432 пп о перечне случаев при которых получение разрешения на строительство не требуется
Перейти к содержимому

432 пп о перечне случаев при которых получение разрешения на строительство не требуется

  • автор:

Когда не нужно разрешение на строительство

А вы знали, что для постройки спортивного комплекса или склада разрешение на строительство требуются не всегда?

Когда не нужно разрешение на строительство

В каких случаях можно строить без разрешения?

Обычно строительство ассоциируется у граждан и застройщиков с бюрократической волокитой: необходимо разработать проектную документацию, провести экспертизу (и порой не одну), получить разрешительную документацию, направить уведомления или извещения о начале строительных работ и т.д. На самом же деле далеко не всегда требуется проходить стандартную процедуру, в том числе получать разрешение на строительство (далее – РнС).

В п. 17 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ (далее – ГрК РФ) определен ряд объектов, для возведения которых не нужна разрешительная документация. Но учитывайте, что эта норма регламентирует законное строительство без разрешительных документов, а не легализацию самовольной постройки в порядке ст. 222 Гражданского кодекса РФ.

Среди объектов, для строительства которых не требуется РнС, можно найти жилой и садовый дома, объекты ИЖС , газопроводы и т.д. Указано там и на «иные случаи», предусмотренные федеральными нормативными правовыми актами и законодательством субъектов РФ, когда получать РнС не понадобится (подп. 5 п. 17 ст. 51 ГрК РФ).

Что за «иные случаи», когда разрешение на строительство не потребуется?

Во-первых, это случаи, установленные федеральным законодательством. Так, Постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2020 г. № 1816 определен перечень объектов, для которых получать РнС не надо. К ним относятся, например, трамвайные пути, тепловые сети с рабочим давлением до 1,6 Мпа или транспортировкой воды до 150 °C, водопроводы и водоводы всех видов диаметром до 500 мм, солнечные батареи и др.

Во-вторых, это случаи, установленные законодательством субъектов РФ. Чаще региональное регулирование почти не отличается от федерального. И все же в законах некоторых субъектов есть весьма интересные случаи.

В Ленинградской области в упрощенном порядке можно осуществить строительство, в частности, трех видов объектов.

1. Объекты, не являющиеся объектами капитального строительства (ОКС): не более двух этажей, общая площадь – не более 1500 кв. м, вид разрешенного использования (ВРИ) участка – отдых (рекреация), предназначение – оказание услуг по организации спорта, отдыха и развлечений 1 .

До 2021 г. без РнС позволялось строить спортивные комплексы, стадионы и ледовые дворцы площадью до 1500 кв. м. Теперь ОКС с такими характеристиками разрешается возводить в упрощенном порядке, только если они не подпадают под категорию объектов массового пребывания граждан (далее – ОМП), т.е. если одновременно в таком здании могут находиться не более 50 человек.

2. Отдельно стоящие объекты дорожного сервиса: не более двух этажей, общая площадь – не более 1500 кв. м, расположение – в границах придорожных полос.

Согласно судебной практике объектами дорожного сервиса могут признаваться кафе, магазины, отели, автомойки, мастерские и т.д. С 2021 г. возможность строительства таких объектов без РнС ограничивается их «пропускной способностью» – они не должны относиться к ОМП.

3. Отдельно стоящие ОКС: не более двух этажей, общая площадь – не более 1500 кв. м, предназначение – для производственной деятельности. То есть это небольшие производственные объекты.

В Москве в упрощенном порядке можно строить производственные, складские и вспомогательные сооружения без устройства фундаментов, «офисы» продажи квартир с определенными характеристиками и т.д. 2

В Красноярском крае не нужно получать РнС для возведения мелиоративных систем, отдельно стоящих зданий и сооружений с определенными характеристиками (один этаж, общая площадь – не более 1500 кв. м и т.д.) 3 .

Таким образом, чтобы понять, можно ли обойтись без РнС, требуется определить, подпадает ли объект под действие федерального или регионального законодательства, которое допускает строительство в упрощенном порядке. Если объект в списке исключений, то можно строить без РнС и, как следствие, без разрешения на ввод объекта в эксплуатацию (далее – РнВ) и некоторых других документов. Это значительно ускоряет процесс создания объекта.

В чем заключается упрощенная процедура строительства?

При упрощенной процедуре застройщик пропускает несколько этапов обычного строительства и оформляет право собственности на созданный объект на основе меньшего количества документов.

Однако даже если РнС не требуется, застройщик обязан разработать проектную документацию, как и при стандартной процедуре. А вот проводить ее экспертизу не нужно (п. 3 ст. 49 ГрК РФ). В случае если планируется строить объект ИЖС или садовый дом, проектная документация не требуется, но застройщик может подготовить ее добровольно.

Если объект строится без РнС, застройщику не надо уведомлять уполномоченные органы о начале работ. Исключение – объект ИЖС и садовый дом, поскольку необходимость сообщить об их возведении определена в ст. 51.1 ГрК РФ.

Упрощается и этап завершения строительства. Cоздание объекта оканчивается регистрацией права на него. При стандартном строительстве застройщик должен получить РнВ. На основании этого документа объект ставится на государственный кадастровый учет и регистрируется право собственности.

Упрощенная процедура не требует получения РнВ. Строительство завершается по факту окончания строительных работ, а государственный учет и регистрация права на объект осуществляются на основании технического плана и правоустанавливающего документа на земельный участок 4 .

Со случаями, когда не нужно РнС, можно подробнее ознакомиться в Юридическом справочнике застройщика.

1 Областной закон Ленинградской области от 18 мая 2012 г. № 38-оз «Об установлении случаев, при которых не требуется получение разрешения на строительство на территории Ленинградской области».

2 Постановление Правительства Москвы от 27 августа 2012 г. № 432-ПП «О перечне случаев, при которых получение разрешения на строительство не требуется».

3 Закон Красноярского края от 8 июня 2017 г. № 3-714 «Об установлении случаев, при которых не требуется получение разрешения на строительство на территории края».

4 Пункт 10 ст. 40 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Постановление Правительства Москвы от 26.11.2019 N 1567-ПП "О внесении изменений в постановления Правительства Москвы от 27 августа 2012 г. N 432-ПП и от 13 ноября 2012 г. N 636-ПП"

В соответствии с пунктом 5 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации и частью 7 статьи 49 Закона города Москвы от 25 июня 2008 г. N 28 "Градостроительный кодекс города Москвы" Правительство Москвы постановляет:

1. Внести изменения в постановление Правительства Москвы от 27 августа 2012 г. N 432-ПП "О перечне случаев, при которых получение разрешения на строительство не требуется" (в редакции постановлений Правительства Москвы от 13 ноября 2012 г. N 636-ПП, от 15 мая 2015 г. N 275-ПП, от 22 марта 2016 г. N 108-ПП, от 24 мая 2017 г. N 296-ПП, от 24 октября 2017 г. N 798-ПП, от 22 мая 2018 г. N 463-ПП, от 26 апреля 2019 г. N 437-ПП, от 21 мая 2019 г. N 530-ПП, от 19 июля 2019 г. N 901-ПП, от 14 августа 2019 г. N 1052-ПП, от 28 августа 2019 г. N 1117-ПП, от 25 октября 2019 г. N 1397-ПП, от 11 ноября 2019 г. N 1457-ПП):

1.1. В пункте 1.2 постановления цифры "0,07" заменить цифрами "1,6" и цифры "115" заменить цифрами "150".

1.2. В пункте 1.4 постановления цифры "0,6" заменить цифрами "1,2".

2. Внести изменения в постановление Правительства Москвы от 13 ноября 2012 г. N 636-ПП "О размещении и установке на территории города Москвы объектов, не являющихся объектами капитального строительства, и объектов, размещение которых осуществляется без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичных сервитутов" (в редакции постановлений Правительства Москвы от 20 февраля 2013 г. N 99-ПП, от 17 мая 2013 г. N 296-ПП, от 2 июля 2013 г. N 427-ПП, от 23 июля 2013 г. N 484-ПП, от 6 августа 2013 г. N 520-ПП, от 6 сентября 2013 г. N 587-ПП, от 13 сентября 2013 г. N 606-ПП, от 23 декабря 2013 г. N 868-ПП, от 26 декабря 2013 г. N 908-ПП, от 18 ноября 2014 г. N 674-ПП, от 9 декабря 2014 г. N 740-ПП, от 23 апреля 2015 г. N 227-ПП, от 19 мая 2015 г. N 299-ПП, от 30 июня 2015 г. N 376-ПП, от 26 августа 2015 г. N 529-ПП, от 27 октября 2015 г. N 702-ПП, от 3 ноября 2015 г. N 724-ПП, от 3 ноября 2015 г. N 725-ПП, от 1 декабря 2015 г. N 812-ПП, от 29 ноября 2016 г. N 799-ПП, от 13 декабря 2016 г. N 872-ПП, от 21 декабря 2016 г. N 899-ПП, от 5 апреля 2017 г. N 160-ПП, от 1 июня 2017 г. N 327-ПП, от 10 июля 2017 г. N 446-ПП, от 28 ноября 2017 г. N 915-ПП, от 10 апреля 2018 г. N 283-ПП, от 22 мая 2018 г. N 463-ПП, от 19 июля 2018 г. N 748-ПП, от 27 июля 2018 г. N 830-ПП, от 7 августа 2018 г. N 879-ПП, от 16 августа 2018 г. N 943-ПП, от 4 декабря 2018 г. N 1451-ПП, от 26 апреля 2019 г. N 437-ПП, от 17 мая 2019 г. N 524-ПП, от 19 июля 2019 г. N 901-ПП, от 30 июля 2019 г. N 946-ПП, от 14 августа 2019 г. N 1052-ПП, от 27 августа 2019 г. N 1098-ПП, от 28 августа 2019 г. N 1117-ПП, от 25 октября 2019 г. N 1397-ПП, от 11 ноября 2019 г. N 1457-ПП):

2.1. В пункте 5(1).3 приложения 1 к постановлению цифры "0,6" заменить цифрами "1,2".

2.2. В пункте 5(1).4 приложения 1 к постановлению цифры "0,07" заменить цифрами "1,6" и цифры "115" заменить цифрами "150".

2.3. В абзаце первом пункта 5(2) приложения 1 к постановлению слова "следующие линейные объекты инженерной инфраструктуры и иные технологически связанные с ними объекты капитального строительства" заменить словами "следующие объекты".

2.4. Пункт 5(2).3 приложения 1 к постановлению изложить в следующей редакции:

"5(2).3. Иные объекты, технологически связанные с указанными в пункте 5(1).4 настоящего порядка объектами.".

3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Хуснуллина М.Ш.

Аналитика Публикации

В настоящей статье предлагается рассмотреть, в каких случаях воздушная линия электропередачи (ВЛ) является движимым или недвижимым имуществом.

Проблематика, касающаяся ВЛ, достаточно широка и затрагивает вопросы строительства (в части необходимости получения разрешений на строительство).

Основополагающей причиной ряда проблем является вопрос о том, является ли ВЛ недвижимым имуществом или нет.

В широком понимании под ВЛ понимается устройство для передачи и распределения электроэнергии по проводам, расположенным на открытом воздухе и прикрепленным при помощи изоляторов и арматуры к опорам или кронштейнам, стойкам на инженерных сооружениях (мостах, путепроводах и т.п.). Такое определение является легальным и содержится в Инструкции по безопасной эксплуатации электроустановок в горнорудной промышленности[1]. Указанная инструкция не служит основополагающим документом в электроэнергетике, но иного, более полного определения воздушной линии электропередачи действующее законодательство не содержит.

Опоры с фундаментом

Как видно из указанного определения, прокладка проводов ВЛ возможна многими способами, среди которых прокладка по зданиям (стенам или иным конструктивным частям) и сооружениям, мостам, а также посредством установки специальных опор.

Строительство (монтаж) и эксплуатация проводов ВЛ по зданиям, сооружениям, мостам не вызывают особых проблем, поскольку указанные здания и сооружения выполняют функцию промежуточной опоры и не образуют вместе с проводами электропередачи единого объекта.

Остановимся на рассмотрении ВЛ, расположенных на самостоятельных опорах. В зависимости от способа подвески проводов опоры воздушных линий делятся на две основные группы:

а) опоры промежуточные, на которых провода закрепляются в поддерживающих зажимах (промежуточные опоры составляют большинство применяемых опор);

б) опоры анкерного типа, служащие для натяжения проводов. На этих опорах провода закрепляются в натяжных зажимах.

По конструктивному выполнению опоры можно разделить на свободностоящие и опоры на оттяжках. На воздушных линиях применяются деревянные, стальные и железобетонные опоры.

Конструкции опор ВЛ:

а) деревянная опора одностоечная, промежуточная. Выполняется из сосны, иногда лиственницы. Пасынок выполняется из пропитанной сосны. Для линий 35-110 кВ применяются деревянные П-образные двухстоечные опоры;

б) железобетонные опоры — выполняются одностоечными свободностоящими, без оттяжек или с оттяжками на землю. Опора состоит из стойки (ствола), выполненной из железобетона, траверсы, грозозащитного троса с заземлителем на каждой опоре (для молниезащиты линии);

в) металлические (стальные) опоры — применяются при напряжении 220 кВ и более.

В рамках настоящей статьи наибольшее внимание уделено такому важному элементу конструкции опор, как фундамент, представляющему собой конструкцию, заделанную в грунт и передающую на него нагрузки от опоры, изоляторов, проводов и внешних воздействий (гололед, ветер).

Для одностоечных опор, у которых нижний конец стойки заделывается в грунт, фундаментом служит низ стойки.

Для металлических опор применяются свайные или сборные грибовидные железобетонные фундаменты, а при установке переходных опор и опор на болотах – монолитные бетонные фундаменты. Ригель увеличивает боковую поверхность подземной конструкции железобетонных стоек и подножников металлических опор.

Еще одним способом установки опор ВЛ являются оттяжки. Они предназначены для повышения устойчивости опор и принимают на себя усилия оттяжения провода электропередачи.

Из приведенного описания видно, что в большинстве случаев опоры ВЛ имеют фундамент разной степени сложности. Сложность фундаментов указывает на прочность связи с грунтом: чем сложнее фундамент, тем сильнее связь с грунтом. Однако существуют способы установки опор ВЛ без сооружения фундаментов, в частности на растяжках либо на специальных платформах в местах грунтов вечной мерзлоты. Это важно учитывать при квалификации опор в качестве недвижимого имущества.

В статье 130 Гражданского кодекса Российской Федерации дается определение недвижимых вещей (недвижимого имущества, недвижимости), к которым относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, т. е. объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

Из данного определения и юридической доктрины можно выделить ряд признаков, отличающих движимое и недвижимое имущество. Признаки недвижимого и движимого имущества связаны с природой вещей или их назначением. Можно назвать следующие признаки недвижимого имущества:

объекты недвижимости – это всегда объекты материального мира;

недвижимость – это всегда индивидуально-определенное имущество;

прочная связь с землей, невозможность перемещения без существенного ущерба;

значимость или ценность недвижимых вещей.

Приведенное выше описание конструкций опор ВЛ дает возможность сделать вывод, что ВЛ, установленные на опоры, имеющие фундамент, являются объектами недвижимого имущества, т. к. соответствуют всем указанным признакам.

Кроме рассмотренных особенностей, ВЛ также является линейным объектом, в смысле, определенном Градостроительным кодексом Российской Федерации. Статья 1 ГрК РФ понимает под линейными объектами линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.

Поскольку процесс передачи электрической энергии является непрерывным в силу особенностей передаваемого товара, то ВЛ представляет собой сложный многосоставной объект материального мира.

Если учесть все перечисленные признаки ВЛ, то можно сказать, что это линейный объект, состоящий из множества элементов, прочно связанных с грунтом и имеющих единое назначение – передачу электрической энергии. Раздельно элементы электрической сети не могут выполнять свою основную функцию – передачу электрической энергии.

Таким образом, вновь сформулированное определение дает основание считать, что ВЛ может являться единым недвижимым комплексом.

Недвижимой вещью, участвующей в обороте в качестве единого объекта, может являться единый недвижимый комплекс – совокупность объединенных единым назначением зданий, сооружений и иных вещей, неразрывно связанных физически или технологически, в том числе линейных объектов (железные дороги, линии электропередачи, трубопроводы и др.), либо расположенных на одном земельном участке, если в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество зарегистрировано право собственности на совокупность указанных объектов в целом как одну недвижимую вещь. К единым недвижимым комплексам применяются правила о неделимых вещах (ст. 133.1 ГК РФ).

Сделанные выводы косвенно подтверждает Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.15 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», в котором указано, что недвижимой вещью, участвующей в обороте как один объект, может являться единый недвижимый комплекс. Согласно ст. 133.1 ГК РФ в качестве такого комплекса выступает совокупность объединенных единым назначением зданий, сооружений и иных вещей, которые либо расположены на одном земельном участке, либо неразрывно связаны физически или технологически (например, железные дороги, линии электропередачи, трубопроводы и другие линейные объекты). При этом в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество регистрируется право собственности на совокупность указанных объектов в целом как одну недвижимую вещь. В силу прямого указания ст. 133.1 ГК РФ в отсутствие названной регистрации такая совокупность вещей не является единым недвижимым комплексом.

Подводя итог, можно сказать, что воздушные линии с опорами, имеющими фундамент, являются недвижимой вещью и в некоторых случаях могут также являться единым недвижимым комплексом.

Опоры без фундамента

Иным образом обстоят дела с ВЛ, установленными на опоры, не имеющие фундамента. Ведь на первый взгляд указанные объекты отвечают некоторым признакам недвижимого имущества, указанным в настоящей статье.

Повторюсь, что опоры без фундамента используются, как правило, для строительства ВЛ напряжением до 35 кВ.

Интересным представляется мнение Министерства экономического развития Российской Федерации, выраженное в письме от 11.10.16 № Д23и-4847 «Об отнесении линейных объектов к объектам движимого имущества». В нем Департамент недвижимости Министерства экономического развития Российской Федерации высказал мнение, что линейные объекты, в том числе подземные, являющиеся сооружениями, введенными в эксплуатацию как объекты капитального строительства в соответствии со ст. 55 ГрК РФ, с большой степенью вероятности относятся к недвижимости. Линейные объекты, не вводимые в эксплуатацию в указанном порядке, скорее всего, не являются недвижимостью.

На основании высказанного мнения можно установить квалифицирующий признак – наличие акта ввода в эксплуатацию, выданного согласно требованиям ГрК РФ.

Данное мнение является достаточно интересным и заслуживает отдельного внимания.

Для анализа вопросов квалификации ВЛ, установленных на опоры, не имеющие фундамента, необходимо также классифицировать ВЛ в качестве объекта капитального строительства, по той причине, что Градостроительный кодекс оперирует понятием «объект капитального строительства», и не оперирует понятием «объект недвижимого имущества». В правоприменительной практике часто возникает спор между соотношением понятий недвижимой вещи и объектом капитального строительства.

Статья 1 ГрК РФ содержит легальное определение объекта капитального строительства, под которым понимается здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее – объекты незавершенного строительства), за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек. Данное определение прямо не указывает ни на какие признаки, позволяющие сравнить рассматриваемые понятия, а только перечисляет некоторые строительные объекты.

Помочь в анализе нам может легальное определение понятия сооружения, под которым понимается результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов. Такое определение содержится в Федеральном законе от 30.12.09 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».

Из приведенного определения сооружения можно понять, что сооружение – результат строительства, как правило, прочно связанный с землей, что является общим признаком с понятием недвижимого имущества.

Более четких количественных и качественных характеристик объектов недвижимости и объектов капитального строительства, а также иных критериев, позволяющих отнести объект к объектам недвижимого имущества или объектам капитального строительства либо к объектам, не являющимся объектами недвижимого имущества или объектами капитального строительства, действующее законодательство не содержит. На основе изложенного можно сделать вывод, что понятия объекта недвижимого имущества и объекта капитального строительства можно признать тождественными для целей настоящей статьи.

По общему правилу, строительство объектов капитального строительства осуществляется на основании разрешения на строительство, порядок выдачи которого предусматривает представление среди прочего правоустанавливающего документа на земельный участок (ст. 51 ГрК РФ).

Разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом, проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с ГрК РФ подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом, или проектом планировки территории и проектом межевания территории при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных ГрК РФ.

Выдача разрешения на строительство не требуется в случае:

— строительства, реконструкции объектов, не являющихся объектами капитального строительства;

— иных случаях, если в соответствии с ГрК РФ, законодательством субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности получение разрешения на строительство не требуется.

Важным пунктом в указанной статье является указание на то, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации самостоятельно определяют случаи, при которых не требуется разрешение на строительство.

Такие нормативные правовые акты приняты многими субъектами Российской Федерации. Для примера разберем несколько актов.

1. Постановлением Правительства Москвы от 27.08.12 № 432-ПП[2] установлены случаи, при которых получение разрешения на строительство не требуется. Среди таких случаев строительство и реконструкция кабельных, воздушных и кабельно-воздушных линий электропередачи, в том числе кабельных линий электропередачи, исполненных в блочной канализации, а также иных объектов электросетевого хозяйства напряжением до 20 кВ включительно.

Примечательно, что разрешение на строительство также не требуется при строительстве антенно-мачтовых сооружений связи в виде металлических или железобетонных столбов высотой до 40 м включительно и (или) устанавливаемых с заглублением подземной части (полностью или частично) ниже планировочной отметки земли до 4 м включительно.

2. Законом Московской области 10.10.14 № 124/2014-ОЗ[3] установлены случаи, при которых не требуется получение разрешения на строительство. Среди таких случаев указано строительство объектов электросетевого хозяйства классом напряжения до 20 кВ включительно.

3. Областным законом Ленинградской области 18.05.12 № 38-оз[4] установлены случаи, при которых не требуется получение разрешения на строительство, среди которых указываются случаи строительства линий электропередачи напряжением до 35 кВ.

4. Закон Свердловской области 15.07.13 № 75-ОЗ[5] закрепляет, что получение разрешения на строительство, помимо случаев, установленных федеральным законом, не требуется в случае строительства и (или) реконструкции кабельных, воздушных и кабельно-воздушных линий электропередачи, в том числе кабельных линий электропередачи, исполненных в блочной канализации, а также электроустановок напряжением до 20 кВ включительно.

Поскольку для строительства, реконструкции и модернизации указанных объектов в силу ст. 51 ГрК РФ и регионального законодательства не требуется получение разрешения на строительство, то и не будет требоваться разрешение на ввод такого объекта в эксплуатацию. Данное правило закреплено в ст. 55 ГрК РФ.

Если внимательно проанализировать нормы указанных нормативных правовых актов органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, то можно усмотреть, что освобождение от получения документов, предусмотренных ГрК РФ, возможно только в отношении ВЛ напряжением до 35 кВ. Напомню, что ВЛ данного класса напряжения располагаются, как правило, на одностоечных опорах, вкопанных в грунт, т. е. не имеющих фундамента.

Причина, по которой можно отнести указанные опоры к движимым вещам, состоит в незначительной связи с землей, которая выражается в скорости и простоте монтажа и демонтажа таких опор без ущерба самим опорам. На практике не составляет труда демонтировать или смонтировать ВЛ на одностоечных опорах, а равно и изменить расположение таких опор.

Таким образом, можно сделать вывод, что опоры ВЛ, не имеющие фундамента, могут рассматриваться как объекты некапитального строительства и соответственно они являются движимым имуществом. Их можно квалифицировать как сооружения, на которых подвешиваются провода электропередачи. К таким опорам можно отнести деревянные и железобетонные одностоечные или П-образные опоры, вкопанные в грунт.

[1] Утв. постановлением Госгортехнадзора Российской Федерации от 05.06.03 № 65.

[2] «О перечне случаев, при которых получение разрешения на строительство не требуется».

[3] «Об установлении случаев, при которых не требуется получение разрешения на строительство на территории Московской области».

[4] «Об установлении случаев, при которых не требуется получение разрешения на строительство на территории Ленинградской области».

[5] «Об установлении на территории Свердловской области случаев, при которых не требуется получение разрешения на строительство».

432 пп о перечне случаев при которых получение разрешения на строительство не требуется

Об утверждении перечня случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории, перечня случаев, при которых для строительства, реконструкции объекта капитального строительства не требуется получение разрешения на строительство, внесении изменений в перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 ноября 2020 г. № 1816
МОСКВА
Об утверждении перечня случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории, перечня случаев, при которых для строительства, реконструкции объекта капитального строительства не требуется получение разрешения на строительство, перечня случаев, при которых для создания горных выработок в ходе ведения горных работ не требуется получение разрешения на строительство, внесении изменений в перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации

(Наименование в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 19.12.2022 № 2344)

(В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 13.07.2021 № 1173, от 15.11.2021 № 1945, от 19.12.2022 № 2344, от 10.02.2023 № 192)

В соответствии с пунктом 5 части 3 статьи 41 и пунктом 5 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые:

перечень случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории;

перечень случаев, при которых для строительства, реконструкции объекта капитального строительства не требуется получение разрешения на строительство;

перечень случаев, при которых для создания горных выработок в ходе ведения горных работ не требуется получение разрешения на строительство; (Дополнение абзацем — Постановление Правительства Российской Федерации от 19.12.2022 № 2344)

изменения, которые вносятся в перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2014 г. № 1300 «Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, № 50, ст. 7089; 2016, № 19, ст. 2706; 2018, № 28, ст. 4227) .

2. Признать утратившими силу:

постановление Правительства Российской Федерации от 7 марта 2017 г. № 269 «Об утверждении перечня случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, № 12, ст. 1715) ;

постановление Правительства Российской Федерации от 17 августа 2019 г. № 1064 «Об определении случаев, при которых не требуется получение разрешения на строительство» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2019, № 34, ст. 4896) .

Председатель Правительства Российской Федерации М.Мишустин

УТВЕРЖДЕН постановлением Правительства Российской Федерацииот 12 ноября 2020 г. № 1816

ПЕРЕЧЕНЬ случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории
(В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 15.11.2021 № 1945, от 10.02.2023 № 192)

1. Строительство, реконструкция:

объектов, являющихся линейными, указанных в абзацах втором — седьмом, девятом — тринадцатом и пятнадцатом перечня случаев, при которых для строительства, реконструкции объекта капитального строительства не требуется получение разрешения на строительство, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2020 г. № 1816 «Об утверждении перечня случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории, перечня случаев, при которых для строительства, реконструкции объекта капитального строительства не требуется получение разрешения на строительство, внесении изменений в перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации»; (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 10.02.2023 № 192)

газопроводов с проектным рабочим давлением не более 1, 2 мегапаскаля. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 15.11.2021 № 1945)

2. Строительство, реконструкция объекта капитального строительства, проектируемого в составе линейного объекта, при одновременном соблюдении следующих условий:

строительство, реконструкция объекта капитального строительства осуществляется в существующих границах земельного участка, на котором размещен линейный объект, либо в границах сервитута или публичного сервитута, установленного в целях размещения линейного объекта;

строительство, реконструкция объекта капитального строительства не требует изменения границ зон с особыми условиями использования территорий, установленных в связи с размещением линейного объекта;

общая площадь объекта капитального строительства не превышает 1500 кв. метров, высота не превышает 12 метров, количество этажей не превышает 2 этажей.

3. Строительство, реконструкция электрических сетей, сетей связи, сетей инженерно-технического обеспечения (тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения) , размещение которых осуществляется внутри одного квартала, одного микрорайона.

4. Строительство, реконструкция в границах полосы отвода автомобильных дорог подъездов, съездов и примыканий, в том числе переходно-скоростных полос, к объектам дорожного сервиса и (или) автомобильных дорог, для строительства, реконструкции которых не требуется получение разрешения на строительство.

_____________

УТВЕРЖДЕН постановлением Правительства Российской Федерацииот 12 ноября 2020 г. № 1816

ПЕРЕЧЕНЬ случаев, при которых для строительства, реконструкции объекта капитального строительства не требуется получение разрешения на строительство
(В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 13.07.2021 № 1173, от 10.02.2023 № 192)

линий связи и сооружений связи, не являющихся особо опасными, технически сложными объектами связи;

линий электропередачи классом напряжения до 35 кВ включительно, а также связанных с ними трансформаторных подстанций, распределительных пунктов;

тепловых сетей, транспортирующих водяной пар с рабочим давлением до 1, 6 мегапаскаля включительно или горячую воду с температурой до 150°C включительно;

водопроводов и водоводов всех видов диаметром до 500 мм;

линейных сооружений водоотведения диаметром до 1000 мм;

линейных объектов, размещаемых пользователем недр в целях проведения работ по геологическому изучению недр и (или) разведки и добычи полезных ископаемых в границах участков недр, при условии, что такие объекты не являются особо опасными, технически сложными и уникальными объектами и одновременно строительство, реконструкция таких объектов осуществляются за пределами границ населенных пунктов;

отдельно стоящих ветроэнергетических установок высотой менее чем 250 метров, а также солнечных батарей;

автомобильных дорог IV и V категории;

объектов капитального строительства, являющихся элементами обустройства автомобильных дорог и (или) защитными дорожными сооружениями и размещаемых в полосе отвода автомобильных дорог;

местных улиц, местных дорог, проездов улично-дорожной сети сельских поселений;

пешеходных улиц и площадей городов;

парковых дорог, проездов, велосипедных дорожек;

объектов, предназначенных для транспортировки природного газа под давлением до 1, 2 мегапаскаля включительно; (Дополнение абзацем — Постановление Правительства Российской Федерации от 13.07.2021 № 1173)

трамвайных путей, контактных сетей трамвайных линий. (Дополнение абзацем — Постановление Правительства Российской Федерации от 10.02.2023 № 192)

____________

УТВЕРЖДЕН постановлением Правительства Российской Федерацииот 12 ноября 2020 г. № 1816

ПЕРЕЧЕНЬ случаев, при которых для создания горных выработок в ходе ведения горных работ не требуется получение разрешения на строительство
(В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 19.12.2022 № 2344)

1. Создание поисковых и разведочных горных выработок, предусмотренных проектной документацией на осуществление регионального геологического изучения недр, геологического изучения недр, включая поиски и оценку месторождений полезных ископаемых, разведки месторождений полезных ископаемых.

2. Создание горных выработок, предусмотренных техническими проектами разработки месторождений полезных ископаемых, образующихся на объектах добычи полезных ископаемых после ввода таких объектов в эксплуатацию и регистрации их в государственном реестре опасных производственных объектов.

3. Создание открытых горных выработок для добычи общераспространенных полезных ископаемых с целью производства строительных материалов, предусмотренных техническими проектами разработки месторождений полезных ископаемых.

(Дополнение перечнем — Постановление Правительства Российской Федерации от 19.12.2022 № 2344)

____________

УТВЕРЖДЕНЫ постановлением Правительства Российской Федерацииот 12 ноября 2020 г. № 1816

ИЗМЕНЕНИЯ, которые вносятся в перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов

1. Пункт 9 изложить в следующей редакции:

«9. Защитные сооружения гражданской обороны, сооружения инженерной защиты, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.».

2. В пункте 18 слова «на дворовых территориях многоквартирных жилых» заменить словами «на придомовых территориях многоквартирных».

3. Пункт 24 дополнить словами «, палатки и лотки, размещаемые в целях организации сезонных ярмарок, на которых осуществляется реализация продуктов питания и сельскохозяйственной продукции».

4. Дополнить пунктом 31 следующего содержания:

«31. Площадки для размещения строительной техники и строительных грузов, если проектом организации строительства размещение таких площадок предусмотрено за границами земельного участка, на котором планируются и (или) осуществляются строительство, реконструкция объекта капитального строительства, а также некапитальные строения, предназначенные для обеспечения потребностей застройщика (мобильные бытовые городки (комплексы производственного быта) , офисы продаж) .».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *