Кто назначается для непосредственного выполнения обязанностей по эксплуатации электроустановок
Перейти к содержимому

Кто назначается для непосредственного выполнения обязанностей по эксплуатации электроустановок

  • автор:

Ростехнадзор разъясняет: Административно-технический персонал, назначение ответственного за электрохозяйство (до 2021г.)

2. Первичная аттестация по вопросам безопасности в сфере электроэнергетики проводится не позднее 3 месяцев с даты: назначения на соответствующую должность; перевода на другую работу, если при исполнении трудовых обязанностей на этой работе требуется проведение аттестации по другим областям аттестации; заключения трудового договора с другим работодателем, если при исполнении трудовых обязанностей на этой работе требуется проведение аттестации по другим областям аттестации.

3. Имеющаяся аттестация по вопросам безопасности в сфере электроэнергетики продлевается до 1 октября 2020 г. и считается действующей.

4. Проверка знаний требований охраны труда и других требований безопасности, предъявляемых к организации и выполнению работ в электроустановках, проверка знаний требований по безопасному ведению работ на объектах теплоснабжения до 1 октября 2020 г. не проводятся.

Вопрос от 05.02.2019:

Ответ: Согласно » пункту 1.2.3 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных приказом Минэнерго России от 13 января 2003 года №6, для непосредственного выполнения обязанностей по организации эксплуатации электроустановок руководитель Потребителя (кроме граждан — владельцев электроустановок напряжением выше 1000В) соответствующим документом назначает ответственного за электрохозяйство организации и его заместителя.

У Потребителей, установленная мощность электроустановок которых не превышает 10кВА, работник, замещающий ответственного за электрохозяйство, может не назначаться.

Вопрос от 02.08.2019:

Отвечают специалисты отдела по государственному энергетическому надзору за электроустановками потребителей:

Ответственный за электрохозяйство и его заместитель назначаются из числа руководителей и специалистов Потребителя и относятся к административно-техническому персоналу.

Административно-технический персонал — это персонал, организующий оперативные переключения, ремонтные, монтажные и наладочные работы в электроустановках и принимающий в этих работах непосредственное участие, этот персонал имеет права оперативного, ремонтного или оперативно-ремонтного. Если при проведении проверки знаний правил работы в электроустановках административно-техническому персоналу не предоставляются такие права, то в протоколе (журнале) и в удостоверении делается соответствующая запись: «административно-технический персонал без права оперативно-ремонтного и выдачи нарядов и распоряжений».

При подготовке к работам в электроустановках с административно-техническим персоналом проводятся все мероприятия, предусмотренные » п. 1.4.5.1 ПТЭЭП.

Вопрос от 06.02.2018:

Прошу дать разъяснения по » пунктам 1.2.4. и 1.2.3. «Правил технической эксплуатации электроустановок потребителя» у организаций не занимающихся производственной деятельностью.

Имеет ли права директор организации возложить на себя ответственность за безопасную эксплуатацию электроустановок?

Обязательно ли должен быть назначен ответственный за электрохозяйство из числа административно-технического персонала?

Необходимо ли назначать заместителя ответственного за электрохозяйство?

Допускается ли назначать ответственного за электрохозяйство и заместителя ответственного за электрохозяйство из числа работников работающих по совместительству?

Ответ: В соответствии с пунктом 1.2.4. ПТЭЭП «У Потребителей, не занимающихся производственной деятельностью, электрохозяйство которых включает в себя только вводное (вводно-распределительное) устройство, осветительные установки, переносное электрооборудование номинальным напряжением не выше 380 В, ответственный за электрохозяйство может не назначаться. В этом случае руководитель Потребителя ответственность за безопасную эксплуатацию электроустановок может возложить на себя по письменному согласию с местным органом госэнергонадзора путём оформления соответствующего заявления-обязательства».

В соответствии с пунктом 1.2.3 ПТЭЭП «Для непосредственного выполнения обязанностей по организации эксплуатации электроустановок руководитель Потребителя (кроме граждан – владельцев электроустановок напряжением выше 1000 В) соответствующим документом назначает ответственного за электрохозяйство организации (далее — ответственный за электрохозяйство) и его заместителя. У Потребителей, установленная мощность электроустановок которая не превышает 10 кВА, работник, замещающий ответственного за электрохозяйство, может не назначаться. Ответственный за электрохозяйство и его заместитель назначаются из числа руководителей и специалистов Потребителя».

Руководствуясь требованиями пункта 1.2.3. ПТЭЭП, пункта 1.2.4. ПТЭЭП и изложенной в Вашем обращении информацией, директор, как руководитель, не имеет право возложить на себя по письменному согласованию с органом государственного энергетического надзора ответственность за безопасную эксплуатацию электроустановок путём оформления соответствующего заявления-обязательства, а обязан назначить ответственного за электрохозяйство из числа руководителей и специалистов. Назначение заместителя ответственного за электрохозяйство из числа руководителей и специалистов в Вашей организации так же обязательно.

Правилами технической эксплуатации электроустановок потребителей допускается назначение ответственного за электрохозяйство из числа специалистов принятых на работу по совместительству, с учетом требований пункта 1.4.29.

Вопрос:

Отвечают специалисты отдела по государственному энергетическому надзору за электроустановками потребителей:

Сообщаю, что в соответствии с » п. 1.2.4. «Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей» (далее ПТЭЭП), зарегистрированных Минюстом РФ от 22.01.2003 № 4145, у Потребителя, не занимающегося производственной деятельностью, электрохозяйство которого включает в себя только вводное (водно-распределительное) устройство, осветительные установки, переносное электрооборудование номинальным напряжением не выше 380В, ответственный за электрохозяйство может не назначаться.

В этом случае руководитель Потребителя ответственность за безопасную эксплуатацию электроустановок может возложить на себя по письменному согласованию с местным органом госэнергонадзора путем оформления соответствующего заявления-обязательства (Приложение №1 к настоящим Правилам) без проверки знаний

В соответствии со ст. 209 Трудового кодекса Российской Федерации

Если деятельность Потребителя не попадает под данное определение и соответствует условиям п. 1.2.4 ПТЭЭП, для согласования возложения на руководителя Потребителя ответственности за безопасную эксплуатацию электроустановок, необходимо представить в управление Ростехнадзора следующие документы:

  • письмо (заявление) на имя руководителя Управления о согласовании возложения ответственности за безопасную эксплуатацию электроустановок на руководителя Потребителя;
  • заявление-обязательство руководителя Потребителя о возложении на себя, ответственности за безопасную эксплуатацию электроустановок по установленной форме, заполненное заявителем и подписанное лицом, проводившим инструктаж по обеспечению безопасной эксплуатации электроустановки (смотреть примечание 1);
  • копию правоустанавливающих документов;
  • копию принципиальной однолинейной электрической схемы с конкретным указанием электроприемников, назначением помещений и расчетом электрических нагрузок;
  • копию акта разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон;
  • копию технических условий на технологическое присоединение;
  • копию протоколов приемо-сдаточных или профилактических испытаний электроустановки.

В соответствии с п. 1.4.7 ПТЭЭП инструктаж по обеспечению безопасной эксплуатации электроустановок проводится в специализированных центрах подготовки персонала (учебных комбинатах, учебно-тренировочных центрах и т.п.).

МИНИСТЕРСТВО ЭНЕРГЕТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДЕПАРТАМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО НАДЗОРА, ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ И ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТИ

ПИСЬМО от 24 февраля 2004 г. N 32-01-05

О РАЗЪЯСНЕНИИ П. 1.2.4 ПРАВИЛ ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ ЭЛЕКТРОУСТАНОВОК ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

В связи с поступающими запросами о практике применения » ст. 1.2.4 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей (ПТЭЭП), касающейся возложения ответственности за безопасную эксплуатацию электроустановок организаций (Потребителей), не занимающихся производственной деятельностью, на их руководителей, Госэнергонадзор разъясняет.

Трудовой кодекс Российской Федерации (Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ) определяет производственную деятельность, как совокупность действий работников с применением средств труда, необходимых для превращения ресурсов в готовую продукцию, включающих в себя производство и переработку различных видов сырья, строительство, оказание различных видов услуг (статья 209). При этом к услугам, подпадающим под определение «производственная деятельность», относятся услуги производственного характера, выполняемые с применением средств труда, в процессе выполнения которых не создается новая продукция, но изменяется качество уже имеющейся, созданной продукции (классификация видов услуг приведена в Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности ОК 029-2001, утвержденном Постановлением Госстандарта России от 6 ноября 2001 г. N 454-ст и Общероссийском классификаторе услуг населению ОК 002-93, утвержденном Постановлением Госстандарта России от 28 июня 1993 г. N 163 (с изменениями N 7/2003, утв. Госстандартом России 01.07.2003).

Потребители, оказывающие отдельные виды услуг непроизводственного характера, такие как: услуги учреждений культуры; туристские и экскурсионные услуги; услуги физической культуры; услуги правового характера; услуги торговли и др. — могут подпадать под действие статьи 1.2.4 ПТЭЭП. В этом случае по согласованию с местным органом госэнергонадзора ответственность за безопасную эксплуатацию электроустановок может быть возложена на руководителей Потребителей путем оформления соответствующего заявления-обязательства.

Право согласования заявления-обязательства о возложении ответственности за безопасную эксплуатацию электроустановок (Приложение 1 к ПТЭЭП) решением начальника ФГУ Госэнергонадзора может представляться начальникам подчиненных Филиалов ФГУ.

Руководитель Департамента С.А.МИХАЙЛОВ

Вопрос:

Ответ: В соответствии с » пунктом 1.4.29. Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 13.01.2003 года № 6 (далее — Правила), допускается не проводить по согласованию с органами госэнергонадзора проверку знаний у специалиста, принятого на работу по совместительству в целях возложения на него обязанностей ответственного за электрохозяйство, при одновременном выполнении следующих условий:

  • если с момента проверки знаний в комиссии госэнергонадзора в качестве административно-технического персонала по основной работе прошло не более 6-ти месяцев;
  • энергоемкость электроустановок, их сложность в организации по совместительству не выше чем по месту основной работы;
  • в организации по совместительству отсутствуют электроустановки напряжением выше 1000 В.

Таким образом, для согласования работы по совместительству в целях возложения на Вас обязанностей ответственного за электрохозяйство, необходимо направить в Уральское управление Ростехнадзора обращение от руководителя организации, в которой Вы будете работать по совместительству и заявление на работу по совместительству. Образцы обращения и заявления Вы можете посмотреть на официальном сайте Уральского управления Ростехнадзора.

Обращаем Ваше внимание, что указанное требование Правил распространяется на работников организаций, исполняющих обязанности ответственных за электрохозяйство, на работников рабочих профессий оно не распространяется.

Обновленные правила технической эксплуатации электроустановок потребителей электрической энергии. Приказ Минэнерго России от 12.08.2022 № 811

С 7 января 2023 года вступили в силу новые правила технической эксплуатации электроустановок потребителей (ПТЭЭП), утвержденные приказом Минэнерго России от 12.08.2022 № 811. Об основных изменениях и том, на кого распространяется новый приказ, о функциональных обязанностях ответственного за электрохозяйство, о том, что необходимо обеспечить при эксплуатации электроустановок и какие организационно-распорядительные акты необходимо издать в организации — читайте в нашем материале.

Обзоры, интервью, свежие новости и изменения в законодательстве — оперативно в нашем Telegram-канале. О самых важных событиях — в нашей группе ВКонтакте.

7 января 2023 года вступил в силу приказ Минэнерго России от 12.08.2022 № 811 «Об утверждении Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей электрической энергии», которым утверждены новые Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей (далее — ПТЭЭП, Правила). Правила устанавливают ряд требований к организации технической эксплуатации электроустановок потребителей электрической энергии, значительно отличающихся от требований, представленных в ПТЭЭП, утвержденных приказом Минэнерго России от 13.01.2003 № 6 и действовавших ранее.

На кого распространяется приказ Минэнерго России от 12.08.2022 № 811?

В соответствии с пунктом 1 ПТЭЭП Правила устанавливают требования к организации и осуществлению технической эксплуатации электроустановок потребителей электрической энергии (далее — электроустановки).

  • Потребители электрической энергии — лица, приобретающие электрическую энергию для собственных бытовых и (или) производственных нужд.

Правила распространяются на потребителей электрической энергии:

  • юридических лиц,
  • индивидуальных предпринимателей;
  • физических лиц, владеющих по праву собственности или на ином законном основании электроустановками.

Правила не распространяются на потребителей — физических лиц, владеющих по праву собственности или на ином законном основании электроустановками напряжением ниже 1 000 вольт (далее — В) и использующих данные электроустановки для удовлетворения личных или бытовых нужд.

Следует отметить, что, если указанные физические лица будут использовать электроустановки напряжением ниже 1 000 В в целях, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, то они будут считаться потребителями электроэнергии, следовательно требования Правил будут на них распространяться на общих основаниях.

Обратите внимание, что в Правилах не представлен ряд требований к потребителям электроэнергии, представленных в других нормативно-правовых документах. Правила содержат ссылки на НПА, содержащие те или иные требования к потребителям, но конкретные требования не фиксируются и не закрепляются. Таким образом, в новых Правилах исключается дублирование информации, нормативно закрепленной в иных НПА.

Что необходимо обеспечить при эксплуатации электроустановок?

В соответствии с пунктом 7 Правил при эксплуатации электроустановок необходимо обеспечить:

  • содержание электроустановок в исправном состоянии и их безопасную эксплуатацию;
  • проведение технического обслуживания и ремонта электроустановок;
  • соответствие технических характеристик и параметров технологического режима работы электроустановок;
  • подготовку и подтверждение готовности работников, осуществляющих трудовые функции по эксплуатации электроустановок, к выполнению трудовых функций в сфере электроэнергетики, связанных с эксплуатацией электроустановок;
  • оперативно-технологическое управление электроустановками;
  • контроль за техническим состоянием и эксплуатацией электроустановок, в том числе работающих автономно от электроэнергетических систем;
  • содержание в исправном состоянии устройств релейной защиты и автоматики, необходимых для защиты линий электропередачи (далее — ЛЭП) и оборудования, входящего в состав электроустановок;
  • контроль за соблюдением режимов работы электроустановок и потребления электрической энергии;
  • учет, расследование и анализ причин аварий в электроэнергетике, произошедших на объектах потребителя, а также принятие мер по устранению причин их возникновения;
  • наличие, использование и поддержание в актуальном состоянии технической документации, необходимой для эксплуатации электроустановок и выполнения персоналом потребителя возложенных на него трудовых функций;
  • укомплектование электроустановок средствами защиты в электроустановках, инструментом, запасными частями и материалами;
  • проведение испытаний электрооборудования;
  • эксплуатацию устройств молниезащиты, измерительных приборов и средств учета электрической энергии.

Какие локальные документы необходимы в организации?

  1. Приказ об организационной структуре управления энергоустановками (ЭУ), распределении границ эксплуатационной ответственности и функций по обслуживанию ЭУ (п.8 ПТЭЭП)

Это основной документ, в котором владелец электроустановки назначает структурные подразделения, непосредственно отвечающие за работу ВЛ, кабельных линий, средств связи. Функции по обслуживанию конкретного электрооборудования закрепляют также в положениях о соответствующих службах, отделах, если они издаются в организации.

Случаи, в которых осуществляется замещение ответственного за электрохозяйство для выполнения его обязанностей, должны определяться руководителем потребителя в организационно-распорядительном документе.

Лицо, замещающее ответственного за электрохозяйство, назначается руководителем потребителя на время отсутствия ответственного за электрохозяйство из числа административно-технического персонала.

Таким образом, в соответствии с новыми ПТЭЭП, можно выделить следующие существенные изменения в порядке назначения ответственных за электрохозяйство и осуществления их деятельности:

  1. Потребители — индивидуальные предприниматели — могут не назначать ответственного за электрохозяйство;
  2. Потребители — юридические лица — обязаны назначить ответственного за электрохозяйство и его заместителя из числа административно-технического персонала;

Это требование, в сравнении с ПТЭЭП-2003, является относительно новым, так как ранее отмечалось, что указанные лица должны принадлежать к числу руководителей и специалистов, которые могли быть взяты из числа оперативного или оперативно-ремонтного персонала.

Назначение ответственного за электрохозяйство и его заместителя осуществляется после проверки знаний и присвоения им следующей группы по электробезопасности:

  • V — в электроустановках напряжением выше 1 000 В;
  • IV — в электроустановках напряжением ниже 1 000 В.

Новые Правила закрепляют обязанность потребителя передавать ежегодно, до 1 января, в сетевую организацию списки работников, имеющих право выполнения переключений в электроустановках, ведения оперативных переговоров, подачи и согласования диспетчерских и оперативных заявок на изменение технологического режима работы или эксплуатационного состояния электрооборудования, а также сведения об ответственном за электрохозяйство (п. 13 Правил № 811).

Потребитель определяет списки таких работников. Списки работников должны быть в наличии у ответственного за электрохозяйство, а также на рабочих местах персонала в соответствии с пунктами 29 и 36 ПТЭЭП.

Потребитель должен ежегодно, до 1 января, предоставлять списки работников, а также информацию об ответственном за электрохозяйство и его заместителях (при наличии) в обслуживающую его сетевую (энергоснабжающую) организацию и не позднее чем за 1 рабочий день до ввода в действие изменений в указанных списках или информации (до допуска работников к самостоятельной работе) уведомлять сетевую (энергоснабжающую) организацию о таких изменениях.

    Кого касается эта обязанность

Сведения касаются лиц, имеющих право выполнения переключений в электроустановках, ведения оперативных переговоров, а также лиц, имеющих право подачи и согласования диспетчерских и оперативных заявок на изменение технологического режима работы или эксплуатационного состояния ЛЭП, оборудования и устройств в составе электроустановок.

Для структурных подразделений потребителя — юридического лица (работников потребителя — ИП или ФЛ) — с учетом выполняемых ими функций по эксплуатации электроустановок должны быть составлены перечни технической документации, утвержденные руководителем или иным уполномоченным лицом потребителя — ЮЛ или его филиала (потребителем — ИП или ФЛ) (далее — перечни технической документации). В перечнях технической документации должны быть учтены документы, указанные в пункте 27 ПТЭЭП.

В соответствии с перечнями технической документации должно быть обеспечено наличие указанных в них документов и организован доступ персонала потребителя к их использованию.

Перечни технической документации должны пересматриваться при изменении состава технической документации, но не реже одного раза в 3 года.

Для организации и осуществления эксплуатации электроустановок потребителем должны быть разработаны и утверждены производственные инструкции по эксплуатации электроустановок, организации и осуществлению оперативно-технологического управления, в том числе по вопросам производства переключений в электроустановках, ведения оперативных переговоров, предотвращения развития и ликвидации нарушений нормального режима в электроустановках.

В случае изменения состава ЛЭП, оборудования и устройств, изменения режимов и условий эксплуатации электрооборудования в производственные инструкции должны быть внесены изменения и дополнения, о чем сообщается под подпись работникам, для которых обязательно знание таких инструкций.

Указанные в ПТЭЭП производственные инструкции должны пересматриваться не реже одного раза в 3 года.

В перечень документов на рабочих местах оперативного, оперативно-ремонтного персонала должны быть включены:

  • оперативная схема электрических соединений;
  • оперативный журнал;
  • журнал распоряжений;
  • журнал учета работ по нарядам и распоряжениям;
  • журнал выдачи и возврата ключей от электроустановок;
  • журнал релейной защиты и автоматики;
  • журнал телемеханики;
  • журнал или картотека дефектов и неполадок на электрооборудовании;
  • диспетчерские и оперативные заявки (журнал (картотека) диспетчерских и оперативных заявок) на изменение технологического режима работы или эксплуатационного состояния ЛЭП оборудования и устройств;
  • ведомости (журналы) показаний контрольно-измерительных приборов (не требуется при наличии у потребителя автоматизированной информационно-измерительной системы коммерческого учета электрической энергии);
  • журнал учета электрооборудования;
  • нормальная схема электрических соединений электроустановки;
  • бланки (типовые бланки) переключений в электроустановках и иная документация, указанная в Правилах переключений в электроустановках;
  • перечни ЛЭП, оборудования и устройств электроустановок с их распределением по способу технологического управления и ведения;
  • однолинейная схема первичных электрических соединений электроустановки;
  • списки работников, указанных в пункте 12 ПТЭЭП;
  • списки работников сетевой (энергоснабжающей) организации и организаций, имеющих право вести оперативные переговоры и выполнять переключения в электроустановках.

Потребителем должны быть составлены и утверждены руководителем или иным уполномоченным лицом потребителя — ЮЛ или его филиала (потребителем — ИП или ФЛ) — графики осмотров и обходов оборудования, зданий и сооружений электроустановок потребителя.

Административно-технический персонал потребителя в соответствии с графиками осмотров и обходов должен осуществлять обходы и осмотры оборудования, зданий и сооружений, проверять наличие и содержание эксплуатационной документации на рабочих местах оперативного, оперативно-ремонтного персонала и обеспечивать принятие мер по устранению выявленных нарушений.

Какие функциональные обязанности у ответственного за электрохозяйство?

В соответствии с пунктом 9 ПТЭЭП на ответственного за электрохозяйство должны быть возложены полномочия по:

  • организации разработки и ведению документации по вопросам организации эксплуатации электроустановок и ее пересмотру (актуализации);
  • организации и обеспечению проведения работы с персоналом;
  • организации безопасного проведения всех видов работ в электроустановках, в том числе с участием работников организаций, выполняющих функции по оперативному и (или) техническому обслуживанию, ремонту, наладке, испытаниям электроустановок, принадлежащих на праве собственности или ином законном основании потребителю, и не состоящих в его штате, в том числе осуществлению контроля правильности допуска персонала строительно-монтажных и специализированных организаций к работам в действующих электроустановках и в охранных зонах объектов электросетевого хозяйства;
  • обеспечению выполнения ремонта и технического обслуживания электроустановок;
  • контролю наличия средств защиты в электроустановках и инструмента, необходимых для эксплуатации электроустановок, проведения проверок и испытаний таких средств защиты и инструмента;
  • обеспечению ввода ЛЭП, оборудования, устройств, входящих в состав электроустановок, в работу в соответствии с нормативными правовыми актами;
  • организации оперативного обслуживания электроустановок и ликвидации технологических нарушений в электроустановках;
  • обеспечению проверок соответствия исполнительных технологических схем (чертежей), представляющих собой графическое представление последовательности основных стадий (операций) технологического процесса, и схем электрических соединений фактическим эксплуатационным схемам и пересмотру (актуализации) указанных схем;
  • обеспечению не реже одного раза в 2 года контроля значений показателей качества электрической энергии, обусловленных работой электроустановок, в том числе путем проведения замеров таких показателей;
  • обеспечению контроля соблюдения и поддержания режима работы электроустановок и режима потребления электрической энергии, в том числе режимов потребления реактивной мощности, заданных потребителю в соответствии с договором оказания услуг по передаче электрической энергии, договором купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности) или договором энергоснабжения;
  • обеспечению поддержания автономных резервных источников питания.

Какие существуют категории персонала?

В соответствии с пунктом 38 Правил электротехнический и электротехнологический персонал подразделяется на следующие категории:

  • Административно-технический персонал;
  • Оперативный персонал;
  • Оперативно-ремонтный персонал;
  • Ремонтный персонал;
  • Вспомогательный персонал.

У многих потребителей один квалифицированный работник выполняет оперативные и ремонтные функции

В каждой отрасли есть свой вспомогательный персонал, который не участвует в основной деятельности, и не относится при этом к административно-управленческому персоналу или к оперативно-ремонтному и ремонтному персоналу, а выполняют функции по обеспечению основной деятельности — те, кто выполняет уборку, санитарно-технические работы, организует питание.

Работодатель должен своим локальным актом утвердить, кто в его организации является вспомогательным персоналом.

Формы работы с персоналом с учетом обязательных мероприятий по подготовке персонала и требований НПА включают:

  • предэкзаменационная подготовка и проверка знаний правил работы в электроустановках;
  • производственный инструктаж;
  • инструктаж по охране труда
  • подготовка по новой должности (рабочему месту);
  • стажировка (производственное обучение), включая обучение безопасным методам и приемам выполнения работ (далее — стажировка);
  • предэкзаменационная подготовка и проверка знаний;
  • дублирование;
  • противоаварийные тренировки;
  • специальная подготовка;
  • производственный инструктаж;
  • инструктаж по охране труда
  • подготовка по новой должности (рабочему месту);
  • стажировка;
  • предэкзаменационная подготовка и проверка знаний;
  • производственный инструктаж;
  • инструктаж по охране труда
  • предэкзаменационная подготовка и проверка знаний;
  • инструктаж по охране труда

Требования к персоналу

Работники, принимаемые для выполнения работ в электроустановках, должны иметь профессиональную подготовку, соответствующую характеру работы. Наличие профессиональной подготовки подтверждается соответствующими документами:

  • удостоверением по специальности;
  • свидетельством об окончании курсов;
  • дипломом.

Допускается прием работников, не имеющих профессиональной подготовки, при условии проведения обучения такого работника (до допуска к самостоятельной работе) в специализированных учебных центрах.

По новым ПТЭЭП, подготовка и аттестация сотрудников должна проходить в соответствии с Правилами работы с персоналом в организациях электроэнергетики(приказ Минэнерго России от 22.09.2020 № 796), поскольку объем квалификационных требований к работнику должен зависеть от сложности обслуживаемого оборудования, а не от того, кому оно принадлежит — сетевой компании или потребителю.

Особенности установлены только для владельцев ЭУ, эксплуатирующих распредсети классом напряжения 0,4 кВ и ниже, присоединенные к электрическим сетям на уровне напряжения 0,4 кВ, и (или) электроприемники (п. 40-45 Правил № 811).

Им разрешается не проводить проверку знаний работника, принятого по совместительству для исполнения функций ответственного за электрохозяйство, если выполняются 3 условия:

  • прошло не больше полугода с даты аттестации по основному месту работы;
  • энергоемкость и сложность ЭУ у потребителя не выше, чем у первого работодателя;
  • по совместительству нет электроустановок выше 1 000 В;
  • также такие потребители вправе не создавать комиссии по проверке знаний, если им не позволяет численность (в этом случае все работники аттестуются в Ростехнадзоре).

Руководители структурных подразделений потребителя (при наличии таких структурных подразделений), в подчинении которых находится электротехнологический персонал, должны иметь группу по электробезопасности не ниже, чем у подчиненного персонала (п.40 ПТЭЭП).

В отношении персонала потребителя должна проводиться первичная и периодическая (очередная и внеочередная) проверка знаний (п.43 ПТЭЭП).

Первичная проверка знаний проводится у работников, впервые поступивших на работу, связанную с обслуживанием электроустановок, или при перерыве в работе более 3 лет.

Очередная проверка знаний должна проводиться в следующие сроки:

  • оперативный и оперативно-ремонтный персонал;
  • ремонтный персонал;
  • персонал из числа электротехнического персонала по утвержденному перечню;
  • административно-технический персонал, непосредственно организующий работы в электроустановках или имеющий функции оперативного управления и переговоров в электроустановках;
  • ответственный за электрохозяйство и его заместитель
  • вспомогательный персонал;
  • иные сотрудники, не относящиеся к персоналу из левого перечня

Проверка знаний работников потребителя — ЮЛ, численность работников которого не позволяет образовать комиссию по проверке знаний в соответствии с Правилами работы с персоналом, утвержденных приказом Минэнерго России от 22.09.2020 № 796 (далее — Правила работы с персоналом), должна проводиться в комиссиях, формируемых федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление федерального государственного энергетического надзора, или его территориальными органами (п.45 ПТЭЭП).

Внеочередная проверка знаний работников по электробезопасности проводится в случаях:

  • при введении в действие новых норм и правил;
  • при назначении или переводе на другую работу;
  • по требованию органов государственного надзора;
  • по заключению комиссий, расследовавших несчастные случаи с людьми или нарушения в работе энергетического объекта;
  • при повышении знаний на более высокую группу;
  • при перерыве в работе в данной должности более 6 месяцев.

Формирование комиссии для проведения проверки знаний

Для проведения проверки знаний различных категорий работников в организации организационно-распорядительными документами должны создаваться постоянно действующие комиссии по проверке знаний следующих уровней (п.50 Правил работы с персоналом):

  • центральная постоянно действующая комиссия по проверке знаний организации;
  • постоянно действующие комиссии по проверке знаний филиалов, представительств организации.

Допускается создание в организации:

  • постоянно действующих комиссий по проверке знаний структурных подразделений;
  • специализированных постоянно действующих комиссий для проверки знаний в отдельных областях, для отдельных категорий персонала или для отдельных структурных подразделений.

В зависимости от численности и функций филиалов, представительств организации допускается осуществлять проверку знаний их работников в центральной постоянно действующей комиссии по проверке знаний организации. В указанном случае комиссии по проверке знаний филиалов, представительств могут не создаваться.

Комиссия по проверке знаний организации должна состоять не менее чем из 5 человек, включая председателя и заместителя(ей) председателя комиссии. В состав комиссии по проверке знаний организации должны включаться работники из числа административно-технического персонала организации (ее филиала, представительства) по направлениям проверки знаний (п.51 Правил работы с персоналом).

Председатель, заместители председателя и не менее 2-х членов постоянно действующей комиссии по проверке знаний филиала, представительства, структурного подразделения организации должны проходить проверку знаний в вышестоящей комиссии по проверке знаний, созданной в организации (п.53 Правил работы с персоналом).

Проверка знаний остальных членов постоянно действующей комиссии по проверке знаний филиала, представительства, структурного подразделения организации должна проводиться в постоянно действующей комиссии по проверке знаний такого филиала, представительства, структурного подразделения.

При проведении проверки знаний должно присутствовать не менее 3-х членов комиссии организации по проверке знаний, включая председателя (заместителя председателя), при этом (п.53 Правил работы с персоналом):

  • при проведении проверки знаний в постоянно действующей комиссии по проверке знаний филиала, представительства, структурного подразделения организации непосредственно членов данной комиссии состав комиссии должен включать председателя комиссии (заместителя председателя) и не менее 2-х членов комиссии, прошедших проверку знаний в вышестоящей комиссии организации;
  • при проведении проверки знаний, по результатам которой предполагается присвоение (подтверждение) группы по электробезопасности, в дополнение к требованиям, указанным во 2-м абзаце настоящего пункта Правил, должны соблюдаться требования к составу комиссии, указанные в пункте 58 Правил работы с персоналом.

В случае если в состав задач комиссии по проверке знаний входит присвоение (подтверждение) группы по электробезопасности, то в состав такой комиссии должны включаться не менее 3-х работников, имеющих группу по электробезопасности, один из которых должен иметь группу по электробезопасности не ниже группы, присваиваемой (подтверждаемой) работнику, проверка знаний которого осуществляется (п.58 Правил работы с персоналом).

Относятся ли специалисты по охране труда, допущенные к инспектированию электроустановок, к электротехническому персоналу?

Согласно пункту 2.3 Правил по охране труда при эксплуатации электроустановок (ПОТЭЭ), специалисты по охране труда, осуществляющие контроль за электроустановками, — это отдельная категория работников, которые не относятся ни к электротехническому, ни к не электротехническому персоналу.

Они должны иметь группу IV по электробезопасности, их производственный стаж (не обязательно в электроустановках) должен быть не менее 3 лет.

Присвоение группы IV по электробезопасности вышеуказанным работникам проводится без предварительной последовательной проверки знаний на II и III группу по электробезопасности.

Можно ли включать специалиста по охране труда (инспектирующий персонал) в состав комиссии по проверке знаний для присвоения (подтверждения) группы по электробезопасности организации?

На основании пункта 51 Правил работы с персоналом комиссия по проверке знаний организации должна состоять не менее чем из 5-ти человек, включая председателя и заместителя(ей) председателя комиссии. В состав комиссии по проверке знаний организации должны включаться работники из числа административно-технического персонала организации (ее филиала, представительства) по направлениям проверки знаний.

Действующим НПА предусмотрено, что в состав комиссии по проверке знаний организации должны включаться работники из числа административно-технического персонала организации. При этом специалист по охране труда, контролирующий электроустановки организации потребителя электроэнергии, не относится к электротехническому персоналу и, в частности, к административно-техническому персоналу, поэтому он, так же как и оперативно-ремонтный персонал, прошедший проверку знаний в комиссии Ростехнадзора, не может быть включен в комиссию по проверке знаний организации.

Может ли ответственный за электрохозяйство, его заместитель и специалист по охране труда, инспектирующий электроустановки, проходить проверку знаний в комиссии работодателя?

Действующие НПА не устанавливают обязательные требования к проверке знаний ответственного за электрохозяйство, его заместителя и специалиста по охране труда, инспектирующего электроустановки, в комиссии Ростехнадзора (его территориального органа). Указанные работники могут проходить проверку знаний в комиссии организации.

Проверка знаний работников организации в комиссии Ростехнадзора предусмотрена только в случае, если штатная численность работников организации не позволяет образовать комиссию по проверке знаний организации на основании пункта 45 ПТЭЭП.

Может ли специалист по охране труда проводить единоличный осмотр электроустановок в соответствии с новыми Правилами по охране труда при эксплуатации электроустановок (ПОТЭЭ)?

Согласно пункту 3.5 ПОТЭЭ, работники, не обслуживающие электроустановки, могут допускаться для осмотра в электроустановки в сопровождении:

  • оперативного персонала, обслуживающего данную электроустановку;
  • оперативного персонала, имеющего группу IV по электробезопасности — в электроустановках напряжением выше 1 000 В;
  • оперативного персонала, имеющего группу III по электробезопасности — в электроустановках напряжением до 1 000 В;
  • работника, имеющего право единоличного осмотра.

В соответствии с пунктом 3.4 ПОТЭЭ единоличный осмотр электроустановки, электротехнической части технологического оборудования имеет право выполнять работник из числа оперативного персонала, имеющий группу по электробезопасности не ниже III, осуществляющий оперативное обслуживание данной электроустановки, находящийся на дежурстве, либо работник из числа административно-технического персонала, на которого возложены обязанности по организации технического и оперативного обслуживания, проведения ремонтных, монтажных и наладочных работ в электроустановках, имеющий:

  • группу V по электробезопасности — при эксплуатации электроустановки напряжением выше 1 000 В;
  • группу IV по электробезопасности — при эксплуатации электроустановки напряжением до 1 000 В.

Право единоличного осмотра предоставляется на основании ОРД организации (обособленного подразделения).

В соответствии с вышеуказанным, если специалисту по охране труда присвоена группа IV по электробезопасности до 1 000 В, то он допускается в действующие электроустановки напряжением выше 1 000 В в сопровождении лиц, указанных в п. 3.5 Правил.

В случае, если специалист по охране труда допущен к контролю электроустановок напряжением выше 1 000 В и имеет группу V по электробезопасности, а также право единоличного осмотра электроустановок на основании ОРД организации, он может допускаться в электроустановки напряжением выше 1000 В без сопровождения.

Какая периодичность присвоения I группы по электробезопасности для неэлектротехнического персонала?

Требования к присвоению группы по электробезопасности установлены на основании пункта 2.3 ПОТЭЭ, согласно которого группа по электробезопасности присваивается неэлектротехническому персоналу (из числа персонала, не относящегося к электротехническому и электротехнологическому персоналу, выполняющего работы, при которых может возникнуть опасность поражения электрическим током).

Перечень должностей, рабочих мест, на которых для выполнения работы необходимо присвоение работникам группы по электробезопасности, определяет руководитель организации.

Работнику, усвоившему требования по электробезопасности, относящиеся к его производственной деятельности, присваивается группа по электробезопасности с оформлением в журнале, в котором указываются:

  • ФИО работника;
  • его должность;
  • дата присвоения группы I по электробезопасности;
  • подпись проверяемого и проверяющего.

Присвоение группы I по электробезопасности производится путем проведения инструктажа, который должен завершаться проверкой знаний в форме устного опроса и (при необходимости) проверкой приобретенных навыков безопасных способов работы и оказания первой помощи при поражении электрическим током.

Присвоение I группы по электробезопасности проводится работником из числа электротехнического персонала, имеющего группу III по электробезопасности, или специалистом по охране труда, имеющим группу IV по электробезопасности или выше, назначенным распоряжением руководителя организации.

Действующим НПА не предусмотрено периодическое подтверждение (проведение повторного инструктажа) группы I по электробезопасности, вследствие чего присвоение группы по электробезопасности неэлектротехническому персоналу может проводиться однократно с оформлением в журнале.

Нужен ли ответственный за электрохозяйство

Кто назначается для непосредственного выполнения обязанностей по организации эксплуатации электроустановок?

Для непосредственного выполнения обязанностей по организации эксплуатации электроустановок руководитель Потребителя (кроме граждан – владельцев электроустановок напряжением выше 1000 В) соответствующим документом назначает ответственного за электрохозяйство организации (далее – ответственный за электрохозяйство) и его заместителя. (1.2.3 ПТЭЭП)

Какой документ возлагает ответственность за безопасную эксплуатацию электроустановки на руководителя Потребителя?

У Потребителей, не занимающихся производственной деятельностью, электрохозяйство которых включает в себя только вводное (вводно- распределительное) устройство, осветительные установки, переносное электрооборудование номинальным напряжением не выше 380 В, ответственный за электрохозяйство может не назначаться. В этом случае руководитель Потребителя ответственность за безопасную эксплуатацию электроустановок может возложить на себя по письменному согласованию с местным органом госэнергонадзора путем оформления соответствующего заявления-обязательства (Приложение № 1 к ПТЭЭП) без проверки знаний. (1.2.4 ПТЭЭП)

Страница обновлена: 20.12.2022

Отзывы и пожелания можно направлять по адресу energ2010@yandex.ru

Информация предоставлена для ознакомления и не является официальным источником.

5. Порядок назначения лиц, ответственных за электрохозяйство.

Для непосредственного выполнения обязанностей по организации эксплуатации электроустановок руководитель Потребителя (кроме граждан – владельцев электроустановок напряжением выше 1000 В) соответствующим документом назначает ответственного за электрохозяйство организации и его заместителя.

У Потребителей, установленная мощность электроустановок которых не превышает 10 кВА, работник, замещающий ответственного за электрохозяйство, может не назначаться.

У потребителей, не занимающихся производственной деятельностью, электрохозяйство которых включает в себя только вводное (вводно-распределительное) устройство, осветительные установки, переносное электрооборудование, руководитель Потребителя ответственность за безопасную эксплуатацию электроустановок может возложить на себя по письменному согласованию с местным органом госэнергонадзора путём оформления соответствующего заявления-обязательства (Приложение № 1 к ПТЭЭП).

Ответственный за электрохозяйство и его заместитель назначаются из числа руководителей и специалистов Потребителя.

Назначение ответственного за электрохозяйство и его заместителя производится после проверки знаний и присвоения соответствующей группы по электробезопасности:

V – в электроустановках выше 1000 В;

IV – в электроустановках до 1000 В.

Проверка знаний у ответственных за электрохозяйство Потребителей, их заместителей, а также специалистов по охране труда, в обязанности которых входит контроль за электроустановками, проводится в комиссии органов госэнергонадзора.

Допускается выполнение обязанностей ответственного за электрохозяйство по совместительству.

Допускается не проводить по согласованию с органами госэнергонадзора проверку знаний у специалиста, принятого на работу по совместительству в целях возложения на него обязанностей ответственного за электрохозяйство, при одновременном выполнении следующих условий:

с момента проверки знаний в комиссии госэнергонадзора в качестве административно-технического персонала по основной работе прошло не более 6-ти месяцев;

энергоёмкость электроустановок, их сложность в организации по совместительству не выше, чем по месту основной работы;

в организации по совместительству отсутствуют электроустановки напряжением выше 1000 В.

По представлению ответственного за электрохозяйство руководитель организации может назначить ответственных за электрохозяйство структурных подразделений (п. 1.2.8 ПТЭЭП).

Индивидуальные предприниматели, выполняющие техническое обслуживание и эксплуатацию электроустановок, проводящие в них монтажные, наладочные, ремонтные работы, испытания и измерения по договору, должны проходить проверку знаний в установленном порядке и иметь соответствующую группу по электробезопасности (п. 1.2.5 ПТЭЭП).

6. Требования к персоналу, допускаемому к обслуживанию электроустановок.

Согласно п.1.4.1 ПТЭЭП эксплуатацию электроустановок (ЭУ) должен осуществлять подготовленный электротехнический персонал.

Обслуживание электротехнологических установок (электросварка, электролиз, электротермия, и т.п.), а также сложного энергонасыщенного производственно-технологического оборудования, при работе которого требуется постоянное техническое обслуживание и регулировка электроаппаратуры, электроприводов, ручных электрических машин, переносных и передвижных электроприёмников, переносного электроинструмента, должен осуществлять электротехнологический персонал. Он должен иметь достаточные навыки и знания для безопасного выполнения работ и технического обслуживания закрепленной за ним установки.

Электротехнологический персонал производственных цехов и участков, не входящих в состав энергослужбы Потребителя, осуществляющий эксплуатацию электротехнологических установок и имеющий группу по электробезопасности II и выше, в своих правах и обязанностях приравнивается к электротехническому.

Руководители, в непосредственном подчинении которых находится электротехнологический персонал, должны иметь группу по электробезопасности не ниже, чем у подчиненного персонала(п. 1.4.3. ПТЭЭП).

Перечень должностей и профессий электротехнологического персонала, которым необходимо иметь соответствующую группу по электробезопасности, утверждает руководитель Потребителя.

Персонал, допущенный к эксплуатации и обслуживанию электроустановок, должен:

— иметь профессиональную подготовку, соответствующую характеру работы. При отсутствии профессиональной подготовки такие работники должны быть обучены (до допуска к самостоятельной работе) в специализированных центрах подготовки персонала;

— проходить медицинское освидетельствование. Состояние здоровья электротехнического персонала, обслуживающего электроустановки, определяется медицинским освидетельствованием при приёме на работу и затем проверяется периодически в сроки, установленные органами здравоохранения. Работники из электротехнического персонала не должны иметь увечий и болезней в стойкой форме, мешающих производственной работе;

— до допуска к самостоятельной работе пройти обучение приёмам освобождения пострадавшего от действия электрического тока и оказания первой помощи при несчастных случаях;

— пройти обучение на рабочем месте в объеме, необходимом для данной профессии (должности). Электротехнический персонал до допуска к самостоятельной работе или при переходе на другую работу (должность), а также при перерыве в работе свыше одного года, обязан пройти производственное обучение на рабочем месте. Программу производственного обучения составляет ответственный за электрохозяйство подразделения и утверждает ответственный за электрохозяйство предприятия;

— пройти проверку знаний МПОТ (ПБ) ЭЭУ, ПТЭЭП и других нормативно-технических документов (правил и инструкций по технической эксплуатации, пожарной безопасности, пользованию защитными средствами, устройства электроустановок) в пределах требований, предъявляемых к соответствующей должности или профессии. Ему должна быть присвоена соответствующая группа по электробезопасности и выдано удостоверение установленного образца;

— пройти стажировку на рабочем месте продолжительностью от 2 до 14 смен. Стажировка проводится под руководством ответственного обучающего работника и осуществляется по программам, разработанным для каждой должности (рабочего места) и утвержденными в установленном порядке. Допуск к стажировке оформляется соответствующим документом руководителя Потребителя;

— программа подготовки руководителей оперативного персонала, работников из числа оперативного, оперативно-ремонтного персонала ещё и дублирование;

— допуск к самостоятельной работе, оформленный соответствующим документом Потребителя.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *