Какие виды особо охраняемых природных территорий созданы в россии
Статья 2. Категории особо охраняемых природных территорий, особенности их создания и развития
(в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 406-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1. При принятии решений о создании особо охраняемых природных территорий учитывается:
а) значение соответствующей территории для сохранения биологического разнообразия, в том числе редких, находящихся под угрозой исчезновения и ценных в хозяйственном и научном отношении объектов растительного и животного мира и среды их обитания;
б) наличие в границах соответствующей территории участков природных ландшафтов и культурных ландшафтов, представляющих собой особую эстетическую, научную и культурную ценность;
в) наличие в границах соответствующей территории геологических, минералогических и палеонтологических объектов, представляющих собой особую научную, культурную и эстетическую ценность;
г) наличие в границах соответствующей территории уникальных природных комплексов и объектов, в том числе одиночных природных объектов, представляющих собой особую научную, культурную и эстетическую ценность.
2. С учетом особенностей режима особо охраняемых природных территорий различаются следующие категории указанных территорий:
3. Законами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться и иные категории особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения.
4. Особо охраняемые природные территории могут иметь федеральное, региональное или местное значение и находиться в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных статьей 28 настоящего Федерального закона, также в ведении государственных научных организаций и государственных образовательных организаций высшего образования.
5. Государственные природные заповедники и национальные парки относятся к особо охраняемым природным территориям федерального значения. Государственные природные заказники, памятники природы, дендрологические парки и ботанические сады могут быть отнесены к особо охраняемым природным территориям федерального значения или особо охраняемым природным территориям регионального значения. Природные парки относятся к особо охраняемым природным территориям регионального значения.
6. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации согласовывают решения о создании особо охраняемых природных территорий регионального значения, об изменении режима их особой охраны с:
а) уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды;
б) федеральными органами исполнительной власти в области обороны страны и безопасности государства, если предполагается, что в границах особо охраняемых природных территорий будут находиться земли и другие природные ресурсы, предоставленные для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов.
7. Субъекты Российской Федерации вправе осуществлять софинансирование исполнения расходных обязательств Российской Федерации, возникающих при выполнении полномочий, связанных с созданием и развитием особо охраняемых природных территорий федерального значения, из бюджетов субъектов Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
8. Органы местного самоуправления создают особо охраняемые природные территории местного значения на земельных участках, находящихся в собственности соответствующего муниципального образования. В случае, если создаваемая особо охраняемая природная территория будет занимать более чем пять процентов от общей площади земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования, решение о создании особо охраняемой природной территории орган местного самоуправления согласовывает с органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.
9. Органы местного самоуправления решают предусмотренные Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросы использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения, городского округа, в соответствии с положениями о соответствующих особо охраняемых природных территориях.
Об особенностях установления зон с особыми условиями использования территорий см. ст. 26 ФЗ от 03.08.2018 N 342-ФЗ.
10. Для предотвращения неблагоприятных антропогенных воздействий на государственные природные заповедники, национальные парки, природные парки и памятники природы на прилегающих к ним земельных участках и водных объектах устанавливаются охранные зоны. Положение об охранных зонах указанных особо охраняемых природных территорий утверждается Правительством Российской Федерации. Ограничения использования земельных участков и водных объектов в границах охранной зоны устанавливаются решением об установлении охранной зоны особо охраняемой природной территории.
(в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 342-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
11. Решения об установлении, изменении, о прекращении существования охранных зон особо охраняемых природных территорий, указанных в пункте 10 настоящей статьи, принимаются в отношении:
(в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 342-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
а) охранных зон государственных природных заповедников, национальных парков и памятников природы федерального значения федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находятся указанные особо охраняемые природные территории, если иное не предусмотрено Законом Российской Федерации от 15 апреля 1993 года N 4802-I «О статусе столицы Российской Федерации»;
(в ред. Федерального закона от 10.07.2023 N 310-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
б) охранных зон природных парков и памятников природы регионального значения высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).
12. Обязательным приложением к решению о создании особо охраняемой природной территории являются сведения о границах такой территории, которые должны содержать графическое описание местоположения границ такой территории, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости.
(п. 12 введен Федеральным законом от 03.08.2018 N 342-ФЗ)
13. Форма графического описания местоположения границ особо охраняемой природной территории, требования к точности определения координат характерных точек границ особо охраняемой природной территории, формату электронного документа, содержащего указанные сведения, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере ведения Единого государственного реестра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.
(п. 13 введен Федеральным законом от 03.08.2018 N 342-ФЗ)
14. Основные виды разрешенного использования земельных участков, расположенных в границах особо охраняемых природных территорий, определяются положением об особо охраняемой природной территории. Положением об особо охраняемой природной территории могут быть также предусмотрены вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков. В случае зонирования особо охраняемой природной территории основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков предусматриваются положением об особо охраняемой природной территории применительно к каждой функциональной зоне особо охраняемой природной территории.
В случаях, если разрешенное использование земельных участков в границах особо охраняемой природной территории допускает строительство на них, в положении об особо охраняемой природной территории устанавливаются предельные (максимальные и (или) минимальные) параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.
Указанные виды разрешенного использования земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства не распространяются на случаи размещения линейных объектов. При этом не допускается размещение линейных объектов в границах особо охраняемых природных территорий в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, а в случае зонирования особо охраняемой природной территории — в границах ее функциональных зон, режим которых, установленный в соответствии с настоящим Федеральным законом, запрещает размещение таких линейных объектов.
В случаях, предусмотренных статьей 3.1 настоящего Федерального закона, виды разрешенного использования земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства устанавливаются правилами землепользования и застройки.
Особо охраняемые природные территории в России. Досье
ТАСС-ДОСЬЕ. 29 сентября — 1 октября 2017 года в Сочи (Краснодарский край) пройдет Всероссийский форум по особо охраняемым территориям.
Он проводится Министерством природных ресурсов и экологии РФ и приурочен к 100-летию системы российских заповедников. Станет одним из важнейших мероприятий Года экологии в России.
История российского заповедного дела
Первый государственный заповедник в России был создан в 1917 году на северо-восточном берегу озера Байкал. Проведенные в 1913-1915 годах экспедиции под руководством Георгия Доппельмаира выявили, что в этих районах охотники за пушниной почти полностью истребили популяцию соболя.
Решением иркутского генерал-губернатора Александра Пильца в мае 1916 года было решено запретить любую охоту на части Баргузинского уезда. Постановлением царского правительства от 11 января 1917 года (29 декабря 1916 года по старому стилю) был создан Баргузинский соболиный заповедник. Первым его директором стал Константин Забелин. В настоящее время заповедник входит в состав ФБГУ "Заповедное Подлеморье" вместе с Забайкальским национальным парком.
16 сентября 1921 года был подписан декрет "Об охране памятников природы, садов и парков", который возложил на Наркомат просвещения задачи по созданию заповедников и нацпарков. В них запрещалась охота, рыбалка и прочее использование естественных богатств. В 1920-1930-х годах на территории РСФСР были созданы порядка ста заповедников, их задачи уже не ограничивались восстановлением популяции промысловых зверей — заповедники стали полноценными научными учреждениями по исследованию и сохранению природы.
Многие из заповедников были уничтожены или лишены охраны во время Великой Отечественной войны, а также в период послевоенного восстановления промышленности — до 1953 года. С середины 1950-х годов в РСФСР были воссозданы или организованы впервые более 70 заповедников, в современной России, с 1992 года, — 28.
Особо охраняемые природные территории
К 1970-х годах в СССР появились охраняемые территории, имевшие различный статус: природные заповедники, микрозаповедники, заказники (охотничьи, ботанические и т. д.), национальные и природные парки, биологические станции, природные ландшафты, курортные зоны и т. д.
В конце 1970-х годов ученые-биологи Николай Реймерс и Феликс Штильмарк предложили создать единый законодательный режим — особо охраняемых природных территорий (ООПТ). 27 ноября 1989 года Верховный совет СССР принял постановление "О неотложных мерах экологического оздоровления страны", в котором союзному правительству поручалось создать систему ООПТ. Из-за распада СССР эти планы не были реализованы.
Российский закон об ООПТ
Российский закон об ООПТ был подписан президентом РФ Борисом Ельциным 14 марта 1995 года. Согласно документу, ООПТ — объекты общенационального достояния. Это могут быть участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, имеющие особое природоохранное, научное, культурное, рекреационное и оздоровительное значение. На них частично или полностью запрещена хозяйственная деятельность, запрещается или усложняется изменение целевого назначения земельных участков.
Закон предусматривает шесть категорий ООПТ федерального значения:
- государственные природные заповедники (в том числе биосферные) — в них полностью запрещается экономическая деятельность (за исключением некоторых оговоренных случаев);
- национальные парки — в них могут быть зоны, где разрешается, например, деятельность в рекреационных целях;
- природные парки — в них выделяются отдельные зоны имеющие экологическое, культурное или рекреационное значение, а остальные природные ресурсы только ограничиваются в гражданском обороте;
- государственные природные заказники — могут иметь различный профиль, например, для сохранения природных ландшафтов или восстановления отдельных видов растений и животных;
- памятники природы — локальные комплексы, где запрещена любая деятельность, которая может привести к нарушению их целостности;
- дендрологические парки и ботанические сады.
ООПТ в России, статистика
Всего по данным информационно-аналитической системы "Особо охраняемые природные территории России", в РФ существуют 13 тыс. 32 ООПТ, из них 304 — федерального, 12 тыс. 728 — регионального и местного значений. Кроме того, утраченными или реорганизованными числятся 3 тыс. 138 ООПТ (в основном — памятники природы регионального и местного значения).
Общая площадь российских ООПТ составляет 1 млн 950 тыс. кв. км или около 11% всей территории Российской Федерации. Самым большим из 107 российских федеральных заповедников является Большой Арктический государственный природный заповедник (организован в 1993 году) — его площадь составляет 42 тыс. кв. км.
Ряд ООПТ входят в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО: Путоранский, Печоро-Илычевский, Сихотэ-Алинский заповедники, национальный парк "Югыд ва" (Республика Коми), природный парк Ленские столбы (Якутия), остров Врангеля и др.
В бюджете РФ на 2017 год на нужды ООПТ и охраны животного мира выделено 130,3 млрд руб.
Особо охраняемые природные территории России
Лукьянченко, Н. Ю. Особо охраняемые природные территории России / Н. Ю. Лукьянченко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 24 (104). — С. 740-743. — URL: https://moluch.ru/archive/104/24460/ (дата обращения: 17.09.2023).
Если рассматривать нашу страну как источник природных ресурсов, то можно убедиться, что она является богатейшей страной в мире. Россия лидирует среди всех стран по запасам природного газа и древесины, но какими жертвами нам достаются эти ресурсы!
В связи с широким распространением хозяйственной деятельности человека возникла необходимость сохранения уникальности природных ландшафтов, многообразия растительного и животного мира. Для этих целей были созданы особо охраняемые природные территории.
В соответствии с Федеральным законом «Об особо охраняемых природных территориях» особо охраняемые природные территории — участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны. [1]
Такие территории относят к объектам общенационального достояния.
При создании особо охраняемой территории учитываются:
наличие на этой территории природного ландшафта, представляющего собой какую — либо ценность (научную, культурную, эстетическую)
наличие на данной территории уникальных природных комплексов и объектов, которые представляют научную или культурную ценность.
С учетом особенностей режима особо охраняемых природных территорий и статуса находящихся на них природоохранных учреждений различают следующие категории данных территорий:
Значение такие территории могут иметь как федеральное (рис.2), так и региональное (рис.1), и местное (рис.3).
Рис. 1 ООПТ регионального значения
Рис. 2. ООПТ федерального значения
Рис. 3. ООПТ местного значения
Субъекты РФ могут устанавливать своими законами и другие категории особо охраняемых территорий местного или регионального значения.
В настоящее время на территории Российской Федерации имеется более 13 тысяч особо охраняемых природных территорий, общая площадь которых составляет около 11 % от площади всей территории нашей страны. Удивительно, но площадь всех особо охраняемых территорий Российской Федерации превышает площадь Мексики.
Больше всего в России памятников природы — их 7745. Это обусловлено тем, что они могут занимать небольшую площадь, это может быть, например, водопад, пещера или даже какое-нибудь редкое дерево.
Федеральное значение имеют 299 особо охраняемых территорий в составе 103 государственных природных заповедников, 47 национальных парков, 64 государственных природных заказников. Остальное число составляют памятники природы и другие формы особо охраняемых территорий федерального значения.
Государственное управление в области организации особо охраняемых территорий федерального значения и их функционирования осуществляет Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации. [2]
Основаниями для упразднения особо охраняемых природных территорий являются необратимые разрушения природных комплексов и (или) объектов, для охраны которых зона организована.
Вопрос о необходимости упразднения особо охраняемых территорий является спорным. Некоторые ученые считают, что если территорию признали особо охраняемой, то обратного пути уже нет! Нельзя просто так взять и признать ландшафты какой-либо местности не уникальными, а ее биологические виды, подлежащими уничтожению варварскими действиями человека. Но тогда, с другой стороны, если не рассматривать установленных оснований для признания природной территории особо охраняемой, то любая местность, не представляющая никакой научной и культурной ценности, не имеющая уникального ландшафта и редких или ценных биологических видов на своей территории, может быть признана особо охраняемой. [3]
Как сказал Ф. Р. Штильмарк: «Понятие абсолютной заповедности… юридически почти утрачено». И ведь действительно, в настоящее время с закреплением в нормативных актах возможности изменения границ, упразднения особо охраняемых территорий, мы не можем говорить о существовании концепции абсолютной заповедности в нашей стране. [4, C.44]
Еще одной важной проблемой является то, что вопросы изменения границ, упразднения особо охраняемой природной территории регионального или местного значения не урегулированы федеральным законом. На этой почве происходит произвол местных властей. Одним из примеров может служить решение администрации Оренбургской области по незаконному отчуждению более 115 тысяч га земель региональных особо охраняемых природных территорий. Данные территории регионального значения являются рекреационными объектами, обеспечивающими сохранение ценных природных комплексов, возможности для отдыха людей, экологического туризма. «Вместо того чтобы развивать их, региональная администрация фактически закрывает эти территории для граждан и отдает на откуп частным предпринимателям». [5]
Для решения всех спорных вопросов, касающихся особо охраняемых природных территорий необходимо проводить работу по следующим направлениям:
Все это необходимо потому, что особо охраняемые природные территории — традиционная форма охраны природы, один из ключевых инструментов сохранения крупных экосистем и поддержания стабильности природных условий.
Конечная цель создания данных территорий — в комплексе с другими природоохранными мерами способствовать поддержанию экологического равновесия и созданию благоприятной среды для жизнедеятельности людей. [7, С. 32–33]
Развитие и совершенствование системы особо охраняемых природных территорий относятся к числу основных направлений международной деятельности России в области охраны окружающей среды.
- Федеральный закон от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (с изм. от 13.07.2015). — Собрание законодательства Российской Федерации от 20 марта 1995 г. N 12 ст. 1024.
- Степаницкий В. Б. Постатейный Комментарий к Федеральному закону Российской Федерации “Об особо охраняемых природных территориях”.— М.: Изд-во Центра охраны дикой природы, 2001.
- Кревер О. Н., Галиновская Е. А., Хмелева Е. Н. Проблемы законодательства об особо охраняемых природных территориях и предложения по его совершенствованию. (Аналитический обзор законодательства и проект новой редакции Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях»). Всемирный фонд дикой природы (WWF). — М., 2009.
- Штильмарк Ф. Р. Заповедное дело России: теория, практика, история. Избранные труды. — М.: Т-во научных изданий КМК. 2014.
- Письмо Гизатулина Р. губернатору Оренбургской области Бергу Ю. — Источник: Пресс-служба Минприроды России
- Лагуткина Н. Б. Административно-правовой режим особо охраняемых природных территорий (по материалам ДВФО)- автореферат диссертации кандидата юр. наук / Н. Б. Лагуткиной. — Хабаровск, 2006.
- Гринь Е. А., Браславец В. Правовые меры охраны режима заповедников. В сборнике: Пути оптимизации Пути оптимизации научных исследований материалы XI (LI) Международной научно-практической конференции по философским, филологическим, юридическим, педагогическим, экономическим, психологическим, социологическим и политическим наукам. Украина, г. Горловка, 2014.
Похожие статьи
Проблемы правового регулирования памятников природы.
Памятники природы — безусловно значимые природные объекты, которым необходима серьезная законодательно урегулированная правовая охрана. Данная тема является актуальной особенно в контексте памятников природы регионального и местного значения.
Разработка кадастра особо охраняемых природных территорий
Изучены нормативно-правовые и методические основы ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий (ООПТ) в Российской Федерации. Исследована структура и состав ООПТ России.
Особо охраняемые природные территории юга Тюменской.
Тюменская область, региональное значение, заказник, памятник природы, территория, территория заказника, экологический мониторинг, федеральное значение, Российская Федерация.
Проблемы охраны и учёта объектов культурного наследия.
На территории Оренбургской области и также на территории самого города Оренбурга располагаются множество объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) Федерального, регионального и местного значения.
Определение земельного участка в особо охраняемых.
особо охраняемых природных территорий федерального значения, лесного фонда, а также в границах особых экономических зон. Проведенный анализ позволяет определить параметры.
Памятник природы «гора Большая Ичка» как уникальный объект.
Государственный памятник природы — особо охраняемая природная территория, включающая отдельные уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношении природные комплексы.
Основные проблемы применения земельного законодательства.
) В данной статье рассматриваются основные проблемы законодательства в сфере особо охраняемых природных территорий, путем приведения примеров разногласий между отдельными статьями Земельного кодекса РФ, Гражданского кодекса РФ, Федерального.
Развитие законодательства Российской Федерации о землях.
14 марта 1995 года принят Федеральный закон Российской Федерации № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях Российской Федерации» [14], в котором впервые дано понятие особо охраняемым природным территориям.
Особо охраняемые природные территории России
ПЛАН
1. Виды ООПТ и их назначение
2. ООПТ России
2.1Государственные природные заповедники
2.2Национальные парки
2.3Природные парки
2.4Государственные природные заказники
2.5Памятники природы
2.6Дендрологические парки и ботанические сады
Особо охраняемые природные территории (ООПТ)
— участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны
Виды ООПТ и их назначение
С учетом особенностей режима ООПТ и статуса находящихся на них природоохранных учреждений различаются следующие категории указанных территорий:
Государственные природные заповедники (в том числе биосферные)
Национальные парки
Природные парки
Государственные природные заказники
Памятники природы
Дендрологические парки и ботанические сады
Правительство Российской Федерации
соответствующие органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления могут устанавливать и иные категории особо охраняемых природных территорий (территории, на которых находятся памятники садово-паркового искусства, охраняемые береговые линии, охраняемые речные системы, охраняемые природные ландшафты, биологические станции, микрозаповедники и другие).
Некоторые ООПТ относятся к объектам Всемирного природного наследия.
Государства, на территории которых расположены объекты Всемирного наследия, берут на себя обязательства по их сохранению. На территории Российской Федерации находится восемь объектов Всемирного природного наследия: В состав находящихся на территории России восьми объектов Всемирного природного наследия входят 11 заповедников, 4 национальных парка и 3 федеральных заказника: «Девственные леса Коми» (Печоро-Илычский заповедник и национальный парк «Югыдва»), «Озеро Байкал» (заповедники Байкальский, Баргузинский, Байкало-Ленский, национальные парки Прибайкальский, Забайкальский и Тункинский (частично)
ООПТ России
Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния. Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации осуществляет государственное управление в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий федерального значения.
Всего в России по состоянию на 2013 год имеется более 13 тысяч ООПТ федерального, регионального и местного значения, общая площадь которых (с учётом морских акваторий) превышает 200 млн. га, что составляет 11,9 % от площади территории России (без учёта акваторий — 11,3 %).
Федеральное значение имеют 299 ООПТ, в том числе 110 государственных природных заповедников, 46 национальных парков и 70 государственных природных заказников, а также памятники природы и прочие ООПТ федерального значения. Общая площадь ООПТ федерального значения составляет 59,2 млн. га (с учетом морских акваторий) или 48,3 млн. га (без акваторий).
Региональное значение имеют 11 647 ООПТ, их площадь (с морскими акваториями) составляет 119,1 млн. га. Местное значение имеют 1 213 ООПТ суммарной площадью 25,8 млн. га
Государственные природные заповедники
На территории государственных природных заповедников полностью изымаются из хозяйственного использования, особо охраняемые природные комплексы и объекты (земля, водные объекты, недра, растительный и животный мир), имеющие природоохранное, научное, эколого-просветительское значение, как образцы естественной природной среды, типичные или редкие ландшафты, места сохранения генетического фонда растительного и животного мира.
Государственные природные заповедники
Государственные природные заповедники являются природоохранными, научно-исследовательскими и эколого-просветительскими учреждениями, имеющими целью сохранение и изучение естественного хода природных процессов и явлений, генетического фонда растительного и животного мира, отдельных видов и сообществ растений и животных, типичных и уникальных экологических систем.
В государственных природных заповедниках могут выделяться участки, на которых исключается всякое вмешательство человека в природные процессы. На специально выделенных участках частичного хозяйственного использования, не включающих особо ценные экологические системы и объекты, ради сохранения которых создавался государственный природный заповедник, допускается деятельность, которая направлена на обеспечение функционирования государственного природного заповедника и жизнедеятельности граждан, проживающих на его территории, и осуществляется в соответствии с утверждённым индивидуальным положением о данном государственном природном заповеднике.
Статус биосферных заповедников имеют государственные природные заповедники, которые входят в международную систему биосферных резерватов (биосферных заповедников), созданных в рамках программы ЮНЕСКО «Человек и биосфера». Статус биосферного заповедника может быть присвоен не только государственным природным заповедникам, но и другим особо охраняемым природным территориям: национальным паркам, заказникам, или природным комплексам, включающим несколько видов ООПТ (например, биосферный заповедник Башкирский Урал).
Национальные парки
Национальные парки являются природоохранными, эколого-просветительскими и научно-исследовательскими учреждениями, территории (акватории) которых включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие особую экологическую, историческую и эстетическую ценность, и предназначены для использования в природоохранных, просветительских, научных и культурных целях и для регулируемого туризма.
На территориях национальных парков могут быть выделены различные функциональные зоны, в том числе:
заповедная, в пределах которой запрещены любая хозяйственная деятельность и рекреационное использование территории;
особо охраняемая, в пределах которой обеспечиваются условия для сохранения природных комплексов и объектов и на территории которой допускается строго регулируемое посещение;
познавательного туризма, предназначенная для организации экологического просвещения и ознакомления с достопримечательными объектами национального парка;
рекреационная, в том числе предназначенная для отдыха, развития физической культуры и спорта;
охраны историко-культурных объектов, в пределах которой обеспечиваются условия для их сохранения;
обслуживания посетителей, предназначенная для размещения мест ночлега, палаточных лагерей и иных объектов туристского сервиса, культурного, бытового и информационного обслуживания посетителей;
хозяйственного назначения, в пределах которой осуществляется хозяйственная деятельность, необходимая для обеспечения функционирования национального парка.
Природные парки
Природные парки. Это природоохранные рекреационные учреждения, находящиеся в ведении субъектов Российской Федерации, территории (акватории) которых включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие значительную экологическую и эстетическую ценность, и предназначены для использования в природоохранных, просветительских и рекреационных целях. На природные парки возлагаются следующие задачи:
сохранение природной среды, природных ландшафтов;
создание условий для отдыха (в том числе массового) и сохранение рекреационных ресурсов;
разработка и внедрение эффективных методов охраны природы и поддержание экологического баланса в условиях рекреационного использования территорий природных парков.
Памятники природы
Памятниками природы могут быть объявлены участки суши и водного пространства, а также одиночные природные объекты, в том числе[4]:
участки живописных местностей;
эталонные участки нетронутой природы;
участки с преобладанием культурного ландшафта (старинные парки, аллеи, каналы, древние копи и т. п.);
места произрастания и обитания ценных, реликтовых, малочисленных редких и исчезающих видов растений и животных, в том числе на границах их ареалов;
лесные массивы и участки леса, особо ценные по своим характеристикам (породный состав, продуктивность, генетические качества, строение насаждений и т. п.), а также образцы выдающихся достижений лесохозяйственной науки и практики;
небольшие дендрологические парки;
природные объекты, играющие важную роль в поддержании гидрологического режима;
уникальные формы рельефа и связанные с ними ландшафты (горы, группы скал, ущелья, каньоны, ледниковые цирки и троговые долины, моренно-валунные гряды, дюны, барханы, карровые поля, группы пещер, гигантские наледи, гидролакколиты и т. п.);
геологические обнажения, имеющие научную ценность (опорные разрезы, стратотипы, выходы редких минералов, горных пород и полезных ископаемых, известные в крайне ограниченном числе);
геолого-географические полигоны, в том числе классические участки с особенно выразительными следами сейсмических явлений, а также обнаружения разрывных и складчатых нарушений залегания горных пород;
местонахождения редких или особо ценных палеонтологических объектов;
участки рек, озёр, водно-болотных комплексов, водохранилищ, морских акваторий, небольшие реки с поймами, озёра, водохранилища и пруды;
природные гидроминеральные комплексы;
термальные источники, месторождения лечебных грязей;
береговые объекты (косы, перешейки, полуострова, острова, бухты, лагуны и т. п.);
отдельные объекты живой и неживой природы (места гнездования птиц, деревья-долгожители и имеющие историко-мемориальное значение, растения причудливых форм, единичные экземпляры экзотов и реликтов, вулканы, холмы, ледники, валуны, водопады, гейзеры, родники, истоки рек, [[1]]ы, скалы, утёсы, останцы, проявления карста, пещеры, гроты и т. п.).
Дендрологические парки и ботанические сады
Дендрологические парки и ботанические сады являются природоохранными учреждениями, в задачи которых входит создание специальных коллекций растений в целях сохранения разнообразия и обогащения растительного мира, а также осуществление научной, учебной и просветительской деятельности. Территории дендрологических парков а также ботанических садов предназначаются только для выполнения их прямых задач, при этом земельные участки передаются в бессрочное (постоянное) пользование дендрологическим паркам, ботаническим садам, а также научно-исследовательским или образовательным учреждениям, в ведении которых находятся дендрологические парки и ботанические сады.