но если речь, например, об индивидуальном предпринимателе с несколькими сотрудниками, который занимается разработкой приложений на удаленке, переезжать совсем не обязательно.
Звучит заманчиво! И что, совсем никаких рисков?
Все те же, что и для бизнеса в России в целом. Плюс одни зоны существуют давно, у них есть развитая инфраструктура для жизни. Другие только-только появились, и им еще предстоит ее наладить. Поэтому и риски, и привилегии нужно оценивать индивидуально для каждой компании.
Зачем нужны особые экономические зоны?
Что такое особые экономические зоны и какими они бывают
Для чего созданы ОЭЗ
Льготы и привилегии
ОЭЗ будут создавать по-новому
Еженедельная рассылка с лучшими материалами «Открытого журнала»
Без минимальной суммы, платы за обслуживание и скрытых комиссий
Откройте счёт с тарифом «Всё включено» за 5 минут, не посещая офис.
проект «Открытие Инвестиции»
Открыть брокерский счёт
Тренировка на учебном счёте
Об «Открытие Инвестиции»
Москва, ул. Летниковская,
д. 2, стр. 4
8 800 500 99 66
Согласие на обработку персональных данных
Размещённые в настоящем разделе сайта публикации носят исключительно ознакомительный характер, представленная в них информация не является гарантией и/или обещанием эффективности деятельности (доходности вложений) в будущем. Информация в статьях выражает лишь мнение автора (коллектива авторов) по тому или иному вопросу и не может рассматриваться как прямое руководство к действию или как официальная позиция/рекомендация АО «Открытие Брокер». АО «Открытие Брокер» не несёт ответственности за использование информации, содержащейся в публикациях, а также за возможные убытки от любых сделок с активами, совершённых на основании данных, содержащихся в публикациях. 18+
АО «Открытие Брокер» (бренд «Открытие Инвестиции»), лицензия профессионального участника рынка ценных бумаг на осуществление брокерской деятельности № 045-06097-100000, выдана ФКЦБ России 28.06.2002 (без ограничения срока действия).
ООО УК «ОТКРЫТИЕ». Лицензия № 21-000-1-00048 от 11 апреля 2001 г. на осуществление деятельности по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами, выданная ФКЦБ России, без ограничения срока действия. Лицензия профессионального участника рынка ценных бумаг №045-07524-001000 от 23 марта 2004 г. на осуществление деятельности по управлению ценными бумагами, выданная ФКЦБ России, без ограничения срока действия.
Цели создания и преимущества свободных экономических зон
18.01.2023
- Для чего создаются ОЭЗ?
- Какие существуют предпосылки создания особых экономических зон?
- Виды свободных экономических зон
- Цели создания свободных экономических зон
- Преимущества свободных экономических зон
Для чего создаются ОЭЗ?
Свободные (особые, специальные) экономические зоны – выделенные земельные площади, на территории которых государственным решением утверждается особое юридическое положение и льготные условия осуществления предпринимательской и производственной деятельности участников либо инвесторов.
Свободные экономические зоны создаются для того, чтобы привлекать инвесторов и создавать благоприятные условия для их деятельности.
В СЭЗ создаются особые, льготные условия работы для иностранных предпринимателей.
В чем состоят преимущества свободных экономических зон?
Какие существуют предпосылки создания особых экономических зон?
По мнению экспертов, создание особых экономических зон (ОЭЗ) должно стать ответом на вызовы, которые стоят перед Россией в сфере развития экономики. Эксперты отмечают, что в последние годы правительство РФ уделяет большое внимание развитию экономики страны. В частности, в текущем году был принят закон об ОЭЗ, который направлен на создание благоприятных условий для развития бизнеса.
Виды свободных экономических зон
На территориях РФ присутствуют свободные экономические зоны следующих видов:
- Технико-внедренческие (цель – внедрение инноваций, наукоемких производств, выход высокотехнологичных продуктов на отечественные и иностранные рынки). Расположение – вблизи от научных, исследовательских и образовательных центров, позволяющее задействовать интеллектуальные кадровые ресурсы и эффективный технологический потенциал.
- Промышленные (цели – выпуск бытовой техники, автомобилей и комплектующих к ним, производство стройматериалов, химической продукции, нефтепродуктов). Локация – крупные промышленные регионы страны. Преимущества – близость к необходимым для производства ресурсам, инфраструктурным и транспортным решениям.
- Туристско-рекреационные (цели – организация туристического, санаторно-курортного, спортивного бизнеса). Расположение в районах живописных, популярных туристических маршрутов создает лучшие условия для воплощения поставленных целей.
- Портовые. Эффективная реализация широкого спектра логистических услуг, обусловленная непосредственной близостью таких зон к глобальным транзитным узлам.
- Создание на территории Российской Федерации свободных экономических зон данных видов, и привлекаемые ими инвестиции способствуют реализации стратегических целей экономического развития не только отдельных региональных образований, но и государства в целом.
Цели создания свободных экономических зон
Для того чтобы развивать и осваивать новые территории, необходимы масштабные вложения капитала, и государство из своих средств не всегда имеет возможность полностью покрывать подразумевающиеся расходы. В данной ситуации привлечение частных инвестиций позволяет более эффективно решать не только задачи участников СЭЗ и самих инвесторов, но и урегулировать массу экономическо-социальных вопросов: сдерживать темпы инфляции, осуществлять создание востребованных вакансий на рынке труда, улучшая тем самым общий уровень благосостояния населения региона расположения СЭЗ. Следствием этого является закономерный экономический прирост, ОЭЗ развивается и модернизируется.
Для России, как приоритетные цели создания свободных экономических зон выступает стимуляция прогресса в обрабатывающих и наукоемких отраслях, создание новых технологий с последующей коммерческой окупаемостью достигнутых результатов, выпуск новой, конкурентоспособной продукции, популяризация туризма и санаторно-курортных направлений.
Кроме решения описанных выше задач, создание СЭЗ позволит более эффективно взаимодействовать с более развитыми в технологическом отношении странами и компаниями, их представляющими, что позволит заимствовать накопленный ими положительный опыт в отношении не только новых технологий, но и менеджмента предприятий, организации процессов трудовой деятельности и др.
Таким образом, создание свободных экономических зон оказывает стимулирующее воздействие на процессы развития разнообразных сфер экономики, помогая производствам динамично и эффективно развиваться, достигая поставленных целей. Также, благодаря свободным экономическим зонам, налаживается, укрепляется и интенсивно развивается торговый обмен с расположенными вблизи их границ областями и странами, поскольку нулевые таможенные пошлины усиливают интерес компаний-производителей к экспортному сегменту.
Преимущества свободных экономических зон
Чтобы вызвать интерес у инвесторов относительно вложения финансовых капиталов в развитие региона, необходимо создание специальных экономических преференций. И свободные экономические зоны как нельзя более эффективно отвечают данным целям, поскольку на их территории существуют следующие преимущества:
- Особый административный режим “одного окна”, позволяющий минимизировать бюрократические препоны и бумажную волокиту, экономя время предпринимателя.
- Развитость инфраструктуры, необходимая для реализации задач бизнеса.
- Наличие квалифицированных кадров.
- Льготные налоговые, таможенные и иные условия позволяют оптимизировать расходы, высвобождая больше ресурсов для развития.
Особенно привлекательной для инвесторов является перспектива использования льготного налогообложения (налоговые ставки могут быть нулевыми в течение определенного периода времени, а далее составлять минимальный процент от стандартных значений). Таможенные преференции благоприятно влияют на развитие экспорта. Для производителей, в плане укрепления финансовых показателей, привлекательна ускоренная амортизация. Для инвесторов предусмотрены государственные гарантии защиты вложенных средств.
Кроме экономически обоснованных, фактических плюсов от создания особых экономических зон имеются также и косвенные преимущества. Это удобная географическая локация, свободные территориальные решения для эффективного развития конкретных направлений, возможность формирования новых производственных стратегий.
Свободные экономические зоны отличаются от иных территорий не только привилегированным экономическим статусом. Участники и инвесторы СЭЗ имеют определенные преимущества при трансграничных поездках, бизнес внутри особой экономической зоны зарегистрировать гораздо проще. Эти факторы положительно влияют на развитие производственного и торгового сотрудничества между странами, конкурентно стимулируя отечественных предпринимателей.
Резюмируя вышесказанное, можно сказать, что формирование свободных экономических зон оказывает эффективное макроэкономическое и микроэкономическое влияние. В первом случае иностранные инвестиции и технологии стимулируют развитие производств, улучшая тем самым показатели экономического роста и развития государства в целом. Микроэкономичекий эффект состоит в стабильном и постоянном повышении уровня жизни и благосостояния населения.