Что такое средство индивидуальной мобильности
Перейти к содержимому

Что такое средство индивидуальной мобильности

  • автор:

Что нужно знать о поездках на электросамокатах в 2023 году

В Москве открылся сезон проката электросамокатов. По новым правилам дорожного движения средства индивидуальной мобильности (СИМ) признаны транспортными средствами. Какие ограничения для них действуют — в материале «Ъ».

Фото: Александр Казаков, Коммерсантъ

Фото: Александр Казаков, Коммерсантъ

Что такое средства индивидуальной мобильности

Средство индивидуальной мобильности — это транспортное средство, имеющее одно или несколько колес (роликов), предназначенное для индивидуального передвижения человека посредством использования одного или более двигателя. В этот список входят электросамокаты, электроскейтборды, гироскутеры, сигвеи, моноколеса и подобные устройства. Ограничения по максимальной мощности в правилах не прописаны.

Какие ограничения существуют

  • максимальная допустимая скорость составляет 25 км/ч;
  • запрещено движение по автомагистралям, в том числе по обочине;
  • пешеход всегда имеет приоритет перед СИМ при совместном движении;
  • при езде по проезжей части СИМ должны следовать по ходу движения транспортных средств;
  • запрещена буксировка СИМа или СИМом;
  • движение СИМ по проезжей части осуществляется в один ряд;
  • СИМ не имеет права обгонять или объезжать другое транспортное средство слева, в том числе припаркованные автомобили;
  • при выезде из жилой зоны СИМ обязаны уступать движение всем участникам движения;
  • при пересечении дороги вне перекрестков СИМ обязаны уступать дорогу всем участникам движения;
  • в велосипедной зоне СИМ имеют преимущество перед всем механическим транспортом и могут двигаться по ширине всей проезжей части.

Если движение СИМ по тротуару, пешеходной дорожке, обочине или в пределах пешеходных зон (включая велосипедные дорожки, находящиеся в пешеходных зонах) подвергает пешеходов опасности или создает помехи для их движения — водитель должен спешиться или замедлиться до скорости движения пешеходов.

Правила управления СИМ зависят от возраста

В возрасте до семи лет ездить на СИМ можно по:

  • тротуарам;
  • пешеходным дорожкам;
  • велопешеходным дорожкам (по пешеходной части);
  • пешеходным зонам.

Кроме того, дети до семи лет могут передвигаться на СИМ только в сопровождении взрослых.

В возрасте с 7 до 14 лет ездить можно по:

  • тротуарам;
  • пешеходным дорожкам;
  • велопешеходным дорожкам (по велосипедной части);
  • велосипедным дорожкам;
  • пешеходным зонам.

Правила управления СИМ для водителей старше 14 лет:

По пешеходным дорожкам, тротуарам и пешеходным зонам можно ездить на СИМ, если его масса не превышает 35 кг и соблюдено одно из следующих условий:

  • отсутствуют велосипедные и велопешеходные дорожки, полосы для велосипедистов или возможность двигаться по ним;
  • водитель СИМ сопровождает ребенка в возрасте до 14 лет на велосипеде или СИМ.

По обочине разрешается ездить, если нет велосипедных или велопешеходных дорожек, полосы для велосипедистов, тротуара или возможности передвигаться по ним.

По правому краю проезжей части разрешается двигаться при выполнении следующих условий:

  • отсутствуют велосипедная и велопешеходная дорожки, полоса для велосипедистов, тротуар, пешеходная дорожка, обочина или возможность ехать по ним;
  • разрешенная скорость на дороге не превышает 60 км/ч;
  • на проезжей части разрешено движение велосипедистов;
  • СИМ должно быть оборудовано фарой, световозвращателями, звуковым сигналом и тормозной системой.

Сигналы светофоров для СИМ

Водители СИМ должны руководствоваться разными сигналами светофоров в зависимости от того, где они едут:

  • при движении по тротуару или пешеходной дорожке СИМ должны пользоваться сигналами для пешеходов;
  • при езде по велосипедной или велопешеходной дорожке и полосе для велосипедистов СИМ должны руководствоваться сигналами для велосипедистов.

Знаки дорожного движения для СИМ

Специально для СИМ были введены новые знаки дорожного движения. Кроме того, было дополнено значение одного старого.

Знак «Движение пешеходов запрещено»

Теперь этот знак запрещает движение пешеходов и водителей, использующих СИМ.

Знак «Движение СИМ запрещено»

Такой знак ограничивает движение только СИМ. В отличие от других подобных указателей он запрещает движение в одну сторону, а не в обе.

Знак «Вид транспортного средства» для СИМ

Существует специальная табличка, обозначающая СИМ. Она показывает, что находящийся над ней знак относится только к СИМ. Аналогичная табличка со словом «кроме» обозначает, что знак выше не касается СИМ.

Что будет, если нарушить правила

К нарушителям правил для СИМ будет применяться статья 12.29 КоАП «Нарушение ПДД пешеходом или иным лицом, участвующим в процессе дорожного движения». Штраф — 800 руб. или 1,5 тыс. руб., если нарушение совершено в пьяном виде. Это действующая норма, но она еще может поменяться в рамках нового КоАП, над которым работает Минюст.

ПАМЯТКА ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ СРЕДСТВ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ (СИМ)

jU9NP3xiA4YjU9NP3xiA4Y.jpgjU9NP3xiA4Y jU9NP3xiA4Y

«Средство индивидуальной мобильности»транспортное средство , имеющее одно или несколько колес (роликов), предназначенное для индивидуального передвижения человека посредством использования двигателя (двигателей) (электросамокаты, электроскейтборды, гироскутеры, сигвеи, моноколеса и иные аналогичные средства).

Cогласно данной формулировке, СИМ отнесены к транспортным средствам (не путать с механическими транспортными средствами).

Таким образом, согласно новым нормам, для управления СИМ не нужны водительские права. Однако, автоинспекторы имеют право направлять водителей транспортных средств (куда отнесены и СИМ) на медосвидетельствование в случае подозрения на состояние опьянения. Поэтому, кататься на электросамокатах «под шафе» не получится.

Где можно ездить на СИМ?

Требования к передвижению лиц на СИМ установлены в зависимости от возраста.

Лица старше 14 лет

Могут ездить на СИМ:

  • по велосипедной дорожке;
  • по велопешеходной дорожке;
  • по проезжей части велосипедной зоны;
  • по полосе для велосипедистов.

Помимо этого, допускается движение лиц в возрасте старше 14 лет, использующих для передвижения СИМ:

  • в пешеходной зоне— в случае, если масса СИМ не превышает 35 кг;
  • по тротуару, пешеходной дорожке— в случае, если масса СИМ не превышает 35 кг, и при соблюдении одного из следующих условий:
    • отсутствуют велосипедная и велопешеходная дорожки, полоса для велосипедистов либо отсутствует возможность двигаться по ним;
    • лицо, использующее для передвижения СИМ, сопровождает ребенка в возрасте до 14 лет, использующего для передвижения СИМ, или велосипедиста в возрасте до 14 лет;
    • отсутствуют велосипедная и велопешеходная дорожки, полоса для велосипедистов, тротуар, пешеходная дорожка, обочина либо отсутствует возможность двигаться по ним;
    • на дороге разрешено движение транспортных средств со скоростью не более 60 км/ч, а также движение велосипедов;
    • средство индивидуальной мобильности оборудовано тормозной системой, звуковым сигналом, световозвращателями белого цвета спереди, оранжевого или красного цвета с боковых сторон, красного цвета сзади, фарой (фонарем) белого цвета спереди.

    В случае движения по правому краю проезжей части оно должно осуществляться только в один ряд, по ходу движения транспортных средств. При этом лицам, использующим для передвижения СИМ, запрещаются обгон или объезд с левой стороны транспортного средства.

    Лица от 7 до 14 лет

    Движение лиц, использующих для передвижения СИМ, в возрасте от 7 до 14 лет должно осуществляться только:

    • по тротуарам;
    • по пешеходным дорожкам;
    • по велосипедным дорожкам;
    • по велопешеходным дорожкам,
    • в пределах пешеходных зон.

    Лица до 7 лет

    Движение лиц, использующих для передвижения СИМ, в возрасте до 7 лет должно осуществляться только в сопровождении взрослых:

    • по тротуарам;
    • по пешеходным дорожкам;
    • по велопешеходным дорожкам (на стороне для движения пешеходов);
    • в пределах пешеходных зон.

    Ограничение скорости СИМ

    Движение лиц, использующих для передвижения СИМ, разрешается со скоростью не более 25 км/ч.

    Если движение лица, использующего для передвижения СИМ, по тротуару, пешеходной дорожке, обочине или в пределах пешеходных зон (включая велосипедные дорожки, находящиеся в пешеходных зонах) подвергает опасности или создает помехи для движения пешеходов, лицо, использующее для передвижения СИМ, должно спешиться или снизить скорость до скорости, не превышающей скорость движения пешеходов.

    Во всех случаях совмещенного с пешеходами движения лиц, использующих для передвижения СИМ, пешеходы имеют приоритет.

    Что запрещено при езде на СИМ?

    Лицам, использующим для передвижения средства индивидуальной мобильности, запрещено:

    • выезжать на автомагистрали;
    • управлять СИМ (при наличии руля) не держась за руль хотя бы одной рукой;
    • перевозить груз, который выступает более чем на 0,5 м по длине или ширине за габариты, или груз, мешающий управлению;
    • перевозить пассажиров, если это не предусмотрено оборудованием или конструкцией СИМ;
    • перевозить детей до 7 лет при отсутствии специально оборудованных для них мест;
    • поворачивать налево или разворачиваться на дорогах с трамвайным движением и на дорогах, имеющих более одной полосы для движения в данном направлении (кроме случаев, когда из правой полосы разрешен поворот налево, и за исключением дорог, находящихся в велосипедных зонах);
    • пересекать дорогу по пешеходным переходам;
    • буксировать СИМы, а также буксировать СИМами, кроме буксировки прицепа, предназначенного для эксплуатации с СИМом;
    • передвигаться в зоне действия знака 3.10 «Движение пешеходов запрещено».

    Светофоры для СИМ

    Также поправками прописано, какими сигналами светофоров должны руководствоваться пользователи СИМ.

    Если сигнал светофора выполнен в виде силуэта пешехода, то его действие распространяется только на пешеходов. Если сигнал светофора выполнен в виде велосипеда, то его действие распространяется на велосипедистов и водителей мопедов, движущихся по велосипедной полосе.

    При этом лица, использующие для передвижения СИМ, должны руководствоваться сигналами светофора:

    • в виде силуэта пешехода — при движении по тротуару, пешеходной дорожке;
    • в виде силуэта велосипеда – при движении по велосипедной, велопешеходной дорожкам, полосе для велосипедистов.

    Для регулирования движения велосипедистов и лиц, использующих для передвижения СИМ, может использоваться также светофор с круглыми сигналами уменьшенного размера, дополненный прямоугольной табличкой белого цвета размером 200 х 200 мм с изображением велосипеда черного цвета.

    Лица, использующие для передвижения СИМ, должны руководствоваться сигналами регулировщика для пешеходов.

    Движение на СИМ в темноте

    В темное время суток и в условиях недостаточной видимости независимо от освещения дороги, а также в тоннелях на движущихся СИМ должны быть включены фары или фонари.

    При движении в темное время суток или в условиях недостаточной видимости лицам, использующим для передвижения СИМ, рекомендуется, а вне населенных пунктов указанные лица обязаны иметь при себе предметы со световозвращающими элементами и обеспечивать видимость этих предметов водителями других транспортных средств.

    Кому должны уступать дорогу лица на СИМ?

    Лица, передвигающиеся на СИМ, должны уступать дорогу:

    • при выезде из жилой зоны – другим участникам дорожного движения;
    • при пересечении проезжей части вне перекрестка – другим участникам дорожного движения, движущимся по ней.
    • в жилой зоне – пешеходам (пешеходы могут двигаться как по тротуарам, так и по проезжей части, при этом пешеходы не должны создавать на проезжей части необоснованные помехи для движения лиц, использующих для передвижения СИМ);

    Кто должен уступать дорогу лицам на СИМ?

    Согласно поправкам, водители будут обязаны предоставлять преимущество лицам, использующим для передвижения СИМ, в следующих ситуациях:

    • при выезде на дорогу с прилегающей территории и съезде с дороги;
    • при повороте направо или налево (если лица на СИМ пересекают проезжую часть дороги, на которую поворачивает водитель);
    • на регулируемых пешеходных переходах при включении разрешающего сигнала светофора водитель должен дать возможность лицам, использующим для передвижения СИМ, закончить пересечение проезжей части (трамвайных путей) соответствующего направления;

    В велосипедной зоне лица, использующие для передвижения СИМ, имеют преимущество перед механическими транспортными средствами, а также могут двигаться по всей ширине проезжей части, предназначенной для движения в данном направлении, при соблюдении требований пунктов 9.1.1 — 9.3 и 9.6 — 9.12 ПДД.

    При отсутствии тротуаров, пешеходных дорожек, велопешеходных дорожек или обочин, а также в случае невозможности двигаться по ним пешеходы могут двигаться по велосипедной дорожке или идти в один ряд по краю проезжей части (на дорогах с разделительной полосой — по внешнему краю проезжей части). В этом случае при движении по велосипедным дорожкам, а также при пересечении таких дорожек пешеходы должны уступать дорогу велосипедистам и лицам, использующим для передвижения СИМ.

    ИЗМЕНЕНИЯ ДЛЯ ВЕЛОСИПЕДОВ

    Изменены требования и к велосипедам. Так, их исключили из перечня транспортных средств, которым разрешена стоянка на краю тротуара:

    «Стоянка на краю тротуара, граничащего с проезжей частью, разрешается только легковым автомобилям, мотоциклам, мопедам и велосипедам в местах, обозначенных знаком 6.4 с одной из табличек 8.4.7, 8.6.2, 8.6.3, 8.6.6-8.6.9.»

    Ещё одна поправка – велосипеды исключили из перечня транспорта, на котором в светлое время суток должны быть включены фары или дневные ходовые огни:

    «В светлое время суток на всех движущихся транспортных средствах ( кроме велосипедов ) с целью их обозначения должны включаться фары ближнего света или дневные ходовые огни»

    И последняя поправка – велосипедистам, также как и пользователям СИМ и мопедов, прописали необходимость использования световозвращающих элементов за городом:

    «При движении в темное время суток или в условиях недостаточной видимости велосипедистам, лицам, использующим для передвижения СИМ, и водителям мопедов рекомендуется, а вне населенных пунктов указанные лица обязаны иметь при себе предметы со световозвращающими элементами и обеспечивать видимость этих предметов водителями других транспортных средств».

    Автошкола Профи-Центр

    Средства индивидуальной мобильности в ПДД с 1 марта 2023

    С 1 марта 2023 года вступит в силу новая редакция ПДД (краткий обзор основных изменений можно найти здесь), которая вводит новый вид ТС — средства индивидуальной мобильности или СИМ. Выясняем: что такое СИМ, какие транспортные средства к ним отнесли и где можно будет передвигаться на средствах индивидуальной мобильности.

    Что такое средство индивидуальной мобильности?

    Согласно дополненному пункту ПДД 1.2 понятие СИМ звучит так: «Средство индивидуальной мобильности — транспортное средство, имеющее одно или несколько колес (роликов), предназначенное для индивидуального передвижения человека посредством использования двигателя (двигателей) (электросамокаты, электроскейтборды, гироскутеры, сегвеи, моноколеса и иные аналогичные средства)».

    Что нужно уяснить из этой формулировки:

    • средство индивидуальной мобильности — это транспортное средство (ТС), а значит все пункты ПДД, в которых используется термин ТС, будут относиться и к СИМ. Но при этом СИМ не относится к категории «механическое транспортное средство», а значит пункты ПДД, касающиеся механических ТС, СИМ не затрагивают;
    • к СИМ относятся: электросамокаты, электроскейтборды, гироскутеры, сегвеи, моноколеса. То есть, если в документах на ТС (к ним в том числе относится инструкция по эксплуатации или гарантийный талон) есть одно из перечисленных выше определений, перед вами СИМ — средство индивидуальной мобильности. Однако формулировка «и иные аналогичные средства» в тексте ПДД намекает, что этот список может быть дополнен со временем.

    Человек, передвигающийся на СИМ, относится к пешеходам?

    Зависит от ситуации. Определение пешехода в новых ПДД звучит так: « Пешеход — это лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге, либо на пешеходной или велопешеходной дорожке и не производящее на них работу. К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках, ведущие средство индивидуальной мобильности, велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску, а также использующие для передвижения роликовые коньки, самокаты и иные аналогичные средства».

    Вывод: если человек ведет СИМ (то есть — спешился и катит ТС рядом), он становится пешеходом. В момент передвижения водитель на СИМ пешеходом не является.

    С какой скоростью могут передвигаться водители СИМ?

    Для тех, кто использует средства индивидуальной мобильности, максимальная скорость составляет 25 км/ч.

    Важно: это ограничение распространяется на тротуары, обочины и проезжую часть, однако следует учитывать, что 25 км/ч — это максимальная скорость, и на отдельных участках дорог могут быть установлены дополнительные ограничения.

    Где можно будет ездить на СИМ с 1 марта 2023 года

    Правила передвижения на средствах индивидуальной мобильности в новых ПДД разделяются для: детей младше 7 лет, детей от 7 до 14 лет, детей старше 14 и взрослых.

    Где может ездить на СИМ ребенок младше 7 лет?

    Дети до 7 лет на СИМ смогут ездить по:

    • тротуарам;
    • пешеходным дорожкам;
    • велопешеходным дорожкам (по пешеходной части);
    • пешеходным зонам.

    Плюс в обновленном пункте ПДД 24.4 уточняется, что дети до 7 лет могут ехать на СИМ только в сопровождении взрослых . Как это будет работать на практике пока не совсем ясно.

    Где может ездить на СИМ ребенок от 7 до 14 лет?

    Дети от 7 до 14 лет смогут передвигаться на СИМ по:

    • тротуарам;
    • пешеходным дорожкам;
    • велосипедным дорожкам;
    • велопешеходным дорожкам (по велосипедной части);
    • пешеходным зонам.

    Важно: движение по пешеходной части велопешеходных дорожек для детей от 7 до 14 уже запрещается — это уточняет пункт ПДД 24.3.

    Где могут ездить на СИМ дети старше 14 и взрослые?

    Здесь все несколько сложнее, так как нужно учитывать особые условия.

    Если масса СИМ не превышает 35 кг, водители средств индивидуальной мобильности от 14 лет и старше могут передвигаться в: пешеходной зоне, по тротуарам и пешеходным дорожкам при соблюдении одного из следующих условий :

    • нет велосипедных и велопешеходных дорожек, а также полосы для велосипедистов, либо отсутствует возможность двигаться по ним;
    • водитель СИМ сопровождает ребенка в возрасте до 14 лет на велосипеде или СИМ.

    Водитель СИМ от 14 и старше может двигаться по обочине — в том случае, если отсутствуют: велосипедная и велопешеходная дорожки, полоса для велосипедистов и тротуар, либо отсутствует возможность движения по ним.

    Водитель СИМ в возрасте от 14 лет и старше может передвигаться по правому краю проезжей части при одновременном соблюдении таких условий :

    • отсутствуют велосипедная и велопешеходная дорожки, полоса для велосипедистов, тротуар, пешеходная дорожка, обочина, либо отсутствует возможность двигаться по ним;
    • на дороге разрешено движение ТС со скоростью не более 60 км/ч;
    • на дороге разрешено движение велосипедистов;
    • СИМ оборудовано тормозной системой, звуковым сигналом, световозвращателями и фарой.

    Тонкостей, связанных с СИМ, в новых ПДД очень много — пока что мы рассмотрели только основные положения. Самый исчерпывающий материал по всем правилам, которые коснутся СИМ, а также знаков, которые действуют для них с 1 марта и других вопросов, связанных с новым типом ТС, можно найти здесь .

    Еще больше важных материалов об нововведениях в ПДД и обучении в автошколе в блоге «Профи Центр» .

    Обзор 10 важных изменений в ПДД с 1 марта 2023
    Чем грозит нарушение указаний регулировщика?

    2022 © Профи Центр

    СИМ — новый вид ТС в ПДД с 1 марта 2023

    С 1 марта 2023 года вступит в силу новая редакция ПДД (краткий обзор основных изменений можно найти здесь), которая вводит новый вид ТС — средства индивидуальной мобильности или СИМ. Выясняем: что такое СИМ, какие транспортные средства к ним отнесли и где можно будет передвигаться на средствах индивидуальной мобильности. Что такое средство индивидуальной мобильности? Согласно дополненному пункту ПДД 1.2 понятие СИМ звучит так: «Средство индивидуальной мобильности — транспортное средство, имеющее одно или несколько колес (роликов), предназначенное для индивидуального передвижения человека посредством использования двигателя (двигателей) (электросамокаты, электроскейтборды, гироскутеры, сегвеи, моноколеса и иные аналогичные средства)». Что нужно уяснить из этой формулировки: средство индивидуальной мобильности — это транспортное средство (ТС), а значит все пункты ПДД, в которых используется термин ТС, будут относиться и к СИМ. Но при этом СИМ не относится к категории «механическое транспортное средство», а значит пункты ПДД, касающиеся механических ТС, СИМ не затрагивают; к СИМ относятся: электросамокаты, электроскейтборды, гироскутеры, сегвеи, моноколеса. То есть, если в документах на ТС (к ним в том числе относится инструкция по эксплуатации или гарантийный талон) есть одно из перечисленных выше определений, перед вами СИМ — средство индивидуальной мобильности. Однако формулировка «и иные аналогичные средства» в тексте ПДД намекает, что этот список может быть дополнен со временем. Человек, передвигающийся на СИМ, относится к пешеходам? Зависит от ситуации. Определение пешехода в новых ПДД звучит так: «Пешеход — это лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге, либо на пешеходной или велопешеходной дорожке и не производящее на них работу. К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках, ведущие средство индивидуальной мобильности, велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску, а также использующие для передвижения роликовые коньки, самокаты и иные аналогичные средства». Вывод: если человек ведет СИМ (то есть — спешился и катит ТС рядом), он становится пешеходом. В момент передвижения водитель на СИМ пешеходом не является. С какой скоростью могут передвигаться водители СИМ? Для тех, кто использует средства индивидуальной мобильности, максимальная скорость составляет 25 км/ч. Важно: это ограничение распространяется на тротуары, обочины и проезжую часть, однако следует учитывать, что 25 км/ч — это максимальная скорость, и на отдельных участках дорог могут быть установлены дополнительные ограничения. Где можно будет ездить на СИМ с 1 марта 2023 года Правила передвижения на средствах индивидуальной мобильности в новых ПДД разделяются для: детей младше 7 лет, детей от 7 до 14 лет, детей старше 14 и взрослых. Где может ездить на СИМ ребенок младше 7 лет? Дети до 7 лет на СИМ смогут ездить по: тротуарам; пешеходным дорожкам; велопешеходным дорожкам (по пешеходной части); пешеходным зонам. Плюс в обновленном пункте ПДД 24.4 уточняется, что дети до 7 лет могут ехать на СИМ только в сопровождении взрослых. Как это будет работать на практике пока не совсем ясно. Где может ездить на СИМ ребенок от 7 до 14 лет? Дети от 7 до 14 лет смогут передвигаться на СИМ по: тротуарам; пешеходным дорожкам; велосипедным дорожкам; велопешеходным дорожкам (по велосипедной части); пешеходным зонам. Важно: движение по пешеходной части велопешеходных дорожек для детей от 7 до 14 уже запрещается — это уточняет пункт ПДД 24.3. Где могут ездить на СИМ дети старше 14 и взрослые? Здесь все несколько сложнее, так как нужно учитывать особые условия. Если масса СИМ не превышает 35 кг, водители средств индивидуальной мобильности от 14 лет и старше могут передвигаться в: пешеходной зоне, по тротуарам и пешеходным дорожкам при соблюдении одного из следующих условий: нет велосипедных и велопешеходных дорожек, а также полосы для велосипедистов, либо отсутствует возможность двигаться по ним; водитель СИМ сопровождает ребенка в возрасте до 14 лет на велосипеде или СИМ. Водитель СИМ от 14 и старше может двигаться по обочине — в том случае, если отсутствуют: велосипедная и велопешеходная дорожки, полоса для велосипедистов и тротуар, либо отсутствует возможность движения по ним. Водитель СИМ в возрасте от 14 лет и старше может передвигаться по правому краю проезжей части при одновременном соблюдении таких условий: отсутствуют велосипедная и велопешеходная дорожки, полоса для велосипедистов, тротуар, пешеходная дорожка, обочина, либо отсутствует возможность двигаться по ним; на дороге разрешено движение ТС со скоростью не более 60 км/ч; на дороге разрешено движение велосипедистов; СИМ оборудовано тормозной системой, звуковым сигналом, световозвращателями и фарой. Тонкостей, связанных с СИМ, в новых ПДД очень много — пока что мы рассмотрели только основные положения. Самый исчерпывающий материал по всем правилам, которые коснутся СИМ, а также знаков, которые действуют для них с 1 марта и других вопросов, связанных с новым типом ТС, можно найти здесь. Еще больше важных материалов об нововведениях в ПДД и обучении в автошколе в блоге «Профи Центр». Обзор 10 важных изменений в ПДД с 1 марта 2023 Чем грозит нарушение указаний регулировщика?

    Что такое средство индивидуальной мобильности и где на них нельзя ездить. Объясняем простыми словами

    Средство индивидуальной мобильности (СИМ) — официальный термин, внесённый в российские ПДД для обозначения электросамокатов, электроскейтбордов, гироскутеров, сегвеев, моноколёс и аналогов. Подробнее в статье, которую проверил юрист Андрей Саунин.

    СИМ определяют как транспортные средства с одним или несколькими колёсами (роликами) и двигателем (или несколькими). Они предназначены исключительно для одного человека — даже вдвоём ездить нельзя — отсюда и слово «индивидуальной» в названии.

    До того как весной 2023 года понятие закрепили юридически, к СИМ относили также ролики, обычные самокаты и скейтборды и иногда даже велосипеды. Но велосипеды были и раньше прописаны в ПДД, а другие безмоторные средства решили считать за спортинвентарь, а не транспорт.

    Есть ещё одно, неофициальное название СИМ — микротранспорт.

    • consultant.ru 1, 2, 3;
    • kommersant.ru 1, 2; .

    Где можно ездить на СИМ

    Детям до 14 лет можно ездить на электросамокатах и других средствах индивидуальной мобильности только:

    • по тротуарам,
    • пешеходным зонам,
    • велодорожкам.

    При этом дети младше семи лет могут это делать исключительно в сопровождении взрослых. При этом правила прокатных организаций могут и вовсе запрещать им пользоваться СИМ.

    Подростки с 14 лет и взрослые могут ездить:

    • по проезжей части велосипедной зоны (участок, обозначенный специальными знаками);
    • по велодорожкам;
    • в пешеходной зоне — только на электросамокатах и аналогах не тяжелее 35 кг;
    • по тротуарам и пешеходным дорожкам — если нет велодорожек или полос для велосипедистов (или возможности по ним ехать) или если сопровождают ребенка до 14 лет на СИМ или велосипеде;
    • по обочине — если нет полосы для велосипедистов, дорожек и тротуаров;
    • по правому ряду дороги — если нет вышеперечисленных альтернатив, а на дороге действует ограничение скорости 60 км/ч и разрешено движение велосипедистов. Но СИМ должно быть оборудовано тормозами, звуковым сигналом, световозвращателями сзади и по бокам и фарой спереди.

    Для обозначения мест, где нельзя ездить на средствах индивидуальной мобильности, в ПДД появился специальный знак 3.35 «Движение на средствах индивидуальной мобильности запрещено».

    Знаки для обозначения пешеходной и велосипедной зон, а также знак «Движение на средствах индивидуальной мобильности запрещено»

    Что запрещено водителям СИМ

    Ездить со скоростью больше 25 км/ч.

    Управлять СИМ, не держась хотя бы одной рукой за руль (если он есть).

    Мешать движению пешеходов и подвергать их опасности. Если такое происходит, водитель должен спешиться или замедлиться до скорости движения пешеходов. В пешеходной зоне и на тротуаре пешеходы всегда имеют приоритет перед водителями СИМ.

    Ездить без фар или фонарей в тёмное время суток или в условиях недостаточной видимости.

    При езде вне населённых пунктов кроме фар необходимы также светоотражающие элементы.

    Обгонять или объезжать слева другой транспорт при движение по дорогам. Это относится в том числе и к припаркованным автомобилям.

    Буксировать СИМ или СИМом.

    За любое нарушение этих правил теперь положено наказание — штраф в 800 рублей. А если выяснится, что человек находился в состоянии алкогольного опьянения, то штраф вырастет до 1000–1500 рублей.

    Если человек на СИМ сбил кого-то, то его может ждать уголовная ответственность — если пострадавший получил средний или тяжкий вред здоровью.

    Для каких СИМ нужны права

    Новые ПДД не относят СИМ к механическим транспортным средствам. Поэтому для них не нужно получать водительские права или открывать новую категорию.

    До внесения поправок в ПДД, пока статус СИМ не был определен, водители электросамокатов и аналогов с двигателем мощностью 250 Вт приравнивались к пешеходам. Если мощность больше 250 Вт, то к водителям мопедов. А если более 4 кВт — то к мотоциклам. Для езды на мопеде требуются права специальной категории М или любых других категорий, на мотоцикле — права категории А.

    По новым правилам СИМ вне зависимости от мощности не приравниваются к мопедам или мотоциклам. Поэтому водительские права пока не нужны даже для мощных гаджетов.

    Человек на СИМ — пешеход или водитель?

    Человек на СИМ не является ни пешеходом, ни водителем.

    В ПДД выделили отдельную категорию: «лица, использующие для передвижения средства индивидуальной мобильности».

    Но кроме знака «Движение на средствах индивидуальной мобильности запрещено» на водителей СИМ распространяется действие и знака «Движение пешеходов запрещено». То есть нельзя пешеходам — нельзя и на электросамокате. Если человек едет на СИМ по тротуару или пешеходной дорожке, то он должен ориентироваться на сигналы светофора в виде силуэта пешехода. Чтобы пересечь проезжую часть, он должен спешиться (и будет считаться в этом случае пешеходом). При движении по велодорожке нужно ориентироваться на сигналы светофора в виде велосипеда.

    В КоАП подобной категории пока нет. Человек на СИМ, в случае нарушения правил, будет относится к так называемым другим лицам, участвующим в процессе дорожного движения, и наказание ему грозит такое же, как нарушителю в статусе пешехода. Если же он сам пострадает в ДТП с автомобилем, то водителю авто придётся нести ответственность как за наезд на пешехода.

    Критика правил для СИМ

    • Скорость 25 км/ч, с которой разрешено ездить в том числе и по тротуару, может быть опасна как для катающихся, так и для пешеходов.

    «При столкновениях на таких скоростях взрослому человеку наносятся сильные травмы, а ребёнок или пожилой может и не выжить», — отмечал глава комиссии по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры заксобрания Санкт-Петербурга Алексей Цивилев. Он даже попросил приостановить вступление поправок в ПДД в силу и направить их на новое обсуждение. Но в Минтрансе пообещали скорректировать правила не раньше чем после анализа «правоприменительной практики» по итогам сезона 2023 года.

    • В определении СИМ нет ограничения по мощности двигателя.

    Поэтому теоретически к СИМ могут относиться мопеды и одноместные мотоциклы с электрическими двигателями. Это ведёт к путанице в оформлении ДТП, статистике и т. п.

    • Нет ясности с контролем правил.

    Нет ясности, как идентифицировать СИМ в случае ДТП, как контролировать разрешенный вес, скорость и т. п.

    • Неполно очерчена ответственность самокатчиков и других катающихся.

    Например, человек, который едет на СИМ, в отличие от обычного водителя, может покинуть место ДТП, и ему за это ничего не грозит.

    • Правила не требуют от водителей СИМ использовать защиту — шлемы, налокотники и наколенники.

    При этом человек на СИМ очень уязвим в случае падения или столкновения, особенно на большой скорости. Эксперты рекомендуют не пренебрегать защитой, несмотря на то что она не является обязательной с точки зрения правил.

    Цифры

    941 ДТП с участием СИМ зарегистрировали в 2022 году. Это на 40% больше, чем в 2021-м.

    19 человек погибли, в том числе два ребёнка.

    Треть пострадавших в ДТП младше 20 лет.

    В трети ДТП участвовали арендованные СИМ.

    В 5% случаев участники ДТП на СИМ были нетрезвые.

    Чуть больше чем в половине случаев (57%) ДТП с СИМ виновными были водители автотранспорта.

    В МВД указывают, что СИМ плохо заметны в транспортном потоке, а городские улицы не готовы к появлению новой категории участников дорожного движения.

    Пример употребления на «Секрете»

    «Очевидно, что человек в состоянии алкогольного опьянения не должен использовать СИМ для передвижения. Наши внутренние правила (оферта) с начала работы сервиса запрещают такие действия. Мы поддерживаем введение ответственности за использование СИМ гражданами в состоянии опьянения. При этом обязательно надо исходить из принципов справедливости и соразмерности. Для сравнения: за управление автомобилем в нетрезвом виде водительские права забирают не более чем на 1,5–2 года».

    (Руководитель GR-сервиса кикшеринга Whoosh Сергей Карлов — об идее пожизненно запретить аренду электросамокатов тем, кто ездил на них пьяными.)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *