Когда устав снт вступает в силу
Статья 54. Переходные положения
1. Реорганизация некоммерческих организаций, созданных гражданами для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, не требуется, за исключением случаев, установленных настоящей статьей.
2. Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона к созданным до дня вступления в силу настоящего Федерального закона садоводческим или дачным некоммерческим партнерствам до приведения их уставов в соответствие со статьями 1 — 28 настоящего Федерального закона применяются положения настоящего Федерального закона о садоводческих некоммерческих товариществах.
3. Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона к созданным до дня вступления в силу настоящего Федерального закона огородническим некоммерческим партнерствам до приведения их уставов в соответствие со статьями 1 — 28 настоящего Федерального закона применяются положения настоящего Федерального закона об огороднических некоммерческих товариществах.
4. Созданные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона садоводческие или огороднические кооперативы должны быть преобразованы в товарищества собственников недвижимости или должны привести свои уставы в соответствие с законодательством Российской Федерации о сельскохозяйственной кооперации при первом их изменении в случае принятия их членами решения об осуществлении деятельности по производству, переработке и сбыту продукции растениеводства или иной деятельности, не связанной с ведением садоводства и огородничества на садовых или огородных земельных участках.
5. Учредительные документы, а также наименования организаций, указанных в части 1 настоящей статьи, подлежат приведению в соответствие со статьями 1 — 28 настоящего Федерального закона при первом изменении учредительных документов указанных организаций. Учредительные документы указанных организаций до приведения их в соответствие со статьями 1 — 28 настоящего Федерального закона действуют в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
6. Изменения наименований организаций, указанных в части 1 настоящей статьи, в связи с их приведением в соответствие со статьями 1 — 28 настоящего Федерального закона не требуют внесения изменений в правоустанавливающие и иные документы, содержащие их прежние наименования. Внесение таких изменений может осуществляться по желанию заинтересованных лиц.
7. Для целей применения в настоящем Федеральном законе, других федеральных законах и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актах такие виды разрешенного использования земельных участков, как «садовый земельный участок», «для садоводства», «для ведения садоводства», «дачный земельный участок», «для ведения дачного хозяйства» и «для дачного строительства», содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости и (или) указанные в правоустанавливающих или иных документах, считаются равнозначными. Земельные участки, в отношении которых установлены такие виды разрешенного использования, являются садовыми земельными участками. Положения настоящей части не распространяются на земельные участки с видом разрешенного использования «садоводство», предназначенные для осуществления садоводства, представляющего собой вид сельскохозяйственного производства, связанного с выращиванием многолетних плодовых и ягодных культур, винограда и иных многолетних культур.
8. Для целей применения в настоящем Федеральном законе, других федеральных законах и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актах такие виды разрешенного использования земельных участков, как «огородный земельный участок», «для огородничества» и «для ведения огородничества», содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости и (или) указанные в правоустанавливающих или иных документах, считаются равнозначными. Земельные участки, в отношении которых установлены такие виды разрешенного использования, являются огородными земельными участками.
9. Расположенные на садовых земельных участках здания, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости до дня вступления в силу настоящего Федерального закона с назначением «жилое», «жилое строение», признаются жилыми домами. При этом замена ранее выданных документов или внесение изменений в такие документы, записи Единого государственного реестра недвижимости в части наименований, назначения указанных объектов недвижимости не требуется, но данная замена может осуществляться по желанию их правообладателей.
(в ред. Федерального закона от 14.07.2022 N 312-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
10. В случае, если расположенные на садовых земельных участках здания, строения, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости до дня вступления в силу настоящего Федерального закона с назначением «жилое», «жилое строение», принадлежат гражданам, которые на день вступления в силу настоящего Федерального закона состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, признание данных зданий жилыми домами в соответствии с частью 9 настоящей статьи не является основанием для включения их общей площади при определении уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения в суммарную общую площадь жилых помещений, занимаемых гражданином и (или) членами его семьи по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности.
11. Расположенные на садовых земельных участках здания, сооружения, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости до дня вступления в силу настоящего Федерального закона с назначением «нежилое», сезонного или вспомогательного использования, предназначенные для отдыха и временного пребывания людей, не являющиеся хозяйственными постройками и гаражами, признаются садовыми домами. При этом замена ранее выданных документов или внесение изменений в такие документы, записи Единого государственного реестра недвижимости в части наименований, назначения указанных объектов недвижимости не требуется, но данная замена может осуществляться по желанию их правообладателей.
(в ред. Федерального закона от 14.07.2022 N 312-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
12. Некоммерческая организация, созданная гражданами до дня вступления в силу настоящего Федерального закона для ведения садоводства или дачного хозяйства, вправе внести изменения в свой устав, указав в нем организационно-правовую форму «товарищество собственников недвижимости» и вид «товарищество собственников жилья» в случае соответствия нормам жилищного законодательства Российской Федерации, регулирующего создание товарищества собственников жилья, и одновременного соответствия следующим условиям:
1) земельные участки, образованные в результате раздела земельного участка, предоставленного такой некоммерческой организации, расположены в границах населенного пункта;
2) на всех земельных участках, образованных из земельного участка, предоставленного такой некоммерческой организации, размещены жилые дома.
13. Указанное в части 12 настоящей статьи изменение устава некоммерческой организации допускается после изменения вида разрешенного использования указанных земельных участков на вид разрешенного использования, предусматривающий индивидуальное жилищное строительство.
14. Имущество общего пользования организаций, указанных в части 1 настоящей статьи, признается имуществом общего пользования садоводческих или огороднических некоммерческих товариществ, за исключением случаев, указанных в частях 4, 12 и 13 настоящей статьи. Образованные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона земельные участки, относящиеся к имуществу общего пользования организаций, указанных в части 1 настоящей статьи, являются земельными участками общего назначения.
15. Вопрос о безвозмездной передаче имущества общего пользования садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества, являющегося недвижимым имуществом, принадлежащим товариществу на праве собственности, в общую долевую собственность лиц, являющихся собственниками земельных участков, расположенных в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, должен быть вынесен на рассмотрение общего собрания членов садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества не позднее 1 января 2024 года.
16. Право коллективной совместной собственности граждан на земельные участки общего назначения садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества признается правом общей долевой собственности лиц, являющихся собственниками земельных участков, расположенных в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, пропорционально площади этих участков.
17. Договоры о пользовании объектами инфраструктуры и другим имуществом общего пользования некоммерческих организаций, указанных в части 1 настоящей статьи, заключенные с указанными организациями и лицами, ведущими садоводство и огородничество без участия в указанных организациях, сохраняют свое действие в течение года со дня вступления в силу настоящего Федерального закона, если меньший срок не предусмотрен таким договором или соглашением сторон. При этом плата, предусмотренная частью 3 статьи 5 настоящего Федерального закона, до истечения срока действия такого договора не вносится.
18. Предоставление садовых или огородных земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам, включенным до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в утвержденный органом местного самоуправления список граждан, подавших заявления о предоставлении таких земельных участков, осуществляется по правилам, предусмотренным Земельным кодексом Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона). При этом законами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами могут предусматриваться меры, направленные на оказание поддержки в создании такими гражданами садоводческих или огороднических некоммерческих товариществ, предоставлении этим товариществам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также иные меры поддержки этих товариществ.
19. В случае, если до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в соответствии с пунктом 3 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации по инициативе органа государственной власти или органа местного самоуправления начата процедура образования земельного участка для ведения дачного хозяйства в целях его продажи или предоставления в аренду путем проведения аукциона, предоставление такого земельного участка осуществляется по правилам, предусмотренным Земельным кодексом Российской Федерации (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона).
20. В случае, если до дня вступления в силу настоящего Федерального закона юридическим лицом в соответствии с пунктом 4 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации в орган государственной власти или орган местного самоуправления было направлено заявление о предоставлении земельного участка для ведения дачного хозяйства, предоставление такого земельного участка осуществляется по правилам, предусмотренным Земельным кодексом Российской Федерации (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона).
21. В случае, если до дня вступления в силу настоящего Федерального закона гражданином в соответствии со статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации в орган государственной власти или орган местного самоуправления было направлено заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для ведения дачного хозяйства, предоставление такого земельного участка осуществляется по правилам, предусмотренным Земельным кодексом Российской Федерации (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона).
22. В случае, если до дня вступления в силу настоящего Федерального закона с юридическим лицом заключен договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и предназначенного для ведения дачного хозяйства, образование из такого земельного участка иных земельных участков, а также их предоставление осуществляется в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона).
23. Гражданин, являющийся арендатором находящегося в государственной или муниципальной собственности земельного участка, имеет право на заключение нового договора аренды такого земельного участка без проведения торгов в случае, если такой земельный участок был предоставлен гражданину по результатам аукциона для ведения дачного хозяйства.
24. Изменение вида разрешенного использования отдельных садовых или огородных земельных участков, образованных из земельного участка, предоставленного созданному до дня вступления в силу настоящего Федерального закона садоводческому или огородническому некоммерческому объединению граждан (за исключением случаев, если такое некоммерческое объединение ликвидировано или исключено из единого государственного реестра юридических лиц как недействующее), не допускается.
25. Утвержденные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона проекты организации и застройки территорий некоммерческих организаций, указанных в части 1 настоящей статьи, а также иные документы, на основании которых осуществлялось распределение земельных участков в границах таких территорий, являются действительными.
26. Территориальные зоны ведения дачного хозяйства, а также территории, предназначенные для ведения дачного хозяйства, в составе иных территориальных зон, установленные в составе утвержденных до дня вступления в силу настоящего Федерального закона правил землепользования и застройки, считаются соответственно территориальными зонами садоводства и территориями садоводства.
27. Вступление в силу настоящего Федерального закона не является основанием для принятия органами государственной власти или органами местного самоуправления решений, предусматривающих отмену мер государственной или муниципальной поддержки, введенных до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
28. В случае, если отсутствует утвержденная документация по планировке территории, определяющая границы территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, территория ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд определяется:
1) в соответствии с проектом организации и застройки территории, утвержденным по ходатайству некоммерческой организации, указанной в части 1 настоящей статьи, или иного документа, на основании которого осуществлено распределение садовых или огородных земельных участков между членами указанной организации;
2) при отсутствии документов, указанных в пункте 1 настоящей части, в соответствии с границами земельного участка, предоставленного до дня вступления в силу Федерального закона от 15 апреля 1998 года N 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» некоммерческой организации, указанной в части 1 настоящей статьи, или организации, при которой указанная организация была создана для ведения гражданами садоводства, огородничества или дачного хозяйства.
29. Граждане, являющиеся членами некоммерческих организаций, указанных в части 1 настоящей статьи, до дня вступления в силу настоящего Федерального закона сохраняют свое членство в указанных организациях после дня вступления в силу настоящего Федерального закона и право пользования имуществом общего пользования, расположенным на территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, управление которым осуществляет указанная некоммерческая организация.
30. Вступление в силу настоящего Федерального закона не может являться самостоятельным основанием для исключения граждан из числа членов некоммерческих организаций, указанных в части 1 настоящей статьи.
31. Уплаченные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона вступительные взносы гражданам не возвращаются.
32. Зарегистрированное до дня вступления в силу настоящего Федерального закона право собственности граждан на хозяйственные строения и сооружения, которые являются объектами капитального строительства, строительство которых осуществлено на огородном земельном участке и которые не являются самовольными постройками, сохраняется.
33. Реестр членов некоммерческих организаций, указанных в части 1 настоящей статьи, признается реестром членов садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества, предусмотренным статьей 15 настоящего Федерального закона.
34. Решение общего собрания членов товарищества в 2020 году может быть принято путем проведения заочного голосования по вопросам, относящимся к исключительной компетенции общего собрания членов садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества, предусмотренным частью 1 статьи 17 настоящего Федерального закона, независимо от наличия в уставе товарищества порядка заочного голосования.
Как составить устав СНТ в 2023 году
Сразу заметим, что председатель вместе с членами правления должен разработать новый СНТ-устав либо внести соответствующие изменения в его старую версию, учитывая все нововведения, которые предусматривает ФЗ № 217.
Нововведения ФЗ № 217 касаются образования и деятельности некоммерческих структур, которые создаются для ведения садоводства и огородничества, а именно:
- Введены новые понятия: «СНТ» и «ОНТ» (садоводческое и огородническое товарищества вместо дачного). Действовавшие ранее формы товариществ должны перейти перерегистрацию.
- Членами товарищества могут быть только физлица, а председателя и правление избирают сроком до 5 лет.
У членов товарищества и председателя есть права и обязанности. О них подробно рассказано в «КонсультантПлюс». О том, как регулируется деятельность председателя СНТ, узнайте из этого материала. О правах и обязанностях членов СНТ читайте в этой статье. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.
- Количество учредителей: от 7 человек, количество членов правления: минимум 3 человека, максимум 5% от суммарного количества членов товарищества.
- Размер взносов определяют члены товарищества. Расходы и тарифы утверждаются на общем собрании собственников через голосование.
- Общее собрание: участие необязательно, вопросы решаются при голосовании большинством голосов, допускается очно-заочное голосование, протокол подписывают все присутствовавшие на собрании участники.
Обратите внимание! Согласно ст. 4 ФЗ № 217 теперь создают только СНТ либо ОНТ. При перерегистрации ранее действовавшей организационно-правовой формы товарищества в учредительные документы вносят изменения. При работе по старому уставу пункты, противоречащие новым нормам закона, не применяют.
Что включает типовой устав СНТ 2023 года по новому закону
Типовая форма устава по новому закону включает все составляющие, которые определяет ст. 8 закона № 217. А это порядка 16 пунктов, затрагивающих вопросы деятельности товарищества и содержащих следующие сведения:
- название, форма, месторасположение, предмет, цели товарищества;
- вопросы управления, полномочий действующих органов, изменения устава;
- принятие, выход, исключение из товарищества;
- полномочия, обязательства, ответственность членов;
- порядок внесения взносов и санкции за неуплату;
- заочное голосование при принятии решений;
- взаимодействие с гражданами, занимающимися садоводством и огородничеством на территории товарищества, не являющихся его участниками;
- образование, деятельность ревизионной комиссии;
- приобретение, создание общего имущества;
- реорганизация, ликвидация товарищества.
Обратите внимание! Перечисленные пункты являются обязательными и должны присутствовать в уставе каждого СНТ. Товарищество вправе использовать его типовую форму либо дополнять ее другими пунктами, которые отвечают его деятельности и нуждам. За помощью в разработке уставного документа можно обратиться к юристам.
При самостоятельной разработке документа рекомендуется использовать типовую форму устава СНТ — 2023, образец которой можно скачать в «КонсультантПлюс», предварительно получив бесплатный пробный демодоступ к системе.
Как утвердить и зарегистрировать новый устав СНТ
Разработанный проект документа необходимо согласовать с членами товарищества, а затем утвердить. Для этого следует:
- Предварительно ознакомить с готовым проектом всех членов товарищества любым доступным способом. Например, через рассылку на электронную почту или путем размещения проекта на сайте СНТ.
- Зачитать, обсудить все пункты нового устава на общем собрании, а после обсуждения — принять и утвердить его через голосование.
Новая редакция устава должна быть готовой для обсуждения и утверждения за 7 дней до собрания, но не позже. При этом о дате его проведении уведомляют всех участников за 2 недели.
При наличии разногласий по пунктам документ дорабатывается, в него вносятся дополнительные изменения и правки. После этого вновь проводится собрание, где обсуждается и утверждается устав в новой редакции.
Обратите внимание! Все изменения, которые вносятся в устав, даже если они касаются только одного его пункта, нужно согласовывать и утверждать с членами товарищества так, как это описано выше.
После утверждения нового устава нужно подать в ИФНС пакет документов согласно ст. 17 ФЗ РФ № 129:
- заявление о госрегистрации изменений по форме Р13014, по КНД 1111520 (приказ ФНС РФ № ЕД-7-14/617@ от 31.08.2020 с изменениями от 06.11.2020);
- новый устав (2 экземпляра);
- протокол собрания об утверждении устава;
- квитанцию с уплаченной госпошлиной.
ИФНС рассмотрит поступившие документы и зарегистрирует изменения на протяжении 7 дней.
В каком порядке обжалуется устав СНТ
Члены товарищества могут оспорить устав, если на это имеются основания. Например, когда какие-то пункты документа противоречат нормам закона либо если проект утверждался на собрании, которое проводилось при отсутствии кворума (нужного количества членов СНТ).
Для обжалования нужно подать исковое заявление в районный суд, расположенный по месту нахождения ответчика. При оспаривании законности пунктов документа (заявление подают в срок до 3 лет) просят признать эти пункты недействительными. Оспаривая утверждение нового устава СНТ (заявление подают в срок до 6 месяцев), просят признать недействительным решение собрания.
Подать иск может:
- участник собрания, но не член СНТ, голосовавший за проект нового устава либо воздержавшийся, если его права нарушены;
- член СНТ, голосовавший против проекта либо не участвовавший в собрании;
- собственник участка, не являющийся членом СНТ, если решение собрания ущемляет его законные интересы.
К иску, который подает один заявитель, могут присоединиться другие члены СНТ. До его подачи заявитель должен уведомить о своих намерениях остальных членов товарищества. Рассмотрение иска и принятие решения по нему производятся общим порядком.
Без участия суда, через подачу жалобы в прокуратуру, решаются споры о самоуправстве, мошеннических действиях, растратах и в иных ситуациях.
С какими вопросами и спорами следует обращаться в органы земельного надзора, читайте в статье «Земельный надзор: новое с 1 июля 2021 года».
Итоги
Товарищества должны привести свои уставы в соответствие с действующим законодательством. Для этого нужно разработать устав СНТ по новому закону 217 либо внести изменения в его старую версию с учетом нововведений. Заниматься этим должны председатель и члены правления. С готовым проектом следует ознакомить всех членов СНТ. Затем его утверждают на общем собрании путем голосования.
Правовое регулирование устава садового некоммерческого товарищества
Шинкарева, С. С. Правовое регулирование устава садового некоммерческого товарищества / С. С. Шинкарева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 19 (414). — С. 349-351. — URL: https://moluch.ru/archive/414/91527/ (дата обращения: 18.09.2023).
Автором на основе исследования правовых и практических основ проводится анализ правового регулирования устава садового некоммерческого товарищества, а также предлагается внесение изменений в Федеральный закон от 29.07.2017 № 217-ФЗ (ред. от 22.12.2020) «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
Ключевые слова: устав СНТ, типовой устав СНТ, член СНТ.
Правовая регламентация устава садового некоммерческого товарищества имеет как регулятивную, так и практическую значимость. Данный локальный акт определяет предмет и порядок деятельности садового некоммерческого товарищества (далее — СНТ), а также взаимоотношения между его членами. И от того, насколько правильно и грамотно составлен устав, зависит процесс нормального функционирования СНТ.
Прежде чем говорить о правовом регулировании устава СНТ, необходимо разобраться с сущностью деятельности самого СНТ. В Федеральном законе от 29.07.2017 № 217-ФЗ (ред. от 22.12.2020) «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — ФЗ № 217) не закреплено легального определения понятию «садовое некоммерческое товарищество», однако в пункте 1 статьи 3 указанного закона дано толкование такой категории, как «садовый земельный участок». Так, «садовый земельный участок — земельный участок, предназначенный для отдыха граждан и (или) выращивания гражданами для собственных нужд сельскохозяйственных культур с правом размещения садовых домов, жилых домов, хозяйственных построек и гаражей» [1]. Таким образом, членам СНТ разрешено на своих участках разводить овощные и плодовые культуры, а также сооружать жилые и хозяйственные постройки.
Перечень положений, который должен содержаться в уставе СНТ, регламентирован статьей 8 ФЗ № 217. Например, в уставе указывается наименование СНТ, организационно-правовая форма, предмет и цели деятельности, права и обязанности членов СНТ, порядок изменения устава и т. д. Поскольку перечень пунктов, указанных в законе, является исчерпывающим, присутствие каждого из них в уставе любого СНТ является обязательным.
Несмотря на то, что законодателем прописано необходимое для устава содержание, на практике возникают трудности с реализацией данных норм права.
Так, 2 августа 2021 года Верховный Суд Российской Федерации (далее — Верховный Суд РФ) вынес постановление, в котором подтвердил возможность использования садового земельного участка лишь для тех нужд, которые прямо указаны в ФЗ № 217 [2]. Из постановления видно, что жительница Волгоградской области, Коверченко Таисия Ивановна (далее — Коверченко Т. И.), была признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей за использование земельного участка не по назначению. Штраф был вынесен заместителем главного государственного инспектора Волгоградской области по использованию и охране земель.
Пройдя все нижестоящие инстанции, Коверченко Т. И. подала жалобу в Верховный Суд РФ, однако жалоба была оставлена без удовлетворения.
На земли, которые принадлежат Коверченко Т. И., установлен определенный вид разрешенного использования — для садоводства (перечень возможных видов деятельности, которые разрешено осуществлять на садовых земельных участках, был указан выше). В то же время земельный участок использовался владелицей для содержания птицы, что является явным противоречием закону.
Своим постановлением Верховный Суд РФ не породил новой практики, а лишь подтвердил существующую волю законодателя. Однако благодаря упомянутому делу удалось выявить определенные проблемы в функционировании СНТ.
Проанализированная судебная практика подтверждает тот факт, что в настоящее время уставы СНТ находятся в явном противоречии с ФЗ № 217.
Одной из проблем несоответствия уставов СНТ ФЗ № 217 является молодость указанного закона (закон был принят 20 июля 2017 года, а вступил в силу 1 января 2019 года). Следовательно, прошло не так много времени для того, чтобы СНТ смогли привести свои уставы в единство с норами права.
До вступления в силу ФЗ № 217 правовое регулирование СНТ осуществлялось Федеральным законом «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» от 15.04.1998 № 66-ФЗ (утратил силу) (далее — ФЗ № 66). Не вызывает сомнения, что многие положения названного нормативного правового акта изменились и нашли свое отражение в ФЗ № 217 в новом виде. Например, в уставе СНТ в обязательном порядке прописываются полномочия органов товарищества (пункт 5 статьи 8 ФЗ № 217). Одним из органов СНТ является его председатель — единоличный исполнительный орган (пункт 3 статьи 16 ФЗ № 217). Так, до 1 января 2019 у председателя СНТ были полномочия по выдаче доверенностей с правом передоверия (пункт 5 части 2 статьи 23 ФЗ № 66). После указанной даты у председателя остались полномочия по выдаче доверенности, но без права передоверия (пункт 6 части 1 статьи 19 ФЗ № 217). Подобное изменение является не единственным.
Для того чтобы привести уставы СНТ в соответствие с норами права:
— во-первых, необходимо вычленить из ФЗ № 217 те положения, которые обязательно должны быть закреплены в уставах;
— во-вторых, устранить из уставов те положения, которые явно противоречат новому законодательству.
В настоящее время позиция законодателя сформулирована таким образом, что каждое СНТ самостоятельно определяет содержание своего устава, учитывая при этом законодательные особенности. И чем больше вопросов прописывается в уставе, тем меньше спорных ситуаций ожидает членов СНТ. Однако, как показывает практика, создатели уставов в своей деятельности не застрахованы от ошибок, к которым ведет обычное отсутствие компетентности.
Для решения существующей проблемы целесообразно разработать на федеральном уровне типовой устав СНТ и внести его в качестве приложения в ФЗ № 217 — «Приложение 1». В данном локальном акте следует подробно и с примерами прописать как обязательные для включения в него положения, так и положения, которые не могут содержаться в нем.
Типовой устав СНТ позволит:
— во-первых, сформировать представление о том, как должен выглядеть устав, соответствующий законодательству;
Важность правового регулирования устава СНТ стоит в практической плоскости. Поскольку члены СНТ по большей части являются обычными гражданами, соответственно, они не обладают высоким уровнем правовой культуры. По большинству вопросов они обращаются к локальным актам СНТ или сети «Интернет» (и вряд ли к официальным источникам). И от того, насколько уставы СНТ будут соответствовать закону, зависит и нормальная хозяйственная деятельность членов СНТ. Ошибка в уставе — неблагоприятное последствие для участника СНТ, что было подтверждено судебной практикой.
Устав СНТ по новому закону 217-ФЗ.
Образец Устава
На сегодняшний день в России не существует единой формы устава, утвержденной на законодательном уровне, поэтому садоводческие товарищества могут составлять документ в свободной форме. Но в устав важно включить основные пункты, прописанные в статье 8 Федерального закона №217-ФЗ, а именно:
- полное наименование товарищества и его организационно-правовую форму;
- местонахождение СНТ;
- цели, для достижения которых было создано объединение садоводов;
- порядок принятия решений в товариществе;
- правила приема в члены СНТ и выхода или исключения из их числа;
- порядок ведения реестра садоводов;
- обязанности, права и ответственность членов СНТ;
- правила определения суммы членских взносов;
- особенности работы ревизионной комиссии;
- порядок приобретения имущества общего пользования;
- правила внесения изменений в устав;
- список вопросов, относящихся к компетенции общего собрания;
- порядок реорганизации или ликвидации товарищества.
Типовой устав садоводческого товарищества
В качестве образца для создания устава вашего товарищества вы можете использовать пример, составленный специалистами «СНТклуба»:
Какие поправки потребуется внести в устав в 2022 году
В июле 2022 года вступили в силу новые поправки в Федеральный закон №217-ФЗ. Власти долго обсуждали очередную редакцию закона, и в результате в ней появилось много новых и очень важных для СНТ пунктов. Однако принятые поправки обязали садоводческие товарищества переделывать существующие уставы. Чтобы привести главный документ СНТ в соответствие с законом, потребуется дополнить или изменить несколько пунктов.
-
В уставе необходимо указать, что прием садоводов в члены садоводческого товарищества осуществляется по решению правления (ранее эти полномочия принадлежали общему собранию).
- перечень вопросов, по которым может быть принято решение с использованием электронных средств;
- сайт товарищества или иную площадку, которая будет использоваться для электронного голосования;
- порядок принятия решений ОС;
- правила хранения и учета результатов голосования.
Конкретных сроков для внесения изменений в устав закон не указывает. Однако председатель должен помнить: пока поправки не прописаны в главном документе товарищества, применять их в жизни СНТ будет невозможно.
«СНТклуб», сервис
для председателей СНТ и садоводов
Сэкономьте время, нервы и деньги для решения всех задач СНТ.
Оставьте время на семью!
Кто может утверждать и менять устав в товариществе
-
;
на информационном щите СНТ.
После этого останется лишь утвердить документ с садоводами и принять его путем голосования. Если садоводы не утверждают новый устав или не соглашаются с каким-либо из его пунктов, председателю потребуется вносить изменения и повторно утверждать документ на собрании.
Регистрация устава в налоговой
Когда устав будет утвержден, а соответствующее решение общего собрания оформлено протоколом, председатель может приступать к регистрации нового документа.
Если вносились изменения в сведения ЕГРЮЛ (например, смена адреса товарищества), зарегистрировать эти изменения и новую редакцию устава необходимо в течение трех дней после их внесения. По другим изменениям в уставе закон не регламентирует сроков регистрации новой редакции документа.
Регистрация устава в налоговой происходит в течение пяти рабочих дней с момента подачи заявления.
- заявление о внесении поправок по форме Р13014;
- паспорт председателя;
- сам устав в новой редакции (предоставляется в двух экземплярах);
- протокол ОС, на котором был утвержден документ;
- квитанцию об оплате госпошлины в размере 800 рублей.
Образец формы Р13014
- лично в ИФНС;
- через МФЦ;
- в электронном виде (только с электронной подписью заявителя).
Как подать заявление онлайн
- Авторизуйтесь в личном кабинете юрлица на сайте lkul.nalog.ru с помощью сертификата ключа проверки электронной подписи.
- На странице https://www.nalog.gov.ru/rn77/program/5961277/ скачайте «Программу подготовки документов для государственной регистрации», если не скачивали раньше.
- Выберите «Форма Р13014».
- Заполните листы «Форма» и «П».
5. После заполнения этих двух листов нажимаем на иконку с изображением дискеты (сохраняем), потом на иконку, где лист с зеленой стрелкой, выгружаем файл хml, затем печатаем, подписываем и сканируем.
6. Нажимаем на иконку с изображением конверта — формируем пакет.
7. Заполняем:
8. Добавляем документы (заявление и новый устав):
9. Выбираем сертификат:
10. Добавляем заявителя (председателя):
11. Каждый документ подписываем ЭЦП и формируем контейнер:
12. Выгружаем контейнер (он будет в формате архива ZIP) и отправляем через эту форму в разделе «Подача заявлений»:
Кто может обжаловать устав
- у каждого члена товарищества;
- у граждан или организаций, чьи права мог ущемить принятый документ.
- какой-либо из его пунктов противоречит нормам закона;
- в процессе утверждения и регистрации документа были допущены нарушения.
Где можно ознакомиться с уставом СНТ
Как составить устав без ошибок
В качестве образца для устава своего СНТ председатели чаще всего используют готовые документы других товариществ. Их можно легко найти в интернете, а затем скорректировать под свое СНТ.
Но если вы хотите, чтобы устав полностью соответствовал всем требованиям закона №217-ФЗ (в том числе и в новой редакции), лучше всего обратиться за консультацией к специалистам.
- составить устав для вашего товарищества;
- подготовить его к утверждению на общем собрании;
- внести корректировки в случае, если какие-либо пункты не будут утверждены садоводами;
- зарегистрировать устав в налоговой.
Полезные статьи и новости для СНТ
Новости 31.08.2023
Российские банки приостановили выдачу сельской ипотеки
Статьи 20.08.2023
Как и где садоводу законно продать свой урожай
Новости 09.08.2023
В Госдуме рассказали о денежных компенсациях за установку сотовой вышки на участке соседа
В России увеличили штрафы за переход железнодорожных путей в неположенном месте
Новости 24.07.2023
Запрет приватизировать имущество общего пользования в СНТ
Новости 18.07.2023
В России изменились условия сельской ипотеки
Есть вопросы?
Позвоните +7-499-938-90-95 или оставьте свой телефон. Наши специалисты всегда готовы помочь вам.
Подписывайтесь на нас в соцсетях, там интересно!
Участник Фонда «Сколково»
Включена в реестр отечественного программного обеспечения
№16433 от 30.01.2023
Контакты
123308, Москва, 3-й Силикатный проезд, дом 4, корпус 1, этаж 5, помещение 1, комната 17А