Понятие и сущность избирательного права, принципы
Избирательная система в широком смысле – совокупность общественных отношений, связанных с проведением выборов. Избирательная система в узком смысле – способ подведения итогов голосования и подсчета голосов.
Существует два основных вида избирательных систем: мажоритарная и пропорциональная. Также выделяются их разновидности и смешанные формы: системы единственного передаваемого и непередаваемого голоса, кумулятивный вотум и др.
Избирательное право в объективном смысле – совокупность норм, регулирующих выборы.
Избирательное право в субъективном смысле – право лица участвовать в организации и проведении выборов – является комплексным и охватывает совокупность субъективных прав (право быть внесенным в списки избирателей, право быть избранным в избирательную комиссию (там, где они формируются путем выборов), право выдвигать кандидатов и др.).
Мажоритарная избирательная система – избирательная система, при которой избранными считаются кандидаты, получившие большинство голосов. Пропорциональная избирательная система – избирательная система, при которой мандаты распределяются между партиями и их объединениями пропорционально числу полученных голосов.
Система единственного передаваемого голоса – разновидность пропорциональной системы, при которой используются система преференций и квота.
Смешанные избирательные системы – системы, в которых используются и мажоритарная, и пропорциональная системы.
Принципы избирательного права:
1) свободы выборов – принцип, согласно которому выборы должны осуществляться на основе свободного волеизъявления избирателя. Данный принцип имеет два аспекта: свобода волеизъявления при голосовании и свобода участия в выборах;
2) всеобщности избирательного права – принцип, согласно которому все взрослые дееспособные граждане обладают правом участия в выборах. Пределы всеобщности определяются по наличию избирательных цензов (это условие участия в выборах). Избирательные цензы:
а) возрастной (обычно 18 лет, но встречается и ниже) и от 18 лет и выше в зависимости от уровня органа или должности для пассивного избирательного права; б) вменяемости; в) оседлости (т. е. проживания в течение установленного законом срока на территории).
Менее распространены: образовательный ценз; религиозный ценз (ряд мусульманских стран); морально-этические цензы;
3) равенства избирательного права – принцип, согласно которому:
а) каждый избиратель наделен таким же числом голосов; б) «вес голоса» одного избирателя равен «весу голоса» другого избирателя;
4) прямых выборов – означает, что избиратели голосуют непосредственно за своих кандидатов, непрямые – при которых голосуют представители избирателей. Непрямые выборы: косвенные (голосует коллегия выборщиков – США) или многостепенные (вышестоящий орган выбирает нижестоящий – Казахстан, Куба, КНР);
5) тайного голосования – принцип, согласно которому исключается контроль за волеизъявлением избирателей (распространен повсеместно).
Организация и порядок проведения выборов, определение результатов голосования
Выборы – процедура формирования государственных органов и назначения должностных лиц путем голосования избирательного корпуса.
Виды выборов:
по срокам проведения: очередные; внеочередные;
по охвату избирателей: всеобщие; частичные;
по уровню избираемых органов: общенациональные; региональные; местные;
по характеру участия избирателей: прямые (непосредственно населением); непрямые (осуществляемые выборщиками);
по результатам участия избирателей: состоявшиеся и несостоявшиеся;
по результатам проверки голосования: действительные и недействительные.
Стадии избирательного процесса – это этапы, которые проходит избирательный процесс (от назначения выборов до объявления итогов голосования):
1) назначение выборов. Начало избирательной кампании определяется датой выборов, которая может:
а) прямо устанавливаться в конституции; б) при отсутствии таких конституционных норм официально объявляться соответствующим органом (например, главой государства);
2) создание избирательных округов и избирательных участков. Выбор вида создаваемых избирательных округов определяется особенностями принятой в стране избирательной системы. Одномандатные округа – избирательные округа, в которых избирается только один депутат (Канада и др.). Многомандатные округа – избирательные округа, в которых избираются несколько депутатов;
3) формирование избирательных органов.
Избирательные органы – органы, специализирующиеся на проведении выборов: избирательные комиссии, избирательные советы и избирательные трибуналы;
4) составление списков избирателей. Список избирателей – основной документ, на основании которого избиратели допускаются к участию в выборах;
5) выдвижение кандидатов в депутаты – определяется законодательством страны;
6) избирательная кампания – это комплекс мероприятий, во время которых избирательные объединения и кандидаты ведут предвыборную агитацию, а избиратели знакомятся с кандидатами и их предвыборными программами;
7) голосование. В ходе голосования избиратели выражают свою волю. Ограниченный вотум – избиратель может голосовать за неполное число кандидатов, избираемых по многомандатному округу. Кумулятивный вотум – избиратель в многомандатном округе обладает количеством голосов, равным количеству подлежащих избранию кандидатов(или превышающим его), и может распределять эти голоса между кандидатами по своему усмотрению. Плюральный вотум – цензовая система, при которой устанавливается комплекс обязательных и дополнительных требований к избирателям, соответствие дополнительным требованиям дает избирателю дополнительные голоса;
8) подведение итогов голосования;
9) объявление результатов голосования. После того как итоги выборов подведены, соответствующий компетентный орган государства должен сделать их доступными избирателям, для чего о результатах голосования сообщается в СМИ;
10) обжалование результатов выборов. Данная стадия избирательного процесса не является обязательной, поскольку зависит от того, как были организованы выборы и были ли в них допущены серьезные нарушения.
Референдум – способ принятия государственных решений или решений в сфере местного самоуправления путем голосования лиц, обладающих правом участия в референдуме.
С точки зрения конституционного регулирования вопросов, которые могут быть вынесены на референдум (предмет референдума), они могут быть разделены на 2 группы:
вопросы, подлежащие обязательному вынесению на референдум;
вопросы, вынесение которых на референдум отнесено на усмотрение государственных органов или избирателей.
Вопросы, которые не подлежат вынесению на референдум:
налогообложения, бюджета и другие финансовые вопросы;
амнистии и помилования;
ратификации международных договоров.
Исходя из особенностей политической ситуации, исторических традиций, уровня политической культуры и других обстоятельств каждый законодатель создает свой перечень вопросов, которые не могут быть вынесены на референдум.
Обычно право участия в референдуме предоставляется всем избирателям, обладающим активным избирательным правом по выборам в нижнюю или единственную палату парламента, а на региональных и местных референдумах – в соответствующий орган регионального представительства или местного самоуправления.
Порядок организации и проведения референдума следующий.
Инициатива проведения референдума может исходить от правительства, групп депутатов, региональных органов власти, групп избирателей, палат парламента и т. д.
Решение о назначении референдума принимает:
Виды референдума:
1) общегосударственный и местный референдум;
2) обязательный и факультативный (петиционный, т. е. по инициативе избирателей со сбором подписей);
3) конституционный и обыкновенный. В первом случае на референдум выносится проект конституции (во Франции в 1958 г.) или поправка к конституции. Обыкновенным считается референдум по иным вопросам, не имеющим конституционного значения (в Швейцарии по вопросу о вступлении в ООН);
4) допарламентский (до принятия закона парламентом), послепарламентский (после того как закон принят парламентом и вынесен им на утверждение путем референдума), внепарламентский (когда законы принимаются на референдуме при отсутствии или в обход парламента);
5) утверждающий (или ратифицирующий) (путем референдума избиратели утверждают решение парламента) и отменяющий;
6) решающий и консультативный.
Существуют и иные классификации: конституционный, законодательный, международно-правовой референдум (обычно по вопросам границ, участия в международных организациях), административный референдум (по вопросам устройства территории государства, о системе его органов и т. д.).
Результаты референдума оформляются как итог подсчета голосов и определение результата. Нередко никаких иных актов о собственном референдуме не принимается: на основе его результатов издаются необходимые законы и акты исполнительной власти, вносятся определенные положения в конституцию или учитываются его итоги.
Место и роль главы государства в государственном механизме зарубежных стран, полномочия главы государства
Глава государства – единоличный высший государственный орган, представляющий данное государство на международной арене.
Его место в системе органов власти определяется формой правления:
в президентской республике он взаимодействует с парламентом и судебной властью как представитель исполнительной власти;
в смешанной республике нередко стоит над всеми властями;
в парламентарной республике его роль вторична по сравнению с ролью главы правительства;
в абсолютной монархии монарх объединяет в своих руках все важнейшие полномочия;
в дуалистической монархии он делит власть с парламентом, но при этом обладает возможностью парализовать деятельность последнего;
в парламентарной монархии монарх исполняет в основном представительские функции;
в республике советского типа играет важную политическую роль, когда этот пост занимает руководитель коммунистической партии (например, в КНР).
Монарх – глава государства в странах с монархической формой правления, лицо, замещающее пост главы государства в порядке престолонаследия.
В конституции могут содержаться различного рода запреты в отношении монарха (запрет быть главой другого государства, покидать страну без разрешения парламента и др.).
Правовой статус монарха зависит от формы правления.
Президент – глава государства в странах с республиканской формой правления. Обычно пост главы государства в республиках замещается путем выборов, исключение составляют только некоторые африканские государства.
Объем полномочий президента зависит от формы правления в его стране.
Глава государства наделен полномочиями:
1) по верховному представительству (участие в торжественных государственных церемониях в качестве главного действующего лица, выступление с обращениями к нации, совершение действий от имени страны), к этой же группе примыкает его право оказывать покровительство учреждениям культуры;
2) в сфере внешней политики;
3) связанными с деятельностью парламента (осуществляет назначение парламентских выборов, созыв и роспуск парламента, участие в законодательном процессе благодаря праву законодательной инициативы, праву вето, промульгации законов);
4) в сфере государственного управления;
5) в области обороны и безопасности (он является Главнокомандующим вооруженными силами, председателем Совета обороны по должности, объявляет чрезвычайное, военное положение);
6) связанными с судебной властью (участие в деятельности высших органов судейского сообщества, назначение на высшие судебные должности);
7) в сфере личного статуса граждан и иностранцев (осуществляет награждение орденами и медалями, решение вопросов гражданства, помилование). В монархиях глава государства наделен еще некоторыми традиционно принадлежащими ему в данной стране полномочиями (королева Великобритании является главой англиканской церкви, король Норвегии решает вопрос о богослужениях, Великий Герцог Люксембурга «имеет право чеканить монету» и т. д.).
Понятие парламента и его структура
Парламент – орган народного представительства и высший законодательный орган страны.
В западных демократиях понятие «парламент» связано с концепцией разделения властей и представительного правления. Оценка того или иного законодательного органа производится по нескольким параметрам: порядку формирования, полномочиям, характеру взаимоотношений с другими органами. Для того чтобы орган мог считаться парламентом, он должен:
формироваться путем демократических выборов, обеспечивающих «справедливое» представительство избирательного корпуса;
его депутаты не должны быть связаны императивным мандатом;
обладать определенной автономией в системе органов государства, с тем чтобы свободно осуществлять законодательную функцию (разделение властей);
реализовать свои полномочия самостоятельно, а не путем передачи другим органам;
парламентарии должны быть профессиональными политиками и работать на постоянной основе.
Парламенты в качестве своих самых крупных структурных единиц могут иметь одну, две и более палат.
При однопалатной системе депутаты организационно не разделены, что делает однопалатный парламент (при прочих равных условиях) более мобильным, чем двухпалатный (Болгария, Дания, Финляндия).
Две палаты создаются для представительства:
интересов аристократии (Палата лордов Великобритании, сильно реформированная);
политико-территориальных единиц (Польша, Испания, Япония).
В федерациях, как правило (США, ФРГ, Германия и др.), двухпалатные парламенты.
Более двух палат формируется обычно для реализации какой-либо политической концепции конкретного государства (т. е. она не является общераспространенной, а прямо продиктована ситуацией и может быть понята только в определенном историческом контексте) (в Югославии для реализации концепции социалистического самоуправляющегося общества, в котором каждый индивид выступал в нескольких «ипостасях» (как член политической организации, как работник, как член местного сообщества), каждая из них должна была реализовываться в представительстве, был создан шестипалатный парламент).
Консультативные парламенты существуют в некоторых мусульманских странах (Бахрейне, Катаре и др.). Иногда они принимают законы одобрения монарха, иногда вообще не могут издавать законов.
Парламент имеет свои внутренние органы. Заседаниями палат и однопалатного парламента руководит председатель (спикер в англосаксонских странах) либо коллегиальный орган (бюро в Испании, организационный комитет в Чехии, президиум сессии в КНР). Председатель однопалатного парламента, имеет одного или нескольких заместителей; президиум сессии или бюро избирает председательствующего – иногда он ведет заседания в течение всей сессии, иногда члены президиума по очереди занимают место председательствующего. В Швеции председатели и вице-председатели палат избираются только на одно заседание. Председателя парламента при двухпалатной структуре парламента не бывает, есть лишь председатели палат. На совместном заседании палат ими обычно руководит председатель верхней палаты (сената).
Компетенция парламента
Полномочия парламента устанавливаются конституцией страны.
Парламент обладает:
законодательными полномочиями (т. е. полномочиями по принятию законов, внесению в них изменений и отмене, поскольку он – единственный законодательный орган страны);
полномочиями в финансовой сфере (осуществляет утверждение бюджета, контроль за его исполнением, дает разрешение на непредвиденные расходы и т. д.), что позволяет ему контролировать деятельность исполнительной власти;
полномочиями по ратификации международных договоров;
полномочиями по назначению референдумов;
полномочиями по формированию других органов и назначению (выборов должностных лиц);
полномочиями в области обороны и безопасности (производит объявление войны, заключение мира, введение и отмену режима чрезвычайного положения и др.);
судебными полномочиями (по процедуре импичмента).
Главная задача парламента – принятие законов.
Парламент избирает, назначает, образует высшие органы государства, формируя их целиком или в части (другую часть может назначать президент). В некоторых странах парламент избирает президента (Израиль, Ливан, Турция и др.); парламент (Италия) или одна из его палат (Бундестаг в Германии) является составной частью коллегии, избирающей президента. В странах тоталитарного социализма парламент избирает постоянно действующий орган, который между сессиями выполняет многие полно-
Хмочия парламента (Государственный совет на Кубе, Постоянный комитет Всекитайского собрания народных представителей), избирает (Германия, Япония) или назначает премьер-министра (в двухпалатном парламенте это делает нижняя палата). Во многих странах парламент образует весь состав правительства: путем голосования по программе правительства выражает ему доверие, после чего правительство назначается актом главы государства. Парламент (иногда одна из палат) формирует конституционный суд (или назначает часть его членов), верховный суд (или назначает его председателя), назначает генерального прокурора, генерального контролера, некоторых других высших должностных лиц.
Полномочия по образованию высших органов и назначению высших должностных лиц разные палаты обычно осуществляют раздельно: у каждой из них своя компетенция.
В области внешней политики парламент ратифицирует (утверждает) международные договоры или дает согласие президенту на их ратификацию, решает вопрос об использовании вооруженных сил за пределами страны. Он обладает некоторыми квазисудебными полномочиями: решает вопросы об импичменте (отрешении от должности) президента и некоторых иных должностных лиц (в США – федеральных судей), выносит решения о предании суду министров и других высших должностных лиц (во Франции, Польше).
В большинстве стран только он вправе устанавливать материальные обременения государства (в частности, принимать решения о государственных займах, о займах у иностранных государств международных организаций), устанавливать налоги, принимать государственный бюджет в виде единого закона о доходах и расходах государства сроком на один год (во Франции) или в виде совокупности бюджетных (финансовых) законов (в Японии).
Правовое положение члена парламента
В большинстве стран члены парламента являются профессиональными парламентариями и получают за свою депутатскую деятельность солидное вознаграждение из казны, имеют пенсионные льготы. Во многих странах они бесплатно обеспечиваются жильем, медицинским обслуживанием, почтовой и телефонной связью, бесплатными поездками, имеют оплачиваемых государством секретарей и помощников, льготы по налогам.
В странах тоталитарного социализма депутат обычно не является профессиональным парламентарием, не должен оставлять свою основную работу (парламентская деятельность не считается таковой), хотя некоторые депутаты могут быть освобожденными. В этих государствах депутат выполняет депутатские обязанности на общественных началах, получая лишь небольшое вознаграждение, рассматриваемое как возмещение депутатских расходов.
В подавляющем большинстве стран депутаты и сенаторы имеют свободный мандат. Они рассматриваются как представители всего народа, а не только своего избирательного округа и не обязаны выполнять наказы избирателей округа не могут быть досрочно отозваны ими. В странах тоталитарного социализма депутат имеет императивный мандат, предусматривающий возможность досрочного отзыва, если он не выполняет наказов избирателей. Депутаты в некоторых странах могут быть лишены мандата по решению парламента, по решению суда либо прекращение мандата осуществляется путем добровольной отставки депутата.
Во многих странах члены парламента обладают депутатским иммунитетом – депутат не может быть подвергнут полицейскому задержанию или аресту, против него не может быть возбуждено уголовное дело без согласия палаты, членом которой он является. Иммунитет может распространяться на все время избрания (Германия, Испания, Италия), а иногда только на период сессии (Япония) и на время в пути на сессию и обратно (США).
Депутат обладает также депутатским индемнитетом, под которым понимаются:
1) неответственность за свои выступления в парламенте и за действия, которые депутат поддерживал своим голосованием, даже если эти действия будут затем признаны противоправными;
2) депутатское вознаграждение.
Депутат вправе участвовать в работе парламента, его комиссий, других органов, свободно выступать и голосовать, он обладает правом запроса или вопроса к высшим должностным лицам государства (во Вьетнаме – включая Президента) на заседании парламента или вне его (путем устного или письменного обращения); он вправе получить первоочередной ответ от должностных лиц государства и внеочередной прием у них.
Обязанности депутата:
присутствовать на сессиях парламента;
участвовать в пленарных заседаниях палат, в работе постоянных комиссий (комитетов).
В ряде стран запрещается депутатам заниматься профессиональной, торговой и промышленной деятельностью, всякой работой, которая может поставить депутата в зависимость от органов исполнительной власти. Если таких запретов нет, то существует правило, что при обсуждении вопроса, в отношении которого депутат может иметь личный интерес, он должен заявить об этом на заседании.
Сущность избирательного права как выбор степени свободы
Всегда трудно делать работу теоретическую, гораздо проще находиться в системе координат своей отрасли права, исследовать не абстрактные модели человеческих отношений, а конкретные предметы. Между тем, не выяснив предмет исследования, не выстроив в строгой правовой логике юридическую конструкцию, неискушённый читатель не сможет до конца понять ни красоту и плюрализм, а порой и цинизм, и даже волюнтаризм избирательного права, ни юридическую компаративистику как внутри отдельных стран, так и в сравнении с Российской Федерацией. Ежегодно в России публикуется более четырёхсот работ по избирательному праву, из них заслуживают внимания, не более двадцати. Но даже оставшиеся исследования зачастую не выходят за рамки методологического, технического и узкокорпоративного анализа. Ведущиеся дискуссии скорее уводят здравомыслящих людей от существующих проблем института избирательного права, подменяя логический системный анализ калейдоскопом малосвязанных между собой частностей. Порой складывается впечатление, что российские и зарубежные государствоведы, занимающиеся разработкой правовых концепций в области конституционного и избирательного права, права референдума, просто не желают или не видят смысла довести до марксового логического конца имеющиеся правовые доктрины и правовые позиции – и делают это сознательно. Не ставим себе целью делать такой анализ и в настоящей колонке, но мы вынуждены подробно на этом остановиться как на юридическом инструментарии, который мы предлагаем применять читателям при любом соприкосновении с избирательным правом и выборами.
Доктрина необходимости
Настоящая колонка предваряет цикл заметок и состоит из подробного обзора предлагаемого автором инструментария – адаптированной психологической теории права Л. И. Петражицкого и юридической конструкции выборов, построенной на идеях юридической техники, высказанных А. Ф. Черданцевым и Т. В. Кашаниной. Следуя юридической логике, доведём до разумного завершения теорию Л. И. Петражицкого. Таким разумным завершением может стать тезис об инстинкте самосохранения как первоисточнике естественного права, о чём прямо указал в 1235 г. автор юридической Доктрины необходимости (Doctrine of Necessity) английский юрист и учёный Генри Де Брактон: «Естественное право это то, чему все живые существа учатся по природе, т. е. по естественному инстинкту» («Ius naturale, quod docuit omnia animalia natura, id est per instinctum naturæ»). Инстинкт, в свою очередь, состоит из следующих элементов:
По Брактону, юридические действия, вытекающие из инстинкта самосохранения, следует относить к правовым, хотя легистами они могут признаваться незаконными с позиции позитивного и развитого права. Это очень сильный тезис именно в связи с его строгостью. Он позволяет обосновывать с позиций права практически любые действия человека и государства на применение насилия либо свержение власти, считающиеся законными в рамках системы позитивного права. Выдвинутый тезис о примате инстинкта самосохранения в естественном праве – это ни в коем случае не путь к вседозволенности и неправовому поведению, исходящему из ничем не ограниченной воли. Он обусловлен, в первую очередь, границами необходимости, которые в своё время были определены Э. Кантом и положили начало кантианской Доктрине справедливости («Право, как цель»). Указанная диспозиция предполагает, что лишение жизни одного субъекта (носителя естественных прав) другим ради простого удовольствия – это пример неправового поведения, также как ограничение государством свобод людей должно рассматриваться как неправовое поведение с последующими санкциями в отношении государства от лица граждан в виде восстания и права на него.
Между тем более подробный анализ предлагаемого выше тезиса о феномене дуализма естественного права («права необходимости» и «права цели») выходит за рамки нашей колонки и будет представлен автором в отдельном эссе. Отметим только, что особенностью авторской интерпретации психологической теории права Л. И. Петражицкого и Доктрины необходимости Г. Де Брактона является их универсальность. С позиций приводимого тезиса об инстинкте как первоисточнике естественного права концептуальные различия между такими юридическими действиями, как «выборы», «референдум», «война» и «революция», отсутствуют. Указанные юридические акты процедурно могут быть вписаны в юридическую конструкцию «выборы» («референдум») в рамках адаптированной психологической теории права, представляя собой ничто иное как «ордалии». По сути, здесь мы имеем дело со столкновением прав, когда обе стороны имеют равные права на один и тот же объект и единственным способом разрешения такого конфликта права является «поединок» («Божий суд»).
Аналогичным образом обстоит дело и с кандидатами на выборные должности органов власти, за каждым из которых стоят политические силы, даже если это личная уния политической силы в лице самого кандидата. Логический анализ показывает наличие глубокой внутренней и непротиворечивой связи между «электоральной ордалией» как более цивилизованной формой испытания и формой реализации естественного права на самосохранение. Политическая сила, прошедшая «ордалию», получает, таким образом, высшую легитимацию и, перефразируя Ф. Лассаля, описывает новую иллюзию как форму государства и правила социальных игр, как конституционно-правовое устройство, действуя исключительно в парадигме рассматриваемого нами тезиса и не выходя за рамки «юридической молекулы», как её называл С. С. Алексеев.
К вопросу о теории избирательного права и необходимости электоральной юстиции
В российской и зарубежной научной литературе можно встретить большое количество определений понятия «выборы», обобщённо сводимых к следующей формуле: «Выборы – это такой демократический по своей природе и сущности способ формирования органов государства и органов местного самоуправления, при котором сам народ или его представители имеют возможность решать вопрос о том, кого поставить у власти, а кого отстранить от неё путём установленной процедуры голосования», делающей акцент на технической, методологической стороне дела, выстраивая лемму «выборы – метод». При этом в российской науке и правоприменительной практике упор делается на правовую позицию, поддерживающую «выборы», как метод формирования органов власти, тогда как в англо-саксонской традиции «выборы» представляют собой метод отстранения от власти. Это принципиальное расхождение в правопонимании избирательного права, а интегративное правопонимание невозможно и видится только через разрушение существующего конституционно-правового порядка. Правовая конструкция «выборы», как и любая юридическая конструкция, самодостаточна, имеет жёсткий характер связей и относительно изолирована, обладая входом, выходом и неким правовым давлением внутри и снаружи. Юридическая конструкция, настроенная неверно, может вызвать закупорку всей правовой системы, неминуемо ведущую к её слому.
Указанные выше правовые позиции не возникли случайно. К примеру, российская традиция максимального усложнения либо полной отмены процедуры отзыва выборных должностных лиц как метода отстранения от власти была сформирована Конституционным Судом России, в частности Постановлением Конституционного Суда РФ от 24.12.1996 № 21-П, которым Закон Московской области об отзыве депутата областной Думы был признан не соответствующим Конституции РФ, а Председатель Конституционного Суда М. Баглай в своём Особом мнении сравнил процедуру отзыва выборных должностных лиц с пережитком тоталитарного государства. Англо-саксонская правовая традиция, напротив, пошла по пути максимального усложнения процедуры реализации пассивного избирательного права как метода формирования органов власти (кокусы, праймериз, собственно выборы и пр.) при сохранении либеральной процедуры отзыва выборных должностных лиц. Попытка в России провести законодательные изменения по институционализации усложнённой процедуры реализации пассивного избирательного права при отсутствии либерализации законодательства в части процедуры отзыва выборных должностных лиц должна вызывать настороженность. Между тем идея настоящего исследования предполагает акцентуацию на снятии противоречия в правопонимании и логики избирательного процесса в России и за рубежом, путём применения авторского инструментария для анализа. Юридическая логика подсказывает, что «выборы» и «референдум» – это не что иное, как «ордалии» политических сил, претендующих на главенство, атрибутирующие наличие испытуемого и испытания какой-либо средой. Правосубъектность «среды» определяет возникновение правоотношений между испытуемым и «средой», где кандидаты на выборные должности являются испытуемыми, а избирательный корпус – средой.
Следование строгой логике построения юридической конструкции «ордалии» приводит нас к мысли о каркасе юридических связей, состоящем из следующих элементов: испытуемых, среды, суда и исполнителей. Т. В. Кашанина отмечала: «юридическая конструкция – это создаваемая с помощью абстрактного мышления модель общественных отношений (его типовая схема), элементы которой жёстко увязаны между собой». Отсюда модель общественных отношений выборов будет состоять из следующих «несущих частей», каждая из которых выполняет только ей свойственную нагрузку и задачу:
− института кандидатов на выборные должности государственных и муниципальных органов («испытуемых»);
− института избирательного корпуса («среды»);
− института организаторов выборов («технических исполнителей»);
− института суда (электоральной юстиции).
В такой конструкции априорно присутствуют лица правоотношений, предмет правоотношений, права и обязанности лиц, санкции за невыполнение обязательств, а отсутствие любого элемента полностью разрушает конструкцию. Завершая эту часть нашего обзора и делая акцент на адаптированном естественно-правовом подходе и построенной юридической конструкции, предложим читателям для последующего анализа такое определение выборам: Выборы (референдум) – это альтернативная войне либо революции реализация естественного и неотчуждаемого права людей и их групп на самосохранение посредством регулярных испытаний. Указанная дефиниция предопределяет сущность избирательного права и права референдума как права выбора количества степеней свободы, призванное обеспечить баланс между рефлексом свободы и другими рефлексами человека (например, рефлексом безопасности). Логика организации поддержания этого баланса требует наличия специального органа и должностных лиц, функционирующих на основе принципа разделения труда, на основе понятных и одобряемых регулярных практик, т. е. действительно независимого правосудия, стоящего даже над Основным законом – электоральной юстиции. Отсюда логическая инверсия: регулярные одобряемые практики поддержания баланса между рефлексом свободы и другими рефлексами человека суть избирательное право (право референдума) и избирательный процесс. Следовательно, избирательный закон должен описывать регулярные практики поддержания этого баланса независимо от мнения превалирующей политической силы и специальный орган охраны этого закона – независимый электоральный суд, что согласуется с предложенной нами юридической конструкцией, в ходе реализации которой становится очевидным, что существующая модель организации выборов и референдумов в России в виде системы избирательных комиссии во главе с Центральной избирательной комиссией себя изжила, как осколок советской античности, требуется её существенное усиление и наделение конституционным статусом высшего суда – Суда Демократии, а члены избирательных комиссий должны получить статус судей.
15. Понятие и сущность избирательного права, принципы
Термин «избирательное право» употребляется в двух значениях: объективном и субъективном.
Объективное избирательное право – это раздел конституционного права. Нормы, регулирующие избирательное право, содержатся в конституциях, в законах о выборах (иногда эти законы весьма пространные, и потому их называют избирательными кодексами), причем в субъектах федерации, в политических автономиях могут действовать свои законы о выборах органов и должностных лиц этих государственных образований.
В субъективном смысле избирательное право – право конкретного лица участвовать в выборах, а также в референдуме, голосовании при отзыве избранного представителя, в народной законодательной инициативе. Обычно для этого необходимо иметь гражданство данного государства, определенный возраст (обычно 18 лет), быть вменяемым (душевное здоровье).
Различают активное и пассивное избирательное право.
Активное– это право избирать, голосовать за какую-либо кандидатуру или против всех предложенных кандидатов.
Пассивное избирательное право – это право быть избранным, например в парламент, на должность президента, в орган местного самоуправления. Лицо может иметь активное избирательное право, но не обладать пассивным.
Принципы избирательного права:
1. Всеобщее избирательное право не означает, что все жители страны могут участвовать в выборах. Принцип всеобщности предполагает законодательные ограничения – избирательные цензы. Они различаются в зависимости от того, какое право они ограничивают: активное или пассивное.
Избирательных прав обычно не имеют иностранцы и лица без гражданства, проживающие в стране, где проводятся выборы (исключение: Дания, Нидерланды, Швеция). Не участвуют в выборах граждане-дети, душевнобольные. В большинстве стран для участия в голосовании установлен возраст: не менее 18 лет ко дню выборов. Для пассивного избирательного права требуется повышенный возраст, что связано с необходимостью иметь жизненный опыт для участия в решении государственных дел.
2. Равное избирательное право– это установленные законом равные возможности для избирателя влиять на результаты выборов и одинаковые возможности быть избранным в соответствии с условиями закона. Запрещается установление в законе каких-либо преимуществ или ограничений для отдельных кандидатов, баллотирующихся на выборные публичные должности. Равенство активного избирательного права обеспечивается тем, что каждому избирателю предоставляется равное количество голосов и все голоса имеют равный вес. Действует демократическое правило – «один избиратель – один голос». Принцип равенства также означает, что все граждане участвуют в выборах на равных основаниях, т. е. избирательные округа по своей численности должны быть одинаковыми. Это достигается обеспечением единой нормы представительства: на каждого депутата должно приходиться одинаковое число жителей или избирателей округа.
3. Прямые выборы. Прямые выборы – это непосредственное избрание гражданами своих представителей в органы государства, отдельных должностных лиц.
4. Тайное и открытое голосование. При тайном голосовании избиратель подает свой голос без ведома других лиц путем заполнения избирательного бюллетеня, использования избирательной машины (США, Индия), с помощью электронной карточки избирателя (Бразилия). Голосование может быть очным (непосредственным), когда сам избиратель является к месту голосования, и заочным, когда его волю реализуют по его поручению другие лица. Нарушение тайны голосования карается законом. Открытые выборы осуществляются очень редко, обычно в низовом звене представительных органов путем поднятия руки (Китайская Народная Республика).
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
§ 6.1. Понятие правотворчества и его принципы. Правотворчество и формирование права
§ 6.1. Понятие правотворчества и его принципы. Правотворчество и формирование права Правотворчество есть форма государственной деятельности, направленная на создание правовых норм, а также на их дальнейшее совершенствование, изменение или отмену. Это процесс создания и
10. Понятие права природопользования, его виды и принципы
10. Понятие права природопользования, его виды и принципы Природопользование – это деятельность, которая связана с извлечением полезных свойств природной среды с целью удовлетворения различных интересов общества.Статья 9 Конституции РФ определяет землю и другие
Понятие избирательной системы и избирательного права
Понятие избирательной системы и избирательного права Избирательное право – это совокупность юридических норм, закрепляющих принципы, порядок организации и проведения выборов в органы государственной власти и местного самоуправления (институт конституционного
6. Понятие, признаки и принципы права. Источники права
6. Понятие, признаки и принципы права. Источники права Право – это система общеобязательных, формально определенных правил поведения, установленных государством, выражающих необходимое соотношение общественных и личных интересов, определяющих виды возможного и
Тема III Понятие, сущность и система права
Тема III Понятие, сущность и система права План изучения § 1. Понятие права. Государство и право. Объективное и субъективное право § 2. Нормы права и их структура. Действие норм права в пространстве и времени. Источники права (формы): Законодательные нормативные акты и
Глава одиннадцатая. СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ, ПОНЯТИЕ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРАВА
Глава одиннадцатая. СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ, ПОНЯТИЕ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРАВА Сущность права. Общесоциальное и классовое в праве. Право как динамическая система. Содержание права. Право — мера (масштаб) поведения личности. Объективное и субъективное в праве. Понятие права.
1.1 Понятие и сущность права
1.1 Понятие и сущность права Уже тысячелетия люди живут в условиях государственно-правовой действительности. Они являются гражданами (или подданными) определенного государства, подчиняются государственной власти, сообразуют свои действия с правовыми предписаниями и
16. Понятие и сущность избирательного права, принципы
16. Понятие и сущность избирательного права, принципы Понятие «избирательная система» может рассматриваться в двух плоскостях.Во-первых, избирательная система является совокупностью общественных отношений в государстве в связи с проведением выборов. Во-вторых,
1. Понятие, сущность и значение наследственного права
1. Понятие, сущность и значение наследственного права Получение в наследство материальных и нематериальных благ осуществляется путем наследования. Наследование – переход от умершего лица (наследодателя) его имущества к другому лицу в соответствии с нормами
26. Принципы избирательного права в Российской Федерации
26. Принципы избирательного права в Российской Федерации Основными принципами избирательного права в Российской Федерации являются принципы, составляющие основы конституционного строя России, — это принципы народовластия, приоритета прав и свобод, федерализма,
Глава 5. ПОНЯТИЕ ПРАВА (СУЩНОСТЬ; ОСОБЕННОСТИ КАК ИНСТИТУЦИОННОГО НОРМАТИВНОГО РЕГУЛЯТОРА)
Глава 5. ПОНЯТИЕ ПРАВА (СУЩНОСТЬ; ОСОБЕННОСТИ КАК ИНСТИТУЦИОННОГО НОРМАТИВНОГО РЕГУЛЯТОРА) 1. Термин «право». Право в непосредственно-социальном и юридическом смыслах.2. Сущность права.3. Противоречивость сущности права.4. Право — институционное образование.5. Право —
Понятие, сущность и принципы избирательного права
Понятие избирательного права употребляется в двух смыслах: объективном и субъективном.
Объективное избирательное право — это система правовых норм, регулирующих порядок формирования представительных органов государственной власти и местного самоуправления.
Эти нормы разделяются на материальные и процессуальные.
Материальные нормы закрепляют принципы выборов, их руководящие начала, содержащиеся, как правило, в конституции государства.
Процессуальные нормы регулируют порядок и организацию проведения выборов и помещаются в законе о выборах.
Субъективное избирательное право — это гарантированная гражданину государством возможность участвовать в выборах государственных органов и органов местного самоуправления.
Субъективное избирательное право подразделяется на активное и пассивное.
Активное избирательное право — это право гражданина избирать органы государственной власти и местного самоуправления; а пассивное — это право быть избранными в данные органы.
Избиратель — лицо, за которым конституцией и/или законом признано право голоса.
Избирательный корпус (электорат) — совокупность избирателей страны или территориальной единицы.
Юридический избирательный корпус — совокупность избирателей, внесенных в списки (зарегистрированных).
Фактический избирательный корпус — совокупность голосующих избирателей.
Потенциальный избирательный корпус — совокупность всех избирателей, как зарегистрированных, так и по каким-либо причинам не внесенных в списки.
Цензы — установленные законом ограничения избирательного права граждан.
С ХVIII века наиболее распространенным в государствах Европы и Америки был имущественный ценз. С середины ХIХ века ограничения имущественного характера начинают постепенно упразднятся. Одним из наиболее распространенных является возрастной ценз. В большинстве европейских государств возрастной ценз для активного избирательного права первоначально составлял 21-25 лет. Постепенно его уравняли с возрастом совершеннолетия. Преимущественно это произошло после второй мировой войны. Право принимать участие в выборах с 18 лет граждане Великобритании получили в 1969 году, в США и большинстве европейских государств — в 70-е годы ХХ века. В Турции, Швейцарии, Японии установлен 20-ти летний возрастной ценз.
В рамках пассивного избирательного права возрастные цензы, как правило, выше, чем в рамках активного, особенно на выборах в парламент. Например, на выборах в нижние палаты парламентов Бельгии, Великобритании и России граждане получают соответствующие права в возрасте 21 год и 18 лет; во Франции и Румынии, соответственно с 23 и 18 лет; в Италии, США, Канаде – 25 — 18 лет и т.д. В Дании, Нидерландах, Финляндии, Венгрии, Швейцарии, Словении возрастные цензы для активного и пассивного избирательного права совпадают.
Эволюция избирательного права привела к упразднению ограничений по половому признаку и предоставлению избирательного права женщинам.
Одной из характерных черт избирательного права является наличие ценза оседлости: в США он составляет один месяц, в Австралии, ФРГ и Японии — три, в Бельгии и Франции — шесть, в Канаде и Финляндии — двадцать месяцев.
Законы государств могут устанавливать и другие ограничения избирательного права. Преимущественно они касаются тех, кто отбывает наказание за совершение преступления. В ряде государств в избирательных правах ограничиваются банкроты, те лица, которые содержатся за счет социальных фондов и др. Иногда устанавливаются более общие ограничения относительно социального поведения избирателей. К примеру, в Конституции Италии допускается ограничение избирательных прав для лиц, совершивших “недостойные поступки, указанные в законе”. В Великобритании не голосуют пэры, так как они имеют свою палату; в некоторых странах — племенные вожди; в государствах, где закон предусматривает обязательное голосование — лица, лишенные судом избирательных прав за систематическое уклонение от участия в выборах.
В связи с ограничениями в пассивном избирательном праве в ряде государств существуют понятия неизбираемости и несовместимости.
Неизбираемость означает, что определенные должностные лица не могут выдвигать свои кандидатуры на выборах, пока не ушли в отставку с занимаемого поста.
Несовместимость означает запрет одновременно занимать выборную и иную государственную должность.
В конституциях зарубежных государств наиболее часто устанавливаются следующие принципы избирательного права: всеобщие, свободные, равные, прямые выборы при тайном голосовании.
Принцип всеобщности означает право участвовать в выборах для всех избирателей страны.
Принцип свободы выборов означает запрет оказывать незаконное давление на волю избирателей.
Принцип равенства избирательного права призван обеспечивать равные возможности для избирателя влиять на результаты выборов и быть избранным в соответствии с законом. Он достигается тем, что каждый избиратель имеет равное число голосов, наличием в стране единого избирательного корпуса, примерно одинаковым количеством избирателей в избирательных округах, одинаковыми требованиями к порядку выдвижения кандидатов.
Прямое избирательное право означает право избирателя избирать и избираться непосредственно в выборный орган или на выборную должность.
Косвенное (многостепенное) избирательное право означает, что избиратель выбирает лишь членов коллегии, которая затем уже избирает выборных орган.
Принцип тайного голосования запрещает производить контроль за волеизъявлением избирателей. Достигается он с помощью соответствующей процедуры голосования (заполнение бюллетеней в кабинах, использование избирательной машины, электронной карточки избирателя и др.). Нарушение тайны голосования карается законом. Открытое голосование используется очень редко, как правило, при избрании низового звена представительного органа. Например, при избрании низового звена Собрания народных представителей в Китае.
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями: