Когда владельцы компаний обязаны выкупать акции
Идущая сейчас «большая приватизация» может привести к ситуациям, в которых закон обязывает покупателя выставить оферту на выкуп акций у миноритариев по ценам выше рыночных. Подобные предложения могут возникать и в других случаях. Что надо знать об этом?
Фото: Евгений Павленко, Коммерсантъ / купить фото
Что такое обязательное предложение
Обязательное предложение — публичная оферта, которую мажоритарный акционер обязан направить прочим владельцам акций и конвертируемых в них эмиссионных ценных бумаг. Это предложение выкупить акции по определенной цене.
Когда мажоритарий обязан выкупать акции
Согласно закону «Об АО», обязанность выставить оферту возникает у акционера, который приобрел такой пакет, что его доля вместе с аффилированными лицами превысила 30%, 50% или 75% общего количества голосующих обыкновенных и привилегированных акций публичного общества. На это отводится 35 дней со времени внесения приходной записи по лицевому счету или же с момента, когда акционер узнал либо должен был узнать об этих событиях.
Подобного рода оферт за десять лет, прошедших с момента появления этой нормы в законе, акционерами российских компаний сделано множество. Тем не менее мажоритарные акционеры не так уж редко успешно уклонялись от этой обязанности. Способов сделать это придумано немало — от создания сложных схем владения акциями до простого игнорирования требований закона.
Это может грозить мажоритарию санкциями. Так, например, лицо, не выставившее обязательную оферту, по закону имеет право голосовать лишь акциями, не превысившими в зависимости от ситуации долю 30%, 50% или 75%. Однако если и до увеличения пакет был контрольным, то это мало что меняет.
Какова должна быть цена акций при выкупе
Цена приобретаемых ценных бумаг не может быть ниже их средневзвешенной цены, определенной по результатам организованных торгов за шесть месяцев, предшествующих дате направления обязательного предложения в Банк России. Если бумаги обращаются на двух и более биржах, средневзвешенная цена определяется по результатам всех организаторов торговли, где эти акции обращаются более полугода.
В случае если акции обращаются на организованных торгах менее шести месяцев или не торгуются вовсе, их цена не может быть ниже рыночной стоимости, определенной оценщиком.
Цена также должна быть не ниже наибольшей, по которой офферент и его аффилированные лица приобретали акции в течение полугода до обязательного предложения. При поглощении компаний сделки нередко проходят по ценам выше биржевых, и благодаря этому за последние десять лет было немало оферт, выгодных для тех, кто ранее покупал акции по рыночной цене.
Однако было и множество случаев, когда мажоритарий обходил это требование, и оферта выставлялась по цене заметно более низкой, чем уплаченная им самим. Способов для этого также придумано немало. Достаточно, например, просто сильно «затянуть» с выставлением обязательного предложения.
Когда оферты можно не ждать
Обязательное предложение можно не выставлять и вовсе не обходя закон. Последний перечисляет целый ряд таких случаев. Так, это не нужно делать при учреждении и реорганизации публичного общества или преобразовании в таковое НПФ. При приобретении акций на основании ранее направленного обязательного или добровольного предложения (если оно соответствует ряду требований) в этом также нет нужды.
Есть и еще немало исключений. При передаче акций аффилированным лицам или получении долей от них, разделе имущества супругов и при наследовании. При погашении части акций и при приобретении их в результате осуществления преимущественного права на приобретение размещаемых акций. При приобретении акций лицом, оказывающим услуги по организации их размещения, при формировании имущества госкорпорации, а также в ряде других случаев. Они перечислены в п. 8 ст. 84.2 закона «Об акционерных обществах».
Дело о косвенном контроле. Обязательное предложение при косвенном приобретении акций
Довольно поразительна история с «обязательным предложением» при косвенном приобретении акций АО. Корпоративщикам она хорошо известна, но я только сейчас обратил на неё внимание (спасибо Игорю Ковалёву за указание).
Как известно, при достижении определённых уровней контроля в публичном АО (30%, 50%, 75%) акционер обязан делать предложение другим акционерам о выкупе их акций по (условно) рыночной цене. Это положение позаимствовано из законодательства ЕС; в США тоже есть нечто в этом роде. Смысл в том, что миноритарий, не желающий вести дела совместно с этим акционером, может выйти из бизнеса.
Очевидно, что правило должно работать как при прямом приобретении акций АО, так и при косвенном, то есть через цепочки аффилированных лиц. Собственно, в действующей редакции российского закона примерно так и написано: «с учетом акций, принадлежащих этому лицу и его аффилированным лицам». Разумеется, так это и работает за рубежом.
Казалось бы, всё ясно. Но нет. Арбитражные суды почему-то не желают видеть очевидного и предпочитают придерживаться позиции, что норма распространяется только на случай прямого приобретения акций. Если же, допустим, некто купил акции не самого АО, а его холдинговой компании, никаких обязанностей у него не возникает!
Пишут, что ВАС РФ в своё время собирался поправить ситуацию и готовил проект постановления на эту тему. Но тут ВАС как раз ликвидировали, и тема осталась в подвешенном состоянии, в каковом и находится по сей день. Много лет обсуждаются соответствующие поправки в закон, но воз и ныне там.
Что касается судебной практики, видимо, наиболее громким было дело о приобретении Роснефтью контрольного пакета (97%) акций ТНК-BP. Контроль был приобретен путём выкупа акций офшорной компаний с БВО, которая через цепочку компаний владела пакетом акций ТНК-BP. Миноритарный акционер ТНК-BP, желающий выйти из общества, требовал, чтобы ему сделали обязательное предложение. Роснефть отвечала, что косвенное приобретение акций не влечёт такой обязанности.
Суды трёх инстанций поддержали — сюрприз! сюрприз! — Роснефть. Миноритарий подал жалобу в ВАС. И что бы вы думали? В этот самый момент ВАС разогнали, и жалоба поступила уже в Верховный Суд. Судья ВС отказала в передаче жалобы на рассмотрение коллегии ВС (дело № А40-107280/13).
Поразительно здесь то, насколько российские суды умеют блюсти даже не букву закона (закон тут как раз позволяет принять справедливое решение!), а какое-то своё любимое прочтение этой буквы. Сравним это с тем, насколько креативными бывают те же самые суды, допустим, в банкротных делах. Там на букву закона вообще подчас никакого внимания не обращают!
Или вот, например, помню дело, где одна американская компания купила другую американскую компании, а у той оказалась дочка в России. Так ФАС оштрафовал американцев за то, что они не попросили у него разрешения на сделку, а КС и вовсе намекнул, что сделка недействительна (то есть, надо понимать, слияние американских компаний на самом деле не состоялось).
Но, видимо, корпоративное право — это другое. С чем же связана такая удивительная нерасторопность законодателя и негибкость судов в этом вопросе?
Уж не с тем ли, что мажоритарии крупных компаний не заинтересованы в том, чтобы соблюдать интересы миноритариев, и предпочитают обойти требование закона об обязательном предложении при помощи нехитрой схемы косвенного приобретения акций? И не с тем ли, что интересы уважаемых мажоритариев законодателю и судам дороже, чем интересы каких-то голодранцев-миноритариев?
Если так, вопрос об инвестиционном климате в России можно окончательно снимать с повестки дня…
Клуб корпоративных споров обсудил реформу процедуры приобретения крупных пакетов акций
Что такое обязательное предложение о приобретении акций
Статья 84.2. Обязательное предложение о приобретении акций публичного общества, а также иных эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции публичного общества
(в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 210-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Путеводитель по корпоративным спорам. Вопросы толкования и применения ст. 84.2
1. Лицо, которое приобрело более 30 процентов общего количества акций публичного общества, указанных в пункте 1 статьи 84.1 настоящего Федерального закона, с учетом акций, принадлежащих этому лицу и его аффилированным лицам, в течение 35 дней с момента внесения соответствующей приходной записи по лицевому счету (счету депо) или с момента, когда это лицо узнало или должно было узнать о том, что оно самостоятельно или совместно с его аффилированными лицами владеет указанным количеством таких акций, обязано направить акционерам — владельцам остальных акций соответствующих категорий (типов) и владельцам эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в такие акции, публичную оферту о приобретении у них таких ценных бумаг (далее — обязательное предложение).
(в ред. Федеральных законов от 24.07.2007 N 220-ФЗ, от 29.06.2015 N 210-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Обязательное предложение считается сделанным всем владельцам соответствующих ценных бумаг с момента его поступления в публичное общество.
(в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 210-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
До истечения срока принятия обязательного предложения лицо, направившее обязательное предложение, не вправе приобретать ценные бумаги, в отношении которых сделано обязательное предложение, на условиях, отличных от условий обязательного предложения.
2. В обязательном предложении должны быть указаны:
имя или наименование лица, направившего обязательное предложение, и иные предусмотренные пунктом 3 статьи 84.1 настоящего Федерального закона сведения, а также информация о его месте жительства или месте нахождения;
имя или наименование акционеров публичного общества, являющихся аффилированными лицами лица, направившего обязательное предложение;
(в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 210-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
количество акций публичного общества, принадлежащих лицу, направившему обязательное предложение, и его аффилированным лицам;
(в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 210-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
вид, категория (тип) приобретаемых ценных бумаг;
предлагаемая цена приобретаемых ценных бумаг или порядок ее определения (с учетом требований абзаца шестого пункта 2 статьи 84.1 настоящего Федерального закона), а также ее обоснование, в том числе сведения о соответствии предлагаемой цены приобретаемых ценных бумаг требованиям пункта 4 настоящей статьи;
(в ред. Федерального закона от 24.07.2007 N 220-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
срок принятия обязательного предложения (срок, в течение которого заявление о продаже ценных бумаг должно быть получено лицом, направившим обязательное предложение), который не может быть менее чем 70 и более чем 80 дней с момента получения обязательного предложения публичным обществом;
(в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 210-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
абзацы восьмой — девятый утратили силу с 1 июля 2016 года. — Федеральный закон от 29.06.2015 N 210-ФЗ;
(см. текст в предыдущей редакции)
срок оплаты ценных бумаг, который не может быть более чем 17 дней с момента истечения срока принятия обязательного предложения;
(в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 210-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
порядок и форма оплаты ценных бумаг;
сведения о лице, направившем обязательное предложение, подлежащие указанию в распоряжении о передаче ценных бумаг;
сведения о гаранте, предоставившем банковскую гарантию в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи, и об условиях банковской гарантии.
В случае определения рыночной стоимости ценных бумаг оценщиком к обязательному предложению, направляемому в публичное общество, должна прилагаться копия отчета оценщика о рыночной стоимости выкупаемых ценных бумаг.
(в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 210-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
В обязательном предложении должна содержаться сделанная Банком России отметка о дате представления ему предварительного уведомления, предусмотренного статьей 84.9 настоящего Федерального закона.
(в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 210-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
В обязательном предложении могут быть указаны планы лица, направившего обязательное предложение, в отношении публичного общества, в том числе планы в отношении его работников.
(в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 210-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Не допускается устанавливать в обязательном предложении условия, не предусмотренные настоящим пунктом.
3. К обязательному предложению должна быть приложена банковская гарантия, соответствующая требованиям пункта 5 статьи 84.1 настоящего Федерального закона.
4. Цена приобретаемых ценных бумаг на основании обязательного предложения не может быть ниже их средневзвешенной цены, определенной по результатам организованных торгов за шесть месяцев, предшествующих дате направления обязательного предложения в Банк России в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 84.9 настоящего Федерального закона. Если ценные бумаги обращаются на организованных торгах двух и более организаторов торговли, их средневзвешенная цена определяется по результатам организованных торгов всех организаторов торговли, где указанные ценные бумаги обращаются шесть и более месяцев.
(в ред. Федеральных законов от 21.11.2011 N 327-ФЗ, от 23.07.2013 N 251-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
В случае, если ценные бумаги не обращаются на организованных торгах или обращаются на организованных торгах менее чем шесть месяцев, цена приобретаемых ценных бумаг не может быть ниже их рыночной стоимости, определенной оценщиком. При этом оценивается рыночная стоимость одной соответствующей акции (иной ценной бумаги).
(в ред. Федеральных законов от 21.11.2011 N 327-ФЗ, от 29.06.2015 N 210-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Если в течение шести месяцев, предшествующих дате направления в публичное общество обязательного предложения, лицо, направившее обязательное предложение, или его аффилированные лица приобрели либо приняли на себя обязанность приобрести соответствующие ценные бумаги, цена приобретаемых ценных бумаг на основании обязательного предложения не может быть ниже наибольшей цены, по которой указанные лица приобрели или приняли на себя обязанность приобрести эти ценные бумаги.
(в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 210-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
5. Обязательным предложением должна предусматриваться оплата приобретаемых ценных бумаг деньгами.
Обязательным предложением может предоставляться возможность выбора формы оплаты приобретаемых ценных бумаг деньгами или другими ценными бумагами владельцам приобретаемых ценных бумаг.
Денежная оценка ценных бумаг, которыми может осуществляться оплата приобретаемых ценных бумаг, должна быть не выше их средневзвешенной цены, определенной по результатам организованных торгов за шесть месяцев, предшествующих дате направления обязательного предложения в публичное общество, а если ценные бумаги не обращаются на организованных торгах или обращаются на организованных торгах менее чем шесть месяцев, — не выше их рыночной стоимости, определенной оценщиком. Документы, подтверждающие денежную оценку указанных ценных бумаг, прилагаются к обязательному предложению.
(в ред. Федеральных законов от 21.11.2011 N 327-ФЗ, от 29.06.2015 N 210-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
6. С момента приобретения более 30 процентов общего количества акций публичного общества, указанных в пункте 1 настоящей статьи, и до даты направления в публичное общество обязательного предложения, соответствующего требованиям настоящей статьи, лицо, указанное в пункте 1 настоящей статьи, и его аффилированные лица имеют право голоса только по акциям, составляющим 30 процентов таких акций. При этом остальные акции, принадлежащие этому лицу и его аффилированным лицам, голосующими акциями не считаются и при определении кворума не учитываются.
(в ред. Федеральных законов от 24.07.2007 N 220-ФЗ, от 29.06.2015 N 210-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
7. Правила настоящей статьи распространяются на приобретение доли акций публичного общества (указанных в пункте 1 статьи 84.1 настоящего Федерального закона), превышающей 50 и 75 процентов общего количества таких акций публичного общества. В этом случае установленные пунктом 6 настоящей статьи ограничения распространяются только в отношении вновь приобретенных акций, превышающих соответствующую долю.
(в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 210-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
8. Требования настоящей статьи не применяются при:
приобретении акций при учреждении или реорганизации публичного общества, преобразовании негосударственных пенсионных фондов, являющихся некоммерческими организациями, в публичное общество;
(в ред. Федеральных законов от 28.12.2013 N 410-ФЗ, от 29.06.2015 N 210-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
приобретении акций на основании ранее направленного добровольного предложения о приобретении всех ценных бумаг публичного общества, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, в случае, если такое добровольное предложение соответствует требованиям пунктов 2 — 5 настоящей статьи;
(в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 210-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
приобретении акций на основании ранее направленного обязательного предложения;
передаче акций лицом его аффилированным лицам или передаче акций лицу его аффилированными лицами, а также в результате раздела общего имущества супругов и в порядке наследования;
погашении части акций публичным обществом;
(в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 210-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
приобретении акций в результате осуществления акционером преимущественного права на приобретение размещаемых дополнительных акций;
приобретении акций в результате их размещения лицом, указанным в проспекте ценных бумаг в качестве лица, оказывающего услуги по организации размещения и (или) размещению акций, при условии, что срок владения такими ценными бумагами этим лицом составляет не более чем шесть месяцев;
направлении в публичное общество уведомления владельцам ценных бумаг о наличии у них права требовать выкупа ценных бумаг в соответствии со статьей 84.7 настоящего Федерального закона;
(в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 210-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
направлении в публичное общество требования о выкупе ценных бумаг в соответствии со статьей 84.8 настоящего Федерального закона;
(в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 210-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
приобретении акций в целях формирования имущества государственной корпорации, созданной на основании федерального закона, за счет имущественного взноса Российской Федерации;
(абзац введен Федеральным законом от 07.05.2009 N 89-ФЗ)
приобретении акций в результате их внесения Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием в качестве вклада в уставный капитал публичного акционерного общества, владельцем более 50 процентов обыкновенных акций которого является или становится в результате внесения такого вклада Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование;
(абзац введен Федеральным законом от 03.11.2010 N 292-ФЗ; в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 210-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
приобретении акций, вносимых в оплату размещаемых путем закрытой подписки дополнительных акций публичного акционерного общества, включенного в перечень стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ, утвержденный Президентом Российской Федерации;
(абзац введен Федеральным законом от 03.11.2010 N 292-ФЗ; в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 210-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
передаче в порядке, установленном частью 11 статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», акций из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность, из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную собственность или муниципальную собственность, из муниципальной собственности в федеральную собственность или собственность субъекта Российской Федерации.
Выкуп собственных акций обществом у акционеров. Когда возникает право акционера требовать выкупа акций обществом? Принудительный выкуп акций у акционеров
Принудительный выкуп акций у акционеров: цели и условия реализации
Совершается процедура при выполнении предписанных законом условий:
- Направить требование о принудительном выкупе имеет право лицо, владеющее более 95% акций (совместно с долями ценных бумаг аффилированных лиц). Соответственно, миноритарии должны владеть меньше 5% акций;
- Из 95% ценных бумаг минимум 10% мажоритарий (и его аффилированные лица) приобрел посредством реализации добровольного или обязательного предложения.
Обязательное предложение делается при преодолевании пакет ценных бумаг следующих пороговые значения: 30, 50, 75 процентов.
Добровольное предложение направляется, если акционер собирается выкупить от 30 процентов ценных бумаг; - Направить требования можно только в публичных АО.
- Миноритарии после получения требования не имеют права отказать мажоритарию. Если акционеры оставляют требование без ответа, акции с их лицевого счета спишутся, а их стоимость перечислится в депозит нотариуса по месту нахождения общества (или на счета владельцев ценных бумаг, если банковские реквизиты известны).
Многие вполне закономерно задаются вопросом: зачем мажоритарию выкупать небольшие доли миноритариев? Цели следующие:
- Выкуп 100% акций увеличивает скорость принятия решений. Согласно закону, принятию многих решений, касающихся финансово-хозяйственной жизни общества, предшествует созыв общего собрания. Одно уведомление о проведении собрания необходимо направлять лицам за 21 день до даты проведения собрания. А некоторые вопросы требуют сиюминутного обсуждения и принятия решения;
- Уменьшить финансовые издержки из-за отсутствия необходимости проведения общего собрания акционеров;
- Консолидация пакета позволяет лоббировать собственные интересы и выстраивать последующую деятельность корпорации, исходя из собственных бизнес-планов.
Стартовый пакет ценных бумаг неважен. Не имея необходимого их процента, представляется возможным довести долю до 95%, а затем уже приступать к реализации технологии.
Право акционера требовать выкупа акций обществом: в каких случаях возникает и как осуществляется
Следующей процедурой является выкуп принадлежащих акционеру акций обществом. Согласно закону, компания обязана направить лицу уведомление о возникновении у него права требовать выкупа принадлежащих ему ценных бумаг, а также уведомить его о цене и порядке проведения процедуры. Согласно ст. 75 Федерального закона «Об АО», лицо может требовать выкуп:
- Если ОСА приняло решение о реорганизации предприятия, а акционер не принимал участие в голосовании или голосовал против;
- Если общим собранием было принято решение о совершении или последующем одобрении сделки, предметом которой выступает имущество, стоимость которого составляет более 50% балансовой стоимости активов предприятия, а акционер не принимал участие в голосовании или голосовал против;
- Если общество утвердило новый устав организации, ограничивающий каким-либо образом права владельца акций, голосовавшего против принятия изменений или не голосовавшего вовсе;
- Право требовать выкупа компанией акций у акционеров возникает также в том случае, если высшим органом управления организации было принято решение, влекущее за собой потерю обществом публичного статуса, если акционеры голосовали против или не принимали участие в голосовании;
- Если непубличным обществом с числом владельцев ценных бумаг более 500 принято решение об обращении в Банк России с заявлением об освобождении от обязанности раскрывать или предоставлять информацию, при этом акционеры не принимали участие или отдали свой голос против этого решения.
Важным также является вопрос стоимости ценных бумаг. Организация выкупает их по цене, установленной советом директоров. Она не может быть ниже рыночной стоимости, определенной оценщиком без учета ее изменения в результате действий компании, из-за которых возникло право требовать проведения оценки и покупки акций. Следует отметить, что выкуп по требованию владельца ценных бумаг проводится в том случае, если соответствующее требование было оформлено в письменном виде и направлено регистратору предприятия. Его содержание, порядок и срок направления, а также действия организации по выкупу акций определены статьей 76 закона об акционерных обществах.
В описываемых выше случаях немаловажную роль играет оценщик, определяющий стоимость акций. Поэтому к его выбору стоит подойти со всей ответственностью.
При реализации мажоритарием права требования выкупа ценных бумаг, принадлежащих другим акционерам, цена выкупаемого имущества – единственное, что могут оспорить миноритарии.
Выкуп ценных бумаг без согласия их владельцев– процедура, которая должна выполняться достаточно скрупулезно. Порядок реализации права акционера требовать выкупа акций определен законом — процедура проходит под контролем регулятора – Банка России. Любой непродуманный шаг может привести к ее приостановке или вовсе к прекращению (без достижения желаемого результата, естественно).
Мы – команда специалистов АО «ИКТ» — более 10 лет успешно проводим подобные мероприятия, действуя в интересах собственника и с учетом его возможностей, финансовых в том числе. Любая такая процедура уникальна, но итог ее один – крупный собственник становится владельцем всех акций предприятия. Причем «стартовый» пакет акций не обязательно должен быть более 95 %. Мы готовы и вам произвести расчет затрат и обозначить срок, когда на вашем лицевом счету а реестре акционеров будет 100 % акций, составляющих уставный капитал общества.