При заявлении какой процедуры декларантом может выступать таможенный перевозчик
1. Декларантами товаров, помещаемых под таможенные процедуры, могут выступать:
1) лицо государства-члена:
являющееся стороной сделки с иностранным лицом, на основании которой товары перемещаются через таможенную границу Союза;
от имени и (или) по поручению которого заключена сделка, указанная в абзаце втором настоящего подпункта;
имеющее право владения, пользования и (или) распоряжения товарами, — если товары перемещаются через таможенную границу Союза не в рамках сделки, одной из сторон которой является иностранное лицо;
являющееся стороной сделки, заключенной с иностранным лицом или с лицом государства-члена в отношении иностранных товаров, находящихся на таможенной территории Союза;
являющееся экспедитором, — при заявлении таможенной процедуры таможенного транзита;
2) иностранное лицо:
являющееся организацией, имеющей представительство или филиал, созданные и (или) зарегистрированные на территории государства-члена в установленном порядке, — при заявлении таможенных процедур только в отношении товаров, перемещаемых для собственных нужд такого представительства или филиала;
являющееся собственником товаров, если товары перемещаются через таможенную границу Союза не в рамках сделки между иностранным лицом и лицом государства-члена;
имеющее право владения и пользования товарами, если товары перемещаются через таможенную границу Союза не в рамках сделки между иностранным лицом и лицом государства-члена, — при заявлении таможенной процедуры таможенного склада, таможенной процедуры временного ввоза (допуска), таможенной процедуры реэкспорта, специальной таможенной процедуры;
3) дипломатические представительства, консульские учреждения, представительства государств при международных организациях, международные организации или их представительства, иные организации или их представительства, расположенные на таможенной территории Союза;
4) перевозчик, в том числе таможенный перевозчик, — при заявлении таможенной процедуры таможенного транзита;
5) иностранное лицо, получившее в соответствии с международным договором государства-члена с третьей стороной документ, предусмотренный таким международным договором, предоставляющий такому лицу право на вывоз с таможенной территории Союза товаров, находящихся на таможенной территории Союза, — при заявлении таможенной процедуры таможенного склада, таможенной процедуры реэкспорта, таможенной процедуры экспорта.
2. Законодательством государств-членов может быть установлено, что декларантом товаров может выступать лицо государства-члена, являющееся стороной сделки, заключенной между лицами одного государства-члена, на основании которой товары вывозятся с таможенной территории Союза.
3. Законодательством государств-членов могут быть установлены иные случаи и условия, чем предусмотренные абзацем вторым подпункта 2 пункта 1 настоящей статьи, при которых иностранное лицо, имеющее филиал, зарегистрированный на территории государства-члена в установленном налоговым законодательством этого государства-члена порядке, может выступать декларантом товаров.
4. Комиссия вправе определять случаи, когда иностранное лицо, указанное в абзаце третьем подпункта 2 пункта 1 настоящей статьи, не может выступать декларантом товаров.
5. Дополнительные условия, при соблюдении которых лица, указанные в пункте 1 настоящей статьи, могут выступать декларантами товаров, помещаемых под отдельные таможенные процедуры, а также иные лица и условия, при соблюдении которых такие лица могут выступать декларантами указанных товаров, определяются настоящим Кодексом. Дополнительные условия, при соблюдении которых лица, указанные в пункте 1 настоящей статьи, могут выступать декларантами товаров, помещаемых под специальную таможенную процедуру, а также иные лица и условия, при соблюдении которых такие лица могут выступать декларантами указанных товаров, определяются Комиссией и законодательством государств-членов в случаях, предусмотренных Комиссией.
6. Декларантами товаров, подлежащих в соответствии с настоящим Кодексом таможенному декларированию и (или) выпуску без помещения под таможенные процедуры, могут выступать лица, предусмотренные пунктами 6 — 8 статьи 260, пунктом 2 статьи 278 и пунктом 8 статьи 281 настоящего Кодекса.
Таможенный декларант: понятие, права, обязанности и ответственность.
Таможенный декларант: понятие, права, обязанности и ответственность. Отличие декларанта и таможенного представителя.
Понятие «декларант» раскрывается в статье 2 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее – ТК ЕАЭС). Так, декларантом является лицо, которое декларирует товары либо от имени которого декларируются товары.
Таможенное законодательство устанавливает исчерпывающий перечень лиц, которые могут вступать в правоотношения с таможенным органом в качестве декларанта.
Так, по общему правилу декларантами товаров могут выступать лица, являющиеся стороной сделки с иностранным лицом, а также лица, которые имеют в отношении декларируемого товара права владения, пользования и (или) распоряжения.
В определенных случаях, предусмотренных законом, декларантом могут являться перевозчики товаров, дипломатические представительства, консульские учреждения, и др.
Полный перечень таких лиц установлен статьей 83 ТК ЕАЭС.
Вопросы прав, обязанностей и ответственности декларанта в общем виде урегулированы статьей 84 ТК ЕАЭС. Но следует учитывать, что таможенное законодательство – это обширная специфическая отрасль права и, как следствие – вопросам регламентации прав, обязанностей и ответственности участников таможенных правоотношений, в том числе декларанта, посвящено большинство норм права данной отрасли.
Так, ТК ЕАЭС наделяет декларанта следующим объемом прав: декларант в праве участвовать в проведении таможенными органами контроля товаров, при этом, самостоятельно отбирать образцы товара, совершать необходимые грузовые операции. Если проводилась экспертиза или исследование – ознакомиться с их результатами и др. Кроме того, декларант вправе обжаловать действия и решения таможни.
Основная обязанность декларанта – продекларировать товар. Однако, под этой скромной формулировкой скрывается целый комплекс обязанностей декларанта, от успешной реализации которых зависит очень многое.
Так, декларанту следует :
- обеспечить размещение ввезенного товара в надлежащей зоне таможенного контроля (склад временного хранения, таможенный склад и др. в зависимости от конкретных обстоятельств)
- подготовить полный пакет документов, подтверждающий таможенную стоимость товара и все ее составляющие;
- определить, к какому коду по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности относится ввезенный товар;
- также необходимо обеспечить получение разрешительных документов на ввоз/вывоз товара и его обращение на территории ЕАЭС (сертификаты, лицензии, свидетельства, декларации соответствия и пр.);
- обеспечить соблюдение валютного контроля;
- — и многое, многое другое.
Ответственность декларанта за неисполнение требований законодательства имеет несколько видов:
— административная. При привлечении к административной ответственности за нарушения в сфере таможенного дела, например, за недостоверное декларирование товаров, на декларанта может быть наложен административный штраф как с конфискацией товара, так и без таковой. Во многих случаях суммы штрафа – очень значительные.
- — уголовная (например, за незаконное перемещение через таможенную границу наличных денежных средств, уклонение от уплаты таможенных платежей и др.). Вплоть до реального лишения свободы.
- — налоговая ответственность в виде уплаты пени за нарушение сроков уплаты таможенных платежей.
Учитывая вышеизложенное, организации, осуществляющие ввоз и/или вывоз товаров за/в пределы таможенной территории России, в целях обеспечения качественного декларирования товаров принимают все возможные меры к поиску подготовленного, квалифицированного персонала – специалистов по декларированию товаров.
Правовой статус декларанта
Декларант — это "ключевое понятие в таможенном праве" (Толковый словарь таможенного права под ред. проф. А.Н. Козырина. М.). В соответствии с пп. 6 п. 1 ст. 4 ТК ТС ЕврАзЭС декларантом является лицо, которое декларирует товары либо от имени которого декларируются товары. Определение декларанта в ТК ТС ЕврАзЭС полностью совпадает с определением в Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур.
Перечень лиц, которые могут быть декларантами товаров, перемещаемых через таможенную границу ТС ЕврАзЭС, установлен ст. 186 ТК ТС ЕврАзЭС:
1) лицо государства — члена ТС ЕврАзЭС: заключившее внешнеэкономическую сделку либо от имени (по поручению) которого эта сделка заключена; имеющее право владения, пользования и (или) распоряжения товарами — при отсутствии внешнеэкономической сделки;
2) иностранные лица: физическое лицо, перемещающее товары для личного пользования; лицо, пользующееся таможенными льготами в соответствии с гл. 45 ТК ТС ЕврАзЭС; организация, имеющая представительство, созданное на территории государства — члена ТС ЕврАзЭС в установленном порядке, — при заявлении таможенных процедур временного ввоза, реэкспорта, а также таможенной процедуры выпуска для внутреннего потребления только в отношении товаров, ввозимых для собственных нужд таких представительств; лицо, имеющее право распоряжаться товарами не в рамках сделки, одной из сторон которой выступает лицо государства — члена ТС ЕврАзЭС.
В случае заявления таможенной процедуры таможенного транзита декларантами также могут быть:
1) перевозчик, в том числе таможенный перевозчик;
2) экспедитор, если он является лицом государства — члена ТС ЕврАзЭС.
Из определения понятия "декларант" следует, что основная цель, которая решалась путем введения данного понятия, — это выделение субъекта, совершающего ключевую таможенную операцию — таможенное декларирование. Декларирование, заявление декларантом таможенному органу сведений о товарах, об избранной таможенной процедуре и (или) иных сведений, необходимых для выпуска товаров (пп. 27 п. 1 ст. 4 ТК ТС ЕврАзЭС), является одной из обязанностей декларанта, установленных ст. 188 ТК ТС ЕврАзЭС. Помимо декларирования на декларанте лежит бремя по уплате таможенных платежей, включая таможенные пошлины, и (или) обеспечение их уплаты в соответствии с ТК ТС ЕврАзЭС.
В связи с участием декларанта в таможенно-тарифных правоотношениях возникает вопрос определения момента, с которого декларант как субъект права может считаться субъектом таможенно-тарифного правоотношения. В соответствии с теорией права субъектами правоотношения являются участники правоотношения, обладающие взаимными правами и обязанностями. Следовательно, субъект права становится субъектом таможенно-тарифных правоотношений при появлении у него прав и обязанностей, связанных с обложением ввозной и вывозной таможенными пошлинами товаров, перемещаемых через таможенную границу. Одним из таких юридических фактов, с которыми ТК ТС ЕврАзЭС связывает возникновение обязанности у декларанта по уплате таможенных пошлин, является регистрация таможенным органом таможенной декларации (например, п. 1 ст. 211 ТК ТС ЕврАзЭС).
Декларировать товары могут как физические, так и юридические лица.
Правовой статус физических лиц зависит от ряда обстоятельств, которые включают в себя в том числе возраст, гражданство, состояние душевного здоровья, пол и др. и определяют, "какими качествами должны обладать субъекты права для того, чтобы иметь права и нести обязанности в соответствующей отрасли права". Таможенное декларирование товаров для личного пользования физического лица, не достигшего шестнадцатилетнего возраста, производится лицом, его сопровождающим (одним из родителей, усыновителем, опекуном или попечителем этого лица, иным сопровождающим его лицом либо представителем перевозчика при отсутствии сопровождающих лиц, а при организованном выезде (въезде) группы несовершеннолетних лиц без сопровождения родителей, усыновителей, опекунов или попечителей, иных лиц — руководителем группы либо представителем перевозчика) (п. 5 ст. 355 ТК ТС ЕврАзЭС). Следовательно, физическое лицо, не достигшее шестнадцатилетнего возраста, не может являться декларантом и, как следствие, субъектом таможенно-тарифных правоотношений.
Особенности правового статуса физических лиц как участников таможенно-тарифных правоотношений, перемещающих товары для личного пользования через таможенную границу ТС ЕврАзЭС, определены в Соглашении между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18 июня 2010 года "О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском" (далее — Соглашение от 18.06.2010). В частности, определены случаи освобождения от уплаты таможенных платежей отдельных категорий товаров для личного пользования, порядок применения таможенных пошлин в отношении товаров для личного пользования (п. 1 ст. 1 Соглашения от 18.06.2010).
Обязанность по уплате таможенных пошлин при перемещении товаров для личного пользования возникает у физических лиц только при перемещении товаров, подлежащих таможенному декларированию в письменной форме (п. 1 ст. 13 Соглашения от 18.06.2010), к которым относятся: товары для личного пользования, перемещаемые в несопровождаемом багаже или доставляемые перевозчиком в адрес физического лица; товары для личного пользования, перемещаемые любым способом, в отношении которых применяются запреты и ограничения, кроме мер нетарифного и технического регулирования и т.д. (п. 2 ст. 8 Соглашения от 18.06.2010). Обязанность по уплате таможенных пошлин возникает у декларанта в момент регистрации таможенным органом пассажирской таможенной декларации. К юридическим фактам, в связи с которыми прекращается обязанность по уплате таможенных пошлин в отношении товаров для личного пользования, подлежащих таможенному декларированию в письменной форме, относятся: отказ таможенного органа в выпуске товаров для личного пользования; уплата или взыскание таможенных пошлин в полном объеме; уничтожение или безвозвратная утрата товара и др. (п. 2 ст. 13 Соглашения от 18.06.2010).
Помимо юридических фактов, указанных выше, обязанность по уплате таможенных пошлин в отношении транспортных средств, зарегистрированных на территории иностранного государства и временно находящихся на территории ТС ЕврАзЭС, прекращается с момента вывоза такого транспортного средства до истечения срока временного ввоза, установленного таможенным органом, или со дня выдачи таможенным органом разрешения на передачу транспортного средства декларантом иному лицу для осуществления вывоза транспортного средства (пп. 1 п. 5 ст. 14 Соглашения от 18.06.2010).
Обязанность по начислению таможенных пошлин в отношении товаров для личного пользования, перемещаемых через таможенную границу, лежит на должностном лице таможенного органа (п. 1 ст. 360 ТК ТС ЕврАзЭС). Особенностью таможенно-тарифных правоотношений, где одним из субъектов выступает физическое лицо, перемещающее товары для личного пользования, является уплата таможенных пошлин, налогов либо по единой ставке без разделения на составляющие таможенные пошлины и налоги, либо в виде совокупного таможенного платежа (п. 2 ст. 360 ТК ТС ЕврАзЭС). Перечни товаров, освобождаемых от уплаты таможенных платежей, товаров, в отношении которых необходимо уплатить таможенные пошлины по единым ставкам таможенных пошлин, и товаров, в отношении которых уплата таможенных пошлин происходит в виде совокупного таможенного платежа, представлены в Соглашении от 18.06.2010.
Единые ставки таможенных пошлин, налогов в отношении товаров для личного пользования, перемещаемых через таможенную границу, приведены в приложении 5 Соглашения от 18.06.2010.
Расчет совокупного таможенного платежа, равного сумме таможенных пошлин, налогов при ввозе товаров на таможенную территорию ТС ЕврАзЭС, производится на основании ставок таможенных пошлин, установленных ЕТТ ТС ЕврАзЭС, и налогов, ставки которых установлены законодательством государств — членов ТС ЕврАзЭС (п. 2 ст. 77 ТК ТС ЕврАзЭС).
Необходимо отметить, что возможность участия физического лица в таможенно-тарифных правоотношениях может зависеть от наличия правовой связи с государством — членом ТС ЕврАзЭС. Например, обеспечение уплаты таможенных пошлин при ввозе транспортных средств, зарегистрированных на территории иностранных государств, необходимо предоставить только физическому лицу государства — члена ТС ЕврАзЭС (п. 1 ст. 16 Соглашения от 18.06.2010), а иностранный гражданин освобожден от внесения обеспечения уплаты таможенных платежей.
Правоспособность и дееспособность юридического лица возникают одновременно и в Российской Федерации совпадают с моментом его государственной регистрации (п. 3 ст. 49 и п. 2 ст. 51 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 года N 51-ФЗ). Правосубъектность юридического лица зависит от законодательства государства, в соответствии с которым создано юридическое лицо. Если юридическое лицо создано в соответствии с законодательством государства — члена ТС ЕврАзЭС, то оно может быть декларантом, если заключило внешнеэкономическую сделку, или такая сделка была заключена от его имени, или имеет право владения, пользования и (или) распоряжения товарами (пп. 1 ст. 186 ТК ТС ЕврАзЭС). Организация, созданная в соответствии с законодательством иностранного государства, может быть декларантом в случаях, перечисленных в пп. 2 ст. 186 ТК ТС ЕврАзЭС.
Объем прав и обязанностей декларанта представлен в ст. ст. 187 и 188 ТК ТС ЕврАзЭС соответственно и включает обязанность по уплате таможенных платежей и (или) обеспечение их уплаты в соответствии с ТК ТС ЕврАзЭС. Перечень прав и обязанностей декларанта является открытым, но иные права и обязанности декларанта могут содержаться только в ТК ТС ЕврАзЭС (пп. 8 ст. 187 ТК ТС ЕврАзЭС и пп. 6 ст. 188 ТК ТС ЕврАзЭС).
В связи с "пограничным" характером таможенно-тарифных правоотношений выделяют особенности плательщика таможенных пошлин, одной из которых является возможность "делегирования своих прав и обязанностей по уплате таможенных налогов другому лицу, самостоятельно взаимодействующему по этому вопросу с таможенным органом". В ТС ЕврАзЭС декларант может делегировать право совершения таможенных операций таможенному представителю — юридическому лицу государства — члена ТС ЕврАзЭС, совершающего от имени и по поручению декларанта или иного заинтересованного лица таможенные операции в соответствии с таможенным законодательством ТС ЕврАзЭС (пп. 34 п. 1 ст. 4 ТК ТС ЕврАзЭС). Запрета на уплату таможенных пошлин за декларанта таможенным представителем ТК ТС ЕврАзЭС не содержит, а на национальном уровне государств — членов ТС ЕврАзЭС имеются прямые указания на возможность уплаты таможенных пошлин таможенным представителем за декларанта. Например, в Российской Федерации таможенный представитель может уплатить таможенные пошлины, если содержание таможенной процедуры, определенной для декларирования товаров, предусматривает их уплату и если условиями договора, заключенного между декларантом и таможенным представителем, предусмотрена уплата таможенных пошлин таможенным представителем (п. 5 ст. 60 Федерального закона от 27 ноября 2010 года N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации"). В Республике Казахстан с 1 июля 2011 года обязанность таможенного представителя по уплате таможенных пошлин возникает солидарно с плательщиком таможенных пошлин (п. 7 ст. 30 Кодекса Республики Казахстан от 30 июня 2010 года N 296-IV "О таможенном деле в Республике Казахстан").
Следовательно, таможенный представитель на территории ТС ЕврАзЭС может участвовать в таможенно-тарифных правоотношениях и уплачивать таможенные пошлины за декларанта. Этим отличается обязанность по уплате таможенной пошлины, которая может быть передана иному лицу, от обязанности по уплате налога — неразрывно связанной с личностью налогоплательщика.
При помещении товаров под некоторые таможенные процедуры могут быть установлены критерии, сужающие или расширяющие круг лиц, имеющих право выступать декларантом. Например, расширением круга лиц, имеющих право выступать декларантом и указанных в пп. 1 и пп. 2 ст. 186 ТК ТС ЕврАзЭС, является дозволение перевозчику (в том числе таможенному перевозчику) или экспедитору выступать в качестве декларанта, если они являются лицами государства — члена ТС ЕврАзЭС (пп. 3 ст. 186 ТК ТС ЕврАзЭС).
В таможенной процедуре беспошлинной торговли установлены дополнительные критерии, сужающие круг лиц, имеющих право выступать декларантом. Такими критериями являются:
— декларант должен быть владельцем магазина беспошлинной торговли, включенным в реестр владельцев магазинов беспошлинной торговли (п. 1 ст. 33 ТК ТС ЕврАзЭС);
— реализация декларируемых товаров должна осуществляться в магазине беспошлинной торговли, владельцем которого является декларант этих товаров (п. 2 ст. 303 ТК ТС ЕврАзЭС).
Еще одним случаем, когда существуют ограничения по кругу лиц, имеющих право выступать декларантом, является таможенная процедура свободного склада, декларантом которой может выступать владелец свободного склада или иное лицо, определенное законодательством государств — членов ТС ЕврАзЭС. Правовой статус владельца свободного склада определен Соглашением между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан от 18 июня 2010 года "О свободных складах и таможенной процедуре свободного склада" (далее — Соглашение от 18.06.2010 "О свободных складах"). Владельцем свободного склада может быть юридическое лицо государства — члена ТС ЕврАзЭС, которое включено в реестр владельцев свободных складов (п. 1 ст. 3 Соглашения от 18.06.2010 "О свободных складах"). Обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин возникает у владельца свободного склада с момента регистрации таможенным органом таможенной декларации, поданной для помещения товаров под таможенную процедуру свободного склада. Прекращение обязанности по уплате таможенных пошлин происходит при завершении таможенной процедуры свободного склада или по основаниям, установленным п. 2 ст. 80 ТК ТС ЕврАзЭС.
Определенные в ТК ТС ЕврАзЭС условия, сужающие круг лиц, имеющих право выступать декларантом, не противоречат, как может показаться на первый взгляд, п. 3.7 Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур, в соответствии с которым любое лицо, обладающее правом распоряжаться товарами, имеет право выступать в качестве декларанта. Например, владелец магазина беспошлинной торговли обладает правомочием по определению дальнейшей юридической судьбы товара (отчуждение по договору купли-продажи, уничтожение, помещение под таможенную процедуру реэкспорта и т.д.).
По общему правилу обязанность по уплате таможенных пошлин возникает у декларанта с момента регистрации таможенным органом таможенной декларации. Однако обязанность по уплате таможенных пошлин может возникнуть и при иных юридических фактах, перечень которых зависит в том числе от статуса лица, участвующего в таможенных правоотношениях. Например, при получении субъектом таможенного права статуса уполномоченного экономического оператора наряду с другими специальными упрощениями субъект получает возможность выпуска товаров до подачи таможенной декларации (пп. 2 п. 1 ст. 41 ТК ТС ЕврАзЭС), если сумма подлежащих уплате ввозных таможенных пошлин, налогов не превышает сумму обеспечения уплаты таможенных пошлин, предоставленного при включении в реестр уполномоченных экономических операторов (п. 4 ст. 197 ТК ТС ЕврАзЭС). В случае выпуска товаров до подачи таможенной декларации обязанность по уплате таможенных пошлин возникает в момент выпуска товаров (пп. 1 п. 2 ст. 197 ТК ТСЕврАзЭС), а прекращается по общим основаниям, перечисленным в ст. 80 ТК ТС ЕврАзЭС.
На правовой статус декларанта может влиять категория перемещаемых через таможенную границу товаров. У декларанта может появиться право на выпуск товаров до подачи таможенной декларации при соблюдении ряда условий. Например, декларирования отдельных категорий товаров (п. 1 ст. 197 ТК ТС ЕврАзЭС), к которым относятся: товары, необходимые для ликвидации последствий стихийных бедствий, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; продукция военного назначения, необходимая для выполнения акций по поддержанию мира либо проведения учений; товары, подвергающиеся быстрой порче; живые животные и т.п. (ст. 178 ТК ТС ЕврАзЭС).
На наднациональном уровне установлен открытый перечень оснований, с которыми связано прекращение обязанности по уплате таможенных пошлин (п. 2 ст. 80 ТК ТС ЕврАзЭС). В частности, прекращение обязанности по уплате таможенных пошлин происходит при их уплате, помещении товаров под таможенную процедуру для внутреннего потребления, помещении товаров под таможенную процедуру отказа в пользу государства и возникновении иных обстоятельств, с которыми ТК ТС ЕврАзЭС связывает прекращение обязанности по уплате таможенных пошлин.
Юридические лица, выступающие в таможенно-тарифных правоотношениях декларантами, исчисляют таможенные пошлины самостоятельно (п. 1 ст. 76 ТК ТС ЕврАзЭС), за исключением случаев взыскания таможенных пошлин. При взыскании таможенных пошлин исчисление подлежащих уплате сумм таможенных пошлин производится таможенным органом государства — члена ТС ЕврАзЭС, в котором подлежат уплате таможенные пошлины (п. 2 ст. 76 ТК ТС ЕврАзЭС).
Таким образом, правовой статус декларанта в таможенно-тарифных правоотношениях зависит от:
— правовой связи с государством — членом ТС ЕврАзЭС;
— статуса лица (физического или юридического лица);
— категории перемещаемого товара.
Физическое лицо может быть участником таможенно-тарифных правоотношений только по достижении 16-летнего возраста. Одной из особенностей участия физических лиц в таможенно-тарифных правоотношениях является то, что уплата таможенных пошлин может происходить как по единым ставкам таможенных пошлин, налогов, так и в виде совокупного таможенного платежа.
Правоспособность и дееспособность юридических лиц возникают одновременно и в Российской Федерации совпадают с моментом его государственной регистрации (п. 3 ст. 49 и п. 2 ст. 51 ГК РФ).
Особенностью обязанности по уплате таможенных пошлин является то, что в отличие от обязанности по уплате налога она не является обязанностью, неразрывно связанной с личностью налогоплательщика, и может быть передана иному лицу — таможенному представителю.
При заявлении какой процедуры декларантом может выступать таможенный перевозчик
Вопрос: Кто является декларантом?
Ответ: Таможенное законодательство считают одним из самых сложных для понимания. Люди, которые не являются специалистами в данной области, зачастую путают такие термины как таможенный представитель и декларант, считая, что это одно и то же, это мнение ошибочно, давайте попробуем разобраться почему.
В статье 2 таможенного кодекса Евразийского экономического союза имеются такие термины как декларант и таможенный представитель.
Декларант – это лицо, которое декларирует товары либо от имени которого декларируются товары. Это значит, что декларантом является физическое или юридическое лицо, или индивидуальный предприниматель, которое владеет перемещаемым через таможенную границу товаром, либо которое имеет право им распоряжаться.
Таможенный представитель – это юридическое лицо, включенное в реестр таможенных представителей, совершающие таможенные операции от имени и по поручению декларанта или иного заинтересованного лица. То есть, таможенный представитель фактически оказывает услуги по предоставлению интересов в таможенных органах, при этом никаких имущественных прав в отношении товара он не имеет.
Как видим из определений – таможенный представитель не является декларантом.
В статье 83 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза непосредственно указано, кто и в каких случаях является декларантом товаров, помещаемых под таможенные процедуры.
Рассмотрим несколько примеров:
Таможенная процедура экспорта.
Белорусский производитель осуществляет поставку продукции собственного производства за рубеж. Данный товар для вывоза за пределы таможенной территории ЕАЭС подлежит декларированию. Декларантом таможенной процедуры экспорта будет выступать сам производитель, даже в том случае, если он обратится к таможенному представителю, с целью подачи декларации на товары в таможенные органы.
Таможенная процедура выпуска для внутреннего потребления.
Белорусское предприятие приобрело у иностранной организации за рубежом оборудование, с целью его использования на территории Республики Беларусь. Декларантом таможенной процедуры выпуска для внутреннего потребления в указанном случае будет являться непосредственно белорусское предприятие.
Таможенная процедура временного ввоза.
Иностранная организация ввозит на территорию Республики Беларусь принадлежащие ей образцы собственной продукции для демонстрации на международной выставке. В указанном случае, декларантом таможенных процедур временного ввоза будет выступать иностранная организация.
Таможенная процедура реэкспорта.
Товары из предыдущего примера, для их обратного вывоза за пределы таможенной территории необходимо поместить под таможенную процедуру реэкспорта. Декларантом при этом так же будет выступать иностранная организация.
Таможенная процедура таможенного транзита.
Товары перемещаются через границу перевозчиком, в соответствии с международными договорами и актами он имеет право распоряжаться указанными товарами при осуществлении международной перевозки. С целью помещения товаров под таможенную процедуру таможенного транзита декларантом может выступать перевозчик, либо экспедитор, если перевозка осуществляется в рамках договора экспедирования грузов, а так же получатель, в адрес которого ввозится товар.