Что ЕНС наступивший нам приготовил, или О чем молчит налоговая?
Новый 2023 год принес немало нововведений от налоговой службы. Единый налоговый счет (далее – ЕНС) – одно из них. Под аббревиатурой ЕНС скрывается консолидированное состояние расчетов налогоплательщика с бюджетом, которое может быть как в пользу государства – отрицательное сальдо в виде недоимки, так и в пользу налогоплательщика – положительное сальдо в виде переплаты.
Налоговый орган на своем официальном сайте www.nalog.ru активно рассказывает о позитивных сторонах ЕНС для налогоплательщиков: платить налоги можно просто и без ошибок на единый КБК, невыясненные платежи исключены, отсутствуют пени при одновременной недоимке и переплате, прозрачные расчеты с бюджетом, переплату можно вернуть в течение одного дня или поделиться с другом и т.п.
Но нигде нет информации о том, зачем государству потребовалась внедрить такую новую систему учета и сбора налоговых платежей. Итак, о чем молчит налоговая?
1. Формирование начального сальдо по ЕНС позволило налоговому органу единовременно бесспорно взыскать недоимки (в том числе пени и штрафы), образовавшиеся по состоянию на 31.12.2022 г.
Реализована эта возможность с помощью процедуры формирования «входящего» сальдо по ЕНС по состоянию на 1 января 2023 г. Согласно пункту 1 статьи 4 Закона № 263-ФЗ налоговый орган формирует такое сальдо самостоятельно, закрывая неисполненные обязанности налогоплательщика его же, налогоплательщика, излишне перечисленными средствами. Очень удобно, игнорируя процедуру принудительного взыскания, погасить проблему с долгами разом и без особых хлопот.
Свободные средства на лицевом счете могли возникнуть не только в связи с излишней уплатой, но и с предоставлением уточненной налоговой декларации к уменьшению, и с перечислением авансовых платежей (например, по налогу на прибыль) и т.п. До 2023 года налогоплательщик был вправе самостоятельно распорядиться этими средствами, распределив их на первоочередные и отсроченные платежи.
«Виртуальный кошелек», сформированный практически без своего владельца, оказался без разделителей и отделений, объединив в одной секции и «заначку», и «горящие», и чрезвычайные, и непредвиденные суммы.
В отношении оплаты пени и штрафов механизм оказался особенно эффективен и вот почему. «Зависшие» долги по пеням и штрафам, годами оседавшие на лицевых счетах налогоплательщиков, не влекли за собой негативных последствий (так как на них не начислялись пени и штрафы), и поэтому не являлись первоочередными платежами, особенно при недостаточности средств. Но при формировании начального сальдо по ЕНС налогоплательщик «оплатил» такие суммы в «добровольно-принудительном» порядке.
Отдельно про пени. Согласно нормам главы 11 НК РФ пени не являются видом налоговой ответственности, они — способ обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов, (сборов, страховых взносов). Поэтому принцип добросовестности налогоплательщика здесь не работает, и налоговый орган не доказывает виновность, не рассматривает обстоятельства, исключающие, смягчающие привлечение к ответственности. Пени начисляются налоговым органом в карточке расчетов с бюджетом автоматически, то есть практически без «человеческого фактора», налогоплательщик узнает о них постфактум, не всегда может отследить процесс и оперативно отреагировать на результат начисления. В такой ситуации не исключены как ошибки, так и злоупотребления со стороны налогового органа, поэтому при формировании начального сальдо по ЕНС реальная переплата налогоплательщика закрыла иногда не совсем реальные его долги.
2. Введение ЕНС и ЕНП позволяет налоговым органам в 2023 году чаще применять финансовые санкции по статье 122 НК РФ при предоставлении уточненной налоговой декларации.
Согласно пункту 1 статьи 81 НК РФ при обнаружении налогоплательщиком в поданной им в налоговый орган налоговой декларации факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик обязан внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию в установленном порядке.
Так вот, до 2023 года если уточненная налоговая декларация представлялась в налоговый орган после истечения срока подачи налоговой декларации и срока уплаты налога, то налогоплательщик освобождался от ответственности в случае, если он доплатил недостающую сумму налога (по которому подается уточненная налоговая декларация) и соответствующие ей пени.
Новая редакция подпункта 1 пункта 4 статьи 81 НК РФ гласит, что налогоплательщик освобождается от ответственности, если на момент представления уточненной налоговой декларации у него имеется положительное сальдо единого налогового счета в размере, соответствующем недостающей сумме налога и соответствующих ей пеней.
Почувствуйте разницу. Сейчас если налогоплательщик оплатил налоги в бюджет в полном объеме и даже с переплатой, но консолидированное сальдо ЕНС отрицательное (за счет пени и штрафов), такой налогоплательщик подвергается обоснованному риску быть оштрафованным по ст. 122 НК РФ в размере, как минимум, 20% от неуплаченной суммы налога (страхового взноса) по уточненной налоговой декларации.
Что делать? Избегать предоставления уточненных налоговых деклараций, если существует отрицательное сальдо по ЕНС.
3. При наличии отрицательного сальдо налоговые органы правомочны регулярно применять налоговые санкции по ст. 123 НК РФ.
Налоговый агент, перечисливший НДФЛ с опозданием, до 2023 года освобождался от штрафа в размере 20% от неоплаченной суммы налога, если предоставил достоверный налоговый отчет по форме 6-НДФЛ и исполнил обязанность по уплате соответствующей суммы налога и пени.
Новая редакция п. 2 ст. 123 НК РФ гласит о том, что налоговым агентом должна быть «исполнена обязанность по перечислению сумм налога…».
Если у налогоплательщика числится отрицательное сальдо по ЕНС (например, за счет недоимки прошлых лет), и единого налогового платежа недостаточно для погашения этого отрицательного сальдо, то все перечисления в качестве единого налогового платежа будут распределяться пропорционально сумме обязательств согласно пункту 4 ст. 45.2 НК РФ (по гашению недоимки прошлых лет, затем текущего периода, затем пеней, процентов и штрафов).
Поэтому не исключено, что уплаченные в бюджет позже срока налоговые обязательства по НДФЛ просто «утонут» в недоимках предыдущих лет, и, соответственно, налоговая обязанность по перечислению сумм налога не будут считаться исполненной, как того требует п. 2 ст. 123 НК РФ.
А, значит, неизбежны штрафы по статье 123 НК РФ.
4. Введение в 2023 году единого КБК способствует более оперативному гашению пени и штрафов.
Количество КБК существенно уменьшилось. Сейчас единый код бюджетной классификации используется не только для оплаты налогов и страховых сборов, но и для оплаты пени, и для оплаты штрафов.
Так, если до 2023 года разряды КБК 14-17 при уплате пени принимали значение 2100, при уплате штрафа — значение 3000, то с 2023 года, эти различия в разрядности ликвидируются, и границы между видами платежей стираются.
Следовательно, выравниваются в своих позициях и налог, и пени, и штрафы, хотя разные природа и функциональное назначение каждого: первый из них – это безвозмездный обязательный платеж (п. 1 ст. 8 НК РФ), вторые – это компенсационная выплата (ст. 75 НК РФ), третьи – финансовые санкции (ст. 114 НК РФ).
И снова не позавидуешь налогоплательщику с отрицательным сальдо по ЕНС за счет долгов по пени и штрафам. Теперь заблаговременная уплата налога (до 28-го числа месяца) может обернуться для них непреднамеренной уплатой не налога, а пеней и штрафов, а на непогашенную недоимку по налогу будут вновь начислены пени…
Что делать? Если вы хотите, чтобы денежные средства погасили именно налог (а не пени и штрафы), сначала сдавайте декларацию (или Уведомление) по этим начислениям, а уж потом платите не ранее 28-го числа.
Резюмируем вышесказанное. Возникает обоснованное предположение о том, что начиная с 2023 г. налоговые органы нацелены на 1) обеспечение компенсации потерь бюджета, возникающих в связи с несвоевременным исполнением налогоплательщиками предусмотренных НК РФ обязанностей, а также на 2) привлечение налогоплательщиков (налоговых агентов) к ответственности за нарушение налогового законодательства, то есть, говоря простым языком, на пополнение бюджета за счет взыскания пеней и штрафов.
Вспоминается африканская пословица. «Каждое утро газель просыпается с мыслью, что если она сегодня не убежит от льва, то это будет ее последний день, потому что она станет его добычей. Каждое утро лев просыпается с мыслью, что если он не догонит газель, то это будет его последний день, потому что он умрет от голода». Только не хочется ассоциировать бизнес с газелью, а государство – со львом.
Руководитель ФНС объяснил Путину ситуацию с Единым налоговым счетом
Количество проблемных вопросов, связанных с переходом на Единый налоговый счет (ЕНС), снизилось, во II квартале 2023 г. планируется перейти к обычному режиму работы новой системы уплаты налогов, сообщил руководитель Федеральной налоговой службы (ФНС) Даниил Егоров в ходе совещания президента Владимира Путина с членами правительства. Его стенограмма приводятся на сайте Кремля.
По словам Егорова, сейчас вопросы налогоплательщиков в основном связаны с формированием необоснованной задолженности, когда на портале Госуслуг или в личном кабинете некорректно отражается сальдо расчета с бюджетом, а также с ожиданием справки об отсутствии задолженности.
Всеобщий переход на ЕНС был одобрен Госдумой в конце 2021 г. Принцип единого платежа тестировался на протяжении второго полугодия 2022 г. ЕНС – это единая сумма расчетов налогоплательщика с бюджетом, приводит ФНС описание нового режима на своем сайте. Налогоплательщик всегда будет понимать – либо он должен государству, либо он может распорядиться положительным остатком по своему усмотрению. До 1 января предприниматели должны были заполнять множество платежек с различными реквизитами и сроками уплаты. Теперь государство самостоятельно распределяет платежи по налогам и бюджетам, у плательщика появляется единое сальдо расчетов с бюджетом. ЕНС предполагает один платеж в месяц, универсальные реквизиты для всех налогов, один срок уплаты и одну дату предоставления отчетности.
«Благодаря новому механизму обязательства будут автоматически оплачиваться с единого счета. Всего 1 платеж в месяц вместо возможных 60. Ежегодно мы обрабатывали 650 млн платежей, и каждый 8 платеж к нам приходил с ошибкой. Благодаря ЕНС такие ситуации сведены к минимуму», – рассказал Егоров. Налоговый календарь теперь максимально прост — до 25-го числа нужно сдать декларации, до 28-го числа перевести средства на счет, указал глава ФНС.
Введение такого механизма затронуло процедуру поступления средств в бюджетную систему, отметил он. Для поддержки баланса своих бюджетов регионы при необходимости могут получить дополнительные объемы краткосрочных казначейских кредитов, заметил Егоров. «Совместно с Казначейством мы быстро решаем возникающие вопросы с финансовыми органами субъектов», – добавил он. ФНС также собирает обратную связь от бизнеса. По вопросам ЕНС создана отдельная линия консультаций в контакт-центре, где можно не только оперативно получить разъяснения по данной теме, но и записаться в инспекцию, пояснил глава ведомства.
ФНС договорились с ОНФ о совместном мониторинге по вопросам, связанным с ЕНС, и открыла центры информирования налогоплательщиков и сбора обратной связи, добавил Егоров. Также, по его словам, в ближайшее время будет открыт доступ к информации о расчетах с бюджетом в личном кабинете налогоплательщика. Сейчас установлен мораторий на принудительное взыскание задолженности, напомнил он. «Пока мы не проведем сверки со всеми налогоплательщиками в марте-апреле, пока не будем на 100% уверены в расчетах каждого, штрафов и пени не будет», – заверил глава ведомства.
«Вы сами обратили внимание на формирование необоснованной задолженности, здесь все известно, все вы знаете. Это вопрос технического характера, нужно просто привести это в порядок и обратить на это внимание в будущем», – ответил Путин.
В начале февраля представитель ОНФ сообщал «Ведомостям», что во всех региональных отделениях Народного фронта совместно с налоговой службой будут открыты центры информирования и сбора обратной связи при переходе на ЕНС.
Внесены очередные корректировки в механизм работы ЕНС
31.07.2023 Президент РФ подписал Федеральный закон № 389-ФЗ (далее – «Закон 389-ФЗ»), который, помимо прочего, внес важные коррективы в механизм уплаты налогов, сборов и страховых взносов через единый налоговый счет (далее – «ЕНС»).
Большинство из них начнет применяться с 01.10.2023.
Об изменениях в части НДФЛ и страховых взносов, международного налогообложения и иных важных поправках, внесенных Законом 389-ФЗ, читайте в других наших обзорах.
С 29.06.2023 начало действовать правило об автоматическим зачете положительного сальдо ЕНС (в соответствующей части) в счет текущих платежей организации – налогового агента по НДФЛ на день, следующий за днем представления соответствующего уведомления об исчисленных суммах данного налога (см. подробнее наш обзор).
С 01.10.2023 перечень оснований для применения такого автоматического зачета будет расширен.
Страховые взносы: автоматический зачет будет применяться к текущим обязательствам по страховым взносам также на следующий день после представления уведомления. При этом, если будут одновременно представлены уведомления по НДФЛ и по страховым взносам, сначала будет осуществляться зачет обязательств по НДФЛ, а затем – при наличии остатка положительного сальдо ЕНС – зачет обязательств по страховым взносам.
Важно отметить, что с точки зрения очередности списания денежных средств с ЕНС текущие обязательства по страховым взносам продолжают оставаться в четвертой очереди наряду с текущими платежами по иным налогам и сборам, за исключением НДФЛ, который с 29.05.2023 списывается в первоочередном порядке (пп.пп. 1, 2 п. 8 ст. 45 НК РФ).
Следовательно, страховые взносы будут списываться с ЕНС:
1) в приоритетном порядке по отношению к другим текущим налоговым обязательствам (кроме НДФЛ), если произошел автоматический зачет на дату представления уведомления,
2) в общем порядке совместно с другими текущими налоговыми платежами (кроме НДФЛ), если на дату представления уведомления по страховым взносам на ЕНС отсутствовало положительное сальдо в достаточной сумме.
При этом, если впоследствии на 28-е число соответствующего месяца на ЕНС налогоплательщика будет недостаточно денежных средств для покрытия его текущих налоговых обязательств в полном объеме, обязательства по страховым взносам:
1) в первом случае: будут погашены в полном объеме (автоматический зачет не подлежит отмене), а текущие обязательства по остальным налогам будут погашаться пропорционально;
2) во втором случае: будут погашаться пропорционально наряду с другими текущими налоговыми обязательствами (п. 10 ст. 45 НК РФ).
Налоговые обязательства налогоплательщика – физического лица: автоматический зачет положительного сальдо ЕНС будет применяться в отношении текущих налоговых обязательств налогоплательщика – физического лица со дня направления ему налоговым органом налогового уведомления.
На период до 31.12.2023 налоговым агентам предоставлено право представлять «промежуточное» уведомление об исчисленных суммах НДФЛ, то есть отчитываться по НДФЛ два раза в месяц:
12-го числа – за период с 23-го числа предыдущего месяца по 9-ое число текущего месяца;
25-го числа – за период с 23-го числа предыдущего месяца по 22-ое число текущего месяца.
Воспользоваться данным правом будет возможно с 01.10.2023.
При использовании данного права необходимо помнить о том, что при каждом представлении уведомления об исчисленных суммах НДФЛ происходит автоматический зачет имеющегося на этот момент положительного сальдо ЕНС на соответствующую сумму НДФЛ. Такой зачет является обязательным и не подлежит отмене по заявлению налогоплательщика.
Если размер авансовых платежей по налогу, рассчитанный нарастающим итогом за текущий отчетный период (например, за 9 месяцев), превышает их размер за предыдущий отчетный период (за 6 месяцев), налогоплательщик вправе представить «отрицательное» уведомление об исчисленных суммах налога по авансовым платежам, тем самым уменьшив свою совокупную обязанность.
Прямо уточняется, что размер совокупной обязанности налогоплательщика определяется на основании уведомлений об исчисленных суммах налогов до даты представления налоговой декларации (расчета) по соответствующему налогу. Последующая подача налоговой декларации (расчета) будет в полном объеме заменять ранее поданные по данному налогу уведомления.
Данное уточнение призвано устранить возникающие в настоящее время ошибки в тех случаях, когда сумма налога в налоговой декларации меньше суммы налога, указанной в поданных уведомлениях, а получившийся в итоге «излишек» продолжает отражаться в составе совокупной обязанности налогоплательщика.
Уточняется, что совокупная обязанность, сформированная на основании:
уточненных налоговых деклараций (расчетов) с уменьшением суммы налога к уплате, представленных после наступления срока уплаты соответствующих налоговых платежей;
налоговых деклараций с заявлением сумм налогов к возмещению или применением налоговых вычетов для целей НДФЛ;
налоговых деклараций (расчетов), в отношении которых есть подозрение о неправильном заполнении (выявлены расхождения с контрольным соотношением*),
отражается на ЕНС:
со дня вступления в силу решения по результатам камеральной налоговой проверки; или
в течение 10 дней со дня окончания установленного ст. 88 НК РФ срока проведения камеральной налоговой проверки; или
со дня, следующего за днем завершения камеральной налоговой проверки, если при ее проведении не были выявлены нарушения.
* Перечень контрольных соотношений подлежит утверждению ФНС России.
Абз. 2 п. 1 ст. 78 НК РФ предоставляет налогоплательщикам право зачесть денежные средства, формирующие положительное сальдо их ЕНС, в счет исполнения налоговой обязанности третьего лица.
Ст. 10 Закона 389-ФЗ вводит мораторий на осуществление такого зачета, который будет применяться с 31.07.2023 до 31.12.2023.
Специалисты налоговой и таможенной практики юридической фирмы Nextons имеют значительный опыт консультирования налогоплательщиков и налоговых агентов, а также сопровождения налоговых проверок и участия в разрешении споров по вопросам, связанным с исполнением обязанности по исчислению, удержанию и уплате налогов, сборов и страховых взносов, и будут рады оказать всестороннюю поддержку по данному направлению.
Анатолий Артамонов: Единый налоговый счет упростил отчетность, но этот механизм можно еще улучшить
В Совфеде предлагают кабмину сообща подумать над совершенствованием ЕНС
В 2023 году всем налогоплательщикам, в том числе организациям и индивидуальным предпринимателям, открыт единый налоговый счет (ЕНС), который пополняется с помощью единого налогового платежа до срока уплаты налогов. Предприниматель в любое удобное время может перечислить сюда деньги, а когда подходит срок уплаты, подает уведомление, и налоговая распределяет средства со счета сама. В теории единый платеж упрощает бизнесу расчеты с бюджетом, но практика показала, что полезная новация имеет для муниципалитетов и побочный эффект. В январе — феврале поступления в региональные и особенно местные бюджеты существенно сократились, что обусловлено последовательностью и пропорциональностью зачисления средств в рамках единого налогового платежа.
Для купирования негативных последствий перехода на ЕНС Минфин опережающе выплачивал дотации регионам, при этом у субъектов появилась возможность покрывать образующиеся временные кассовые разрывы бюджетными кредитами. Об этом в интервью «Парламентской газете» рассказал председатель Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам Анатолий Артамонов.
— Анатолий Дмитриевич, в 2023 году кардинально поменялся порядок уплаты налогов — все организации и предприниматели должны перейти на единый налоговый платеж. Можно ли подвести итоги эксперимента по его введению, который прошел в 2022 году?
— Федеральная налоговая служба считает эксперимент по внедрению единого налогового платежа достаточно успешным. Его задачей была подготовка к введению института единого налогового счета для всех налогоплательщиков. По отчету ФНС России, который мы получили, в ходе эксперимента на особый порядок уплаты перешли 762 налогоплательщика, в том числе 490 юридических лиц, 12 из которых крупнейшие налогоплательщики, в частности, АО «РЖД», и 272 индивидуальных предпринимателя, которые состоят на учете в 67 регионах. Но это только 0,01 процента от общего количества налогоплательщиков, состоящих на учете в налоговых органах.
В рамках пилотного проекта были апробированы механизмы представления уведомлений об исчисленных суммах налогов, сборов, страховых взносов, проведения уплаты единым налоговым платежом, его распределения в счет имеющихся обязательств и возврата на расчетный счет плательщика. Общая сумма платежей, поступивших в качестве единого налогового платежа за период эксперимента с 1 июля по 31 декабря 2022 года, составила 462 миллиарда рублей, из них было распределено в бюджетную систему страны более 408 миллиардов рублей.
— ФНС отмечает успехи, а как сами участники эксперимента восприняли новацию?
— Согласно отчету, участники пилотного проекта оценили преимущества нового порядка исполнения обязанности по уплате налогов, их уровень удовлетворенности вырос с 57 процентов в июле до 99 процентов в декабре 2022 года. Но, на наш взгляд, не все так гладко. Дело в том, что эксперимент был выстроен таким образом, что ни в одном регионе в эксперимент не вошли все налогоплательщики, зарегистрированные на его территории. Отсюда и имеющиеся на сегодня издержки по исполнению закона. В ходе этого эксперимента были апробированы подходы к введению института ЕНС только со стороны налогоплательщиков, между тем проблемы со стороны региональных и местных бюджетов, которые проявились после 1 января 2023 года, выявлены не были.
— На заседании комитета 22 февраля вы отметили, что недоимку в рамках единого налогового платежа по НДС, по налогам на имущество и на землю ФНС пытается закрыть с помощью НДФЛ. Насколько эта практика распространена по регионам? Поступают ли жалобы с мест и как планирует отреагировать Совет Федерации?
— Сейчас к нам потоком идут обращения регионов о ситуации, возникшей в текущем году в связи с введением института ЕНС. В обращениях указывается, что в январе — феврале 2023 года наблюдается существенное снижение налоговых поступлений в региональные и особенно местные бюджеты, что обусловлено последовательностью и пропорциональностью зачисления денежных средств в рамках единого налогового платежа. Так, поступления от уплаты НДФЛ, как вы правильно отметили, частично учитываются в счет исполнения обязанности по уплате недоимки по НДС и иным налогам, зачисляемым в федеральный бюджет. Особенно критическая ситуация сложилась в муниципальных образованиях.
— Насколько понимаю, это не единственная проблема?
— Усугубляет ситуацию и поздний срок уплаты единого налогового платежа — 28-е число, а также отсутствие у регионов и муниципальных образований информации о поступлении налоговых доходов, необходимой для работы региональных и муниципальных межведомственных комиссий по укреплению финансовой и налоговой дисциплины. Сюда же можно отнести списание средств межбюджетных трансфертов и источников финансирования дефицита бюджета с единых счетов бюджетов в рамках механизма ЕНС. Наш комитет начал заниматься этими вопросами начиная с октября 2022 года, и сейчас они — в центре внимания, руководство Совета Федерации в лице Валентины Ивановны Матвиенко держит их на особом контроле. Предложения комитета были включены в постановления Совета Федерации и рекомендации парламентских слушаний. Кроме того, мы создали рабочую группу по подготовке предложений по обеспечению сбалансированности региональных бюджетов и в рамках этой группы с приглашением руководства Минфина, казначейства, ФНС ежемесячно рассматриваем вопросы применения ЕНС, а также поступающие обращения субъектов Федерации.
— Можете озвучить основные инициативы сенаторов в этом вопросе?
— Мы предлагаем рассмотреть вопрос о введении до 1 января 2025 года моратория на применение института ЕНС либо исключить возможность использования доходов от НДФЛ для погашения задолженности по другим налоговым платежам в бюджеты бюджетной системы. Это объясняется тем, что НДФЛ — особый налог, плательщиками которого являются физлица, а организации лишь исполняют функции налоговых агентов.
Также мы предлагаем установить обязанность налоговых органов в рамках механизма ЕНС предварительно информировать органы государственной власти регионов и органы местного самоуправления о суммах, которые подлежат списанию в связи с погашением задолженности с указанием конкретных налогоплательщиков для того, чтобы была возможность оперативно планировать расходы региональных и местных бюджетов.
Кроме того, чтобы комиссии по налоговой дисциплине, созданные в регионах, могли продолжить свою работу, необходимо, чтобы они, как и ранее, могли получать необходимую информацию по имеющейся задолженности в разрезе налогоплательщиков.
— Какова позиция Минфина в этом вопросе и возможен ли компромиссный вариант решения проблемы?
— Уверен, что в конечном итоге компромиссный вариант будет найден. Минфин соглашается с нашим предложением о том, чтобы НДФЛ был исключен из числа налогов, участвующих во взаимных зачетах при определении задолженности налогоплательщиков перед бюджетной системой. Надо отметить, что Министерством финансов и Федеральным казначейством с начала года были приняты меры по снижению рисков негативных последствий перехода на ЕНС. Опережающе выплачивались дотации из федерального бюджета региональным. При этом регионам дали право на получение бюджетных кредитов на покрытие образующихся временных кассовых разрывов в ходе исполнения региональных и местных бюджетов.
Читайте также:
— Совет Федерации одобрил введение специальных казначейских кредитов для регионов со сроком погашения до 15 лет. Насколько, по-вашему, этот новый финансовый инструмент окажется востребованным субъектами?
— Специальные казначейские кредиты дополняют действующие с 2021 года инструменты льготного бюджетного кредитования, которые направлены на ускоренное развитие инфраструктуры в регионах. Одна из главных задач, поставленных Президентом в Послании Федеральному Собранию, — значительное ускорение обновления социальной инфраструктуры в регионах. Поэтому специальные казначейские кредиты будут предоставлены регионам в общей сумме 250 миллиардов рублей для создания объектов здравоохранения, образования, культуры и спорта. Еще 50 миллиардов рублей по поручению главы государства планируется направить на обновление общественного пассажирского транспорта на основе современных технологий в регионах, в первую очередь в малых городах и сельских территориях. Кроме того, по инициативе президента вводятся дополнительные краткосрочные кредитные инструменты на очень льготной для регионов основе с целью опережающего финансирования капитальных вложений, в том числе строительства, реконструкции, приобретения объектов, капитального и текущего ремонта. Соответствующий закон уже принят парламентом. Все эти инструменты востребованы уже сейчас. Уверен, что регионы смогут воспользоваться этими возможностями, — у каждой региональной команды наработана практика подготовки проектов для прохождения отбора, сформированы планы и есть понимание, что ускоренное развитие инфраструктуры даст необходимый импульс развитию регионов в целом.
— В ходе послания Федеральному Собранию Президент предложил увеличить размеры социального налогового вычета на обучение детей, а также оплату медицинских услуг и покупку лекарств. На ваш взгляд, насколько эффективна предложенная мера?
— Вопрос с увеличением предельных размеров социальных налоговых вычетов поднимался и раньше. Совет Федерации неоднократно обращался в Правительство с предложениями о пересмотре и повышении предельных лимитов. Необходимо отметить, что действующие в настоящее время предельные размеры этих налоговых вычетов были проиндексированы 15 лет назад. Размер вычета на собственное обучение налогоплательщика, а также на лечение и приобретение лекарств действует с 2009 года, а на обучение детей — с 2007 года. Меду тем стоимость лекарств, образовательных и медицинских услуг ежегодно растет. А в прошедшие годы — в период пандемии, в 2022 году — они выросли еще больше. Также росла и нагрузка на семейные бюджеты. Несмотря на то что увеличение предельных размеров вычетов повлечет сокращение поступлений по налогу на доходы физических лиц в консолидированные бюджеты субъектов, надо иметь в виду, что эти меры имеют мультипликативный эффект. Реализация предложенных президентом мер позволит повысить эффективность механизма финансовой поддержки наших граждан, в том числе семей с детьми, а также заинтересованность граждан к получению образования, в том числе дополнительного. А это тоже инвестиции в экономику.