Москва как субъект Российской Федерации. Справка
Москва – субъект Российской Федерации, город федерального значения, столица Российской Федерации. Имеет свою территорию, население, органы государственной власти и местного самоуправления, герб, флаг и гимн. Москва является политическим центром России – на ее территории разместились органы государственной власти РФ.
Город расположен в центре европейской части России, в междуречье Оки и Волги, в центре Московской области (координаты 55°45′ северной широты и 37°37′ восточной долготы от Гринвичского меридиана). Основная водная артерия города – Москва-река – проходит городскую зону в своем среднем течении и впадает в Оку – крупнейший из правых притоков Волги.
Площадь столицы – 1081 кв км.
Дата основания города — 1147 год (первое упоминание в Ипатьевской летописи).
Постоянное население города на 1 января 2010 г. составляет более 10,56 млн человек.
Национальный состав: русские, украинцы, татары, армяне, азербайджанцы, евреи, белорусы, грузины, молдаване, таджики, узбеки, мордва и т. д. (по убыванию численности, согласно данным Всероссийской переписи населения 2002 г.).
Высший и единственный постоянно действующий законодательный (представительный) орган государственной власти города Москвы – Московская городская Дума. Сформирована в 1993 г. Компетенция Московской городской Думы определена уставом города Москвы. порядок осуществления Думой своих полномочий, правила и процедуры работы Думы установлены регламентом Московской городской Думы.
Численный состав Думы – 35 депутатов, работающих на постоянной основе. С 2009 г. выборы в Думу проводятся по 17 одномандатным избирательным округам и городскому избирательному округу. По городскому избирательному округу от избирательных объединений избирается 18 депутатов.
В систему исполнительной власти города Москвы входят: мэр Москвы, правительство Москвы, отраслевые, функциональные и территориальные органы исполнительной власти. Высшим должностным лицом города Москвы является мэр Москвы, наделяемый полномочиями на 5 лет в порядке, установленном федеральным законодательством и Уставом города Москвы. Правительство Москвы является высшим постоянно действующим коллегиальным исполнительным органом государственной власти города Москвы, обладающим общей компетенцией и обеспечивающим согласованную деятельность подведомственных ему органов исполнительной власти города Москвы. Правительство Москвы формирует и возглавляет мэр Москвы.
В столице осуществляет свою деятельность Управление Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в городе Москве, реализующее организационное обеспечение деятельности районных судов, гарнизонных военных судов, органов судейского сообщества Москвы, а также финансирование мировых судей. Судебную систему Москвы составляют федеральные суды и мировые судьи субъекта Российской Федерации – города Москвы.
Территориальными единицами города Москвы являются районы и административные округа, имеющие наименования и границы, закрепленные правовыми актами города Москвы. Административное управление города осуществляется через административные округа (образованы в 1991 г.). Образование и упразднение административных округов, установление и изменение их границ, а также присвоение им наименований осуществляется мэром Москвы. Во главе административных округов стоят префекты, которые назначаются мэром и осуществляют руководство местным управлением в округах. Территориальными органами исполнительной власти столицы, подведомственными правительству Москвы, являются районные управы.
Особенности градостроительного развития столицы установились уже в XII веке в процессе основания города. Центральная часть Москвы прирастала окраинами, следуя средневековому принципу городской застройки, когда мощные крепостные стены постепенно опоясывали круговые улицы примыкавших к ним новых поселений. Первые защитные сооружения заложили траекторию московских колец, обозначив основу всей будущей планировки российской столицы.
Кольцевой границей города в разное время служили: кремлевская стена, Земляной город, Камер-коллежский вал, бульварное кольцо, Малое кольцо железной дороги. С 1960 г. границей Москвы является Московская кольцевая автодорога (МКАД). Форму круга имеет и основная ветка Московского метрополитена ‑ Кольцевая, и завершенное в 2005 г. Третье транспортное кольцо столицы. Таким образом, характерная для Москвы радиально-кольцевая планировка продолжает определять развитие мегаполиса. Однако в состав современной Москвы включен также ряд территорий, расположенных за пределами МКАД, в том числе город Зеленоград.
Москва является деловым центром страны — в столице расположены ведущие экономико-финансовые структуры, более половины коммерческих и специализированных банков страны, представительства крупнейших российских компаний и ведущих мировых корпораций. Кроме того, в Москве зарегистрировано более 200 тысяч малых предприятий. Показатель занятости в этой сфере в столице приближается к европейскому, который составляет 50-55%.
На Москву ориентирована существующая транспортная система России, что определяет концентрацию в столице основных грузовых и пассажирских потоков, а также формирование на базе Московского транспортного узла национального торгово-распределительного центра, в котором сосредоточено почти 70% складских площадей страны. Москва-река обеспечивает выход к пяти морям — Азовскому, Балтийскому, Белому, Каспийскому и Черному.
Москва – основной поставщик товаров и услуг, кадровых ресурсов, научно-инновационных разработок и передовых технологий в стране. Перспективными для вложений считаются такие отрасли, как топливно-энергетический комплекс, промышленность, транспорт, торговля, связь, туризм, образование. Инвестиции в Москву составляют более 60% от общего объема поступивших в Россию, 1/3 городского бюджета формируется за счет внешнеэкономической деятельности, четверть торгового оборота страны также приходится на столицу. В Москве зарегистрированы представительства более 6800 иностранных компаний. На территории Москвы активно формируются особые экономические зоны и технопарки.
Москва – это свыше 5500 предприятий общественного питания, более 5 000 км улиц и дорог, свыше 1230 вузов, более 660 маршрутов городского транспорта, свыше 600 музеев, усадеб и художественных галерей, около 500 выставок ежегодно, более 350 дворцов спорта, стадионов, бассейнов и катков, свыше 290 банков, более 290 км линий метрополитена, около 240 гостиниц, более 100 театров и концертных залов, более 100 садов и парков.
Одна треть всех научных работников страны – это научный потенциал Москвы. В столице обучается более одного миллиона студентов и около 50 тысяч аспирантов.
В столице сосредоточено 38% исторических объектов страны, из которых 200 занесены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Ежегодно Москву посещает свыше 4 млн туристов, больше всего гостей прибывает из Германии, США и Китая, а также из Великобритании, Франции, Турции, Италии, Израиля, Японии и Испании. Более 70% иностранных туристов, прибывающих в Россию, посещают Москву.
Глава 6. Законодательная власть города Москвы
1. Московская городская Дума является постоянно действующим высшим и единственным законодательным (представительным) органом государственной власти города Москвы.
2. Московская городская Дума обладает правами юридического лица, имеет гербовую печать.
Информация об изменениях:Законом г. Москвы от 22 декабря 2010 г. N 55 часть 3 статьи 33 настоящего Закона изложена в новой редакции, вступающей в силу с 1 августа 2011 г.
См. текст части в предыдущей редакции
3. Численный состав Московской городской Думы — 45 депутатов. Московская городская Дума избирается сроком на пять лет.
Статья 34. Депутаты Московской городской Думы
1. Депутаты Московской городской Думы избираются жителями города Москвы на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
2. Депутатом Московской городской Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования 21 года и обладающий избирательным правом.
3. Порядок выборов депутатов Московской городской Думы устанавливается законом города Москвы.
4. Московская городская Дума является правомочной, если в ее состав избрано не менее двух третей депутатов от установленного численного состава Московской городской Думы. Московская городская Дума нового созыва собирается на свое первое заседание по праву на тридцатый день после дня избрания не менее двух третей депутатов от установленного численного состава Московской городской Думы. Первое заседание Московской городской Думы может быть созвано и ранее указанного срока в соответствии с указом Мэра Москвы. Открывает первое заседание старейший по возрасту депутат. Полномочия депутатов Московской городской Думы предыдущего созыва прекращаются с момента открытия первого заседания Московской городской Думы нового созыва.
ГАРАНТ:О первом заседании Московской городской Думы пятого созыва см. Указ Мэра Москвы от 14 октября 2009 г. N 78-УМ
5. Если при проведении выборов избрано менее 2/3 установленного числа депутатов Московской городской Думы нового созыва, прекращенными считаются полномочия депутатов прежнего созыва в округах, в которых избраны депутаты нового созыва Московской городской Думы.
6. При вступлении в должность депутат Московской городской Думы приносит присягу:
«Клянусь при осуществлении полномочий депутата Московской городской Думы соблюдать Конституцию Российской Федерации и федеральные законы, Устав города Москвы и законы города Москвы, честно и добросовестно исполнять возложенные на меня обязанности, служить процветанию города и благополучию его жителей.»
Информация об изменениях:Законом г. Москвы от 22 октября 2008 г. N 48 часть 7 статьи 34 настоящего Закона изложена в новой редакции
См. текст части в предыдущей редакции
7. Депутат Московской городской Думы работает на постоянной основе и обязан соблюдать ограничения и запреты, установленные федеральным законодательством и законами города Москвы.
8. Депутат Московской городской Думы имеет право на внесение депутатского запроса. Порядок внесения и рассмотрения депутатского запроса устанавливается законом города Москвы.
9. Депутат Московской городской Думы вправе добровольно сложить свои полномочия.
10. Гарантии депутатской деятельности и статус депутата Московской городской Думы устанавливаются законом города Москвы в соответствии сфедеральным законодательством.
Статья 35. Полномочия Московской городской Думы
1. Московская городская Дума:
1) принимает Устав города Москвы;
2) принимает законы города Москвы в пределах полномочий города Москвы;
3) принимает постановления Московской городской Думы;
4) избирает Председателя Московской городской Думы и его заместителей и освобождает их от должности;
5) устанавливает и изменяет структуру Московской городской Думы; образовывает и упраздняет депутатские комиссии и рабочие группы Московской городской Думы; утверждает положение об Аппарате Московской городской Думы; назначает руководителя Аппарата Московской городской Думы и освобождает его от должности;
ГАРАНТ:См. Положение о структуре Московской городской Думы, утвержденное постановлением Московской городской Думы от 21 октября 2009 г. N 3
6) осуществляет контроль за исполнением законов города Москвы;
7) осуществляет право законодательной инициативы в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации;
Информация об изменениях:Законом г. Москвы от 14 июля 2010 г. N 33 пункт 8 части 1 статьи 35 настоящего Закона изложен в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2011 г.
См. текст пункта в предыдущей редакции
8) избирает представителя от Московской городской Думы в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законодательством и нормативными правовыми актами города Москвы;
ГАРАНТ:Согласно Закону г. Москвы от 13 июля 2001 г. N 32 до вступления в силу решения об избрании (назначении) представителей от законодательного (представительного) и исполнительного органов государственной власти г. Москвы в Совете Федерации Федерального Собрания РФ Мэр Москвы и Председатель Московской городской Думы в соответствии с Конституцией РФ и федеральным законом по должности представляют город Москву в Совете Федерации Федерального Собрания РФ
9) направляет в Конституционный Суд Российской Федерации запрос в соответствии со статьей 125 Конституции Российской Федерации;
10) выражает в порядке, установленном законом города Москвы, согласие на назначение Прокурора города Москвы;
11) назначает Председателя Контрольно-счетной палаты Москвы, его заместителя, аудиторов Контрольно-счетной палаты Москвы и освобождает их от должности;
12) назначает по представлению Мэра Москвы судей Уставного суда города Москвы;
Информация об изменениях:Законом г. Москвы от 27 июня 2012 г. N 29 пункт 13 части 1 статьи 35 настоящего Закона изложен в новой редакции, вступающей в силу с 1 июля 2012 г., но не ранее чем со дня официального опубликования названного Закона
См. текст пункта в предыдущей редакции
13) назначает выборы в Московскую городскую Думу, выборы Мэра Москвы, голосование по отзыву Мэра Москвы в порядке, установленномфедеральным законодательством и законодательством города Москвы;
14) утратил силу с 1 июля 2012 г., но не ранее чем со дня официального опубликования Закона г. Москвы от 27 июня 2012 г. N 29;
Информация об изменениях:См. текст пункта 14 части 1 статьи 35
Законом г. Москвы от 14 июля 2010 г. N 33 часть 1 статьи 35 настоящего Закона дополнена пунктом 14.1
14.1) заслушивает ежегодные отчеты Мэра Москвы о результатах деятельности Правительства Москвы, в том числе по вопросам, поставленным Московской городской Думой;
15) участвует в формировании избирательных комиссий в соответствии с федеральным законодательством и законами города Москвы;
16) выражает недоверие Мэру Москвы и должностным лицам, в назначении которых Московская городская Дума принимала участие, в случаях и в порядке, предусмотренных федеральным законодательством и настоящим Уставом;
17) устанавливает порядок назначения и проведения референдума города Москвы в соответствии с федеральным законодательством и законамигорода Москвы;
Информация об изменениях:Законом г. Москвы от 22 октября 2008 г. N 48 пункт 18 части 1 статьи 35 настоящего Закона изложен в новой редакции,вступающей в силу одновременно с вступлением в силу закона г. Москвы об Уполномоченном по правам человека в г. Москве
См. текст пункта в предыдущей редакции
18) назначает на должность и освобождает от должности Уполномоченного по правам человека в городе Москве в порядке, установленном закономгорода Москвы;
19) назначает мировых судей города Москвы в порядке, установленном законами города Москвы;
20) заключает соглашения с органами законодательной (представительной) власти других субъектов Российской Федерации и иностранных государств;
21) утверждает договоры и соглашения города Москвы в порядке, установленном федеральным законодательством и законами города Москвы;
22) решает иные вопросы, отнесенные Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, другими правовыми актами Российской Федерации, законами города Москвы к ее ведению.
2. Московская городская Дума самостоятельно решает вопросы организационного, правового, информационного, материально-технического и финансового обеспечения своей деятельности.
ГАРАНТ:См. Положение о служебных командировках лиц, замещающих государственные должности г. Москвы в Мосгордуме, утвержденноепостановлением Московской городской Думы от 23 июня 2010 г. N 229
О порядке финансирования законопроектных и экспертных работ см. постановление Московской городской Думы от 16 марта 2005 г. N 55
3. Порядок осуществления Московской городской Думой своих полномочий, правила и процедуры работы Московской городской Думы устанавливаютсяРегламентом Московской городской Думы.
4. Московская городская Дума осуществляет свои полномочия на заседаниях. Заседания Московской городской Думы проводятся открыто. В предусмотренных Регламентом Московской городской Думы случаях могут проводиться закрытые заседания.
Статья 36. Принятие Московской городской Думой законов, постановлений и иных актов
Информация об изменениях:Законом г. Москвы от 27 июня 2012 г. N 29 часть 1 статьи 36 настоящего Закона изложен в новой редакции, вступающей в силу с 1 июля 2012 г., но не ранее чем со дня официального опубликования названного Закона
См. текст части в предыдущей редакции
1. Право законодательной инициативы принадлежит депутатам, комиссиям Московской городской Думы и фракциям в Московской городской Думе, Мэру Москвы, Прокурору города Москвы, представителю от Московской городской Думы в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, представительным органам местного самоуправления, а также гражданам, реализующим право гражданской законодательной инициативы в порядке, установленном законом города Москвы. Право законодательной инициативы в Московской городской Думе принадлежит также Председателю Московского городского суда, Председателю Арбитражного суда города Москвы, Уставному суду города Москвы, Уполномоченному по правам человека в городе Москве, Московской городской избирательной комиссии по вопросам их ведения, а в случаях, предусмотренных законами города Москвы, — Совету муниципальных образований города Москвы.
Информация об изменениях:Законом г. Москвы от 1 июня 2011 г. N 22 часть 2 статьи 36 настоящего Закона изложена в новой редакции
См. текст части в предыдущей редакции
2. Проекты законов города Москвы по вопросам управления и распоряжения собственностью города Москвы, о введении либо об отмене налогов, освобождении от их уплаты, изменении финансовых обязательств города Москвы, другие проекты законов города Москвы, предусматривающие расходы, покрываемые за счет средств бюджета города Москвы, а в случаях, предусмотренных законом города Москвы, проекты постановлений Московской городской Думы рассматриваются Московской городской Думой по представлению Мэра Москвы либо при наличии его заключения. Данное заключение представляется в Московскую городскую Думу в тридцатидневный срок со дня получения Мэром Москвы проекта закона города Москвы, проекта постановления Московской городской Думы соответственно.
3. Законодательная инициатива реализуется внесением в Московскую городскую Думу проектов закона города Москвы, постановления Московской городской Думы.
4. Московская городская Дума правомочна принимать законы города Москвы, постановления Московской городской Думы, заявления, обращения, документы по организации работы Московской городской Думы, если число депутатов присутствующих (зарегистрированных) на заседании Московской городской Думы, составляет не менее половины от установленного числа депутатов Московской городской Думы.
5. Устав принимается большинством не менее двух третей голосов от установленного числа депутатов Московской городской Думы.
6. Законы города Москвы принимаются большинством голосов от установленного численного состава депутатов Московской городской Думы, если иное не предусмотрено федеральным законом. Постановления Московской городской Думы принимаются большинством голосов от числа избранных депутатов, если иное не предусмотрено федеральным законом.
7. Законами города Москвы регулируются вопросы, отнесенные в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, настоящим Уставом и иными законами города Москвы к ведению города Москвы. Постановлениями Московской городской Думы оформляются решения организационно-распорядительного характера по вопросам, отнесенным Конституцией Российской Федерации, федеральными законами к ведению законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
8. Законы города Москвы подписываются Мэром Москвы, а постановления Московской городской Думы — Председателем Московской городской Думы в порядке, установленном законом города Москвы. Законы города Москвы, принятые Московской городской Думой, направляются для подписания и обнародования Мэру Москвы в четырнадцатидневный срок. Мэр Москвы подписывает и обнародует принятые Московской городской Думой законы города Москвы в четырнадцатидневный срок.
9. Документы, не являющиеся законами города Москвы или постановлениями Московской городской Думы, принимаются в соответствии с РегламентомМосковской городской Думы.
10. Порядок и условия принятия Московской городской Думой процедурных решений устанавливаются Регламентом Московской городской Думы.
Статья 37. Председатель Московской городской Думы и его заместители
ГАРАНТ:См. Закон г. Москвы от 19 ноября 2003 г. N 74 «О должностных знаках Мэра Москвы и Председателя Московской городской Думы»
1. Московская городская Дума избирает из числа депутатов тайным голосованием Председателя Московской городской Думы и его заместителей. Срок полномочий и порядок избрания Председателя Московской городской Думы и его заместителей устанавливаются Регламентом Московской городской Думы.
ГАРАНТ:Об избрании Председателя Московской городской Думы см. постановление Московской городской Думы от 21 октября 2009 г. N 4
Об избрании заместителей Председателя Московской городской Думы см. постановление Московской городской Думы от 21 октября 2009 г. N 5
2. Председатель Московской городской Думы:
1) отвечает за подготовку заседаний Московской городской Думы;
2) ведет заседания Московской городской Думы, осуществляя предусмотренные Регламентом Московской городской Думы полномочия председательствующего;
3) созывает внеочередные заседания Московской городской Думы;
4) подписывает постановления, заявления, обращения и другие документы Московской городской Думы;
5) выполняет представительские функции;
6) выполняет иные функции в соответствии с федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами города Москвы.
3. В отсутствие Председателя Московской городской Думы его функции выполняет один из заместителей Председателя Московской городской Думы в соответствии с порядком, установленным Регламентом Московской городской Думы. По поручению Московской городской Думы или ее Председателя заместители Председателя Московской городской Думы могут выполнять иные функции.
Статья 38. Осуществление Московской городской Думой контрольных функций
Информация об изменениях:Законом г. Москвы от 22 октября 2008 г. N 48 часть 1 статьи 38 настоящего Закона изложена в новой редакции
См. текст части в предыдущей редакции
1. Московская городская Дума осуществляет контроль за соблюдением и исполнением законов города Москвы и постановлений Московской городской Думы, исполнением бюджета города Москвы, бюджета территориального государственного внебюджетного фонда города Москвы, соблюдением установленного порядка распоряжения собственностью города Москвы.
2. Органы исполнительной власти города Москвы, органы местного самоуправления, иные организации, должностные лица обязаны в месячный срок по обращению Московской городской Думы, депутата Московской городской Думы, депутатской комиссии, рабочей группы или фракции Московской городской Думы предоставлять запрашиваемую информацию по вопросам, относящимся к ведению Московской городской Думы, а в случае указания на нарушение законодательства незамедлительно принимать меры для устранения нарушения и привлечения виновных к ответственности.
Статья 39. Порядок досрочного прекращения полномочий Московской городской Думы
1. Полномочия Московской городской Думы могут быть прекращены досрочно в случае:
1) принятия Московской городской Думой решения о самороспуске в порядке, предусмотренном законодательством города Москвы;
Информация об изменениях:Законом г. Москвы от 1 июня 2011 г. N 22 пункт 2 части 1 статьи 39 настоящего Закона изложен в новой редакции
См. текст пункта в предыдущей редакции
2) роспуска Московской городской Думы Мэром Москвы по основаниям, предусмотренным частью 2 настоящей статьи, а также иным основаниям, предусмотренным федеральным законодательством;
3) вступления в силу решения Московского городского суда о неправомочности данного состава депутатов Московской городской Думы, в том числе в связи со сложением депутатами своих полномочий;
4) роспуска Московской городской Думы Президентом Российской Федерации по основаниям, предусмотренным федеральным законодательством.
2. Мэр Москвы вправе принять решение о досрочном прекращении полномочий Московской городской Думы в случае принятия Московской городской Думой закона города Москвы, постановления Московской городской Думы, противоречащего Конституции Российской Федерации, федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и города Москвы, настоящему Уставу, если такие противоречия установлены соответствующим судом, а Московская городская Дума не устранила их в течение шести месяцев со дня вступления в силу судебного решения.
3. В случае досрочного прекращения полномочий Московской городской Думы в соответствии с настоящим Уставом и законом города Москвы назначаются внеочередные выборы в Московскую городскую Думу. Указанные выборы проводятся через три месяца со дня вступления в силу решения о досрочном прекращении полномочий Московской городской Думы.
г.Москва
Больше всего расселяемых домов находится в ЗАО. 2061 семья из 56 домов получила ключи или уже переехала в новые квартиры.
Три медали завоевали школьники из Москвы на Международной математической олимпиаде
В неофициальном командном зачете сборная России заняла второе место.
Информация
Флаг и герб региона
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
Дата основания – 1147 год
Москва находится в пределах Центрального федерального округа и является его административным центром
Площадь территории (тыс. кв. км.) – 2,6
Население (тыс. чел.) – 13 097,5 (2023 г.)
Национальный состав населения
(по данным Всероссийской переписи населения 2010 г., %):
другие национальности – 5,55%
Административно-территориальное устройство (2023 г.):
внутригородские территории – 146
Географическое положение и природно-климатические условия
Москва – столица Российской Федерации, город федерального значения. Расположен в центре европейской части России, в междуречье Оки и Волги, на стыке трех физико-географических районов: Смоленско-Московской возвышенности, Москворецко-Окской равнины и Мещерской низменности. В пределах Москвы имеются невысокие возвышенности: Боровицкая, Сретенская, Тверская, Трехгорье на Пресне, Воробьевы горы, Таганская и Лефортовская.
Около 30% территории города занято долиной р. Москвы, которая в пределах города имеет асимметричное строение и включает в себя пойму и три надпойменные террасы – Ходынскую, Мневниковскую и Серебряноборскую.
Климат умеренно континентальный. Средняя температура января – минус 5,2°C, июля – плюс 19,9°C. Осадков в среднем выпадает 540–650 мм в год. В теплое время года преобладают юго-западные ветры, а в холодное – северо-западные.
На территории Москвы находятся особо охраняемые природные территории: национальный парк федерального значения «Лосиный остров», около 25 природно-исторических парков, заказников и памятников природы регионального значения.
Система органов государственной власти
Законодательная власть осуществляется Московской городской Думой, которая является постоянно действующим представительным и единственным законодательным органом государственной власти города Москвы.
Московская городская Дума состоит из 45 депутатов, которые избираются по одномандатным округам.
Действующий состав Московской городской Думы избран в сентябре 2019 года. Срок окончания полномочий – сентябрь 2024 года.
Исполнительную власть в Москве осуществляют возглавляемое Мэром города Москвы Правительство, отраслевые, функциональные и территориальные органы государственной власти.
Мэр Москвы – является высшим должностным лицом города Москвы, возглавляющим высший исполнительной орган государственной власти города Москвы. Избирается сроком на пять лет жителями города Москвы. Срок окончания полномочий действующего мэра – сентябрь 2023 года.
Правительство Москвы является высшим, постоянно действующим коллегиальным органом исполнительной власти города Москвы, обладающим общей компетенцией и обеспечивающим согласованную деятельность других органов исполнительной власти города Москвы.
Экономика и природные ресурсы
Москва является политическим, культурным, экономическим и научным центром нашей страны, а также важным транспортным узлом и крупнейшим финансовым центром. Именно здесь располагается основная часть официально зарегистрированных банков в стране.
В структуре экономики Москвы преобладает сектор услуг, включающий в себя сферу торговли, гостиничного хозяйства, ресторанные комплексы, развлекательные заведения, здравоохранения, образование, обеспечение безопасности, сделки с недвижимостью. В Москве сосредоточено до 30% розничного товарооборота в общероссийском масштабе.
Доля промышленного производства в структуре валового регионального продукта составляет около 16%.
Промышленный сектор Москвы представлен отраслями: машиностроение, черная и цветная металлургия, полиграфия, легкая, химическая, оборонная промышленность.
К крупным промышленным предприятиям города относятся АО «Газпромнефть – Московский нефтеперерабатывающий завод», Холдинговая компания «Электрозавод», ООО «Московский завод „Электрощит“, АО „Концерн ПВО „Алмаз-Антей“, ГосМКБ „Вымпел“, АО ГКНПЦ им. М.В. Хруничева, АО „Электрозавод“ и др. Москва является крупнейшим инженерным центром, здесь проектируются и разрабатываются технологии изготовления значительной части российской продукции в авиационной, космической, ядерной, оборонной и других областях.
В Москве сосредоточены головные офисы практически всех крупнейших российских промышленных холдингов, а также представительства крупнейших мировых компаний. Правительство Москвы содействуют развитию промышленности при помощи налоговых льгот и стимулов. В городе действует особая экономическая зона «Технополис Москва», около 40 технопарков и индустриальных парков.
Существенную и всё возрастающую роль в экономике московского мегаполиса играет туристический бизнес, а также связанная с этим экономическая активность в сфере обслуживания.
Москва является крупнейшим транспортным узлом Российской Федерации, в ней действуют три речных порта, шесть аэропортов и десять железнодорожных вокзалов. В Москве сходятся 11 железнодорожных лучей, 15 автомагистралей, 5 газопроводов, 3 нефтепровода.
Культура и туризм
Москва — крупный культурный и туристический центр Европы и мира, имеющий богатейший историко-культурный потенциал. Архитектурные памятники – Кремль, Красная площадь и Большой театр во всем мире воспринимаются как символы России. В список Всемирного наследия ЮНЕСКО включены ансамбль Московского Кремля и Красной площади, Церковь Вознесения в Коломенском и ансамбль Новодевичьего монастыря. Москва традиционно входит в пятёрку самых посещаемых и популярных у туристов городов Европы и в десятку самых посещаемых городов мира.
Современная Москва насчитывает более 100 театров и более 200 музеев. Среди множества художественных музеев столицы следует отметить Государственную Третьяковскую галерею и Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. Самые ценные сокровища России можно увидеть в Оружейной палате Московского Кремля. Имеются крупные выставочные пространства (Центральный дом художника, выставочный зал «Манеж» и др.). Помимо государственных музеев в Москве действует множество частных художественных галерей, многие из которых специализируются на современном искусстве.
В Москве расположены киностудии, на которых создавались лучшие отечественные фильмы, шедевры мирового киноискусства – «Мосфильм», Киностудия имени М. Горького, «Союзмультфильм».
В столице насчитывается около 120 парков. В последнее время ведётся их модернизация и реконструкция, они становятся более удобными для прогулок за счёт развитой инфраструктуры. Крупнейшие парки Москвы – Парк культуры и отдыха им. М. Горького, Парк культуры и отдыха «Сокольники», Измайловский парк культуры и отдыха, Государственный художественный музей-заповедник «Коломенское».
Московское государственное управление
Город Москва выступает самостоятельным субъектом федеративного территориального деления России. Другими словами, как город федерального значения Москва по своему правовому статусу приравнивается к иным субъектам федерации. Указанное предопределяет особенности устройства публичного управления в городе.
В Москве как городе федерального значения наличествует сложная система публичного управления:
- органы государственной власти федерального и регионального уровня;
- органы муниципальной власти, образованные для управления внутригородскими территориями в соответствии с уставом города. Так, внутри города образуются административные округа, на третьем которых действуют исполнительные и представительные органы местного самоуправления.
Структура государственного управления Москвы
Система государственного управления Москвы находит закрепление в уставе города.
Систему высших государственных органов города образуют:
- дума города как единственный высший законодательный (представительный) государственный орган;
- городской мэр – высшее должностное лица Москвы, являющееся главой исполнительного органа;
- правительство Москвы – высший исполнительный орган; , сформированные по отраслевому, функциональному, территориальному или иному направлению детальности;
- мировые судьи городских районов и Уставный суд.
Полномочия законодательного (представительного) органа Москвы
К числу основных полномочий высшего законодательного городского органа относятся:
- принятие городского устава, городских законов по вопросам компетенции города и постановлений;
- контроль исполнения законов;
- решение организационных вопросов в отношении Московской городской думы – выбор ее Председателя, его заместителей, освобождение их от занимаемых должностей, установление и изменение структуры Думы, образование и упразднение депутатских комиссий и рабочих групп Думы, утверждение положения, регламентирующего деятельность Аппарата Думы, назначение его руководителя и освобождение его от занимаемой должности;
- реализация законодательных инициатив в Государственную Думу ФС РФ;
- назначение должностных лиц города – прокурора, судей (по предоставлению мэра), аудиторов Счетной палаты и других;
- направление запросов в Конституционный суд (статья 125 Конституции России);
- назначение выборов;
- заслушивание отчетов мэра о достигнутых результатах и информации о действия правительства города и других исполнительных органов власти;
- участие в создании избирательных комиссий;
- выражение недоверия должностным лицам, назначаемым с участием городской Думы, в том числе и мэру;
- установление порядка назначения и проведения городских референдумов;
- назначение на должность Уполномоченного по правам человека и освобождение от занимаемой должности;
- заключение соглашений с властями других регионов или государств;
- утверждение городских соглашений и договоров;
- решение иных вопросов, отнесенных к городскому ведению.
Исполнительная власть Москвы
Высшее должностное лицо исполнительной власти Москвы – ее мэр, избрание которого осуществляется городским населением на срок пять лет посредством тайного голосования.
Претендент на должность мэра города должен отвечать следующим требованиям:
- во-первых, иметь российское гражданство;
- во-вторых, обладать избирательны правом пассивного характера;
- в-третьих, не являться гражданином иностранного государства;
- в-четвертых, не иметь документа, позволяющего осуществлять постоянное проживание в другом государстве;
- в-пятых, быть старше 30 лет.
Вступление мэра в должность сопровождается принесением присяги. Глава города не может совмещать свою деятельность с такими должностями как депутат городской Думы, член Совета Федерации, судья и так далее.
На мэра города возложено решение социально-экономических вопросов городского развития, осуществление управления городским хозяйством, выполнение иных функций, которые он реализует либо непосредственно, либо через городское правительство.
Полномочия мэра города включают:
-
города в отношениях с федеральными, региональными и местными властями;
- выступление от имени Москвы;
- подписание и обнародование принятых городских законов, их отклонение;
- заключение договоров и соглашений;
- формирование городского Правительства и принятие решения об отставке Правительства;
- определение структуры исполнительной власти города;
- представление отчетов о достигнутых результатах в законодательный орган города в ежегодном порядке;
- согласования назначаемых руководителей государственных территориальных исполнительных органов власти, городского Прокурора;
- внесение на рассмотрение государственным исполнительным органам федерального уровня проектов актов, входящих в их компетенцию;
- назначение представителей городской исполнительной власти в Совете Федерации, городской Думе;
- внесение кандидатур судей, формирующих городской уставный суд и так далее.
При возникновении угроз здоровью и безопасности городского населения, правопорядку, системам городского жизнеобеспечения мэр города наделяется правом принятие мер, необходимых для предупреждения или ликвидации последствий этих угроз.
Мэр города осуществляет издание распоряжений и указов.
Городское правительство представляет собой высший коллегиальный орган городской исполнительной власти, действующий на постоянной основе.
Главой городского Правительства является мэр города.
В состав городского правительства входят мэр, его заместители, городские министры.
Назначение заместителей мэра и городских министров осуществляется мэром города, который осуществляет и распределение обязанностей между ними.